Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа педагога с семьей по профилактике формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников

Работа №80713

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы108
Год сдачи2020
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
192
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ПРОФИЛАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ СКЛОННОСТИ К
ПОТРЕБЛЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ 9
1.1 Аддиктивное поведение как один из видов отклоняющегося
поведения младших школьников 9
1.2 Особенности младших школьников, способствующие
формированию склонности к потреблению психоактивных веществ 14
1.3 Направления деятельности педагога с семьей по профилактике
потребления психоактивных веществ младшими школьниками 17
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СКЛОННОСТИ К ПОТРЕБЛЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ 28
2.1 Ход экспериментальной работы. Характеристика используемых
методик 28
2.2 Анализ результатов экспериментальной работы 30
2.3 Программа работы педагога с семьей по профилактике
формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников 36
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Проблема потребления психоактивных веществ (ПАВ) в настоящее время является актуальной и обусловлена тем, что затрагивает не только личные проблемы детей, но и их здоровье и благополучие. Наркомания является одной из острых тем современного мирового сообщества, вызвавшей острую необходимость решительных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами [12]. В России потребление психоактивных веществ в младшем школьном возрасте обернулось в такую сложную ситуацию, которая сказывается как на самочувствии детей, так и на их общественной жизни. По данным исследований, самый ранний возраст приобщения к психоактивным веществам равен 6-7 годам [25]. Именно в школьном периоде жизни происходит становление характера детей, формируются личностные качества, которые оказывают большое влияние на их взаимоотношения с окружающими людьми, взаимодействие как со сверстниками, так и со взрослыми [15]. Есть ряд причин, по которым дети начинают потреблять психоактивные вещества: любопытство, желание быть взрослым, стремление попробовать все без исключения, проблемы в семье, неразвитые личностные качества.
По данным федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков ежегодно потреблять наркотические вещества начинают 90 тысяч граждан России. Пятая часть всех россиян - это младшие школьники, которые принимают психоактивные вещества. Из-за превышения дозы химических веществ детская смертность увеличилась в 40 раз [40].
Е. В. Змановская отмечает, что появляются новые формы аддиктивного поведения. Рассмотрим наиболее распространенные формы аддиктивных расстройств, характерных для детского возраста [14].
Табакокурение. В России впервые табак появляется при Иване Грозном, и курение приобретает популярность. В младшем школьном возрасте проявляется лишь одна фаза этой аддикции - фаза пробного курения (6-12 лет). Наиболее эффективная профилактика табакокурения приходится как раз на младший школьный возраст, когда еще не сформировалась зависимость [12].
Потребление алкоголя. По данным Всемирной организации здравоохранения в результате употребление алкоголя на каждый год умирают 2500000 человек, из них 320000 - дети. Аддиктивное поведение, вызванное употреблением алкоголя младшими школьниками, называется ранней алкоголизацией - дети знакомятся с алкоголем в возрасте до 16 лет. Главную роль в потреблении алкоголя школьникам играет любопытство, стремление стать взрослым и не отставать от своих сверстников. Нетерпеливые, раздражительные, неспособные к длительному сосредоточению внимания - это дети 6-8 лет, которые подвержены склонности к потреблению алкоголя. К 11 годам у ребенка, склонного к алкоголизации, появляются трудности в обучении: у него превалирует низкая умственная работоспособность, проблемы с самостоятельным выполнением домашних заданий [3].
Наркомания - это психическая и физическая зависимость, болезнь, вызываемая систематическим потреблением наркотиков [16]. Наркотики - вещества, которые быстро и сильно приводят к формированию психической и физической зависимости, состоянию, при котором человек испытывает потребность в регулярном приеме этих средств. Наркотики делятся на четыре группы: психодепрессанты (морфин, кодеин, метадонг, героин, промедол (тримеперидин), фентанил, трамадол); седативные и снотворные средства (этаминал-натрия, фенобарбитал, реланиум, феназепам, оксибутират натрия (бутират); психостимуляторы (первитин (метамфетамин), кокаин, эфедрон, кофеин (триметилксантин), фенамин (амфетамин), никотин, экстази (MDMA), алкоголь); галлюциногенные вещества (марихуана (конопля), гашиш, спайс, ЛСД (диэтиламид d- лизергиновая кислота), фенциклидин (РСР), мескалин, псилобицин, циклодол, калипсол (кетамин), ингалянты). Подростковый наркотизм связан с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений [43].
Актуальностью нашей работы является то, что дети в современном мире проводят времени в школе с учителем больше, чем дома с семьей. Самые главные мероприятия, направленные на изучение отрицательного влияния психоактивных веществ на организм человека должны проводиться в школе классным руководителем. Это означает, что именно педагог может первым прийти на помощь детям, которые попали в трудную жизненную ситуацию и приобрели склонность к потреблению психоактивных веществ. Таким образом, существует противоречие между необходимостью работы по профилактике потребления психоактивных веществ младшими школьникам и недостаточным вниманием к работе с семьей в данном направлении.
Проблема исследования: каково содержание программы работы педагога с семьей по профилактике формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников?
Цель: изучение теоретических аспектов проблемы взаимодействия с семьей младшего школьника по профилактике формирования склонности к потреблению психоактивных веществ для разработки программы деятельности педагога.
Объект исследования: профилактика формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников.
Предмет исследования: работа педагога с семьей по профилактике формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников.
Задачи:
1. Охарактеризовать аддиктивное поведение как один из видов отклоняющегося поведения младших школьников.
2. Определить особенности младших школьников, способствующие формированию склонности к потреблению психоактивных веществ.
3. Изучить направления деятельности педагога с семьей по профилактике потребления психоактивных веществ младшими школьниками.
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы по выявлению склонности к потреблению психоактивных веществ.
5. Создать программу работы педагога с семьей по профилактике формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические (анализ педагогической, психологической и методической литературы);
- эмпирические (опросные методы, эксперимент);
- методы обработки и интерпретации результатов.
Этапы исследования:
1. Первый этап (сентябрь 2019 года) - формулировалась тема исследования, анализировались основные понятия, степень изученности проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Второй этап (октябрь-декабрь 2019 года) - проводилась экспериментальная работа.
3. Третий этап (январь-май 2020 года) - проводились обработка и анализ полученных данных, составление программы работы педагога с семьей, направленной на профилактику формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников. Делались выводы. 
Апробация работы: разработанная программа может быть
использована учителями начальных классов в процессе взаимодействия с семьей для профилактики формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В младшем школьном возрасте детей интересует все, что их окружает, чем занимаются другие люди и как они живут. К сожалению, в поле зрения младшего школьника нередко попадают люди, пропагандирующие неправильный образ жизни. Также ребенок может попасть в ситуацию, где ему впервые предложат попробовать наркотическое вещество. В силу своего возраста, ребенку становится интересно, что же такое наркотики и как они действуют. В этом возрасте наиболее часто встречается токсикомания, нежели наркомания. Знания и о пагубном пристрастии к психоактивным веществам у детей отрывочны.
Необходимо отметить, что это возраст появления любопытства к наркотикам, возраст подражания и формирования «моды». Слишком частое обсуждение этой проблемы в обществе у детей формирует наибольший интерес и дает обратный эффект - усиление любопытства о психоактивных веществах.
Ребенку в младшем школьном возрасте необходимо разъяснить и дать познавательную информацию о том, какие вещества являются полезными, а какие - вредными. Чем раньше ребенок узнает о последствиях принятия вредных веществ, тем больше будет шансов предостеречь формирование склонности к потреблению психоактивных веществ.
В первой главе нашей работы мы рассмотрели теоретические аспекты проблемы профилактики формирования склонности к потреблению психоактивных веществ, понятие аддиктивного поведения. Мы разобрали особенности формирования склонности к потреблению сильнодействующих веществ. Не оставили без внимания и направления деятельности педагога с семьей по профилактике потребления психоактивных веществ младшими школьниками.
Во второй главе нами была проведена методика «Может ли.» Н. А. Гусевой, опросник для родителей «Выявление предрасположенности к аддиктивному (зависимому) поведению» В. Ю. Завьялова. Здесь мы проанализировали результаты и выявили процент детей, которому необходима ранняя помощь для предотвращения склонности к потреблению психоактивных веществ. Также мы сравнили ответы родителей и детей, и получилось, что различия между ними являются незначимыми.
Успешность решения данной проблемы мы видим в своевременной помощи ребенку, в целенаправленном процессе воспитания таких качеств личности, как целеустремленность, активность, сила воли, самоконтроль, смелость, настойчивость. Эти хорошо развитые качества обуславливают наиболее успешную жизнь ребенка, его стремление к совершенству и просто любовь к жизни.
Одним из важных этапов борьбы с этой проблемой явилось создание программы работы педагога с семьей по профилактике формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников, которая окажет большую помощь родителям в предотвращении страшных последствий от склонности потребления психоактивных веществ детьми младшей школы, сформирует у родителей ответственность за каждое слово и действие в сторону ребенка.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. Дальнейшим направлением исследования может стать внедрение программы профилактики потребления психоактивных веществ в образовательный процесс.



1. Бахтин, И. С. Личностные особенности курсантов военноморских высших военных учебных заведений, склонных к аддиктивному поведению [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.04 / Бахтин Илья Сергеевич. - Санкт-Петербург, 2016. - 193 с.
2. Влияние особенностей семьи на формирование аддиктивного поведения подростка [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа:https://moluch.ru/th/4/archive/81/2992/. - Загл. с экрана.
3. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа:https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/alcohol.- Загл. с экрана.
4. Выявление и профилактика подростковой наркомании [Текст] : учебно-методическая пособие / С. Б. Белогуров и др. - Санкт-Петербург : СпецЛит, 2017. - 47 с.
5. Галяутдинова, С. И. К проблеме понимания аддикции и зависимости отечественными и зарубежными исследователями [Текст] : в 25 т. / С. И. Галяутдинова, Е. В. Ахмадеева // Вестник Башкирского университета. - 2013. - 18 т. - № 1. - С. 232-235.
6. Ганишина, И. С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних [Текст] : учеб. пособие / И. С. Ганишина, А. И. Ушатиков . - Москва : Изд-во МПСИ, 2006. - 284 с.
7. Головей, Л. А. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - Санкт-Петербург : Речь, 2008. - 688 с.
8. Долганов, Д. Н. К вопросу о перспективах изучения системы личных конструктов при аддиктивном поведении [Текст] / Дмитрий Долганов // Сибирский психологический журнал. - 2006. - № 23. - С. 27-30.
9. Дубровина, И. В. Младший школьник: развитие
познавательных способностей [Текст] : пособие для учителя / И. В. Дубровина и др. ; под ред. И. В. Дубровиной. - Москва : Просвещение, 2007. - 148 с.
10. Дубровина, И. В. Психология [Текст] : учебник для студентов средних педагогических учебных заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A. M. Прихожан. - Москва : Академия, 2003. - 460 с.
11. Дыненкова, Е. Н. Методические рекомендации по социально-психологическому тестированию обучающихся образовательных организаций на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ [Текст] / Елена Николаевна Дыненкова. - Полевской : Моя Родина, 2013. - 64 с.
12. Жукова, М. В. Профилактика аддиктивного поведения: теоретические аспекты и активные формы работы со школьниками [Текст] : учебно-методическое пособие / М. В. Жукова, Е. В. Фролова, К. И. Шишкина. - Челябинск : Изд-во «Цицеро», 2017. - 220 с.
13. Жукова, М. В. Социально-психологические аспекты взаимодействия семьи и школы по профилактике аддиктивного поведения школьников [Текст] : учебно-методическое пособие / М. В. Жукова, Е. В. Фролова, К. И. Шишкина. - Челябинск : Изд-во ЮУрГГПУ, 2018. - 299 с.
14. Змановская, Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Елена Змановская. - Москва : Академия, 2003. - 288 с.
15. Информационно-просветительская работа по профилактике употребления психоактивных веществ в дошкольных, школьных и профессиональных образовательных организациях [Текст] : методические рекомендации / Е. А. Брюн и др.; отв. ред. Т. В. Агибалова ; Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Московский научно-практический центр наркологии Департамента здравоохранения города Москвы». - Москва : Изд-во МНПЦ наркологии ДЗМ, 2019. - 46 с.
16. Информация по профилактике наркомании, правовых и
медицинских последствиях потребления наркотических средств, психотропных веществ и аналогов [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа:http://www.4gdkp.by/stati/535-informatsiya-po-profilaktike-narkomanii-pravovykh-i-meditsinskikh-posledstviyakh-potrebleniya-narkoticheskikh-sredstv-psikhotropnykh-veshchestv-i-ikh-analogov. - Загл. с экрана.
17. Ишембитова, З. Г. Проблемы воспитания детей в семье в условиях глобализации общества [Текст] : в 19 т. / Зифа Гадельшиновна Ишембитова // Вестник Башкирского университета. - 2014. - 19 т. - № 2. - С. 683-690.
18. Калинина, К. А. Профилактика девиантного поведения младшего школьника [Текст] / Ксения Калинина // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. - 2016. - 1 т. - № 1. - С. 120-123.
19. Короленко, Ц. П. Психосоциальная аддиктология [Текст] / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. - Новосибирск : Олсиб, 2001. - 251 с.
20. Короленко, Ц. П. Социодинамическая психиатрия [Текст] / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. - Москва : Академический Проект, 2000. - 460 с.
21. Крутецкий, В. А. Психология [Текст] : учебник для учащихся пед. училищ / В. А. Крутецкий. - Москва : Просвещение, 1980. - 352 с.
22. Личко, А. Е. Подростковая психиатрия [Текст] : руководство для врачей / Андрей Личко. - Москва : Медицина, 1985. - 416 с.
23. Макеева, А. Г. Долго ли до беды? [Текст] : педагогическая профилактика детского наркотизма / А. Г. Макеева, И. А. Лысенко. - Москва : Линка-Пресс, 2000. - 156 с.
24. Малкина-Пых, И. Г. Возрастные кризисы [Текст] / Ирина Малкина-Пых. - Москва : Эксмо, 2004. - 896 с.
25. Национальная служба новостей [Электронный ресурс]. -
Электрон. дан. - Режим доступа: https://nsn.fm/society/society-detskiy-
ombudsmen-minimalnyy-vozrast-upotrebleniya-narkotikov-sostavlyaet-6-let. с экрана.
26. Основы знаний о профилактике аддиктивного (зависимого) поведения [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://edunyagan.ru/files/organizaciyaprofilakticheskoydeyatel-nosti.pdf.- Загл. с экрана.
27. Письмо Министерства образования и науки РФ от 05.09.2011
№ МД-1197/06 «О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-
prostranstvo/profilaktika-negativnykh-proyavlenij/normativno-pravovaya- dokumentatsiya/pismo-minobrnayki-1197-06.html. - Загл. с экрана.
28. Профилактика потребления психоактивных веществ в образовательных учреждениях стран Восточной Европы и Центральной Азии: обзор и нормативная база существующей практики [Текст]. - Москва : Изд-во Бюро ЮНЕСКО, 2015. - 82 с.
29. Профилактика потребления токсических и наркотических
веществ несовершеннолетними в учреждениях образования [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа:
http://www.medkirov.ru/site/LSP91FCA9.- Загл. с экрана.
30. Профилактическая деятельность как фактор формирования здорового стиля жизни [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа:http://burnaeva.reg-school.ru/download/6165.- Загл. с экрана.
31. Психологическая помощь: t-критерий Стьюдента
[Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа:
https://www.psychol-ok.ru/statistics/student/. - Загл. с экрана.
32. Психологические особенности детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http: //www.gimnazia22.ru/roditelj am/sluj bi-gimnazii/socio_slujba/psiholog_osob_ml.html. - Загл. с экрана.
33. Работа с подростками девиантного поведения [Текст] :
поведенческие программы, социально-психологические тренинги : [5-11
классы] / авт.-сост. И. А. Устюгова и др. - Волгоград : Учитель, 2013. - 148 с.
34. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]. В 2 ч. Ч. 1. Система работы психолога с детьми разного возраста / Евгений Рогов. - Москва : Юрайт, 2014. - 412 с.
35. Сборник статей по итогам VI Международной научно¬
практической конференции педагогов и студентов «Начальное образование сегодня и завтра» (25 ноября-2 декабря 2019 г.) [Текст] / Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический
университет. - Челябинск : ЮУрГГПУ, 2020. - 216 с.
36. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-
ФЗ (ред. от 06.02.2020). СК РФ Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье [Электронный ресурс ]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/
d97e3158b12d1907c420a43e1ce229d24956b2b9/. - Загл. с экрана.
37. Сирота, Н. А. Эффективные программы профилактики зависимости от наркотиков и других форм зависимого поведения [Текст] / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. - Казань : Радуга, 2004, - 103 с.
38. Смирнов, А. А. Избранные психологические труды [Текст] : в 2 т. / Анатолий Смирнов. - Москва : Педагогика, 1987. - 1 т. - (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Академии педагогических наук СССР).
39. Смирнов, А. В. Базовые психологические компоненты
аддиктивного поведения в структуре интегральной индивидуальности [Текст] : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 / Смирнов Александр
Васильевич. - Екатеринбург, 2015. - 489 с.
40. Статистика наркомания в России: точные цифры и показатели прироста наркозависимых [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nardis.ru/kak-pit-pravilno/statistika-narkomaniya-v-rossii-tochnye-tsifry- i-pokazateli-prirosta-narkozavisimyh.html. - Загл. с экрана.
41. Тестотека [Электронный ресурс] : кинетический рисунок
семьи. - Электрон. дан. - Режим доступа:
http://testoteka.narod.ru/pm/1/07.html. - Загл. с экрана.
42. Файловый архив студентов [Электронный ресурс] : методики исследования эмоционально-личностного развития дошкольника. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://studfile.net/preview/6163093/. - Загл. с экрана.
43. Федеральный закон от 8.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://base.garant.rU/12112176/#block_111. - Загл. с экрана.
44. Флейвелл, Д. Х. Генетическая психология Жана Пиаже [Текст] / С предисл. Жана Пиаже. Пер. с англ. / Джон Х. Флейвелл. - Москва : Просвещение, 1967. - 622 с.
45. Фурманов, И. А. Профилактика нарушений поведения в учреждениях образования [Текст] : учебно-методическое пособие / И. А. Фурманов, А. Н. Сизанов, В. А. Хриптович. - Минск : Изд-во РИВШ, 2011. - 250 с.
46. Шаломова, Е. В. Педагогические условия профилактики аддиктивного поведения подростков в образовательных организациях России и зарубежья [Текст] : автореферат дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Шаломова Елена Викторовна. - Елец, 2017. - 25 с.
47. Эйдемиллер, Э. Г. Семейный диагноз и семейная психотерапия [Текст] : учеб. пособие для системы послевузовского образования врачей /
Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 352 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ