Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КАЗАХСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Работа №81672

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
151
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ КАК КОМПОНЕНТ НАРОДНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 7
1.1. Содержание, структура и функции культуры 7
1.2. Традиции - способ формирования и функционирования
народной культуры 13
ГЛАВА 2. ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ КАЗАХСКОГО НАРОДА 19
2.1. Особенности казахского менталитета и национальная
самоидентификация 19
2.2. Содержание основных казахских обычаев и традиций 28
ГЛАВА 3. ПРАЗДНИЧНО-ОБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСКОГО
НАРОДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 46
3.1. Казахская свадьба: традиции и современность 46
3.2. Традиция празднования Наурыз мейрамы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность. Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отражаются уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности. Традиции и обычаи - это исторически сложившиеся устойчивые и наиболее обобщённые нормы и принципы общественных отношений людей, передаваемые из поколения в поколение и охраняемые силой общественного мнения. Традиции также древни, как само человечество. Они носят исторический характер, ибо возникли и формировались в процессе трудовой и общественной деятельности людей, складываясь не по желанию отдельных лиц и групп, а имели под собой объективную основу. Традиции возникали как закономерное явление общественного развития и играли огромную роль в организации усилий рода и племени в борьбе с силами природы, в формировании лучших черт человеческой личности. Нарушение традиций в древние времена считалось недопустимым и каралось неминуемым наказанием.
Казахские устои также не являются исключением из этих определений. Трудовые обряды, семейные обычаи, свадебные ритуалы, обряды по случаю рождения ребенка и традиционные методы воспитания детей, традиции гостеприимства и почитания старших, мусульманские традиции и многие другие нормы и правила веками складывались из казахского кочевого образа жизни. Они прошли сквозь время, пространство и все преграды, которые ставило перед ними время, и дошли до наших дней - некоторые в своем неизменном, а некоторые и несколько деформированном состоянии.
Конечно, сегодня современный казах не кочует как раньше, изменились конкретно-исторические условия жизнедеятельности, разрушена традиционная экономическая основа, сформировавшая традиционные представления, но сохранилась их регламентирующая сила. Традиционная культура и сегодня предлагает важнейшие нравственно-этические, эстетические и даже политико-правовые нормы и ценности, которые служат регуляторами повседневного поведения народа. Задумки и действия наших современников во многом определяются именно традиционными представлениями о таких важнейших ценностях, как долг и честь, старшинство и молодость, благородство и справедливость, добро и зло, добродетель и порок, красота и безобразие, комическое и трагическое, должное и неприемлемое и т.д. Сам факт того, что сегодня казахский народ помнит и чтит всё же большинство своих традиционных обрядов, является несомненным плюсом для дальнейшего развития нации.
Такие древние праздники, как Курбан-Айт и Наурыз отмечаются у нас в Республике как государственные. Традиция оказалась одной из составляющих девиза председательства Казахстана в ОБСЕ: четыре «Т» - «trust» (доверие), «tradition» (традиция), «transparency» (прозрачность, открытость) и «tolerance» (терпимость). На этих же принципах базируется и Доктрина национального единства (33). Примером актуальности проблемы сохранения культурного наследия могут служить регулярно проводимые в Казахстане международные симпозиумы и конференции, ежегодные смотры и фестивали народного творчества.
Практика показывает, что, с одной стороны, большинство наших современников имеют слабое представление о культурной истории своего народа, а, с другой стороны, наблюдается повсеместный интерес к возрождению народных обычаев, праздников и обрядов. Данное противоречие позволяет говорить о необходимости теоретической обработки и практической поддержки того традиционного, что было завещано нам предками. Ведь традиционная культура казахов - это система преемственности между прошлым и настоящим. Поэтому важно не только возрождение и воссоздание традиций, но и приобщение нового поколения к обширной системе культурных ценностей народа и семьи.
Все это и определило актуальность выбранной темы исследования: «Национальные обычаи и традиции казахского народа на современном этапе».
В Костанайском районе, на материале которого в основном выполнено данное исследование, при непосредственном участии автора, сложилась многоуровневая преемственная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры. В ее структуре широко представлены социально-культурные учреждения (клубы, Дома культуры, Дома творчества, Дома дружбы, национально-культурные центры, областная филармония), так и учреждения образования (образовательные школы, детские музыкальные школы и школы искусств, школы детского и юношеского творчества, отделения искусств педагогического колледжа и института Костаная). Деятельность этих социальных институтов строится на основе единой комплексной программы, призванной обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры.
Объект исследования - традиции и обычаи казахского народа.
Предмет исследования - процесс региональной системы сохранения и развития традиционной обрядово-праздничной культуры казахского народа на современном этапе.
Цель работы - раскрыть содержание основных исторически сложившихся традиций и обычаев казахского народа и показать их современное воплощение.
В соответствии с данной целью выдвинуты следующие задачи:
- раскрыть сущность понятий «традиция», «обычай», «обряд»;
- показать особенности казахского менталитета;
- классифицировать традиции и обычаи казахского народа по своей социальной значимости и воспитательным функциям;
- раскрыть содержание основных казахских традиций и обычаев;
- на примере казахской свадьбы и празднования Наурыза показать современное решение обрядово-праздничной культуры казахского народа.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных культурологов, этнологов, социологов. В отдельных трудах российских ученых (А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.А. Стрельцов, В.М. Чижиков) раскрываются общие вопросы комплексного изучения традиционной культуры народа, излагаются варианты ее использования в современном педагогическом процессе, затрагиваются аспекты повышения роли народного творчества в культурно-досуговых учреждениях.
Особенности психологии казахского этноса, пути формирования казахского менталитета, взаимосвязи духовной и материальной культуры казахского народа раскрываются в исследованиях Ширин Акинера, С. Кандыбая, Ш. Мусагалиева, З. Наурзбаевой и других. Кроме того, использовались энциклопедическая и справочная литература, диссертации и монографии по рассматриваемой проблеме, публикации в печати.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме, наблюдения, опросы, беседы, изучение и обобщение опыта. Были изучены отчеты о деятельности культурно-досуговых учреждений, программы мероприятий, смотров, фестивалей, конкурсов, использован опыт автора как работника Дома культуры и руководителя ансамбля казахских народных инструментов.
В качестве ведущей гипотезы выдвинуто предположение о том, что сохранение и развитие традиционной народной художественной культуры на региональном уровне может быть решено на основе системного подхода, предполагающего взаимосвязь и взаимодействие различных культурных и образовательных учреждений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенный материал будет интересен руководителям творческих коллективов, студентам, педагогам дополнительного образования, организаторам и ведущим мероприятий.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности.
Традиции носят исторический характер, они возникли и формировались в процессе трудовой и общественной деятельности людей, складываясь не по желанию отдельных лиц и групп, а имели под собой объективную основу. Традиции возникали как закономерное явление общественного развития и играли огромную роль в организации усилий рода и племени в борьбе с силами природы, в формировании лучших черт человеческой личности.
На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт, выработали своеобразные обычаи и традиции, правила, нормы и принципы поведения человека.
Социально-экономические, географические условия Казахстана (кочевой быт, безграничные степные просторы, континентальный климат, преобладание скотоводческих хозяйств и т.д.) повлияли на формирование психического склада казахов, на выработку у кочевников определённого оттенка в характере восприятия мира, в образе мышления. Историко-культурные процессы, непосредственно связанные с социально-экономическим развитием населения, создали основу единой национальной культуры, которая базировалась на лучших традициях культуры древних племен казахских степей.
Традиции - это исторически сложившихся устойчивые и наиболее обобщённые нормы и принципы общественных отношений людей, передаваемые из поколения в поколение и охраняемые силой общественного мнения.
Обычаи - это также общепринятые исторически сложившиеся в процессе эволюции правила и нормы, регулирующие поведение людей в определенной области общественной жизни.
Традиции и обычаи казахского народа, связанные с хозяйственной деятельностью, семейным родовым укладом, воспитанием и образованием детей, почитания старших и т.д. дошли до наших дней. Наша цель - донести их до следующих поколений.
На сегодняшний день остро стоит вопрос о сохранении и развитии культурных особенностей народов, их обычаев и традиций. В век научно технических достижений все «этническое» и «этнокультурное» уходит и может навсегда исчезнуть, тогда мы потеряем жизненно необходимую связь с культурным богатством предшествующих поколений. Там, где наиболее остро ощущается утрата традиций, наблюдается дисгармония человека с природой, обществом и даже с самим собой. Практически каждая культура, существующая в любой общественной системе, втянута в общемировой процесс урбанизации со всеми его положительными и отрицательными последствиями. Изучение, сохранение и развитие традиционной празднично-обрядовой культуры казахского этноса представляет большой научный и практический интерес.
Большинство рассмотренных нами казахских обычаев и традиций связаны с радостными событиями жизни казаха, являются частью тоя - праздника. Праздники же всегда были и остаются до сих пор важным средством формирования и утверждения общности, способствуют социализации человека. Современная празднично-обрядовая культура, будь то свадьба, рождение ребенка, спортивные состязания, Наурыз и т.п. - сегодня невозможны в рамках одной семьи, сегодня это больше театрализованные представления. Современные традиции и обряды постоянно вбирают в себя опыт искусств и используют его средства, а иногда объединяют различные виды художественной культуры.
По своей сущности и значению праздник представляет собой сложную социально-педагогическую систему, позволяющую решать одновременно целый ряд взаимосвязанных социально-педагогических задач: формировать материалистическое мировоззрение, воспитывать высокие нравственные чувства - патриотизм и интернационализм, коллективизм и гуманизм, уважительное отношение к старшим, к труду, к женщине; развивать высокий эстетический вкус, прививать уважение к закону, к нормам морали, утверждать здоровый образ жизни, повышать культуру досуга, интересно и содержательно отдыхать.
Праздничная обрядность сегодня стала поистине неотъемлемым элементом общественной жизни. Современные тои с выстроенными сценариями подачи традиций и обычаев, передают исторический опыт новым поколениям, формируют общественное мнение по актуальным вопросам жизни, удовлетворяют первейшие социальные потребности людей - нравственные, эстетические, культурно-бытовые. Но прежде всего, каждое такое мероприятие, как и тысячи лет назад - это общение, отдых и развлечения, ощущение общности и самоутверждения. Не говоря о нравственном, трудовом, физическом, правовом, экологическом, эстетическом воспитании.
Через коллективное эмоциональное отношение к детали события, традициям, человек находит активные формы самовыражения и самоутверждения.



1. Абдиров, М.Ж. Казахская идея и 2000 год // Мысль. - 1999. - № 8.
2. Агеев, B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. 1995. № 3.
3. Азимханов Т. Республиканский научно-методический журнал «История Казахстана». № 5, 2004, Алматы.
4. Аккошкаров Е. Из истории казахов. Алма-Ата 1999 г.
5. Бабаев Д. История Казахстана, Алма-Ата, Рауан, 1992г.
6. Байгарин Р. Национальный вопрос в полиэтническом государстве. «Казахстан и современный мир» № 2, 2002.
7. Ботнарь В.Д., Суслова Э.К. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. - М., 1993.
8. Гумилёв Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. - Алматы: Издат. дом «Кочевник», 2003.
9. Доклад РК о состоянии толерантности и профилактики экстремизма в Казахстане. - Алматы, 2004.
10. История Казахстана (с древнейших времён до наших дней). В пяти томах. Том 3. - Алматы: «Атамура», 2000.
11. Кан, Г.В. История Казахстана: Учеб пособие.-2-е изд., прераб. и допол.-Алматы, 2002
12. Кондыбай С. Казахская мифология. Краткий словарь. - Алматы: Нурлы Алем, 2005. - С.67-71.
13. Кузембайулы А., Абиль Е. История Республики Казахстан, - Астана, Фолиант, 2002г. -368с.
14. Мамлюки. - Алматы: Издат. дом «Кочевник», 2004. - С. 150,151.
15. Мегаполис. Казахстанская республиканская общенациональная газета. Астана, № 6, 2002
16. Мир и региональная безопасность в Азии. Материалы международной конференции. Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2003.
17. Мусагалиев Ш.С. Диалектика истории. - Уральск: 2003. - С. 84,85.
18. Назарбаев Н.А. Казахстан - 2030: Послание Президента страны народу Казахстана. - Алматы: Бшм, 1997.
19. Налиаджян Л.А. Этнопсихология. - М.: 1999. - С. 73.
20. Новиков А., Эргис Г. Национальная культура как способ бытия этноса //Полярная звезда. 1994. №2.
21. Нысанбаев А., Кадыржанов Р. Национальная идея Казахстан: [Электронныйресурс]. URL: http: //www.centrasia.ru/newsA.php? st=116699980. (дата обращения 02.07. 2017).
22. Олкотт Марта Брил. Казахстан: непройденный путь/ Москва, Центр Карнеги. - М.: Гендальф, 2003. С 10-11.
23. Отчет пятнадцатой сессии Ассамблеи народов Казахстана «Стратегия и тактика согласия». - Астана, 2010.
24. Платонов Ю.П. Этнический фактор. Геополитика и психология. - СПб.: Речь, 2002.
25. Развитие интеграционных процессов в Европе и России. - М.: 2000.
26. Рух-Мирас. Казахстанский культурологический альманах / Е. Исмаилов. Концепция культурной политики; З. Наурзбаева. Стратегические приоритеты культурного развития РК. - № 2, 2004.
27. Симонян Р.Х. От национально-государственных объединений к региональным // Вопросы философии. -№ 3, 2005
28. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. - М.: Логос, 2002.
29. Шендрик А. И. Теория культуры. - М.: Издательство политической литературы «Единство», 2002.
30. Ширин Акинер. Формирование казахского самосознания: От племени к национальному государству. - Алматы: Еылым, 1998. - С. 60,61.
31. Этнографические исследования развития культуры. - М.: 2004.
32. [Электронный ресурс]. URL: http://articlekz.com/article/5320 (дата
обращения 07.09. 2017).
33. [Электронный ресурс]. URL: http://news.gazeta.kz/art.asp?aid=141903(дата обращения 15.08. 2017).
34. [Электронныйресурс] .URL: http: //gumfak.ru/kult_html/lecture/lect09 .shtml (дата обращения 22.07. 2017).
35. [Электронныйресурс] .URL: http: //giftbox.kz/popularholidays/wedding/122-kazahskaya-svadba.html_ (дата обращения 28.07. 2017).
36. [Электронный ресурс]. URL: http://articlekz.com/article/5320 (дата
обращения 12.08. 2017).
37. [Электронный ресурс]. URL: http://fandag.ru/publ/14-1-0-58
традиции(дата обращения 29.08. 2017).
38. [Электронный ресурс]. URL: http://visitkazakhstan.kz/ru/about/78
обычаи(дата обращения 12.09. 2017).
39. [Электронный ресурс]. URL: http://prasdnik.ru/holiday/tradition/1053праздники, обычаи, айт (дата обращения 22.09. 2017).
40. [Электронныйресурс].URL:http://www.centralasiatravel.com/ru/countries/ kazakhstan/custom наурыз,свадьба (дата обращения 01.08. 2017).
41. [Электронный ресурс]. URL: http://kazakhistory.ru/post9.php детские обычаи(дата обращения 25.06. 2017).
42. [Электронныйресурс].URL:http://kazakhstan.orexca.com/rus/nauryz.shtmЦдата обращения 05.08. 2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ