Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ З.М. РАЙБАЕВА И ЕГО РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ КАЗАХСКОГО ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Работа №81486

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы59
Год сдачи2019
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
463
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО З.М. РАЙБАЕВА В ИСТОРИЧЕСКОМ
АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ БАЛЕТНОГО ТЕАТРА КАЗАХСТАНА 7
1.1. Исторические достижения казахского балетного театра
в 50-80 годы ХХ века 7
1.2. Творческая биография З.М. Райбаева 12
ГЛАВА 2. БАЛЕТМЕЙСТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ З.М.
РАЙБАЕВА В ГОСУДАРСТВЕННОМ ТЕАТРЕ ОПЕРЫ И БАЛЕТА им. АБАЯ 20
2.1. Решение современной темы в балете «Легенда о белой птице» 20
2.2. Первый уйгурский балет «Чин-Томур» 25
2.3. Современное прочтение казахского фольклора в балете
«Фрески» 28
ГЛАВА 3. ВКЛАД З.М. РАЙБАЕВА В РАЗВИТИЕ И СОХРАНЕНИЕ
НАРОДНОГО КАЗАХСКОГО ТАНЦА 34
3.1. З.М. Райбаев - руководитель Государственного ансамбля
танца Республики Казахстан «Салтанат» 34
3.2. Анализ хореографического наследия казахского народного
танца в постановке З. Райбаева 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

Актуальность. Хореографическому искусству, более чем какому- либо другому, нужны исследования о людях, которые своим творчеством определяли самые интересные периоды развития этого жанра. Артисты, балетмейстеры, педагоги своей деятельностью, своей личностной ценностью создавали богатейшие творческие «кладовые», из которых мы - их последователи - долгие годы черпаем средства и силы для нового и нового движения вперед.
Одно из ведущих мест в культурной жизни Казахстана занимает выдающийся казахский балетмейстер, народный артист РК, лауреат Государственной премии, профессор Заурбек Молдагалиевич Райбаев. Его имя хорошо известно как профессионалам, так и широкой публике.
Все творчество мастера условно можно разделить на три этапа. Первый период его деятельности связан с уникальным талантливым исполнением классических и характерных танцев. Выпускник Ленинградского хореографического училища Заурбек Райбаев великолепно исполнял все ведущие партии в балетах мирового репертуара КазГАТОБ имени Абая. Среди его героев - Базиль из балета Людвига Минкуса «Дон Кихот», Вацлав из «Медного всадника» Рейнгольда Глиэра, Дезире из «Спящей красавицы» Петра Чайковского и принц Зигфрид из его же «Лебединого озера», Нурали из «Бахчисарайского фонтана» Бориса Асафьева и многие другие. «Танец Золотого орла» вошел в сокровищницу музыкального искусства Казахстана. Портрет Заурбека Райбаева в образе Золотого орла висит в фойе ГАТОБ имени Абая.
Второй этап - это работа в качестве балетмейстера-постановщика в Государственном Академическом театре оперы и балета им. Абая в Алматы. Им были поставлены балеты «Шопениана», «Болеро», «Франческа да Римини», «Легенда о белой птице», «Хиросима», «Раймонда», «Ромео и Джульетта», «Фрески», «Спартак». Спектакли Райбаева всегда отличала яркая образность, владение новейшими средствами пластической лексики.
Третий этап - основание и руководство Государственным ансамблем танца «Салтанат». Этот последний творческий этап можно считать высшей точкой, кульминацией деятельности Райбаева. Именно этот этап остается наиболее значимым в истории хореографического искусства Казахстана. Ведь именно в этот период балетмейстер создает неповторимые образцы народного танца. Особую тонкость движений рук, темперамент исполнения, богатство танцевальной пластики, технику он передал в национальных танцах. «Праздничная сюита», «Девичий лирический танец», «Шолпы», «Салтанатби», «Лсатаяк», «Цосалца», «Бишщайыц», «Балбыраун» и многие другие танцы стали визитными карточками концертов делегации Казахстана по всему миру и вошли в «золотой фонд» нашей национальной культуры.
З.М. Райбаев долгие годы работал в академии искусств имени Жургенова - первого профессионального высшего учебного заведения Республики Казахстан, готовящего педагогов-хореографов, и очень умело и тонко направлял студентов в нужное русло, с радостью передавал свой опыт и знания молодому поколению. До сих пор на нашей сцене идут спектакли Райбаева, и мы стараемся с трепетом сохранять дух и стилистику балетов, которые он оставил нам в наследство.
Его творчество, как и каждая новая постановка, являло собой яркое событие в культурной жизни страны. За многолетний творческий труд З.М. Райбаев награжден орденом «Знак почета» и медалями КазССР, орденом «Парасат». Он оставил после себя талантливых учеников и наследие, вошедшее в золотой фонд хореографического искусства Казахстана.
К сожалению, о творческих находках З.Райбаева написано очень мало. Первые анализы творчества З. Райбаева принадлежат Л.П. Сарыновой. В своей книге «Балетное искусство Казахстана» раскрывая историю развития балетного театра в 50-70-е годы, автор говорит о постановочной работе З.М. Райбаева. Интересные факты имеются в книге Г. Жумасеитовой «Страницы казахского балета». Заслуживают внимания статьи Л. Енисеевой «И ожили Фрески», А.Б. Шанкибаевой «Мастер казахской балетной сцены», другие отдельные публикации в журналах, в СМИ того времени как отклик на новые хореографические постановки дают также представление о его творчестве.
Достаточно много писалось и говорилось о З.М. Райбаеве в 2011 году, когда балетмейстера не стало. Он не дожил трех месяцев до своего 80-летнего юбилея. Но тем и вечно искусство, что, несмотря на уход автора, его работы и его образы навечно останутся с нами. Особо следует отметить магистерскую диссертацию А.А. Садыковой. Однако педагогическая работа, принципы постановки народных хореографических полотен, его деятельность как руководителя ансамбля «Салтанат» раскрываются в основном со слов людей, которые общались с Мастером. Анализы отдельных постановок З. Райбаева даются А.Т. Молдахметовой.
Искусство хореографии трудно сохраняется во времени, тем более нужно фиксировать самое ценное в нем, чтобы оно не забылось, не ушло, а служило современности. Эмоциональное воздействие танца на зрителей чрезвычайно велико, и мы должны изучить секрет этого воздействия, хранить, научиться передавать его потенциал из поколения в поколение. Поэтому познание мастерства, методики, технологии ведущих наших мастеров сцены особо ценно для нас. Этим и вызвана необходимость исследования на тему: «Хореографическое наследие З.М. Райбаева и его вклад в становлении и развитии казахского танцевального искусства»
Объект исследования: творчество З.М. Райбаева
Предмет исследования: работа балетмейстера по созданию балетов, концертных номеров, педагогическая деятельность.
Цель исследования: раскрыть творческие принципы З.М Райбаева как балетмейстера, педагога, режиссера и показать их влияние на развитие современной сценической хореографии.
Задачи:
1) проследить творческий путь З.М. Райбаева как артиста балета и балетмейстера ГАТОБ имени Абая;
2) показать особенности работы З.М. Райбаева как создателя и руководителя Государственного ансамбля танца «Салтанат»;
3) раскрыть особенности актуальности и продолжительности сценической жизни его постановок на современном этапе.
Методологической основой явились работы по культурологи, этнографии (М.Х. Балтабаев, М.С. Арзумбетова, Ю.В. Бромлей, Ч.Ч. Валиханов, М.С. Каган и др.); труды по теории и истории хореографического искусства (В. Ванслов, Е. Куриленко, М. Тараканов, П. Карп, Р. Донченко, У. Джумакова); исследования казахстанских авторов по вопросам развития казахского балета (Г. Жумасеитова, Б. Аюханов, Л. Сарынова, А. Шанкибаева, Л. Мамбетова); статьи по формированию педагогического мастерства (А. Кульбекова, Д. Абиров, С. Кузембаева); публикации в СМИ.
Методы исследования: анализ литературы по теме, встречи и беседы с артистами и педагогами, просмотры и анализ творческих работ З.М.Райбаева.
Гипотеза исследования заключается в том, что находки балетмейстеров прошлого имеют место быть в современном искусстве, только постигая наработанное, можно говорить о движении вперед.
База исследования: Государственный театр оперы и балета им. Абая (Алматы), Алматинское хореографическое училище имени А.В. Селезнева, Государственный ансамбль танца «Салтанат» (Алматы).
Структура работы: введение, три главы, заключение, список используемой литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Мы рассмотрели творчество З.М. Райбаева как артиста классических и характерных танцев, балетмейстера-постановщика в Государственном Академическом театре оперы и балета им. Абая в Алматы и как руководителя Государственного ансамбля танца «Салтанат».
Анализ исторического пути развития казахского балета в период 60-80-х годов ХХ века показал, что это период поисков, экспериментов, ошибок и удачных находок. Деятельность мастеров казахской танцевальной сцены в это время неуклонно совершенствуется и обогащается. Она складывается из самых разнообразных творческих устремлений и поисков, отразивших разные взгляды на специфику современной национальной хореографии. Но та танцевальная основа, которая была найдена в начале развития танцевального искусства, стала отправной точкой для совершенствования и интерпретации ее движений.
Весомый вклад в развитие казахстанской профессиональной хореографии внес З.М. Райбаев. Именно новаторские дерзания привели молодого балетмейстера к некоторым значительным победам, поднявшим национальный балет на новый уровень.
В творчестве известного балетмейстера, в его произведениях - будь то крупный балет или короткая миниатюра - всегда можно проследить черты, связывающие его с прошлым, с традициями, и найти рожденное современными требованиями с опорой на предшествующее развитие и творческое новаторство.
Сочинения З. Райбаева приоткрыли в театре дорогу балетам малых форм. Его одноактные балеты «Шопениана», «Болеро», «Франческа да Римини», балеты «Акканат» и «Хиросима» тому подтверждение. Анализируя работы З. Райбаева как балетмейстера можно с уверенностью сказать, что национальные спектакли в его постановке вобрали в себя лучшие достижения советского балета.
Это - симфонизация хореографической партитуры балета, синтез с другими видами искусства, развитие балета по законам действенной драматургии и, конечно же, использование национального танцевального фольклора. Сюжеты черпаются из старинных легенд, фольклора, современной поэзии. Посредством музыки, народного танца рисуется образ общечеловеческий, масштабный в своей трактовке, в многоаспектности его преломления.
Балеты З. Райбаева в какой-то степени можно назвать экспериментальными, они давали новые возможности для развития казахского балета, знакомства с ранее неизведанным, что всегда является творческим импульсом для любой труппы. Именно синтез различных видов искусств стал одним из путей в решении оригинальных спектаклей балетмейстера. Появление новых направлений в музыке давало импульс творческой фантазии мастера, заставляя искать новые средства выразительности, необычные жанры.
Интересный, темпераментный как художник, З. Райбаев и балеты ставил яркие, запоминающиеся. Для него главным становилась пластическая разработка ролей, сценическая выразительность. Стремление З. Райбаева к выявлению индивидуальной характеристичности каждого образа, каждой сцены при общей монументальности замысла во многом предопределило успех и долговечность многих спектаклей.
Собственная манера мышления, желание по-своему разрешить драматургические коллизии, тщательная работа с актерами являются особенностью творческого поиска З. Райбаева. Основным средством выразительности балетмейстеру служит танец, образный, выстроенный на классической основе. Постановщик пользуется им, гибко применяя различные пластические акценты и ракурсы, что дает ему возможность наиболее органично воплотить музыку балета.
Наверное, именно поэтому балеты З. Райбаева актуальны, а самого мастера иногда называют казахским Петипа.
З. Райбаев заложил основы казахского национального танца, изучая его историю, развивая и привнося свое видение в классические элементы. Его танцы «Асатаяк», «Косалка», «Бишщайыц», «Балбырауын» и сегодня включены в репертуар многих профессиональных и самодеятельных коллективов Кокшетау, Костаная, Актобе, Уральска, Шимкента и других городов и районов Казахстана.
Мы рассмотрели этапы зарождения и становления Государственного ансамбля танца «Салтанат», определили направленность коллектива.
З. Райбаевым как руководителем и постановщиком были найдены оптимальные пути развития народного танца:
1) это сценическая обработка фольклорного танца;
2) создание танца на основе традиционных хореографических приемов, элементов, композиций рисунков, характерных черт пластики и манеры исполнения;
3) использование наиболее общих стилистических особенностей народного первоисточника в создании современного сценического хореографического произведения.
Все три направления в деятельности ансамбля составляют тот оптимальный процесс, который позволяет наращивать выразительные богатства сценической народной хореографии, соотнося их с фольклорным творчеством народа, с одной стороны, и пульсом времени - с другой.
Не нарушая традиционные формы этнографического материала как основы сценической хореографии, балетмейстер создавал новое, сохранив при этом национальное своеобразие, накопленное не только казахским народом, но и представителями многочисленных этносов, проживающих на территории Казахстана.
З.М. Райбаев утвердил вид ансамблевого исполнения народного танца, постановочные и исполнительские принципы народно-сценической хореографии, основанные на синтезе народных корней и высокой профессиональной театральной культуры.
Благодаря Райбаеву получила развитие массовая форма сценического казахского народного танца.
Сегодня Государственный заслуженный ансамбль танца Республики Казахстан «Салтанат» является единственным профессиональным танцевальным коллективом, пропагандирующим в полной мере богатое наследие национальной хореографической культуры и разнообразие мировой хореографии. «Салтанат» один из ярких примеров успешного развития культурной политики и всех демократических преобразований, проводимых в Республике Казахстан.
У казахского народного танца большое будущее. Важно, чтобы специалисты, занимающиеся его сохранением и развитием, руководствовались исторически сложившимися традициями, корректно использовали новые достижения хореографии и относились к казахскому танцевальному творчеству как элементу художественной культуры казахского народа и общечеловеческой культуры в целом.



1. Абиров, Д. История казахского танца: Учебное пособие [Текст]/ Д.Т. Абиров. - Алматы: «Санат», 1997. - 160 с.
2. Атитанова, Н.В. Танец как смысловая универсалия: от выразительного движения к «движению» смыслов [Текст]: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01. - Саранск, 2000. - С. 10.
3. Ауезбекова, Г. «Орге жузген енерпаздар» [Текст] / Г. Ауезбекова. - «Астана хабары», №192-194, 29 ноября 2007 года.
4. Аюханов, Б. Современное состояние балетного искусства в Казахстане. Алматы, 17 января 2005 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:www.aukhanov.kz.(дата обращения 12.07.2018)
5. Балтабаев, М.Х. Концептуальная модель государственного регулирования социального развития культуры в Казахстане [Текст] / М.Х. Балтабаев, М.С. Арзумбетова.- Алматы, 2006. - 32 с
6. Батырханова, Д.С. Интервью с Г.А. Орумбаевой [Текст] /. - Алматы, 2016. - 15 сентября
7. Бердешева, Н. Наз халыцца берген сертшен шыцты [Текст] /Н. Бердышева // Газета «Айцын», №184 (1121) 1 октября 2008 года.
8. Ванслов, В. Традиции и новаторство в балете [Текст] / В. Ванслов // Статьи о балете. - Л.: Музыка, 1980. - С. 167-190.
9. Государственная программа «Культурное наследие» Казахстана: этапы ее реализации и значение. - Астана, 2006. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://ehistory.kz/ru/contents/view/1568 (дата обращения 12.07.2018)
10. Государственный ансамбль песни и танца Казахской ССР. Илл. альбом. 1978.
11. Джанибеков, У. Проблемы традиционного искусства казахов в историко-этнографическом аспекте [Текст]: дис. ...канд. ист. наук / У. Джанибеков.- Новосибирск, 2011. - 210 с.
12. Джулумбетова, Г.А. Танцы народов Средней Азии и Казахстана [Текст] / Г.А. Джулумбетова.- Алматы: Онер, 2004.- 102 с.
13. Джумакова, У. Творчество композиторов Казахстана: проблемы истории, смысла и ценности [Текст] / У. Джумакова. - Астана: Фолиант, 2003. - С. 74-102.
14. Донченко, Р. Некоторые композиционные принципы казахстанских балетов [Текст] /Р. Донченко // Вопросы современного теоретического музыкознания в Казахстане. - Алма-Ата: Наука, 1983. - С. 86 - 98.
15. Есказиева, А. Танцевальное наследие и проблемы
хореографического искусства в образовании [Текст] / А. Есказиева. -
Астана. 2012. - 214 с.
16. Жиенкулова, Ш. Би орнектери (на каз.яз.) / Ш. Жиенкулова. - Алматы, 2010. - 314 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://books.google.ru/books/about/ (дата обращения 14.10.2018)
17. Жолтаева, А.А. Традиционный казахский танец в системе этнохудожественного образования [Текст]: дис. ...канд. пед. наук / А.А. Жолтаева. - М., 2012.- 167 с.
18. Жукенова С.Б. Социально-педагогические факторы развития самодеятельного хореографического искусства в Казахстане [Текст]: дис. ...канд. пед. наук / С.Б. Жукенова. - М., 1991.- 195 с.
19. Жумасеитова, Г. Страницы казахского балета [Текст] / Г. Жумасеитова. - Астана: Ел Орда, 2001.
20. Закон Республики Казахстан от 15 декабря 2006 года № 207-III
«О культуре» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 16.11.2015 г.) [Электронный ресурс] - режим доступа: URL:
http://www.zakon.kz/145909-zakon-respubliki-kazakhstan-ot- 15.html (дата
обращения 23.05.2018)
21. Изим, Т. Время и танцевальное искусство [Текст] /Т. Изим. - Алматы: Полиграфия сервис и К, 2008. - 190 с.
22. Казыханова, Б. Эстетическая культура казахского народа.
[Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:
https://books.google.ru/books/about/ (дата обращения 07.11.2018)
23. Карп. П. Балет и драма [Текст] / П. Карп. - Л.: Искусство, 1980. - 78с
24. Кишкашбаев. Т.А. История хореографии Казахстана [Текст]: учебник / Т.А. Кишкашбаев, А.Б. Шанкибаева, Л.А. Мамбетова, Г.Т. Жумасеитова, Ф.Б. Мусина. - Алматы: ИздатМаркет, 2005. - 271 с.
25. Котлова, Г. Кюй и балет: проблемы взаимодействия [Текст] Г. Котлова // Композитор и фольклор в музыкальной культуре Казахстана XX столетия. - Алматы: АБС, 1998.- С. 58-72.
26. Кулимбаева, Б. «Туйгындар - мастера «изящной пластики» [Текст] / Б. Кулимбаева // Газета «Неделя в Астане», 26 апреля 2008 г.
27. Кульбекова, А.К. Содержательные аспекты казахского народного танца [Текст] /А.К. Кульбекова // Вестник МГУКИ. - 2008. - №3 (19). - 253-257с
28. Кульбекова, А.К. Танец неповторимый и уникальный [Текст] /А.К. Кульбекова // Республиканский общественно-политический журнал «Мысль» № 1, - 2005г.
29. Кундакбаев, Б.К. Основные этапы развития казахского театра: Автореф.дис....д-ра иск [Текст] / Б.К.Кундакбаев. - Ташкент, 1996.- С. 101.
30. Куриленко, Е. Балет-драма и балет-симфония // Музыкальный театр. События. Проблемы. Сб. ст. -М.: Музыка, 1990. С. 250 - 264.
31. Казахстан Республикасында кхмнщ к1м екеш. Ек1 томдыц аныцтамалыц. Алматы, 2011 жыл. [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:http://zraibaev.kz/ -(дата обращения 07.04.2018).
32. Маргулан, А.Х. Петроглифы Сары-Арки. Гравюры с изображением волчьего тотема [Текст] / - Алматы: Атамура, 2003. - 246 с.
33. Молдахметова, А. Семантика специфического положения рук казахского танца [Текст] /А. Молдахметова. -Алматы: Онер, 2006. - С. 16
34. Морина, Л.В. Этническое своеобразие народной танцевальной культуры [Текст] / Л.В. Морина // Материалы междунар. конф., посв. 90- летию Л.Н. Гумилева. - СПб., 2002. Т. 3. - С. 192-198.
35. Мухамбаева, А.Х. Национальные обычаи и традиции казахского народа и их влияние на воспитание детей и молодежи: Дис.канд.пед.наук [Текст] /А.Х. Мухамбаева. - М., 2004. - С.50.
36. Орумбаева, Г. Казахский танец. Методика его преподавания [Текст]: учебное пособие для студ. вузов / Г. Орумбаева, А. Калелова; под ред. Г. Бейсеновой. - Алматы: Респуб.изд.каб., 2015. - 160 с.
37. Садыкова, А.А. Страницы творчества З. Райбаева 60-70-х годов хх века. Дис. маг. Иск [Текст] /А.А. Садыкова - Алматы, 2006.
38. Сапаров,а Ю.А. Становление и развитие художественной самодеятельности в Казахстане: дис. ...канд. пед. наук / Ю.А. Сапарова.- [Электронный ресурс] URL: http://www.dslib.net/kult-prosvet/stanovlenie-i- razvitie-hudozhestvennoj-samodejatelnosti(дата обращения 23.09.2018).
39. Сарынова, Л.П. Балетное искусство Казахстана [Текст] / Л.П. Сарынова. - Алма-Ата: Наука, 1976. - 176 с.
40. Сергеев, К. Рассказано языком танца // Газета «Ленинградская правда», 18 июля 1981 года (материалы архива ГАТОБ им. Абая)
41. Современная казахстанская культура в глобальном мире [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://www.inform.kz/ru/(дата обращения 08.04.2018)
42. Соколов, А. Осваивая традиции [Текст] / А. Соколов // Газета «Вечерний Ленинград», 30 июля 1981 года (материалы архива ГАТОБ им. Абая)
43. Сулейменов, О. По дороге мастерства [Текст] /О. Сулейменов //Газета «Ленинская смена», 12 января 1958 года (материалы архива ГАТОБ им. Абая)
44. Сулейменов, О. Стихи разных лет./ Сост., отв. Ред. С. Абдулло [Текст] /О. Селейменов. - Алматы: Дайк-Пресс, 2006. - С. 174
45. Тараканов, М. Музыкальная драматургия в советском балете // Советский музыкальный театр: проблемы жанров [Текст] / М. Тараканов. - М.: Сов.композитор, 1982.-С. 133-184.
46. Токтабаева, Ш. Серебряный путь казахских мастеров. Монография [Текст] / Ж. Токтабаева. - Алматы: Дайк-Пресс, 2005. - С. 68
47. Федянина, Л. Классика казахстанского балета [Текст] / Л. Федянина. - Алматы: Фонд Сорос Казахстан, 2002. - 224 с.
48. Фокин, М. Против течения [Текст] / М. Фокин. - М.: Искусство, 1981. - 497 с.
49. Шанкибаева, А. Казахская хореография: развитие форм и художественных средств [Текст]: автореф. дис...канд. искусствоведения / А. Шанкибаева. - Алматы, 2006. - 24 с.
50. Шанкибаева, А.Б. К вопросу изучения и сохранения казахской
хореографии на современном этапе [Текст]: сборник статей
международной научно-практической конференции «Астана как центр международных коммуникаций и международного сотрудничества в области хореографического искусства» / Шанкибаева А.Б. - Астана: КазНАХ, 2018. - 322 с.
51. Эльяш, Н. Казахский балет. Из стенограммы выступления на обсуждении балетных спектаклей ГАТОБ им.Абая во Всероссийском театральном обществе 23 декабря 1958 г. - Алматы, (материалы архива ГАТОБ им. Абая)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ