Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль народных обычаев и обрядов в эстетическом воспитании младших школьников

Работа №16579

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
649
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения народных обычаев и обрядов в эстетическом воспитании младших школьников 6
1.1 Сущность обычаев, обрядов и их социальные функции и особенности 6
1.2 Понятие об эстетическом воспитании младших школьников 17
1.3. Роль народных обычаев и обрядов в эстетическом воспитании младших школьников 31
Выводы по 1 главе 35
Глава 2. Опытно-педагогическая работа по использованию народных
обрядов и обычаев в эстетическом воспитании младших школьников 37
2.1. Констатирующий этап 37
2.2. Формирующий этап 42
2.3. Контрольный этап 45
Выводы по 2 главе 47
Заключение 49
Список литературы 51



Актуальность темы. Одной из важнейших задач, стоящих перед обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно¬исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреплённый в произведениях искусства. Ещё К.Д.Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое» [21,61].
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно - прикладное искусство, а также народные традиции, обычаи, обряды должны найти большее отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.
Сегодня, когда покачнулись в очередной раз житейские устои, чрезвычайно актуализировались вопросы, связанные с формированием у детей внимания к духовной культуре своего народа, интереса и уважения к его историческому прошлому.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня. И эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа,
освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, пастушки, потешки, игры - забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства и народные обряды, обычаи и традиции. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм - все это предстаёт перед детьми живо и непосредственно в произведениях народного искусства. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере [18,61].
В нашей работе мы решили опереться на эстетическое воспитание т.к. желанным, оптимальным его результатом является формирование целостной и гармоничной, самоценной и социально ценной, творчески активной личности, обладающей высокой индивидуальной эстетической культурой, что позволяет человеку жить гуманной жизнью и действовать убеждённо, целенаправленно, избирательно, продуктивно, практично и общечеловечески значимо.
Исследованием народного искусства занимались и занимаются многие психологи, педагоги, такие как Т.С. Комарова, Б.М. Теплова, А. Канцедикас, В.С. Воронов, Г.Н. Волков, Т.Я.Шпикалова, Д.С. Лихачев, Л.С. Выготский, Н.Н. Палагина, А.В. Запорожец и многие другие, но, не смотря на это проблема формирования эстетической культуры с помощью народных обрядов, обычаев, традиций остается актуальной и по сей день [10,27].
Проблема исследования: при каких условиях народные обряды и обычаи способствуют эстетическому воспитанию младших школьников.
Цель исследования: выявить роль народных обрядов и обычаев в эстетическом воспитании младших школьников.
Объект исследования: эстетическое воспитание младших школьников.
Предмет исследования: роль народных обычаев и обрядов, направленные на эстетическое воспитание младших школьников.
Гипотеза исследования: эстетическое воспитание младших школьников будет более эффективным, если использовать народные обряды и обычаи в учебно-воспитательном процессе.
В соответствие с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучить научную,педагогическую, методологическую литературу по проблеме исследования;
2. Провести анкетирование с учащимися по выявлению знаний и отношения к народным обычаям, обрядам;
3. Проверить опытно - педагогическим путем эффективность использования народных обычаев и обрядов в эстетическом воспитании младших школьников.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение содержания педагогической, научно-методической литературы, по проблеме исследования; эмпирические: педагогическая работа, анкетирование, индивидуальные беседы с детьми, анкетирование, обобщение психолого¬педагогического опыта; статистические: качественный и количественный анализ результатов исследования.
База исследования: опытно-педагогическая работа проводилась на базе МБОУ СОШ №12 г. Кызыла Республики Тыва.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литератур и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Жизнь без духа, без духовности, никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре. В народе всегда сильна была власть идей добра, справедливости, праведности, нравственности.
Образовательный процесс в начальной школе - стержень организации детской жизни, а эстетическое воспитание - ядро воспитательной системы, сущность её компонент. Именно сегодня мы переживаем регресс гуманности, кризис духовности, индивидуализм, развивающийся культ денег, что совершенно не свойственно русскому менталитету.
В связи с вышеизложенным представленная работа о роли народных обрядов и обычаев в эстетическом воспитании младших школьников является актуальной и по сей день, так как именно народные обряды и обычаи способствуют формированию и развитию личности, её творческой активности, а также способствуют духовному и нравственному возрождению детей через культурно - исторический опыт народа. Процесс познания и освоения целостной культуры своего народа должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери».
В нашей работе раскрываются вопросы о сохранении и умножении национальных традиций, помогающих осознанию себя русскими в процессе воспитания, а также рассмотрена теоретическая основа вопроса об особенностях, многообразии, сущности русских народных обычаев, обрядов, которая позволяет создать представление о том, что нет ни одного народа, которой не имеет своих традиций и обычае, передающих новым поколениям важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, что через систему традиций и обычаев новые поколения общества наследуют выработанные в нем отношения и весь общественный опыт, вплоть до самых конкретных поступков и действий, и, что наследование социального опыта с его критическим осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по тому пути, которой ведёт к социальному развитию.
Роль народных обычаев и обрядов в эстетическом воспитании младших школьников несомненно, велика, так как народные обычаи и обряды способствуют развитию потребности в создании прекрасного в жизни и искусстве, развивают творческие способности и стремление к самовыражению, расширяют кругозор, совершенствуют речь, и помогают понять высокую духовность своего народа, а также раскрываются такие понятия, как воспитание, эстетика и эстетическое воспитание.
В опытно - педагогической части исследования прослеживается эффективность нашей работы. Из обработки анкетирования были выявлены интерес и знания, которые, несомненно, повысились. Практическая значимость работы заключается в разработке курса «Русские народные праздники, обряды и обычаи» для учащихся начальных классов, а теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить представление о роли народных обрядах и обычаях в эстетическом воспитании младших школьников.
В результате теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы было установлено:
1. Анализ научной, педагогической, методологической литературы выявил, что огромную роль в эстетическом воспитании играет народные обряды и обычаи.
2. Проведение анкетирования и бесед способствует успешному формированию знаний о народных обычаях и обрядах.
3. Результаты опытно - педагогической работы показала, что разработанная система работы эффективности использования народных обычаев и обрядов в эстетическом воспитании младших школьников способствует повышению уровня знаний о народных обычаях и обрядов. При этом подчеркивается, что полноценное формирование роли народных обычаев и обрядов возможно, если использовать народные обряды и обычаи в учебно-воспитательном процессе, что подтвердило нашу гипотезу.
Данная работа может быть использована для учителей начальных классов, студентов, педагогов, с целью развития эстетического воспитания детей через народные обычаи и обряды.


1. Батурина Г. И Нравственное воспитание школьников нл народных традициях / Батурина Г.И., Лисова К.Л., Суворова Г.Ф. - М.; Нар.обрлзование 2005. - 172 с.
2. Борев Ю.Б. Эстетика. [Текст]: / Борев Ю.Б. -4-е издание доп. М.: Мозаика- Синтез, 2006. 6 с.
3. Брудный В.И. Обряды вчера и сегодня.[Текст]: / Брудный В.И. - М.: Наука, 2008. - 34 с.
4. Видусова А.МСо венком я хожу...- праздник Ивана Куплиы [Текст] / Видусова А. М // Клубный репертуар. - 2008. - №22. - С. 12-13.
5. Семейно - бытовая культура[Текст]: пособие для слушателей нар. Университетов / под ред. Водзинского Д. И, Кочетова А. И.- М.: Нар. Совет, 2006. - 32 с.
6. Волков Г. Н. Изобразительное искусство, методика обучения в 1-3 киассах[Текст] / Волков Г. Н, Глинская И.П. - М.:Радянская школа, 2008. - 43 с.
7. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства [Текст]: кн. для учителя нач. классов / Горяева Н. А. - М.: Просвещение, 2009. - 139 с.
8. Губанова Е.Н. Народные обычаи в процессе формирования эстетической культуры младших школьников на уроках труда[Текст] / Губанова Е.Н.// Начальная школа. 2014. - №8. - С.35-38.
9. Егоров Г.И. Эстетическое воспитание подростков во внеурочное время[Текст] /Егоров Г.И. // Педагогика. - 2006. № 3. - С. 31-32.
10. Кириевский И.В. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в[Текст] / Кириевский И.В. // М.: Педагогика, 2006. - 27 с.
11. Конышева Н.М. Воспитание национальной памяти у младших школьников на уроках художественного труда[Текст] /Конышева Н. М // Начальная школа. 2005. - № 7. - С. 51-52.
12. Кривцун О.А. Эстетика[Текст]: учебник / Кривцун О.А. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 43 с.
13. Андреева М. Ф. Круглый год. Народный календарь [Текст]:сосо. М. Ф. Андреева. - Диамант, 2007. - 27 с.
14. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классахЦекст]: Пособие для учителей / Кузин В. С. - М.; Просвещение, 2009. - 79 с.
15. Локалова М.С. Праздник в подарок [Текст]: Локалова М. С, Янаев В. Х // Академия, Холдинг, 2010. - 152 с.
16. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Нар.искусство в худ. воспитании детей. Из опыта работы [Текст]/Максимов Ю. В // Начальное образование. - 2009. - 19 с.
17. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. Книга для педагогов дошкольных учреждений и учителей начальных классов, руководителей художественных студий [Текст]: под ред. Т.С. Комаровой. М.: Российское педагогическое агентство, 2007. - 78 с.
18. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстет, воспитания [Текст]: пособие для учителя / Неменский Б.М. - М.: Мозаика- Синтез, 2011. - 61 с.
19. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В^Виноградова Цекстфсловарь / Ожегов С. И, Шведова Н.Ю. - 4-е изд.., дополненное. - М.: Азбуковник, 1997.Педагогика. Под ред. Н.И. Болдырева и др. - М., просвещение, 1968. - 139 с.
20. Бим-Бад Б. М. Педагогическая энциклопедия [Текст]: научное издательство / Б. М. Бим-Бад. - «Большая Российская энциклопедия» 2002. - 225 с.
21. Петров В. М. Весенние праздники, игры и забавы для детей[Текст]: учебн. Метод пособие / Петров В. М, Гришина Г. Н, Короткова Л.Д. - М.: Сфера, 2008. - 69 с.
22. Владченко Н.Л. Подари себе праздник [Текст]: Энциклопедия Т. 2. / Сост. Владченко Н. Л, ХаткинаН.В. - М.: Фолио, 2006. - 78 с.
23. Чудакова Н. В. Праздники для детей и взрослых [Текст]: пособие / составитель Н.В. Чудакова. - М.: АСТ, 2007. - 79 с.
24. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2 т. / гл. ред. В.В.Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия., 1998. - Т. 2. - 573 с.
25. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: в 2 т. / главный ред. В.Г. Панова. - М.: Научное годах.: «Большая российская энциклопедия», 2002. - 379 с.
26. Руднев В.А. Обряды народные и обряды церковные [Текст]: пособие для педагогов / Руднев В.А. - М.: Лениздат, 2012. - 178 с.
28. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян [Текст]: учебник /Рыбаков Б.А. - М.: Академия, 2005. - 59 с.
27. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе [Текст]: журнал /Созонов В.П. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. - 163 с.
28. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания [Текст]: программа /Теплов Б. М. - М.: Известия, вып. № 11, 2006.- 75 с.
29. Ушинский К.Д. Родное слово[Текст]: собр. соч / Ушинский К. Д. - М.:2009. - 88 с.
30. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе [Текст]: Пособие для учителей / Хворостов А.С. - М.: Просвещение, 2011. - 46 с.
31. Хренов Л.С. Народные приметы и календарь [Текст]: пос. / Хренов Л.С.
- М.: Агропромиздат, 2009. - 51 с.
32. Шелогурова Н.И. Егорьев день [Текст]: сборник / Шелогурова Н.И. - М.: Клубный репертуар, №33, 2013. - 179 с.
33. Шин С.А. Сценарии школьных праздников для учащихся 3-4-х классов [Текст]: Летим мы на крыльях мечты / Шин С.А. - «Феникс», 2007. - 248 с.
34. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования [Текст]: пособие для учителей / Шпикалова Т. Я. - 2¬е. изд. доп. и перераб. - М.: Просвещение. 2009. - 71 с.
35. Эстетическое воспитание школьников [Текст]: сборник / под ред. А. И. Бурова, Б.Г. Лихачёва. - М.: «Педагогика» 2014. - 83 с.
36. Юдин А.В. Русская народная духовная культура[Текст]: учебн. пособие для студентов вузов /Юдин А. В. - М.: Высш. шк. 2009. - 171 с.
37. Педагогическая энциклопедия [Текст]: энциклопедия / гл. ред. И.А. Каиров, Ф.Н. Перов - М.: Советская энциклопедия, 2008. - 723 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ