КАЗАХСКИЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ КАК КОМПОНЕНТ НАРОДНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 7
1.1. Содержание, структура и функции культуры 7
1.2. Традиции - способ формирования и функционирования
народной культуры 13
ГЛАВА 2. ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ КАЗАХСКОГО НАРОДА 19
2.1. Особенности казахского менталитета и национальная
самоидентификация 19
2.2. Содержание основных казахских обычаев и традиций 28
ГЛАВА 3. ПРАЗДНИЧНО-ОБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСКОГО
НАРОДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 46
3.1. Казахская свадьба: традиции и современность 46
3.2. Традиция празднования Наурыз мейрамы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ КАК КОМПОНЕНТ НАРОДНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 7
1.1. Содержание, структура и функции культуры 7
1.2. Традиции - способ формирования и функционирования
народной культуры 13
ГЛАВА 2. ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ КАЗАХСКОГО НАРОДА 19
2.1. Особенности казахского менталитета и национальная
самоидентификация 19
2.2. Содержание основных казахских обычаев и традиций 28
ГЛАВА 3. ПРАЗДНИЧНО-ОБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА КАЗАХСКОГО
НАРОДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 46
3.1. Казахская свадьба: традиции и современность 46
3.2. Традиция празднования Наурыз мейрамы 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отражаются уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности. Традиции и обычаи - это исторически сложившиеся устойчивые и наиболее обобщённые нормы и принципы общественных отношений людей, передаваемые из поколения в поколение и охраняемые силой общественного мнения. Традиции также древни, как само человечество. Они носят исторический характер, ибо возникли и формировались в процессе трудовой и общественной деятельности людей, складываясь не по желанию отдельных лиц и групп, а имели под собой объективную основу. Традиции возникали как закономерное явление общественного развития и играли огромную роль в организации усилий рода и племени в борьбе с силами природы, в формировании лучших черт человеческой личности. Нарушение традиций в древние времена считалось недопустимым и каралось неминуемым наказанием.
Казахские устои также не являются исключением из этих определений. Трудовые обряды, семейные обычаи, свадебные ритуалы, обряды по случаю рождения ребенка и традиционные методы воспитания детей, традиции гостеприимства и почитания старших, мусульманские традиции и многие другие нормы и правила веками складывались из казахского кочевого образа жизни. Они прошли сквозь время, пространство и все преграды, которые ставило перед ними время, и дошли до наших дней - некоторые в своем неизменном, а некоторые и несколько деформированном состоянии.
Конечно, сегодня современный казах не кочует как раньше, изменились конкретно-исторические условия жизнедеятельности, разрушена традиционная экономическая основа, сформировавшая традиционные представления, но сохранилась их регламентирующая сила. Традиционная культура и сегодня предлагает важнейшие нравственно-этические, эстетические и даже политико-правовые нормы и ценности, которые служат регуляторами повседневного поведения народа. Задумки и действия наших современников во многом определяются именно традиционными представлениями о таких важнейших ценностях, как долг и честь, старшинство и молодость, благородство и справедливость, добро и зло, добродетель и порок, красота и безобразие, комическое и трагическое, должное и неприемлемое и т.д. Сам факт того, что сегодня казахский народ помнит и чтит всё же большинство своих традиционных обрядов, является несомненным плюсом для дальнейшего развития нации.
Такие древние праздники, как Курбан-Айт и Наурыз отмечаются у нас в Республике как государственные. Традиция оказалась одной из составляющих девиза председательства Казахстана в ОБСЕ: четыре «Т» - «trust» (доверие), «tradition» (традиция), «transparency» (прозрачность, открытость) и «tolerance» (терпимость). На этих же принципах базируется и Доктрина национального единства (33). Примером актуальности проблемы сохранения культурного наследия могут служить регулярно проводимые в Казахстане международные симпозиумы и конференции, ежегодные смотры и фестивали народного творчества.
Практика показывает, что, с одной стороны, большинство наших современников имеют слабое представление о культурной истории своего народа, а, с другой стороны, наблюдается повсеместный интерес к возрождению народных обычаев, праздников и обрядов. Данное противоречие позволяет говорить о необходимости теоретической обработки и практической поддержки того традиционного, что было завещано нам предками. Ведь традиционная культура казахов - это система преемственности между прошлым и настоящим. Поэтому важно не только возрождение и воссоздание традиций, но и приобщение нового поколения к обширной системе культурных ценностей народа и семьи.
Все это и определило актуальность выбранной темы исследования: «Национальные обычаи и традиции казахского народа на современном этапе».
В Костанайском районе, на материале которого в основном выполнено данное исследование, при непосредственном участии автора, сложилась многоуровневая преемственная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры. В ее структуре широко представлены социально-культурные учреждения (клубы, Дома культуры, Дома творчества, Дома дружбы, национально-культурные центры, областная филармония), так и учреждения образования (образовательные школы, детские музыкальные школы и школы искусств, школы детского и юношеского творчества, отделения искусств педагогического колледжа и института Костаная). Деятельность этих социальных институтов строится на основе единой комплексной программы, призванной обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры.
Объект исследования - традиции и обычаи казахского народа.
Предмет исследования - процесс региональной системы сохранения и развития традиционной обрядово-праздничной культуры казахского народа на современном этапе.
Цель работы - раскрыть содержание основных исторически сложившихся традиций и обычаев казахского народа и показать их современное воплощение.
В соответствии с данной целью выдвинуты следующие задачи:
- раскрыть сущность понятий «традиция», «обычай», «обряд»;
- показать особенности казахского менталитета;
- классифицировать традиции и обычаи казахского народа по своей социальной значимости и воспитательным функциям;
- раскрыть содержание основных казахских традиций и обычаев;
- на примере казахской свадьбы и празднования Наурыза показать современное решение обрядово-праздничной культуры казахского народа.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных культурологов, этнологов, социологов. В отдельных трудах российских ученых (А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.А. Стрельцов, В.М. Чижиков) раскрываются общие вопросы комплексного изучения традиционной культуры народа, излагаются варианты ее использования в современном педагогическом процессе, затрагиваются аспекты повышения роли народного творчества в культурно-досуговых учреждениях.
Особенности психологии казахского этноса, пути формирования казахского менталитета, взаимосвязи духовной и материальной культуры казахского народа раскрываются в исследованиях Ширин Акинера, С. Кандыбая, Ш. Мусагалиева, З. Наурзбаевой и других. Кроме того, использовались энциклопедическая и справочная литература, диссертации и монографии по рассматриваемой проблеме, публикации в печати.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме, наблюдения, опросы, беседы, изучение и обобщение опыта. Были изучены отчеты о деятельности культурно-досуговых учреждений, программы мероприятий, смотров, фестивалей, конкурсов, использован опыт автора как работника Дома культуры и руководителя ансамбля казахских народных инструментов.
В качестве ведущей гипотезы выдвинуто предположение о том, что сохранение и развитие традиционной народной художественной культуры на региональном уровне может быть решено на основе системного подхода, предполагающего взаимосвязь и взаимодействие различных культурных и образовательных учреждений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенный материал будет интересен руководителям творческих коллективов, студентам, педагогам дополнительного образования, организаторам и ведущим мероприятий.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Казахские устои также не являются исключением из этих определений. Трудовые обряды, семейные обычаи, свадебные ритуалы, обряды по случаю рождения ребенка и традиционные методы воспитания детей, традиции гостеприимства и почитания старших, мусульманские традиции и многие другие нормы и правила веками складывались из казахского кочевого образа жизни. Они прошли сквозь время, пространство и все преграды, которые ставило перед ними время, и дошли до наших дней - некоторые в своем неизменном, а некоторые и несколько деформированном состоянии.
Конечно, сегодня современный казах не кочует как раньше, изменились конкретно-исторические условия жизнедеятельности, разрушена традиционная экономическая основа, сформировавшая традиционные представления, но сохранилась их регламентирующая сила. Традиционная культура и сегодня предлагает важнейшие нравственно-этические, эстетические и даже политико-правовые нормы и ценности, которые служат регуляторами повседневного поведения народа. Задумки и действия наших современников во многом определяются именно традиционными представлениями о таких важнейших ценностях, как долг и честь, старшинство и молодость, благородство и справедливость, добро и зло, добродетель и порок, красота и безобразие, комическое и трагическое, должное и неприемлемое и т.д. Сам факт того, что сегодня казахский народ помнит и чтит всё же большинство своих традиционных обрядов, является несомненным плюсом для дальнейшего развития нации.
Такие древние праздники, как Курбан-Айт и Наурыз отмечаются у нас в Республике как государственные. Традиция оказалась одной из составляющих девиза председательства Казахстана в ОБСЕ: четыре «Т» - «trust» (доверие), «tradition» (традиция), «transparency» (прозрачность, открытость) и «tolerance» (терпимость). На этих же принципах базируется и Доктрина национального единства (33). Примером актуальности проблемы сохранения культурного наследия могут служить регулярно проводимые в Казахстане международные симпозиумы и конференции, ежегодные смотры и фестивали народного творчества.
Практика показывает, что, с одной стороны, большинство наших современников имеют слабое представление о культурной истории своего народа, а, с другой стороны, наблюдается повсеместный интерес к возрождению народных обычаев, праздников и обрядов. Данное противоречие позволяет говорить о необходимости теоретической обработки и практической поддержки того традиционного, что было завещано нам предками. Ведь традиционная культура казахов - это система преемственности между прошлым и настоящим. Поэтому важно не только возрождение и воссоздание традиций, но и приобщение нового поколения к обширной системе культурных ценностей народа и семьи.
Все это и определило актуальность выбранной темы исследования: «Национальные обычаи и традиции казахского народа на современном этапе».
В Костанайском районе, на материале которого в основном выполнено данное исследование, при непосредственном участии автора, сложилась многоуровневая преемственная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры. В ее структуре широко представлены социально-культурные учреждения (клубы, Дома культуры, Дома творчества, Дома дружбы, национально-культурные центры, областная филармония), так и учреждения образования (образовательные школы, детские музыкальные школы и школы искусств, школы детского и юношеского творчества, отделения искусств педагогического колледжа и института Костаная). Деятельность этих социальных институтов строится на основе единой комплексной программы, призванной обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры.
Объект исследования - традиции и обычаи казахского народа.
Предмет исследования - процесс региональной системы сохранения и развития традиционной обрядово-праздничной культуры казахского народа на современном этапе.
Цель работы - раскрыть содержание основных исторически сложившихся традиций и обычаев казахского народа и показать их современное воплощение.
В соответствии с данной целью выдвинуты следующие задачи:
- раскрыть сущность понятий «традиция», «обычай», «обряд»;
- показать особенности казахского менталитета;
- классифицировать традиции и обычаи казахского народа по своей социальной значимости и воспитательным функциям;
- раскрыть содержание основных казахских традиций и обычаев;
- на примере казахской свадьбы и празднования Наурыза показать современное решение обрядово-праздничной культуры казахского народа.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных культурологов, этнологов, социологов. В отдельных трудах российских ученых (А.Д. Жарков, Т.Г. Киселева, Ю.А. Стрельцов, В.М. Чижиков) раскрываются общие вопросы комплексного изучения традиционной культуры народа, излагаются варианты ее использования в современном педагогическом процессе, затрагиваются аспекты повышения роли народного творчества в культурно-досуговых учреждениях.
Особенности психологии казахского этноса, пути формирования казахского менталитета, взаимосвязи духовной и материальной культуры казахского народа раскрываются в исследованиях Ширин Акинера, С. Кандыбая, Ш. Мусагалиева, З. Наурзбаевой и других. Кроме того, использовались энциклопедическая и справочная литература, диссертации и монографии по рассматриваемой проблеме, публикации в печати.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме, наблюдения, опросы, беседы, изучение и обобщение опыта. Были изучены отчеты о деятельности культурно-досуговых учреждений, программы мероприятий, смотров, фестивалей, конкурсов, использован опыт автора как работника Дома культуры и руководителя ансамбля казахских народных инструментов.
В качестве ведущей гипотезы выдвинуто предположение о том, что сохранение и развитие традиционной народной художественной культуры на региональном уровне может быть решено на основе системного подхода, предполагающего взаимосвязь и взаимодействие различных культурных и образовательных учреждений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенный материал будет интересен руководителям творческих коллективов, студентам, педагогам дополнительного образования, организаторам и ведущим мероприятий.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности.
Традиции носят исторический характер, они возникли и формировались в процессе трудовой и общественной деятельности людей, складываясь не по желанию отдельных лиц и групп, а имели под собой объективную основу. Традиции возникали как закономерное явление общественного развития и играли огромную роль в организации усилий рода и племени в борьбе с силами природы, в формировании лучших черт человеческой личности.
На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт, выработали своеобразные обычаи и традиции, правила, нормы и принципы поведения человека.
Социально-экономические, географические условия Казахстана (кочевой быт, безграничные степные просторы, континентальный климат, преобладание скотоводческих хозяйств и т.д.) повлияли на формирование психического склада казахов, на выработку у кочевников определённого оттенка в характере восприятия мира, в образе мышления. Историко-культурные процессы, непосредственно связанные с социально-экономическим развитием населения, создали основу единой национальной культуры, которая базировалась на лучших традициях культуры древних племен казахских степей.
Традиции - это исторически сложившихся устойчивые и наиболее обобщённые нормы и принципы общественных отношений людей, передаваемые из поколения в поколение и охраняемые силой общественного мнения.
Обычаи - это также общепринятые исторически сложившиеся в процессе эволюции правила и нормы, регулирующие поведение людей в определенной области общественной жизни.
Традиции и обычаи казахского народа, связанные с хозяйственной деятельностью, семейным родовым укладом, воспитанием и образованием детей, почитания старших и т.д. дошли до наших дней. Наша цель - донести их до следующих поколений.
На сегодняшний день остро стоит вопрос о сохранении и развитии культурных особенностей народов, их обычаев и традиций. В век научно технических достижений все «этническое» и «этнокультурное» уходит и может навсегда исчезнуть, тогда мы потеряем жизненно необходимую связь с культурным богатством предшествующих поколений. Там, где наиболее остро ощущается утрата традиций, наблюдается дисгармония человека с природой, обществом и даже с самим собой. Практически каждая культура, существующая в любой общественной системе, втянута в общемировой процесс урбанизации со всеми его положительными и отрицательными последствиями. Изучение, сохранение и развитие традиционной празднично-обрядовой культуры казахского этноса представляет большой научный и практический интерес.
Большинство рассмотренных нами казахских обычаев и традиций связаны с радостными событиями жизни казаха, являются частью тоя - праздника. Праздники же всегда были и остаются до сих пор важным средством формирования и утверждения общности, способствуют социализации человека. Современная празднично-обрядовая культура, будь то свадьба, рождение ребенка, спортивные состязания, Наурыз и т.п. - сегодня невозможны в рамках одной семьи, сегодня это больше театрализованные представления. Современные традиции и обряды постоянно вбирают в себя опыт искусств и используют его средства, а иногда объединяют различные виды художественной культуры.
По своей сущности и значению праздник представляет собой сложную социально-педагогическую систему, позволяющую решать одновременно целый ряд взаимосвязанных социально-педагогических задач: формировать материалистическое мировоззрение, воспитывать высокие нравственные чувства - патриотизм и интернационализм, коллективизм и гуманизм, уважительное отношение к старшим, к труду, к женщине; развивать высокий эстетический вкус, прививать уважение к закону, к нормам морали, утверждать здоровый образ жизни, повышать культуру досуга, интересно и содержательно отдыхать.
Праздничная обрядность сегодня стала поистине неотъемлемым элементом общественной жизни. Современные тои с выстроенными сценариями подачи традиций и обычаев, передают исторический опыт новым поколениям, формируют общественное мнение по актуальным вопросам жизни, удовлетворяют первейшие социальные потребности людей - нравственные, эстетические, культурно-бытовые. Но прежде всего, каждое такое мероприятие, как и тысячи лет назад - это общение, отдых и развлечения, ощущение общности и самоутверждения. Не говоря о нравственном, трудовом, физическом, правовом, экологическом, эстетическом воспитании.
Через коллективное эмоциональное отношение к детали события, традициям, человек находит активные формы самовыражения и самоутверждения.
Традиции носят исторический характер, они возникли и формировались в процессе трудовой и общественной деятельности людей, складываясь не по желанию отдельных лиц и групп, а имели под собой объективную основу. Традиции возникали как закономерное явление общественного развития и играли огромную роль в организации усилий рода и племени в борьбе с силами природы, в формировании лучших черт человеческой личности.
На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт, выработали своеобразные обычаи и традиции, правила, нормы и принципы поведения человека.
Социально-экономические, географические условия Казахстана (кочевой быт, безграничные степные просторы, континентальный климат, преобладание скотоводческих хозяйств и т.д.) повлияли на формирование психического склада казахов, на выработку у кочевников определённого оттенка в характере восприятия мира, в образе мышления. Историко-культурные процессы, непосредственно связанные с социально-экономическим развитием населения, создали основу единой национальной культуры, которая базировалась на лучших традициях культуры древних племен казахских степей.
Традиции - это исторически сложившихся устойчивые и наиболее обобщённые нормы и принципы общественных отношений людей, передаваемые из поколения в поколение и охраняемые силой общественного мнения.
Обычаи - это также общепринятые исторически сложившиеся в процессе эволюции правила и нормы, регулирующие поведение людей в определенной области общественной жизни.
Традиции и обычаи казахского народа, связанные с хозяйственной деятельностью, семейным родовым укладом, воспитанием и образованием детей, почитания старших и т.д. дошли до наших дней. Наша цель - донести их до следующих поколений.
На сегодняшний день остро стоит вопрос о сохранении и развитии культурных особенностей народов, их обычаев и традиций. В век научно технических достижений все «этническое» и «этнокультурное» уходит и может навсегда исчезнуть, тогда мы потеряем жизненно необходимую связь с культурным богатством предшествующих поколений. Там, где наиболее остро ощущается утрата традиций, наблюдается дисгармония человека с природой, обществом и даже с самим собой. Практически каждая культура, существующая в любой общественной системе, втянута в общемировой процесс урбанизации со всеми его положительными и отрицательными последствиями. Изучение, сохранение и развитие традиционной празднично-обрядовой культуры казахского этноса представляет большой научный и практический интерес.
Большинство рассмотренных нами казахских обычаев и традиций связаны с радостными событиями жизни казаха, являются частью тоя - праздника. Праздники же всегда были и остаются до сих пор важным средством формирования и утверждения общности, способствуют социализации человека. Современная празднично-обрядовая культура, будь то свадьба, рождение ребенка, спортивные состязания, Наурыз и т.п. - сегодня невозможны в рамках одной семьи, сегодня это больше театрализованные представления. Современные традиции и обряды постоянно вбирают в себя опыт искусств и используют его средства, а иногда объединяют различные виды художественной культуры.
По своей сущности и значению праздник представляет собой сложную социально-педагогическую систему, позволяющую решать одновременно целый ряд взаимосвязанных социально-педагогических задач: формировать материалистическое мировоззрение, воспитывать высокие нравственные чувства - патриотизм и интернационализм, коллективизм и гуманизм, уважительное отношение к старшим, к труду, к женщине; развивать высокий эстетический вкус, прививать уважение к закону, к нормам морали, утверждать здоровый образ жизни, повышать культуру досуга, интересно и содержательно отдыхать.
Праздничная обрядность сегодня стала поистине неотъемлемым элементом общественной жизни. Современные тои с выстроенными сценариями подачи традиций и обычаев, передают исторический опыт новым поколениям, формируют общественное мнение по актуальным вопросам жизни, удовлетворяют первейшие социальные потребности людей - нравственные, эстетические, культурно-бытовые. Но прежде всего, каждое такое мероприятие, как и тысячи лет назад - это общение, отдых и развлечения, ощущение общности и самоутверждения. Не говоря о нравственном, трудовом, физическом, правовом, экологическом, эстетическом воспитании.
Через коллективное эмоциональное отношение к детали события, традициям, человек находит активные формы самовыражения и самоутверждения.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019 - НАРОДНАЯ ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ ДИАЛЕКТНОЙ ЛЕКСИКИ ГОВОРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В РАМКАХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЛИНГВОКРАЕВЕДЕНИЕ» (УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018



