ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИННОВАИЦОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Инновационная деятельность как фактор повышения
конкурентоспособности профессиональной образовательной
организации
1.2 Модель методического сопровождения инновационной деятельности в профессиональной образовательной организации
1.3. Условия успешности методического сопровождения
инновационной деятельности в профессиональной образовательной
организации ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж»
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ МЕТОДИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ГБПОУ «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
2.1. Диагностика педагогической деятельности в профессиональной образовательной организации
2.2. Реализация модели методического сопровождения
инновационной деятельности в профессиональной образовательной
организации ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж»
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по апробации модели методического сопровождения инновационной деятельности в профессиональной образовательной организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. Концепция развития российского образования утверждает необходимость обеспечения опережающего развития среднего профессионального образования, в связи с тем, что, на современном этапе развития экономики и социальной сферы происходит увеличение потребности в специалистах среднего звена, изменение их роли, места и функций, повышение требований к их компетентности, технологической культуре и качеству труда.
Механизмом такого развития является инновационная деятельность, которую, согласно 1 статье Закона «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике», можно понимать как особый процесс, реализующий смену одного вида деятельности другим.
Вслед за определением инновационного образования П.Н. Новикова и В.М. Зуева, инновационная деятельность понимается нами как деятельность, преимущественно ориентированная на максимальное развитие творческих способностей и создание мотивации к саморазвитию индивида на основе добровольно избранной образовательной траектории в области профессиональной деятельности.
Развитие инновационной деятельности предполагает освоение преподавателем среднего профессионального образования (СПО) новых технологий в обучении, в которых опора на запоминание уступает место развитию мышления, исследовательскому подходу к усвоению теории, профессиональной и социальной практики, осуществляется перенос акцента с осуществления преподавателем функции передачи предметной информации на управление познавательной деятельностью студента.
Большую значимость для инновационной деятельности приобретают идеи творческого саморазвития личности В.И. Андреева, оптимизации образовательного процесса Ю.К. Бабанского; развития педагогического профессионализма Н.В. Кузьминой, модели личностно - ориентированного образования М.В. Кларина, основные положения теории непрерывного самообразования педагогических работников Т.П. Афанасьевой, Ю.Н. Кулюткина, A.M. Новикова, Н.В. Немовой, П.Н. Новикова, В.Г. Онушкина и др.
Изучение результатов проведенных исследований показало, что в последнее десятилетие значительно расширились исследования в области методического обеспечения инновационной деятельности.
Вместе с тем, изучение отечественного опыта и собственная практика позволили прийти к выводу, что исследований в области методического сопровождения инновационной деятельности в профессиональном образовании недостаточно, функция методического сопровождения инновационной деятельности в профессиональных образовательных организациях, востребованного педагогической практикой, является слабо разработанной в педагогической науке, что обусловило актуальность настоящего исследования.
Таким образом, в ходе исследования выявлены противоречия между возрастающими требованиями к компетенциям педагога в профессиональных образовательных организациях и неспособностью его стать субъектом инновационных процессов, способствующих освоению и развитию требуемых в настоящее время компетенций, между востребованностью методического сопровождения инновационной в профессиональных образовательных организациях и недостаточностью научных исследований в этой области.
Проблема исследования состоит в разработке и теоретическом обосновании модели методического сопровождения инновационной деятельности в профессиональной образовательной организации, способствующей повышению профессионализма педагогов в процессе этой деятельности и повышению качества образовательного процесса.
В рамках решения данной проблемы была определена тема исследования: «Инновационная деятельность как фактор конкурентоспособности профессиональной образовательной организации».
Объект исследования: инновационная деятельность как фактор конкурентоспособности профессиональной образовательной организации.
Предмет исследования: методическое сопровождение инновационной деятельности профессиональной образовательной организации.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка модели методического сопровождения инновационной деятельности в профессиональной образовательной организации ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж».
Гипотеза исследования: эффективность инновационной деятельности профессиональной образовательной организации будет повышаться, если:
- разработать и апробировать модель методического сопровождения инновационной деятельности в профессиональной образовательной организации;
- выявить педагогические условия реализации модели методического сопровождения инновационной деятельности в профессиональной образовательной организации ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж».
Поставленная цель и гипотеза исследования определили его задачи:
1. Изучить понятие инновационная деятельность профессиональной образовательной организации и выявить ее влияние на уровень конкурентоспособности профессиональной образовательной организации.
2. Разработать и апробировать модель методического сопровождения инновационной деятельности в профессиональной образовательной организации.
3. Выявить условия успешности методического сопровождения инновационной деятельности в профессиональной образовательной организации ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж».
Теоретико-методологической основой исследования явились фундаментальные работы по совершенствованию профессионального образования:
- стратегия развития профессионального образования, направленная на формирование у педагога потребностей в самообразовании (П.Ф. Анисимов, В.И. Андреев, А.Т. Глазунов, В.М. Зуев, A.M. Новиков, П.Н. Новиков, А.Ф. Щепотин);
- системный подход к организации педагогической и методической деятельности (Т.П. Афанасьева, Н.В. Бордовская, В.И. Зверева, Н.Н. Михайлова, Н.В. Немова, А.А. Реан, Т.А. Сергеева, В.П. Симонов, Т.И. Шамова).
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная модель методического сопровождения инновационной деятельности в профессиональной образовательной организации может быть использована в практике других образовательных организаций среднего профессионального образования.
Для решения задач были использованы методы исследования: теоретические: сравнительный анализ педагогической, психологической и научно-методической литературы по исследуемой проблеме, аналогия, прогнозирование предполагаемых результатов деятельности нового типа, моделирование системы методического сопровождения и модели методической службы в профессиональной образовательной организации.
База исследования. ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1».
Юридический адрес 454007, г. Челябинск, ул. Горького, 15
Фактический адрес: 454007, г.Челябинск, ул. Горького, 15. ИНН: 745201001 (свидет-во о постановке на учет в налоговый орган 1677). Реквизиты Свидетельства о внесении в Единый реестр юридических лиц: 084004000160 ЮУРГТК осуществляет образовательную деятельность в соответствии с Уставом, утвержденным администрацией Ленинского района г. Челябинска 26.03.1999. и лицензией 03-Л-734 рег. № 11440 от 19 мая 2015 года, выданной Министерством образования и науки Челябинской области. Срок действия лицензии - бессрочный.
Директор: ТУБЕР ИГОРЬ ИОСИФОВИЧ
ТЕЛ./ФАКС: (351) 775-33-49; (351) 775-49-79
E-MAIL: info@sustec.ru
САЙТ: http://sustec.ru
Структура исследования. Работа состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, библиографии, глоссария, приложения.
В первом параграфе первой главы исследования «Инновационная деятельность как фактор повышения конкурентоспособности профессиональной образовательной организации» можно сделать следующие выводы, что повышение конкурентоспособности вузов связано с модернизацией всего образовательного процесса, оптимизацией способов и технологий обучения студентов, переосмысливанием целей и результатов подготовки конкурентоспособных специалистов для наукоемких и высокотехнологичных производств.
Во втором параграфе первой главы «. Модель методического сопровождения инновационной деятельности в профессиональной образовательной организации», отмечается, что для обозначенных целей модернизации необходимо разработать новые инновационные образовательные программы обучения студентов, результатом реализации которых станут конкурентоспособные специалисты, востребованные рынком труда. Таким образом, основываясь на результатах системного анализа взаимосвязи основных компонентов, можно определить понятие «конкурентоспособность вуза», которая заключающаяся в его способности добиваться успехов в конкурентном соперничестве на рынке образовательных услуг. Происходит это путем подготовки конкурентоспособных специалистов, имеющих не только высокий уровень профессиональных знаний, умений и практических навыков, но и большой набор личностных характеристик, на основе разработки и использования новых инновационных методов обучения, способных конкурировать на рынке труда и быть лидерами в борьбе с конкурентами, пользоваться спросом работодателей разных сфер экономики.
В третьем параграфе первой главы, «Условия успешности методического сопровождения инновационной деятельности в профессиональной образовательной организации» выявляется, что для эффективного взаимодействия сопровождаемых руководителей и педагогов образовательных учреждений и субъектов сопровождения требуется организация научно-методического сопровождения осуществляемой ими инновационной деятельности, которая является функцией регионального органа управления образованием. Цель рассматриваемой организации заключается не в поддержке любых инноваций, осуществляемых в учреждения начального и среднего профессионального образования, а в ориентации осуществляемой или планируемой инновационной деятельности на цели модернизации региональной системы образования.
В соотношении с диагностической целью задача конкретизирует цель диагностической деятельности педагога, определяет этап достижения цели. Решение всей совокупности задач, таким образом, обеспечивает достижение цели.
Различия видов диагностической деятельности в первую очередь выявляются в сопоставлении объектов и предметов диагностики. В педагогической деятельности в наибольшей мере используется опыт, накопленный в сфере психологической диагностики, поскольку взаимодействие участников педагогического процесса наиболее полно осознается при понимании состояния каждого из них, что достигается с помощью методов психологии.
Традиционная образовательная система не удовлетворяет потребностям нашего времени. Это влечет за собой активизацию поиска новых моделей обучения и воспитания подрастающего поколения, соответствующих информационной эпохе, именно поэтому сейчас большое значение придается инновационной деятельности в системе образования.
В реализации основных идей образования педагог является ключевой фигурой, так как от качества подготовленности педагога зависит качество знаний обучающихся. Новые стандарты предполагают изменение профессиональной деятельности педагогов. Как альтернатива традиционному образованию и как способ решения обозначенной выше проблемы рассматривается компетентностно - ориентированный подход - главная инновация современных стандартов.
Результаты многочисленных исследований показывают низкий уровень сформированности мотивационного компонента. Как правило, это возникает вследствие отсутствия ясного представления о масштабах или целях изменений; распределения ответственности; слабого контроля; убеждения, что перемены ничего хорошего не принесут; перегруженности педагогов и др., что определяет негативное отношение педагогов к инновационной деятельности.
Современному педагогу для успешной деятельности необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Успех инновационной деятельности во многом зависит от того, насколько педагог осознает пробелы в своих знаниях и недостаточный уровень владения новыми технологиями.
Таким образом, основными проблемами внедрения инновационных технологий в образовательный процесс являются:
- проблема мотивации обучения и изменения учебных технологий;
- проблема отношений преподавателя и студента, поддержки преподавателем студентов при решении важных проблем.
В настоящее время образовательная организация не может в полной мере обеспечить интерес к обучению, растет восприятие «скучности» предметов, повышается тревожность учащихся в обучении. Вероятнее всего это связано с интеллектуализацией содержания образования, снижения эмоциональной составляющей учебного процесса.
1. Азоев, Г.Л., Завьялов П.С Маркетинг в образовании / Г.Л. Азоев, П.С. Завьялов. - М.: ОАО "НПО "Экономика", 2000. - 362 с.
2. Александров А.Ю. Актуальные проблемы совершенствования институтов развития конкуренции и поддержки отраслей // Научное обозрение. - 2015. - № 17. - С. 318-323.
3. Абрамкина, А.Г., Оценка конкурентоспособности
образовательных услуг вуза / А.Г. Абрамкина.- М.: Академия, 2011.— 512 с.
4. Александров А.Ю. Управление опережающим развитием образовательного пространства // Вестник НГИЭИ. - 2016. - № 3 (58). - С. 7-13.
5. Алклычев А. М. Инновационная политика регионов Российской Федерации в целях привлечения инвестиций и возможности ее реализации // Региональная экономика теория и практика. — 2014. — № 3 (330). — С. 2-9.
6. Богомолова И.П., Хохлов Е.В., Анализ формирования категории конкурентоспособность / И.П Богомолова, Е.В. Хохлов. - М.: Инфра-М, 2005.-256с.
7. Богдан Н.Н., Могилёвкин Е.А., Мотивация и демотивация профессиональной деятельности персонала вуза / Н.Н. Богдан, Е.А. Могилёвкин. - М.: Академия, 2004. -154с.
8. Болонская декларация. Совместное заявление европейских министров образования.
9. Борисова Н.Б. Инновационная деятельность в образовательной организации / Н.Б. Борисова. - М.: Юрайт, 2011. - 345с.
10. Боровская М. А. Стратегия инновационноориентированного управления развитием технического университета / М.А. Боровская. - М.: Росмэн, 2012. - 223с.
11. Бобровникова Е. Р. Научно-методическое сопровождение деятельности учителей на основе совместной деятельности субъектов образовательного пространства / Е. Р. Боровникова. - М.: Феникс , 2010. - 24-28с.
12. Бобровникова Е. Р. Основа совместной деятельности субъектов образовательного пространства // Инновационные проекты и программы в образовании / Е. Р. Боровникова. - М.: Академия, 2012. - 354 с.
13. Беляева Ю.В., Говорухина Е.Г., Конкурентоспособность вузов как результат инновационной деятельности / Ю. В. Беляева, Е. Г. Говорухина. - М.: Ювента, 2009. - 457 с.
14. Вагизова А.И. Подходы к формированию системы инновационного образования РФ / А.И. Вагизова. - М.: Феникс, 2014. - 380 с.
15. Габибова М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М. Ш. Габибова. - М.: Буки-Веди, 2015. — 166 с.
16. Голик А. Д. Система внешних факторов
конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России. - 2007. - №
7. - С. 131-135.
17. Гулин К. А. Социально-экономическая модернизация России: региональный аспект: монография / К. А. Гулин. - М.: Эксмо, 2013. - 85с.
18. Говорухина Е. Г. Конкурентоспособность вузов / Е. Г. Говорухина. - М.: Академия, 2008. - 35с.
19. Гребенюк Т. Б. К вопросу о формировании профессионального тезауруса будущего специалиста. История педагогики и образования // Известия БГАРФ. - 2012. - №21. - С. 76-82. 7.
20. Гараев И. М., Фасхиев Х. А. Анализ состояния проблемы управления конкурентоспособностью организации сферы услуг//Камск: Камский государственный политехнический институт. - 2002.
21. Гришин А. В. Развитие системы государственной поддержки иновационно-ориентированной деятельности российских компаний / А. В. Гришин. - М.: Эксмо, 2008. - № 20.
22. Гребенюк Т. Б. К вопросу о формировании профессионального тезауруса будущего специалиста. История педагогики и образования / Т.Б Гребенюк. - М.: Известия БГАРФ, 2012. - №21. - С. 76-82.
23. Гончаров В. Н., Иванова Е. В. Концепция стратегической организации инновационной деятельности предприятий / В. Н. Гончаров, Е. В. Иванов. - М.: Академия, 2010. - 35с.
24. Горшков Д. А. Социально-экономические механизмы реализации приоритетных национальных проектов / Д.А. Горшков. - М.: Эксмо, 2008. - 145с.
25. Гребенюк Т. Б. К вопросу о формировании профессионального тезауруса будущего специалиста / Т. Б. Гребенюк. - М.: Известия БГАРФ. - 2012. - №21. -70-92с.
26. Димитриев М. Д. Формирование конкурентоспособности образовательного учреждения высшего профессионального образования / Димитриев М. В. - М.: Ювента, 2009. - 367с.
27. Двойных Т. В., Чекмарёв В. В. Конкурентоспособность вузов / Т. В. Двойных, В.В. Чекмарёв. - М.: Эксмо, 2013. - 445с.
28. Дзахмишева И. Ш. Методика оценка конкурентоспособности услуги в розничной торговой сети / И. Ш. Дзахмишева - М.: Маркетинг в России и за рубежом, 2004. - 312с.
29. Долятовский В. А., Мазур О. А. Измерение и управление качеством подготовки специалистов с высшим образованием /
В. А. Долятовский, О. А. Мазур. - М.: Академия, 2003. - 45с.
30. Друкер П. О. Инновации и предпринимательство. Практика и принципы / П. О. Друкер. - М.: "Деловой мир", 2007. - 32с.
31. Егоршин А.П., Перспективы развития образования России / А. П. Егоршин. - М.: Университетское управление, №4, 2000.- 345с.
32. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия / 6-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра. М. 2008. 414 с. 4.
33. Завьялов П. С., Лозовский Л. Ш. Маркетинг / П. С. Завьялов, Л. Ш. Лозовский. - М.: ОАО «НПО «Экономика». 2000. - 362 с.
34. Иванцивская Н. Г., Буров В. Г. Модель управления
инновационным процессом / Н. Г. Иванцивская, В. Г. Буров. - М.: Университетское управление. 2004. № 1(29).- 69-76с.
35. Крылова О. Н. Знаниевая традиция современного содержания школьного образования: новые дидактические смыслы // Человек и образование / О. Н. Крылова. - М.: Академия, 2012. - №1. - 28-31с.
36. Кондратьева И. А. Педагогическое сопровождение в контексте высшего профессионального образования / И. А Кондратьев. - М.: Эксмо, 2012. - №10. - 14-18с.
37. Климов Е. А. Педагогический труд: психологические
составляющие / Е. А. Климов. - М.: Изд-во: Московского университета; Издательский центр Академия, 2004. - 334с.
38. Кондратьева И. А. Педагогическое сопровождение в контексте высшего профессионального образования // Начальная школа /
И. А. Кондратьева. М.: Ювента, 2012. - 14-18с.
39. Куликов М. Б. Интеллектуальная собственность и инновационное развитие экономики // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 5.
40. Кондратьев Е. В. Педагогическое сопровождение в контексте высшего профессионального образования // Начальная школа. - 2012. - №10. - С. 14-18. 3.
41. Крылова О. Н. Знаниевая традиция современного содержания школьного образования: новые дидактические смыслы // Человек и образование / О. Н. Крылова. - М.: Юрайт, 2012. - №1. -28-31с.
42. Киперман Г. Я. Рыночная экономика / Г. Я. Киперман. - М.: Республика, 2010. - 524 с.
43. Климов Е. А. Педагогический труд: психологические
составляющие: учебное пособие / Е. А. Климов. - М.: Московский
университет, 2004. - 334с.
44. Киченко Л. П., Попова Е. С. Роль системы высшего образования в повышении конкурентоспособности и развитии стержневых компетенций региона / Л. П. Киченко, Е. С. Попова. - М.: Юрайт, 2012. - № 3.1. - 13-21с.
45. Казанцева А. К. Инновационный менеджмент / А. К.
Казанцева. - М.: ЦИСН, 2014. - 386с.
46. Ларина В. П. Теоретические подходы к оценке качества системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности организаций / В. П. Ларина. - М.: Минск.- 2005. - №9. - 16¬20с.
47. Лозовский Л. Ш., Райзберг А. Г., Экономика / Л. Ш. Лозовский, А. Г. Райзберг. - М.: Эксмо, 2008. - 326с.
48. Лукашенко М. А. Профессиональные компетенции руководителя как фактор конкурентоспособности компании / М. А. Лукашенко. - М.: Синергия, 2009. - 10 с.
49. Миронов М. Г. Ваша конкурентоспособность/ М. Г. Миронов. — М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2011. — 160с.
50. Мардахаев Л. В. Социально-психологическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации // Педагогическое образование и наука / Л. В. Мардахаев. -2010. - №6. - С. 7-10.
51. Майсаков Д. Л. Управление предпринимательской деятельностью государственного вуза / Д. Л. Майсаков. - М.: Изд-во «Альфа», 2009. - 154с.
52. Мельников И. А. Образование в России / И. А. Мельников . - М.: Правда. - 2008. - октябрь. -1с.
53. Мохначев С. А. Современные тенденции развития управления конкурентоспособностью вуза // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 1. 67-71с.
54. Мардахаев Л. В. Социально-психологическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации // Педагогическое образование и наука. -2010. - №6. - С. 7-10. 2.
55. Ленчук Е. Б. Кадровое обеспечение российской экономики в условиях перехода к инновационной модели развития проблемы управления в экономике знаний / Е. Б. Ленчук. - М.: ГУУ, 2010. - 170с.
56. Поваренков Ю. П. Психология профессионального становления личности (основы психологической концепции профессионализации): Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю. П. Поваренко. - М.: Курск, 2007. - 335с.
57. Певзнер М. Н., Зайченко О. М., Букетов В. О., Горычева С. Н.,
Петров А. В., Ширин А. Г. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт
образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. - 316 с.
58. Посталюк М. П. Инновационные отношения в экономической системе: теория, методология и механизмы реализации / М.П. Посталюк. - М.: Казань: Казанский государственный университет, 2006. - 398с.
59. Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала / Ю. П. Поваренко. - М.: ЯШУ, 2000. - 65с.
60. Перцовский Н. И. Международный маркетинг: Учеб. пособие / Н. И. Перцовский, - М.: Высшая школа. 2001. - 239 с.
61. Поваренков Ю.П. Психологическая характеристика субъекта труда // Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / под ред. Г.В.Мухаметзяновой. Казань: КСЮИ, 2004.
62. Романова И. Б. Управление конкурентоспособностью высшего учебного заведения / И. Б. Романова. - М.: Центр. 2005. - 137с.
63. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. 2-е изд.
— М.: ИНФРА-М, 2006. — VI. 810 c. ISBN 5-16-002591-Х
64. Слепко Ю. Н. Параметры оценки эффективности деятельности студента / Ю. Н. Слепко. - М.: Ярославль: ЯГПУ, 2005. - 456с.
65. Слепко Ю.Н. Проблема оценки эффективности педагогической деятельности учителя / Ю. Н. Слепко. - М.: Казань: КСЮИ, 2004. - 564с.
66. Слободчиков В. И., Исаева Н. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога / В. И. Слободчиков, Н. А. Исаева. - М.: Юрайт, 2006. №4. 72-81с.
67. Тараканова К. Л., Тараканов С. И. Инновационная активность как фактор конкурентоспособности предприятия / К. Л. Тараканова, С. И, Тараканов. — М.: Академия, 2015. — №20. — 296-298с.
68. Трачук А. Б. Инновационная стратегия компании // Проблемы теории и практики управления / А. Б. Трачук. - М.: Ювента, 2013. — № 9. —95-123с.
69. Товышева И. З. Организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности образовательных услуг учреждений / И. З. Товышева. - М.: Юрайт, 2011. - 445с.
70. Фатхутдинов Р. А. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России / Р. А. Фатхутдинов.- М.: Издательский дом «Вильямс». 2006. № 9. - 44с.
71. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: Учебник / Р. А. Фахтутдинов. - М.: Дело, 2001. - 448 с.
72. Фасхиев Х. Системный подход к управлению инновационной деятельностью предприятия // Проблемы теории и практики управления.
— 2015. — № 4. — С. 44-53
73. Хруцкий В. Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка / -М.: В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 528 с.
74. Хруцкий В. Е., Маркетинг: настольная книга по
исследованию рынка. / В. Е. Хруцкий. - М.: Финансы и статистика. 2008. 654с.
75. Храмова Л.Н., Лобанова О.Б., Колокольникова З.У., Безруких Ю.А., Храмов И.В. // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 7. - 193-197с.
76. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные
политик. / В. Д. Шадриков. - М.: Издательский центр проблем качества
подготовки специалистов, 2003. - 445с.
77. Шлычков В.В. От конкурентоспособной экономики к эффективному государству // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 2. -89-96с.
78. Щербаков А. И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования / А. И. Щербаков. - М.: Просвещение, 2007. - 563с.
79. Якунин В. А. Педагогическая психология/ В. А. Якунин. - М.: Михайлова, 2000. - 38с.
80. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
81. Приказ №1578 от 31.12.2015 о внесении изменений в ФГОС среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.12 №413. 9.
82. Приказ №1578 от 31.12.2015 о внесении изменений в ФГОС среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.12 №413. 9
83. Наука и инновации в Республике Татарстан в 2011 году // Статистический сборник. - Казань: Изд-во Татарстанстата, 2012. - 95с.
84. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
85. Государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования// http://rost.ru/projects/education/! 1214/aed8.shtml
86. Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).