Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие интереса младших школьников к миру профессий Южного Урала во внеурочной деятельность

Работа №81262

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2019
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
323
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Организация профориентационной работы в начальной школе 6
1.1. Подходы к развитию интереса у младшего школьника 6
1.2. Особенности профориентационной работы в младшем школьном
возрасте 9
1.3. Знакомство младшего школьника с профессиями, востребованными
на Южном Урале 18
1.4. Потенциал внеурочной деятельности в осуществлении
профориентационной работы в начальной школе 22
1.5. Методика развития интереса младшего школьника к профессиям
Южного Урала во внеурочной деятельности 25
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию интереса младшего
школьника к миру профессий Южного Урала 32
2.1. Анализ представлений младших школьников о профессиях
Южного Урала 32
2.2. Программа курса внеурочной деятельности, способствующего
развитию интереса младшего школьника к миру профессий Южного Урала 38
Выводы по второй главе 47
Заключение 48
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ

Одной из приоритетных задач современного образования является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Младший школьник нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии - важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая.
Профессиональная ориентация является не столько выбором школьником профессии на всю жизнь, сколько формированием у ребенка готовности к профессиональной идентификации, активизации его внутренних ресурсов.
Вопрос самоопределения крайне важен, а от ответа зависит дальнейшая жизнь человека. Правильно организованная работа по профориентации дает возможность решить многие проблемы. Так как список предлагаемых профессий довольно обширен, очень важно не растеряться и максимально реализовать свой потенциал. Чтобы дети умели понимать себя, адекватно оценивать свои успехи в различных видах деятельности, начинать профориентационную работу целесообразно с младшего школьного возраста.
Актуальность проблемы и темы исследования. В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в статье 42. «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации» педагог должен оказывать помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего 3
образования» (с изменениями и дополнениями от: 29.12. 2014 г., 31.12.2015г.), Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»): подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и обществ. Таким образом, ранняя профориентация младших школьников важна и необходима, согласно стратегии российского образования.
Данной проблеме посвящена работа О.К. Ищенко «Формирование первичных профессиональных ориентиров у младших школьников», работа В.А Илюхиной раскрывает роль ранней профилизации школьников, в трудах отечественных ученых Л. А. Йовайша, А. Я. Журкиной, Е. А. Климова и др. Особенностями профессиональной ориентации в начальных классах занимались такие ученые, как Т. В. Васильева, О. Ю. Елькина, С. Н. Чистякова и другие.
В результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования следует, что ранняя профориентация младших школьников необходима, но для этого необходимо найти средство, которое позволили бы педагогу полноценно реализовать данный процесс.
Цель: изучение особенностей развития интереса младших школьников к миру профессий Южного Урала во внеурочной деятельности.
Объект исследования: развитие интереса младших школьников к миру профессий Южного Урала.
Предмет исследования: внеурочная деятельность как средство развития интереса младших школьников к миру профессий Южного Урала
Для достижения цели необходима постановка следующих задач исследования:
1. Рассмотреть подходы к развитию интереса у младшего школьника;
2. Изучить особенности профориентационной работы в младшем школьном возрасте;
3. Обосновать потенциал внеурочной деятельности в осуществлении профориентационной работы в начальной школе;
4. Изучить уровень представлений младших школьников о профессиях Южного Урала;
5. Разработать программу курса внеурочной деятельности, способствующего развитию интереса младшего школьника к миру профессий Южного Урала.
Методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, синтез, сравнение;
• эмпирические.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В психолого-педагогической литературе проблема развития интереса младших школьников существовала на протяжении всего процесса развития педагогической теории и практики. Вопрос о том, как сделать процесс учения привлекательным для детей волновал еще философов Древней Греции и Рима. Так, Демокрит считал любознательность детей «главной причиной обучения».
При формировании интереса к профессиям важно использовать разные методы. Под понятием метод в педагогической практике понимают упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечаются, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии. Методам воспитания и обучения, от которых зависит немалый успех совместной работы учителя и детей на уроках, в том числе и на уроках технологии, посвящен не один десяток исследований как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания.
Исходя из проведенного нами анализа методической, педагогической, философской литературы сделаем выводы по проведенному исследованию и отметим, что под педагогическими средствами формирования понятий о труде мы понимаем те приемы и способы действия педагога, которые он будет использовать для достижения поставленной цели. В качестве средства формирования понятий о профессиях у детей младшего школьного возраста будет выступать целостный процесс.
В исследовательской работе был задействован 3 класс в количестве 25 человек в возрасте 9-10 лет. Целью исследования является выявление уровня начальных представлений о профессиях и труде взрослых в целом у детей младшего школьного возраста посредством диагностики.
Методы педагогической диагностики: беседа, устный опрос, включенное наблюдение (с участием педагога), тестирование, анализ продуктов деятельности.
Данные показали, что у учащихся деятельностно-практический критерий развит в меньшем процентном отношении, а этот критерий включает в себя навыки трудовой деятельности, проявление трудолюбия, старательности на уроках технологии, добросовестность, активность, ответственность, т.е. все те практические навыки так необходимые для трудового обучения. Можно сказать, еще о том, что все эти компоненты включены в условия формирования понятий о труде у детей младшего школьного возраста. Исследование подтверждает необходимость формирования представлений о профессиях с младшего школьного возраста.
Исходя из результатов исследования была составлена программа внеурочных занятий «Мир профессий», которая позволяет спланировать работу с младшими школьниками так, что на первом этапе, пассивно-поисковом, осуществлялся первичный профессиональный выбор.
Цель программы: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.



1. Аблогина С. Л. Сценарий игры - телепередачи "Человек и профессия.// Классный руководитель № 7. - С. 47-56.
2. Архипова О. В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 12. - С. 19-21.
3. Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности "Всему учит детство" // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 4. - С. 10-16.
4. Байбородова Л. В. Внеурочная деятельность сельских школьников // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 227-233.
5. Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. - Спб, 2008. - 321 с.
6. Безвенюк Н. Н. Профориентационная работа в начальной школе. // Управление начальной школой№ 10. - С. 57-63
7. Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2003. - 152 с.
8. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. - СанктПетербург: Речь, 2006. - 236 с.
9. Вдовина Н. Трудовые ресурсы: окружающий мир, 3 класс // Начальная школа: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2009.- № 11 / 1-15 июн.- С. 14-18: ил.
10. Володина Ю.А. Дорога в жизнь или путешествие в будущее...Тренинговая программа проессионального и жизненного самоопределния для воспитанников детских домов и школ-интертатов. - М.: Генезис, 2012. - 312 с.
11. Востриков, Е. Дорога в страну профессий: игра-путешествие для учащихся 5-8-х классов // Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.". - 2009.- № 2. - С. 4-10.
12. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - Спб, 2006. - 141 с
13. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007. - 95 с.
14. Дробаха О. В. Профориентация в начальной школе. Классный час "О профессиях нужных и разных". // Справочник классного руководителя№ 11. - С. 26-31.
15. Емельянова, Л. Угадай профессию / Л. Емельянова // Читаем, учимся, играем.- 2006.- № 1.- С. 73-76.
16. Загашев И. Формы и методы профориентационной работы в школьной библиотеке. Лекция 6: "Анатомия" профессии: схема описания профессии // Библиотека в шк.: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2005.- № 22 / 16-30 нояб.- С. 41-46.
17. Загашев И. Формы и методы профориентационной работы в школьной библиотеке. Лекция 8: Портфолио будущего профессионала // Библиотека в шк.: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2005.- № 24 / 16-31 дек.- С. 35-42.
18. Загашев И. Формы и методы профориентационной работы в школьной библиотеке // Библиотека в школе: Прил. к газ. "Первое сент.". - 2005.- № 23 / 1-15 дек.- С. 40-46.
19. Загашев, И. Формы и методы профориентационной работы в школьной библиотеке. Лекция 5: личностные и биографические факторы выбора профессии. // Библиотека в шк.: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2005.- № 21 / 1¬15 нояб.- С. 40- 47.
20. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. - Академический проект Фонд «Мир», 2006. - 132 с.
21. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределния в ранней юности. - МПСИ, 2008. -69 с.
22. Зелинская М. Экскурсии и профориентация: методический материал // Начальная школа: Прил. к газ. "Первое сентября".- 2007.- № 22. - С. 28-29.
23. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. - М.: Academia, 2004. - 301 с.
24. Климова Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно-методическое пособие — Спб: Речь, 2013. - 177 с.
25. Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. - Донецк. - 2006. - 800 с.
26. Любишина Т. Н. Внеурочная деятельность первоклассников // Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 7. - С. 23-26.
27. Махмудова А. А. Классный час "Как выбрать профессию". // Классный руководитель№ 7. - С. 36-47.
28. Минюрова С. Психология саморазвития человека в профессии. - Москва, 2008. - 189 с.
29. Мучински П. Психология, профессия, карьера. - Спб, 2004. -112 с.
30. Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. - Москва: Сфера, 2006. - 118 с.
31. Пиляй Н. В. Организация профориентационной работы в школе. // Справочник классного руководителя № 9. - С. 14-19.
32. Попова И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 219-226.
33. Предпрофильная подготовка. Путь к профессии: учебная программа для общеобразовательных учреждений / авт.-сост.: коллектив специалистов центра «Ресурс»; под общей ред. О. В. Большаковой, Н. П. Анисимовой, И. В. Кузнецовой. - Ярославль: Центр «Ресурс», 2006. - 46 с.
34. Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе. Составители: З.В. Горбачева, О.Н. Кащеева, Т.Н. Кузьмина, М.Н. Хахунова /Под ред. И.В. Кузнецовой, канд. пс. наук. Ярославль: Центр «Ресурс», 2004. - 120 с.
35. Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор"/ под ред. Н. В. Афанасьевой. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 365 с.
36. Пряжников Н. Лекции, игры, упражнения и другие способы заинтересовать школьников профессиональным самоопределением. // Справочник классного руководителя № 6. - С. 84-90.
37. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение. - М., 2008. - 204 с.
38. Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. - Академия, 2014. - 301 с.
39. Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. - МПСИ, 2002. - 189 с.
40. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: ВАКО, 2005. - 288 с.
41. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии - М.: Генезис, 2007. - 98 с.
42. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2007. - 128 с.
43. Романова Е. С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы. - 2-е изд.. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2006. - 460 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ