ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРAЗОВAНИЯ 17
1.1. Понятие конкурентоспособности образовательной организации 17
1.2. Факторы и критерии оценки конкурентоспособности
образовательной организации 20
1.3. Инновационная деятельность по созданию и внедрению в
образовательную практику новых и усовершенствованных образовательных технологий, прогрессивных форм организации учебного процесса и методов обучения 31
Выводы по Главе 1 34
ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 37
2.1. Инновационная деятельность по формированию
конкурентоспособности образовательной организации 37
2.2. Учебно-методическое сопровождение инновационной деятельности в
обеспечении конкурентоспособности образовательной организации.. 40
Выводы по Главе 2 41
ГЛАВА 3. ЭСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОМПОНЕНТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ГБПОУ «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 43
3.1. Анализ содержания и эффективности инновационной деятельности, организованной в ГБПОУ «Южно-Уральский государственный
технический колледж» 43
3.2. Разработка программных мероприятий по совершенствованию учебно-методического сопровождения инновационной деятельности в ГБПОУ «ЮУрГТК» в обеспечение конкурентоспособности 47
3.3 Анализ эффективности внедрения программных мероприятий по совершенствованию учебно-методического сопровождения инновационной деятельности в ГБПОУ «ЮУрГТК» в обеспечение конкурентоспособности 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 72
Актуальность исследования. В современной России активно развиваются рыночные отношения, которые охватывают все сферы общественной жизни, включая образование. Одной из основных характеристик рыночной экономики выступает конкуренция, которую можно описать как экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своих услуг, в соответствии с существующими запросами потребителей. Таким образом, конкуренция обязывает предприятие предоставлять конкурентоспособные услуги.
С точки зрения профессиональной образовательной организации - это будут конкурентоспособные образовательные услуги, обеспечивающие привлечение потенциальных абитуриентов и получение государственного заказа на подготовку специалистов, выделение государством, предприятиями, различными частными и общественными фондами грантов на проведение научных исследований, развитие учебно-методической и материально-технической базы образовательной организации.
В условиях обострения конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг все более актуальным становится определение факторов конкурентоспособности, которые позволят профессиональной образовательной организации не только занять свой сегмент рынка, поставляя региону, в котором функционирует образовательное учреждение, высококачественные рабочие кадры или специалистов, но и сохранять и укреплять свои позиции.
Конкуренция как главная движущая сила любого рынка вынуждает образовательные организации постоянно генерировать новые идеи, искать перспективные направления реализации образовательных услуг, совершенствовать подходы к их оказанию, формировать источники своей конкурентоспособности.
В общем виде конкурентоспособность образовательного учреждения можно рассматривать, как набор наилучших социально-экономических показателей, значимых для потенциальных потребителей образовательных услуг, которые позволяют ему выделиться среди других образовательных учреждений. Таким образом, конкурентная борьба между образовательными организациями по своему содержанию может быть определена как совокупность действий, направленных на формирование конкурентного превосходства, обеспечивающего отличие образовательного учреждения от ближайших конкурентов и завоевание устойчивых позиций на рынке образовательных услуг [26].
Одним из факторов конкурентоспособности является инновационная деятельность образовательной организации.
Слова «инновация», «инновационный», «инновационная деятельность» и «инновационный потенциал» можно услышать повсеместно, они применимы для придания значимости любой сферы деятельности или ее результатов (продукции). Инновационное развитие России является одной из стратегических задач для всего общества. Приоритет этой задачи подчеркнут на самых высоких уровнях государственного управления.
В современных экономических условиях для достижения успеха в конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг образовательная организация должна быть мобильна и ориентирована на следование инновационной политике государства, которая в настоящий период времени находит свое выражение в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020г., разработанной на основе положений
Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020г. в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». В рамках Стратегии 5
основными задачами инновационного развития страны признается создание условий для формирования у граждан способности и готовности к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремлению к новому. Формирование таких компетенций предполагает адаптацию для этих целей не просто отдельных направлений социально-экономической политики (в первую очередь, политики в сфере образования), но и общественной среды в целом, создание условий для свободы творчества и самовыражения. В свою очередь отмечается, что система образования на всех этапах в части содержания и в части методов и технологий обучения (преподавания) должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности [1].
Устойчивое экономическое развитие на инновационной основе невозможно без повышения интеллектуального капитала, предопределяющего возможности эффективного создания, распространения и освоения инноваций. Отсюда значительно актуализируется роль системы профессионального образования в формировании и развитии интеллектуального капитала общества и личности. Приоритетный национальный проект «Образование», задающий стратегические и тактические ориентиры развития образования на всех его уровнях, во всех видах и направлениях подготовки, вызвал соответствующие изменения не только федеральной, но и региональных образовательных систем.
Логичным следствием данных изменений явилась трансформация институциональных условий, создающих базис для обеспечения высокого уровня и качества профессионального образования, целеориентированных на повышение эффективности использования интеллектуального капитала в национальной и региональных экономиках.
Инновационная деятельность образовательных организаций на современном этапе модернизации системы профессионального образования расценивается обществом и государством как фундамент повышения качества образования, эффективности и конкурентоспособности профессиональных образовательных организаций.
В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении (рефлексии) своего собственного практического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, качественно иной педагогической практики. К основным функциям инновационной деятельности относится изменение компонентов педагогического процесса: целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.д. [57].
Непрерывно возрастающие потребности работодателей и общества в целом в высококвалифицированных специалистах, с высоким уровнем сформированности профессиональных компетенций, способных и готовых к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, обладающих профессиональной мобильностью, бросают вызов системе профессионального образования в подготовке таких специалистов. Одной из основных задач профессиональной образовательной организации становится осуществление инновационной деятельности по совершенствованию собственно образовательного процесса, актуализации его учебно-методической составляющей посредством внедрения современных методов и технологий обучения, способных обеспечить формирование всесторонне развитой личности с высоким уровнем профессиональных компетенций, конкурентоспособной на рынке труда.
На основании анализа научных изысканий, а также в результате собственного исследования в указанном направлении была сформулирована существующая проблема исследования: в настоящее время не решаются должным образом отдельные вопросы методического сопровождения инновационной деятельности, реализуемой в профессиональной образовательной организации, для выявления педагогических условий по совершенствованию и развитию профессиональных компетенций выпускников образовательных организаций соответственно потребностям работодателей в обеспечение конкурентоспособности. Это вызвано структурной сложностью и многоуровневостью данной проблемы, а также отсутствием опыта управления отечественными образовательными организациями в условиях конкуренции. При этом достижения зарубежной и отечественной науки и теории управления могут служить основой для проведения научных исследований и формирования обоснованных выводов по созданию теоретико-методических основ и механизмов формирования конкурентоспособности профессиональных образовательных организаций.
Наиболее детально проблема конкурентоспособности образовательных организаций системы высшего образования изучена в материалах научных и учебно-методических публикаций, выполненных А.В. Алферовым, П.Ф. Анисимовым, И.А. Аренковым, В.И. Байденко, А.Г. Бездудной, В.П. Галенко, В.В. Зыковым, Г.А. Краюхиным, М.Л. Кричевским, С.А. Мамонтовым, Т.Д. Масловой, Э.В. Минько, А.И. Михайлушкиным, А.П. Панкрухиным, К.Ф. Пузыней, Ю.Б. Рубиным, В.Б. Фраймовичем, В.С. Чекалиным и др. Среди зарубежных авторов следует отметить работы Ф. Котлера, М. Портера, С. Хила, А. Астина, Т. Банта, Д. Лунд, А. Онила Мартина, Палмера и др. Однако проблема создания и поддержания стратегических конкурентных преимуществ профессиональных образовательных организаций остается, по существу, нерешенной.
Несмотря на имеющийся серьезный научный задел в рассматриваемой сфере остается ряд недостаточно изученных вопросов. В частности, особо актуализируется необходимость разработки положений по повышению конкурентоспособности и качества услуг субъектов сферы образования, что является обязательным атрибутом любой профессиональной образовательной организации. Указанные обстоятельства обусловили выбор темы исследования: «Инновационная деятельность как фактор конкурентоспособности профессиональной образовательной организации», определили ее цель и задачи, логику и структуру работы.
Объект исследования: инновационная деятельность профессиональной образовательной организации в сфере оказания образовательных услуг.
Предмет исследования: мероприятия по созданию конкурентных преимуществ профессиональной образовательной организации в сфере повышения качества и эффективности оказания образовательных услуг.
Целью диссертации является разработка мероприятий по созданию конкурентных преимуществ профессиональной образовательной организации в сфере повышения качества и эффективности оказания образовательных услуг.
Ход исследования определялся следующей гипотезой: разработка, создание, совершенствование и настройка образовательных учебно-методических средств, обеспечивающих рост качества и эффективность оказания образовательных услуг - одно из направлений её инновационной деятельности, как важнейшего фактора конкурентоспособности посредством обеспечения профессиональной квалификации дипломированных выпускников соответственно современным требованиям работодателей благодаря эффективному формированию у них повышенного уровня профессиональных компетенций.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. исследовать сущность и содержание конкурентоспособности
образовательных услуг профессиональной образовательной организации;
2. осуществить оценку факторов и критериев, обеспечивающих успех в конкурентоспособности образовательной организации;
3. проанализировать содержание и эффективность инновационной деятельности, оргaнизовaнной в ГБПОУ «Южно-Уральский госудaрствeнный тexничeский колледж»;
3. разработать новый образовательный продукт образовательных услуг - учебно-методическое пособие по НИР для студентов и педагогических работников в обеспечение повышенного уровня их интеллектуального потенциала, эффективной сформированности их конурентоспособности.
4. проанализировать эффект от внедрения программных мероприятий по совершенствованию учебно-методического сопровождения инновационной деятельности в ГБПОУ «ЮУрГТК» в обеспечение конкурентоспособности.
Теоретико-методологическую основу исследования составили следующие теории:
- компетентностного подхода к профессионально-педагогической подготовке (Е.А. Гнатышина, И.А.Зимняя, Н.В.Кузьмина, Г.М. Коджаспирова, И.А. Колесникова, Дж. Равен, В. Хутмахер, А.В. Хуторской и др.);
- системного подхода в образовании (В.Г. Буданов, В.В. Гузеев, Э.Н. Гусинский, С.А. Зайцева, Г.П. Щедровицкий и др.);
- информационного подхода в образовании (А.С. Архангельский, А.А. Дорофеев, Г.Н. Степанова, В.С. Степин, и др.);
- педагогического проектирования и моделирования (А.П. Аношкин, С.И. Архангельский, B.C. Безрукова, В.П. Беспалько, А.П. Тряпицина, и др.);
-аспектов квалиметрического подхода оценки сферы образовательных услуг (E. Безгласная, С.Бунтов, Т. Бурменко, Д.Г. Мирошин, М.В. Потапова, И.Д. Столбова и А.Н. Данилов с соавторами);
- педагогического контроля эффективности подготовки выпускников образовательных организаций (Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьева, С.Р. Балуян, А.А. Бодалева, В.И. Звонникова, Т.А. Ильиной, И.И. Ильясова, И.А. Каирова, A.M. Новикова, И.П. Подласого, Е.И. Перовского, П.И. Пидкасистого, В.В. Столина, В.А. Сластенина, H.A. Сорокина, К.Д. Ушинского, И.А. Цатуровой, М.Б. Челышковой, Г.И. Щукиной, Д.Б. Эльконина, А. Анастази, Я.А. Коменского, Ч. Спирмена, П. Ур, С. Урбины, А. Хьюза и др).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами использованы теоретические и эмпирические методы исследования, совокупность таких подходов, как системный, синергетический, позволивших расширить границы предметного поля конкурентоспособности образовательной организации и рассматривать инновационную деятельность в обеспечение конкурентоспособности образовательной организации как сложно функционирующее явление.
Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы, монографических и диссертационных работ, публикаций периодической печати по теме исследования, сравнение, аналогия, индукция, дедукция. Теоретические методы в процессе организации исследования дополнялись эмпирическими методами: опрос, анкетирование, наблюдение, индивидуальные и групповые беседы со студентами и преподавателями. Частные эмпирические методы дополнялись педагогическим экспериментом, результаты которого обрабатывались методами статистической обработки полученной информации.
Экспериментальная база: ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» (ГБПОУ «ЮУрГТК»), Политехнический образовательный комплекс.
Внедрение проводилось в несколько этапов:
На первом этапе изучались сущность и содержание конкурентоспособности образовательных услуг профессиональной образовательной организации, подходы к оценке факторов и критериев, обеспечивающих успех в конкурентоспособности образовательной организации.
На втором этапе произведен анализ по выявлению основных недостатков и проблемных аспектов эффективности влияния факторов и критериев, обеспечивающих успех в конкурентоспособности образовательной организации, осуществлен сбор и первичная обработка материала для разработки нового образовательного продукта образовательный услуг - учебно-методического пособия по НИР в обеспечение повышенного уровня интеллектуального потенциала профессиональной образовательной организации, повышения эффективности реализации инновационной деятельности в обеспечение конкурентоспособности.
На третьем этапе выполнена разработка нового образовательного продукта образовательных услуг - учебно-методического пособия по НИР в обеспечение повышенного уровня интеллектуального потенциала профессиональной образовательной организации, повышения эффективности реализации инновационной деятельности в обеспечение конкурентоспособности.
Научная новизна - эмпирическое подтверждение эффективности разработки нового образовательного продукта образовательных услуг - учебно-методического пособия по НИР в обеспечение повышенного уровня интеллектуального потенциала студентов, эффективной сформированности их профессиональных компетенций.
Теоретическая значимость заключается в повышении мотивации студентов профессиональной образовательной организации к НИР.
Практическая значимость: учебно-методический материал разработанного пособия обладает высокой перспективностью с точки зрения обеспечения устойчивых условий эффективного функционирования профессиональной образовательной организации по всем направлениям её деятельности, в том числе в части конкурентоспособности.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Анализ сущности и содержания конкурентоспособности образовательных
12
услуг профессиональной образовательной организации, подходов к оценке факторов и критериев конкурентоспособности образовательной организации.
2. Исследование концептуальных факторов конкурентоспособности успеха
образовательной организации, обеспечивающих успех в конкурентоспособности образовательной организации.
3. Учебно-методическое пособие по НИР в обеспечение повышенного уровня
интеллектуального потенциала профессиональной образовательной организации, в качестве инструментария инновационной деятельности в решении задач повышения конкурентоспособности образовательной организации.
Личное участие соискателя состоит в исследовании, анализе и разработке мероприятий по решению учебно-методических вопросов сосредоточения ресурсов образовательной организации на предоставлении таких образовательных услуг, которые реально необходимы для выявления педагогических условий эффективной инновационной деятельности по совершенствованию и развитию профессиональных компетенций выпускников образовательных организаций соответственно потребностям работодателей.
Достоверность научных результатов исследования обеспечивается применением теоретических и эмпирических методов качественной оценки и подтверждается актом о внедрении.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, включающего 58 источников, 7 рисунков, 1 таблицы, акта о внедрении.
1. Наука [Электронный ресурс]. - URL http://vistagrad. com/scientific- research/sushhnost-nauchnogo-znaniya.
2. Гаррас, Ж.Е. Развитие теории и практики применения эмпирических методов педагогических исследований [Текст] / Ж.Е. Гаррас, О.Ю. Ефремов // Вестник Санкт-Петербургского ун-та МВД России. 2012. - № 2, - С. 195-201.
3. Журавлев, В.И. Обработка и интерпретация научных данных в педагогическом исследовании [Текст] / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев, В.К. Розов и [др.] // Введение в научное исследование по педагогике - М.: Просвещение, 1988. - С. 155-173.
4. Белевитин, В.А. Магистерская диссертация: рекомендации по подготовке и защите: учебно-методич. пособие / В.А. Белевитин, Е.А. Гнатышина, И.Г. Черновол. - Челябинск, Изд-во ЧГПУ. 2016.
5. Гнатышина, Е.А. Научно-исследовательская работа магистранта: теория и практика организации и проведения: учебно-методич. пособие [Текст] / Е.А. Гнатышина, В.А. Белевитин, И.Г. Черновол. - Челябинск, Изд-во ЧГПУ. - 2017.
6. Гнатышина, Е.А. Подготовка магистранта к защите выпускной квалификационной работы: содержание и оформление рукописи и автореферата магистерской диссертации: учебно-методич. пособие [Текст] / Е.А. Гнатышина, B. А. Белевитин. - Челябинск, Изд-во ЮУрГГПУ. - 2018.
7. Богатенков, С.А. Компетентностно-ориентированное управление
подготовкой кадров в условиях электронного обучения: монография [Текст] /
C. А. Богатенков, Е.А. Гнатышина, В.А. Белевитин. - Челябинск, Изд-во ЮУрГГПУ. - 2017.
8. Белевитин, В.А. О понятии «Информационно-педагогический тезаурус магистранта» [Текст] / В.А. Белевитин, М.Ю. Семагин. В сб. науч. трудов «Инновационные технологии в подготовке современных профессиональных кадров: опыт, проблемы». - Челябинск: Челябинский филиал РАНХиГС. - 2017, - С. 23-29.
9. Хасанова, М.Л. Педагогический компонент становления креативной личности выпускника вуза [Текст] /М.Л. Хасанова, В.А. Белевитин, А.И.
Тюнин, М.Ю. Семагин. - В сб. науч. трудов «Инновационные технологии в подготовке современных профессиональных кадров: опыт, проблемы». - Челябинск: Челябинский филиал РАН-ХиГС. - 2017. - С. 167-171.
10. Хасанова, М.Л. Научно-познавательная деятельность студентов как залог их будущего профессионального роста [Текст] /М.Л. Хасанова. - В сб. науч. статей «Профессиональное образование в 21 веке» - Челябинск, Изд-во ЧГПУ. - 2013. - С. 135-137.
11. Хасанова, М.Л. Интеллект-карта как эффективный способ подачи и запоминания учебного материала [Текст] / М.Л. Хасанова. - В сб. материалов XXXV Междун. научно-практич. конф-ии «Россия сегодня: социально-экономические и духовно-нравственные ориентиры развития нации». - 2018. - С. 274-276.
12. Методы научного исследования. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: ййрз://1шадез.гашЬ1ег.ги/зеагсй?диегу=&аби11=зой&1=2&и1ш_зоигсе=гашЬ1ег- зеагсй&и!ш_ шей1иш=ш1хир&и1ш_сашра1дп=1шадез_ир.