Создание предметно-пространственной среды по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы физического развития детей старшего дошкольного возраста
1.1. Ретроспективный анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОО
1.2. Особенности физического развития детей старшего
дошкольного возраста
1.3. Педагогические условия физического развития детей
старшего дошкольного возраста
Вывода по 1 главе 36
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды для физического развития детей старшего дошкольного возраста
2.1. Задачи, организация и результаты констатирующего этапа
эксперимента
2.2. Организация работы по созданию среды в ДОО 46
2.3. Результаты и интерпретация опытно-экспериментальной работы
Выводы по 2 главе 51
Заключение 53
Список литературы 55
Приложение 63
Глава 1. Теоретические основы физического развития детей старшего дошкольного возраста
1.1. Ретроспективный анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОО
1.2. Особенности физического развития детей старшего
дошкольного возраста
1.3. Педагогические условия физического развития детей
старшего дошкольного возраста
Вывода по 1 главе 36
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды для физического развития детей старшего дошкольного возраста
2.1. Задачи, организация и результаты констатирующего этапа
эксперимента
2.2. Организация работы по созданию среды в ДОО 46
2.3. Результаты и интерпретация опытно-экспериментальной работы
Выводы по 2 главе 51
Заключение 53
Список литературы 55
Приложение 63
Актуальность. На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетание «формирование здорового образа жизни» заняло прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.
Вопрос организации предметно-развивающей среды Детских
Образовательных Организаций на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Визуальные характеристики дошкольного образовательного учреждения, то есть то, что ребёнок видит вокруг себя, важное условие эмоционального воспитания. Всё, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует отношение к окружающему. Все предметы, убранства, оборудования должны представлять собой единое целое, гармонично сочетаться по цвету, по стилю и материалам, из которых изготовлены. Значит, всё, что окружает ребёнка должно развивать не только умственные способности, но и органы чувств и обеспечивать малышу необходимый психологический комфорт. Но создать такую среду в дошкольном образовательном учреждении бывает очень сложно, зачастую педагогам не хватает знаний, навыков, по данной теме, так же материальных ресурсов для приобретения необходимых игровых и расходных материалов. Это определяет необходимость разработки такой системы создания развивающей предметно-пространственной среды, которая не требовала бы кардинальных перемен, а строилась на основе уже имеющейся развивающей среды.
Тем самым, обнаружено противоречие между требованиями ФГОС ДО, касающихся самостоятельной деятельности детей и тенденцией ухудшения здоровья детей.
Выявленное противоречие обусловило выбор темы исследования: «Создание предметно-пространственной среды по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования - теоретически обосновать, создать и экспериментально проверить эффективность предметно-пространственной среды по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс физического развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования-особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, по физическому развитию детей в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования: физическое развитие детей старшего дошкольного возраста возможно при соответствии среды следующим требованиям:
• насыщенность среды в соответствии возрастным возможностям детей и содержанию программы;
• вариативность и поли функциональность среды;
• использование нестандартного оборудования.
Для достижения поставленной цели и проверки условий гипотезы, нами были сформулированы следующие задачи:
• Провести ретроспективный анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
• Определить критерии и уровни физического развития детей дошкольного возраста;
• Выявить и определить эффективность созданной развивающей предметно-пространственной среды по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: организационные (анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы); эмпирические (наблюдение, беседа) и интерпретационные.
Структура работы: исследование включает введение, две главы с выводами, заключение, список литературы и приложения.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетание «формирование здорового образа жизни» заняло прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.
Вопрос организации предметно-развивающей среды Детских
Образовательных Организаций на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Визуальные характеристики дошкольного образовательного учреждения, то есть то, что ребёнок видит вокруг себя, важное условие эмоционального воспитания. Всё, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует отношение к окружающему. Все предметы, убранства, оборудования должны представлять собой единое целое, гармонично сочетаться по цвету, по стилю и материалам, из которых изготовлены. Значит, всё, что окружает ребёнка должно развивать не только умственные способности, но и органы чувств и обеспечивать малышу необходимый психологический комфорт. Но создать такую среду в дошкольном образовательном учреждении бывает очень сложно, зачастую педагогам не хватает знаний, навыков, по данной теме, так же материальных ресурсов для приобретения необходимых игровых и расходных материалов. Это определяет необходимость разработки такой системы создания развивающей предметно-пространственной среды, которая не требовала бы кардинальных перемен, а строилась на основе уже имеющейся развивающей среды.
Тем самым, обнаружено противоречие между требованиями ФГОС ДО, касающихся самостоятельной деятельности детей и тенденцией ухудшения здоровья детей.
Выявленное противоречие обусловило выбор темы исследования: «Создание предметно-пространственной среды по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования - теоретически обосновать, создать и экспериментально проверить эффективность предметно-пространственной среды по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс физического развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования-особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, по физическому развитию детей в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования: физическое развитие детей старшего дошкольного возраста возможно при соответствии среды следующим требованиям:
• насыщенность среды в соответствии возрастным возможностям детей и содержанию программы;
• вариативность и поли функциональность среды;
• использование нестандартного оборудования.
Для достижения поставленной цели и проверки условий гипотезы, нами были сформулированы следующие задачи:
• Провести ретроспективный анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
• Определить критерии и уровни физического развития детей дошкольного возраста;
• Выявить и определить эффективность созданной развивающей предметно-пространственной среды по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: организационные (анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы); эмпирические (наблюдение, беседа) и интерпретационные.
Структура работы: исследование включает введение, две главы с выводами, заключение, список литературы и приложения.
В данной выпускной квалификационной работе изучалось создание предметно- пространственной среды по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
В первой главе представлены теоретические основы по проблеме исследования. В качестве выводов были выделены основные положения.
Под предметно- развивающей средой понимается место, рамки которого могут быть обозначены предметами материального мира, а могут быть, и не обозначены, но иметь место в детских представлениях, образах, о которых взрослый может узнать, только обратившись к ребенку с вопросом или участвуя в игре.
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Этот возраст в известном отношении является переломным: почти все органы тела (за исключением половой системы) к 7 годам приобретают свойственную им структуру и в дальнейшем их развитие выражается лишь в их росте и усовершенствовании взаимосвязей друг с другом. К 6 - 7 годам ребёнок овладевает основными видами локомоций - ходьбой, бегом, прыганием, лазанием, метанием.
Физическая культура - не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника.
К педагогическим условиям в рамках данного исследования можно отнести насыщенность среды в соответствии возрастным возможностям детей и содержанию программы; вариативность среды - возможность изменять ее в зависимости от времени года, тематического раздела программы; используемые материалы должны быть полифункциональны, т.е. могли использоваться с разными целями.
Целью опытно- экспериментальной работы было создать и экспериментально проверить эффективность предметно-пространственной среды по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить уровень физического развития старших дошкольников у половины детей старшей группы находится на среднем уровне, у трети детей группы - на низком уровне, только у четырех человек - на высоком уровне. Предметно-пространственная среда группы должна строиться с учетом физического развития детей.
При проектировании предметно- пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни детей дошкольников, были учтены следующие факторы:
1) индивидуальные социально-психологические особенности детей;
2) особенности их эмоционально-личностного развития;
3) индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и
потребности;
4) особенности физического развития и здоровья детей.
В качестве основных дополнений предметно-пространственной среды был выбран вариант, который включает в себя нестандартное оборудование, которое сделано своими руками, при активной помощи родителей. Нестандартное оборудование позволяет внести элементы новизны, необычности. Яркий цвет спортивного инвентаря способствует повышению интереса детей к играм и упражнениям, придает необходимую эмоциональную окраску, стимулирует их двигательное творчество.
Анализируя изменения по уровням физического развития, отметим, что показатели по низкому уровню уменьшились на 20,8%. Показатели среднего уровня выросли на 12,5%. Показатели высокого уровня выросли на 8,3%.
Таким образом, работа по созданию предметно- пространственной среды по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста, которая велась с учетом индивидуальных особенностей детей, их двигательного развития, была признана эффективной.
Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтверждена. Цель достигнута.
В первой главе представлены теоретические основы по проблеме исследования. В качестве выводов были выделены основные положения.
Под предметно- развивающей средой понимается место, рамки которого могут быть обозначены предметами материального мира, а могут быть, и не обозначены, но иметь место в детских представлениях, образах, о которых взрослый может узнать, только обратившись к ребенку с вопросом или участвуя в игре.
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Этот возраст в известном отношении является переломным: почти все органы тела (за исключением половой системы) к 7 годам приобретают свойственную им структуру и в дальнейшем их развитие выражается лишь в их росте и усовершенствовании взаимосвязей друг с другом. К 6 - 7 годам ребёнок овладевает основными видами локомоций - ходьбой, бегом, прыганием, лазанием, метанием.
Физическая культура - не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника.
К педагогическим условиям в рамках данного исследования можно отнести насыщенность среды в соответствии возрастным возможностям детей и содержанию программы; вариативность среды - возможность изменять ее в зависимости от времени года, тематического раздела программы; используемые материалы должны быть полифункциональны, т.е. могли использоваться с разными целями.
Целью опытно- экспериментальной работы было создать и экспериментально проверить эффективность предметно-пространственной среды по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить уровень физического развития старших дошкольников у половины детей старшей группы находится на среднем уровне, у трети детей группы - на низком уровне, только у четырех человек - на высоком уровне. Предметно-пространственная среда группы должна строиться с учетом физического развития детей.
При проектировании предметно- пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни детей дошкольников, были учтены следующие факторы:
1) индивидуальные социально-психологические особенности детей;
2) особенности их эмоционально-личностного развития;
3) индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и
потребности;
4) особенности физического развития и здоровья детей.
В качестве основных дополнений предметно-пространственной среды был выбран вариант, который включает в себя нестандартное оборудование, которое сделано своими руками, при активной помощи родителей. Нестандартное оборудование позволяет внести элементы новизны, необычности. Яркий цвет спортивного инвентаря способствует повышению интереса детей к играм и упражнениям, придает необходимую эмоциональную окраску, стимулирует их двигательное творчество.
Анализируя изменения по уровням физического развития, отметим, что показатели по низкому уровню уменьшились на 20,8%. Показатели среднего уровня выросли на 12,5%. Показатели высокого уровня выросли на 8,3%.
Таким образом, работа по созданию предметно- пространственной среды по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста, которая велась с учетом индивидуальных особенностей детей, их двигательного развития, была признана эффективной.
Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтверждена. Цель достигнута.
Подобные работы
- Предметно-развивающая среда в развитии детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2015 - КОНЦЕПЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННО РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2022 - Предметно-развивающая среда как условие эстетического воспитания
детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной
организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК УСЛОВИЕ
ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ И ЧУВСТВ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2019



