Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации как фактор развития детей дошкольного возраста

Работа №98191

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
108
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Предметно-пространственная среда дошкольной
образовательной организации: понятие и принципы организации 6
1.2. Предметно-пространственная среда как система
дошкольного образования 14
1.3. Влияние предметно-пространственной среды на развитие
ребенка 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 31
2.1. Анализ предметно-пространственной среды дошкольных
образовательных организаций 31
2.2. Исследование состояния предметно-пространственной
среды дошкольной образовательной организации 38
2.3. Рекомендации по созданию предметно-пространственной
среды в дошкольной образовательной организации 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72


На сегодняшний день можно констатировать тот факт, что вся система современного дошкольного образования переживает кардинальные изменения. Это продиктовано запросом общества, государства на качественно новое образование и нашло свое отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Благоприятной почвой для развития детей дошкольного возраста может стать правильное построение предметно-пространственной среды, поскольку она, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, реализует потенциал в организации всех видов деятельности детей и отражает особенности окружающей действительности, которые способствуют активизации воображения, мышления и других психических процессов дошкольников [4].
Одной из ключевых задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является проектирование безопасной, комфортной, развивающей среды с целью обеспечения психологического здоровья детей дошкольного возраста. Переход дошкольных организаций на рельсы нового стандарта необходимо начинать непосредственно с преобразования и наполнения окружающего пространства [54, с.8].
Пути решения проектирования и организации предметно-пространственной среды, обеспечивающей развитие детей дошкольного возраста, прослеживаются в научных трудах специалистов в области педагогики, психологии, медицины (С. Л. Новоселовой, Л. А. Парамоновой, В. А. Петровского, Н. Н. Поддьякова). По мнению многих ученых и педагогов-практиков, пространственная среда является важным фактором развития и реализации детей дошкольного возраста.
Однако, несмотря на значимость предметно-пространственной среды в формировании гармоничной личности ребенка-дошкольника, сегодня существует недостаточное количество методических и практических руководств по ее организации в процессе познавательного развития детей в дошкольной образовательной организации. Данный аспект определил выбор темы исследования «Предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации как фактор развития детей дошкольного возраста».
Объект исследования - предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации.
Предмет - предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации как фактор развития детей дошкольного возраста
Цель исследования - разработать рекомендации по созданию и использованию предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты предметно-
пространственной среды дошкольной образовательной организации.
2. Определить особенности предметно-пространственной среды
дошкольной образовательной организации.
3. Определить влияние предметно-пространственной среды на развитие ребенка.
4. Проанализировать предметно-пространственную среду дошкольных образовательных организаций
5. Изучить состояния предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации.
6. Разработать рекомендации по созданию предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: анализ литературы; обобщение педагогического опыта; наблюдение; сравнение.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


При организации предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации педагогам необходимо учесть все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка: включает компоненты, необходимые для полного физического, эстетического, познавательного и социального развития воспитанников. Это место для прогулок, игр, наблюдений и экспериментирования, оборудование которое на территории дошкольной образовательной организации используется для проведения различных физкультурных досугов для детей.
Насыщенная предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Предметно-пространственная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность их жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
Важно, что предметно-пространственная среда должна иметь характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке. Предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Родители детей являются активными участниками воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Родители высоко оценивают творческий потенциал и деятельность педагогов. Социальное партнерство детского сада и семьи, идея равенства родителей и педагогов в вопросах деятельности дошкольной образовательной организации постепенно находит свое практическое воплощение.
Исследование состояния предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации показало, что созданная и постоянно пополняемая предметная среда в детском саду выполняет все функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную и коммуникативную. И соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Конечно остается ряд проблем, связанный с наполняемостью игровых зон, соответствия возрасту, недостаточным финансированием материально-технического обеспечения детского сада, но педагоги дошкольной образовательной организации стараются находить выход из любой сложившейся ситуации, направленный на благо для детей и многое делают «своими руками».
С помощью рекомендации по созданию и использованию предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, можно сказать, что необходимо работать в системе: методическая работа с педагогическим коллективом, работа с детьми и родителями, учитывать возрастные, социально-психологические особенностей детей их индивидуальных интересов.
Самое главное, среда, созданная в дошкольной образовательной организации, работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка, потому что ребенок в ней - создатель, хозяин и преобразователь. Значит, среда способствует его социализации и индивидуализации.



1. Александров, Ю. И. Системные аспекты психической деятельности [Текст] // Ю. И. Александров. - М.: Линка-Пресс, 2012. - 415 с.
2. Артамонова, О. В. Организация предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении: методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений [Текст] // О.В. Артамонова. - Тольятти: Издательство инф.-тех.центра, 2015. - 54 с.
3. Бабаева, Т. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] // Т. Бабаева, А. Гогоберидзе. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 528 с.
4. Будже, Т. А. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности дошкольных образовательных организаций в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] // Т. А. Будже. - М.: Московский центр качества образования, 2014. - 160 с.
5. Беляев, Г. Ю. Формирование термина образовательная среда в психолого-педагогической литературе конца XX века - начала XXI века (Образовательная среда как предмет профессиональной деятельности педагога-воспитателя) [Электронный ресурс] // Г. Ю. Беляев URL:/ htt: dzd.communist.ru/ Science be 106. htm (дата обращения 30.04.17)
6. Виноградова, Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие [Текст] // Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. - М.:Перспектива, 2015. - 324 с.
7. Гёбель, В. Ребенок. От младенчества к совершеннолетию. Книга для родителей, педагогов и врачей [Текст] // В. Гёбель.-Перевод с нем. - М.: «Духовное познание», 2012. - 680с.
8. Демидова, Н. И. Анализ подходов к понятию «образовательная среда» в научной мысли XX века [Текст] / Н. И. Демидова // Изд-во. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика, 2014. - Т. 9. - Вып. 4. - С. 113-116.
9. Доронова, Т. Н. Играют взрослые и дети. Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений России [Текст] // Т. Н. Доронова. - М.: Линка-Пресс,
2012. - 208 с.
10. Доронова, Т. Н. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. «Миры детства: конструирование возможностей» [Текст] // Т. Н. Доронова. - М.:АСТ, 2015. - 256 с.
11. Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС: материалы областной заочной научно-практической конференции педагогов дошкольных образовательных организаций. 18 апреля 2014 г. [Текст]. - Мурманск: ГАОУ МО СПО «МПК», 2014. - 380 с.
12. Дубровина, И. В. Практическая психология образования; Учебное пособие 6-е изд. [Текст] // Под ред. И. В. Дубровиной. - СПб.: Питер, 2014. - 592 с.
13. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] // Е. С. Евдокимова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 64с.
14. Завалишина, Д. Н. Практическое мышление. Специфика и проблемы развития [Текст] // Д. Н. Завалишина. - М.: Институт психологии РАН, 2015. - 376 с.
15. Зиновьева, Л. С. Предметно-развивающая образовательная среда как приоритетное направление деятельности детского сада по системе Монтессори [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 156-158.
16. Карабанова, О. А. Организация развивающей предметно¬пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования [Текст] // О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева. - М.: Федеральный институт развития образования, 2014. - 96 с.
17. Киреева, Л. Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы [Текст] // Л. Г. Киреева. - М.: Учитель. 2012. - 234 с..
18. Кирьянова, Р. А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении [Текст] // Р. А. Кирьянова. - М.: Детство- Пресс. 2014. - 96 с.
19. Кларина, Л. М. Познавательное развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии [Текст] // Л. М. Кларина. - М.: Мозаичный ПАРК, 2015. -
128 с.
20. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст] // С. А. Козлова. 5-е издательство. - М., 2012. - 416 с.
21. Комарова, О. А. Наполнение развивающей среды в соответствии с образовательными областями [Текст] / О. А. Комарова // Справочник старшего воспитателя. - 2014. - №8.
22. Кондратьев, М. Ю. Социальная психология в образовании [Текст] // М. Ю. Кондратьев. - М.: ПЕР СЭ, 2014. - 272 с.
23. Коротаева, Е. В. Психологические основы педагогического взаимодействия [Текст] // Е. В. Коротаева. - М.: Профит Стайл, 2012. - 224 с.
24. Крылова, Н. М. Детский сад - Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности [Текст] // Н. М. Крылова. 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 264 с.
25. Леонтьев, A. H. Избранные психологические произведения [Текст] // A. H. Леонтьев. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 392 с.
26. Манаков, О. Е. Организация жизненных пространств в образовательном пространстве [Текст] // О. Е. Манаков. - Нижний Новгород, 2014. - 178 с.
27. Марецкая, Н. И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального развития дошкольника [Текст] // Н. И. Марецкая. - М.: Детство- Пресс, 2014. - 126 с.
28. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики [Текст] // Н. В. Микляева. - М.: Владос, 2012. - 264 с.
29. Микляева, Н. В. Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГТ [Текст] // Н. В. Микляева. - М: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с
30. Микляева, Н. В. Детский сад Будущего: Методическое пособие [Текст] / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, С. Н. Толстикова // Под ред. Н. В. Микляевой. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128с.
31. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации [Текст] // Н. В. Нищева. - М.: Детство-Пресс. 2014. - 128 с.
32. Новоселова, С. Развивающая предметная среда: Методические
рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах [Текст] // Л. Н. Павлова. 2-е изд. - М.: Айресс Пресс, 2012. - 119 с.
33. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] // С. И. Ожегов. - М.: Оникс, 2015. - 976 с.
34. Пахальян, В. Э. Развитие и психологическое здоровье: Дошкольный и школьный возраст [Текст] / В. Э. Пахальян. - М.: Питер, 2014. - 294 с.
35. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной
педагогики [Текст] / Под ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л.В., Л. В. Трубайчук. - М.: Изд. дом «Восток», 2013. - 346 с.
36. Педагогический энциклопедический словарь [Текст]. - М.: Изд. дом «Восток», 20143. - 528 с.
37. Перегуд, А. И. Технология создания эмоционально комфортной коррекционно-развивающей среды в условиях опытно-экспериментальной работы [Текст] / А. И. Перегуд // Дошкольная педагогика. - 2011. - № 7. - С.45-48.
38. Петровский, В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] // В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. - М.: МОДЭК, 2013. - 211 с.
39. Пирская, Т. Б. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ [Текст] / Т. Б. Пирская // Современный детский сад. - 2013. - №3. - С. 43.
40. Поддъяков, Н. Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка- дошкольника. Ближние и дальние горизонты[Текст] / Н. Н. Поддъяков. - М.: Обруч, 2013 . - 192 с.
41. Полякова, М. Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ [Текст] // М. Н. Полякова. - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 96 с.
42. Полякова, М. Н. Построение развивающей среды в группах для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М. Н. Полякова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 1. - С.6-10.
43. Полякова, М. Н. Организация развивающей среды в средней группе детского сада [Текст] // М. Н. Полякова / Дошкольная педагогика. - 2013. - №2. - С.7-10.
44. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. / В. А. Коломийченко Л.В., Олейниченко Е. Ф., А. А. Метечко Организация предметно-развивающей среды по «Программе социального развития» Л. В. Коломийченко [Текст]: Метод. реком. - Пермь, 2013. - 74 с.
45. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. [Текст] / Сост. Нищева Н. В. - СПб: Детство-Пресс, 2012. - 128 с.
46. Рубинштейн, Л. С. Основы общей психологии [Текст] / Л. С. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2015. - 718 с.
47. Рубцов, В. В. Модернизация педагогического образования: психолого-педагогическое направление [Текст] // В. В. Рубцов / Бюллетень Учебно¬методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. - 2012. - № 2. - С. 22-25
48. Рыжова, Н. А. Детский сад outdoors [Текст] // Н. А. Рыжова / Обруч: образование, ребенок, ученик. -2014. - № 3. - С. 36-39.
49. Рыжова, Н. А. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования [Текст] / Н. А. Рыжова. - М.: Академия, 2013. -192 с.
50. Рыжова, Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений (из опыта работы) [Текст] // Н. А.Рыжова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2014. - 192 с.
51. Сергеев, С. Ф. Обучающие и профессиональные иммерсивные среды [Текст] // С. Ф. Сергеев. - М.: Народное образование, 2014. - 432 с.
52. Слободчиков, В. И. Психология образования человека [Текст] // В. И.
Слободчиков. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет,
2013. - 432 с.
53. Стожарова, М. Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников [Текст] // М. Ю. Стожарова. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 208с.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО (приложение к Приказу Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования") [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru. (дата обращения 30.04.17)
55. Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс] // URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения 30.04.17)
56. Хилтунен, Е. А. Образовательная среда для детей раннего и дошкольного возраста [Текст] // Е. А. Хилтунен. - М.: Академия, 2015. - 104 с.
57. Шаграева, О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс [Текст] // О. А. Шаграева: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академия, 2013. - 342 с.
58. Шаргородская, Л. В. Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях [Текст] // Л. В. Шаргородская. - М.: Теревинф, 2014. - 32 с.
59. Широкова, Г. А. Школа общения для дошкольников [Текст] // Г. А. Широкова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. - 287 с.
60. Эльганин, Д. Б. Детская психология [Текст] // Д. Б. Эльганин. - М.: Academia, 2014. - 384 с.
61. Яивин, В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] // В. А. Ливин. - М.: Смысл, 2014. - 368 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ