Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Создание предметно-пространственной среды по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста

Работа №81174

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4280 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
249
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы физического развития детей старшего дошкольного возраста
1.1. Ретроспективный анализ психолого-педагогической
литературы по проблеме создания развивающей предметно-пространственной среды в ДОО
1.2. Особенности физического развития детей старшего
дошкольного возраста
1.3. Педагогические условия физического развития детей
старшего дошкольного возраста
Вывода по 1 главе 36
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды для физического развития детей старшего дошкольного возраста
2.1. Задачи, организация и результаты констатирующего этапа
эксперимента
2.2. Организация работы по созданию среды в ДОО 46
2.3. Результаты и интерпретация опытно-экспериментальной работы
Выводы по 2 главе 51
Заключение 53
Список литературы 55
Приложение 63

Актуальность. На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они способствуют совершенствованию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетание «формирование здорового образа жизни» заняло прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща.
Вопрос организации предметно-развивающей среды Детских
Образовательных Организаций на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Визуальные характеристики дошкольного образовательного учреждения, то есть то, что ребёнок видит вокруг себя, важное условие эмоционального воспитания. Всё, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует отношение к окружающему. Все предметы, убранства, оборудования должны представлять собой единое целое, гармонично сочетаться по цвету, по стилю и материалам, из которых изготовлены. Значит, всё, что окружает ребёнка должно развивать не только умственные способности, но и органы чувств и обеспечивать малышу необходимый психологический комфорт. Но создать такую среду в дошкольном образовательном учреждении бывает очень сложно, зачастую педагогам не хватает знаний, навыков, по данной теме, так же материальных ресурсов для приобретения необходимых игровых и расходных материалов. Это определяет необходимость разработки такой системы создания развивающей предметно-пространственной среды, которая не требовала бы кардинальных перемен, а строилась на основе уже имеющейся развивающей среды.
Тем самым, обнаружено противоречие между требованиями ФГОС ДО, касающихся самостоятельной деятельности детей и тенденцией ухудшения здоровья детей.
Выявленное противоречие обусловило выбор темы исследования: «Создание предметно-пространственной среды по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста».
Цель исследования - теоретически обосновать, создать и экспериментально проверить эффективность предметно-пространственной среды по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс физического развития детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования-особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, по физическому развитию детей в старшем дошкольном возрасте.
Гипотеза исследования: физическое развитие детей старшего дошкольного возраста возможно при соответствии среды следующим требованиям:
• насыщенность среды в соответствии возрастным возможностям детей и содержанию программы;
• вариативность и поли функциональность среды;
• использование нестандартного оборудования.
Для достижения поставленной цели и проверки условий гипотезы, нами были сформулированы следующие задачи:
• Провести ретроспективный анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
• Определить критерии и уровни физического развития детей дошкольного возраста;
• Выявить и определить эффективность созданной развивающей предметно-пространственной среды по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
При решении поставленных задач были использованы следующие методы исследования: организационные (анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы); эмпирические (наблюдение, беседа) и интерпретационные.
Структура работы: исследование включает введение, две главы с выводами, заключение, список литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе изучалось создание предметно- пространственной среды по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
В первой главе представлены теоретические основы по проблеме исследования. В качестве выводов были выделены основные положения.
Под предметно- развивающей средой понимается место, рамки которого могут быть обозначены предметами материального мира, а могут быть, и не обозначены, но иметь место в детских представлениях, образах, о которых взрослый может узнать, только обратившись к ребенку с вопросом или участвуя в игре.
Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет). Этот возраст в известном отношении является переломным: почти все органы тела (за исключением половой системы) к 7 годам приобретают свойственную им структуру и в дальнейшем их развитие выражается лишь в их росте и усовершенствовании взаимосвязей друг с другом. К 6 - 7 годам ребёнок овладевает основными видами локомоций - ходьбой, бегом, прыганием, лазанием, метанием.
Физическая культура - не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника.
К педагогическим условиям в рамках данного исследования можно отнести насыщенность среды в соответствии возрастным возможностям детей и содержанию программы; вариативность среды - возможность изменять ее в зависимости от времени года, тематического раздела программы; используемые материалы должны быть полифункциональны, т.е. могли использоваться с разными целями.
Целью опытно- экспериментальной работы было создать и экспериментально проверить эффективность предметно-пространственной среды по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить уровень физического развития старших дошкольников у половины детей старшей группы находится на среднем уровне, у трети детей группы - на низком уровне, только у четырех человек - на высоком уровне. Предметно-пространственная среда группы должна строиться с учетом физического развития детей.
При проектировании предметно- пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни детей дошкольников, были учтены следующие факторы:
1) индивидуальные социально-психологические особенности детей;
2) особенности их эмоционально-личностного развития;
3) индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и
потребности;
4) особенности физического развития и здоровья детей.
В качестве основных дополнений предметно-пространственной среды был выбран вариант, который включает в себя нестандартное оборудование, которое сделано своими руками, при активной помощи родителей. Нестандартное оборудование позволяет внести элементы новизны, необычности. Яркий цвет спортивного инвентаря способствует повышению интереса детей к играм и упражнениям, придает необходимую эмоциональную окраску, стимулирует их двигательное творчество.
Анализируя изменения по уровням физического развития, отметим, что показатели по низкому уровню уменьшились на 20,8%. Показатели среднего уровня выросли на 12,5%. Показатели высокого уровня выросли на 8,3%.
Таким образом, работа по созданию предметно- пространственной среды по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста, которая велась с учетом индивидуальных особенностей детей, их двигательного развития, была признана эффективной.
Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтверждена. Цель достигнута.


1. Ашмарин Б.А. Теория и методики физического воспитания: учебник для пед. институтов / ред. Б. А. Ашмарин. - М.: Просвещение, 1990. - 287 с.
2. Бауэр О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / О.П.Бауэр; под ред. С.О. Филипповой Г.Н. Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2004. - С.331-332.
3. Бейлин В. Р. Снарядовая гимнастика / В. Р. Бейлин // Физическая культура в школе: науч.-метод. журн. - 2007. - N 2. - С.27- 30.
4. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288 с. : ил.
5. Бурухин С. Ф. Стретчинг на уроках физической культуры / С. Ф. Бурухин, Е. В. Кулагина // Физическая культура в школе : науч.-метод. журн. - 2012. - N 6. - С. 21-22 .
6. Вавилова Е. Игры и физические упражнения / Е. Вавилова // Дошкольное воспитание. - 1987. - №2. - С.55-58.
7. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика- Синтез. 2007. - 240 с.
8. Володина И.А. Предметно- развивающая среда в ДОУ в условиях реализации ФГОС / И.А. Володина // Молодой ученый. - 2015. №11. - с. 1301-1304.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М. : Смысл : Эксмо 2003. - 1136 с. : ил.
10. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л.Д. Глазырина, В.А. Овсянкин. - М.: Владос, 2000. - 262 с.
11. Годик М.А. Спортивная метрология: учебник для институтов / М. А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 192 с. : ил.
12. Дворкина Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста / Н.И. Дворкина // Современный олимпийский спорт и спорт для всех. - 2003. - Т-1. - С. 230 - 232.
13. Деревлева Е. Гимнастическая аэробика на уроке / Деревлева Е., Михайлов Н., Михайлова Э. //Спорт в школе: науч.-метод. журн. - 2008. - № 19. - С. 31 - 34.
14. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. -№4. - С.10-14.
15. Емельянова М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки / М.Н. Емельянова // Ребенок в детском саду. - 2007. - №4. - С.29-33.
16. Ермолаев Ю.А. Физиология человека: общая, спортивная, возрастная : учебник для вузов физической культуры по направлению 032100 "Физическая культура" / Ю. А. Ермолаев, Е. Б. Сологуб. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Советский спорт, 2008. - 620 с. : ил. 7
17. Железняк Ю.Д. Основы научно- методической деятельности в физической культуре и спорте: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Физическая культура" / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. - 5-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 272 с.
18. Журнал "современное дошкольное образование".
19. Зинченко В.П. Человек развивающийся: очерки российской
психологии / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. - М.: Тривола, 2014. - 304 с.
20. Иванов- Смоленский А. Г. Основные проблемы патофизиологии высшей нервной деятельности / Предисловие И. П. Павлова. — Медгиз, 1933
21. Исмаилова А. С. Развитие гибкости у детей школьного возраста / А. С. Исмаилова А. В. Менхин,Л. А. Новикова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 1. - С. 72-74.
22. Карабанова О.А. Организация развивающей предметно¬
пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных
образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова П.Д. Рабинович Е.М. Марич. - М.: ФИРО, 2014. - 96 с.
23. Ковалевский А.К. Обогащение двигательного развития детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук / А.К. Ковалевский Екатеринбург: УГПУ, 2007. - 138 с.
24. Кожухова Н.Н. Методика физического воспитания и развития ребенка.учеб. пособие / Н.Н. Кожухова, Л.А Рыжкова, М.М Борисова; под ред. С.А. Козловой. - М., Академия, 2008. - 352с.
25. Кузин В.В. 500 игр и эстафет / С.А. Полиевский, В.В. Кузин. - М.: ФиС, 2000. - 352с.
26. Кузнецов В.С. Физические упражнения и подвижные игры. Метод.пособие / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: НЦ ЭНАС, 2006. - 151 с.
27. Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Лесгафт П. Ф. Избранные труды / Сост. И. Н. Решетень. - М.: ФиС, 1987.
28. Лях В.И. Основы теории и методики развития координационных способностей школьников// Лях В.И. Монография. - Минск: Полымя, 1989. - 160 с.
29. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: Учебник. / А. М. Максименко. - М.: Физическая Культура, 2015. - 544 с.
30. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. - М.: / Л.П. Матвеев 1991. - 154с.
31. Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн- проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. / С. Л. Новосёлова. - М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. - 64 с.
32. Ожегов С. И. Толковый словарь / С. И. Ожегов. - Режим доступа: http://ozhegov.textologia.ru/
33. Основы теории и методики физической культуры: учеб.для техникумов физ. культуры / В.М. Выдрин [и др.]; под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 387 с.
34. Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения / Е.А. Сагайдачная, Т.Л. Богина, Т.С. Яковлева// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2007. - №3. - С.16-28.
35. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. Т. Стрелкова. - М.: Новая школа, 1993.
36. Попова Н.Н. Педагогический контроль и оценка качества занятий по физической культуре: методические рекомендации по дисциплине "Физическая культура" / Н. Н. Попова. - Бийск: Бийский педагогический гос. университет им. В. М. Шукшина, 2008. - 18 с.
37. Прокудин Б.Ф. Развитие выносливости юных спортсменов в различные возрастные периоды / Б.Ф. Прокудин, Е.В. Грязнова // Наука и образование. - 2010. - № 6. - С. 152-155.
38. Психология здоровья школьников: учебное пособие / ред. Г. С. Никифоров. - СПб.: Речь, 2010. - 413 с.
39. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду 5-7 лет / М.А. Рунова. - М.: Мозаика-синтез, 2009. - 212 с.
40. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учебное пособие для вузов / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2015. - 432 с. : ил.
41. Свирская Л.В. Индивидуализация образования: правильный старт / Л. В. Свирская. - М.: Академия, 2011. - 240 с.
42. Слободчиков В. И. Психология развития человека / В. И. Слобочиков. - М.: Издательство Православного Свято- Тихоновского гуманитарного университета, 2013. - 260 с.
43. Сомкова О. Н. Перечень оборудования учебно-методических и игровых
материалов для ДОУ. Подготовительная группа. Учебно- методическое пособие. Научное редактирование. / О. Н. Сомкова. - М.: Центр
педагогического образования, 2008.
44. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб.пособие / Э.Я. Степаненкова. -- М.: Воспитание дошкольника, 2016. - 368 с.
45. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - Киев: Радянська школа, 1974. - 288 с.
46. Теория и методика физической культуры: учебник для студентов вузов, осуществляющих образовательную деятельность по направлению "Физическая культура" и специальности "Физическая культура и спорт" / ред. Ю. Ф. Курамшина. - 3-е изд., стер. - М.: Советский спорт, 2007. - 464 с.
47. Трубайчук Л. В. Педагогическая стратегия и тактика организации интегрированного процесса в дошкольном образовании / Л. В. Трубайчук, С. В. Проняева. - М.: Книжная палата, 2013. - 173 с.
48. Ухтомский А. А. Учение о координационной деятельности нервной системы / Хрестоматия по физиологии. - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 2015.
49. ФГОС ДОййр://минобрнауки.рф/документы/6261
50. Филиппова С.О. Формирование у дошкольников двигательных навыков / С.О. Филиппова, Г.Н. Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2004. - С.101-108.
51. Фролов В.Г. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада / В. Г. Фролов, Г. П. Юрко. - М.: Просвещение, 2002.
52. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб.пособие для высших учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов.
- 2-е изд., стереотип. - Москва: Академия, 2005. - 144 с.
53. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2011. - 212 с.
54. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях / Д.В. Хухлаева. - М.: Просвещение, 2014. - 207 с.
55. Черемисин В.П. и др. Народные подвижные игры в системе
физического воспитания / В. П. Черемисин. - Малаховка: МОГИФК, 2015. - 126 с.
56. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников: Учеб.пособ. / В. Н. Шебеко Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина. - М.: Академия, 2012. - 176 с.
57. Шишкина В.А. Движение + движения: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2012. - 112 с.
58. Энциклопедия физических упражнений / Е. Талага.- М.: ФиС, 1998. -
385с. 59. Энциклопедия физической подготовки. Методические основы
развития физических качеств / Под общей ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 2004. - 368 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ