Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №97090

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы82
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
108
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНО­ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1. Понятие «предметно-пространственная развивающая среда» в
психолого-педагогической литературе 7
1.2. Характеристика предметно-пространственной развивающей
среды дошкольной образовательной организации 12
1.3. Влияние предметно-пространственной развивающей среды на
развитие детей дошкольного возраста 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО­ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 30
2.1. Требования и принципы организации предметно­
пространственной развивающей среды дошкольной образовательной 30 организации
2.2. Анализ предметно-пространственной развивающей среды
дошкольной образовательной организации 38
2.3. Рекомендации по организации предметно-пространственной
развивающей среды в дошкольной образовательной организации 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 77

Вопросы создания и организации предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации являются актуальными, так как среда является важным фактором развития детей дошкольного возраста. Дошкольные образовательные организации, имеющие определенную образовательную среду, могут сформировать личность, отличающуюся творческим подходом к решению жизненных и профессиональных проблем, обладающую такими качествами, как активность, самостоятельность, инициативность, умение общаться и взаимодействовать с другими людьми. Такая личность легче адаптируется, самоопределяется и самореализуется в быстроменяющихся условиях современного общества. Чтобы достичь этого образовательная среда дошкольной образовательной организации должна соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования дана подробная характеристика предметно­пространственной развивающей среды дошкольной организации (дано ее определение, перечислены положения, которые она обеспечивает), определены принципы (требования) к ее организации, которые должны учитываться в деятельности дошкольной образовательной организации (пункт 3.3) [49].
Вопросы организации предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации рассмотрены в работах современных исследователей. Таких как, З.И. Береснева, Н.А. Виноградова, Т.В. Волосовец, А.Г. Гогоберидзе, С.Г. Добротворская, Т.Н. Доронова, И.С. Клецина, Е.Л. Кононко, Н.А. Короткова, З.П. Красношлык, Ю.С. Мануй лов, Н.В. Микляева, Л.С. Новоселова, В.А. Петровский, М.Н. Полякова, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков, Е.О. Смирнова, В.А. Ясвин и др.
Однако, несмотря на то, что вопросы организации предметно­пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации поднимаются в литературе очень часто, на практике остается нераскрытой проблема развития детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной развивающей среды дошкольной
образовательной организации. Связано это в первую очередь с тем, что практикующие воспитатели и педагоги подходят к созданию предметно­пространственной развивающей среды формально, либо просто не до конца понимают ее роль и значимость для полноценного и всестороннего развития ребенка. Кроме того, далеко не всегда материально-техническая база дошкольной организации соответствует всем требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по созданию предметно­пространственной развивающей среды.
В современных психолого-педагогических исследованиях
недостаточно изученным остается вопрос о необходимости разработки методических рекомендаций по организации предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации в соответствии с принципами, обозначенными в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Проблема исследования состоит в определении влияния предметно­пространственной развивающей среды на общее развитие детей дошкольного возраста и выявлении затруднений в ее организации, возникающих у воспитателей дошкольной образовательной организации.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между признанием важности развития детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной развивающей среды дошкольной
образовательной организации и недостаточной разработанностью методических рекомендаций по организации среды.
Данное противоречие обусловило выбор темы исследования: «Развитие детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации».
Объект исследования: предметно-пространственная развивающая
среда дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: развитие детей дошкольного возраста в условиях предметно-пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: разработать рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной образовательной организации.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «предметно-пространственная развивающая среда» в психолого-педагогической литературе.
2. Дать характеристику основных компонентов предметно­пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации.
3. Определить влияние предметно-пространственной развивающей среды на развитие детей дошкольного возраста.
4. Рассмотреть требования и принципы организации предметно - пространственной развивающей среды дошкольной образовательной организации.
5. Проанализировать предметно-пространственную развивающую среду дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: теоретические - анализ и обобщение литературы; эмпирические - наблюдение, анализ документации, анкетирование.
Практическая значимость исследования состоит в том, что, предложенные материалы и методические рекомендации, могут быть использованы в практической деятельности работниками дошкольного образования для создания предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации, эффективной для общего развития детей дошкольного возраста.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №44 «Светлячок» г. Сысерть Свердловской области.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (52 источник) и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование и его результаты показали важность предметно-пространственной среды в развития детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Создание и организация развивающей предметно-пространственной среды, приближенной к требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является актуальной в связи с тем, что переход на стандарт дошкольного образования в дошкольных организациях практичней начинать с материально­технического оснащения. Однако на кардинальные изменения зачастую не хватает материальных ресурсов, поэтому необходимо перерабатывать уже имеющуюся предметно-пространственную развивающую среду. Для того чтобы достичь цели исследования необходимо решить ряд задач.
Для реализации первой задачи был проведен анализ научной и нормативно-правовой литературы по развивающей предметно­пространственной среде. В ходе анализа были изучены основополагающие труды, определяющие такие понятия как «среда», «развивающая среда», «предметно-развивающая среда». Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации - это комфортная и безопасная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их возрастными психологическими особенностями, потребностями, возможностями и интересами.
Анализ литературы позволил выделить 2 группы характеристик предметно-пространственной среды дошкольной организации:
1) насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность;
2) зонирование - организация Центров, Уголков для видов детской деятельности, названных в ФГОС ДО (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие).
Анализ литературы привел нас к выводу о том, что предметно­пространственная среда оказывает большое влияние на общее развитие дошкольников по всем направлениям - социально-коммуникативному, познавательному, интеллектуальному, речевому, художественно­эстетическому и физическому в процессе овладения основными и парциальными образовательными программами дошкольного образования.
Для достижения цели исследования был проведен анализ требований и принципов ФГОС ДО к предметно-пространственной развивающей среде. Основными из них являются: насыщенность, трансформируемость,
полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность среды; принципы открытости, гибкого зонирования, динамичности психологической комфортности и эмоционального благополучия, эстетической
привлекательности и учета гендерных различий детей.
Цель нашего практического исследования - выявить эффективность предметно-пространственной развивающей среды детского сада № 44 «Светлячок» для общего развития детей дошкольного возраста.
Для решения второй задачи проводился комплексный анализ предметно-пространственной развивающей среды МАДОУ - Детский сад №44 «Светлячок» города Сысерть. Он включал:
1. Анализ уровня овладения детьми образовательной программы, по которой работает детский сад, по 5 образовательным областям.
2. Оценка качества и влияния на развитие детей предметно­пространственной среды, созданной в каждой возрастной группе детского сада.
3. Анализ планов работы воспитателей, музыкального работника и инструктора по физической культуре.
4. Наблюдение с целью установления, какие зоны (центры) имеются в каждой группе детского сада.
5. Самооценку воспитателями соответствия предметно­пространственной развивающей среды групп детского сада принципам ее организации по ФГОС ДО.
6. Анкетирование воспитателей с целью выявить уровень их компетенции по организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с принципами ФГОС ДО.
Проведенный нами анализ предметно-пространственной развивающей среды детского сада № 44 позволил выявить следующие проблемы,
имеющиеся в ее создании, организации и влиянии на общее развитие воспитанников детского сада:
1) несовершенство трансформируемость среды;
2) слабая полифункциональность;
3) недостаточная вариативность;
4) малая степень насыщенности;
5) недостаточная доступность;
6) малоэффективной организации предметно-пространственной среды в развитии детей разных возрастных групп детского сада по образовательным областям;
7) низкое качество среды в обеспечении возможности для каждого ребенка заняться любимой, интересной для него деятельностью;
8) неполное обеспечение средой положительного эмоционального настроя детей;
9) недостаточно высокий уровень профессиональной компетенции воспитателей и педагогов по созданию и организации предметно­пространственной среды в соответствии с требованиями и принципами ФГОС ДО, обеспечивающей общее развитии детей дошкольного возраста.
По результатам анализа предметно-пространственной развивающей среды детского сада № 44 были разработаны рекомендации для воспитателей по созданию и организации эффективной для общего развития детей предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с принципами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи полностью решены.


1. Артамонова, О. В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст] / О. В. Артамонова // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 4. - С. 16-20.
2. Авдулова, Т. П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность [Текст] / Т. П. Авдулова // Справочник старшего воспитателя. - 2014. - №8. - С. 46-50.
3. Береснева, З. И. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ [Текст] / З. И. Береснева // Управление ДОУ. - 2006. - № 2. - С.60-62.
4. Букина, В. О. Пространство детского сада. Познание. Экология [Текст] / В. О. Букина, М. Ф. Головина. - М. : Сфера, 2016. - 128 с.
5. Виноградова, Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада [Текст] : учеб. пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. - М.: Перспектива, 2011. - 208 с.
6. Волосовец, Т. В. Разработка спецификаций развивающей
предметно-пространственной среды дошкольной образовательной
организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [Электронный ресурс] / Т. В. Волосовец. - URL : http://rubook.org/ (дата обращения: 23.03.2018).
7. Верховкина, М. Е., Атарова, А. Н. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах [Текст]; под ред. М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. - СПб. : КАРО, 2014. - 112 с.
8. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб. : СОЮЗ, 1997. - 96 с.
9. Гогоберидзе, А. Г. Проектирование развивающей предметно­пространственной среды современного детского сада [Текст] /
А. Г. Гогоберидзе, А. М. Вербенец // Справочник руководителя ДОУ. - 2011. - № 12. - С. 33-38.
10. Григорьев, В. Д. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение [Текст] : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2011. - 96 с.
11. Детство: Примерная основная образовательная программа
дошкольного образования [Текст] / Авт.-сост.: Т. И. Бабаева,
А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 321 с.
12. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования [Текст] : учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2013. - 676 с.
13. Добротворская, С. Г. Организация развивающей среды в
образовательном учреждении [Текст] : Учеб. пособие /
С. Г. Добротворская. - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. - 176 с.
14. Дьякова, С. П. Внедрение федерального государственного
образовательного стандарта в системе образования на основе организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной
образовательной организации [Электронный ресурс] / С. П. Дьякова / Сайт «Студенческий научный форум - 2016. - URL:
https://www.scienceforum.ru/2016/1801/22173 (дата обращения: 25.03.2018)
15. Журавлева, С. В. исторический обзор становления понятия «образовательная среда» в педагогической науке [Текст] / С. В. Журавлева // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2016. - № 3. - С. 48-56...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ