Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННО РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОО

Работа №32781

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
722
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОУ 7
1.1 Понятие, cущноcть и принципы построения предметно-пространственной cреды 7
1.2 Основные требования ФГОС к предметно-пространственной среде в ДОУ 11
1.3 Концепции построения предметно-пространственной среды 19
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОО 28
2.1 Организация исследования 28
Исследование уровня физического развития дошкольников 34
2.2 Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования на контрольном этапе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ

Дошкольная образовательная организация (ДОО) является важной образовательной организацией, которая закладывает основы целенаправленного развития базовых качеств личности дошкольника. Большое внимание в организации образовательного процесса в ДОО уделяется созданию предметно - развивающей среды. В связи с этим особую значимость в настоящее время приобретает проблема проектирования предметно - развивающей среды в дошкольном образовании с целью развития личности дошкольника.
Среда является важным фактором воспитания и развития дошкольников. Организация предметно-игрового пространства и предметно-развивающей среды является необходимым условием для формирования игровой и познавательной деятельности дошкольников. Поэтому данная тема является безусловно актуальной и посвящена одному из важных аспектов дошкольного образования - концепции построения предметно-пространственной среды в ДОО.
Правильная организация пространственной среды положительно влияет на гармоническое развитие личности. Поэтому одной из важнейших педагогических проблем является создание пространственной организации среды для гармонического и здорового развития ребенка. Развивающая предметно - пространственная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
Здоровье ребенка зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социальных гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетание «формирование здорового образа жизни» заняло прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым (педагогам и родителям) нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и совместно.
Вопрос организации предметно-развивающей среды Детских Образовательных Организаций на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Визуальные особенности дошкольного учреждения, то есть то, что ребенок видит вокруг себя, являются важным условием эмоционального воспитания. То, что окружает дошкольника, во многом определяет его настроение, формирует отношение к окружающему. Все предметы, украшения, оборудование должны составлять единое целое, гармонично сочетая цвета, стили и материалы, из которых они изготавливаются. Таким образом, все, что окружает ребенка, должно развить не только умственные способности, но и его чувства и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт. Но создать такую среду в дошкольном учебном заведении может оказаться очень сложно. Часто воспитателям не хватает знаний и навыков на эту тему, а также материальных ресурсов для приобретения необходимых игр и принадлежностей. Это определяет необходимость разработки такой системы для создания развивающейся предметно-развивающей среды, которая не потребует фундаментальных изменений, но была построена на основе существующей развивающейся среды.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать влияние предметно-пространственной среды на развитие и воспитание детей старшего дошкольного возраста. В работе имеются ограничения: нами рассматривается физическое развитие и воспитание дошкольников.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы концепции построения предметно-пространственной среды.
2. Организовать исследование по изучению пространственно-развивающей среды
3. Провести эмпирическое исследование уровня физического развития дошкольников 5-6 лет.
4. Проанализировать динамику изменения уровня физического развития дошкольников 5-6 лет.
5. Сформулировать выводы по итогам проведенного эксперимента
Объект исследования - развивающая предметно-пространственной среды ДОО
Предмет исследования - педагогические условия организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.
Гипотеза исследования: организация предметно развивающей среды будет наиболее эффективна при соблюдении следующих требований:
- содержательно- насыщенная,
- трансформируемая,
- функциональная;
- вариативная,
- доступная,
- безопасная
Методы исследования: анализ научно-методической и психологопедагогической литературы; наблюдение, математическая обработка данных, качественный и количественный анализ развития детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость дипломного проекта заключается в том, что нами были предложены нетрадиционное оборудование для пополнения развивающей предметно-пространственной среды ДОО, составлены игры и варианты использования этим оборудованием, которые могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций при построении развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОО.
Методологическая основа исследования: исследования таких ученых, как Обухова Л.Ф., О.А. Карабанова, О.В., Коротких, С.Л. Новоселова и многих других.
Структура работы: исследование включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Для достижения цели исследовательской работы и подтверждения гипотезы опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ детский сад №14 «Звездочка» Елабужского муниципального района Республики Татарстан

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Под предметно-развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
В то же время определяющим моментом в создании предметноразвивающей среды является педагогическая идея, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы. Цели образования дошкольников и, следовательно, образовательные программы могут существенно отличаться друг от друга. Так в РФ утверждено несколько комплексных программ («Радуга», «Развитие», «Детство», «Истоки» и др.), а также целый ряд парциальных программ («Мы», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.), т.е. образовательная среда группы должна способствовать реализации цели, задач и содержания выбранной программы.
Создавая развивающую среду группы, очень важно учитывать особенности детей, посещающих эту группу: возраст дошкольников, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и прочее.
Целью эмпирического исследования работы было создать и экспериментально проверить эффективность предметно-пространственной среды по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Исследование уровня физического развития дошкольников проводилось при помощи следующей методики: диагностические тесты физического воспитания дошкольного возраста М.А. Руновой, Г.Н. Сердюковской [1, С.32]:
1. Тест на определение скоростных качеств (быстроты) - бег на 30 м с высокого старта;
2. Тест на определение координационных способностей (челночный бег);
3. Тест на определение выносливости;
4. Тест на определение скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места).
Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить уровень физического развития старших дошкольников у половины детей старшей группы находится на среднем уровне, у трети детей группы - на низком уровне, только у четырех человек - на высоком уровне. Предметно-пространственная среда группы должна строиться с учетом физического развития детей.
При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни детей дошкольников, были учтены следующие факторы:
- индивидуальные социально-психологические особенности детей;
- особенности их эмоционально-личностного развития;
- индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- особенности физического развития и здоровья детей.
В качестве основных дополнений предметно-пространственной среды был выбран вариант, который включает в себя нестандартное оборудование, которое сделано своими руками, при активной помощи педагогов. Нестандартное оборудование позволяет внести элементы новизны, необычности. Яркий цвет спортивного инвентаря способствует повышению интереса детей к играм и упражнениям, придает необходимую эмоциональную окраску, стимулирует их двигательное творчество.
Анализируя изменения по уровням физического развития экспериментальной группы, отметим, что показатели по низкому уровню уменьшились на 16%. Показатели среднего уровня остались прежними. Показатели высокого уровня выросли на 16%.
Таким образом, работа по созданию предметно-пространственной среды по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста, которая велась с учетом индивидуальных особенностей детей, их двигательного развития, была признана эффективной. Среда группы изменилась, дети с желанием используют созданный нами материал.



1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.- М.: Физкультура и спорт, 1978.-120 с.
2. Борисова М.М., Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А. Воспитатель в дошкольных образовательных организациях. Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие / Под ред. Козлова С.А., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 508 с.
3. Бабунова Т.М. Создание предметно-развивающей среды. //Сб.Полякова М.Н. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. /Готовимся к аттестации: Методическое пособие для педагогов ДОУ. — СПб.: Детство-ПРЕСС, 2000
4. Волков Б. С. Возрастная педагогика - М.: ЭКМОС, 2014.
5. Гогоберидзе А.Г., Вербенец А.М Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада // Справочник руководителя дошкольного учреждения. - №4. - 2010. С. 64.
6. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2013. - 632 с.
7. Карабанова О.А. Организация развивающей предметнопространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. - М.: ФИРО, 2014. - 96 с.
8. Комарова Н.Ф. Детский сад «Открытая система»: Програмно- метод. разраб. / Н.Ф. Комарова, С.Л. Новоселова, JI.A. Парамонова, Н.А. Реуцкая; ред. Н.Ф. Комарова. - Москва: 1994. -99 с.
9. Козлова С.А. Нравственное и духовное воспитание дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С.А. Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 192 с.
10. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников c социальным миром: Учебник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 146 с.
11. Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. - М., 2011.
12. Коротких О.В. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики: Монография. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2010. - 128 с.
13. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Изд-кий центр Академия, 2006. - 456 с.
14. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское педагогическое агенство, 2014. - 374 с.
15. Пастюк О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 с.
16. Петровский А.В., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 1993.102с.
17. Крежевских О. В. Организация предметно-развивающей среды доу :
учеб. пособие для СПО / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 165 с. — (Серия :
Профессиональное образование). — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: ЬИрв://1^^^ЫЬ1ю-оп1те.щ/Ьсо0е/416070 (дата обращения: 12.03.2019) .
18. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. - М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.
19. Реан А.А. Психология личности. - СПб.: Питер, 2016. - 288 с.
20. Смирнова Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников // Дошкольное воспитание. - М.: Издательский дом «Владос», 2005. - 98 с.
21. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб.пособие. - М.: Воспитание дошкольника, 2006. - 368 с.
22. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - изд. 3-е, переработанное и дополненное. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 672 с.
23. Трубайчук Л. В. Педагогическая стратегия и тактика организации интегрированного процесса в дошкольном образовании / Л. В. Трубайчук,
С. В. Проняева. - М.: Книжная палата, 2013. - 173 с.
24. Смирнова С. А. Педагогика: педагогические теории, системы,
технологии / под ред.— М., 1999.
25. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание дошкольников. - М., 1999.
26. Шебеко В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб.пособ. - М.: Академия, 2016. - 176 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ