Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОСТРОЕНИЕ МОТИВИРУЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Работа №92494

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
100
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ МОТИВИРУЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. ПОНЯТИЕ «ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА» В
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7
1.2. ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 12
1.3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОСТРОЕНИЯ МОТИВИРУЮЩЕЙ
ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 31
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОСТРОЕНИЮ МОТИВИРУЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СТАРШЕЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
2.1. АНАЛИЗ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
В ГРУППАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
ПОСТРОЕНИЯ МОТИВИРУЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 39
2.3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ О11ЫТНО-
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 47
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1-7 58

Актуальность исследования. Особую роль в развитии дошкольника играет предметно-пространственная среда. Правильно организованная предметно­-пространственная среда обладает большим потенциалом для творческого развития дошкольника. Но, педагоги в ДОО сталкиваются с проблемами правильного построения мотивирующей предметно-пространственной среды в группах ДОО. Это обусловлено изменениями в системе дошкольного образования, с принятием Федерального государственного образовательного стандарта.
В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта, предметно-пространственная среда обозначена одним из условий успешного образовательного процесса. А построение предметно-­пространственной среды, соответствующей требованиям ФГОС является главной задачей ДОО [Федеральный гос. ..., с. 55].
Вопросами изучения предметно-пространственной среды занимались ученые: С.Л. Новоселова, Л.И. Новикова, Л.А. Парамонова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др. Исследованиями, посвященными построению развивающей среды в ДОО, занимались ученые: Л.М. Кларина, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.
Предметно-пространственная среда направлена на развитие у детей способностей, познавательной активности, психических процессов в разных видах деятельности. Но особую роль в дошкольном возрасте играют игрушки, многообразие которых сегодня удивляет. Но при этом таком изобилии, это порождает проблему, связанную с правильным отбором игрушек и пособий, их размещением и применением.
Эффективная организация мотивирующей предметно-пространственной среды представляет собой значимый процесс. Все, что окружает детей, определяет настроение, отношение к окружающей действительности, развивает. Окружающие предметы должны представлять целое, гармонично сочетаться по цветовой гамме, стилю, материалам. Это развивает интеллектуальные способности, органы чувств и обеспечивают им психологический комфорт, положительно-эмоциональной настрой. Однако, организовать такую среду в ДОО бывает непросто, поскольку педагогам не хватает знаний и навыков, материальных ресурсов для приобретения необходимых игровых оборудований, предметов. Все вышеизложенное определяет необходимость разработки построения мотивирующей предметно-пространственной среды.
Анализ научно-методической литературы позволил нам выявить противоречие между необходимостью построения мотивирующей предметно­-пространственной среды в ДОО и недостаточной разработанностью условий построения мотивирующей предметно-пространственной среды (функциональных модулей, инновационных материалов в ДОО).
Исходя из этого, нами была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия построения мотивирующей предметно-­пространственной среды в ДОО. Теоретическая актуальность и ее недостаточная разработанность обусловили выбор темы исследования «Построение мотивирующей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации (ДОО)».
Объект исследования: процесс построения мотивирующей предметно­-пространственной среды в ДОО.
Предмет исследования: педагогические условия построения
мотивирующей предметно-пространственной среды в ДОО.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и
экспериментально проверить педагогические условия построения мотивирующей предметно-пространственной среды в ДОО.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую и психолого­-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Определить особенности построения предметно-пространственной среды в ДОО.
3. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия построения мотивирующей предметно-пространственной среды в ДОО.
Гипотеза исследования: построение мотивирующей предметно­
пространственной среды в ДОО будет осуществляться эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:
-Использование функциональных модулей для построения мотивирующей предметно-пространственной среды в группах ДОО для детей дошкольного возраста.
-Применение инновационных материалов и оборудования для мотивирующей предметно-пространственной среды в группах ДОО для детей дошкольного возраста (прозрачный чудо-мольберт, тактильная книга, детский календарь, ковробук, мини робот).
Теоретической и методологической основой исследования: являются теории о психолого-педагогических особенностях детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др.); особенности организации предметно - развивающей среды в ДОО (С.Л. Новоселова, В.А. Петровский и др.); влияние среды на развитие и формирование ребенка дошкольного возраста (С.Л. Новоселова и др.); концепция развивающей среды в сфере педагогической технологии, конструирования взаимодействия субъектов педагогического процесса (Н.Я. Михайленко и др.).
Методы исследования: теоретические методы: изучение и анализ научно­-методической и психолого-педагогической литературы, периодических изданий, обобщение, сравнение; эмпирические методы - анкетирование, наблюдение, беседа, качественный и количественный анализ результатов исследования, эксперимент.
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы и структурированы психолого-педагогические условия построения предметно­-пространственной среды в группах детей старшего возраста дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Практическая значимость исследования: результаты и материалы исследования могут быть использованы в практике работы воспитателей, методистов, педагогов-психологов ДОО.
База исследования: МАОУ «Викуловская СОШ №2», отделение Балаганская школа-детский сад.
Этапы исследования: Первый этап поисково-теоретический (сентябрь- ноябрь 2019) исследовалось состояние обозначенной проблемы, разрабатывалась методологическая база исследования, понятийный аппарат, формировалась рабочая гипотеза исследования. Второй этап - опытно­-экспериментальный (декабрь 2019 - февраль 2020) подбор диагностических методик, проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов, проверка гипотезы эксперимента. Третий этап заключительно­ обещающий (апрель-май 2020) обрабатывались результаты исследования, осуществлялась систематизация и обобщение результатов исследования, формулировались выводы экспериментальной работы.
Апробация осуществлялась на:
-Международной научно-практической конференции педагогика и психология: теория и практика 25 марта 2020 г. в г. Пенза.
-Международной научно-практической конференции Индустриальная Россия: Вчера, сегодня, завтра 14 апреля 2020г. в г. Уфа.
-Студенты вузов - школе и производству: международный сборник студенческих научных статей / отв. ред. Синегубов С.Н. - Ишим: Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова (филиала) ТюмГУ, 2020.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, с выводами по каждой главе, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данном исследовании, в соответствии с поставленными целью и задачами была проведена работа по анализу построения предметно - пространственной среды.
Вопросами изучения предметно-пространственной среды занимались ученые: С.Л. Новоселова, Л.И. Новикова, Л.А. Парамонова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина и др. Исследованиями, посвященными построению развивающей среды в ДОО, занимались ученые: Л.М. Кларина, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.
Анализ психолого-педагогических исследований позволил определить особенности построения предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации.
Предметно-пространственная среда представляет собой «естественную комфортную обстановку, рационально организованную в пространстве и во времени, насыщенную разными предметами и игровым материалом» [Полякова, с. 45]. Особенности построения предметно-пространственной среды, по мнению В.А. Петровского, А.М. Клариной, С.Л. Новоселовой и др., определяются требованиями к ее созданию.
Мы пришли к выводу, что особенности построения предметно­пространственной среды ДОО связаны с определением предметно­пространственной среды и требованиями к ее построению в соответствии с ФГОС ДО. При построении предметно-пространственной среды необходимо: включать в среду средства обучения, материалы, инвентарь, оборудование; обеспечивать возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от ситуации, интересов и особенностей детей; обеспечивать возможность использования элементов предметно-пространственной среды в разных видах деятельности; обеспечивать доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям; подбор в соответствии с требованиями по обеспечению надежности и безопасности их использования; обеспечение активности детей,
общения и совместной деятельности детей и взрослых, уединения; учет специфики (возраст, пол) детей дошкольного возраста.
Предметно - пространственная среда с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его особенностей, интересов, активности. И должна способствовать качественному развитию психических процессов, физическому развитию ребенка.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя следующие этапы:
1. Констатирующий (диагностика предметно-пространственной среды для старших дошкольников);
2. Формирующий (организация предметно-пространственной среды в группах детей старшего дошкольного возраста, с учетом результатов констатирующего эксперимента);
3. Контрольный (проверка эффективности организации предметно - пространственной среды в группах детей старшего дошкольного).
Исследование проводилось на базе МАОУ «Викуловская СОШ № 2» отделение Балаганская школа-детский сад. Для исследования уровня организации предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста нами была использована «Методика экспертизы предметно-пространственной среды» (Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулаева, И.А. Рябкова).
На основе данных проведенного исследования мы пришли к выводу, что уровень состояния построения предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста находиться на среднем уровне.
Формирующий этап эксперимента заключался в построении предметно - пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста с учетом результатов констатирующего эксперимента и реализацией выделенных нами условий: Использование функциональных модулей для построения
мотивирующей предметно-пространственной среды в группах ДОО для детей дошкольного возраста. Применение инновационных материалов и оборудования для мотивирующей предметно пространственной среды в группах ДОО для детей дошкольного возраста (прозрачный чудо-мольберт, тактильная книга, детский календарь, ковробук, мини робот).
Для того чтобы проверить эффективность нашей работы, был проведен контрольный этап. Методика контрольного этапа совпадала с методикой констатирующего этапа. Результаты анализировались с привлечением данных констатирующего исследования. Контрольный этап позволил подвести итог работе, и ставил своей целью проверку условий, направленных на организацию предметно - пространственной среды в группах детей старшего дошкольного возраста.
Сравнительный анализ оценок на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (45,4% (средний уровень) на констатирующем этапе и 61,3% (высокий уровень) на контрольном этапе эксперимента) показал тенденцию к повышению уровня организации предметно-пространственной среды в группе детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали эффективность проведенной нами работы по организации предметно - пространственной среды в группах детей старшего дошкольного возраста. Мы можем сделать вывод, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, задачи решены, цель достигнута.


1. Абдулова Т.П. Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность // Справочник старшего воспитателя. 2014. №8. С. 45-46.
2. Артамонова О.А. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С.37-42.
3. Баранникова Н.А. Программируемый мини-робот «Умная пчела». Москва, 2014. 99 с.
4. Башлай Е.Ю. Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста // Самые маленькие в детском саду / Сост. В. Сотникова. Москва: Линка-Пресс, 2005. 56 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Воронеж: Институт практической психологии, 2011. 365 с.
6. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. Москва: Политиздат, 2014. 413 с.
7. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. Москва, 2016. 215 с.
8. Бычкова С.В. «Детский календарь как инновационная форма взаимодействия с родителями воспитанников в условиях современного ДОО» // Дошкольное воспитание. 2019. №9. С.69-72.
9. Вербенец А.М., Сомкова О.Н., Солнцева О.В. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2015. 288 с.
10. Володина И.А. Предметно-развивающая среда в ДОУ в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. 2015. №11. С. 1301-1304.
11. Волков Ю.Г. Социология: Лекции и задачи. Москва: Гардарики, 2003. 316 с.
12. Выготский Л.С. Психология. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2011. 1008 с.
13. Гогоберидзе А.Г. Проектирование развивающей предметно - пространственной среды современного детского сада // Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2010. №4. С.64-70.
14. Голованова Н.Ф. Педагогика. Москва: Академия, 2019. 352 c.
15. Гусева Н.В. Построение образовательного пространства ДОУ // Дошкольное воспитание. 2009. №6. С.11-13...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ