ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы управления качеством подготовки специалистов среднего звена в условиях реализации ФГОС 11
1.1. Состояние проблемы управления качеством профессиональной
подготовки студентов в профессиональных образовательных организациях 11
1.2. Проектирование модели управления качеством подготовки
специалистов среднего звена в выпускающей комиссии Южно-Уральского государственного технического колледжа 25
1.3. Методы оценки управления качеством подготовки
специалистов среднего звена в выпускающей комиссии Южно-Уральского государственного технического колледжа 33
Выводы по первой главе 50
Глава 2. Экспериментальная работа реализации модели по управлению качеством подготовки специалистов среднего звена в условиях реализации ФГОС 48
2.1. Анализ процесса управления качеством подготовки специалистов среднего звена в выпускающей комиссии Южно-Уральского государственного технического колледжа 48
2.2. Реализация модели управления качеством подготовки
специалистов среднего звена в выпускающей комиссии Южно-Уральского государственного технического колледжа 53
2.3. Результаты экспериментальной работы 67
Выводы по второй главе 80
Заключение 81
Библиографический список
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы управления качеством подготовки специалистов среднего звена в условиях реализации ФГОС 11
1.1. Состояние проблемы управления качеством профессиональной
подготовки студентов в профессиональных образовательных организациях 11
1.2. Проектирование модели управления качеством подготовки
специалистов среднего звена в выпускающей комиссии Южно-Уральского государственного технического колледжа 25
1.3. Методы оценки управления качеством подготовки
специалистов среднего звена в выпускающей комиссии Южно-Уральского государственного технического колледжа 33
Выводы по первой главе 50
Глава 2. Экспериментальная работа реализации модели по управлению качеством подготовки специалистов среднего звена в условиях реализации ФГОС 48
2.1. Анализ процесса управления качеством подготовки специалистов среднего звена в выпускающей комиссии Южно-Уральского государственного технического колледжа 48
2.2. Реализация модели управления качеством подготовки
специалистов среднего звена в выпускающей комиссии Южно-Уральского государственного технического колледжа 53
2.3. Результаты экспериментальной работы 67
Выводы по второй главе 80
Заключение 81
Библиографический список
Обеспечение качества подготовки специалистов в условиях рыночной экономики становится важнейшей проблемой управления сферой профессионального образования. Переход к рынку объективно требует повышения качества профессионального образования, более высокого уровня квалификации и обеспечения конкурентоспособности специалиста уже в начале его жизненного пути. Именно высокая профессиональная подготовка становится фактором социальной защиты человека в новых экономических условиях.
Качественные изменения в обществе, связанные со становлением рыночной экономики, определили острые проблемы модернизации профессионального образования — востребованности выпускников на рынке труда, оптимального использования потенциальных возможностей профессиональных образовательных организаций. Сложившаяся в течение десятилетий система профессионального образования оказалась не в состоянии полностью удовлетворить многоаспектные требования к качеству подготовки специалистов. Возникла необходимость пересмотра подходов к подготовке специалистов в соответствии с потребностями личности обучаемых и экономики, прежде всего, с позиций качества. Сегодня к выпускнику профессиональной образовательной организации предъявляются такие требования, как сформированность мотивации к качественному труду, дисциплинированность, ответственность, эмоциональная устойчивость, владение не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и профессиональной культурой, что способствует адаптации на рынке труда.
Среднее профессиональное образование становится важнейшей сферой социальной политики. Сегодня на рынке труда увеличивается спрос на рабочих и специалистов среднего звена, которые в объеме производительных сил составляют в разных отраслях от 60 до 80 процентов и являются важнейшим фактором экономического роста. В этих условиях объективно возрастает роль профессионального образования в подготовке кадров среднего звена.
Требования к качеству подготовки специалистов со средним профессиональным образованием постоянно возрастают, что обусловлено не только прогрессивными процессами развития науки, техники и технологии, но и усложнением социально-экономической ситуации в стране, когда особенно важно использовать фундаментальные знания и умения в профессиональной деятельности, быстро адаптироваться к меняющимся условиям.
Современная социально-экономическая ситуация в нашей стране определяет необходимость изменения теоретических и практических подходов к подготовке специалистов среднего звена. Активный переход к рынку труда объективно требует повышения качества профессионального образования, более высокого уровня квалификации и обеспечения конкурентоспособности специалиста уже в начале его профессиональной деятельности.
Современная парадигма образования состоит в переходе от “знаниевого” обучения к обучению деятельности, т.е. образование должно давать выпускнику не только сумму знаний, но и не менее важное - набор компетенций, обеспечивающих готовность к работе в изменяющихся экономических условиях. Именно высокая профессиональная подготовка становится фактором социальной защиты человека в новых экономических условиях, гарантом его самореализации.
Концепция развития системы профессионального образования России на современном этапе в значительной мере обусловлена тенденциями перспективного преобразования экономики. Становления в России рынка труда, рынка образовательных услуг, развитие негосударственного сектора, включая частный, и, наконец, объективная необходимость интеграции нашей страны в мировую экономическую систему требуют переосмысления задач, стоящих перед профессиональной школой. Российская система профессионального образования должна гарантировать уровень профессиональной подготовки, соответствующий требованиям отечественной экономики и международным стандартам.
Актуальность исследования обусловлена происходящими социально-экономическими переменами в России, когда существенную роль в сохранении и развитии экономики страны играют квалифицированные кадры со средним профессиональным образованием. В первую очередь это подтверждается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегической целью государственной политики в области образования, которая определяется как «повышение доступности высокого качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина страны».
Особое внимание уделяется качеству профессионального образования как гаранта устойчивого развития российской экономики, обеспечения ее мобильными, компетентными специалистами. Проблемы реформирования российской системы образования, разработки и внедрения рыночных механизмов регулирования ее взаимоотношений с реальной экономикой, подготовки специалистов и рабочих стоят сегодня в ряду наиважнейших общегосударственных проблем. В этих условиях конкурентоспособность будущего специалиста и рабочего приобретает статус одного из ведущих показателей работы профессиональных образовательных организаций.
В условиях рыночной экономики у среднего профессионального звена подготовки специалистов сформирован круг потребителей образовательных услуг: обучающийся (студент); работодатель (рынок труда); общество и сама система профессионального образования. Очевидно, что запросы у этих потребителей различны. Студент колледжа качественным назовет только то образование, которое в наибольшей мере содействует развитию его личностных качеств и позволяет сделать успешную профессиональную карьеру. Работодатель заинтересован в подготовке компетентностного специалиста, а общество - в личности, способной к эффективной социальной самореализации. В связи с этим колледжу необходимо соответствовать постоянно изменяющимся требованиям всех потребителей образовательных услуг. Динамика спроса на специалистов определенного профиля и квалификации на рынке труда современной России вступила в противоречие с традиционно сложившейся их подготовкой, номенклатурой специальностей и специализаций. Практико-ориентированное обучение должно стать неотъемлемой частью среднего профессионального образования, обеспечивающей формирование умений в области осваиваемых студентами видов деятельности. Последнее проявляется, в частности, в том, что студенты, специалисты, наряду с основными циклами дисциплин, стремятся получить дополнительный объем знаний, сформировать новые умения и навыки, которые позволят им ставить и решать проблемные профессиональные задачи, нестандартно мыслить и адаптироваться в меняющихся социальных условиях, ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Все эти требования необходимы не только для развития личности, они образуют ключевые качества современного профессионала.
Вместе с тем, исследования последних лет показали необходимость поиска новых подходов к обеспечению качества профессионального образования в профессиональных образовательных организациях за счет реализации эффективных структур управления, нового содержания и педагогических технологий. Анализ работ отечественных и зарубежных авторов по данной теме определяет необходимость исследования проблем, касающихся структуры и содержания компонентов качества, механизмов реализации мониторинга, диагностики результатов, факторов и условий, влияющих на обеспечение качества подготовки специалистов и т.д.
В настоящее время осознана необходимость разработки системы управления качеством подготовки специалистов среднего звена путем создания механизмов оценки качества образовательной деятельности организаций с участием независимых экспертов. Как на российском, так и на региональном уровнях ведется поиск наиболее эффективных подходов к оценке качества образовательной деятельности, в том числе и в системе среднего профессионального образования (далее СПО).
Актуальность избранной темы основана на противоречиях между:
- между необходимостью непрерывного совершенствования качества профессионального образования и небольшим, мало систематизированным опытом управления качеством образования в учреждениях СПО;
- возрастающими требованиями к качеству образовательной деятельности организаций со стороны государства, профессиональных сообществ, общественности и недостаточной разработанностью модели управления качеством подготовки будущих специалистов в условиях реализации ФГОС;
- между увеличением роли специалистов среднего звена в удовлетворении потребностей экономики с одной стороны и качеством выпускников учреждений среднего профессионального образования - с другой;
- между заинтересованностью работодателей в высоком качестве подготовки выпускника учреждения СПО, соответствующей запросам производства, и их практической отстраненностью от участия в процессе оценки качества выпускников;
На основании анализа существующих исследований, а также собственного поиска в данном направлении была сформулирована проблема исследования. Ее суть заключается в необходимости разрешения противоречия между объективными потребностями в улучшении управления качеством подготовки специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях на принципиально новых подходах и сложившейся практикой управления качеством подготовки специалистов.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для выбора темы исследования: «Управление качеством подготовки специалистов среднего звена в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать модель управления качеством подготовки специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях и экспериментально проверить ее эффективность.
Объект исследования: профессиональная подготовка специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях.
Предмет исследования: управление качеством подготовки
специалистов среднего звена в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
Гипотеза исследования - управление качеством подготовки специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях будет эффективным если спроектировать и внедрить модель управления качеством подготовки специалистов среднего звена в условиях реализации ФГОС.
Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы, в соответствии с объектом и предметом исследования были определены и решались следующие задачи:
1. Проанализировать современное состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике, выявить пути ее разрешения;
2. Разработать модель управления качеством подготовки специалистов среднего звена в условиях реализации ФГОС;
3. Исследовать методы оценки управления качеством подготовки специалистов среднего звена в условиях реализации ФГОС;
4. Провести анализ процесса управления качеством подготовки специалистов среднего звена в условиях реализации ФГОС;
5. Экспериментально проверить эффективность управления качеством подготовки специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях на основе спроектированной модели;
6. Представить результаты экспериментальной работы.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использован комплекс методов, позволивших достичь цели исследования, обеспечить достоверность результатов и обоснованность выводов. В их числе общенаучные методы теоретического исследования (анализ и обобщение результатов теоретических исследований); моделирование; эмпирические методы (наблюдение, изучение документации, метод экспертных оценок).
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (аналитико-поисковом) (2014 год) проводился теоретический анализ научной литературы по теме исследования. Определены основные противоречия и проблема исследования, сформулированы цели, гипотеза и задачи исследования.
На втором этапе (экспериментальном) (2014-2017 гг.) спроектирована и теоретически обоснована модель управления качеством подготовки специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях. Осуществлено организационно-методическое обеспечение экспериментальной работы по апробации модели управления качеством подготовки специалистов среднего звена образовательной организации, обозначены показатели мониторинга качества.
На третьем этапе (обобщающем) (2018 год) проведены анализ, систематизация и интерпретация полученных в ходе исследования данных; подведены итоги экспериментальной работы по внедрению модели управления качеством подготовки будущих специалистов.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
- разработана модель управления качеством подготовки специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях и выявлено эффективное ее функционирование;
- выявлены критерии, показатели и механизмы оценки компетенций у будущих специалистов среднего звена;
- доказана эффективность разработанной модели.
Теоретическая значимость настоящего исследования составляет:
- анализ управления качеством подготовки специалистов для дальнейшего развития профессиональных образовательных организаций;
- описана и разработана модель управления качеством подготовки специалистов среднего звена в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке модели управления качеством подготовки специалистов среднего звена и критериев оценки качества подготовки будущих специалистов.
База исследования:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южно-Уральский государственный технический колледж», На защиту выносятся следующие положения:
1. Модель управления качеством образования в профессиональной образовательной организации опирается на принципы всеобщего управления качеством, включает маркетинг и анализ состояния подготовки специалистов среднего звена, целеполагание, проектирование работы выпускающей комиссии, реализацию образовательного процесса, контроль качества образовательного процесса;
2. Методы оценки управления качеством подготовки специалистов среднего звена представляют собой средства оценивания качества образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций.
Качественные изменения в обществе, связанные со становлением рыночной экономики, определили острые проблемы модернизации профессионального образования — востребованности выпускников на рынке труда, оптимального использования потенциальных возможностей профессиональных образовательных организаций. Сложившаяся в течение десятилетий система профессионального образования оказалась не в состоянии полностью удовлетворить многоаспектные требования к качеству подготовки специалистов. Возникла необходимость пересмотра подходов к подготовке специалистов в соответствии с потребностями личности обучаемых и экономики, прежде всего, с позиций качества. Сегодня к выпускнику профессиональной образовательной организации предъявляются такие требования, как сформированность мотивации к качественному труду, дисциплинированность, ответственность, эмоциональная устойчивость, владение не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и профессиональной культурой, что способствует адаптации на рынке труда.
Среднее профессиональное образование становится важнейшей сферой социальной политики. Сегодня на рынке труда увеличивается спрос на рабочих и специалистов среднего звена, которые в объеме производительных сил составляют в разных отраслях от 60 до 80 процентов и являются важнейшим фактором экономического роста. В этих условиях объективно возрастает роль профессионального образования в подготовке кадров среднего звена.
Требования к качеству подготовки специалистов со средним профессиональным образованием постоянно возрастают, что обусловлено не только прогрессивными процессами развития науки, техники и технологии, но и усложнением социально-экономической ситуации в стране, когда особенно важно использовать фундаментальные знания и умения в профессиональной деятельности, быстро адаптироваться к меняющимся условиям.
Современная социально-экономическая ситуация в нашей стране определяет необходимость изменения теоретических и практических подходов к подготовке специалистов среднего звена. Активный переход к рынку труда объективно требует повышения качества профессионального образования, более высокого уровня квалификации и обеспечения конкурентоспособности специалиста уже в начале его профессиональной деятельности.
Современная парадигма образования состоит в переходе от “знаниевого” обучения к обучению деятельности, т.е. образование должно давать выпускнику не только сумму знаний, но и не менее важное - набор компетенций, обеспечивающих готовность к работе в изменяющихся экономических условиях. Именно высокая профессиональная подготовка становится фактором социальной защиты человека в новых экономических условиях, гарантом его самореализации.
Концепция развития системы профессионального образования России на современном этапе в значительной мере обусловлена тенденциями перспективного преобразования экономики. Становления в России рынка труда, рынка образовательных услуг, развитие негосударственного сектора, включая частный, и, наконец, объективная необходимость интеграции нашей страны в мировую экономическую систему требуют переосмысления задач, стоящих перед профессиональной школой. Российская система профессионального образования должна гарантировать уровень профессиональной подготовки, соответствующий требованиям отечественной экономики и международным стандартам.
Актуальность исследования обусловлена происходящими социально-экономическими переменами в России, когда существенную роль в сохранении и развитии экономики страны играют квалифицированные кадры со средним профессиональным образованием. В первую очередь это подтверждается Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегической целью государственной политики в области образования, которая определяется как «повышение доступности высокого качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина страны».
Особое внимание уделяется качеству профессионального образования как гаранта устойчивого развития российской экономики, обеспечения ее мобильными, компетентными специалистами. Проблемы реформирования российской системы образования, разработки и внедрения рыночных механизмов регулирования ее взаимоотношений с реальной экономикой, подготовки специалистов и рабочих стоят сегодня в ряду наиважнейших общегосударственных проблем. В этих условиях конкурентоспособность будущего специалиста и рабочего приобретает статус одного из ведущих показателей работы профессиональных образовательных организаций.
В условиях рыночной экономики у среднего профессионального звена подготовки специалистов сформирован круг потребителей образовательных услуг: обучающийся (студент); работодатель (рынок труда); общество и сама система профессионального образования. Очевидно, что запросы у этих потребителей различны. Студент колледжа качественным назовет только то образование, которое в наибольшей мере содействует развитию его личностных качеств и позволяет сделать успешную профессиональную карьеру. Работодатель заинтересован в подготовке компетентностного специалиста, а общество - в личности, способной к эффективной социальной самореализации. В связи с этим колледжу необходимо соответствовать постоянно изменяющимся требованиям всех потребителей образовательных услуг. Динамика спроса на специалистов определенного профиля и квалификации на рынке труда современной России вступила в противоречие с традиционно сложившейся их подготовкой, номенклатурой специальностей и специализаций. Практико-ориентированное обучение должно стать неотъемлемой частью среднего профессионального образования, обеспечивающей формирование умений в области осваиваемых студентами видов деятельности. Последнее проявляется, в частности, в том, что студенты, специалисты, наряду с основными циклами дисциплин, стремятся получить дополнительный объем знаний, сформировать новые умения и навыки, которые позволят им ставить и решать проблемные профессиональные задачи, нестандартно мыслить и адаптироваться в меняющихся социальных условиях, ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Все эти требования необходимы не только для развития личности, они образуют ключевые качества современного профессионала.
Вместе с тем, исследования последних лет показали необходимость поиска новых подходов к обеспечению качества профессионального образования в профессиональных образовательных организациях за счет реализации эффективных структур управления, нового содержания и педагогических технологий. Анализ работ отечественных и зарубежных авторов по данной теме определяет необходимость исследования проблем, касающихся структуры и содержания компонентов качества, механизмов реализации мониторинга, диагностики результатов, факторов и условий, влияющих на обеспечение качества подготовки специалистов и т.д.
В настоящее время осознана необходимость разработки системы управления качеством подготовки специалистов среднего звена путем создания механизмов оценки качества образовательной деятельности организаций с участием независимых экспертов. Как на российском, так и на региональном уровнях ведется поиск наиболее эффективных подходов к оценке качества образовательной деятельности, в том числе и в системе среднего профессионального образования (далее СПО).
Актуальность избранной темы основана на противоречиях между:
- между необходимостью непрерывного совершенствования качества профессионального образования и небольшим, мало систематизированным опытом управления качеством образования в учреждениях СПО;
- возрастающими требованиями к качеству образовательной деятельности организаций со стороны государства, профессиональных сообществ, общественности и недостаточной разработанностью модели управления качеством подготовки будущих специалистов в условиях реализации ФГОС;
- между увеличением роли специалистов среднего звена в удовлетворении потребностей экономики с одной стороны и качеством выпускников учреждений среднего профессионального образования - с другой;
- между заинтересованностью работодателей в высоком качестве подготовки выпускника учреждения СПО, соответствующей запросам производства, и их практической отстраненностью от участия в процессе оценки качества выпускников;
На основании анализа существующих исследований, а также собственного поиска в данном направлении была сформулирована проблема исследования. Ее суть заключается в необходимости разрешения противоречия между объективными потребностями в улучшении управления качеством подготовки специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях на принципиально новых подходах и сложившейся практикой управления качеством подготовки специалистов.
Важность и актуальность рассматриваемой проблемы послужили основанием для выбора темы исследования: «Управление качеством подготовки специалистов среднего звена в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов».
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать модель управления качеством подготовки специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях и экспериментально проверить ее эффективность.
Объект исследования: профессиональная подготовка специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях.
Предмет исследования: управление качеством подготовки
специалистов среднего звена в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
Гипотеза исследования - управление качеством подготовки специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях будет эффективным если спроектировать и внедрить модель управления качеством подготовки специалистов среднего звена в условиях реализации ФГОС.
Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезы, в соответствии с объектом и предметом исследования были определены и решались следующие задачи:
1. Проанализировать современное состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике, выявить пути ее разрешения;
2. Разработать модель управления качеством подготовки специалистов среднего звена в условиях реализации ФГОС;
3. Исследовать методы оценки управления качеством подготовки специалистов среднего звена в условиях реализации ФГОС;
4. Провести анализ процесса управления качеством подготовки специалистов среднего звена в условиях реализации ФГОС;
5. Экспериментально проверить эффективность управления качеством подготовки специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях на основе спроектированной модели;
6. Представить результаты экспериментальной работы.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использован комплекс методов, позволивших достичь цели исследования, обеспечить достоверность результатов и обоснованность выводов. В их числе общенаучные методы теоретического исследования (анализ и обобщение результатов теоретических исследований); моделирование; эмпирические методы (наблюдение, изучение документации, метод экспертных оценок).
Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (аналитико-поисковом) (2014 год) проводился теоретический анализ научной литературы по теме исследования. Определены основные противоречия и проблема исследования, сформулированы цели, гипотеза и задачи исследования.
На втором этапе (экспериментальном) (2014-2017 гг.) спроектирована и теоретически обоснована модель управления качеством подготовки специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях. Осуществлено организационно-методическое обеспечение экспериментальной работы по апробации модели управления качеством подготовки специалистов среднего звена образовательной организации, обозначены показатели мониторинга качества.
На третьем этапе (обобщающем) (2018 год) проведены анализ, систематизация и интерпретация полученных в ходе исследования данных; подведены итоги экспериментальной работы по внедрению модели управления качеством подготовки будущих специалистов.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:
- разработана модель управления качеством подготовки специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях и выявлено эффективное ее функционирование;
- выявлены критерии, показатели и механизмы оценки компетенций у будущих специалистов среднего звена;
- доказана эффективность разработанной модели.
Теоретическая значимость настоящего исследования составляет:
- анализ управления качеством подготовки специалистов для дальнейшего развития профессиональных образовательных организаций;
- описана и разработана модель управления качеством подготовки специалистов среднего звена в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
Практическая значимость исследования заключается в разработке модели управления качеством подготовки специалистов среднего звена и критериев оценки качества подготовки будущих специалистов.
База исследования:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Южно-Уральский государственный технический колледж», На защиту выносятся следующие положения:
1. Модель управления качеством образования в профессиональной образовательной организации опирается на принципы всеобщего управления качеством, включает маркетинг и анализ состояния подготовки специалистов среднего звена, целеполагание, проектирование работы выпускающей комиссии, реализацию образовательного процесса, контроль качества образовательного процесса;
2. Методы оценки управления качеством подготовки специалистов среднего звена представляют собой средства оценивания качества образовательной деятельности профессиональных образовательных организаций.
Изучение современного состояния управления качеством
подготовки специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях, анализ нормативно-правовой базы, а также проведенное нами исследование и личный опыт управленческой деятельности показали, что необходимость совершенствования управления качеством подготовки будущих специалистов обусловлена возросшими требованиями к подготовке кадров, профессиональному мастерству педагогического коллектива, материально-техническому обеспечению образовательного процесса, качеству предоставляемых услуг современной профессиональной образовательной организации, как важнейшей ступени в системе непрерывного образования РФ. Повышенное внимание к проблеме управления качеством подготовки специалистов среднего звена связанно с глобальными динамическими изменениями в жизни нашего общества и образовательной системы, Разрешение данной проблемы осуществлено нами в направлении разработки, обоснования и реализации модели управления качеством подготовки специалистов среднего звена в условиях реализации ФГОС, а также проверка ее эффективного функционирования.
Ключевым для выполненного исследования выступило понятие «управления качеством образования», которое трактуется нами как целенаправленная, прогнозируемая, организационно и технологически обеспеченная реализация управленческих функций по достижению соответствующего нормативным требованиям уровня профессиональной подготовки.
В результате теоретического и экспериментального исследования сформулированы следующие выводы:
1. Актуальность проблемы управления качеством подготовки специалистов среднего звена обусловлена современными тенденциями развития среднего профессионального образования; повышением требований общества и государства к качеству профессиональной подготовки.
2. В результате терминологического анализа понятие «качество образования» рассматривается нами как степень соответствия деятельности образовательной организации упорядоченной совокупности требований участвующих в ней заинтересованных сторон, обеспечивающая достижение их стратегических целей.
3. Качество подготовки специалистов среднего звена нуждается в выявлении, измерении и оценивании. В нашем исследовании методы оценки качества подготовки специалистов в профессиональных образовательных организациях базируется на системном, комплексном подходах, позволяющих проводить оценочные процедуры.
4. Действующая практика реализации модели управления качеством подготовки специалистов среднего звена после проведенного анализа внешней и внутренней среды профессиональной образовательной организации показала свою эффективность, учитывая показатели, подвергнутые анализу.
5. Разработанная модель управления качеством подготовки
специалистов среднего звена внедрялась в образовательный процесс начиная с 2015 года и заканчивая 2018 годом. Результаты внедрения данной модели показали тенденцию улучшения путем повышения качества подготовки специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях на основе показателей качества кадрового педагогического состава, результатов освоения основных профессиональных образовательных программ, качества научно-исследовательской деятельности студентов, результатов государственной итоговой аттестации и результатов трудоустройства выпускников.
6. Модель управления качеством подготовки специалистов среднего звена в условиях реализации ФГОС доказала свою эффективность, что позволяет сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы.
подготовки специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях, анализ нормативно-правовой базы, а также проведенное нами исследование и личный опыт управленческой деятельности показали, что необходимость совершенствования управления качеством подготовки будущих специалистов обусловлена возросшими требованиями к подготовке кадров, профессиональному мастерству педагогического коллектива, материально-техническому обеспечению образовательного процесса, качеству предоставляемых услуг современной профессиональной образовательной организации, как важнейшей ступени в системе непрерывного образования РФ. Повышенное внимание к проблеме управления качеством подготовки специалистов среднего звена связанно с глобальными динамическими изменениями в жизни нашего общества и образовательной системы, Разрешение данной проблемы осуществлено нами в направлении разработки, обоснования и реализации модели управления качеством подготовки специалистов среднего звена в условиях реализации ФГОС, а также проверка ее эффективного функционирования.
Ключевым для выполненного исследования выступило понятие «управления качеством образования», которое трактуется нами как целенаправленная, прогнозируемая, организационно и технологически обеспеченная реализация управленческих функций по достижению соответствующего нормативным требованиям уровня профессиональной подготовки.
В результате теоретического и экспериментального исследования сформулированы следующие выводы:
1. Актуальность проблемы управления качеством подготовки специалистов среднего звена обусловлена современными тенденциями развития среднего профессионального образования; повышением требований общества и государства к качеству профессиональной подготовки.
2. В результате терминологического анализа понятие «качество образования» рассматривается нами как степень соответствия деятельности образовательной организации упорядоченной совокупности требований участвующих в ней заинтересованных сторон, обеспечивающая достижение их стратегических целей.
3. Качество подготовки специалистов среднего звена нуждается в выявлении, измерении и оценивании. В нашем исследовании методы оценки качества подготовки специалистов в профессиональных образовательных организациях базируется на системном, комплексном подходах, позволяющих проводить оценочные процедуры.
4. Действующая практика реализации модели управления качеством подготовки специалистов среднего звена после проведенного анализа внешней и внутренней среды профессиональной образовательной организации показала свою эффективность, учитывая показатели, подвергнутые анализу.
5. Разработанная модель управления качеством подготовки
специалистов среднего звена внедрялась в образовательный процесс начиная с 2015 года и заканчивая 2018 годом. Результаты внедрения данной модели показали тенденцию улучшения путем повышения качества подготовки специалистов среднего звена в профессиональных образовательных организациях на основе показателей качества кадрового педагогического состава, результатов освоения основных профессиональных образовательных программ, качества научно-исследовательской деятельности студентов, результатов государственной итоговой аттестации и результатов трудоустройства выпускников.
6. Модель управления качеством подготовки специалистов среднего звена в условиях реализации ФГОС доказала свою эффективность, что позволяет сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы.
Подобные работы
- ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ РЕПУТАЦИИ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2020 - ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2020 - ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ИМИДЖА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Управление инновационными процессами в профессиональной образовательной организации
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - Мониторинг качества управления профессиональной образовательной организацией
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - Оценка методической работы преподавателей профессиональной образовательной организации
(на примере Красноярского колледжа сферы услуг и предпринимательства)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Управление инновационным развитием вуза (на примере ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет")
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРУДА РАБОТНИКОВ В МАУ «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ «МИЛОСЕРДИЕ» АБАТСКОГО РАЙОНА»
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020



