Работа педагога с семьей по профилактике потребления психоактивных веществ у младших школьников
|
Введение 3
Глава 1. Освещение проблемы работы педагога с семьей по профилактике потребления ПАВ у младших школьников 7
1.1. Особенности проявления аддиктивного поведения в младшем школьном возрасте 7
1.2. Роль семейного социума в формировании аддиктивного поведения младших школьников 15
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Экспериментальная работа по профилактике употребления ПАВ в начальной школе 32
2.1. Организация и ход экспериментальной работы 32
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы 34
2.3. Программа взаимодействия с семьей по профилактике потребления ПАВ
у младших школьников 42
Выводы по 2 главе 54
Заключение 55
Список литературы 57
Приложение
Глава 1. Освещение проблемы работы педагога с семьей по профилактике потребления ПАВ у младших школьников 7
1.1. Особенности проявления аддиктивного поведения в младшем школьном возрасте 7
1.2. Роль семейного социума в формировании аддиктивного поведения младших школьников 15
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Экспериментальная работа по профилактике употребления ПАВ в начальной школе 32
2.1. Организация и ход экспериментальной работы 32
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы 34
2.3. Программа взаимодействия с семьей по профилактике потребления ПАВ
у младших школьников 42
Выводы по 2 главе 54
Заключение 55
Список литературы 57
Приложение
В последнее время с каждым годом наблюдается повышение уровня аддикции у младших школьников.
В 4 статье о Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от06.03.2019) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" говориться об основных принципах охраны здоровья:
- соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
- приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
- приоритет охраны здоровья детей;
- социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
- ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
- доступность и качество медицинской помощи;
- недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
- приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
- соблюдение врачебной тайны. [40]
Аддикция - это пристрастие к изменяющим сознание веществам или навязчивая потребность в определённых действиях, не достигающая уровня физической зависимости. На формирование аддикции у детей младшего школьного возраста большое количество социальных факторов. К ним относятся: технический прогресс, деятельность наркоторговцев, урбанизация и др. Но роль к самому значимому социальному фактору, влияющему на проявление аддикции у детей, будет отдана семейному социуму. Семья, влияет на развитие ребенка и его поведение в обществе. Воздействие на ребенка оказывается таким образом, что захватываются все стороны его характера и ощущается это именно тогда, когда ребенок находится вне дома.
Ребенок не выбирает семью, в которой появится на свет. Если в семье есть факторы аддиктивного поведения, то возможно, что и ребенок, который воспитывается в данной семье, тоже будет иметь аддикцию.
В следствие этого становится актуальна проблема работы педагога с семьей по профилактике злоупотребления пав младших школьников.
По данным Всемирной организации здравоохранения на данный момент проблемы наркомании затрагивают около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, такие как курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня, и в дальнейшем нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Минздрав РФ выявил, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек. При таком темпе через 5 лет в стране более чем 1/4 населения попробуют наркотики.
Данную проблему с разных сторон рассматривали многие научные деятели, такие как М.Балинт, Д. Винникот, Гусева, М.Кляйн, М.Маллер, Р.Спиц, Б.Спока, А. Фрейд и многие другие. Работы этих деятелей обращают свое внимание на то, что развитию общепринятого поведения ребенка вредит неспособность родителей к выполнению своих функций: не понимание и не удовлетворение его базовых потребностей.
Ведущую роль по мнению ряда авторов М.Балинт, Д. Винникот, Гусева, М.Кляйн, М.Маллер, Р.Спиц, Б.Спока, А. Фрейд, играют перенятые от родителей разного рода зависимости, вынужденная ранняя самостоятельность и часто заброшенность детей, задержки в эмоциональном развитии ребенка за счет холодности в отношениях членов семьи, а также игнорирование реальности, за счет постоянного отрицания проблем в семье. Даже если ребенок во взрослой жизни все же сможет уберечься от какого- либо рода зависимости, то его детство, проведенное в доме родителей все равно может оставить скрытую психологическую рану, которая часто мешает нормальному восприятию жизни и построению адекватных отношений с окружающими людьми.
В наше исследование введено ограничение: мы рассматриваем такой вид аддиктивного поведения, как потребление психоактивных веществ (далее ПАВ).
На основе выше сказанного возникает противоречие: между возрастающим уровнем приверженности младших школьников к потреблению ПАВ, развивающейся под влиянием семейного социума и недостаточным вниманием педагогов к профилактической работе с семьей.
Данное противоречие определило выбор темы: «Работа педагога с семьей по профилактике злоупотребления пав у младших школьников»
Проблема исследования: каково содержание программы взаимодействия педагога с семьей, направленной на профилактику потребления ПАВ у младших школьников?
Цель исследования: рассмотреть теоретические аспекты влияния семейного социума на формирование аддикции у детей для разработки программы взаимодействия с семьей.
Объект исследования: аддиктивное поведение младших школьников.
Предмет исследования: работа педагога с семьей по профилактике потребления ПАВ у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности проявления аддиктивного поведения в младшем школьном возрасте.
2. Выявить роль семейного социума в формировании аддиктивного поведения младших школьников.
3. Проанализировать результаты изучения уровня риска формирования зависимости от ПАВ.
4. Разработать программу профилактической направленности
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, сравнение);
- эмпирические (тестирование и анкетирование);
- методы обработки и интерпретации данных.
База исследования: школа №16 города Миасс.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В 4 статье о Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от06.03.2019) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" говориться об основных принципах охраны здоровья:
- соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
- приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
- приоритет охраны здоровья детей;
- социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
- ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
- доступность и качество медицинской помощи;
- недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
- приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
- соблюдение врачебной тайны. [40]
Аддикция - это пристрастие к изменяющим сознание веществам или навязчивая потребность в определённых действиях, не достигающая уровня физической зависимости. На формирование аддикции у детей младшего школьного возраста большое количество социальных факторов. К ним относятся: технический прогресс, деятельность наркоторговцев, урбанизация и др. Но роль к самому значимому социальному фактору, влияющему на проявление аддикции у детей, будет отдана семейному социуму. Семья, влияет на развитие ребенка и его поведение в обществе. Воздействие на ребенка оказывается таким образом, что захватываются все стороны его характера и ощущается это именно тогда, когда ребенок находится вне дома.
Ребенок не выбирает семью, в которой появится на свет. Если в семье есть факторы аддиктивного поведения, то возможно, что и ребенок, который воспитывается в данной семье, тоже будет иметь аддикцию.
В следствие этого становится актуальна проблема работы педагога с семьей по профилактике злоупотребления пав младших школьников.
По данным Всемирной организации здравоохранения на данный момент проблемы наркомании затрагивают около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, такие как курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня, и в дальнейшем нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Минздрав РФ выявил, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек. При таком темпе через 5 лет в стране более чем 1/4 населения попробуют наркотики.
Данную проблему с разных сторон рассматривали многие научные деятели, такие как М.Балинт, Д. Винникот, Гусева, М.Кляйн, М.Маллер, Р.Спиц, Б.Спока, А. Фрейд и многие другие. Работы этих деятелей обращают свое внимание на то, что развитию общепринятого поведения ребенка вредит неспособность родителей к выполнению своих функций: не понимание и не удовлетворение его базовых потребностей.
Ведущую роль по мнению ряда авторов М.Балинт, Д. Винникот, Гусева, М.Кляйн, М.Маллер, Р.Спиц, Б.Спока, А. Фрейд, играют перенятые от родителей разного рода зависимости, вынужденная ранняя самостоятельность и часто заброшенность детей, задержки в эмоциональном развитии ребенка за счет холодности в отношениях членов семьи, а также игнорирование реальности, за счет постоянного отрицания проблем в семье. Даже если ребенок во взрослой жизни все же сможет уберечься от какого- либо рода зависимости, то его детство, проведенное в доме родителей все равно может оставить скрытую психологическую рану, которая часто мешает нормальному восприятию жизни и построению адекватных отношений с окружающими людьми.
В наше исследование введено ограничение: мы рассматриваем такой вид аддиктивного поведения, как потребление психоактивных веществ (далее ПАВ).
На основе выше сказанного возникает противоречие: между возрастающим уровнем приверженности младших школьников к потреблению ПАВ, развивающейся под влиянием семейного социума и недостаточным вниманием педагогов к профилактической работе с семьей.
Данное противоречие определило выбор темы: «Работа педагога с семьей по профилактике злоупотребления пав у младших школьников»
Проблема исследования: каково содержание программы взаимодействия педагога с семьей, направленной на профилактику потребления ПАВ у младших школьников?
Цель исследования: рассмотреть теоретические аспекты влияния семейного социума на формирование аддикции у детей для разработки программы взаимодействия с семьей.
Объект исследования: аддиктивное поведение младших школьников.
Предмет исследования: работа педагога с семьей по профилактике потребления ПАВ у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности проявления аддиктивного поведения в младшем школьном возрасте.
2. Выявить роль семейного социума в формировании аддиктивного поведения младших школьников.
3. Проанализировать результаты изучения уровня риска формирования зависимости от ПАВ.
4. Разработать программу профилактической направленности
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, сравнение);
- эмпирические (тестирование и анкетирование);
- методы обработки и интерпретации данных.
База исследования: школа №16 города Миасс.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Благодаря анализу психолого-педагогической литературы, мы сформулировали понятие «аддиктивное поведение», определили причины, которые способствуют формированию аддиктивного поведении.: индивидуально-личностные (неадекватная, чаще завышенная самооценка, повышенное стремление к риску и поиску острых ощущений, слабый волевой потенциал, несбалансированное развитие параметров субъектности ребенка (способности к рефлексии). Социально-психологические (совокупность, обусловливающая детско-родительские отношения и характер взаимодействия ребенка со сверстниками). Особенностью аддиктивного поведения младших школьников является то, что как правило, аддикция сформирована на первом этапе и если он употребляет ПАВ то в основном это табак и алкоголь, а не наркотические вещества.
В нормальных семьях, родители боятся и заботятся за своих детей и считают нужным бороться с интересом к наркотическим веществам. Постоянное развитие содержания профилактических действий, направленных на уменьшение уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся в школьной среде и является целью профилактики в образовании. Выделяют три главных направления профилактической работы: работа с детьми, работа с педагогическим составом, работа с родителями. Влияние семейного социума на формирование аддиктивного поведения в младшем школьном возрасте отображается в том, что отмечены случаи приобщения детей в возрасте 6 - 7 лет к наркотикам, родителями наркоманами, изменения структуры семьи и характер внутрисемейного взаимодействия, загруженность родителей на производстве, воспитание в неполной семье, ситуация развода.
В младшем школьном возрасте в основном оформляется характер ребенка, этот возраст наиболее благоприятен для начала профилактической деятельности по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами.
Во II главе мы изучили уровень риска приобщения к ПАВ у детей, и уровень зависимости у родителей. Для начала профилактической деятельности, мы разработали программу, с помощью которой преподаватели смогут предотвратить зависимость у младших школьников.
Таким образом, цель достигнута, задачи выполнены. Данные рекомендации могут быть успешно использованы в практике учителем начальной школы.
В нормальных семьях, родители боятся и заботятся за своих детей и считают нужным бороться с интересом к наркотическим веществам. Постоянное развитие содержания профилактических действий, направленных на уменьшение уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся в школьной среде и является целью профилактики в образовании. Выделяют три главных направления профилактической работы: работа с детьми, работа с педагогическим составом, работа с родителями. Влияние семейного социума на формирование аддиктивного поведения в младшем школьном возрасте отображается в том, что отмечены случаи приобщения детей в возрасте 6 - 7 лет к наркотикам, родителями наркоманами, изменения структуры семьи и характер внутрисемейного взаимодействия, загруженность родителей на производстве, воспитание в неполной семье, ситуация развода.
В младшем школьном возрасте в основном оформляется характер ребенка, этот возраст наиболее благоприятен для начала профилактической деятельности по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами.
Во II главе мы изучили уровень риска приобщения к ПАВ у детей, и уровень зависимости у родителей. Для начала профилактической деятельности, мы разработали программу, с помощью которой преподаватели смогут предотвратить зависимость у младших школьников.
Таким образом, цель достигнута, задачи выполнены. Данные рекомендации могут быть успешно использованы в практике учителем начальной школы.
Подобные работы
- Работа педагога с семьей по профилактике формирования склонности к потреблению психоактивных веществ у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Деятельность педагога по профилактике аддиктивного поведения младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С СЕМЬЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКТИКА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Работа педагога-психолога с семьёй по профилактике табакокурения у младших школьников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2019 - Взаимодействие с семьей по формированию положительной мотивации к здоровому образу жизни у младших школьников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Деятельность педагога по профилактике кибербуллинга у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Первичная форма профилактики вредных привычек у обучающихся в школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2020



