Введение 3
Глава 1. Освещение проблемы работы педагога с семьей по профилактике потребления ПАВ у младших школьников 7
1.1. Особенности проявления аддиктивного поведения в младшем школьном возрасте 7
1.2. Роль семейного социума в формировании аддиктивного поведения младших школьников 15
Выводы по 1 главе 29
Глава 2. Экспериментальная работа по профилактике употребления ПАВ в начальной школе 32
2.1. Организация и ход экспериментальной работы 32
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы 34
2.3. Программа взаимодействия с семьей по профилактике потребления ПАВ
у младших школьников 42
Выводы по 2 главе 54
Заключение 55
Список литературы 57
Приложение
В последнее время с каждым годом наблюдается повышение уровня аддикции у младших школьников.
В 4 статье о Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от06.03.2019) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" говориться об основных принципах охраны здоровья:
- соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
- приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
- приоритет охраны здоровья детей;
- социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
- ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
- доступность и качество медицинской помощи;
- недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
- приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
- соблюдение врачебной тайны. [40]
Аддикция - это пристрастие к изменяющим сознание веществам или навязчивая потребность в определённых действиях, не достигающая уровня физической зависимости. На формирование аддикции у детей младшего школьного возраста большое количество социальных факторов. К ним относятся: технический прогресс, деятельность наркоторговцев, урбанизация и др. Но роль к самому значимому социальному фактору, влияющему на проявление аддикции у детей, будет отдана семейному социуму. Семья, влияет на развитие ребенка и его поведение в обществе. Воздействие на ребенка оказывается таким образом, что захватываются все стороны его характера и ощущается это именно тогда, когда ребенок находится вне дома.
Ребенок не выбирает семью, в которой появится на свет. Если в семье есть факторы аддиктивного поведения, то возможно, что и ребенок, который воспитывается в данной семье, тоже будет иметь аддикцию.
В следствие этого становится актуальна проблема работы педагога с семьей по профилактике злоупотребления пав младших школьников.
По данным Всемирной организации здравоохранения на данный момент проблемы наркомании затрагивают около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, такие как курение, употребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня, и в дальнейшем нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Минздрав РФ выявил, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек. При таком темпе через 5 лет в стране более чем 1/4 населения попробуют наркотики.
Данную проблему с разных сторон рассматривали многие научные деятели, такие как М.Балинт, Д. Винникот, Гусева, М.Кляйн, М.Маллер, Р.Спиц, Б.Спока, А. Фрейд и многие другие. Работы этих деятелей обращают свое внимание на то, что развитию общепринятого поведения ребенка вредит неспособность родителей к выполнению своих функций: не понимание и не удовлетворение его базовых потребностей.
Ведущую роль по мнению ряда авторов М.Балинт, Д. Винникот, Гусева, М.Кляйн, М.Маллер, Р.Спиц, Б.Спока, А. Фрейд, играют перенятые от родителей разного рода зависимости, вынужденная ранняя самостоятельность и часто заброшенность детей, задержки в эмоциональном развитии ребенка за счет холодности в отношениях членов семьи, а также игнорирование реальности, за счет постоянного отрицания проблем в семье. Даже если ребенок во взрослой жизни все же сможет уберечься от какого- либо рода зависимости, то его детство, проведенное в доме родителей все равно может оставить скрытую психологическую рану, которая часто мешает нормальному восприятию жизни и построению адекватных отношений с окружающими людьми.
В наше исследование введено ограничение: мы рассматриваем такой вид аддиктивного поведения, как потребление психоактивных веществ (далее ПАВ).
На основе выше сказанного возникает противоречие: между возрастающим уровнем приверженности младших школьников к потреблению ПАВ, развивающейся под влиянием семейного социума и недостаточным вниманием педагогов к профилактической работе с семьей.
Данное противоречие определило выбор темы: «Работа педагога с семьей по профилактике злоупотребления пав у младших школьников»
Проблема исследования: каково содержание программы взаимодействия педагога с семьей, направленной на профилактику потребления ПАВ у младших школьников?
Цель исследования: рассмотреть теоретические аспекты влияния семейного социума на формирование аддикции у детей для разработки программы взаимодействия с семьей.
Объект исследования: аддиктивное поведение младших школьников.
Предмет исследования: работа педагога с семьей по профилактике потребления ПАВ у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности проявления аддиктивного поведения в младшем школьном возрасте.
2. Выявить роль семейного социума в формировании аддиктивного поведения младших школьников.
3. Проанализировать результаты изучения уровня риска формирования зависимости от ПАВ.
4. Разработать программу профилактической направленности
Методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, сравнение);
- эмпирические (тестирование и анкетирование);
- методы обработки и интерпретации данных.
База исследования: школа №16 города Миасс.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Благодаря анализу психолого-педагогической литературы, мы сформулировали понятие «аддиктивное поведение», определили причины, которые способствуют формированию аддиктивного поведении.: индивидуально-личностные (неадекватная, чаще завышенная самооценка, повышенное стремление к риску и поиску острых ощущений, слабый волевой потенциал, несбалансированное развитие параметров субъектности ребенка (способности к рефлексии). Социально-психологические (совокупность, обусловливающая детско-родительские отношения и характер взаимодействия ребенка со сверстниками). Особенностью аддиктивного поведения младших школьников является то, что как правило, аддикция сформирована на первом этапе и если он употребляет ПАВ то в основном это табак и алкоголь, а не наркотические вещества.
В нормальных семьях, родители боятся и заботятся за своих детей и считают нужным бороться с интересом к наркотическим веществам. Постоянное развитие содержания профилактических действий, направленных на уменьшение уровня вовлеченности в употребление ПАВ обучающихся в школьной среде и является целью профилактики в образовании. Выделяют три главных направления профилактической работы: работа с детьми, работа с педагогическим составом, работа с родителями. Влияние семейного социума на формирование аддиктивного поведения в младшем школьном возрасте отображается в том, что отмечены случаи приобщения детей в возрасте 6 - 7 лет к наркотикам, родителями наркоманами, изменения структуры семьи и характер внутрисемейного взаимодействия, загруженность родителей на производстве, воспитание в неполной семье, ситуация развода.
В младшем школьном возрасте в основном оформляется характер ребенка, этот возраст наиболее благоприятен для начала профилактической деятельности по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами.
Во II главе мы изучили уровень риска приобщения к ПАВ у детей, и уровень зависимости у родителей. Для начала профилактической деятельности, мы разработали программу, с помощью которой преподаватели смогут предотвратить зависимость у младших школьников.
Таким образом, цель достигнута, задачи выполнены. Данные рекомендации могут быть успешно использованы в практике учителем начальной школы.
1. Ананьева, Г. Родителям о наркотиках и наркомании [Текст] / Г. Андреева, Т. Андреева, В.Ловчев. - Казань: Наука, 1999. - 342с.
2. Безруких М.М. Все цвета, кроме черного[Текст] / М.М. Безруких, А.Г.Макеева, Т.А.Филиппова.- М.: Вентана- графф, 2006.- 37с.
3. Березин С.В Предупреждение подростковой и юношеской наркомании [Текст] /учебное пособие / Березин С.В., Лисецкого К.С., Орешниковой И.Б. - М.: Институт психотерапии, 2000. - 240 с.
4. Березин, С.В. Психология ранней наркомании [Текст]: журнал / С.В. Березин, К.С. Лисецкий.- Самара: научное наследство, 2000. - 407с.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры[Текст]: специальная литература / Берн Э . - СПб.:Наука, 1995.¬36с.
6. Битенский, В.С. Наркомания у подростков [Текст] / В.С. Битенский.- Киев: Слово, 1988.- 372с.
7. Бодалёв А.А. Личность и общение [Текст]/ Бодалёв А.А.-M.: Международная педагогическая академия,1995.-145с.
8. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика[Текст] / Гоголева А.В.- М.: Московский психолого - социальный институт 2002.-158-160с.
9. Головин С.Ю.Словарь практического психолога [Текст] Головин С.Ю- Минск: Харвест, 1997.-278с.
10. Горьковая И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков [Текст]/ Горьковая И.А. - М.: Обозр. психиат. и мед. психол, 1994/3.¬47-54 с.
11. Жиляев А.Г. Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся [Текст]: школьная книга / Жиляев А.Г, Палачёва Т.И. - М.: Наука,2004.-64с.
12.Здоровье [Текст] Учебно-методическое пособие для учителей для 1-11 классов / под ред. В. Н. Касаткина, Л. А. Щеплягиной - М.:
Образование и здоровье, 2005. - 234с.
13. Касаткин В.Н. Педагогика здоровья [Текст] / Касаткин В.Н.- M.: факультет педагогики,2000.- 3-5с.
14. Касаткин В.Н. Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе [Текст]: учебное пособие / Касаткин В.Н.- М.:образование и здоровье, 2005.- 120с.
15. Касаткин В.Н. Программа профилактики курения в школе [Текст] / Касаткин В.Н. - М.: Москва, 2003.- 176с.
16. Комарова, И.А. Аддиктивное поведение подростка: семейный
конструкт [URL] / И.А. Комарова. - URL:
http://psyjournals.ru/addictive behavior/issue/46016 full.shtml (Дата
обращения 29.05.2019).
17. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития [Текст] / Короленко Ц.П.- M/Обозр. психиат. и мед. психол, 2009.-58c.
18. Короленко Ц.П. Семь путей к катастрофе [Текст]/ Короленко Ц.П, Донских Т.А. - Новосибирск: ЮНИТИ1990.-201c.
19. Короленко Ц.П.ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ АДДИКТОЛОГИЯ [Текст] / Ц.П. Короленко, Н.В.Дмитриева-M.: Наука,2001.- 17-29c.
20. Крыжановская Л.М. Психология семьи: проблемы психолого¬
педагогической реабилитации [Текст] / Л.М. Крыжановская. - М.: Стандартов, 2005.- 156 с.
21. Личко, А.Е. Подростковая наркомания [Текст] : учебник / А.Е. Личко, В.С. Битенский. - М.: школа здоровья, 1991. - 334с.
22. Маюров, А. Н. Антинаркотическое воспитание школьников [Текст] / А.Н. Маюров - Владимир:Живой язык, 1995. - 470с.
23. Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии [Текст] / В.Д. Менделевича - СПб.: Либерея, 2007.- 768 с.
24. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) [Текст] / В.М. Минияров. - М.:ВЛАДОС, 2000. - 176с
25. Николаева, Л.П. . Уроки профилактики наркомании в школе [Текст]: Пособие для учителей /Л.П. Николаева, Д.В. Колесов. - М.: Воронеж: МОДЭК, 2002. - 432с.
26.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология[Текст] : Учебник / Обухова Л.Ф. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.- 34c.
27. О концепции профилактики злоупотребления психоактивными
веществами в образовательной среде). [URL].- Режим
доступа: http://docs.cntd.ru/document/901940490 (дата обращения
31.05.19).
28. Половожец П.Г. Мой выбор [Текст] / Половожец П.Г.- M.: Книжный мир, 2007.- 34c.
29. Педагогическое сопровождение нестандартных семей [URL]. - Режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-unconventional-families?showall=1(дата обращения 9.08.2018).
30. Петракова, Т.И. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков [Текст] / Т.И. Петракова. - М.:Наука, 2000. - 178 с.
31. Петрова И.С. Причина распространения и пути профилактики наркомании [Текст] : Учебное пособие / Петрова И.С. - Ростов - на - Дону: Научный мир,2001.-504 с.
32. Рахматшаева В. Грамматика общения[Текст] /Рахматшаева В.- М.: Семья и школа, 1995.- 55-56c.
33. Сирота Н. А., Преодоление эмоционального стресса подростками [Текст], Сирота Н. А.,Ялтонский В. - М.: Книжный дом, 1993, с. 53-59.
34. Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Теоретические основы копинг- профилактики наркоманий как база для разработки практических превентивных программ [Текст] / Сирота Н.А., Ялтонский В.М - M.: Книжный дом,1996. - 59-67c.
35. Соловова А.Л. Навыки жизни[Текст] / Соловова А.Л., Выготского Л.С.-М.:НМЦ "ДАР" ,2005.- 34c.
36. Спиваковская, А.С. Детско-родительские отношения [Текст] / А.С. Спиваковская. - СПб.:Наука, 2005 - 124 с.
37. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения[Текст] / Усова Е.БМ.: ИНФРА-М, 2010. - 56c.
38. Харчев А.Г Семья и общество [Текст] : Харчев А.Г, Богословская Н.Ф., Мацковский М.С и др. - М.: Наука, 2007. - 128 с.
40.Черников А.В. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики [Текст] Черников А.В.- М.: Класс, 2001. - 208с.
41. Шабалина В. Аддиктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте [Текст] В. Шабалина / Психология подростка. - М., 2003: Прогрессив. био-мед. технологии, 2000. 84 с.
42. Шаг за шагом от наркотиков [Текст]: Книга для педагогов и родителей, СПб.: Либерея,1999.-142с.
43. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании [Текст]: учебное пособие/ Шевандрин Н.И. - М.: Владос, 1995.-544c.
44. Школа без наркотиков [Текст]: Книга для педагогов и родителей / Под ред. Л.М. Щипицыной и Е.И. Казаковой. - СПб.: Детство- Пресс, 2001. - 368 с.
45. Brown R.I.F. Some contributions of the study of gambling to the study of other addictions. In W.R. Eadingtone& J.A. Cornclius, Gambling Behavior and Problem Gambling. Reno: UniversityofNevadaPress. 1993. P. 241-272.
46. http://www.psy-pro .com/family/507-disfunkcionalnaj a-semj a-chto-j eto-takoe