ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИИ 8
1.1. Сущность и необходимость развития хореографического
образования как части искусства 8
1.2. Оценка развития хореографического образования в
Российской Федерации и Республике Казахстан 16
1.3. Сравнительный анализ и проблемы развития
хореографического образования в Казахстане и России на современном этапе 26
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 33
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И КАЗАХСТАНЕ 43
3.1. Разработка направлений повышения качества
хореографического образования с применением авторской "Модели повышения профессиональных компетенций" обучаемых по направлению "Хореография" 43
3.2. Результаты внедрения разработанных направлений
повышения качества хореографического образования на примере Хореографического училища им. А.В. Селезнева специальности "Хореографическое искусство", направления "Артист балета" 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Создание современной системы хореографического образования, которая отвечает ведущим мировым стандартам, является особым инструментом развития культуры и национального самоопределения народа.
Актуальность темы исследования заключена в значимости повышения качества хореографического образования как в Казахстане, так и в Российской Федерации для повышения уровня культурного обогащения населения, сохранения и развития танцевальных культурных традиций, а также обогащения хореографического образования за счет использования ведущих методологических подходов. Постоянное реформирование системы образования, в том числе в сфере искусства, требует разработки новых более эффективных подходов, позволяющих улучшать качество хореографического образования, за счет использования новых методик преподавания, а также сохранять культурное достояние народа.
Педагогика хореографического образования определяет себя как одна из самых специфических в общей педагогике, истории педагогики и образования. Специфическая особенность хореографического образования состоит в том, что она наиболее полно обладает аутентичностью связи искусства и обучения, искусства и воспитания: отличаясь крайне жесткими, длительными и трудоемкими методами формирования личности артиста балета или артиста классической хореографии, что требует также и постоянного совершенствования художественно-выразительных средств воздействия на аудиторию. В отличие от большинства других видов образования хореографическое образование в Казахстане и России предъявляет и исключительно высокие требования к физическим возможностям учащихся, студентов.
Ввиду вышесказанного полагаем, что вырабатывание педагогической традиции хореографического образования присущей Казахстану и России с учетом национальной культуры, представляет повышенный интерес для теории и истории педагогики, где под влиянием объективных факторов, обстоятельств и технологий передачи мастерства, выработки целостного вида искусства невозможно создание более совершенной структуры хореографического образования, решающей ряд ее проблем.
Методологическая основа диссертационного исследования представлена использованием:
- общенаучных принципов детерминизма, системности, единства всеобщего, особенного и единичного, единства теории и практики;
- специфичных для педагогического образования принципов развития, индивидуализации.
Исследуя теоретико-методологическую базу нами определено, что хореографическое искусство рассматривается в качестве эффективного средства формирования и последующего развития нравственно-эстетической культуры личности обучаемых в научных трудах Е.В. Николаева, Е.Н. Фокиной, Е.Г. Монаховой, Д.А. Семенив, А.Н. Брусницыной, Л.В. Богомоловой.
Теоретической базой проводимого исследования являются труды, содержащие:
- центральные положения о значимости хореографического образования для развития культуры государства (С.Ф. Анисимов, М.С. Каган, В.Т. Тугаринов, В.А. Ядов и др.),
- теории становления Я -концепции личности с педагогических позиций (В.С. Агапов, Р.Р. Бернс, Л.С. Выготский, А.А. Деркач, Э. Фромм и др.),
- применяемые в Республике Казахстан и Российской Федерации концепции эстетического и художественно-эстетического воспитания и обучения посредством основ хореографии (Н.А. Дмитриева, Н.К.
Крупская, Е.И. Левит, В.А. Сухомлинский и др.),
- концепции дополнительного образования при обучении хореографии (А.Г. Асмолов, В.А. Березина и др.).
Методологическая основа диссертационного исследования представлена использованием:
- общенаучных принципов детерминизма, системности, единства всеобщего, особенного и единичного, единства теории и практики;
- специфичных для педагогического образования принципов развития, индивидуализации;
- использования индивидуального, личностно-ориентированного,
деятельностного, системно-диспозиционного, акмеологического, аксиологического, культурологического, компетентностного, синергетического подходов к развитию системы хореографического образования.
Исследовательский интерес к проблемам формирования и развития профессиональных компетенций будущих педагогов-хореографов в проводимых исследованиях связан, в первую очередь, с осознанием социальных и экономических преобразований в обществе, развитии роли эстетической культуры для социальной ориентации общества. Исторически установлено, что творческий потенциал общества государства, состоящий в творческой элите, является своеобразным индикатором духовного подъема, либо напротив, застоя общественного развития.
Проблемой исследования является рост факторов, снижающих развитие национальной хореографии Республики Казахстан, сказывающихся на снижении качества хореографического образования.
Основываясь на выявленной проблеме, определим объект и предмет исследования, а также установим его цель.
Предметом диссертационного исследования является повышение уровня хореографического образования.
Объектом диссертационного исследования выступает повышение уровня хореографического образования (профессиональных компетенций) у учащихся Хореографического училища им. А.В. Селезнева по специализации "Казахский танец".
Целью проводимого исследования является повышение уровня профессиональных компетенций учащихся Хореографического училища им. А.В. Селезнева по специализации "Казахский танец" путем внедрения авторской "Модели повышения профессиональных компетенций".
Задачи исследования:
- провести выборку среди абитуриентов и учащихся Хореографического училища им. А.В. Селезнева, подразделить ее на 2 группы: констатирующую и экспериментальную;
- провести исследование уровня профессиональных компетенций у обоих групп;
- внедрить в экспериментальной группе авторскую "Модель повышения профессиональных компетенций хореографов";
- сравнить результаты хореографического обучения
экспериментальной и констатирующей группы;
- обработать данные исследования и вывить сходства и различия.
Гипотеза проводимого исследования: внедрение авторской
"Методики повышения профессиональных компетенций" студентов Хореографического училища им. А.В. Селезнева повысит качество хореографического образования и хореографических умений обучаемых, повысит уровень здоровьесохраняющего компонента обучения, поможет более качественно проводить отбор абитуриентов.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключена в:
- рассмотрении исторических предпосылок и уровня развития хореографии в Российской Федерации и Республике Казахстан на современном этапе;
- выделении основных проблем и направлений развития хореографического образования;
- разработке авторской Модели повышения профессиональных компетенций учащихся колледжей культуры по направлению "Хореография";
- апробации разработанной модели на примере студентов Хореографического училища им. А.В. Селезнева, обучающихся по направлению "Казахский танец".
Практическая значимость проводимого исследования заключена в:
- использовании ретроградного анализа для изучения особенностей становления хореографического образования в Казахстане на лекционных занятиях;
- возможности использования выделенных проблем хореографического образования России и Республики Казахстан для его дальнейшего развития;
- разработке Модели развития профессиональных компетенций будущего хореографа;
- разработке и внедрении в практику методики развития специальных физических кондиций обучаемых казахскому танцу посредством использования партерной гимнастики;
- внедрении разработанной модели на примере учащихся Хореографического училища им. А.В. Селезнева, обучающихся по направлению "Казахский танец".
Диссертационная работа построена в соответствии с логикой и включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы, содержащий 38 наименование трудов авторов.
По результатам диссертационного исследования получены следующие теоретические и практические выводы:
1) Хореографическое образование является частью системы обучения искусству, построенному на двух уровнях (любительском и профессиональном), повышающем культуру общества и выполняющим ряд функций.
2) Становление и развитие хореографического искусства и системы хореографического образования прошло ряд этапов, которые обладали своими проблемными и дискуссионными вопросами. При этом каждый последующий этап являлся продолжением разрешения проблемы предыдущего периода. При этом в настоящее время система хореографического образования Казахстана, которая была едина во времена СССР с системой образования России совершенствуется, находя новые способы развития именно национального казахского танца. При этом современный этап развития хореографического искусства сталкивается с рядом проблем, которые характерны как для России, так и для Казахстана.
3) На сегодняшний день хореографическое образование в Российской Федерации и в Казахстане имеет четкую систему, представляющую собой совокупность педагогических знаний, умений, навыков, компетенций в основе которых лежит комплексный подход к профессиональному обучению как балетному мастерству, так и национальному, и современному танцу. В этот комплекс входит:
- Доступность обучения и разделение повозрастным группам;
- Воспитывающий характер обучения, связь с жизнью;
- Систематичность обучения путем разделения учебного процесса на основные предметы балетного цикла;
- Разнообразие форм теоретического и практического усвоения учебного материала, где на первый план выдвигается совместная деятельность учителя и ученика, в процессе которой каждый из них вносит свои творческие предложения танцовщиков;
- Развитие и применение таких методов обучения, как исследовательские и проблемно-поисковые направления, при использовании которых будущих хореографов обучают не только исполнительскому мастерству, но и умению самостоятельно разрабатывать новые способы обучения молодых хореографов;
4) Процедура педагогического эксперимента в рамках диссертационной работы осуществлялась в течении последних двух лет, в период 2016-2018 годы.
5) Согласно экспертному опросу преподавателей объекта исследования определены следующие выводы:
- для повышения эффективности хореографического образования в Хореографическом училище им. А.В. Селезнева необходимо разработать более углубленные правила приема абитуриентов с учетом состояния их здоровья, физических кондиций, необходимых для занятий казахским танцем, а также внедрять более совершенную систему защиты от травм во время практических занятий;
- необходимо провести модернизацию Типовых программ обучения по специализации "Казахский танец" и прочих нормативных и стандартизированных документов, учесть в них критерии отбора по показателям здоровья и физических кондиций. Также необходимо в Типовых программах уделить внимание повышению уровня теоретических знаний студентами Хореографического училища им. А.В. Селезнева о сущности, особенностях и видах казахского танца с применением наглядных пособий;
- наличествует недостаточная осведомленность абитуриентов о сущности, содержании профессиональной компетентности в казахском танце, наличии возможности возникновения проблем со здоровьем при игнорировании основных принципов практической подготовки хореографов.
Среди основных причин эффективности знаниевого компонента в хореографическом обучении также выделены:
- большой объем программы и его несоответствие возможностям студентов (54,3%);
- загруженность студентов на основных исполнительских дисциплинах (классический танец) - 38,3%;
- применение части технических способов преподавания, которые не указаны в Типовой программе по специализации "Казахский танец" - 37,7%;
- недостаток учебного времени (часов на теорию казахского танца) - 23%;
- отсутствие системности и регулярности теоретического обучения, его разброс по семестрам - 15,6%;
- прочие причины - пропуски студентов, отсутствие интереса к теории, и т.д. - 14,5%.
6) В контрольной группе выявлено, что процесс освоения профессионального мастерства казахского танца характеризуется:
- ростом хронических заболеваний и травматизации в ходе увеличения физических нагрузок;
- снижением уровня качества формируемых физических навыков в технике национального казахского танца;
- ростом уровня совершаемых ошибок ввиду отсутствия необходимой теоретической основы.
В экспериментальных группах учащихся Хореографического училища им. А.В. Селезнева по направлению "Казахский танец", где была внедрена модель формирования профессиональной компетентности, процесс преподавания характеризовался:
- значительным снижением уровня жалоб испытуемых;
- ростом выраженности ведущих специальных физических кондиций;
- стабильным, выше среднего, качественным уровнем формируемых физических навыков техники на основе теоретических данных и более развитых физических характеристик обучаемых;
- стабильно низким уровнем совершаемых ошибок, независимым от этапа осуществления исполнительской подготовки.
Указанный процесс преподавания более соответствует целесообразной логике формирование физических навыков в технике национального казахского танца.
Таким образом, цель и задач и диссертационного исследования выполнены, гипотеза верна, а ее положения доказаны.
1. Каган М.С. Культура как объект философского исследования //Роль духовной культуры в развитии личности. - М., 2014. - 160 с.;
2. Жарков А.Д. Парадигмальный подход к развитию современной культурно-досуговой деятельности //Научный журнал «Вестник»№3 (19), МГУКИ, М., 2017. - 320 с.;
3. Актуальные проблемы социологии культуры: Сб.науч.трудов.- Алматы, 2011.-211 с.;
4 Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Аксеология: пути достижения вершин профессионализма: Социально-политические процессы, организация и управление (экономика).-М., 2011.- 123с.;
5. Кульбекова А. К. Технологическая концепция обучения студентов национальной хореографии в вузах Республики Казахстан [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. - 232 с.;
6. Богданов Г.Ф. Основы хореографической драматургии. М., 2017. - 168 с.;
7. Головкина С. Н. Уроки классического танца в старших классах. М., 1989. - 180 с.;
8. Безуглая Г.А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа: Учебное пособие. Безуглая Г.А. / Г.А. Безуглая. - М.: Лань, Планета музыки, 2015. - 791 c.;
9. Зайфферт Д. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа / Д. Зайфферт. - Москва: РГГУ, 2015. - 128 c.;
10. Алдабергенова М. Р. Направленность профилирующих
дисциплин на формирование педагога спортивного бального танца. Электронный ресурс:
http://repository.kaznu.kz/bitstream/handle/123456789/4048/46-91-1-
SM.pdf?sequence=1 &isAllowed=y;
11. Цорн А. Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии / А.Я. Цорн. - М.: Лань, Планета музыки, 2011. - 544 c.;
12. Реформы художественного образования в России в конце xix -
начале ХХ века. Электронный ресурс:
https://cyberleninka.ru/article/n/reformy-hudozhestvennogo-obrazovaniya-v- rossii-v-kontse-xix-nachale-hh-veka;
13. Соллертинский П.П. Заметки о комической опере. — М., 1962. - 120 с.;
14. Музыка и хореография современного балета. - М.: Музыка, 2013. - 208 c.;
15. Народное художественное творчество, сборник программ.
Электронный ресурс:
https://istina.msu.ru/media/publications/article/56f/327/16512660/Programmyi_ Narodnoe_hudozhestvennoe_tvorchestvo_ch.1.pdf;
16. Николаева Л.А. Казахский государственный женский педагогический университет, Казахстан, г. Алматы. Статья: Этапы развития хореографического образования в Казахстане. Алматы, 2015. - 320 с.;
17. Акишев К.А., Кушаев Г.А.Собрание сочинений об истории Казахстана. Астана, 2013. - 279 с.;
18. Сарынова Л.П.Балетное искусство Казахстана.-Алма-Ата, 1976.-176 с.;
19. Абиров Д.Т., Исмаилов A.M. Казахские народные танцы.- 2-е изд.-Алма-Ата: Онер, 1984.- 109 с.;
20. Всеволодская-Голушкевич О. В. Пять казахских танцев / О. Всеволодская-Голушкевич. - Алма-Ата : Онер, 1988. - 149 с.;
21. Бекбатчаев Т.Ж. Применение традиционных казахских игр и
Автореф.дис.канд. пед.наук.- Алма-Ата, 1982.- 21 с.
22. Шукирова А.У. Статья: творчество Шары Жиенкуловой в становлении и развитии школы казахского танца. Электронный ресурс: https://library.wksu.kz/dmdocuments;
23. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: научно-методическое пособие. А.В. Хуторской. -М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2016. - 373 с.;
24. Б. Аюханов: в балете надо не просто танцевать, в балете надо чувствовать. Электронный ресурс: https://otyrar.kz/2012/06/b-ayukhanov-v- balete-nado-ne-prosto-tancevat-v-balete-nado-chuvstvovat;
25. Асафьев Б.В. Несколько соображений о содержании, качествах и структуре народной хореографии. Павлодар, 2014. - 126 с.;
26. Кушекбаев Н.Л. Проблемы изучения народной педагогики в Казахстане.- Астана:Орджоникидзе, 2011.- 10 с.;
27. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности:. Сб.науч. статей. Вып.7/Под науч.ред.А.Д.Жаркова.-М.: МГУКИ, 2017. - 236 с.;
28. Окиманская И. С. Основы личностно ориентированного образования / И. С. Окиманская. -М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 220 с.;
29. Тарасова, Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учебное пособие /Н.Б. Тарасова. - СПб.: СПбГУП, 2016. - 132 с.;
30. Сайт Хореографического училища им. А.В. Селезнева. Электронный ресурс: http://seleznev.kz;
31. Баднин И.А. Отбор детей в хореографическое училище / И.А. Баднин // Советский балет. -1989 -No5 - 215 с.;
32. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя / В.И. Лях. -М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2018. -272 с.;
33. Партерная гимнастика на уроках хореографии. Электронный ресурс: https: //secret-terpsihor.com.ua;
34. Сарынова Л.П.Балетное искусство Казахстана. - Алма-Ата, 1976.-176 с.;
35. Аничков И.В. Памятники казахского народного творчества. - Караганда, 2001.- 15 с.;
36. Акатаев С.Н. Культ предков у казахов и его этнографические и историко-культурные истоки: Дис.канд.ист.наук.-Алма-Ата, 1973.- 183с.;
37. Джанибеков У. Проблемы традиционного искусства казахов висторико-этнографическом аспекте: Дис.канд.ист.наук. -Новосибирск, 2011.-210 с.;
38. Тарасова Н.Б. Теория и методика преподавания народно-сценического танца: учебное пособие /Н.Б. Тарасова. - СПб.: СПбГУП, 2016. - 132 с.