Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА Ш. ЖИЕНКУЛОВОЙ НА РАЗВИТИЕ НАРОДНОЙ ХОРЕОГРАФИИ КАЗАХСТАНА

Работа №80502

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
463
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВКЛАД ШАРЫ ЖИЕНКУЛОВОЙ В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА КАЗАХСТАНА 7
1.1. Шара Жиенкулова - первая профессиональная танцовщица
балетного театра 7
1.2. Шара Жиенкулова - основатель и руководитель первого
Ансамбля песни и танца в Казахстане 18
1.3. Педагогическая деятельность Шары Жиенкуловой 22
1.4. Литературное наследие Шары Жиенкуловой 27
ГЛАВА 2. НАСЛЕДИЕ ШАРЫ ЖИЕНКУЛОВОЙ В РАЗВИТИИ
СОВРЕМЕННОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА КАЗАХСТАНА 34
2.1. Тенденции развития современной казахской хореографии 34
2.2. Республиканские конкуры казахского танца имени Шары
Жиенкуловой 40
2.3. Признание заслуг мастера: юбилейные мероприятия,
посвященные творчеству Шары Жиенкуловой 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ

Шара (Гульшара) Жиенкулова - казахская советская танцовщица, педагог, народная артистка КазССР, лауреат Государственной премии КазССР. Ее имя часто соседствует со словом «первый», как и многое из того, что происходило в Казахской республике в начале ХХ века. Она является первой казахской танцовщицей, вышедшей на профессиональную сцену, подобно узбекской Тамаре Ханум. Первый казахский балет был создан с помощью Шары. В первом казахском фильме «Амангельды» она сыграла одну из главных ролей. Одна из первых она попробовала систематизировать лексическую основу казахского сценического танца, делающего первые шаги в становлении вместе с ней. Из танцовщицы- любительницы Шара выросла в большого мастера сцены и педагога- хореографа. Не одно поколение ее учениц позже украшало сценические подмостки театров, концертных залов Казахстана и всего мира.
Биография Шары - это биография казахского народно-сценического танца. Творческая судьба профессиональных и любительских коллективов определялась теми процессами и теми достижениями, которые происходили в главном театре страны - театре оперы и балета имени Абая. Это он, пробуя и экспериментируя, накапливал, совершенствовал опыт, оттачивал свое творчество, тем самым давал жизнь различным танцевальным коллективам. Поэтому проблемы народной хореографии необходимо рассматривать через призму времени, прослеживая этапы становления и развития театрального балетного искусства Казахстана, в котором Шаре отведена одна из главных ролей.
На протяжении всего пути становления и развития казахской хореографии профессиональное и любительское искусство шло рядом, дополняя и обогащая, друг друга. В Казахстане сегодня работает система профессионального хореографического обучения казахскому танцу, начатого Ш. Жиенкуловой, существует целая сеть многочисленных специальных учебных заведений, готовящих балетмейстеров, имеются хореографические школы и театры танца.
Количественный и качественный рост хореографических коллективов в Казахстане как профессиональных, так и самодеятельных, обязательное включение в репертуар казахских танцев, сюит, развернутых композиций, постановка спектаклей, балетов - говорит о возросшем интересе к народному искусству. Принятый в 2006 году «Закон о культуре Республики Казахстан» значительно активизировал деятельность работников творческой сферы. Были поставлены первоочередные задачи, главными из которых названы пропаганда народного творчества, возрождение и сохранение этнокультурных традиций, их адаптация к современным историческим и социально-экономическим условиям» (10).
Однако, несмотря на развитие хореографии в Казахстане, проблема изучения фольклора сегодня также актуальна, как и в начале становления сценической хореографии. Казахские танцы у многих постановщиков страдают иллюстративностью, отсутствием связи с подлинно народными истоками. Причинами такого положения можно назвать недостаток информации и поверхностный подход к изучению этой информации.
Изучение и осмысление пройденного пути, настоящее и будущее казахского танца по-прежнему заслуживает пристального внимания со стороны балетмейстеров, руководителей профессиональных и самодеятельных хореографических коллективов. Неоценимую помощь в этом может оказать изучение творчества Шары Жиенкуловой. Многое из исполнительского и балетмейстерского наследия танцовщицы стало фундаментом для работы современных балетмейстеров.
Этим и определен выбор темы исследования: «Творчество Шары Жиенкуловой и ее вклад в развитие народной хореографии Казахстана».
Цель работы: раскрывая творческий путь Шары Жиенкуловой, определить ее вклад в становление и развитие казахского народного сценического танца.
Задачи:
1) осветить основные этапы становления и развития казахской профессиональной хореографии;
2) выделить основные заслуги Шары Жиенкуловой как танцовщицы;
3) обобщить и оценить вклад Шары как балетмейстера в развитии казахского танца;
4) выявить тенденции развития и проблемы хореографической самодеятельности на современном этапе.
Объект исследования: народное хореографическое искусство
Казахстана.
Предмет исследования: исполнительская и балетмейстерская
деятельность Шары Жиенкуловой.
Методологическая база работы: научные исследования этнографов, историков, искусствоведов: А. Кунанбаева, И. Алтынсарина, Ч. Валиханова, Б. Ерзаковича, А.В. Затаевича, У. Джанибекова и др.; материалы по записи и обработке народных танцев, монографии, учебно¬методические пособия, труды знатоков национальной хореографии, историков-этнографов Казахстана: Д.Т. Абирова, А. Исмаилова, Л.Л. Сарыновой; практический и теоретический опыт известных балетмейстеров, таких как А.А. Александрова, Ю.П. Ковалева, З.М. Райбаева, Б.Г. Аюханова, О.В. Всеволодской-Голушкевич, Г.Н. Бейсенова.
Методы исследования:
-изучение литературных источников по теме;
-анализ учебно-методических программ по дисциплине «казахский танец»;
- изучение репертуара профессиональных ансамблей казахского народного танца и самодеятельных коллективов;
- обобщение опыта образовательных учреждений, национально-культурных центров.
Гипотеза:
1) современное искусство способно развиваться, опираясь на достижения прошлого путем углубленного изучения и сохранения подлинно народных танцевальных традиций;
2) творческие работы прославленных мастеров прошлого могут стать основой для создания произведений, отвечающих требованиям современности.
Практическая значимость работы определяется тем, что основные теоретические и практические выводы, обобщения могут быть использованы в профессиональной работе руководителей творческих коллективов, преподавателей хореографических дисциплин в учебных заведениях, преподавании теории и методики казахского народного танца, а также в творческих работах хореографов и постановщиков танцев для дальнейшего совершенствования казахского народного танца.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения по теме.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проследив творческий путь Шары Жиенкуловой - первой казахской профессиональной танцовщицы, педагога, балетмейстера, автора книг о казахских танцах, мы проследили путь становления и развития хореографического искусства Казахстана.
Проведенные исследования позволили систематизировать имеющиеся сведения о казахском народном и сценическом танце, определить основные направления и этапы его развития.
На основании этого можно сделать следующие выводы:
1. Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетия. В народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности. Следовательно, если бы танцевальный фольклор казахского народа не имел ценности как его собственный танцевально-пластический язык, он не сохранился бы до настоящего времени.
Танцевальный фольклор казахского народа имеет древние корни, которые прослеживаются в культовых обрядах, народных празднествах и играх. Имелись у казахов массовые, хороводные, сольные танцы. Вместе с историческим развитием народа, танцы, как одна из форм художественного отражения жизни, развиваясь, меняли свою структуру, в результате сохранились, в основном, танцы, предназначенные для исполнения отдельными танцорами. Дошедшие до нас танцы не имели широкого распространения в быту казахов, из-за кочевого образа их жизни, разрозненности населения и тяжелых условий проживания.
2. В прошлом казахские народные танцы и творчество их исполнителей мало изучались. Это привело к определенным сложностям при рождении профессионального искусства, с которыми столкнулись приглашенные специалисты-хореографы. При постановке первых сценических танцев они пользовались выразительными средствами, характерными для народной хореографии большинства наших восточных республик, обогащая их несложными стилизованными движениями классического танца.
В становлении хореографического искусства Казахстана велика роль таких выдающихся танцовщиц и танцовщиков, как Д. Абиров, Н. Топалова, Р. Тажиева, А. Бекбосынов и другие. Неоценимую роль сыграли талантливые артисты, педагоги, балетмейстеры России: А. Александров, Ю. Ковалев, М. Моисеев, Л. Жуков и др. Сложившаяся школа преподавания и большой опыт постановочной работы позволили в кратчайшие сроки создать казахский балет и вывести его на должный художественный уровень. Взаимовлияние, взаимообогащения национальных культур всех братских народов бывшего СССР способствовали плодотворному росту народного творчества Казахстана. Выросший и окрепший на этой благодатной почве казахский народно-сценический танец уже 80 лет существует в репертуаре театров и концертных организаций, изучается в специальных учебных заведениях и широко бытует в коллективах художественного самодеятельного искусства республики.
3. Шара Жиенкулова вошла в большое искусство, когда культурная жизнь республики с каждым днем набирала силу: открывались театры, создавались новые ансамбли, писались пьесы и музыкальные произведения. После триумфального успеха Декады казахской литературы и искусства в Москве Шара стала любимицей народа, примером для подражания. Она исполнила главную партию в первом казахском балете «Калкаман-Мамыр», снялась в фильме «Амангельды», вместе с хореографом Л.Жуковым поставила балет «Весна». Более 20лет работала в Казахской филармонии, посетила с гастролями десятки стран мира. После ухода со сцены Шара посвятила себя воспитанию будущих артистов, руководила казахским ансамблем песни и пляски, много лет была директором Алма-Атинского хореографического училища.
4. Изучая творчество Шары Жиенкуловой, можно смело утверждать, что казахское профессиональное хореографическое искусство обязано ей созданием женского сценического танцевального образа. Заимствованные и стилизованные движения первых казахских танцев в спектаклях благодаря ее интерпретации и талантливому исполнению, становятся подлинными средствами народной хореографии. Если балетмейстеры (Али Ардобус, А.Александров, Ю.Ковалев и др.) сочиняли хореографический текст, то создательницей национального стиля и характера первых сценических танцев явилась Шара.
5. Литературное наследие Шары и сегодня является материалом для изучения. И пусть описанные танцы кажутся нам простыми, технически где-то примитивными, но в них было особое очарование, которого не хватает сегодняшним, виртуозным по технике, танцам. Именно поэтому мы считаем эти танцы хореографическим наследием. Благодарная память о первой профессиональной казахской танцовщице Шаре Жиенкуловой жива в народе, в том числе благодаря традиционным конкурсам ее имени.
6. Дальнейшее развитие казахских сценических танцев связано с изучением танцевального фольклора. Наши предшественники, независимо от национальности, очень серьезно подходили к созданию казахских танцев, изучая народные обычаи, обряды, игры. Собранные материалы обрабатываются и привносятся на профессиональную сцену, благодаря чему лучшие образцы ранее созданных танцев обогащаются оригинальными выразительными средствами и образуют основу казахского народно-сценического танца.
Художественными принципами нового направления становятся: высокий профессионализм, широкое развитие выразительных средств танцевально-пластического языка для передачи содержания танца и раскрытия характера, образа героев.
7. Развитие профессиональной хореографии сыграло большую роль в становлении и развитии самодеятельного хореографического искусства. В республике выросло огромное число любительских коллективов различных форм, жанров. В репертуаре этих коллективов большое место занимает казахский народно-сценический танец. Благодаря проводимым ежегодно смотрам, конкурсам, фестивалям очевиден размах самодеятельного художественного творчества. Одновременно с удачами и достижениями выявляются и проблемы, самой серьезной из которых можно считать отношение к народным истокам, к фольклору.
8. Подлинное творчество не признает готовых рецептов и правил, и каждая хореографическая постановка, как и любое произведение искусства, требует оригинального решения, индивидуального подхода.
Сегодня все чаще в практике хореографов встречается синтез различных сценических форм - фольклорных и эстрадных, народных и классических, все больше появляется стилизованных танцев. Переработке, переосмыслению должен быть подвергнут весь комплекс выразительных средств народного танца, его стилистика, тематика, исполнительская манера, жанры. Однако, новое прочтение казахских танцев необходимо только на основе изучения материалов подлинного народного творчества, творческих работ балетмейстеров прошлого. На это и должны быть направлены наши усилия как руководителей хореографических коллективов и постановщиков-балетмейстеров. Не в абсолютизации фольклорных образов, не в этнографической реконструкции их в быту, а в расширении и углублении фольклорной традиции в художественном творчестве видится основное поле для деятельности современного хореографа.
«Слова «Шара» и «танец» являются синонимами», - так отозвался о творчестве Шары Жиенкуловой министр культуры и информации РК Дархан Мынбай. Самой большой из всех наград нашей великой актрисы можно назвать всемерное уважение и вечную память народа.



1. Абиров, Д.Т. История казахского танца [Текст]: Учебное пособие / Д.Т. Абиров. - Алматы: «Санат», 1997. - 160 с.
2. Акимова, Ю. Корни национальной памяти [Текст] / Ю. Акимова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2007. - № 2.
3. Аюханов, Б. Современное состояние балетного искусства в Казахстане. Алматы, 17 января 2005 года. [Электронный ресурс] URL: www.aukhanov.kz(Дата обращения: 10.08.2017)
4. Баглай, В.Е. Этническая хореография народов мира [Текст] / В.Е. Баклай. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
5. Варшавская, Л. Легенда по имени Шара [Электронный ресурс]
URL: http://www.nomad.su/7aM4-200407190012 (дата обращения
12.09.2017)
6. Гарифзянова, А.Р. Человек в различных исторических эпохах [Текст] / А.Р. Гарифзянова. - Алма- Ата: Онер, 2002
7. Гончарова, Л. Зарождение казахского музыкального театра [Текст] / Л. Гончарова // Евгений Брусиловский: сб. ст. к 100-летию со дня рождения. - Алматы: Минкульт РК, 2006.
8. Гончарова, Л. К вопросу о трех редакциях оперы «Кыз Жибек» Е. Брусиловского [Текст] / Л. Гончарова // Евгений Брусиловский: сб. ст. к 100-летию со дня рождения. Алматы: Минкульт РК, 2006.
9. Джанибеков, У. Проблемы традиционного искусства казахов в историко-этнографическом аспекте [Текст]: дис. ...канд. ист. наук / У. Джанибеков.- Новосибирск, 2011. - 210 с.
10. Диярова, К. Казахский танец [Текст] / К. Диярова. - Алматы: Онер, 2013
11. Диярова, К. Легенда по имени Шара. - Алматы: Санат, 1996
[Электронный ресурс] URL: http://www.nomad.su/?a=14-200407190012
(дата обращения 12.09.2017)
12. Жиенкулова, Ш. Bi opHeKTepi (на каз.яз.) [Текст] / Ш. Жиенкулова. - Алматы, 2010. - 314 с.
13. Жиенкулова, Ш. Тайна танца [Текст] / Ш. Жиенкулова.- Алматы: Онер, 1980.- 280 с.
14. Жуйкова, Л. Становление казахстанского балета [Текст] / Л. Жуйкова // Современное искусство Казахстана: проблемы и поиски / Сост. С. Кабдиева. - Алматы: Фонд Сорос-Казахстан, 2002. - С.112-118
15. Жумасеитова, Г. Страницы казахского балета [Текст] / Г. Жумасеитова. - Астана: Ел Орда, 2001. - 154 с.
16. Закон Республики Казахстан «О культуре» с дополнениями и
изменениями 2014 г. [Электронный ресурс] URL: /
http://www.zakon.kz/145909-zakon-respubliki-kazakhstan-ot- 15.html (Дата
обращения: 14.08.2017)
17. Изiм Т. Цазац биш оцытудыц теориясы мен эд1стер1 [Текст] / Т. Изiм, А. Кульбецова. - Алматы: Снер, 2005. - 88 с.
18. Калыбекова, А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов [Текст] / А. Калыбекова. - Алматы: БАУР, 2005.
19. Кожабекова, Ж. Живое искусство танца [Текст] / Ж. Кожабекова. - Алма-Ата: Онер, 1989
20. Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан [Текст] // Казахстанская правда. - 1996. - 15 июля.
21. Крук, Я.И. Колесо времени: традиции и современность [Текст] / Я. И. Крук,. - 3-е изд., испр. и доп. - Минск: Беларусь, 2010. - 349 с.
22. Кульбекова А.К. Хореографическое наследие балетмейстеров Казахстана и его роль в становлении казахского танцевального искусства [Текст] / А.К. Кульбекова // Вестник МГУКИ. - 2008. -№1 (19). - С. 231-235
23. Кульбекова, А.К. Казахский танец: вопросы сохранения традиционной хореографии и перспективы развития народного танца в Республике Казахстан [Текст] / А.К. Кульбекова // Вестник МГУКИ. - 2011. - № 2 (19).
24. Кульбекова, А.К. Танец неповторимый и уникальный [Текст] / А.К. Кульбекова // Республиканский общественно-политический журнал «Мысль». - 2012. - №1. - С. 82-88
25. Кундакбаев Б.К. Основные этапы развития казахского театра: Автореф. дис. д-ра. искусств. [Электронный ресурс] URL:http://konf.x-pdf.ru/18iskusstvovedenie/183268-8-kazahskiy-muzikalniy-teatr-istoriya-stanovleniya.php(дата обращения 11.07.2017)
26. Казак; бишщ шырайы болган Шара Жиенкулова жайында
[Электронный ресурс] URL:
http: //www.azattyq.org/content/kazakhstan_shara_zhyenkulova_dance_kazakh_humanity_remembering/1875099.html (дата обращения 14.09.2017)
27. Легенды и мифы оперного. Шара Жиенкулова [Электронный ресурс] URL:https: //www.youtube.com/watch?v=DyHZN gx4MTM(дата обращения 28.08.2017)
28. Народная художественная культура [Текст]: учебник / Под ред. Баклановой Т.И., Стрельцовой Е.Ю.- М., 2000
29. Наурызбаева, З. Танцевальный фольклор: проблемы
сохранения [Текст] / З. Наурызбаева // Материалы областной научно-практической конференции «Расцвет области - расцвет Казахстана» (14-15 декабря, ЗКГУ).- Уральск, 2012
30. Ногербек, Б. Современное искусство Казахстана: проблемы и поиски [Текст] /Б. Ногербек. - Алматы: Фонд Сорос Казахстан, 2002.- С.14
31. Нурланова, К. Символика мира в традиционном искусстве казахов [Текст] / К. Нурланова // Кочевники. - Алматы: Гылым, 2009.
32. Нуртазина, Н. Казахский национальный костюм. Проблема
возрождения [Электронный ресурс] URL: http://www.centrasia.ru/(дата
обращения 23.10.2017)
33. Рух-Мирас. Казахстанский культурологический альманах / Е. Исмаилов. Концепция культурной политики; З. Наурзбаева. Стратегические приоритеты культурного развития РК. - № 2 (2), 2004
34. Сарынова, Л.П. Балетное искусство Казахстана [Текст] / Л.П. Сарынова. - Алма-Ата: Наука, 1976. - 176 с.
35. Современное искусство Казахстана: проблемы и поиски
[Текст]: сб. статей под ред. Жупанова С. - Алматы: Фонд Сорос-Казахстан, 2002.
36. Сохранение и возрождение фольклорных традиций [Текст]: сборник / Сост. Бинин.- АлмаАта.-М., 2011. - 256 с.
37. Театр оперы и балета им. Абая (официальный сайт) [Электронный ресурс] URL:http://www.gatob.kz/ru/(дата обращения 23.10.2017).
38. Федянина, Л. Классика казахстанского балета [Текст] / Л. Федянина. - Алматы: Фонд Сорос Казахстан, 2002. - С. 183-184
39. Формирование национального балета в Казахстане [Электронный ресурс] URL:http://allrefs.net/c2/2sigt/(дата обращения 05.08.2017)
40. Чепелев В. Об искусстве казахского народа [Текст] / В. Чепелев // Искусство.- 1996, -№ 4. - С. 11
41. Шанкибаева, А. Казахская хореография: развитие форм и художественных средств [Текст]: автореф. дис...канд. искусствоведения / А. Шанкибаева. - Алматы, 2006.
42. Шанкибаева, А. Казахская хореография: развитие форм и художественных средств [Текст]: автореф. дис.канд. искусствоведения / А. Шанкибаева. - Алматы, 2006.
43. Шара [Электронный ресурс] URL: http://i-
news.kz/news/2012/11/10/6717764-shara.html (дата обращения 12.09.2017)
44. Шара Жиенкулова и танец являются синонимами - министр культуры и информации РК [Электронный ресурс] URL: http://www.inform.kz/rus/article/2466313%202(дата обращения 12.09.2017)
45. Шара Жиенкулова - казак би енершщ ханшайымы
[Электронный ресурс] URL:
https://massaget.kz/layfstayl/madeniet/persona/703/ Материалды Kemipin
басканда Massaget.kz сайтына гиперсглгеме мтдетл турде койылуы тшс. Авторлык куцыкды сакдацыз (дата обращения 14.09.2017)
46. Шаханова, Н. Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки) [Текст] / Н. Шаханова. - Алматы, 1998.
47. Этнографические исследования развития культуры. - М.: 2004.
48. Этнография [Текст]: учебник / под ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова. - М.: Высшая школа, 1982. - 320 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ