Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КАЗАХСКОГО БАЛЕТА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Работа №80367

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы76
Год сдачи2017
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
660
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ И
РАЗВИТИЯ БАЛЕТНОГО ИСКУССТВА В КАЗАХСТАНЕ 8
1.1. Формирование профессиональной сценической хореографии.. 8
1.2. Этапы развития Казахского театра оперы и балета 15
ГЛАВА 2. БАЛЕТНОЕ ИСКУССТВО КАЗАХСТАНА НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 29
2.1. Новые грани творчества ГАТОБ имени Абая (г.Алматы) 29
2.2. Государственный Академический театр танца РК Б. Аюханова. 37
2.3. Творческие поиски молодых балетных театров 43
2.4. Традиции и современность Государственного театра оперы и
балета «Астана Опера» (анализ творческих работ) 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 72

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют

В современном мировом музыкальном театре балет занимает важное место. Хореографическое искусство переживает пору небывалого взлета, ему подвластны философские, мировоззренческие темы, расширяется палитра выразительных средств. ХХ век стал «ренесансом» зрелищности в культуре, и ХХ1 век воспримет силу зрелищных видов искусств. Ее возможности и эффекты в соединении с современными технологиями представляются безграничными. Взлет балета обусловлен следующими факторами: приоритетом зрелищности в культуре, прогрессирующей тенденцией к синтезу искусств и растущей потребностью в симфонизации музыкального театра. Ведь «условностью языка музыка и хореография в равной степени могут выявить становление, развертывание, нарастание и угасание образа, то есть они в равной степени способны претворить дух симфонизма» (31, с.61).
К началу ХХ века в казахстанской культуре в силу объективных причин не существовало искусства классического балета. Он родился в советскую эпоху и за краткий период существования сделал гигантский прорыв к мировой хореографии. Безусловно, такой качественный скачок был бы невозможен без богатейших традиций казахского народного танцевального искусства. В очень краткие исторические сроки (30-40-е годы прошлого века) казахский балет решил сложнейшие задачи соотнесения народных танцевальных традиций и классических форм хореографической лексики. И это при наличии проблематики соотношения традиций и новаторства - насущных проблем современности.
В своем становлении казахстанский балет ориентировался на признанные образцы классического мирового («Лебединое озеро», «Жизель», «Копепелия» и др.) и советского балета («Ромео и Джульетта», «Бахчисарайский фонтан», «Спартак» и др.). Одновременно казахстанские балетмейстеры решали национальные темы в балете. Возрождение богатейших традиций народного танца, уходящих вглубь веков, органично вытекало из повышенного интереса к народной обрядовости, к театральной природе, заложенной в ней («Аксак-Клан», «Алия», «Акканат», детский балет «Ер-Тостик», «Карагоз»).
В ХХ1 век казахстанский балет вступил в расцвете сил, выстояв на сломе двух эпох. Свое 80-летие отметил старейший театр оперы и балета им.Абая в Алматы, 10 лет успешно работал Национальный театр оперы и балета им. К. Байсеитовой в Астане, по-прежнему в творческих экспериментах Государственный ансамбль классического танца Б. Аюханова, открылся театр в г. Шимкенте, все уверенней завоевывает балетный олимп «Астана балет», поражает грандиозными проектами театр оперы и балета «Астана Опера».
В хореографии Казахстана за последние десятилетия активизировался процесс освоения новой лексики современного танца. За основу своего стиля приняли модерн Гульнара Адамова, лидер театра «Самрук» и сестры Гульмира и Гульнара Габбасовы.
В любом цивилизованном обществе общепринято считать, что показатель силы и мощи любого государства заключается не в наличии у него больших запасов природных ресурсов, передовых технологий, квалифицированных специалистов и научных достижений, а в наличии выдающихся талантов и умов, в возрождении национальных духовных ориентиров, нравственных и культурных ценностей, обычаев и традиций, способа мышления и языка. Именно этот фактор является свидетельством высокого уровня культуры государства и признаком благоприятных условий для его успешного социального прогресса.
Республика Казахстан во многих направлениях является сегодня лидером и одним из динамично развивающихся государств в постсоветском пространстве. Сегодня казахстанцы работают в ведущих зарубежных театрах и оркестрах, побеждают на международных конкурсах. С искусством Казахстана знакомятся в США и Японии, в Европе и в восточных странах. Международное сотрудничество Казахстана, составной частью политики мира и согласия которого всегда была культурная программа, дало мощный импульс для всестороннего развития культуры современного Казахстана. К нам приезжают ставить новые постановки и исполнять новые произведения известные режиссеры, композиторы, дирижеры, балетмейстеры, артисты, которые делятся своим искусством, отмечая в нашей профессиональной школе высокое мастерство и природную одаренность.
Однако, несмотря на достигнутые успехи, отмечается недостаточное информационное внимание со стороны театроведов, историков, искусствоведов. Наши библиотеки располагают научными монографиями по истории национального балета двумя авторами - Сарыновой Л.П. «Балетное искусство Казахстана» (издательство Алма- Ата, Гылым, 1976 г.) и Г. Жумасеитовой «Страницы казахского балета» (Алматы, Онер, 2001), где рассматривается период зарождения, становления и развития казахстанского балета прошлого века. Книги Б. Аюханова, в основном, библиографичны и субъективны в своих оценках происходящего. Многочисленные публикации в СМИ, высказывания отдельных балетмейстеров, артистов, критиков не дают цельного представления о развитии балета Казахстана на современном этапе.
Каким будет балет Казахстана в XXI веке, как будет развиваться современный балетный театр - эти и многие другие вопросы объясняют выбор темы «Основные тенденции развития казахского балета на современном этапе» и ее актуальность.
Цель исследования - комплексное изучение вопросов истории и анализ процесса развития балетного искусства Казахстана на современном этапе (последние 25 лет).
Задачи:
- раскрыть специфические особенности казахского народного танца как основы сценического танца;
- проследить этапы становления и развития профессионального балетного искусства (на примере театра оперы и балета им.Абая);
- показать роль русской и мировой балетных школ в процессе становления казахского национального балета;
- проанализировать творчество государственных балетных театров и выявить основные направления развития профессиональной хореографии на современном этапе.
Объект исследования - балетное искусство Казахстана.
Предмет исследования - основные этапы становления и развития балетных театров республики, современное состояние балетмейстерской и исполнительской деятельности.
Источники исследования:
- научные труды по теории и истории хореографического искусства;
- монографии по истории формировании и развития казахского балета JI. Сарыновой, Д. Абирова, Г. Жумасеитовой;
- профессиональные периодические издания, журналы и сборники, в которых освещаются события в области хореографии в разные годы, рецензируются концертные программы, конкурсные выступления;
- архивные материалы, статьи в СМИ, афиши, репертуар театров;
- материалы бесед автора с руководителями и артистами театров;
- изучение концертных программ, выступлений, видеозаписей конкурсов различного уровня и статуса, материалов семинаров и мастер - классов;
- практическая деятельность автора как артиста балета.
Гипотеза.
Проведенный анализ позволяет предположить, что становление и развитие казахского профессионального балетного театра на всем протяжении его истории было тесно взаимосвязано и определялось происходящими в обществе социально-историческими процессами, а наблюдаемые сегодня направления в творческой деятельности в полной мере отвечает вызовам времени. Дальнейшее развитие казахстанского балета возможно синтезу пластических традиций кочевой культуры и мирового искусства хореографии.
Методы исследования - сравнительный, индуктивный, дедуктивный, синтез и анализ литературы по теме исследования.
Практическая ценность работы обусловлена характером работы, где основной упор делается на анализ наиболее удачных и показательных в аспекте балетмейстерского и исполнительского искусства спектаклей, что позволяет увидеть панораму развития казахского балета как во временном, так и предметно-пространственном промежутке. Материал может быть использован руководителями школ искусств, хореографических коллективов, преподавателями СУЗов, ВУЗов для создания более полной истории казахского балетного театра, при разработке курса «История казахского балета», «Казахский музыкальный театр».
База исследования: Государственный театр оперы и балета им. Абая (г.Алматы), Государственный театр оперы и балета «Астана Опера» (г.Астана)
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В исследовании мы рассмотрели основные тенденции развития казахского балета на современном этапе, проанализировали творчество балетмейстеров, которые внесли большой вклад в становление национального профессионального балетного искусства.
С начала становления балетного театра Казахстана прошло 80 лет. Для республики, получившей статус Независимости, это большой срок, по сравнению с мировыми школами - это лишь первый шаг. Но даже за этот сравнительно небольшой отрезок времени казахским балетом пройден немалый путь, на котором многое достигнуто:
1. Были преодолены пережитки патриархально-байской морали во взглядах на балетное искусство, благодаря стараниям Ш. Жиенкуловой, Д. Абирова, А. Исмаилова были пересмотрены многие вопросы танцевального творчества казахского народа.
2. Создана система подготовки кадров - хореографическое училище им. А. Селезнева.
3. Открылись и успешно работают государственные оперно-балетные театры в Астане, Алматы, Шимкенте.
Анализируя творческий путь старейшего театра им. Абая в Алматы, вы можем сказать, что именно в нем формировались эстетические нормы и принципы, определялись специфика и главные тенденции развития балетного искусства - всемерное обогащение национальных корней вместе с освоением передового опыта культуры братских народов.
Становление хореографического искусства Казахстана проходило при помощи представителей русской школы - А. Александрова, А. Селезнева, Ю.Ковалева, Г. Улановой, Г. Березовой, М. Моисеева, Л. Жукова и др. Постановка лучших образцов русской и советской классики, таких как: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Эсмеральда», «Бахчисарайский фонтан», «Шурале», «Легенда о любви», «Спартак», определили и упрочили в казахском балетном театре принципы глубокой содержательности, идейности, музыкально-хореографической драматургии, обогащения танцевальной лексики.
Сегодня эти традиции продолжает современное поколение исполнителей и балетмейстеров. Если профессиональных артистов балета к моменту организации музыкально-драматического театра не было ни одного, то сегодня музыкальные театры республики располагают балетными труппами, укомплектованными квалифицированными артистами. Если в 1933 году театр, нуждаясь в режиссерах, композиторах, дирижерах, балетмейстерах и художниках, приглашал их из братских республик, то сегодня театры располагают местными кадрами.
Творческие биографии З. Райбаева, Б. Аюханова, М. Тлеубаева, Ж. Байдаралина, Р. Бапова и других - подтверждение этому. Театры имеют в своем репертуаре спектакли прославленных мастеров мирового музыкально-театрального искусства - балеты в постановке Б. Эйфмана, Ю. Григоровича, балетмейстеров Франции, Италии, Америки.
Однако, при всей грандиозности и масштабности проектов, по- прежнему, актуальной остается проблема национальной специфики балетов. К сожалению, в репертуаре наших театров мало национальных хореографических спектаклей. Не востребованы балеты Г. Жубановой, не возобновлены «Козы-Корпеш и Баян-сулу» Е. Брусиловского, «Шурале» Ф. Яруллина, «Чин Томур» К. Кужамьярова, «Аксак-Кулан» А. Серкебаева. Их сценическая жизнь в прошлом доказала, что они нуждаются в современном хореографическом прочтении и не должны так просто становиться лишь достоянием прошедшей эпохи.
Казахский балет реформирует классику, придавая ей национальный колорит. В репертуаре каждого театра есть национальные спектакли: «Тлеп и Сарыкыз», «Карагоз», «Легенды Великой степи», «Гакку». Но этим балетам еще предстоит пройти апробацию временем - зрительским интересом публики.
В настоящее время, когда фонд балетных спектаклей неизмеримо расширился, когда наблюдается искренний интерес к национальной истории, соотнесение событий прошлого и настоящего как никогда актуально. При постановке новых балетов на национальную тематику очень существенен вопрос: что из современного остается национальным и что из национального становится современным, созвучным сердцам наших сограждан. Поэтому первостепенным всегда будет то, какие идеи, образы и чувства заложат в основу балета на национальную тематику его создатели. Возможно, назрела необходимость в создании экспериментальной сцены, где молодые балетмейстеры имели бы полноценную ежедневную практику. Мощным стимулом для создания новых балетов и композиций мог бы стать балетмейстерский конкурс или фестиваль.
Подводя итог, анализируя развитие театров, уровень исполнительского мастерства на современном этапе, мы убедились, что культура сегодня приоритетная часть общественно-политической и социальной жизни нашей страны. Неуклонный прогресс казахского хореографического искусства - одно из замечательных достижений целенаправленной политики государства и Президента Н.А.Назарбаева.
Сегодня казахстанский балет получил международное признание, мы вхож в международные организации и осуществляет двусторонние связи в области культуры и образования с Европой, США и Азией. В Казахстан приезжают ставить постановки известные режиссеры, композиторы, дирижеры, балетмейстеры, артисты, которые не только делятся своим искусством, но и признают в нашей профессиональной школе высокое мастерство и природную одаренность.
Сохранение традиций, их развитие с позиции современности, приобщение к достижениям национальной и мировой культуры, реставрация старых памятников и открытие новых, поддержка молодых талантов и культурный обмен между странами и народами - сегодняшняя политика государственных театров оперы и балета.



1. Абиров, Д. История казахского танца [Текст]: учебное пособие / Д. Абиров. - Алматы: Санат, 1997. - 160 с.
2. Абулгазина, Г.К. Казахская эпическая опера 70-х годов [Текст] / Г.К. Абулгазина. - М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1990. - 78 с.
3. Анфилова, С. Г. Соотношение танцевального и пластического в жанре балета: Дис... канд. искусствоведения: 17.00.03 / Харьковский гос. ун-т искусств им. И.П. Котляревского. - Х., 2005. - 249 с. [Электронный ресурс] URL:http://disser.com.ua/content/272902.html(дата обращения 11.06.2017)
4. Асафьев, Б.В. О народной музыке [Текст] / Б.В. Асафьев. - Л., 1987. - 145 с.
5. Астана Балет. Официальный сайт [Электронный ресурс] URL: http://astanaballet.com/blog ast(дата обращения 06.11.2017)
6. Ауезбекова, Г. «Орге жузген енерпаздар» [Текст] / Г. Айезбекова. - Газета «Астана хабары», №192-194. - 29 ноября 2007 года.
7. Аюханов, Б.Г. Биография чувств [Текст] / Б.Г. Аюханов. - Алматы: Культура фонд Сорос-Казахстан, 2001. - С.16
8. Аюханов, Б. Современное состояние балетного искусства в Казахстане. Алматы, 17 января 2005 года. [Электронный ресурс] URL: www.aukhanov.kz(Дата обращения: 06.11.2017)
9. Аюханов, Б.Г. Мой балет [Текст] / Б.Г. Аюханов. - Алма-Ата: Онер, 1988. - 110 с.
10. Аязбекова, С. Ш. Мир музыки глазами Г. Жубановой: Время - культура - этнос [Текст] / С.Ш. Аязбекова. - Алматы: Минкульт РК, 1999.
11. Байсеитов, К. На всю жизнь [Текст] / К. Байсеитов.- Алматы, 1983. - 78 с.
12. Балтабаев, М.Х., Арзумбетова М.С. Концептуальная модель государственного регулирования социального развития культуры в Казахстане [Электронный ресурс] URL:www.zakon.kz(дата обращения 22.10.2017)
13. Бейсалиева, Д. Некоторые вопросы музыкальной драматургии оперы А. Жубанова и JI. Хамиди «Абай» [Текст] / Д. Бейсалиева // Вопросы истории и теории музыки Казахстана. - Алма-Ата: Онер, 1984.
14. Бейсенова, Г.Н. Казахский танец [Текст]: программа по казахскому танцу для хореографических училищ, училищ культуры, школ искусств, факультетов по хореографии высших учебных заведений / Г.Н. Бейсенова.- Алматы, 1993. - 18 с.
15. Ванслов В. Новые черты музыки и хореографии в балетах о современности [Текст] / В. Ванслов // Музыка и хореография современного балета. - Л.: Музыка, 1979. - 180 с.
16. Ванслов В. Традиции и новаторство в балете [Текст]: Статьи о балете / Ванслов В. - Л.: Музыка, 1980. - 134 с.
17. Варшавская, Л. Легенда по имени Шара // статья Известия- Казахстан от 16 июля 2004. [Электронный ресурс] URL: http: // www.nomad.su. (дата обращения 14.08.2017)
18. Газизова Л. Хореография Казахстана: проблемы и перспективы [Текст] / Л. Газизова // Современное искусство Казахстана: проблемы и поиски. / Сост. С. Кабдиева. - Алматы: Фонд Сорос-Казахстан, 2002. С.133
19. Гончарова Л. Зарождение казахского музыкального театра [Текст] / Л. Гончарова // Евгений Брусиловский: сб. ст. к 100-летию со дня рождения. - Алматы: Минкульт РК, 2006.
20. Гончарова Л. К вопросу о трех редакциях оперы «Кыз Жибек» Е. Брусиловского [Текст] / Л. Гончарова // Евгений Брусиловский: сб. ст. к 100-летию со дня рождения. Алматы: Минкульт РК, 2006.
21. Горобец Н.Р., Социально-топологические, культурологические и политические аспекты культурного развития Республики Казахстан [Текст]: Сб. документов, материалов, проектов / Н.Р. Горобец, Е. Исмаилов, С.О. Сексенбаева. - Алматы, 1996. - 240 с.
22. Демидов А. Золотой век Юрия Григоровича [Текст] / А. Демидов. - М.: Алгоритм, Эксмо, 2007. - 256 с.
23. Джанибеков, У. Проблемы традиционного искусства казахов в историко-этнографическом аспекте [Текст] /У. Джанибеков. - Новосибирск, 1991. - 78 с.
24. Джумакова У. Творчество композиторов Казахстана 1920¬1980-х годов: проблемы истории, смысла и ценности [Текст] / У Джумакова. - Астана: Фолиант, 2003.
25. Диярова К. Легенда по имени Шара [Текст] / К. Диярова. - Алматы: Онер, 2005. - 208 с.
26. Донченко, Р. Некоторые композиционные принципы казахстанских балетов [Текст] / Р. Донченко // Вопросы современного теоретического музыкознания в Казахстане. - Алма-Ата: Наука, 1983. - С. 86 - 98
27. Дулова, Е. Балетный жанр как музыкальный феномен (русская
традиция конца XVIII начала XX века): автореф. дис. д-ра
искусствоведения. - М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2000. [Электронный ресурс] URL: http://www.dslib.net/muz-iskusstvo/baletnyj -zhanr-kak-
muzykalnyj -fenomen-russkaja-tradicija-konca-xviii-nachala-xx-veka.html(дата обращения 11.06.2017)
28. Жуйкова, Л. Становление казахстанского балета [Текст] / Л. Жуйкова // Современное искусство Казахстана: проблемы и поиски / Сост.
С. Кабдиева. - Алматы: Фонд Сорос-Казахстан, 2002. - С.112-118
29. Жумасеитова, Г. Страницы казахского балета [Текст] / Г. Жумасеитова. - Астана: Ел Орда, 2001. - 154 с.
30. Изiм Т. Казак; бит окытудыц теориясы мен эд1стер1 [Текст] / Т. Изiм, А. Кульбекова. - Алматы: Онер, 2005. - 88 с.
31. Карп, П. Балет и драма [Текст] /П. Карп. - Л.: Искусство, 1980.
32. Кишкашбаев, Т. История хореографии Казахстана [Текст] / Т. Кишкашбаев, А. Шанкибаева и др. - Алматы: ИздатМаркет, 2005. - 271 с.
33. Котлова, Г. Кюй и балет: проблемы взаимодействия [Текст] / Г. Котлова // Композитор и фольклор в музыкальной культуре Казахстана XX столетия. - Алматы: АБС, 1998.- С. 58-72.
34. Кузембаева, С. Воспеть прекрасное [Текст] / С. Кузембаева. Алма-Ата: Онер, 1982. - 112 с.
35. Кузембайулы, А. История Казахстана [Текст]: учеб. для вузов /
А. Кузембайулы, Е. Абиль. - СПб.: Соларт, 2004. - 234 с.
36. Кулимбаева, Б. Туйьындар - мастера «изящной пластики» [Текст] / Б. Кулимбаева. - Неделя в Астане, 26 апреля 2008 г.
37. Кульбекова А.К. Танец неповторимый и уникальный [Текст] /
А.К. Кульбекова // Республиканский общественно-политический журнал «Мысль» № 1, 2005.
38. Кульбекова А.К. Теоретико-методологические аспекты проблемы профессионального мастерства //Материалы респ. научно-практ. конференции «Культура и искусство: трибуна молодых» - ЗКГУ, Уральск,
2005. - С. 178-181
39. Кундакбаев Б.К. Основные этапы развития казахского театра: Автореф. дис. д-ра. искусств. [Электронный ресурс] URL:http://konf.x-pdf.ru/18iskusstvovedenie/183268-8-kazahskiy-muzikalniy-teatr-istoriya-stanovleniya.php(дата обращения 11.07.2017)
40. Масанов Н. История Казахстана: народы и культуры [Текст] / Н. Масанов, Ж. Абылхожин, И. Ерофеева и др. - Алматы: Дайк-Пресс,
2001. - 250 с.
41. Наумова О.Б. Современные этнокультурные процессы у казахов в многонациональных районах Казахстана [Текст] / О.Б. Наумова.- М., 1991. - 88 с.
42. Садыкова А. Интервью с З. Райбаевым от 02.02.2008.
[Электронный ресурс] URL: http://kazakh-
tv.kz/ru/view/culture/page 185196 neokazakh-choreography (Дата
обращения: 26.10.2017
43. Сарынова, Л.П. Балетное искусство Казахстана [Текст] / Л.П. Сарынова. - Алма-Ата: Наука, 1976.- 176 с.
44. Сергеев К. Рассказано языком танца // Газета «Ленинградская правда», 18 июля 1981 года.
45. Современное искусство Казахстана: проблемы и поиски
[Текст]: сб. статей под ред. Жупанова С. - Алматы: Фонд Сорос-Казахстан,
2002.
46. Тараканов М. Музыкальная драматургия в советском балете[Текст] / М. Тараканов // Советский музыкальный театр: проблемы жанров. - М.: Сов. композитор, 1982. - С. 12-13
47. Федянина Л. Классика казахстанского балета [Текст] / Л. Федянина // Современное искусство Казахстана: проблемы и поиски. Алматы: Фонд Сорос-Казахстан, 2002. - 230 с.
48. Чепелев В. Об искусстве казахского народа [Текст] / В. Чепелев // Искусство.- 1996, -№ 4. - С. 11
49. Шанкибаева, А. Казахская хореография: развитие форм и художественных средств [Текст]: дис...канд. искусствоведения / А. Шанкибаева. - Алматы, 2006. - 130 с.
50. Шимкентский театр оперы и балета [Электронный ресурс].
URL: https: //www.votpusk.ru/country/dostoprim info .asp?ID=23638(дата
обращения 15.10.2017)
51. Энциклопедии и словари. Современная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL:http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p/45454(дата обращения 04.09.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ