Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БАЛЕТНОГО ТЕАТРА КАЗАХСТАНА (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМЕНИ АБАЯ ГОРОДА АЛМАТЫ)

Работа №81026

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы81
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОГО БАЛЕТНОГО ТЕАТРА В КАЗАХСТАНЕ 8
1.1. Становление и развитие казахского профессионального
балетного искусства в период 30-60-х годов ХХ века 8
1.2. Проблема взаимосвязи традиций и современности в балетах
казахского театра в 70-90-е годы ХХ века 19
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА ОПЕРЫ И БАЛЕТА ИМ. АБАЯ г. АЛМАТЫ 37
2.1. Современность балетов Ю.Н. Григоровича в репертуаре театра 37
2.2. Новаторские балеты Б. Эйфмана на казахстанской сцене 50
2.3. Современное решение национальной темы в постановках
казахстанских балетмейстеров 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ

В современном мировом музыкальном театре балет занимает важное место. Хореографическое искусство переживает пору небывалого взлета, ему подвластны философские, мировоззренческие темы, расширяется палитра выразительных средств. Взлет балета обусловлен следующими факторами: приоритетом зрелищности в культуре, прогрессирующей тенденцией к синтезу искусств и растущей потребностью в симфонизации музыкального театра.
К началу ХХ века в казахстанской культуре в силу объективных причин не существовало классического балета. Он родился в советскую эпоху и за краткий период существования сделал гигантский прорыв к мировой хореографии. Безусловно, такой качественный скачок был бы невозможен без богатейших традиций мирового балета и традиций казахского народного танцевального искусства.
В своем становлении казахстанский балет ориентировался, прежде всего, на признанные образцы классического мирового («Лебединое озеро», «Жизель», «Копепелия» и др.) и советского балета («Ромео и Джульетта», «Бахчисарайский фонтан», «Спартак» и др.). Одновременно казахстанские балетмейстеры решали национальные темы в балете. Возрождение богатейших традиций народного танца, уходящих вглубь веков, органично вытекало из повышенного интереса к народной обрядовости, к театральной природе, заложенной в ней (балеты «Аксак- Кулан», «Алия», «Акканат», детский балет «Ер-Тостик», «Карагоз»).
В ХХ1 век казахстанский балет вступил в расцвете сил, выстояв на сломе двух эпох. Свое 80-летие отметил старейший театр оперы и балета им. Абая в Алматы, по-прежнему в творческих экспериментах Государственный театр классического танца Б. Аюханова, успешно работает театр в г. Шымкенте, поражает грандиозными проектами театр оперы и балета «Астана Опера», все увереннее завоевывает сценические площадки театр «Астана балет», активизировался процесс освоения лексики танца модерн в театре «Самрук» Гульнары Адамовой.
В любом цивилизованном обществе общепринято считать, что показатель силы и мощи любого государства заключается не в наличии у него больших запасов природных ресурсов, передовых технологий, квалифицированных специалистов и научных достижений, а в наличии выдающихся талантов и умов, в возрождении национальных духовных ориентиров, нравственных и культурных ценностей, обычаев и традиций, способа мышления и языка. Именно этот фактор является свидетельством высокого уровня культуры государства и признаком благоприятных условий для его успешного социального прогресса.
Республика Казахстан во многих направлениях является сегодня лидером и одним из динамично развивающихся государств в постсоветском пространстве. Сегодня казахстанцы работают в ведущих зарубежных театрах и оркестрах, побеждают на международных конкурсах. С искусством Казахстана знакомятся в США и Японии, в Европе и в восточных странах. Международное сотрудничество, составной частью политики мира и согласия которого всегда была культурная программа, дало мощный импульс для всестороннего развития культуры современного Казахстана. С казахстанскими театрами сотрудничают известные режиссеры, композиторы,
дирижеры, балетмейстеры, артисты, которые делятся своим искусством, отмечая в нашей профессиональной школе высокое мастерство и природную одаренность.
Однако, несмотря на достигнутые успехи, отмечается недостаточное информационное внимание со стороны театроведов, историков, искусствоведов. Наши библиотеки располагают научными монографиями по истории национального балета двумя авторами - Сарыновой Л.П. «Балетное искусство Казахстана» (издательство Алма- Ата, Гылым, 1976 г.) и Г. Жумасеитовой «Страницы казахского балета» (Алматы, Онер, 2001), где рассматривается период зарождения, становления и развития казахстанского балета прошлого века. Книги Б. Аюханова, в основном, библиографичны и субъективны в своих оценках происходящего. Многочисленные публикации в журналах, СМИ, высказывания отдельных мастеров сцены - балетмейстеров, артистов, критиков не дают цельного представления о развитии балета Казахстана на современном этапе.
Главной проблемой любой балетной труппы является формирование репертуара. Репертуар - лицо труппы, его паспорт, свидетельствующий и о возможностях исполнителей, и о масштабе решаемых задач, и прежде всего о том направлении, которое театр исповедует.
В балетном репертуаре казахстанских театров сегодня сочетаются спектакли разных художественных принципов, классика и современность. Балетмейстеры стремятся к гармоническому решению проблемы традиций и новаторства; к поиску нового на основе традиции, а если говорить еще точнее - взаимосвязи традиций и современности. По словам композитора Г. Жубановой, современно то искусство, которое «несет в массы идеи гуманизма, зовёт к борьбе с несправедливостью, угнетением, обращается к лучшим чувствам и разуму людей» [8, с. 112].
Нам импонирует определение, приводимое Г. Жумасеитовой: «Сегодня современным называют спектакль, независимо от того, что послужило основой его сюжета - трагедия Шиллера или поэзия Байрона. Главным условием остается умение автора взглянуть на прошлое глазами сегодняшними, через современные проблемы» [28, с. 154]. Использование традиций дает балету не только высокую культуру, но и богатство возможностей при отражении современности. «Эти возможности не только бы обеднели, но и свелись на нет, если бы балет не черпал свои ресурсы из прошлого [10, с 171].
Проблема поиска нового хореографического языка, новых средств выразительности является одной из центральных проблем казахстанского балета на современном этапе. Тип построения спектакля, взаимодействие хореографических и музыкальных форм, выбор темы, идеи, сюжета произведения, постановочные приемы, хореографическая лексика, сценография и т.д. - все это в современном искусстве танца находится в условиях взаимодействия традиционного и новаторского. Традиции в союзе с современностью - «вечный двигатель» искусства, пополняющего сокровищницу своего опыта.
В своей работе мы попытаемся отразить проблемы развития казахстанского балета на современном этапе, раскрыть взаимосвязь традиций и современности в балете на примере творчества балетной труппы Государственного академического театра оперы и балета имени Абая в Алматы.
Объект исследования - балетное искусство Казахстана.
Предмет исследования - современное состояние Государственного театра оперы и балета имени Абая.
Цель исследования - анализ процесса развития балетного искусства Казахстана на современном этапе.
Задачи:
-выявить основные направления развития отечественного балетного театра на современном этапе;
-раскрыть особенности постановки балетов классического наследия;
-проанализировать новаторские идеи современных казахстанских балетмейстеров;
-выявить условия соотношения и взаимосвязи традиций и современности в балетном искусстве Казахстана.
Методологическую базу исследования составили:
-научные труды по теории и истории хореографического искусства;
-монографии по истории формировании и развития казахского балета JI. Сарыновой, Д. Абирова, Г. Жумасеитовой;
-архивные материалы, статьи в СМИ, афиши, репертуар театров; -профессиональные периодические издания, журналы и сборники; -материалы бесед автора с руководителями и артистами театров; -видеоматериалы (записи спектаклей, концертных выступлений);
-практическая деятельность автора как артиста балета.
Гипотеза. Мы предположили, что современное состояние всегда есть продолжение традиций на новом уровне. Дальнейшее развитие казахстанского балета возможно, благодаря:
1) синтезу пластических традиций кочевой культуры и мирового искусства хореографии,
2) взаимосвязи академического и современного танца;
3) использованию современных технологий сценографии.
Методы исследования - сравнительный, индуктивный, дедуктивный, синтез и анализ литературы по теме исследования.
База исследования: Государственный академический театр оперы и балета им. Абая города Алматы.
Практическая ценность работы обусловлена характером работы, где основной упор делается на анализ наиболее удачных и показательных в аспекте балетмейстерского и исполнительского искусства спектаклей, что позволяет увидеть панораму развития казахского балета как во временном, так и предметно-пространственном промежутке. Материал может быть использован руководителями хореографических коллективов, преподавателями СУЗов, ВУЗов для создания более полной истории казахского балетного театра, при разработке курса «История казахского балета», «Казахский музыкальный театр».
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С начала становления балетного театра Казахстана прошло более 80 лет. Для республики, получившей статус Независимости, это большой срок, по сравнению с мировыми школами - это лишь первый шаг. Но даже за этот сравнительно небольшой отрезок времени казахским балетом пройден немалый путь, на котором многое достигнуто.
Мы проанализировали деятельность Государственного театра оперы и балета им. Абая с начала его зарождения до сегодняшних дней.
Исследование показало, что период 30-60-х годов ХХ века можно назвать временем неустанного поиска творческого почерка, активных творческих исканий, ярких открытий в исполнительском и балетмейстерском плане. Они положили начало преобразованиям, которые все полнее проявляются в многообразной практике казахстанских хореографов - А. Александрова,А. Исмаилова, Л. Жукова, М. Моисеева, Ю. Ковалева, Д. Абирова.
Период 70-90-х годов можно назвать самым плодотворным периодом в творческой биографии театра. Краткий анализ творчества З. Райбаева, М. Тлеубаева показал, что хореографы, развивая балетное искусство, вырабатывали художественные методы, создавали спектакли, даже самые новаторские, опираясь на принципы построения классического балетного спектакля. Балетмейстеры доказали универсальность возможностей классического танца, показали, что при создании новых произведений невозможно обойтись без прочной, исторически сложившейся системы классического танца, но при этом необходимо обогащать и развивать его в соответствии со спецификой балетного театра и требованиями современности.
Однако, по-прежнему, актуальной остается проблема национальной специфики балетов. Казахским балетмейстерам так и не удалось найти ключ к гармоничному синтезу классического и народного танца.
В XXI век хореография Казахстана вступила как самостоятельное явление казахского искусства, владеющее самыми разнообразными стилистическими приемами - от национальной пластики, классического танца и до различных техник современного танца. Плодотворными эти поиски сделали синтез профессиональной школы и традиционного танца, сформировавшегося в XX веке под воздействием русской балетной школы, а затем и всей мировой балетной практики.
Балеты в постановке Б. Эйфмана, Ю. Григоровича, балетмейстеров Франции, Италии, США идут сегодня на сцене ГАТОБ им. Абая в Алматы. Такие спектакли, как: «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Дон Кихот», «Эсмеральда», «Бахчисарайский фонтан», «Жизель», «Легенда о любви», «Ромео и Джульетта», «Анна Каренина» и др., определили и упрочили в казахском балетном театре принципы глубокой содержательности, музыкально-хореографической драматургии, идейности, психологической насыщенности, обогащения танцевальной лексики элементами фольклора, стремления к поэзии и красоте. Обращаясь к великому наследию балетного искусства, восстанавливая старые балеты или предлагая новые редакции, балетмейстеры-постановщики подчеркивали взаимодействие всех компонентов спектакля.
Использование традиций дает балету не только высокую культуру, но и богатство возможностей при отражении современности.
Современность подразумевает то, что балет порожден интересами, проблемами, идеями, волнениями сегодняшнего дня и воплощает их в своем образном строе. Современность проявляется в художественном языке, который обновляется с учетом новых идей, тем и образов, а также под влиянием современных достижений смежных искусств. Современность содержания и формы искусства обеспечивает его путь к зрителю. Искусство, в котором не современности, становится неинтересным. Взаимосвязь традиций и современности в творчестве балетмейстеров проявляется во взаимопроникновении самобытной национальной пластики и пластики академического классического танца, что является источником развития и освоения новых художественных средств хореографической лексики, стимулирует создание произведений, вобравших в себя все лучшее, чем богато мировое искусство. Темы, образы, сценография, семиотика черпаются из традиционной культуры, а пластические решения, принципы хореографической драматургии и композиции - европейского и русского балетных театров.
Исследование показало, что внимание казахстанских балетмейстеров сегодня, по-прежнему, обращено к двум взаимосвязанным направлениям. Это:
1) укрепление позиций классического академического танца;
2) развитие национального балета, поиск и нахождение наиболее выразительных средств для воплощения национальных традиций на сцене.
Современный казахский балет должны питать и национальная танцевальная культура, и национальные традиции в целом. На практике доказано многими мировыми хореографическими школами, что только истинные фольклорные традиции отражают сущность миропонимания, ритуалы и обычаи народа. И только они могут стать неиссякаемым источником для дальнейшего развития хореографии Казахстана. Пластика тюркских народов является одним из ресурсов развития современной национальной хореографии в Казахстане.
Кроме этого, залогом успешного развития жанра национального балета является также одаренность композиторов, знающих специфику хореографии, литературно-драматургический талант либреттистов, мастерство балетмейстеров, болеющих за судьбы отечественного искусства, высокий уровень исполнительского мастерства артистов балета.
Проведенное исследование, анализ спектаклей, поставленных в разное время, разными балетмейстерами, как отечественными, так и приглашенными, доказало выдвинутую нами гипотезу - только во взаимосвязи традиций и современности - будущее национального балета.



1. Абдоков, Ю. Музыкальная поэтика хореографии: пластическая интерпретация музыки в хореографическом искусстве. Взгляд композитора. - М.: МГАХ: РАТИ-ГИТИС, 2009 - 272 с.
2. Абиров, Д. История казахского танца [Текст]: Учебное пособие / Д.Т. Абиров. - Алматы: «Санат», 1997. - 160 с.
3. Абиров, Д.Т. Становление и развитие казахского танца на профессиональной сцене [Текст] /Д.Т. Абиров: дис. ...канд. иск. наук. - М., 1979. - 171 с.
4. Аловерт,Н. Борис Эйфман. Вчера, сегодня [Текст] / Н. Аловерт. - СПб.: Балтийские сезоны, 2012
5. Атитанова, Н.В. Танец как смысловая универсалия: от выразительного движения к «движению» смыслов [Текст]: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01. - Саранск, 2000. - С. 10.
6. Ауезбекова, Г. «Орге жузген енерпаздар» [Текст] / Г. Ауезбекова. - «Астана хабары», №192-194, 29 ноября 2007 года.
7. Аюханов, Б. Современное состояние балетного искусства в Казахстане. Алматы, 17 января 2005 года. [Электронный ресурс] URL: www.aukhanov.kz(Дата обращения: 16.09.2017)
8. Аязбекова, С. Ш. Мир музыки глазами Г. Жубановой [Текст] / С.Ш. Аязбекова // Время - культура этнос. - Алматы: Минкульт РК, 2009.
9. Ванслов, В. Новые черты музыки и хореографии в балетах о современности [Текст] / В. Ванслов // Музыка и хореография современного балета. Л.: Музыка, 1979.
10. Ванслов, В. Традиции и новаторство в балете [Текст] /В. Ванслов // Статьи о балете. Л.: Музыка, 1980. - С. 167-190.
11. Ванслов, В. Новые черты музыки и хореографии в балетах о современности [Текст] / В. Ванслов // Музыка и хореография современного балета. Л.: Музыка, 2004.
12. Ванслов, В. Хореограф Юрий Григорович [Текст] / В. Ванслов. - М.: Театралис, 2009.
13. Ванслов, В.В. В мире балета [Текст] / В.В.Ванслов. - М.: Анита-Пресс, 2010. - 295 с.
14. Веселовский, А. Поэтика сюжетов [Текст] А. Веселовский // сб. Историческая поэтика. - М.: ACADEMIA, 2004.- С. 184-191.
15. Вечер, посвященный творчеству Минтая Тлеубаева
[Электронный ресурс]. URL: http://seleznev.kz/news/(дата обращения 18.05.2018)
16. Газизова, Л. Хореография Казахстана: проблемы и
перспективы [Текст] / Л. Газизова // Современное искусство Казахстана: проблемы и поиски. Сост. С.Кабдиева. - Алматы: Фонд Сорос-Казахстан, 2002. Стр.133
17. Государственная программа «Культурное наследие» Казахстана: этапы ее реализации и значение [Электронный ресурс] - Астана,2006.-Режим доступа: URL:https: //ehistory.kz/ru/contents/view/1568(дата обращения 12.07.2017)
18. Демидов, А. Золотой век Юрия Григоровича. [Текст] / А. Демидов. - М.: Алгоритм, Эксмо, 2007.
19. Джанибеков, У. Проблемы традиционного искусства казахов в историко-этнографическом аспекте [Текст]: дис. ...канд. ист. наук / У. Джанибеков.- Новосибирск, 2011. - 210 с.
20. Джумакова, У. Творчество композиторов Казахстана: проблемы истории, смысла и ценности [Текст] / У. Джумакова. - Астана: Фолиант, 2003. - С. 74-102.
21. Диярова К. Легенда по имени Шара [Текст] / К. Диярова. - Алматы: Санат, 1996. - 116 с.
22. Донченко, Р. Некоторые композиционные принципы казахстанских балетов [Текст] / Р. Донченко //Вопросы современного теоретического музыкознания в Казахстане. - Алма-Ата: Наука, 1983. - 98с
23. Езерская, Б. Балет Бориса Эйфмана - балет XXI века [Текст] / Б. Езерская // Журнал «Вестник», 2009. - № 5. - С. 34-36
24. Жан Жорж Новерр. Письма о танце [Текст] / Новерр Ж.Ж. - пер. с фр. под ред. А.А. Гвоздева. - 2-е изд., испр. - М.: Планета музыки, 2007. - 384 с.
25. Жиенкулова, Ш. Би орнектери (на каз.яз.) / Ш. Жиенкулова. - Алматы, 2010. - 314 с.
26. Жолтаева, А.А. Традиционный казахский танец в системе этнохудожественного образования [Текст]: дис. ...канд. пед. наук / А.А. Жолтаева. - М., 2012.- 167 с.
27. Жуйкова, Л. Становление казахстанского балета [Текст] / Л. Жуйкова // Современное искусство Казахстана: проблемы и поиски / Сост. С. Кабдиева. - Алматы: Фонд Сорос-Казахстан, 2002. - С.112-118
28. Жумасеитова, Г. Хореография Казахстана. Период независимости: монография [Текст] / Г. Жумасеитова. - Алматы: Жибек жолы, 2014. - 220 с. + 32 с. Фото
29. Жумасеитова, Г. Страницы казахского балета [Текст] / Г. Жумасеитова. - Астана: Ел Орда, 2001. - 154 с.
30. Изим, Т. Время и танцевальное искусство [Текст] / Т. Изим. - Алматы: Полиграфия сервис и К, 2008. - 190 с.
31. Казыханова, Б. Эстетическая культура казахского народа.
[Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/books/about/(дата
обращения 07.11.2017)
32. Карп, П. Балет и драма [Текст] /П. Карп. - Л.: Искусство, 1980. - 78 с.
33. Кишкашбаев, Т.А. История хореографии Казахстана: учебник [Текст]/ Т.А. Кишкашбаев, А.Б. Шанкибаева, Л.А. Мамбетова, Г.Т. Жумасеитова, Ф.Б. Мусина. - Алматы: ИздатМаркет, 2005. - 271 с.
34. Кузнецова, Т.А. Хроники Большого балета [Текст] / Т.А. Кузнецова. - М.: Рипол Классик, 2011
35. Кульбекова, А.К. Танец неповторимый и уникальный [Текст] /А.К. Кульбекова // Республиканский общественно-политический журнал «Мысль» № 1, 2005г.
36. Кульбекова, А.К. Хореографическое наследие балетмейстеров Казахстана и его роль в становлении казахского танцевального искусства [Текст] / А.К. Кульбекова // Вестник МГУКИ. - 2008. - №1 (19). - С. 231¬235
37. Кундакбаев, Б.К. Основные этапы развития казахского театра: Автореф. дис. д-ра. искусств. [Электронный ресурс] URL:http://konf.x-pdf.ru/18iskusstvovedenie/183268-8-kazahskiy-muzikalniy-teatr-istoriya-stanovleniya.php(дата обращения 16.04.2017)
38. Куриленко, Е. Балет-драма и балет-симфония [Текст] / Е. Куриленко // Музыкальный театр. События. Проблемы. Сб. ст. - М.: Музыка, 1990. С. 250 - 264.
39. Легенды и мифы оперного. Мынтай Тлеубаев [Электронный ресурс] URL:https: //www.youtube.com/watch?v=DyHZN gx4MTM(дата обращения 28.01.2018)
40. Линькова, Л. О драматургии балета // Музыка и хореография современного балета [Текст] / Л. Линькова. - СПб.: Музыка, 2009.
41. Музыка и хореография современного балета: Сб. статей. /Сост. Ю. Розанова и Р. Косачева. - М.: Музыка, 2005. - 279 с.
42. Рухани жацгыру. Взгляд в будущее: модернизация
общественного сознания. Статья Президента РК от 12.04.2017
[Электронный ресурс] - режим доступа: URL:
https://informburo.kz/stati/statya-prezidenta(дата обращения 28.03.2018)
43. Саитова Г.Ю., Кензикеев Р.В. Классический балет и
национальные танцы: принципы применения режиссуры хореографии в балетных спектаклях [Текст] / Г.Ю. Саитова, Р.В. Кензикеев // Астана как центр межкультурных коммуникаций и международного сотрудничества в области хореографического искусства: сб. статей междунар. научно- практич. конференции. - Астана: НАО Казахстая национальная академия хореографии, 2018. - 322 с.
44. Саитова Г.Ю., Сушков Д.В. Воплощение восточной поэзии в балетном спектакле [Текст] / Г.Ю. Саитова, Д.В. Сушков // Наука и жизнь Казахстана. - 2016. - № 3(38). - 266 с.
45. Сарынова, Л.П. Балетное искусство Казахстана [Текст] / Л.П. Сарынова. - Алма-Ата: Наука, 1976. - 176 с.
46. Слонимский, Ю. Драматургия балетного театра [Текст] / Ю. Слонимский. - М.: 2007. - 400 с.
47. Сметанина, Б.О. Философское осмысление языком пластики в творчестве балетмейстера Б. Эйфмана [Текст] / Б.О. Сметанина // Аспирантские тетради: Научный журнал. - СПб., 2013
48. Театр оперы и балета им. Абая (официальный сайт) [Электронный ресурс] URL:http://www.gatob.kz/ru/(дата обращения 21.06.2017).
49. Тлеубаев, Минтай Женельевич [Электронный ресурс]. URL: http://wiki-org.ru/wiki/(дата обращения 28.01.2018)
50. Токтабаева, Ш. Серебряный путь казахских мастеров. Монография [Текст] /Ш. Токтабаева. - Алматы: Дайк-Пресс, 2005. - 268 с.
51. Традиции и новаторство в искусстве [Электронный ресурс]
URL: http://esthetiks.ru/traditsii-i-novatorstvo-v-iskusstve.html (дата
обращения 28.01.2018)
52. Федянина, Л. Классика казахстанского балета [Текст] / Л. Федянина // Современное искусство Казахстана: проблемы и поиски. - Алматы: Фонд Сорос-Казахстан, 2002.
53. Формирование национального балета в Казахстане [Электронный ресурс] URL:http://allrefs.net/c2/2sigt/(дата обращения 12.06.2017)
54. Чепелев, В. Об искусстве казахского народа [Текст] / В. Чепелев // Искусство.- 2006, №4. - С. 12-15
55. Шанкибаева, А. Казахская хореография: развитие форм и художественных средств [Текст]: автореф. дис.канд. искусствоведения / А. Шанкибаева. - Алматы, 2006. - 24 с.
56. Шанкибаева, А. Казахская хореография: развитие форм и художественных средств [Текст]: дис.канд. искусствоведения / А. Шанкибаева. - Алматы, 2006. - 130 с.
57. Шанкибаева А.Б. К вопросу изучения и сохранения казахской хореографии на современном этапе [Текст]/ А.Б. Шанкибаева // сборник статей международной научно-практической конференции «Астана как центр международных коммуникаций и международного сотрудничества в области хореографического искусства» - Астана: КазНАХ, 2018. - 322 с.
58. Шумилова Э.И. Национальное в советском балете [Текст] / Э.И. Шумилова // Музыка и хореография современного балета: сб. статей под ред. Голубовского И. - Л.: Музыка, 1974. - 295 с.
59. Эльяш Н. Казахский балет. Из стенограммы выступления во Всероссийском театральном обществе 23 декабря 1958 г. - Архив ГАТОБ им. Абая


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ