Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа педагога по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников

Работа №80332

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
333
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
Глава 1. Теоретические аспекты исследования работы педагога по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников 9
1.1. Компьютерная зависимость как психолого-педагогическая проблема 9
1.2. Особенности компьютерной зависимости младших школьников 12
1.3. Роль педагога в профилактике компьютерной зависимости у младших школьников 17
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению компьютерной
зависимости у младших школьников 24
2.1. Цель и задачи исследования 24
2.2. Программа работы педагога по профилактике компьютерной
зависимости младших школьников 28
2.3. Анализ результативности программы работы педагога по профилактике компьютерной зависимости младших школьников 32
Выводы по второй главе 39
Заключение 41
Библиографический список 43
Приложение

Актуальность. В век информационных технологий, компьютер является неотъемлемой частью жизни, как взрослых, так и детей. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (ФГОС НО) ориентируется на повышение информационной компетентности у младших школьников. По мнению исследователей, ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять являются важным элементом формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность. Таким образом, возникает противоречие между: необходимостью развития интеллектуальных способностей, повышению уровня эрудиции, развитию коммуникативных навыков, которое возможно в процессе овладения компьютерными технологиями и недостаточным вниманием педагогов к профилактике возникновения компьютерной зависимости.
На сегодняшний день вопрос о компьютерной зависимости младших школьников является одним из самых актуальных. Дети с раннего возраста имеют доступ к электронной технике: смотрят мультфильмы, играют в виртуальные игры. Современное обучение требует выполнение домашнего задания при помощи компьютера, школьникам приходится искать материал в Интернете, большую часть заданий им необходимо выполнять в электронном виде. Вопрос в том, насколько младший школьник, включенный в такой учебный процесс, сможет в дальнейшем социализироваться. Времяпровождение за компьютером и в сети Интернет может как положительно, так отрицательно влиять на развитие личности младшего школьника. С точки зрения положительного влияния работа за компьютером помогает учащимся развивать интеллектуальные способности, повышать уровень эрудиции, способствует развитию памяти. Социальные сети помогают приобретать более широкий круг знакомых и друзей, способствуя
развитию коммуникативных навыков. Онлайн воображение.
К противоречивому влиянию сети Интернет на личность школьников исследователи относят интернет-аддикции, то есть зависимость от компьютера. Сюда относят пристрастие к играм, компульсивную навигацию по интернету, зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными. Это неуправляемая тяга влечет за собой много негативных последствий для школьников в сфере коммуникации. Заменяя непосредственное общение виртуальным, младшие школьники упускают возможность проявить свои чувства и эмоции, а также понять чувства и эмоции другого человека.
Проблема компьютерной зависимости изучалась такими авторами, как В. Абраменкова, А.Е. Войскунский, В.А. Бурова, А.Ю. Егоров, С.В. Лободина, А.Н. Ивлева, К. Янг и др. Были проведены эмпирические исследования, направленные на изучение взаимосвязи идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста (А.Е. Жичкина), психологических детерминант компьютерной игровой зависимости (О.В. Литвиненко), взаимосвязи компьютерной зависимости и совладающего поведения ребенка (Ю.Н. Мураткина). Данная проблема продолжает изучаться и сейчас. В связи с тем, что она появилась не так давно, ещё не все её аспекты раскрыты в исследованиях.
Все вышесказанное определило тему нашего исследования: «Работа педагога по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников».
Проблема исследования - каково содержание деятельности педагога по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников?
Цель исследования: изучение теоретических и практических аспектов проблемы предупреждения компьютерной аддикции младших школьников экспериментальная проверка результативности программы деятельности педагога профилактической направленности.
Объект исследования - компьютерная зависимость у младших школьников.
Предмет исследования- деятельность педагога по профилактике
компьютерной зависимости младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать компьютерную зависимость как психолого-педагогическую проблему
2. Выявить особенности компьютерной зависимости младших школьников.
3. Проанализировать роль педагога в профилактике компьютерной зависимости младших школьников.
4. Экспериментальным путем проверить результативность программы профилактики аддиктивного поведения у младших школьников.
Гипотеза исследования: внедрение в учебно-воспитательный процесс начальной школы программы работы педагога профилактической направленности, характерной особенностью которой является включение родителей, позволит снизить уровень риска формирования компьютерной зависимости у младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ педагогической, психологической и методической литературы; обобщение, систематизация, сравнение.
- эмпирические методы: эксперимент, анкетирование.
- методы обработки и интерпретации результатов.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средней образовательной школы № 78 г. Челябинска». В эксперименте принимали участие 25 детей в возрасте 9-10 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав с параграфами, выводов по ним, заключения, библиографического списка и двух приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретическое и экспериментальное исследование работы педагога по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников позволило нам заключить следующее:
1. Термин компьютерной зависимости появился относительно недавно, примерно в девяностых годах прошлого столетия. Компьютерная зависимость — это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящим к резкому сокращению всех остальных видов деятельности. Проблема компьютерной зависимости изучалась такими авторами, как В. Абраменкова, А.Е. Войскунский, В.А. Бурова, А.Ю. Егоров, С.В. Лободина, А.Н. Ивлева, К. Янг и др.
2. Выделяют четыре стадии развития компьютерной зависимости у младших школьников: стадия легкой увлеченности, стадия сильной увлеченности, стадия зависимости и стадия привязанности. Компьютерная зависимость может принимать 2 формы: социализированную (поддерживаются контакты с социумом, в основном с такими же игроманами, с которыми зависимый человек любит играть вместе) и индивидуализированную (нарушается взаимодействие человека с окружающим миром, он играет в одиночку, потребность в игре по значимости приравнивается к физиологическим). Компьютерная аддикция имеет два направления: компьютерные игры и интернет.
3. Профилактика компьютерной зависимости среди детей младшего школьного возраста должна быть ориентирована на повышение их интереса к различным сферам современного досуга, на подготовку психики детей к противодействию негативным воздействиям компьютерных игр, на помощь детям осознать их образовательные и культурные потребности и способы их удовлетворения с помощью компьютера; информирование детей и их родителей о негативном влиянии компьютерных технологий; уменьшение интереса детей к компьютерным играм, а также организацию социально-общественного противодействия формированию игровой зависимости у детей как ресурса нации и государства.
4. Для исследования уровня сформированности компьютерной аддикции детей младшего школьного возраста мы провели анкетирование родителей, а также провели диагностику по исследованию склонности к интернет-зависимости у детей младшего школьного возраста по методике «Шкала Интернет-зависимости» Анастасии Жичкиной. В результате проведения данной диагностики мы выяснили, что большинство детей экспериментальной группы имеют высокую и среднюю степени интернет-зависимость
5. Мы составили и экспериментально апробировали программу работы педагога по профилактике компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста, в которую включили два раздела: программа для детей младшего школьного возраста по профилактике компьютерной зависимости, программа по включению родителей в работу по профилактике компьютерной зависимости детей младшего школьного возраста. В результате проведения повторной диагностику на предмет уровня склонности детей младшего школьного возраста к интернет-зависимости и выяснили, что в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика: количество детей с высокой степенью интернет-зависимости уменьшилось на 16 % (4 чел.), число детей, не имеющих склонности к интернет-зависимости увеличилось на 20 % (5 чел.).
Таким образом, в нашем исследовании цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Дальнейшим направлением исследования может стать разработка и реализации программы работы педагога по профилактике других видов зависимого поведения



1. Абраменкова, В. Ребёнок в «заэкранье». Кромешный мир
компьютерных игр / В. Абраменкова. - М.: Лепта Книга, 2009. - 112 с.
2. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие
отношений ребенка в детской субкультуре/ В.В. Абраменкова. - Москва-Воронеж. - 2000. - 106с.
3. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов/ Г.С. Абрамова. -4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2012.
4. Аветисова, А.А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры / А.А. Аветисова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — 2011. — Т. 8. — № 4.
5. Азарова, Р.И. Досуг современной молодежи/ Р.И. Азарова // Внешкольник. - 2003. - № 10. - 128с.
6. Васильева, И.Л. Психолого-педагогическое сопровождение интернет- зависимых в юношеском возрасте / И.Л. Васильева. - Уфа, 2010. - 72 с.
7. Войскунский, А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А.Е. Войскуновский // Психологический журнал, 2004. — Т. 25. — № 1.
8. Дубровина. И.В. Практическая психологияобразования:учеб. пос. для студ. вузов / И.В. Дубровина. - СПб.: Питер, 2009. - 592 с.
9. Жичкина, А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в интернете пользователей юношеского возраста: Автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. психол. Наук / А.Е. Жичкина. - М., 2001.
10. Жукова, М.В. Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реализации / М.В. Жукова // Вестник Челябинского государственного университета, 2013.- Выпуск 11.
11. Зорин, К.В. «Одержимые». ЗАВИСИМОСТЬ: компьютерная, игровая, никотиновая / К.В. Зорин. - М.: Русский Хронографъ, 2008. - 256 с.
12. Елкина, А.Е. Особенности компьютерной зависимости у младших школьников / А.Е. Елкина // Молодой ученый. — 2017. — №20. — С. 394-396.
13. Ефремова, А.А. Проблема компьютерной зависимости и пути ее
решения / А.А. Ефремова// Научное сообщество студентов XXI столетия. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(25). URL: http://sibac.info/archive/technic/11(25).pdf(дата обращения:
20.11.2017)
14. Иванов, М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерный зависимости на личность человека / М.С. Иванов // Психология зависимости: хрестоматия. - Мн.: Харвест, 2004. - 435 с.
15. Ивлева, А.Н. Профилактика компьютерной зависимости в
подростковом возрасте (социально-психологические аспекты): учебно¬
методическое пособие / А.Н. Ивлева, З.А. Аксютина. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009. - 94 с.
16. Кикоин, Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития / Е.И. Кикоин. - М.: Просвещение, 2009. - 89 с.
17. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер/ В.И. Ковалько. - Москва. Вако, 2007. - 145 с.
18. Краснова, С.В. Как справиться с компьютерной зависимостью / С.В. Краснова. - М.: Эксмо, 2012. - 89 с.
19. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. - М.: Эксмо, 2009. - 176 с.
20. Курганский, С.М. Организация досуговой деятельности младших школьников/ С.М. Курганский //Завуч начальной школы. - 2004. - № 6.- 89 - 113с.
21. Литвиненко, О.В. Психологические детерминанты компьютерной игровой зависимости и особенности её психопрофилактики: Автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. психол. наук / О.В. Литвиненко. - СПб., 2008.
22. Лобастова, Е.И. Особенности проявления и профилактика игровой компьютерной зависимости младших школьников / Е.И. Лобастова, С.С. Быкова //
Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 32. - С. 41-45.
- URL: http://e-koncept.ru/2015/95545.htm.
23. Ломтева, Т. Большие игры маленьких детей / Т. Ломтева. - Изд. “Дрофа
- плюс”. - Москва, 2005. - 156 с.
24. Максс, В.А. Компьютерная зависимость у подростков/ В.А. Максс // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 272-274.
25. Малкова, Е.Е. Клинико-психологические феномены формирования компьютерной зависимости у современных подростков /Е.Е. Малкова, Н.И. Калин. // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - N 4 . - с. 15.
26. Мураткина, Ю.Н. Взаимосвязь компьютерной зависимости и совладающего поведения подростков: Автореф. дис. на соиск. учён. степ. канд. психол. наук / Ю.Н. Мураткина. - Сургут, 2010. - 25 с.
27. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / С. В. Мухина. - М.: Академия, 2007. - 452 с.
28. Немов, Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2009. - 398 с.
29. Некрасова, З. Как оттащить ребёнка от компьютера и что с ним потом делать / З. Некрасова, Е. Некрасова. - М.: ООО Издательство «София», 2008. - 256 с.
30. Новосельцев, В.И. Компьютерные игры: детская забава или
педагогическая проблема?/В.И. Новосельцев //Директор школы. - 2003. - № 9 - 13-18с.
31. Осипова, А.А. Общая психокоррекция:учеб. пос. для студ. вузов / А.А. Осипова. - М.: Сфера, 2000. - 512 с.
32. Оськина, Н.Р. Профилактика интернет-аддикции у детей младшего школьного возраста/ Н.Р. Оськина. - Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 12. - С. 12-19.
33. Прибылова, Ю.О. Психологические проблемы современных
школьников в области информационных технологий/ Ю.О.
Прибылова//Естествознание в школе. - 2005.-№ 4.- 35-39с.
45
34. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. - М.:
Владос, 2000. - 176 с.
35. Рерке, В.И. Психологические аспекты проявления и коррекции игровой компьютерной зависимости у младших школьников / В.И. Рерке // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2016. - № 1. - С. 27-31.
36. Рубцов, В.В. Ученик за компьютером: что можно, что нельзя / В.В. Рубцов // Основы социально-генетической психологии.- М.: Воронеж, 2006. - 23 с.
37. Савинова, С.Ю. Компьютерная зависимость подростка как психолого-педагогическая проблема / С.Ю. Савинова, Т.И. Олешко // Студенческая наука XXI века: материалы XII Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 янв. 2017 г.). — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — № 1 (12). — С. 209-210.
38. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2007. - 202 с.
39. Трафимчик, Ж.И. Зависимость от компьютерных игр: причины формирования, особенности и последствия влияния на личность / Ж.И. Трафимчик // Вестник БГУ. Серия 3.- 2010. - №2. - С. 42-45.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования [Электронный ресурс]. -
иВЕ:ййр://минобрнауки.рф/босишеп1з/922 (дата обращения: 19.02.16).
41. Федоров, А.В. Школьники и компьютерные игры с "экранным
насилием" / А.В. Федоров //Педагогика. - 2004. - № 6. - 56-58 с.
42. Фортова, Л.К. Игровая и оккультная аддикция: механизмы
формирования и коррекции / Л.К. Фортова, С.А. Завражин. Учебное пособие. - М.: МСЭУ. - 2004. - 90с.
43. Фролов, В.А. Педагогические условия профилактики виртуальной аддикции старших школьников: дис. ... канд. пед. наук /В.А. Фролов. - М., 2010. - 238 с.
44. Цой, Н.А. Низкий самоконтроль как один издетерминирующих социальных факторов феномена интернет-зависимости / Н.А. Цой // Журнал социологии и социальной антропологии. Том XIV. — № 4 (57). — 2011. — С. 72¬85.
45. Чудинова, В.П. Социализация ребенка и медиа/ В.П. Чудинова//Школьная библиотека. - 2004. - № 4 - 14-18 с.
46. Шавыркина, Е.В. Особенности проявления игровой зависимости в школьном возрасте / Е.В. Шавыркина// Гуманитарные науки и образование. - 2010. - №1. - С. 71-73.
47. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика,
коррекция и профилактика: Монография / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. -
Днепропетровск, 2006. - 196 с.
48. Яманова, Т. Новый вид наркомании/ Т. Яманова //Аргументы и факты. Семейный совет. - 2004. - № 17 (234). С. 22-24.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ