Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Работа педагога по профилактике гейм-аддикции у младших школьников

Работа №81346

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
210
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования гейм-аддикции у младших школьников 7
1.1. Гейм-аддикция как психическое явление и причины формирования
гейм-аддикции у младших школьников 7
1.2. Причины формирования гейм-аддикции у младших школьников 18
1.3. Направления деятельности педагога по профилактике гейм-аддикции 22
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению уровня сформированности гейм-аддикции у младших школьников 33
2.1. Цели и задачи экспериментальной работы 33
2.2. Анализ результатов экспериментальной работы 37
2.3. Программа деятельности педагога по профилактике гейм-аддикции у
детей младшего школьного возраста 42
Выводы по 2 главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Приложения

В настоящее время в развитии современного общества компьютерные и информационные технологии активно используются не только в качестве средств обработки и хранения информации, но и как средство проведения досуга и развлечения. При тесном взаимодействии с компьютером игра происходит в специфической среде виртуальной реальности, которая особенно привлекает ребят младшего школьного возраста. Нахождение в виртуальной реальности для многих из них заменяет развлечение со сверстниками, общение с родителями.
На сегодняшний момент существует ряд специальных исследований, направленных на изучение компьютерной активности, а конкретно проблемы формирования компьютерной зависимости в разных возрастных категориях детей.
Апогей игровой компьютерной активности приходится на возраст 10-11 лет. Компьютерная зависимость имеет пагубные последствия в период формирования личности ребенка младшего школьного возраста. Чрезмерное увлечение компьютерными играми сказывается в изменении поведения ребенка в худшую сторону, в снижении успеваемости в школе. В большинстве случаев появляются трудности в общении с окружением, прежде всего с членами семьи. В последнее время психологи, родители и педагоги натыкаются на эту проблему почти ежедневно и нуждаются в её разрешении.
Основной проблемой является негативное воздействие на детей младшего школьного возраста игр отрицательного содержания, которые отражают наипростейший уровень игровой культуры, популярный в современном обществе.
Данные проблемы актуальны с точки зрения их влияния на личность ребенка младшего школьного возраста, чем выше степень его увлечения компьютерными играми, которая проявляется в игровой компьютерной активности, т.е. в частоте и продолжительности игры за компьютером. Дети младшего школьного возраста с высокой степенью игровой активности в первую очередь находятся в зоне риска формирования зависимости.
Проблема игровой зависимости заинтересовывала как российских ученых, так и зарубежных. Проблему аддиктивного поведения в целом изучали ученые: Ц. П. Короленко, А. С. Тимофеева, А. Ю. Акопов, С.А. Кулаков и др. Короленко Ц.П. в 2001 году разработал классификацию аддиктивного поведения, которая используется и в настоящее время. Шмелев А.Г. в 1988 году занимался проблемой именно гейм-аддикции. Он предложил классификацию, в которой выявил 7 классов игр и указал самые опасные из них.
Таким образом, возникает противоречие между увеличивающимися случаями проявления гейм-аддикции у младших школьников с одной стороны и недостаточным вниманием педагогов к возможностям учебных занятий в процессе профилактики гейм-аддикции с другой.
Проблема исследования: каково содержание работы педагога по профилактике гейм-аддикции у младших школьников?
Цель исследования - изучить теоретические аспекты проблемы профилактики гейм-аддикции у младших школьников для разработки программы работы педагога по профилактике гейм-аддикции.
Объектом исследования является гейм-аддикция у младших школьников.
Предмет исследования - профилактика гейм-аддикции у младших школьников в работе педагога.
Исходя из поставленной цели можно сформулировать следующие задачи исследования:
1. Изучить гейм-аддикцию как психическое явление и рассмотреть причины формирования гейм-аддикции у детей младшего школьного возраста.
2. Выявить направления деятельности педагога по профилактике гейм- аддикции у младших школьников.
3. Проанализировать результаты экспериментальной работы.
4. Разработать программу работы педагога по профилактике гейм- аддикции у детей младшего школьного возраста.
В данной работе мы использовали следующие методы исследования: теоретические (анализ педагогической и психологической литературы, обобщение, систематизация, сравнение и др.), практические (тестирование обучающихся младшего школьного возраста).
Базой исследования было выбрано МКОУ СОШ Челябинской области.
В эксперименте приняли участие 20 обучающихся 4 класса.
Практическая значимость исследования:
Апробация работы осуществлялась путем:
- публикации результатов исследования:
1. Соплина, А.А. Профилактика формирования гейм-аддикции у детей младшего школьного возраста / А.А. Соплина, М.В. Жукова // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. XLVIII междунар. науч.-практ. конф. № 7(41). - Новосибирск: СибАК, 2017. - с. 45-50.
2. Соплина, А.А. Проблема гейм-аддикции в младшем школьном возрасте / А.А. Соплина // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. LIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(59).
3. Соплина, А.А. Психологические детерминанты гейм-аддикции у
младших школьников / А.А. Соплина // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сб. ст. по материалам IX Международной научно- практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспективы». - № 7(9). - М., Изд. «Интернаука», 2016.
4. Соплина, А.А. Проблема формирования гейм-аддикции у младших
школьников / А.А. Соплина // Молодой исследователь: вызовы и перспективы: сб. ст. по материалам XVIII Международной научно - практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспективы». - № 16(18). - М., Изд. «Интернаука», 2016.
5. Соплина, А.А. Компьютерная зависимость, как причина нарушения адаптации ребенка к обучению в школе / А.А. Соплина // Тенденции, перспективы и приоритеты развития современной системы образования: сб. научных трудов по материалам V Международного педагогического форума молодых ученых. - Самара: Профессиональная наука, 2017. - 88 с.
- участия в конференциях:
1. V Международный педагогический форум молодых ученых «Тенденции, перспективы и приоритеты развития современной системы образования». 13 декабря, 2017 год, город Самара.
2. XLVIII Международная научно-практическая конференция «Наука вчера, сегодня, завтра». Апрель 2017 год, город Новосибирск.
3. LIX Студенческая международная научно-практическая конференция. Ноябрь 2017 год, город Новосибирск.
4. IX Международная научно-практическая конференция «Молодой ученый: вызовы и перспективы». Апрель 2016 год, город Москва.
5. XVIII Международная научно-практическая конференция «Молодой ученый: вызовы и перспективы». Сентябрь 2016 год, город Москва.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений. В тексте работы 3 таблицы, 1 рисунок. Список литературы представлен 53 источниками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной квалификационной работе мы подробно изучили теоретические аспекты проблемы гейм-аддикции у младших школьников и рассмотрели основные направления деятельности педагога по профилактике зависимости от компьютерных игр у младших школьников.
В результате проведения педагогического эксперимента было выявлено, что для данной возрастной категории характерна проблема гейм-аддикции. Чуть больше половины класса, исходя из результатов эксперимента, оказались на грани развития игровой зависимости, либо уже в стадии зависимости. Это все происходит потому, что нахождение в виртуальной среде для многих из них заменяет обыденное человеческое общение. Дети не нуждаются в занятиях чем-либо, вся их жизнь связана с победами и рекордами в играх.
Обобщив результаты педагогического эксперимента, мы предложили рабочую программу педагога, направленную на профилактику гейм - аддикции у детей младшего школьного возраста.
В настоящее время среди ученых нет еще единогласного мнения о том, стоит ли воспринимать проблему гейм-аддикции в серьезных масштабах. Чрезмерное увлечение компьютерными играми может поглотить ребенка, из-за чего он будет меньшее время уделять учебе, творчеству, спорту и т.д. Детская психика является наиболее подверженной воздействиям извне, т.к. она еще не до конца сформирована. Может возникнуть опасность появления личностных расстройств и зависимости.
Конечно, современное время - это время новых информационных технологий, и с компьютеризацией облегчились многие процессы и манипуляции, но не стоит забывать и о возможном пагубном воздействии на психику, физическое состояние и общее благополучие человека.
В заключении хотелось бы отметить, что своевременные профилактические мероприятия по предупреждению гейм-аддикции могут предотвратить возникновение зависимости. Самое главное, что нужно, всегда осуществлять контроль над самим собой и не допускать чрезмерного и бестолкового времяпрепровождения за компьютером. Нужно использовать это «чудо» техники лишь только по назначению, и тогда проблема гейм-аддикции будет постепенно идти на спад.
Т.о. цель нашей работы достигнута, задачи выполнены.
Дальнейшим направлением исследования может стать разработка рабочих программ на каждую возрастную категорию, обучающуюся в образовательном учреждении.



1. Акопов, А.Ю. Лечение игровой зависимости. Психотерапевтический метод контраддиктивной стимуляции / А.Ю. Акопов. - СПб., 2004. - 203 с.
2. Александров, В. В. Интеллект и компьютер / В. В. Александров. - СПб.: Издательство «Анатолия», 2004.
3. Алексеева, М. Воспитание социальной активности / М. Алексеева // Дошкольное воспитание. - 2012. - №11. - с. 31-35.
4. Бурлакова, И.В. Психология компьютерных игр / И.В. Бурлакова. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000.
5. Венгер, А.Л. Индивидуальные особенности психического развития и практические задачи психологии развития / А.Л. Венгер. - 2-е изд. - М.: АСТ, 2011. - 320 с.
6. Войскунский, А.Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета / А.Е. Войскунский // Вестник Московского университета. -
2008.- №2. - с. 140-153.
7. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В.Гоголева. - 2-е изд., стер. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 240 с.
8. Горелова, А.В. Интернет-зависимость как объект социологического исследования [Электронный ресурс] / А.В. Горелова. - Режим доступа: http: //archive.nbuv. gov.ua/portal/soc_gum/grani/2013_2/25. pdf
9. Долганов, Д.Н. Некоторые особенности системы личных конструкторов при аддиктивном поведении / Д.Н. Долганов // Вестник Кемеровскогогосударственного университета. -№ 2(22). - 2005. - с. 75-81.
10. Егоров, А.Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции [Электронный
ресурс] / А.Ю. Егоров. - Режим доступа:
http: //www.narcom.ru/cabinet/onl ine/8 8. html
11. Змановская, Е.В. Девиантология. Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е.В. Змановская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 288 с.
12. Жукова, М.В. Профилактика зависимости от компьютерных игр у младших школьников / М.В.Жукова // Личность и общество: проблемы взаимодействия. - 2014. - с.18-23.
13. Жукова, М.В. Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реализации / М.В.Жукова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - №11. - с.120¬129.
14. Жукова, М.В. Профилактика зависимости от компьютерных игр у младших школьников / М.В.Жукова // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2011. - №1. - с.69-75.
15. Жукова, М.В. Увлечение компьютерными играми как фактор зависимого поведения в дошкольном возрасте / М.В.Жукова // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - №10. - с.32.
16. Жукова, М.В. Зависимость от виртуальной реальности компьютера как один из видов аддиктивного поведения / М.В.Жукова // Начальное образование: проблемы и перспективы развития в условиях модернизации. -2005. - с.49-53.
17. Иванов, М.С. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера / М.С. Иванов // Психологический журнал. - 2013. - №2.
18. Иванов, М.С. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека / М.С. Иванов // Психологический журнал. - 1999. - Том 20. - № 1.
19. Иванов, М.С. Формирование зависимости от ролевых компьютерных игр / М.С. Иванов. - 1999.
20. Керделан, К. Дети процессора: как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых / К. Керделан, Г. Грезийон; пер. с фр. А. Лущанова. - Екатеринбург: У - Фактория, 2006.
21. Колесникова, Г. И. Девиантное поведение : учеб. пособие / Г. И. Колесникова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 218 с.
22. Компьютерный синдром [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.bfmap .ru/content/kompsin
23. Коптелова, Н.И. Особенности компьютерной игровой зависимости среди подростков / Н.И. Коптелова // Молодой ученый. - 2014. - №20.
24. Коптелова, Н.И. Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях / Н.И. Коптелова, В.А. Попов // Молодой ученый. - 2015. - №24.
25. Короленко, Ц. П. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире / Ц. П. Короленко, Т. А. Донских. - Новосибирск: Наука, 1990. - 222 с.
26. Короленко, Ц.П. Психосоциальная аддиктология / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Новосибирск: Издательство «Олсиб», 2001. - 251 с.
27. Котова, С.А. Компьютер в жизни ребенка младшего школьного возраста. Другое детство / С.А.Котова // Сборник тезисов участников II Всерос. научно-практ. конфер. по психологии развития. - М.: МГНПУ,
2009. -327 с.
28. Котова, С.А. Ребенок в новом информационном пространстве / С.А. Котова // Интернет-зависимость. Психологическая природа и динамика развития. - М.: Изд-во МГУ, 2009.
29. Кудрявцев, В. Интернет или «экологически чистый» наркотик / В.Кудрявцев // Воспитание школьников. - 2009. - №5. - с. 23-25.
30. Курганский, С.М. Организация досуговой деятельности младших школьников / С.М. Курганский // Завуч начальной школы. - 2004. - №6. - с. 89-113.
31. Лучшие компьютерные игры минувшего года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mirnov.ru/arhiv/mn840/mn/32-1.php
32. Малыгина, Ю.А. Причины компьютерной зависимости (интернет- зависимости, игровой зависимости) / Ю.А. Малыгина. - М.: Авант, 2006.
33. Меделевич, В.Д. Психология девиантного поведения / В.Д. Меделевич.
- М.: МЕДпресс, 2001.
34. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь /Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - Издательство «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2002. - 633 с.
35. Могилева, В.Н. Психофизические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером / В.Н. Могилева. - М.: Академия, 2007.
36. Новосельцев, В.И. Компьютерные игры: детская забава или педагогическая проблема? / В.И. Новосельцев // Директор школы. - 2013. - № 9.
37. Носов, Н. А. Виртуальная психология / Н.А. Носов. - М: Аграф, 2000. - 430 с.
38. Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред.А.Ребера: в 2-х тт: Т.1./ Пер. с англ. Чеботарева Е.Ю. - М.: Вече АСТ, 2003. - 592 с.
39. Пахомова, В. Г. Психологические детерминанты увлеченности компьютерными играми в младшем школьном возрасте / В.Г. Пахомова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2016. - с.46-57
40. Попов, О.А. Новая классификация компьютерных игр [Электронный ресурс] / О.А. Попов - Режим доступаhttp://psystat.at.ua/publ/4-1 -0-30
41. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. - Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 405 с.
42. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2012. - 576 с.
43. Соколова, М.В. О развивающих видеопрограммах для младенцев. Другое детство / М.В. Соколова. - М.: МГШ1У, 2009. - 327 с.
44. Тендрякова, М.В. Старые и новые лики игры: игровая специфика виртуального пространства / М.В. Тендрякова // Культурно-историческая психология. - 2008. - с. 60-68.
45. Усова, Е.Б. Психология девиантного поведения: учеб.-метод. Комплекс / Е.Б. Усова. - Минск: Издательство МИУ, 2010. - 180 с.
46. Федоров, А.В. Школьники и компьютерные игры с «экранным насилием» / А.В. Федоров // Педагогика. - 2014.
47. Федоров, А. В. Проблемы игровой компьютерной интернет - зависимости у подростков / А. В. Федоров, И. А. Власова // Молодой ученый. - 2013. - №5.
48. Фетискин, Н.П. Практическая девиантология: учебно-методическое пособие / Н.П. Фетискин. - М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2015. - 272 с.
49. Шмелев, А.Г. Мир поправимых ошибок / А.Г. Шмелев. - 1988 г. - №3.
50. Эйдемиллер, Э.Г. Исследование образа "Я" у подростков с аддиктивным поведением / Э.Г. Эйдимиллер, С.Л. Кулаков, О.В. Черемисин // Психологические исследования и психотерапия в наркологии: сборник научных трудов. - СПб., 2006.
51. Юрьева, Л.Н. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика,
коррекция и профилактика / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот. -
Днепропетровск: Пороги, 2006. - 196 с.
52. Юткина, Ю. «Компьютерные игры. Разрядка или зависимость?» / Ю.Юткина. - 2007г.
53. Яврый, Г.Г. Интернет и человек. / Г.Г. Яврый. Ставрополь: Изд-во «Графа», 2009.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ