Работа педагога по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников
|
Введение 6
Глава 1. Теоретические аспекты исследования работы педагога по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников 9
1.1. Компьютерная зависимость как психолого-педагогическая проблема 9
1.2. Особенности компьютерной зависимости младших школьников 12
1.3. Роль педагога в профилактике компьютерной зависимости у младших школьников 17
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению компьютерной
зависимости у младших школьников 24
2.1. Цель и задачи исследования 24
2.2. Программа работы педагога по профилактике компьютерной
зависимости младших школьников 28
2.3. Анализ результативности программы работы педагога по профилактике компьютерной зависимости младших школьников 32
Выводы по второй главе 39
Заключение 41
Библиографический список 43
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования работы педагога по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников 9
1.1. Компьютерная зависимость как психолого-педагогическая проблема 9
1.2. Особенности компьютерной зависимости младших школьников 12
1.3. Роль педагога в профилактике компьютерной зависимости у младших школьников 17
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению компьютерной
зависимости у младших школьников 24
2.1. Цель и задачи исследования 24
2.2. Программа работы педагога по профилактике компьютерной
зависимости младших школьников 28
2.3. Анализ результативности программы работы педагога по профилактике компьютерной зависимости младших школьников 32
Выводы по второй главе 39
Заключение 41
Библиографический список 43
Приложение
Актуальность. В век информационных технологий, компьютер является неотъемлемой частью жизни, как взрослых, так и детей. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования (ФГОС НО) ориентируется на повышение информационной компетентности у младших школьников. По мнению исследователей, ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять являются важным элементом формирования универсальных учебных действий (УУД) обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность. Таким образом, возникает противоречие между: необходимостью развития интеллектуальных способностей, повышению уровня эрудиции, развитию коммуникативных навыков, которое возможно в процессе овладения компьютерными технологиями и недостаточным вниманием педагогов к профилактике возникновения компьютерной зависимости.
На сегодняшний день вопрос о компьютерной зависимости младших школьников является одним из самых актуальных. Дети с раннего возраста имеют доступ к электронной технике: смотрят мультфильмы, играют в виртуальные игры. Современное обучение требует выполнение домашнего задания при помощи компьютера, школьникам приходится искать материал в Интернете, большую часть заданий им необходимо выполнять в электронном виде. Вопрос в том, насколько младший школьник, включенный в такой учебный процесс, сможет в дальнейшем социализироваться. Времяпровождение за компьютером и в сети Интернет может как положительно, так отрицательно влиять на развитие личности младшего школьника. С точки зрения положительного влияния работа за компьютером помогает учащимся развивать интеллектуальные способности, повышать уровень эрудиции, способствует развитию памяти. Социальные сети помогают приобретать более широкий круг знакомых и друзей, способствуя
развитию коммуникативных навыков. Онлайн воображение.
К противоречивому влиянию сети Интернет на личность школьников исследователи относят интернет-аддикции, то есть зависимость от компьютера. Сюда относят пристрастие к играм, компульсивную навигацию по интернету, зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными. Это неуправляемая тяга влечет за собой много негативных последствий для школьников в сфере коммуникации. Заменяя непосредственное общение виртуальным, младшие школьники упускают возможность проявить свои чувства и эмоции, а также понять чувства и эмоции другого человека.
Проблема компьютерной зависимости изучалась такими авторами, как В. Абраменкова, А.Е. Войскунский, В.А. Бурова, А.Ю. Егоров, С.В. Лободина, А.Н. Ивлева, К. Янг и др. Были проведены эмпирические исследования, направленные на изучение взаимосвязи идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста (А.Е. Жичкина), психологических детерминант компьютерной игровой зависимости (О.В. Литвиненко), взаимосвязи компьютерной зависимости и совладающего поведения ребенка (Ю.Н. Мураткина). Данная проблема продолжает изучаться и сейчас. В связи с тем, что она появилась не так давно, ещё не все её аспекты раскрыты в исследованиях.
Все вышесказанное определило тему нашего исследования: «Работа педагога по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников».
Проблема исследования - каково содержание деятельности педагога по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников?
Цель исследования: изучение теоретических и практических аспектов проблемы предупреждения компьютерной аддикции младших школьников экспериментальная проверка результативности программы деятельности педагога профилактической направленности.
Объект исследования - компьютерная зависимость у младших школьников.
Предмет исследования- деятельность педагога по профилактике
компьютерной зависимости младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать компьютерную зависимость как психолого-педагогическую проблему
2. Выявить особенности компьютерной зависимости младших школьников.
3. Проанализировать роль педагога в профилактике компьютерной зависимости младших школьников.
4. Экспериментальным путем проверить результативность программы профилактики аддиктивного поведения у младших школьников.
Гипотеза исследования: внедрение в учебно-воспитательный процесс начальной школы программы работы педагога профилактической направленности, характерной особенностью которой является включение родителей, позволит снизить уровень риска формирования компьютерной зависимости у младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ педагогической, психологической и методической литературы; обобщение, систематизация, сравнение.
- эмпирические методы: эксперимент, анкетирование.
- методы обработки и интерпретации результатов.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средней образовательной школы № 78 г. Челябинска». В эксперименте принимали участие 25 детей в возрасте 9-10 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав с параграфами, выводов по ним, заключения, библиографического списка и двух приложений.
На сегодняшний день вопрос о компьютерной зависимости младших школьников является одним из самых актуальных. Дети с раннего возраста имеют доступ к электронной технике: смотрят мультфильмы, играют в виртуальные игры. Современное обучение требует выполнение домашнего задания при помощи компьютера, школьникам приходится искать материал в Интернете, большую часть заданий им необходимо выполнять в электронном виде. Вопрос в том, насколько младший школьник, включенный в такой учебный процесс, сможет в дальнейшем социализироваться. Времяпровождение за компьютером и в сети Интернет может как положительно, так отрицательно влиять на развитие личности младшего школьника. С точки зрения положительного влияния работа за компьютером помогает учащимся развивать интеллектуальные способности, повышать уровень эрудиции, способствует развитию памяти. Социальные сети помогают приобретать более широкий круг знакомых и друзей, способствуя
развитию коммуникативных навыков. Онлайн воображение.
К противоречивому влиянию сети Интернет на личность школьников исследователи относят интернет-аддикции, то есть зависимость от компьютера. Сюда относят пристрастие к играм, компульсивную навигацию по интернету, зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными. Это неуправляемая тяга влечет за собой много негативных последствий для школьников в сфере коммуникации. Заменяя непосредственное общение виртуальным, младшие школьники упускают возможность проявить свои чувства и эмоции, а также понять чувства и эмоции другого человека.
Проблема компьютерной зависимости изучалась такими авторами, как В. Абраменкова, А.Е. Войскунский, В.А. Бурова, А.Ю. Егоров, С.В. Лободина, А.Н. Ивлева, К. Янг и др. Были проведены эмпирические исследования, направленные на изучение взаимосвязи идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста (А.Е. Жичкина), психологических детерминант компьютерной игровой зависимости (О.В. Литвиненко), взаимосвязи компьютерной зависимости и совладающего поведения ребенка (Ю.Н. Мураткина). Данная проблема продолжает изучаться и сейчас. В связи с тем, что она появилась не так давно, ещё не все её аспекты раскрыты в исследованиях.
Все вышесказанное определило тему нашего исследования: «Работа педагога по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников».
Проблема исследования - каково содержание деятельности педагога по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников?
Цель исследования: изучение теоретических и практических аспектов проблемы предупреждения компьютерной аддикции младших школьников экспериментальная проверка результативности программы деятельности педагога профилактической направленности.
Объект исследования - компьютерная зависимость у младших школьников.
Предмет исследования- деятельность педагога по профилактике
компьютерной зависимости младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать компьютерную зависимость как психолого-педагогическую проблему
2. Выявить особенности компьютерной зависимости младших школьников.
3. Проанализировать роль педагога в профилактике компьютерной зависимости младших школьников.
4. Экспериментальным путем проверить результативность программы профилактики аддиктивного поведения у младших школьников.
Гипотеза исследования: внедрение в учебно-воспитательный процесс начальной школы программы работы педагога профилактической направленности, характерной особенностью которой является включение родителей, позволит снизить уровень риска формирования компьютерной зависимости у младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ педагогической, психологической и методической литературы; обобщение, систематизация, сравнение.
- эмпирические методы: эксперимент, анкетирование.
- методы обработки и интерпретации результатов.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средней образовательной школы № 78 г. Челябинска». В эксперименте принимали участие 25 детей в возрасте 9-10 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав с параграфами, выводов по ним, заключения, библиографического списка и двух приложений.
Теоретическое и экспериментальное исследование работы педагога по профилактике компьютерной зависимости у младших школьников позволило нам заключить следующее:
1. Термин компьютерной зависимости появился относительно недавно, примерно в девяностых годах прошлого столетия. Компьютерная зависимость — это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящим к резкому сокращению всех остальных видов деятельности. Проблема компьютерной зависимости изучалась такими авторами, как В. Абраменкова, А.Е. Войскунский, В.А. Бурова, А.Ю. Егоров, С.В. Лободина, А.Н. Ивлева, К. Янг и др.
2. Выделяют четыре стадии развития компьютерной зависимости у младших школьников: стадия легкой увлеченности, стадия сильной увлеченности, стадия зависимости и стадия привязанности. Компьютерная зависимость может принимать 2 формы: социализированную (поддерживаются контакты с социумом, в основном с такими же игроманами, с которыми зависимый человек любит играть вместе) и индивидуализированную (нарушается взаимодействие человека с окружающим миром, он играет в одиночку, потребность в игре по значимости приравнивается к физиологическим). Компьютерная аддикция имеет два направления: компьютерные игры и интернет.
3. Профилактика компьютерной зависимости среди детей младшего школьного возраста должна быть ориентирована на повышение их интереса к различным сферам современного досуга, на подготовку психики детей к противодействию негативным воздействиям компьютерных игр, на помощь детям осознать их образовательные и культурные потребности и способы их удовлетворения с помощью компьютера; информирование детей и их родителей о негативном влиянии компьютерных технологий; уменьшение интереса детей к компьютерным играм, а также организацию социально-общественного противодействия формированию игровой зависимости у детей как ресурса нации и государства.
4. Для исследования уровня сформированности компьютерной аддикции детей младшего школьного возраста мы провели анкетирование родителей, а также провели диагностику по исследованию склонности к интернет-зависимости у детей младшего школьного возраста по методике «Шкала Интернет-зависимости» Анастасии Жичкиной. В результате проведения данной диагностики мы выяснили, что большинство детей экспериментальной группы имеют высокую и среднюю степени интернет-зависимость
5. Мы составили и экспериментально апробировали программу работы педагога по профилактике компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста, в которую включили два раздела: программа для детей младшего школьного возраста по профилактике компьютерной зависимости, программа по включению родителей в работу по профилактике компьютерной зависимости детей младшего школьного возраста. В результате проведения повторной диагностику на предмет уровня склонности детей младшего школьного возраста к интернет-зависимости и выяснили, что в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика: количество детей с высокой степенью интернет-зависимости уменьшилось на 16 % (4 чел.), число детей, не имеющих склонности к интернет-зависимости увеличилось на 20 % (5 чел.).
Таким образом, в нашем исследовании цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Дальнейшим направлением исследования может стать разработка и реализации программы работы педагога по профилактике других видов зависимого поведения
1. Термин компьютерной зависимости появился относительно недавно, примерно в девяностых годах прошлого столетия. Компьютерная зависимость — это пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящим к резкому сокращению всех остальных видов деятельности. Проблема компьютерной зависимости изучалась такими авторами, как В. Абраменкова, А.Е. Войскунский, В.А. Бурова, А.Ю. Егоров, С.В. Лободина, А.Н. Ивлева, К. Янг и др.
2. Выделяют четыре стадии развития компьютерной зависимости у младших школьников: стадия легкой увлеченности, стадия сильной увлеченности, стадия зависимости и стадия привязанности. Компьютерная зависимость может принимать 2 формы: социализированную (поддерживаются контакты с социумом, в основном с такими же игроманами, с которыми зависимый человек любит играть вместе) и индивидуализированную (нарушается взаимодействие человека с окружающим миром, он играет в одиночку, потребность в игре по значимости приравнивается к физиологическим). Компьютерная аддикция имеет два направления: компьютерные игры и интернет.
3. Профилактика компьютерной зависимости среди детей младшего школьного возраста должна быть ориентирована на повышение их интереса к различным сферам современного досуга, на подготовку психики детей к противодействию негативным воздействиям компьютерных игр, на помощь детям осознать их образовательные и культурные потребности и способы их удовлетворения с помощью компьютера; информирование детей и их родителей о негативном влиянии компьютерных технологий; уменьшение интереса детей к компьютерным играм, а также организацию социально-общественного противодействия формированию игровой зависимости у детей как ресурса нации и государства.
4. Для исследования уровня сформированности компьютерной аддикции детей младшего школьного возраста мы провели анкетирование родителей, а также провели диагностику по исследованию склонности к интернет-зависимости у детей младшего школьного возраста по методике «Шкала Интернет-зависимости» Анастасии Жичкиной. В результате проведения данной диагностики мы выяснили, что большинство детей экспериментальной группы имеют высокую и среднюю степени интернет-зависимость
5. Мы составили и экспериментально апробировали программу работы педагога по профилактике компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста, в которую включили два раздела: программа для детей младшего школьного возраста по профилактике компьютерной зависимости, программа по включению родителей в работу по профилактике компьютерной зависимости детей младшего школьного возраста. В результате проведения повторной диагностику на предмет уровня склонности детей младшего школьного возраста к интернет-зависимости и выяснили, что в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика: количество детей с высокой степенью интернет-зависимости уменьшилось на 16 % (4 чел.), число детей, не имеющих склонности к интернет-зависимости увеличилось на 20 % (5 чел.).
Таким образом, в нашем исследовании цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Дальнейшим направлением исследования может стать разработка и реализации программы работы педагога по профилактике других видов зависимого поведения
Подобные работы
- Работа педагога по профилактике компьютерной аддикции у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2019 - Взаимодействие педагога с семьей по профилактике компьютерной зависимости младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА КАК МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4660 р. Год сдачи: 2020 - Работа педагога-психолога по профилактике аддиктивного поведения детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019 - Работа с семьей по профилактике компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2019 - Работа педагога по профилактике зависимости от компьютерных игр у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019 - Педагогическая профилактика компьютерной зависимости у
детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Педагогическая профилактика компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022 - Работа педагога с семьёй по профилактике Интернет-зависимости у детей младшего школьного возраста
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2019



