Среди русских классиков С.Т. Аксаков занимает совершенно особое место как автор неподражаемых книг о природе, охоте, рыбной ловле, как создатель «Семейной хроники» и «Багрова-внука». При этом его творчество неотрывно от литературы и культуры XVIII столетия, оказавших на него во многом определяющее воздействие. В его произведениях произошло слияние литературы и действительности, что оказалось «органичным выражением убеждений Аксакова» и открыло для искусства «новые формы единения с жизнью, а следовательно, и творческого постижения ее» . По словам Е.И. Анненковой, Аксаков вобрал в себя все благотворное (и достаточно разнородное), что могла представить ему русская история и культура конца XVIII и начала XIX в. «Наделенный страстным, увлекающимся характером, он в то же время оказался способным к синтезированию основополагающих начал жизни и культуры – может быть, потому, что в своем индивидуальном развитии прошел те этапы, которые являли собой некую норму. Его жизнь вместила две эпохи, имеющие общечеловеческий смысл, но окрашенные индивидуальными оттенками» .
Цель исследования заключается в проведении анализа вклада С.Т. Аненнкова в детскую литературу.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) проследить «мир детства» С.Т. Аксакова;
2) рассмотреть «Детские годы Багрова – внука» в творчестве С.Т. Аксакова;
3) проанализировать лексич
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
Феномен детства становится одним из важнейших тем в творчестве русских писателей, начиная с XIX столетия – деятели эпохи романтизма впервые раскрыли психологию детской души и придали категории детства в общественном сознании статус общечеловеческой ценности. Как справедливо отмечал Н.Я. Берковский, обозначая ключевые векторы романтического культа детства, «романтизм установил культ ребенка и культ детства. <...> С романтиков начинаются детские дети, их ценят самих по себе, а не в качестве кандидатов в будущие взрослые. <...> В детях максимум возможностей, которые рассеиваются и теряются позднее. Внимание романтиков направлено к тому в детях и детском сознании, что будет утеряно взрослыми» .
С середины XIX в. тема детства постоянно присутствует в творческом сознании русских писателей.
1. Аксаков С. Т. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1955. – 640 с.
2. Анненкова Е.И. Аксаковы. СПб.: Наука, 1998. – 223 с.
3. Анненкова Е.И. Творческий путь Сергея Тимофеевича Аксакова // Аксаков С.Т. Собр. соч. В 3 т. М.: Худож. лит., 1986. – 217 с.
4. Бегунов Ю.К. Источники сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» // Русская литература. 1983. № 1. С. 179-187.
5. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – СПб.: Азбука, 2001. – 512 с.
6. Демиденко Е.Л. Литературные сказки. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» (особенности художественного мира). Сказы П.П. Бажова. Сказка и сказ. Представление о стиле речи // Литература. 2005. № 23. С. 64-65.
7. Платонов А. П. Размышления читателя. Детские годы Багрова-внука. М., 1980. – 319 с.
8. Сигаева Т. Три «детства» в русской литературе // литература. еженедельное приложение к газ. «Первое сентября». 1999. № 3. С. 8.
9. Олейникова Ю.А. «… Для дитяти чувствование всегда могущественнее идеи» (объективация эмоционального мира ребенка в повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука») / Ю. А. Олейникова // Известия ВГПУ. - 2007. - № 5. - С. 142-146.
10. Поддубная Р.П. Аксаковы: страницы жизни / Р.П. Поддубная. – Самара, 2016. – 119 с.
11. Войтловская Э.Л. И.С. Тургенев о С.Т. Аксакове. Ученые записки. / Э.Л. Войтловская - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1958. С. 109-135.
12. Cecil D. Introduction / Sergei Aksakov. Years of Childhood. Translated by J. D. Duff. Oxford Univ. Press, 1983. – P. VIII-X.