ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ……………..9
1.1. Правовой статус региональных отделений политических партий в России: понятия, признаки, элементный состав………………………………...9
1.2. Становление правового положения политических партий и их региональных отделений в России……………………………………………..17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИИ………………………………………………………………………….35
2.1. Правовое закрепление статуса региональных отделений политических партий……………………………………………………………35
2.2. Содержание правового статуса региональных отделений политических партий……………………………………………………………45
2.3. Проблемы реализации правового статуса региональных отделений политических партий в Тюменской области…………………………………..55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………..73
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития многопартийности в России и закреплении на конституционном уровне принципов политического и идеологического многообразия, необходимым остается совершенствование федерального и регионального законодательства, регулирующих правовой статус региональных отделений политических партий, усиление их роли и эффективности взаимосвязи партий между государством и обществом на политической арене в демократическом государстве. Поскольку региональные отделения политических партий занимают особое положение в социально-политической системе, это позволяет им стать ключевым звеном связующим публичную власть с населением субъектов Российской Федерации. Потенциально региональные отделения могут играть ведущую роль в формировании высших органов власти на уровне субъектов Российской Федерации и формировании Федерального собрания на федеральном уровне.
Проблемы теоретического и практического характера позволяют судить что возможности региональных отделений политических партий не были осмысленны в полной мере правовой наукой и не получили должного отражения в законодательстве. Недостаточной остается и юридическая конструкция правового статуса как политических партий, так и их региональных отделений.
Повышение уровня правового законодательства последних лет частично направлено на организацию и функционирование политических партий, но фактически изменения обошли стороной их деятельность на региональном уровне. В должной мере не отражены степень самостоятельности и гарантии реализации своих прав у региональных отделений, а также ее рядовых членов. Остается минимальным участие региональных отделений в формировании правосознания и правовой культуры среди молодежи в связи с отсутствием конструкций осуществления молодежной политики.
Пока будет оставаться открытыми данные вопросы, региональные отделения будут участниками иерархических взаимоотношений, подразумевающих отношения предоставления доступа к экономическим благам в обмен на голоса и поддержку в выборах. Вместо того что бы в обмен на те же голоса повышать социальный уровень населения и формировать должный уровень правовой культуры в обществе.
Не проработанность законодательства не допускает в полной мере раскрыть свой потенциал региональным отделениям политических партий в сотрудничестве населения и публичной власти.
Вышеизложенное дает возможность утверждать, что проблемы нормативно-правового регулирования статуса региональных отделений политических партий все еще требуют решения правовой наукой.
Степень научной разработанности темы научно-исследовательской работы, нормативная основа и круг источников. При написании исследования ключевое внимание уделялось нормативно-правовому материалу, который рассматривает вопросы правового статуса региональных отделений политических партий. Это обусловлено тем, что в Российском законодательстве за последнее десятилетие произошли изменения и были внесены поправки, требующие более точного научного исследования.
Исходя из этого основу научного исследования представляет собой изучение положений Федерального закона «О политических партиях» 2001 года с изменениями 2019 года, Конституция Российской Федерации 1993 года, Федерального закона «О некоммерческих организациях» 1996 года, с изменениями 2018 года, Гражданский Кодекс Российской Федерации 1994 года, законодательство субъектов Российской Федерации, а также постановления Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда РФ.
Теоретической основной научного исследования стали труды ученых - специалистов в области конституционного и гражданского права, теории государства и права, философии права. Это работы: С.А. Авакьяна, Б.С. Абзалбекова, М.В. Багалая, М.В. Барабанова, Н.И. Богачевой, Т.К. Байковой, Н.А. Богданова, Э.А. Волгина, М. Дюверже, Н.М. Добрынина, К. Джанда, М.А. Завгородный, В.Д. Зорькина, Н.В. Зиминой, А.В. Курочкина, А.А. Карцхия, А.Ю. Лыскова, А.В. Малько, М.Н. Марченко, В.С. Нерсесянца, Н.И. Платонова, О.М. Решетникова, М.С. Саликова, А.К. Сковикова, Ю.А. Тихамирова, М.И. Цапко, В.Е. Чиркина, Я.Ю. Шашкова.
Состояние изученности вопроса нельзя назвать достаточной. В имеющихся исследованиях в основном рассматривается статус политических партий в целом, а рассмотрение статуса их региональных отделений носит в большей части фрагментальный характер, касаясь их отдельных аспектов, или анализируются общие для политических партий и региональных отделений вопросы, например, регистрации партий и их региональных отделений. В данном исследовании пристальное внимание посвящено комплексной характеристике правового статуса региональных отделений политических партий в России.
Объект исследования – правовой статус региональных отделений политических партий Российской Федерации и общественные отношения, складывающиеся в этой сфере.
Предметом исследования являются основные понятия и нормы, характеризующие правовой статус региональных отделений политических партий в Российской Федерации.
Цель научно исследовательской работы – комплексное исследование правового статуса региональных отделений политических партий в Российской Федерации, а также попытка выработки конкретных предложений по улучшению нормативной базы их правового статуса.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
– исследовать понятие, содержание и элементный состав правового статуса региональных отделений политических партий;
– рассмотреть развитие правового регулирования статуса региональных отделений политических партий в России;
– провести анализ правового закрепления положения региональных отделений политических партий в России;
– дать характеристику содержания правового статуса региональных отделений политических партий в России;
– выявить проблемы и недостатки реализации правового статуса региональных отделений политических партий в субъектах федерации, на примере Тюменской области и внести конкретные предложения по их устранению.
Методологическая основа исследования. В ходе научного исследования правового статуса региональных отделений политических партий использовались следующие методы: общенаучный, частно-научные и специальные – диалектический, формально-логический, структурно-функциональный, историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический, юридико-герменевтический, юридико-технический, дескриптивный методы и другие.
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования представляет собой одно из комплексных исследований правового статуса региональных отделений политических партий. В данной работе были уточнены состав элементов фактического положения и строение юридического статуса региональных отделений политических партий. Установлена реализуемость региональными отделениями политических партий своих прав и обязанностей в социально-политической системе, исполнимость норм федерального законодательства, уставных норм и иных партийных документов, закрепляющих их юридический статус. В этом контексте проведена оценка правового статуса региональных отделений политических партий в ракурсе его целостности, выявлены пробелы в законодательных нормах их положения в современной России, а в частности в субъектах федерации. Рассмотрено участие региональных отделений политических партий и его рядовых членов в электоральном процессе, предложены пути повышения их участия. Даны конкретные предложения повышения уровня доверия к региональным отделениям и политическим партиям среди молодежи и общества в целом. Проанализированы особенности правового статуса региональных отделений политических партий выявлены проблемы и предложены пути их решения. В научно-исследовательской работе обоснована необходимость изменения законодательства о политических партиях с целью повышения требований к региональным отделениям политических партий со стороны государства, из-за их непосредственной близости к населению что дает им возможность формировать должный уровень правосознания в обществе и быть связующим званом между публичной властью и гражданами.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Состоит из того, что теоретические положения и выводы данного исследования, могут быть использованы в качестве основы проведения дальнейших научных исследований в данной области.
Практические предложения состоят в том, что автор предлагает меры по совершенствованию правового статуса региональных отделений политических партий, которые, могут использоваться в законотворческой деятельности для совершенствования Федерального закона «О политических партиях».
Апробация результатов исследования. Отдельные положения научного исследовательской работы нашли отражения в научной публикации: «Становление правового положения политических партий и их региональных отделений в России».
В результате проведенного исследования мы делаем следующие выводы и предложения.
Сегодня политическая система Российской Федерации представляется уже немыслимой без существования многопартийной системы, представительства партий и политических блоков в различных органах власти, в повседневной жизни российского общества.
Одновременно, существующие в российской политике проблемы влияют на избирательные и парламентские возможности политических партий. Это перестраивает понимание конституционного принципа многопартийности, когда государство намеренно допускает существование множества партийных структур, но до выборов доходит лишь их ограниченный состав . Несмотря на то что субъекты РФ с 2001 г. утратили прерогативу непосредственной регламентации партийной деятельности, они продолжают влиять на реализацию отдельных возможностей политических партий.
Одновременно, в России в период с 2000 сложилась партийная система с доминантной партией. Произошло сокращение общего числа партий. С политического поля ушли силы, которые имели мало шансов прийти к власти. Вышеназванные нововведения в сфере партийного и избирательного законодательства способствовали формированию в России партийной системы с наличием «партии власти».
Необходимо отметить, что существует несколько факторов, которые препятствуют трансформации политических партий в реальных участников (акторов) процесса организации власти.
Первый фактор – институциональный политический дизайн страны. Российский вариант президентско-парламентской формы правления, который закреплен в Основном законе, иных нормативно-правовых актах и политической практике, не предполагает формирование правительства партией, которая победила на парламентских выборах. Следовательно, партии не имеют возможность реализовывать разработанный ими политический курс и нести за него ответственность. В таких условиях роль партий в политической системе небольшая, их поддержка населением скромная, стимулы к партийному строительству отсутствуют.
Второй фактор – несправедливые условия соревнования и политической конкуренции. Главное объяснение этому состоит в том, что становление политических партий в России происходило в специфических условиях, которые во многом отличались от условий, в которых формировались партии государств Восточной Европы, и определили особенности современной партийной системы страны.
Во-первых, это длительное функционирование достаточно жесткого коммунистического режима со всеми его характеристиками (запретом частной собственности, проведением политики социальной и культурной гомогенизации). В Советском Союзе не было таких декоративных общественно-политических институтов, как некоммунистические партии в ряде восточноевропейских государств, которые могли бы (хотя бы в ограниченном масштабе) выражать интересы, отличные от генеральной линии Коммунистической партии. Другими словами, процесс институционализации многопартийной системы столкнулся с несформированностью социально-политических размежеваний, которые структурировали партийные системы государств Западной Европы и США на этапе их формирования, и с отсутствием традиций политической конкуренции и идеологического плюрализма.
Во-вторых, в отличие от ряда восточноевропейских государств либерализация и смена политического режима в России не сопровождались заключением договоров и пактов между ведущими политическими акторами. В России был осуществлен политический транзит (точнее два – в 1991 и 1993 гг.), в результате которого один из участников политического конфликта оказался в заведомо менее благоприятных условиях. Подобные особенности процессов трансформации наслоились на специфику традиций организации власти в России, в которой, в отличие от ряда стран Восточной Европы, сильны традиции единовластия, ориентации на патронклиентские отношения, преобладания неформальных правил и практик. Вышеназванные факторы во многом обусловили отсутствие у главных политических сил равных условий политического соревнования и стремление правящих элит закрепить свое доминирующее положение, в том числе и в законодательной области посредством определенной партийной политики.
В настоящее время существует ряд подходов относительно понятия правового статуса политической партии, его структуры и видов. Анализ данных подходов позволяет сделать вывод, что правовой статус политической партии — это комплексная категория, характеризующая правовое положение политической партии, ее место и роль в обществе и государстве, совокупность ее прав и обязанностей, гарантии их реализации, а также установленные законом ограничения. Правовой статус политической партии подвержен изменениям в зависимости от конкретно-исторических условий, экономических и политических трансформаций, происходящих в обществе, от особенностей самого общества. Правовой статус политической партии является формой социального статуса партии, закрепленной посредством юридических норм .
Права и обязанности политической партии являются ключевой характеристикой ее правового статуса. Перечень прав, свойственных политической партии как политическому объединению, выражающих ее предназначение и вытекающих из ее основных целей, является основным. А права, способствующие реализации основных целей политической партии и ее основных прав, а также права в организационной и технической сферах, следует характеризовать как дополнительные .
Нами был проведен анализ проблем реализации правового статуса региональных отделений политических партий в Тюменской области.
Всего на территории Тюменской области региональной избирательной комиссией зарегистрировано 37 отделений политических партий. Но данная цифра в рамках оценки политического рынка может рассматриваться только де-юре, так как де-факто на сегодняшний день на территории области и конкретно в областном центре достаточно активно функционирует только порядка 8 партий.
Анализируя данные по выдвижению и регистрации партийных списков и кандидатов за 4 электоральных цикла становится видно, что по меньшей мере два раза своего кандидата в одномандатном округе или партийный список помимо 4 парламентских партий выдвинули только «Коммунисты России», «Патриоты России», «Яблоко», а также «Партия роста» – преемница «Правого дела». Вместе с тем по меньшей мере двух регистраций списка или кандидата удалось добиться и вовсе только «Патриотам России» и «Партии Роста». Отсюда правомерным будет констатировать, что на тюменском партийном рынке в той или иной степени активную электоральную деятельность осуществляет только 8 партий. При этом согласно результатам на выборах, только парламентские партии являются весомыми игроками на рынке.
1.1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 года // СПС «Консультант плюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
1.2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 1994. № 32.
1.3 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (в ред. от 02.12.2019) // СЗ РФ. 2001 г. № 29. Ст. 2950.
1.4. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. 1996 г. № 3.
1.5. Федеральный закон от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 26.11.2019) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/
1.6. Устав Тюменской области от 15 июня 1995 г. № 6 (принят на заседании Тюменской областной Думы 15 июня 1995 г.) (в ред. от 19.04.2019) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://admtyumen.ru/
1.7. Закон Тюменской области «О выборах депутатов Тюменской областной Думы» от 20 февраля 1996 г. № 28 (принят на заседании Тюменской областной Думы 20 февраля 1996 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://admtyumen.ru/
1.8. Избирательный кодекс (Закон) Тюменской области от 03 июня 2003 г. №139 (принят на заседании Тюменской областной думы 27 мая 2003 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/802032834
НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
2.1. Абзалбеков Б.С. Особенности становления партийной системы современной России: политологический обзор // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. – 301 с.
2.2. Авакьян С.А. Конституционное право России: Учеб. курс: В 2 т. М., 2005. – 411 с.
2.3. Авакьян С.А. Конституционно-правовой статус политических партий в России: учебное пособие для студентов вузов. М.: Норма, 2011. – 211 с.
2.4. Асеев С.Ю., Шашкова Я.Ю. Новые российские партии в политическом процессе: проблемы эффективности участия // Известия Алтайского государственного университета. 2015. Т. 1. №2(86). – С. 4 – 7.
2.5. Байкова Т.К. Конституционно-правовой статус политических партий в РФ: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.02. / Т.К. Байкова. Московская государственная юридическая академия. М., 2002. - 201 с.
2.6. Байкова Т.К. Конституционно-правовой статус политических партий в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. – 27 с.
2.7. Барабанов М.В. Партии и многопартийность в современной России: возникновение, основные тенденции развития. М.: Издательство Московского государственного областного университета, 2011. – 207 с.
2.8. Белозеров В.В. К вопросу о конституционно-правовом статусе политических партий как субъектов избирательного процесса // Актуальные проблемы конституционного и международного права: материалы Второй ежегодной конференции. Ставрополь, 2018. С. 21–24.
2.9. Богачева Н.И. Политические партии России в структуре государственной власти: интерпретация прошлого, настоящего, будущего. М.: Граница, 2010. – 211 с.
2.10. Богданова Н.А. Категория статуса в конституционном праве // Вестник Моск. унта. Сер. 11. Право. 1998. № 3. С. 4-9.
2.11. Борисов И.Б., Заславский С.Е. Партии на будущих выборах. Новое законодательство. М., 2005. – 97 с.
2.12. Братановский С.Н., Завгородний М.А. Политические партии как субъекты административного права: монография. М., 2012. – 194 с.
2.13. Бураковский А.Л. Юридическая ответственность политических партий в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2007. – 27 с.
2.14. Варлен М.В. Особенности правового регулирования участия политических партий в региональных и муниципальных выборах в России и зарубежных странах // Lex Russca. 2016. – С. 14 – 17.
2.15. Васильева С.В. Злоупотребление политической партией своим доминирующим положением // Российская Конституция: нормы и жизнь. Труды кафедры конституционного и муниципального права. Вып. 6. М., 2011. – С. 41 – 44.
2.16. Великая Н.М., Голосеева А.А. Роль институтов гражданского общества в общественном диалоге в современной России // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2009. № 2. С. 28–48.
2.17. Вологина Э.А. Реализация многопартийности в Российской Федерации // Философия права. 2009. № 4. С. 52–56.
2.18. Воробьев Н.И., Голушков Д.И., Митин Г.Н. Комментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях». 2013 // Справочная правовая система «Гарант».
2.19. Гамбаров Ю.С. Политические партии в их прошлом и настоящем. СПб., 1905. – 114 с.
2.20. Гуторова А.Н. Правомочия политических партий в избирательном процессе // Актуальные проблемы российского права. 2012. № 1. – С. 11 – 14.
2.21. Джанда К. Теория партий и дефиниции // Теория партий и партийных систем. М., 2008. – 117 с.
2.22. Долгих Ф.И. Законодательное регулирование структурной организации политических партий // Правотворчество и правоприменительный процесс в современной России. Вып. 1. М.: Московская финансово-промышленная академия (Юридический факультет). Маркет ДС, 2007. – 277 с.
2.23. Долгих Ф.И. Права и обязанности политической партии // Роль бизнеса в трансформации российского общества-2012: сборник материалов Седьмого Международного научного конгресса. Ч. 2. М.: Эдитус, 2012. – 207 с.
2.24. Долгих Ф.И. Правовой статус политических подходов // Роль бизнеса в трансформации общества-2014: сборник материалов IX Международного научного конгресса. 7–11 апреля 2014 г. Ч. 2. М.: МФПУ «Синергия», 2014. – 311 с.
2.25. Долгих Ф.И. Правовые аспекты создания, государственной регистрации и ликвидации политических партий в России: монография М.: Юрист, 2016. – 319 с.
2.26. Доленко Д.Д. Сравнительный анализ правового положения политических партий в федеративных государствах на примере ФРГ и РФ // Известия Рос. гос. педагогич. ун-та им. А.И. Герцена. 2009. № 101. С. 214.
2.27. Дюверже М. Политические партии / Пер. с франц. - М.: Академический Проект, 2000. - 538 с.
2.28. Завгородный М.А. Структура административно-правового статуса политической партии в России // Вестник Саратовской государственной академии права. 2010. № 5. С. 73-76.
2.29. Заславский С.Е. Политические партии России: проблемы правовой институционализации: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2004. – 31 с.
2.30. Заславский С.Е. Политические партии России: проблемы правовой институционализации. М., 2003. – 194 с.
2.31. Застрожная О.К. Некоторые проблемы правоприменительной практики обеспечения участия политических партий в региональных выборах // Журнал о выборах. 2006. № 6. С. 3-18.
2.32. Зимина Н.В. Актуальные проблемы регистрации политических партий и их региональных отделений // Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. – С. 12 – 17.
2.33. Зимина Н.В. Анализ деятельности региональных отделений политических партий забайкальского края // Вестник Забайкальского государственного университета. 2015. – С. 21 – 23.
2.34. Зимина Н.В. Теоретико-методологический анализ политических партий и общественных объединений в мировых партийных системах // Вестник ЗабГУ. 2014. №31. – С. 44 – 47.
2.35. Зимина Н.В., Тумуров Ж.Т. Актуальные проблемы регистрации политических партий и их региональных отделений // Вестник Забайкальского государственного университета. 2018. – 331 с.
2.36. Зорькин В.Д. Правовые основы российской многопартийности и практика Конституционного Суда // Междунар. конф. «Политические партии в демократическом обществе: правовые основы организации и деятельности» (Санкт-Петербург, 27— 28 сентября 2012 г.). – 411 с.
2.37. Иванченко А.В., Любарёв А.Е. Российские выборы от перестройки до суверенной демократии. М., 2007. С. 174–175.
2.38. Карцхия А.А. Политические партии России: особенности правового статуса // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2008. – 311 с.
2.39. Кленкина O.В. Об отраслевой принадлежности правового статуса политической партии // Известия Академии управления: теория, стратегии, инновации. 2012. № 5. С. 19-22.
2.40. Коргунюк Ю.Г. Становление партийной системы в современной России. М., 2007. С. 429–430.
2.41. Коцюбинский Д.А. Русский национализм в начале XX столетия: Рождение и гибель идеологии Всероссийского национального союза. М., 2001. – 119 с.
2.42. Курочкин A.В. Функции политической партии: политический и правовой характер // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 3. С. 104-106.
2.43. Курочкин А.В. Институциональные противоречия взаимоотношений политических партий с парламентами субъектов Российской Федерации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. 2019. – 217 с.
2.44. Курочкин А.В. Правовые источники, регулирующие статус политических партий в современной России // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 1. – С. 19 – 21.
2.45. Курочкин А.В. Эволюция правового статуса политических партий в России // Власть. 2012. №5. – С. 179 – 182.
2.46. Кынев А. Выборы парламентов российских регионов 2003–2009: Первый цикл внедрения пропорциональной избирательной системы. М.: Панорама, 2009. С. 7–8.
2.47. Леонов М.И. Партия социалистов-революционеров в 1905–1907гг.М., 1997. С.40–41.
2.48. Линец С. И. История политических партий и движений в России: учеб. пособие для академического бакалавриата / С. И. Линец, В. П. Ермаков. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 193 с.
2.49. Лысков А.Ю. Формирование многопартийности – ключевой фактор партийного строительства в современной России // Теория и практика общественного развития. 2014. № 4. С. 180–182.
2.50. Малов Ю.К. Введение в теорию политических партий (Обзор идей и концепций). М., 2005. – 179 с.
2.51. Митин Г.Н. Особенности конституционно-правового регулирования статуса политической партии как юридического лица: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. – 29 с.
2.52. Михалева Г.М. Сравнительная характеристика современных российских и европейских политических партий // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2016. №2(4). – С. 9 – 11.
2.53. Мухаметов Р.С. Политические институты и процессы в России: (федеральный и региональный аспекты): учеб.-метод. пособие / Р.С. Мухаметов, А.В. Гайсина, Н.И. Сивкова; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 128 с.
2.54. Оверслот H., Верхеул Р. Партия власти в российской политике // Протоколы. Политика. 2000. № 2. С. 123-145.
2.55. Платонова Н.И. Цели и задачи деятельности политических партий // Современная юриспруденция: проблемы и решения (материалы международной заочной научно-практической конференции, 13 февраля 2013). Новосибирск: СибАК. С. 85–88.
2.56. Решетников O.M. Правовой статус политической партии // Вопросы гуманитарных наук. 2011. № 4. С. 73-74.
2.57. Российская политика: Курс лекций / Под ред. В.А. Никонова. М., 2006. - 311 с.
2.58. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. Сб./ Росстат. М., 2006. – 403 с.
2.59. Саликов М.С. Партийная система России: динамика конституционного регулирования // Российский юридический журнал. 2012. № 4. С. 148-156.
Сковиков А.К. Активизация политических партий на современном политическом поле // Высшее образование для ХХI века: Доклады и материалы. Круглый стол «Политология для ХХI века». М.: Изд-во Московск. гумант. ун-та, 2015. – 211 с.
Сковиков А.К. Политическая партии и молодежь: диалог взаимодействия в развитии гражданского общества // Евразийский юридический журнал. 2015. №5(84). – С. 9 – 11.
Сковиков А.К. Политические партии как авторы формирования гражданского общества // Евразийский юридический журнал. 2014. №10(77). – С. 19 – 21.
Турищева Н.Ю. Политическая партия как субъект избирательного процесса регионального уровня // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 5. С. 40.
Тюменева Н.В. Правовое регулирование создания и деятельности политических партий в России // Выборы в конституционной системе власти: Материалы IX Международного конституционного форума (12–15 декабря 2017 г.). Саратов, 2018. С. 110–114.
Цапко М.И. Конституционно-правовой статус региональных отделений политических партий в России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. Ставрополь, 2011. – 23 с.
Цапко М.И. Модели конституционно-правового закрепления статуса региональных отделений политических партий // Административное и муниципальное право. 2011. № 5. С. 12–15.
Цапко М.И. Направления совершенствования участия региональных отделений политических партий в избирательном процессе // Закон и право. №6. 2011. – С. 11 – 13.
Цапко М.И. Правовое регулирование положения политических партий и их региональных отделений в современном российском законодательстве // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. Юридический журнал. № 5. 2008. – С. 5 – 9.
Цапко М.И. Содержание и проблемы реализации конституционно-правового статуса региональных отделений политических партий в СКФО // Наука. Инновации. Технологии. 2011. – 177 с.
Цапко М.И. Содержание и проблемы реализации конституционно-правового статуса региональных отделений политических партий в СКФО // Вестник Ставропольского государственного университета. 2011. № 76. С. 247.
Чиркин В.Е. Конституционное право в России: Учеб. М., 2008. – 441 с.
Чувилина Н.Б. Политические партии как авторы российских региональных процессов // Власть. 2009. № 7. - С. 78.
Шашкова Я.Ю., Девятиярова А.И. Партии в регионах: институциональные особенности и специфика российской трансформации // Политическая наука. 2015. № 1. – С. 14 – 19.
Широков О.А. Партийные системы как инструмент легитимации политической власти // Коммуникология. 2016. Т. 4, № 5. С. 69–82.
Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. М., 1998. – 207 с.