Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Понятие и принципы федерализма. Конституционно-правовой статус России как федеративного государства

Работа №115788

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

конституционное право

Объем работы74
Год сдачи2020
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Понятийный аппарат федерализма 7
1.1 Понятие федерализма 7
1.2 Понятие субъекта федерации 12
Глава 2 Характеристика федерализма в России 18
2.1 Принципы федерализма в России 18
2.2 Особенности федерализма в России 25
Глава 3 Россия как федеративное государство 40
3.1 Становление и развитие федеративного устройства в России 40
3.2 Конституционно-правовой статус России как федерации 60
Заключение 66
Список используемой литературы и используемых источников 70

Россия - очень разнородная в национальном, социальном и культурном аспектах страна с обширной территорией, простирающейся от Восточной Европы до Северной Азии, в которой проживают различные этнические группы. Эти важные культурные и социально-экономические различия объясняют уникальный характер российского федерализма, являющегося прототипом асимметричной федерации.
В последние годы присвоение различных прав субъектам федерации стало растущим источником напряженности. Многие конфликты напрямую связаны с экономическими проблемами и неэффективностью власти.
В некоторых регионах России радикальные религиозные структуры объединяются с несистемной оппозицией, чтобы критиковать государство. Эта критика в основном связана с вопросами социального обеспечения, жилищного строительства, коммунального хозяйства и экологии. Смесь этнических и территориальных характеристик российского федерализма создает угрозу территориальной целостности и политической стабильности страны, что представляет интерес и актуальность для данной научно-исследовательской работы [5].
Важной особенностью российского федерализма является его динамическая природа, постоянно адаптирующаяся к изменениям внутрироссийской административной структуры. Трудно найти что-то аналогичное российскому федерализму, как в истории, так и среди современных государственных моделей. Такое огромное количество субъектов федерации является беспрецедентным.
Но федеральная система достаточно эластична, чтобы позволить политическим деятелям находить в ней процессы для удовлетворения широкого спектра требований жителей регионов, а также граждан в целом.
В советский период политическая система была в высшей степени централизованной: она мешала регионам заключать международные соглашения и развивать межрегиональные сети. Некоторые источники находят тенденцию того, что и сейчас власть у регионов незначительна и уходит в пользу центра, местные власти являются наиболее уязвимыми субъектами. Но из-за размера страны и неоднородности ее регионов федерализм в России возможно неизбежен. В 1991 году СССР распался, потому что не смог решить проблему государственных структур. Столкнется ли Россия с подобной дилеммой? Существует ли альтернатива нынешней централизации власти? Но даже если так, то это влечет за собой полную смену политической системы...
Объектом настоящей работы являются конституционно-правовые основы федеративного устройства России. Предметом исследования будет специфика федеративных отношений как фактора социально-политических процессов в Российской Федерации.
Цель данного исследования - провести комплексный анализ теоретических и нормативно-правовых основ федерализма, выявить характеристики современного федерализма в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить понятийный аппарат федерализма;
2. выявить принципы федерализма в РФ;
3. рассмотреть конституционно-правовой статус России как федеративного государства;
4. проанализировать особенности и проблемы федерализма в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составили: сравнительный метод, метод правового анализа, системный метод, статистический метод и ряд других, позволивших выявить все тонкости рассматриваемой темы федерализма.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, разделенных на шесть параграфов, заключения и списка используемых источников.
Новизна настоящей работы обусловлена анализом современного положения федерализма в России.
Настоящая работа основана на Конституции Российской Федерации, Федеративном договоре от 31.03.1992 "О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации", Европейской хартии местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.), Федеральном законе "О политических партиях" от 11.07.2001 N 95-ФЗ и других нормативных правовых актов, регулирующих вопрос федерализма в Российской Федерации, а также научных публикаций таких авторов, как С. А. Авакьян, И. А. Аксенов, И. Н. Барциц, Н. В. Бекиров, О. А. Берняева, Б. И. Безбородов, А. А. Безруков, С. В. Бошно, В. П. Егоров, А. А. Клишас, А. И. Ковлер, А. А. Кондрашев, В. И. Крусс, А. В. Малько, Н. М. Рогожин, И. А. Умнова (Конюхова), А. Н. Яшник и многие другие.
Общий объем работы составляет 74 страницы.
Список нормативных и научных источников содержит 58 наименований, в том числе шесть наименований на английском языке [53; 54; 55; 56; 57; 58].
Работа состоит из введения, трех глав, подразделённых на шесть параграфов, заключения, списка используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, мы изучили основные составляющие такой темы как федерализм. Федерализм - это смешанный режим правления, объединяющий общее правительство (центральное или федеральное правительство) с региональными правительствами (правительства провинций, штатов, кантонов, территорий или других подразделений) в единую политическую систему. Федерализм, таким образом, может быть определен как форма правления, при которой происходит разделение полномочий между двумя уровнями правительства с равным статусом.
С одной стороны, если мы примем во внимание географическую, историческую, национальную и экономическую реальность, в которой существует наша современная Россия, федеративная форма является наиболее предпочтительной формой правления. С другой стороны, российское общество в широком смысле, которое во многих отношениях включает в себя и общественно-политическую сферу, еще не совсем готово к федерализму в силу неразвитости политической и гражданской культуры и отсутствия укоренившихся демократических ценностей не только у простых граждан, но также у политиков и государственных служащих. Российские политические элиты не только теряют свою так называемую «связь с землей», но и подрывают веру населения в легитимность элиты как правителя. Это потому, что в современной России отношения между центром и регионами больше напоминают имперский мегаполис и его колонии [9].
Власти видят в России бесконечный источник природных и человеческих ресурсов. Корень конфликта с бюрократией, например, кроется в правах коренных народов на традиционные охотничьи угодья, районы рыбной ловли и территорию для выпаса скота. Подобные конфликты привели к росту числа уголовных дел, возбужденных против коренных народов в Ханты-Мансийском автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе [47]. Правозащитники заявляют, что большинство ресурсных компаний предпочитают больше не вести переговоры с представителями коренных народов, а действуют через самые влиятельные государственные министерства. Резкое критическое мнение, посвященное региональной или государственной политике часто приводит к уголовному наказанию за клевету. Под надежным контролем телеканалов российскому правительству удается поддерживать порядок. Оппозиция еще не предложила альтернативную повестку дня по политическим или социальным вопросам, которая привлекла бы значительную часть населения. И риски, связанные с протестом, настолько высоки, что проще просто адаптироваться к падению уровня жизни, чем бороться за лучшее будущее [10]. Но может ли что-то побудить население бороться за свои права и интересы? Лия Гринфельд, специалист по национальным вопросам и национализму, считает, что для такого будущего нужна новая элита - элита, которая будет бороться не за свою собственную власть, а за уважение людей [53].
Гладкие теоретические концепции, даже будучи привлекательными внешне, как структуры, уже одобренные на Западе, не могли устранить, даже смягчить сложные и противоречивые процессы, порождающие кризисы и дестабилизирующие российское государственное устройство. Конечно, нет единой, лучшей модели федерализма.
Особенности федеративного устройства страны отражают влияние истории, обстоятельств и конфигурации политических сил на момент его основания и дальнейшего существования. Причины формированию федерации, это, как правило, идея национального единства, стремление продвигать экономические интересы, совместное решение общих проблем, повышение качества обороны и международного престижа. Федерализм иногда рассматривается в контексте международных переговоров как лучшая система для интеграции различных наций, этнических групп или воюющих сторон. Однако в некоторых странах те, кто скептически относится к федеральным предписаниям, считают, что усиление региональной автономии может привести к отделению или распаду нации.
В ходе изучения были выявлены следующие принципы федерализма: государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между субъектами и органами государственной власти РФ, все субъекты Российской Федерации имеют равные права и принцип равноправия и самоопределения народов РФ.
Российская Федерация имеет свои особенности, как исторические, так и территориальные, также оказывает влияние многонациональность страны. Российские исторические традиции, структура населения и огромная территория, менталитет наций и геополитическое положение слишком важны для страны.
Ей необходимо было построить федерализм в стране, где соответствующие параметры субъектов государства отличаются друг от друга: экономическое развитие, социальные характеристики, научное, образовательное и культурное образование [48].
Существуют как положительные, так и отрицательные мнения насчет ведения федерализма в России, но каждая сторона вносит развитие в федеральную систему страны.
Конституция Российской Федерации - не застывший документ, она постоянно находится в развитии, и, как следствие, в развитии находится и конституционное регулирование.
Для того чтобы сохранить единство и государственную целостность Российской Федерации, обеспечить минимальное негативное влияние конфликтов в федеративных отношениях, необходимо стремиться к конструктивным изменениям в основах современного российского федерализма.
Кроме того, в общественном сознании должна быть определенная конфликтная парадигма восприятия мира, основанная на признании преемственности конфликта и возможности его положительного воздействия [19].
В заключение следует также отметить, что лучший способ всесторонне понять федеральную систему - выявить ее особенности:
1. Существенной особенностью федерализма, является то, что в стране существует, как минимум, два уровня управления, но может быть и больше. Однако вся власть не сосредоточена на одном правительстве.
2. Все уровни управления будут управляться одними и теми же гражданами, но их юрисдикция будет разной. Это означает, что каждый уровень правительства будет иметь определенные полномочия для формирования законов, принятия законов и исполнения этих законов. Не существует единого метода распределения полномочий в странах.
3. Еще одна важная особенность заключается в том, что конституция должна гарантировать федеральную систему правления. Это означает, что полномочия и обязанности органов федерации должны быть перечислены в конституции этой страны. Стоит отметить, что Конституция имеет верховенство закона и определяет равенство всех субъектов федерации.
В настоящее время в мире действуют около двадцати пяти федераций, в которых проживает более сорока процентов населения мира.
Отличительной чертой федерализма является то, что он принимает различные формы, в том числе новые варианты и инновации.


1. Аксенов И. А. Санкционная политика США и стран Западной Европы в отношении Российской Федерации. 2019. С. 147-151.
2. Барциц И. Н. Конституционный дизайн (о красоте и эстетике конституций) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. Вып. 41. C. 344-370.
3. Безбородов А. Б. История России в новейшее время 1985-2009 гг. Учебник // Проспект. 2017. С. 494.
4. Безруков А. В., Кондрашев А.А Суверенитет в федеративном государстве / теоретико-правовые основы и практика реализации в России . 2020. С. 13-26.
5. Бекиров Н. В. Многонациональное федеративное государство: социально-философский анализ понятия, 2016.
6. Берняева И. О. Влияние современных политических партий России на студентов / И.О. Берняева, З.А. Фардзинова. 2016. N 2. С. 198-201.
7. Бошно С. В. Закон о нормативных правовых актах: прошлое, настоящее и перспективы // Право и современные государства. 2015. С. 7-22.
8. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2019).
9. Гаврилова М. И. Российский федерализм на современном этапе // Молодой ученый. 2017. № 2. С. 302-304.
10. Голубев В. Б. Право на оппозицию. 2015. C. 47-49.
11. Гуляков А. Д. Зарубежные исследования федерализма: в поисках оригинальных подходов и междисциплинарности // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки . 2019. № 2 (50). С. 43-53.
12. Гуляков А. Д., Саломатин А. Ю. Основание федеративного государства в США (Историко-государствоведческий очерк). 2015. С. 20-31.
13. Гуляков А. Д. Основные модели федерализма. Сравнительный историко-государствоведческий анализ. Монография // А-проджект, 2016. - 254 с.
14. Гуляков А. Д. Федерализм как фактор устойчивого развития российского государства // Гуляков А. Д., Леонкина А. А. Право: история и современность. 2017. С. 112-116.
15. Дементьева О. А. Государственные гарантии сбалансированности местных бюджетов (зарубежный опыт). 2018. С. 28-34.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ