Использование результатов оперативно-розыскной деятельности
|
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее результатов…….6
1.1. Оперативно-розыскная деятельность: сущность понятия…………..6
1.2. Виды оперативно-розыскных мероприятий………………………..14
Глава 2. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании: законодательное регулирование и проблемы………………….29
2.1. Порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам……………………………29
2.2. Обеспечение прав и свобод при использовании оперативно-розыскной информации в доказывании по уголовным делам………………..41
Заключение……………………………………………………………………….52
Список используемой литературы……………………………………………...56
Глава 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее результатов…….6
1.1. Оперативно-розыскная деятельность: сущность понятия…………..6
1.2. Виды оперативно-розыскных мероприятий………………………..14
Глава 2. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании: законодательное регулирование и проблемы………………….29
2.1. Порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам……………………………29
2.2. Обеспечение прав и свобод при использовании оперативно-розыскной информации в доказывании по уголовным делам………………..41
Заключение……………………………………………………………………….52
Список используемой литературы……………………………………………...56
Актуальность темы исследования. Современное отечественное законодательство, будь то уголовно-процессуальное или же № 144- ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (принят 12 августа 1995 г.) никак не описывает конкретных деталей представления результатов оперативно-розыскной деятельности (ОРД) для применения в ходе уголовного судопроизводства. Невзирая на многочисленные поправки в УПК РФ (принят в 2001 г.), до сих пор существует множество не развешенных проблем в согласовании ОРД с уголовно-процессуальной деятельностью. С другой же стороны, законодатель запрещает применять при доказывании результаты ОРД, которые получены с нарушением требований, предъявляемых к доказательствам УПК РФ (ст. 89). При этом, специфика ведения ОРД не позволяет проводящим эти действия органам добиться результатов, которые сразу и всецело отвечали бы требованиям процессуального законодательства. Таким образом, ФЗ закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 11) и УПК РФ (ст. 89) противоречат друг другу. Для решения подобной проблемы можно было бы ввести процедуру перевода изначально представленных результатов ОРД в уголовно-процессуальные доказательства.
При этом ни в коем случае не следует забывать о том, что хотя борьба с преступностью представляет собой критически важную задачу, а с развитием современного общества сложность этой задачи существенно возрастает, необходимо гарантировать всем участникам уголовного процесса соблюдение их законных интересов, прав и свобод. Недопустимо ослаблять данные гарантии ради даже такой важной цели, как расследование преступлений.
Учитывая объективные потребности практики в использовании оперативно-розыскных возможностей при расследовании преступлений, существует необходимость развивать институт использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам, не ослабляя при этом гарантий защиты прав его участников.
Все вышеизложенное обосновывает актуальность выбранной темы исследования.
Степень разработанности темы исследования. Тема исследования недостаточно проработана в научных трудах ученых-процессуалистов, отсутствуют комплексные исследования по теме исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере уголовного судопроизводства, связанные с использованием в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности.
Предметом исследования выступает законодательство Российской Федерации и следственно-судебная практика, касающиеся использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании, решения Европейского Суда по правам человека, а также научные теории, посвященные обозначенной проблеме.
Цель исследования заключается в анализе проблемных вопросов использования результатов оперативно-розыскной деятельности.
Исходя из поставленной цели, сформулируем задачи исследования:
1) рассмотреть сущность понятия оперативно-розыскной деятельности;
2) охарактеризовать виды оперативно-розыскных мероприятий;
3) проанализировать порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам;
4) рассмотреть особенности обеспечения прав и свобод при использовании оперативно-розыскной информации в доказывании по уголовным делам.
Методы исследования. В работе были использованы общенаучные (диалектический, системный, исторический методы, методы анализа и синтеза) и частные (формально-юридический, сравнительно-правовой системно-структурный, описательно-аналитический, статистический методы, метод анализа документов, обобщение следственно-судебной практики) методы.
Методологическую основу работы составляют научные труды в области, уголовно-процессуального права, криминалистики, теории оперативно-розыскной деятельности и других отраслей научного знания.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении темы, а также в практической деятельности.
При этом ни в коем случае не следует забывать о том, что хотя борьба с преступностью представляет собой критически важную задачу, а с развитием современного общества сложность этой задачи существенно возрастает, необходимо гарантировать всем участникам уголовного процесса соблюдение их законных интересов, прав и свобод. Недопустимо ослаблять данные гарантии ради даже такой важной цели, как расследование преступлений.
Учитывая объективные потребности практики в использовании оперативно-розыскных возможностей при расследовании преступлений, существует необходимость развивать институт использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам, не ослабляя при этом гарантий защиты прав его участников.
Все вышеизложенное обосновывает актуальность выбранной темы исследования.
Степень разработанности темы исследования. Тема исследования недостаточно проработана в научных трудах ученых-процессуалистов, отсутствуют комплексные исследования по теме исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере уголовного судопроизводства, связанные с использованием в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности.
Предметом исследования выступает законодательство Российской Федерации и следственно-судебная практика, касающиеся использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании, решения Европейского Суда по правам человека, а также научные теории, посвященные обозначенной проблеме.
Цель исследования заключается в анализе проблемных вопросов использования результатов оперативно-розыскной деятельности.
Исходя из поставленной цели, сформулируем задачи исследования:
1) рассмотреть сущность понятия оперативно-розыскной деятельности;
2) охарактеризовать виды оперативно-розыскных мероприятий;
3) проанализировать порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам;
4) рассмотреть особенности обеспечения прав и свобод при использовании оперативно-розыскной информации в доказывании по уголовным делам.
Методы исследования. В работе были использованы общенаучные (диалектический, системный, исторический методы, методы анализа и синтеза) и частные (формально-юридический, сравнительно-правовой системно-структурный, описательно-аналитический, статистический методы, метод анализа документов, обобщение следственно-судебной практики) методы.
Методологическую основу работы составляют научные труды в области, уголовно-процессуального права, криминалистики, теории оперативно-розыскной деятельности и других отраслей научного знания.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении темы, а также в практической деятельности.
В результате проведенного исследования мы делаем следующие выводы и предложения.
Оперативно-розыскная деятельность имеет глубокие исторические корни, объективная необходимость которой подтверждена многовековым и историческим опытом борьбы с преступностью специфическими, только ей присущими силами, средствами и методами.
До 1992 г. организация и тактика оперативно-розыскной деятельности регламентировались подзаконными ведомственными нормативными актами. На законодательном уровне использование оперативно-розыскных возможностей в борьбе с преступностью предусматривалось только ч. 1 ст. 118 УПК РСФСР, в соответствии с которой на органы дознания возлагалось «принятие необходимых оперативно-розыскных и иных… мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших» .
Верховным Советом РСФСР 13 марта 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», в котором впервые на законодательном уровне были определены правовые и организационные начала этого вида правоохранительной деятельности государства. Государственная Дума Российской Федерации 5 июля 1995 г. приняла Федеральный закон № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» , вступивший в силу в августе 1995 г. и отменивший вышеназванный Закон от 13 марта 1992 г. ФЗ «Об ОРД» с изменениями и дополнениями действует по настоящее время.
Руководствуясь указанным федеральным законом, оперативно-розыскная деятельность является наиболее эффективным и поэтому важным направлением правоохранительной деятельности государства по защите личности и общества от преступных посягательств. Эффективность этого вида деятельности определяется преимущественно негласным характером, расширяющим возможности компетентных государственных органов в борьбе с преступностью.
Основные правовые и организационные аспекты оперативно-розыскной деятельности излагаются в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». В соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом министерства и ведомства, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, разрабатывают и издают подзаконные нормативные акты, непосредственно регламентирующие ее организацию и тактику.
Переосмысление человеческих ценностей, ориентация государства на защиту прав и свобод человека и гражданина вызывают необходимость в жесткой регламентации вторжения оперативных аппаратов правоохранительных органов в охраняемые законом права и свободы личности. В этой ситуации каждый должен знать о возможностях государства по ограничению его прав и свобод, основаниях и условиях такого ограничения. Именно этим и было обусловлено принятие Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Развитие правового регулирования использования оперативно-розыскной информации в уголовном процессе на современном этапе свидетельствует о переходе регулирования с подзаконного уровня на уровень закона. Вместе с тем нормативное регулирование использования результатов ОРД в уголовном процессе развивается преимущественно в рамках оперативно-розыскного законодательства.
В конце 2015 г. в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект Федерального закона «Оперативно-разыскной кодекс РФ»3, который, по мнению авторов, должен прийти на смену действующему в настоящее время Федеральному закону «Об ОРД». В новом Кодексе в отличие от действующего закона предусматривается регламентация процедуры проведения оперативно-розыскных мероприятий, определяется правовой статус участников оперативно-розыскной деятельности, порядок осуществления прокурорского надзора и судебного контроля, а также возможности осуществления ОРД в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности по решению Президента России. Остается дождаться его возможного принятия и использования в правоприменительной практике.
В настоящий момент УПК РФ не содержит конкретных предписаний в отношении порядка использования результатов ОРД в доказывании. Отсутствие четкой позиции у законодателя неизбежно создает ряд проблем в практической деятельности, а также почву для теоретических дискуссий. Необходимо усовершенствовать уголовно-процессуальное законодательство для обеспечения рационального использования сил и средств оперативно-розыскной деятельности. С этой целью следует в УПК РФ предусмотреть нормы, которые регулировали бы порядок использования результатов ОРД в доказывании, а именно:
- закрепляли право оперативно-розыскных органов предоставлять результаты ОРД (на данный момент о наличии такого права приходится судить исходя из норм ФЗ об ОРД, однако данный нормативный акт не регулирует общественные отношения, возникающие в сфере уголовного судопроизводства);
- устанавливали обязанность органов предварительного расследования рассмотреть предоставленные оперативные материалы и принять по ним соответствующее процессуальное решение;
- четко определяли соотношения результатов ОРД и доказательств;
- определяли механизм использования в доказательственной деятельности сведений, полученных оперативно-розыскным путем.
Кроме этого, мы считаем, что в настоящее время существует объективная потребность в кодификации оперативно-розыскного законодательства, с целью увеличения гарантий защиты прав и свобод лиц, вовлекаемых/вовлеченных в проведение ОРМ, а также для разрешения указанных практических проблем.
Оперативно-розыскная деятельность имеет глубокие исторические корни, объективная необходимость которой подтверждена многовековым и историческим опытом борьбы с преступностью специфическими, только ей присущими силами, средствами и методами.
До 1992 г. организация и тактика оперативно-розыскной деятельности регламентировались подзаконными ведомственными нормативными актами. На законодательном уровне использование оперативно-розыскных возможностей в борьбе с преступностью предусматривалось только ч. 1 ст. 118 УПК РСФСР, в соответствии с которой на органы дознания возлагалось «принятие необходимых оперативно-розыскных и иных… мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших» .
Верховным Советом РСФСР 13 марта 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», в котором впервые на законодательном уровне были определены правовые и организационные начала этого вида правоохранительной деятельности государства. Государственная Дума Российской Федерации 5 июля 1995 г. приняла Федеральный закон № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» , вступивший в силу в августе 1995 г. и отменивший вышеназванный Закон от 13 марта 1992 г. ФЗ «Об ОРД» с изменениями и дополнениями действует по настоящее время.
Руководствуясь указанным федеральным законом, оперативно-розыскная деятельность является наиболее эффективным и поэтому важным направлением правоохранительной деятельности государства по защите личности и общества от преступных посягательств. Эффективность этого вида деятельности определяется преимущественно негласным характером, расширяющим возможности компетентных государственных органов в борьбе с преступностью.
Основные правовые и организационные аспекты оперативно-розыскной деятельности излагаются в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». В соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом министерства и ведомства, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, разрабатывают и издают подзаконные нормативные акты, непосредственно регламентирующие ее организацию и тактику.
Переосмысление человеческих ценностей, ориентация государства на защиту прав и свобод человека и гражданина вызывают необходимость в жесткой регламентации вторжения оперативных аппаратов правоохранительных органов в охраняемые законом права и свободы личности. В этой ситуации каждый должен знать о возможностях государства по ограничению его прав и свобод, основаниях и условиях такого ограничения. Именно этим и было обусловлено принятие Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Развитие правового регулирования использования оперативно-розыскной информации в уголовном процессе на современном этапе свидетельствует о переходе регулирования с подзаконного уровня на уровень закона. Вместе с тем нормативное регулирование использования результатов ОРД в уголовном процессе развивается преимущественно в рамках оперативно-розыскного законодательства.
В конце 2015 г. в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект Федерального закона «Оперативно-разыскной кодекс РФ»3, который, по мнению авторов, должен прийти на смену действующему в настоящее время Федеральному закону «Об ОРД». В новом Кодексе в отличие от действующего закона предусматривается регламентация процедуры проведения оперативно-розыскных мероприятий, определяется правовой статус участников оперативно-розыскной деятельности, порядок осуществления прокурорского надзора и судебного контроля, а также возможности осуществления ОРД в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности по решению Президента России. Остается дождаться его возможного принятия и использования в правоприменительной практике.
В настоящий момент УПК РФ не содержит конкретных предписаний в отношении порядка использования результатов ОРД в доказывании. Отсутствие четкой позиции у законодателя неизбежно создает ряд проблем в практической деятельности, а также почву для теоретических дискуссий. Необходимо усовершенствовать уголовно-процессуальное законодательство для обеспечения рационального использования сил и средств оперативно-розыскной деятельности. С этой целью следует в УПК РФ предусмотреть нормы, которые регулировали бы порядок использования результатов ОРД в доказывании, а именно:
- закрепляли право оперативно-розыскных органов предоставлять результаты ОРД (на данный момент о наличии такого права приходится судить исходя из норм ФЗ об ОРД, однако данный нормативный акт не регулирует общественные отношения, возникающие в сфере уголовного судопроизводства);
- устанавливали обязанность органов предварительного расследования рассмотреть предоставленные оперативные материалы и принять по ним соответствующее процессуальное решение;
- четко определяли соотношения результатов ОРД и доказательств;
- определяли механизм использования в доказательственной деятельности сведений, полученных оперативно-розыскным путем.
Кроме этого, мы считаем, что в настоящее время существует объективная потребность в кодификации оперативно-розыскного законодательства, с целью увеличения гарантий защиты прав и свобод лиц, вовлекаемых/вовлеченных в проведение ОРМ, а также для разрешения указанных практических проблем.
Подобные работы
- Актуальные проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам (Алтайский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОКАЗЫВАНИИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О НЕЗАКОННОМ СБЫТЕ НАРКОТИКОВ
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Доказательственное значение результатов оперативно-розыскной деятельности (ОРД)
Бакалаврская работа, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании и пути их решения
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2021 - Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве»
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Доказательственное значение результатов оперативно-розыскной деятельности (ОРД)
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2022 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Исследование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам
Дипломные работы, ВКР, оперативно-розыскная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2019



