Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

Работа №78598

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

уголовное право

Объем работы61
Год сдачи2020
Стоимость6800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
225
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие оперативно-розыскной деятельности и ее результатов…….6
1.1. Оперативно-розыскная деятельность: сущность понятия…………..6
1.2. Виды оперативно-розыскных мероприятий………………………..14
Глава 2. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании: законодательное регулирование и проблемы………………….29
2.1. Порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам……………………………29
2.2. Обеспечение прав и свобод при использовании оперативно-розыскной информации в доказывании по уголовным делам………………..41
Заключение……………………………………………………………………….52
Список используемой литературы……………………………………………...56


Актуальность темы исследования. Современное отечественное законодательство, будь то уголовно-процессуальное или же № 144- ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (принят 12 августа 1995 г.) никак не описывает конкретных деталей представления результатов оперативно-розыскной деятельности (ОРД) для применения в ходе уголовного судопроизводства. Невзирая на многочисленные поправки в УПК РФ (принят в 2001 г.), до сих пор существует множество не развешенных проблем в согласовании ОРД с уголовно-процессуальной деятельностью. С другой же стороны, законодатель запрещает применять при доказывании результаты ОРД, которые получены с нарушением требований, предъявляемых к доказательствам УПК РФ (ст. 89). При этом, специфика ведения ОРД не позволяет проводящим эти действия органам добиться результатов, которые сразу и всецело отвечали бы требованиям процессуального законодательства. Таким образом, ФЗ закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 11) и УПК РФ (ст. 89) противоречат друг другу. Для решения подобной проблемы можно было бы ввести процедуру перевода изначально представленных результатов ОРД в уголовно-процессуальные доказательства.
При этом ни в коем случае не следует забывать о том, что хотя борьба с преступностью представляет собой критически важную задачу, а с развитием современного общества сложность этой задачи существенно возрастает, необходимо гарантировать всем участникам уголовного процесса соблюдение их законных интересов, прав и свобод. Недопустимо ослаблять данные гарантии ради даже такой важной цели, как расследование преступлений.
Учитывая объективные потребности практики в использовании оперативно-розыскных возможностей при расследовании преступлений, существует необходимость развивать институт использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам, не ослабляя при этом гарантий защиты прав его участников.
Все вышеизложенное обосновывает актуальность выбранной темы исследования.
Степень разработанности темы исследования. Тема исследования недостаточно проработана в научных трудах ученых-процессуалистов, отсутствуют комплексные исследования по теме исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере уголовного судопроизводства, связанные с использованием в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности.
Предметом исследования выступает законодательство Российской Федерации и следственно-судебная практика, касающиеся использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании, решения Европейского Суда по правам человека, а также научные теории, посвященные обозначенной проблеме.
Цель исследования заключается в анализе проблемных вопросов использования результатов оперативно-розыскной деятельности.
Исходя из поставленной цели, сформулируем задачи исследования:
1) рассмотреть сущность понятия оперативно-розыскной деятельности;
2) охарактеризовать виды оперативно-розыскных мероприятий;
3) проанализировать порядок использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам;
4) рассмотреть особенности обеспечения прав и свобод при использовании оперативно-розыскной информации в доказывании по уголовным делам.
Методы исследования. В работе были использованы общенаучные (диалектический, системный, исторический методы, методы анализа и синтеза) и частные (формально-юридический, сравнительно-правовой системно-структурный, описательно-аналитический, статистический методы, метод анализа документов, обобщение следственно-судебной практики) методы.
Методологическую основу работы составляют научные труды в области, уголовно-процессуального права, криминалистики, теории оперативно-розыскной деятельности и других отраслей научного знания.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем изучении темы, а также в практической деятельности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования мы делаем следующие выводы и предложения.
Оперативно-розыскная деятельность имеет глубокие исторические корни, объективная необходимость которой подтверждена многовековым и историческим опытом борьбы с преступностью специфическими, только ей присущими силами, средствами и методами.
До 1992 г. организация и тактика оперативно-розыскной деятельности регламентировались подзаконными ведомственными нормативными актами. На законодательном уровне использование оперативно-розыскных возможностей в борьбе с преступностью предусматривалось только ч. 1 ст. 118 УПК РСФСР, в соответствии с которой на органы дознания возлагалось «принятие необходимых оперативно-розыскных и иных… мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших» .
Верховным Советом РСФСР 13 марта 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», в котором впервые на законодательном уровне были определены правовые и организационные начала этого вида правоохранительной деятельности государства. Государственная Дума Российской Федерации 5 июля 1995 г. приняла Федеральный закон № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» , вступивший в силу в августе 1995 г. и отменивший вышеназванный Закон от 13 марта 1992 г. ФЗ «Об ОРД» с изменениями и дополнениями действует по настоящее время.
Руководствуясь указанным федеральным законом, оперативно-розыскная деятельность является наиболее эффективным и поэтому важным направлением правоохранительной деятельности государства по защите личности и общества от преступных посягательств. Эффективность этого вида деятельности определяется преимущественно негласным характером, расширяющим возможности компетентных государственных органов в борьбе с преступностью.
Основные правовые и организационные аспекты оперативно-розыскной деятельности излагаются в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». В соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом министерства и ведомства, наделенные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, разрабатывают и издают подзаконные нормативные акты, непосредственно регламентирующие ее организацию и тактику.
Переосмысление человеческих ценностей, ориентация государства на защиту прав и свобод человека и гражданина вызывают необходимость в жесткой регламентации вторжения оперативных аппаратов правоохранительных органов в охраняемые законом права и свободы личности. В этой ситуации каждый должен знать о возможностях государства по ограничению его прав и свобод, основаниях и условиях такого ограничения. Именно этим и было обусловлено принятие Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Развитие правового регулирования использования оперативно-розыскной информации в уголовном процессе на современном этапе свидетельствует о переходе регулирования с подзаконного уровня на уровень закона. Вместе с тем нормативное регулирование использования результатов ОРД в уголовном процессе развивается преимущественно в рамках оперативно-розыскного законодательства.
В конце 2015 г. в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект Федерального закона «Оперативно-разыскной кодекс РФ»3, который, по мнению авторов, должен прийти на смену действующему в настоящее время Федеральному закону «Об ОРД». В новом Кодексе в отличие от действующего закона предусматривается регламентация процедуры проведения оперативно-розыскных мероприятий, определяется правовой статус участников оперативно-розыскной деятельности, порядок осуществления прокурорского надзора и судебного контроля, а также возможности осуществления ОРД в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности по решению Президента России. Остается дождаться его возможного принятия и использования в правоприменительной практике.
В настоящий момент УПК РФ не содержит конкретных предписаний в отношении порядка использования результатов ОРД в доказывании. Отсутствие четкой позиции у законодателя неизбежно создает ряд проблем в практической деятельности, а также почву для теоретических дискуссий. Необходимо усовершенствовать уголовно-процессуальное законодательство для обеспечения рационального использования сил и средств оперативно-розыскной деятельности. С этой целью следует в УПК РФ предусмотреть нормы, которые регулировали бы порядок использования результатов ОРД в доказывании, а именно:
- закрепляли право оперативно-розыскных органов предоставлять результаты ОРД (на данный момент о наличии такого права приходится судить исходя из норм ФЗ об ОРД, однако данный нормативный акт не регулирует общественные отношения, возникающие в сфере уголовного судопроизводства);
- устанавливали обязанность органов предварительного расследования рассмотреть предоставленные оперативные материалы и принять по ним соответствующее процессуальное решение;
- четко определяли соотношения результатов ОРД и доказательств;
- определяли механизм использования в доказательственной деятельности сведений, полученных оперативно-розыскным путем.
Кроме этого, мы считаем, что в настоящее время существует объективная потребность в кодификации оперативно-розыскного законодательства, с целью увеличения гарантий защиты прав и свобод лиц, вовлекаемых/вовлеченных в проведение ОРМ, а также для разрешения указанных практических проблем.



1. Модельный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 16.11.2006 № 27-6 // СПС «Гарант».
2. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием от 12.12.1993 г. (с учетом поправок от 21 июля 2014 г. № 11ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 24.12.2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
4. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», (в ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. 14.08.1995. № 33. ст. 3349.
5. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 04.01.2016. № 1(ч.2). ст.212.
6. Приказ МВД России, Министерства обороны РФ, ФСБ России, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета РФ от 27 сентября 2013 г. № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» // Российская газета. 13.12.2013. - № 282.
7. Закон Республики Казахстан от 15.09.1994 № 154-XIII «Об оперативно-розыскной деятельности» // Правовой портал «Юрист» // URL: https://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=1003158 (Дата обращения 21.03.2020).
Судебная практика
8. Дело № 1-12/10 // СПС «Гарант» (Дата обращения 20.03.2020)
9. Дело № 4-12/10 // СПС «Гарант» (Дата обращения 20.03.2020)
10. Постановление ЕСПЧ по делу «Еремцов и другие против России» от 27 ноября.2014 г. (жалобы № 20696/06, 22504/06, 41167/06, 6193/07 и 18589/07) // СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 20.03.2020)
11. Постановление ЕСПЧ по делу «Веселов и другие против Российской Федерации» от 2 октября 2012 г. (жалобы № 23200/10, 24009/07 и 556/10) // СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 20.03.2020)
Литература
12. Агарков А.В. Дефиниции оперативно-розыскных мероприятий: сравнительный анализ и законодательное закрепление: Монография. Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2017. 92 с.
13. Атмажитов В.М., Бобров В.Г. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности: научный доклад. М., 2003. 24 с.
14. Богданов А.В. Административно-правовая и оперативно-розыскная деятельность участкового уполномоченного полиции / Богданов А.В. // Актуальные проблемы административного права и административной деятельности органов исполнительной власти. 2017. №4. С.44 – 52.
15. Богданов А.В. Основные направления противодействия коррупционным проявлениям органами внутренних дел в Российской Федерации / Богданов А.В. // Вестник Московского университета МВД России. 2016. №7. С. 22 – 26.
16. Габзалилов В.Ф. Особенности оперативно-розыскной деятельности ОВД в свете изменяющегося законодательства / сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Орел: Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова. 2019. С. 4-8.
17. Елинский В.И. Основы методологии теории оперативно-розыскной деятельности: Монография. М., 2001. 228 с.
18. Железняк Н.С. Законодательное регулирование оперативно-розыскной деятельности в зарубежных странах: научно-практический комментарий. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2007. 244 с.
19. Закотянский А.С. Проблемы использования непроцессуальной информации в доказывании по уголовным делам: дисс. … канд. юрид. наук / А.С. Закотянский. – Самара, 2015. 217 с.
20. Зинченко И.А., Попова И.А. Интеграция розыскных начал в досудебное производство (компаративистский взгляд) // Библиотека криминалиста. 2013. № 4 (9). С. 19-29.
21. Исмаилов Ч.М. Оперативно-розыскные мероприятия, ограничивающие конституционные права на тайну связи при розыске безвестно исчезнувших лиц: проблемы осуществления и пути совершенствования // Российский следователь. 2019. № 20. С. 40-44.
22. Козодаева О.Н. Проблемы правовой регламентации понятия и «категорий оперативно-розыскных мероприятий» / сборник научных трудов членов Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»: «Актуальные вопросы юридической науки и практики». Тамбов. 2018. С. 98-103.
23. Кручинин М.В., Потапова Н.Н., Долгачёва О.И. Оперативно-розыскные мероприятия, проводимые в целях раскрытия преступлений / Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. 2016. № 46. С. 233-237.
24. Лапатников М.В. Теоретико-прикладные вопросы отграничения провокации от правомерного оперативно-розыскного мероприятия с учетом практики Европейского суда по правам человека // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. №2(26). С. 100.
25. Луговик В.Ф. Оперативно-разыскной кодекс Российской Федерации: авторский проект. Омск: Омская юридическая академия, 2014. 96 с.
26. Назаров А.Д. Провокации в оперативно-розыскной деятельности / А.Д. Назаров. М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2010. 117 с.
27. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой; 23-е изд., испр. М., 1990. 711 с.
28. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Режим доступа: http://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=9014. (дата обращения 20.03.2020).
29. Оперативно-розыскной словарь / авт.-сост. А.Ю. Шумилов. – М.: Изд. дом Шумиловой И.И., 2008. 175 с.
30. Паталашко С.В. История возникновения оперативно-разыскной деятельности и ее развитие в дореволюционной России. // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2008. № 2 (7). С. 121 – 125.
31. Пашаева Э.Х. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при принятии процессуальных решений (на примере уголовных дел о сбыте наркотически средств, психотропных веществ или их аналогов): дисс. … канд. юрид. наук / Э.Х. Пашаева. Барнаул, 2017. 279 с.
32. Селина Е.А. Концептуальное значение перечня видов доказательств в уголовном процессе Российской Федерации // Российский следователь. 2016 г. №19. С.15-19.
33. Семенцов В.А. Правовые предпосылки и этапы реализации результатов оперативно-розыскной деятельности в досудебном производстве: Монография / В.А. Семенцов, В.Ю. Сафонов. Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия, 2006. 136 с.
34. Словарь иностранных слов / 9-е изд., испр. М., 1982. 608 с.
35. Смирнов А.В. Российский уголовный процесс: необходима новая модель [Электронный ресурс] // Открытая полиция. - Электрон. дан. [Б. м.]. URL: https://openpolice.ru (дата обращения: 01.04.2020).
36. Сыпачев А.Ю. Этапы становления гласного содействия населения правоохранительным органам в России. // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2010. № 1 (10). С. 95 – 102.
37. Титов М.В., Иванов С.И. Получение компьютерной информации как новый вид оперативно-розыскного мероприятия / сборник научных трудов научно-практической конференции для студентов и молодых ученых: «Молодая наука». Евпатория. 2017. С. 395-398.
38. Томин В.Т. Уголовный процесс. Проблемные лекции / В. Т. Томин, И. А. Зинченко. М.: Изд-во «Юрайт», 2015. 511 с.
39. Трубникова Т.В. Запрет на использование данных, полученных в результате провокации преступления, как один из элементов права на судебную защиту, и гарантии его реализации в уголовном процессе РФ // Вестник Томского государственного университета. Право. 2015. № 2 (16). С.109-127.
40. Трубникова Т.В. Отграничение провокации от правомерного оперативно-розыскного мероприятия в практике ЕСПЧ и судов РФ // Уголовный процесс. 2012. № 12. С. 44–52.
41. Трубникова Т.В. Право на справедливое судебное разбирательство: правовые позиции Европейского суда по правам человека и их реализация в уголовном процессе Российской Федерации: Учебное пособие / Т.В. Трубникова. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011.С. 233-238.
42. Финк Д.А. Общие оперативно-розыскные мероприятия. Москва. 2018. 231 с.
43. Чечетин А.Е. Проект законодательного регулирования оперативно-розыскных мероприятий // Полицейское право. 2006. № 4. С. 82-87.
44. Чечетин А.Е. Современная оперативно-розыскная деятельность и принуждение / А. Е. Чечетин // Оперативник (сыщик). 2015. № 1(42). С. 37–42.
45. Шахматов А.В. Совершенствование оперативно-розыскного законодательства: состояние, проблемы, перспективы развития // Оперативно-розыскное противодействие организованной преступности (памяти профессора Д.В. Ривмана): материалы региональной научно-практической конференции. Ч. 2. СПб: СПбУ МВД России, 2015. С. 170-175.
46. Шейфер С.А Собирание доказательств по уголовному делу: проблемы законодательства, теории и практики: монография //С.А. Шейфер. М.: Норма: ИНФРА-М, 2015. 211 с.
47. Шумилов А.Ю. О видах и направлениях современной оперативно-разыскной деятельности: к постановке проблемы / А.Ю. Шумилов // Оперативник (сыщик). 2013. № 4 (37). С. 24–34.
48. Шумилов А.Ю. Уголовно-правовой запрет на фальсификацию результатов оперативно-розыскной деятельности (комментарий новых предписаний ст. 303 УК РФ) // Оперативник (сыщик). 2013. № 1(34). С.60.
49. Якупов Р.Х. Наука об оперативно-розыскной деятельности в России: этапы и перспективы развития. // Научный вестник Омской академии МВД России. 2008. № 4(31). С. 41–45.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ