ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА В
СФЕРЕ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА 6
1.1 Понятие и сущность финансового мониторинга, участники
процесса финансового мониторинга в кредитных организациях 6
1.2 Научные подходы и инструментарий анализа и планирования
организационно-экономических основ финансового мониторинга в коммерческом банке 19
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В БАНКОВСКОЙ ПРАКТИКЕ 27
2.1 Анализ финансового мониторинга в зарубежной практике 27
2.2 Особенности финансового мониторинга в банковской
системе Российской Федерации 39
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ
МОНИТОРИНГА В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ 55
3.1 Проблемы финансового мониторинга в Российской Федерации 55
3.2 Пути совершенствования законодательства в сфере финансового мониторинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА В
СФЕРЕ ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА 6
1.1 Понятие и сущность финансового мониторинга, участники
процесса финансового мониторинга в кредитных организациях 6
1.2 Научные подходы и инструментарий анализа и планирования
организационно-экономических основ финансового мониторинга в коммерческом банке 19
2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ФИНАНСОВОГО МОНИТОРИНГА В БАНКОВСКОЙ ПРАКТИКЕ 27
2.1 Анализ финансового мониторинга в зарубежной практике 27
2.2 Особенности финансового мониторинга в банковской
системе Российской Федерации 39
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОВ
МОНИТОРИНГА В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ 55
3.1 Проблемы финансового мониторинга в Российской Федерации 55
3.2 Пути совершенствования законодательства в сфере финансового мониторинга
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Одной из международных тенденций развития контрольных функций государства является поиск новых механизмов, призванных предотвратить противоправные явления в обществе с минимальным вмешательством в деятельность частных лиц и организаций. Обострившиеся международные и национальные проблемы терроризма, наркоторговли, коррупции свидетельствуют о том, что традиционные методы борьбы с ними являются недостаточно эффективными. Учитывая, что большинство незаконных операций совершается с использованием кредитно-финансовой сферы, одним из путей решения перечисленных государственных проблем является использование финансового мониторинга в коммерческих банках. Однако, отсутствие единого понятийного аппарата, подходов, структуры, принципов организации и методов оценки эффективности финансового мониторинга осложняет данную задачу. В настоящее время система финансового мониторинга сложилась на основе теоретической финансово-правовой категории, созданной как системы наблюдения за финансово-экономическими отношениями в различных сферах жизнедеятельности государства и общества, и трансформировалась в действенный механизм, получивший нормативное закрепление в рамках одного из направлений - противодействия легализации преступных доходов и финансированию террористической деятельности (ПОД/ФТ).
Актуальность темы подтверждается преобразованиями, происходящими в национальной системе финансового мониторинга: расширением круга органов и агентов финансового мониторинга, усложнением процедур, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, созданием специализированных международных и региональных организаций, что обуславливает изменения в правовом регулировании общественных отношений в данной сфере, как на уровне отдельного государства, так и на международном уровне. Необходимость научного осмысления проблем финансового мониторинга в сфере ПОД/ФТ обусловлена не только важностью теоретического изучения вопроса о правовой сущности финансового мониторинга в указанной сфере, но и насущной потребностью в обобщении опыта функционирования данных систем в зарубежных странах и предложении конкретных мер, направленных на повышение эффективности всей системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в России.
Целью выпускной квалификационной работы является на основе анализа существующей национальной системы ПОД/ФТ разработать меры по совершенствованию системы финансового мониторинга в коммерческих банках Российской Федерации. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
— рассмотреть финансовый мониторинг в коммерческих банках как одну из форм противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма;
— рассмотреть финансовый мониторинг в Российской Федерации и зарубежом;
— проанализировать показатели финансового мониторинга в Российской Федерации и выявить проблемы;
— дать рекомендации по совершенствованию процесса финансового мониторинга на всех уровнях национальной системы ПОД/ФТ.
Теоретической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области финансового мониторинга, государственных финансов, управления рисками противодействия легализации незаконных доходов. В работе использовались международные правовые акты, законодательные акты Российской Федерации, положения и указания Банка России и другие нормативные правовые акты, регламентирующие организацию финансового мониторинга по противодействию легализации незаконных доходов в кредитных организациях Российской Федерации, материалы научных конференций и семинаров, а также публикации в периодических изданиях.
Структура данной работы составляет введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения
Характер поставленных задач и системный подход к их решению определили использование в работе следующих методов исследования: абстрагирования, сравнения, анализа и синтеза, группировки и классификации, научного обобщения, экспертных оценок и графического анализа.
Актуальность темы подтверждается преобразованиями, происходящими в национальной системе финансового мониторинга: расширением круга органов и агентов финансового мониторинга, усложнением процедур, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, созданием специализированных международных и региональных организаций, что обуславливает изменения в правовом регулировании общественных отношений в данной сфере, как на уровне отдельного государства, так и на международном уровне. Необходимость научного осмысления проблем финансового мониторинга в сфере ПОД/ФТ обусловлена не только важностью теоретического изучения вопроса о правовой сущности финансового мониторинга в указанной сфере, но и насущной потребностью в обобщении опыта функционирования данных систем в зарубежных странах и предложении конкретных мер, направленных на повышение эффективности всей системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в России.
Целью выпускной квалификационной работы является на основе анализа существующей национальной системы ПОД/ФТ разработать меры по совершенствованию системы финансового мониторинга в коммерческих банках Российской Федерации. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
— рассмотреть финансовый мониторинг в коммерческих банках как одну из форм противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма;
— рассмотреть финансовый мониторинг в Российской Федерации и зарубежом;
— проанализировать показатели финансового мониторинга в Российской Федерации и выявить проблемы;
— дать рекомендации по совершенствованию процесса финансового мониторинга на всех уровнях национальной системы ПОД/ФТ.
Теоретической базой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области финансового мониторинга, государственных финансов, управления рисками противодействия легализации незаконных доходов. В работе использовались международные правовые акты, законодательные акты Российской Федерации, положения и указания Банка России и другие нормативные правовые акты, регламентирующие организацию финансового мониторинга по противодействию легализации незаконных доходов в кредитных организациях Российской Федерации, материалы научных конференций и семинаров, а также публикации в периодических изданиях.
Структура данной работы составляет введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения
Характер поставленных задач и системный подход к их решению определили использование в работе следующих методов исследования: абстрагирования, сравнения, анализа и синтеза, группировки и классификации, научного обобщения, экспертных оценок и графического анализа.
В ходе данной выпускной квалификационной работы были получены следующие результаты.
Во-первых, была проанализирована сущность банковской деятельности в сфере финансового мониторинга. Для эффективного функционирования банковской системы РФ требуется соблюдение требований международных организаций в сфере ПОД/ФТ (ФАТФ). В соответствии с данными требованиями реализация международных норм полностью ложится на саму банковскую систему, а государство в лице ЦБ РФ и Росфинмониторинга осуществляет контроль за деятельностью банков в сфере ПОД/ФТ. К требованиям относится: разработка внутренних документов банка, регламентирующих деятельность в сфере ПОД/ФТ (ПВК, методики), назначение ответственных лиц, обязательная идентификация клиентов, мониторинг всех операций клиентов, выявление операций, подлежащих обязательному контролю, необычных сделок и сомнительных операций, уведомление Росфинмониторинга о таких операциях, хранение документов и обучение персонала.
Во-вторых, было определено место банка в платежной системе и национальной платежной системе, как их субъекта и участника. Было установлено, что кредитная организация выступает в роли оператора по переводу денежных средств в платежной системе и национальной платежной системе.
В-третьих, реализация требований ПОД/ФТ усиливается в условиях развития национальной платежной системы, так как платежные операции на сегодняшний день являются основой непроцентных доходов банков. Для вступления в НПС банк обязан неукоснительно соблюдать требования законодательства в сфере ПОД/ФТ. Сбербанк России, являясь значимым банком на рынке платежных услуг, обязан вступить в НПС и соблюдать требования законодательства.
В-четвертых, сформированная к настоящему времени национальная система ПОД/ФТ преимущественно ориентирована на воспрепятствование движению активов экстремистских организаций и террористов через банковскую систему. Однако кредитные организации подвержены высокому риску их использования в целях ОД/ФТ на различных стадиях взаимоотношений с клиентами. Предложенные нами инструменты призваны расширить имеющийся у кредитных организаций арсенал мер, применяемых в целях выявления потенциальных и действующих нежелательных клиентов, противодействия использованию банковских услуг и продуктов в целях сокрытия преступных доходов, а также минимизации специфических банковских рисков, возникающих в сфере ПОД/ФТ.
Соблюдение требований в сфере ПОД/ФТ несет финансовую нагрузку на банк, дополнительные расходы, которые негативно сказываются на его финансовом результате. К дополнительным расходам следует отнести расходы на персонал и его обучение, на совершенствование бизнес- процессов путем внесения изменений в автоматизированные процедуры и другие. Однако соблюдение данных требований принесет банку также выгоды, такие как снижение рисков ограничения деятельности и увеличение общей стоимости банка.
Во-первых, была проанализирована сущность банковской деятельности в сфере финансового мониторинга. Для эффективного функционирования банковской системы РФ требуется соблюдение требований международных организаций в сфере ПОД/ФТ (ФАТФ). В соответствии с данными требованиями реализация международных норм полностью ложится на саму банковскую систему, а государство в лице ЦБ РФ и Росфинмониторинга осуществляет контроль за деятельностью банков в сфере ПОД/ФТ. К требованиям относится: разработка внутренних документов банка, регламентирующих деятельность в сфере ПОД/ФТ (ПВК, методики), назначение ответственных лиц, обязательная идентификация клиентов, мониторинг всех операций клиентов, выявление операций, подлежащих обязательному контролю, необычных сделок и сомнительных операций, уведомление Росфинмониторинга о таких операциях, хранение документов и обучение персонала.
Во-вторых, было определено место банка в платежной системе и национальной платежной системе, как их субъекта и участника. Было установлено, что кредитная организация выступает в роли оператора по переводу денежных средств в платежной системе и национальной платежной системе.
В-третьих, реализация требований ПОД/ФТ усиливается в условиях развития национальной платежной системы, так как платежные операции на сегодняшний день являются основой непроцентных доходов банков. Для вступления в НПС банк обязан неукоснительно соблюдать требования законодательства в сфере ПОД/ФТ. Сбербанк России, являясь значимым банком на рынке платежных услуг, обязан вступить в НПС и соблюдать требования законодательства.
В-четвертых, сформированная к настоящему времени национальная система ПОД/ФТ преимущественно ориентирована на воспрепятствование движению активов экстремистских организаций и террористов через банковскую систему. Однако кредитные организации подвержены высокому риску их использования в целях ОД/ФТ на различных стадиях взаимоотношений с клиентами. Предложенные нами инструменты призваны расширить имеющийся у кредитных организаций арсенал мер, применяемых в целях выявления потенциальных и действующих нежелательных клиентов, противодействия использованию банковских услуг и продуктов в целях сокрытия преступных доходов, а также минимизации специфических банковских рисков, возникающих в сфере ПОД/ФТ.
Соблюдение требований в сфере ПОД/ФТ несет финансовую нагрузку на банк, дополнительные расходы, которые негативно сказываются на его финансовом результате. К дополнительным расходам следует отнести расходы на персонал и его обучение, на совершенствование бизнес- процессов путем внесения изменений в автоматизированные процедуры и другие. Однако соблюдение данных требований принесет банку также выгоды, такие как снижение рисков ограничения деятельности и увеличение общей стоимости банка.
Подобные работы
- ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - Финансовый мониторинг в кредитных организациях
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Финансовый мониторинг в кредитных организациях
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016 - ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Финансовый мониторинг в кредитных организациях
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2017 - ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Сбалансированная система показателей как инструмент финансового и стратегического контроля в кредитной организации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА (НА ПРИМЕРЕ ПАО «БИНБАНК»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2017



