Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Финансовый мониторинг в кредитных организациях

Работа №63038
Тип работыДипломные работы, ВКР
Предметфинансы и кредит
Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 126
Не подходит работа?

Узнай цену на написание

Введение 3
1. Теоретические основы финансового мониторинга в кредитных 7 организациях
1.1. Сущность финансового мониторинга в России 7
1.2. История развития финансового мониторинга в России 16
1.3. Сущность и история развития финансового мониторинга в мире 22
1.4. Современное состояние финансового мониторинга в России 26
2. Практические особенности проведения финансового мониторинга в 33 кредитных организациях
2.1. Анализ национальных систем по противодействию легализации 33
доходов, полученных преступным путем, на международном уровне
2.2. Анализ законодательной базы и практических основ организации 45
финансового мониторинга в банковской системе Российской Федерации
3. Проблемы и пути совершенствования проведения финансового 63 мониторинга в кредитных организациях
3.1. Проблемы проведения финансового мониторинга в России 63
3.2. Перспективы развития и пути совершенствования финансового 75
мониторинга в России
Заключение 87
Список использованных источников

Актуальность темы исследования. С каждым годом ужесточается охота на налогоплательщиков, ими являются как организации, так и обычные граждане, совершающие операции, которые находятся на особом контроле.
Мониторинг, как самостоятельная единица, представляет собой процесс сбора и обработки информации, который реализовывается в виде наблюдения за конкретным объектом и отслеживания его видоизменений в какой-то определенной сфере. Отсюда следует, что термин финансового мониторинга (финмониторинг) можно толковать как надзор за экономической деятельностью, денежными потоками, а так же проведением финансовых операций, разной сложности.
Разумеется, финансовым мониторингом занимаются
специализированные организации, но не следует упускать тот факт, что помимо них на финмониторинг обращают внимание организации, сами занимающиеся проведением финансовых операций. Они же управляют имуществом коммерческих компаний и частных лиц. Жажда выгоды толкает конкурентов бизнес-структур любыми способами узнать полную информацию о денежных потоках, которые им интересны.
Именно поэтому финансовый мониторинг обычно используется в качестве базового инструмента деловой и конкурентной разведки отраслей, в которых оперативное получение информации о работе конкурентов решает многое.
Механизм финансового мониторинга со стороны государства запущен в России не так давно. В начале 2000-х был подписан указ о создании ведомства, противодействующего отмыванию доходов, которые получены криминальным путем. После данного мероприятия к ведению ведомства прибавилась задача борьбы с финансированием терроризма и экстремисткой деятельности.
Федеральная служба финансового мониторинга России проводит сбор и обработку необходимой информации. В качестве неё выступает информации об имущественных и денежных операциях. ФСФМ так же проверяет сделки с денежными средствами, имуществом, получая разъяснения их участников. Следует сделать акцент на том, что ведомство ещё приобретает информацию от Центрального банка РФ о проводимых операциях и данные от других государственных структур.
В банках проведением финмониторинга непосредственно занимаются банковские служащие, которые и принимают денежные средства от граждан, а так же проводят различные операции. Сотрудник, действующий в рамках регламента работы своего банка, имеет право запрашивать документы, которые подтверждают законность полученных доходов, если возникают сомнения.
Более масштабные способы наблюдения могут использовать в деловых целях коммерческие структуры. К примеру, для анализа денежных потоков организации можно использовать метод аналогий. Для этого необходимо сопоставить полученную информацию от нескольких схожих компаний и тем самым получить среднюю величину уровня рентабельности, оборотных средств и объема доходов.
В кредитных организациях должен осуществляться обязательный финансовый мониторинг.
Федеральная служба по финансовому мониторингу располагает широким перечнем объектов для контроля, куда входит множество структур. Регулярно в нормативные акты вносятся дополнения и изменения для того, чтобы часть обязанностей по финмониторингу принадлежала поднадзорным субъектам. Таким образом, год от года ужесточается процесс подготовки внутренней документации и документооборота, а так же расширяются функции служб безопасности.
Можно сказать, что в настоящее время нет научных исследований, которые определяют место финансового мониторинга в российской правовой системе. Исключение составляют лишь отдельные ссылки на нормы различных отраслей права.
Если бы система контроля над операциями существовала по принципу «неотвратимости ответственности» независимо от степени тяжести карательных мер, то это можно считать одним из наиболее перспективных вариантов совершенствования политики финансового мониторинга.
Актуальность данного темы заключается в том, что кредитной организации, с одной стороны, обязанной соблюдать законодательстве в сфере противодействия легализации преступных доходов, а, с другой стороны, стремящейся к увеличению числа клиентов, приходится управлять дополнительными рисками, возникающими вследствие ужесточения конкуренции на рынке, инициируемой, в частности Банком России, отзывающим лицензии у банков, грубо нарушающим антилегализационное законодательство.
Степень научной разработанности темы исследования. Вопросы организации финансового мониторинга в кредитных организациях в различных аспектах исследованы в работах Воронина А.Н., Газияна С.В., Гамзы В.А., Дудки А.Б., Жубрина Р.В., Зубкова В.А., Каратаева М.В., Красавиной Л.Н., Лебедевой М.Е., Лебедевой Т.В., Люкевича И.Н., Ревенкова П.В., Магомедова Ш.М., Осипова С.К., Прошунина М.М., а также в трудах зарубежных специалистов Ф. Робинсона, А. Шильдера, Фитуни Л.Л., И. Кэцлер и др.
Несмотря на наличие многочисленных публикаций, посвященных сущности и особенностям реализации международных
противолегализационных процедур в деятельности кредитных организаций, вопросам организации и оптимизации деятельности финансового мониторинга в коммерческих банках, а также исследованию особенностей функционирования российских кредитных организаций в области ПОД/ФТ в них уделяется мало внимания.
Объектом исследования в курсовой работе выступает организация финансового мониторинга в кредитных организациях и его значение в рамках национальной системы ПОД/ФТ.
Предметом исследования является совокупность инструментов и мер, применяемых субъектами финансового мониторинга в целях ПОД/ФТ.
Целью курсовой работы - на основе анализа существующей национальной системы ПОД/ФТ разработать меры по совершенствованию системы финансового мониторинга в кредитных организациях Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
- изучить сущность и развитие финансового мониторинга в России и за рубежом;
- рассмотреть современное состояние финансового мониторинга в России;
- провести анализ национальных систем ПОД/ФТ в зарубежных странах;
- провести анализ организации финансового мониторинга в России;
- выявить проблемы проведения финансового мониторинга;
определить пути совершенствования финансового мониторинга в России.
Информационно-эмпирическая база. В исследовании использовались данные российских и зарубежных государственных статистических органов, Центрального банка Российской Федерации, законодательные и нормативные акты, данные и сведения из научных статей.
Характер поставленных задач и системный подход к их решению определили использование в работе следующих методов исследования: изучение, сравнение, анализ, классификация, обобщение и экспертные оценки.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Делая выводы, отметим, что система финансового мониторинга в отдельной кредитной организации включает в себя несколько взаимосвязанных элементов, а именно: нормативный, субъектный,
функциональный и контрольный элементы. Данные составляющие системы финансового мониторинга объединены общностью принципов государственно-правового регулирования и локальных организационно-правовых принципов, среди которых особое место занимает принцип "рискового подхода".
Анализ деятельности кредитных организаций позволяет сделать следующие выводы: с одной стороны, кредитные организации, как субъекты национальной системы ПОД/ФТ, подвержены риску применения санкций различной степени тяжести вследствие ненадлежащего исполнения требований антилегализационного законодательства. С другой стороны, деятельность российских банков как элементов кредитно-финансовой сферы сопряжена с высоким риском быть вовлеченным в схемы легализации доходов, полученных преступным путем. Указанные риски, в свою очередь, могут привести к потере банком, несознательно вовлеченным в подозрительные схемы, деловой репутации, оттоку клиентов и иным негативным последствиям, вплоть до отзыва лицензии Банком России.
Вместе с тем, учитывая исключительную роль кредитных организаций в деятельности всей национальной системы ПОД/ФТ, можно говорить о том, что от эффективности работы финансового мониторинга в рамках отдельно взятых финансовых институтов, зависят такие макроэкономические показатели страны, как незаконный вывод денежных средств за рубеж, нарастание теневых капиталов в экономике, коррупция и т.д. Это обусловлено тем, что именно от своевременного и точного выявления подобных операций банками и направления сведений по ним в Росфинмониторинг, зависит оперативность реагирования со стороны правоохранительных органов путем проведения следственных мероприятий. В свою очередь, для соблюдения банками антилегализационного законодательства и предотвращения возникновения различного рода рисков вследствие возникновения ответственности банков и их должностных лиц перед законом, немаловажную роль играет кадровый вопрос и организация эффективной системы внутреннего контроля. Таким образом, наличие научных знаний о природе совокупности рисков в сфере ПОД/ФТ, формирование методов управления ими с помощью эффективно действующего механизма финансового мониторинга в кредитной организации являются необходимыми условиями обеспечения стабильного функционировании национальной банковской системы. В рамках задач, поставленных перед настоящей работой, далее исследуем международный опыт организации национальных систем ПОД/ФТ и систем финансового мониторинга на уровне различных государств и хозяйствующих субъектов, с учетом возможного применения его в российской практике.
Финансовый мониторинг, направленный на минимизацию риска легализации незаконных доходов, должен:
1. формировать внутреннюю нормативную базу (концепцию и стратегию мониторинга, положения, инструкции, правила и т.п.), соответствующую позиции банка с точки зрения правовых и юридических рисков;
2. классифицировать риски, связанные с возможным вовлечением кредитного учреждения в систему легализации незаконных доходов, отталкиваясь от специфики клиентской базы, сети банков-корреспондентов, участия клиентов в операциях на мировых финансовых рынках и т.п. для подбора наиболее эффективных механизмов мониторинга; накапливать и прорабатывать специфические и частные аспекты и случаи легализации незаконных доходов при осуществлении различных банковских операций;
3. создавать собственную базу данных о неблагонадежных клиентах, например, аналогичную эффективной американской модели, разработанной в целях управления и оптимизации риском легализации незаконных доходов.
Таким образом, для использования тех или иных механизмов финансового мониторинга в управлении и оптимизации рисков легализации незаконных доходов, необходимо выявить его основные признаки и, в первую очередь, источники возникновения, возможные финансовые потери.



1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям: федеральный закон от 28.06.2013 г., № 134-ФЗ (ред. от
29.06.2015 г.). - Справ.- правов. система «КонсультантПлюс».
2. О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»: федеральный закон от 28.07.2004 г., № 88-ФЗ (ред. от 07.07.2004 г.). - Справ.- правов. система «КонсультантПлюс».
3. О государственном оборонном заказе: федеральный закон от 29.12.2012 г., № 275-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.). - Справ.- правов. система «КонсультантПлюс».
4. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федеральный закон от 07.08.2001 г., № 115-ФЗ (ред. от 06.07.2016 г.) - Справ.- правов. система «КонсультантПлюс».
5. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федеральный закон от 10.07.2002 г., № 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.). - Справ.- правов. система «КонсультантПлюс».
6. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ Президента РФ от 09.03.2004 г., № 314 (ред. от 07.12.2016 г.). - Справ.- правов. система «КонсультантПлюс».
7. Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем: указ Президента РФ от 01.11.2001 г., № 1263 (ред. от 22.03.2005 г.). - Справ.- правов. система «КонсультантПлюс».
8. Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: положение Банка России от 02.03.2012 г., № 375-П (ред. от 28.07.2016 г.). - Справ.- правов. система «КонсультантПлюс».
9. Положение об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: положение Банка России от 15.10.2015 г., № 499-П (ред. от 20.07.2016 г.). - Справ.- правов. система «КонсультантПлюс».
10. О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора:
письмо от 04.09. 2013 г., № 172-Т. - Справ.- правов. система
«КонсультантПлюс».
11. По вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев: информационное письмо Банка России от 28.01.2014 г., № 14-Т. - Справ.- правов. система «КонсультантПлюс».
12. Букин С.О. Безопасность банковской деятельности. - СПб.: Питер, 2011. - 188 с.
13. Буневич К.Г., Ефимов B.C. Основные направления национальной стратегии финансовой безопасности. - Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. -2015. -№ 3 (14). - С. 68¬74.
14. Власов С.В. К вопросу об организации внутреннего контроля в банковском секторе. - 2007. - 33 с.
15. Вяткин В.Н., Гамза В.А., Маевский В.Ф. Риск-менеджмент: превентивное управление. - 2013. - 264 с.
16. Гладышева О.В., Ревин А.П. Организационные и правовые
основы системы финансового мониторинга: история становления в России // В сборнике: Актуальные проблемы судебной, правоохранительной,
правозащитной, уголовно-процессуальной деятельности и национальной безопасности материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2016. - С. 258-263.
17. Горюкова О.В. Основы финансового мониторинга в кредитных
организациях: учебное пособие для магистрантов по направлению
подготовки 080300 «Финансы и кредит». - М.: Директ-Медиа, 2014. - 42 с.
18. Дракина М.Н., Гусева Т.А. ИМПЭКСБАНК. Методический журнал "Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", № 7-8/2004.
19. Едронова В.Н. Финансовый мониторинг как категория научного исследования // Финансы и кредит. - 2016. - № 14 (686). - 43 с.
20. Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. - М., 2007. - 100 с.
21. Искандирова К.Ф. Проблемы действующей системы финансового мониторинга кредитной организации. Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 4-8. - С. 34-36.
22. Мельников В.Н., Мовсесян А.Г. Противодействие легализации преступных доходов. - М.:МЦФЭР, 2007. - 237 с.
23. Потоцкая А.И., Ковальчук В.М. Тенденции развития системы финансового мониторинга в современных условиях // В сборнике: Современные проблемы управления природными ресурсами и развитием социально-экономических систем материалы XII международной научной конференции: в 4-х частях. - 2016. - С. 239-248.
24. Пьер-Лоран Шатен Предотвращение отмывания денег и финансирования терроризма: Практическое руководство для банковских специалистов. - 2011. - С. 400.
25. Ревенков П.В., Воронин А.Н. Противодействие легализации преступных доходов в Европе / Международные банковские операции, 2009, №5.
26. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М.: Прогресс, 1986. - 243 с.
27. Рудько-Силиванов В.В., Вишняк Г.В., Долматова Т.В. К вопросу о совершенствовании надзора за кредитными и некредитными финансовыми организациями в области ПОД/ФТ. Деньги и кредит. - 2015. - № 2. - С. 24-31.
28. Скобелкин Д.Г. Актуальные вопросы деятельности Банка России в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Деньги и кредит. - 2015. - № 2. - С. 3-6.
29. Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20.12.1988 г.). - Справ.- правов. система «КонсультантПлюс».
30. Контрольное управление администрации президента
[Электронный ресурс]: Официльный сайт Управления делами Президента Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.udprf.ru/
31. Министерство внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: Официальный сайт МВД РФ. - Режим доступа: http://mvd.ru
32. Налоговое управление США [Электронный ресурс]: Offshore
Voluntary Compliance Efforts Top $10 Billion; More Than 100,000 Taxpayers Come Back into Compliance. - Официальный сайт Internal Revenue Service. - Режим доступа: https://www.irs.gov/uac/newsroom/offshore-voluntary-
compliance-efforts-top-10-billion-more-than-100000-taxpayers-come-back-into- compliance
33. Сайт Президента России [Электронный ресурс]: Встреча с главой Росфинмониторинга Юрием Чиханчиным 12 октября 2015 года. - Официальный сайт Президента России. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/50486
34. Сайт Президента России [Электронный ресурс]: Послание
Президента Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 года. - Официальный сайт Президента России. - Режим доступа:
http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/47173.
35. Федеральная служба по финансовому мониторингу
[Электронный ресурс]: Концепция национальной стратегии противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 11 июня 2005 года № Пр-984. -
Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу. - Режим доступа: http://wvvw.fedsfm.ru/content/files/documents/AMLCFT
_National_Concept.doc
36. Федеральная служба по финансовому мониторингу [Электронный ресурс]: Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. - Официальный сайт ФСФМ. - Режим доступа: http: //www.fedsfm.ru/documents/terr-list
37. Федеральный справочник [Электронный ресурс]. - Антиотмывочная система как фактор, способствующий модернизации экономики. - Официальный сайт Федеральный справочник. - Режим доступа: http://federalbook.ru/news/analitics/23.04.2010-2.html
38. Центральный банк Российской Федерации [Электронный
ресурс]: Информация Об использовании при совершении сделок
«виртуальных валют», в частности, Биткойн. - Официальный сайт ЦБ РФ. - Режим доступа: http://www.cbr.ru
39. Information Paper on Financial Intelligence Units and the Egmont Group September, 2004. - P.2.
40. MASAK. Совет по расследованию финансовых преступлений Турции [Электронный ресурс]. - Acnivity report, 2016. - Режим доступа: http://www.masak.gov.tr/userfiles/file/ACTIVITYREPORT201521.04.2016.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ