Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Работа №45767

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
940
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты финансового мониторинга в кредитных
организациях
1.1. Экономическая сущность финансового мониторинга 8
1.2. Система и принципы организации системы финансового мониторинга в кредитных организациях
2. Анализ организации финансового мониторинга в кредитных организациях на примере АО «Татсоцбанк»
2.1. Современное состояние финансового мониторинга в Российской
Федерации
2.2. Организационно-экономическая характеристика деятельности АО
«Татсоцбанк»
2.3. Анализ организации финансового мониторинга в АО «Татсоцбанк» 37
2.4. Анализ эффективности организации финансового мониторинга в АО
«Татсоцбанк»
3. Пути совершенствования финансового мониторинга в кредитных
организациях
Заключение 66
Список использованных источников 68
Приложения 73

Процессы, связанные с легализацией преступных доходов, способствуют снижению темпов экономического роста, ухудшению инвестиционного климата за счет изъятия из оборота денежных средств, неуплате налоговых платежей, хищению бюджетных средств, поэтому проведение финансового мониторинга является важным стратегическим направлением обеспечения экономической безопасности любого государства.
Международный опыт свидетельствует о том, что большая часть незаконных операций, при которых преступные доходы проникают в экономику, совершаются через кредитно-финансовую сферу, поэтому одним из решений перечисленных проблем является осуществление финансового мониторинга в кредитных организациях.
Кредитные организации составляют неотъемлемую часть в экономической системе любого развитого государства, выполняя при этом важные функции по накоплению и перераспределению капитала, способствуют эффективному распределению финансовых потоков. В процессе функционирования кредитных организаций в высококонкурентной среде необходим действенный механизм, который обеспечит эффективное проведение государственной экономической политики.
В ходе осуществления своей деятельности любой банк осуществляет ее мониторинг в том или ином объеме, но только реализация комплексного подхода к финансовому мониторингу, который подразумевает полную и всеобъемлющую реализацию, способствует принятию оптимальных управленческих решений.
При реализации контрольных процедур в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) в кредитных организациях возникают определенные трудности.
Так, при рассмотрении заявления физического лица банк не открывают счет без присутствия лица или его представителя и без предоставления документов, устанавливающих личность. Но такие методы являются малоэффективными, так как для физического лица, которое хочет провести сомнительные операции или обналичить преступные деньги, не представляется сложности в личном присутствии и предоставлении документа.
Банки наделены правом отказать в обслуживании клиентам при наличии подозрений о том, что целью заключения договора является ПОД/ФТ.
Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее - Федеральный закон № 115) наделил банки правом отказать в обслуживании физическому или юридическому лицу в случае наличия подозрений о том, что целью заключения такого договора является совершение операций в целях ПОД/ФТ. При вынесении мотивированного решения об отказе в открытии счета возможно возникновение некоторых сложностей, что ведет к появлению риска претензий, как со стороны надзорных органов, так и клиентов, которые могут в судебном порядке потребовать предоставление доказательств о достоверности негативной информации.
В соответствии с Федеральным Законом №115 кредитная организация должна отказать в осуществлении операции, если в составе документов отсутствует определенная общая информация. Учитывая то, что лица, легализующие преступные доходы, обладают высокой квалификацией, что облегчает им проведение сомнительных операций через банк, данный инструмент не является абсолютно эффективным, для повышения эффективности возможно внедрение механизма получения от регулятора кредитными организациями о реальных рисках по конкретным клиентам. При получении негативной информации от регулятора, банк будет мотивированный отказ в обслуживании.
В настоящее время отмывание преступным доходов характеризуется усложнением преступных схем, ускорением проведения незаконных операций, использованием транзитных банковских счетов, что приводит к экономическим и репутационным потерям банков. Данные факты подтверждаются количеством отозванных лицензий у кредитных организаций. Поэтому необходимо постоянное развитие механизмов контроля с целью своевременного анализа поступающей информации и выявления операций, связанных с отмыванием доходов, полученных преступным путем.
При организации финансового мониторинга кредитные организации могу сталкиваться с определенными трудностями, среди которых можно назвать:
- привлечение квалифицированных сотрудников, проведение процедур повышения квалификации и обучающих мероприятий требует финансовых затрат со стороны кредитных организаций;
- совершенствование и образование новых преступным схем отмывания доходов мошенниками, в связи с чем кредитные организации не могут быть полностью защищены от вовлечения в данные схемы из-за несвоевременности выявления таких клиентов;
- применение завышенных санкций за нарушение антилегализационного законодательства, которые не повлекли за собой вовлечения банка в процессы отмывания преступных доходов;
- отсутствие единых критериев и подходов к установлению характера сделки, ведет к тому, что информирование уполномоченного органа зависит от усмотрения конкретных сотрудников, что ведет к лишению объективности и вовлечению сотрудников банка в преступные схемы;
- отсутствие пополняемой базы лиц и организаций, содержащей сведения о причастности к экстремистской и террористической деятельности, включение в правительственный список данных с задержками, что ведет к снижению эффективности мониторинга;
- на кредитные организации возлагаются несвойственные функции по защите прав, свобод и безопасности граждан, что ведет к росту финансовых затрат и увеличению стоимости банковских услуг.
Для кредитных организаций финансовый мониторинг является целостной системой наблюдения, анализа и поддержки управленческой деятельности с целью противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
Происходящие в мире экономические и политические процессы требуют консолидации капитала и защиты его от «преступных денег».
Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы связана с возросшей ролью финансового мониторинга в кредитных организациях и укреплением роли государства в данном процессе.
Объектом исследования является АО «Татсоцбанк». Предметом исследования является финансовый мониторинг в кредитных организациях.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании системы финансового мониторинга в кредитных организациях, а также разработке рекомендаций по его совершенствованию. Для достижения обозначенной цели в выпускной квалификационной работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты финансового мониторинга в кредитных организациях.
2. Провести анализ организации финансового мониторинга в кредитных организациях на примере АО «Татсоцбанк».
3. Предложить пути совершенствования финансового мониторинга в кредитных организациях.
Теоретической основой исследования являются сформулированные в фундаментальных монографических работах отечественных и зарубежных авторов, в диссертациях и научных статьях в ведущих экономических журналах методологические и теоретические положения по различным аспектам финансового мониторинга в кредитных организациях. Нормативно-правовую базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации, нормативные акты Банка России и Базельского комитета по банковскому надзору. Информационно-эмпирическая база исследования - аналитические и статистические документы Банка России и отчетные материалы АО «Татсоцбанк».
При проведении исследования использовались следующие методы: системный подход, сравнительный метод, анализ существующих источников литературы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа); обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниках литературы (метод научного синтеза и обобщения).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
В первой главе изучаются теоретико-методические основы финансового мониторинга в кредитных организациях. Во второй главе проводится анализ финансового мониторинга на примере АО «Татсоцбанк». В третьей главе предлагаются пути совершенствования финансового мониторинга в кредитных организациях.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были получены следующие результаты.
Во-первых, была проанализирована сущность банковской деятельности в сфере финансового мониторинга. Для эффективного функционирования банковской системы РФ требуется соблюдение требований международных организаций в сфере ПОД/ФТ (ФАТФ), которые нашли отражение в НПА России. В соответствии с данными требованиями реализация международных норм полностью ложится на саму банковскую систему, а государство в лице ЦБ РФ и Росфинмониторинга осуществляет контроль за деятельностью банков в сфере ПОД/ФТ. К требованиям относится: разработка внутренних документов банка, регламентирующих деятельность в сфере ПОД/ФТ (ПВК, методики), назначение ответственных лиц, обязательная идентификация клиентов, мониторинг всех операций клиентов, выявление операций, подлежащих обязательному контролю, необычных сделок и сомнительных операций, уведомление Росфинмониторинга о таких операциях, хранение документов и обучение персонала.
Во-вторых, было определено место банка в платежной системе и национальной платежной системе, как их субъекта и участника. Было установлено, что кредитная организация выступает в роли оператора по переводу денежных средств в платежной системе и национальной платежной системе.
В-третьих, реализация требований ПОД/ФТ усиливается в условиях развития национальной платежной системы, так как платежные операции на сегодняшний день являются основой непроцентных доходов банков. Для вступления в НПС банк обязан неукоснительно соблюдать требования законодательства в сфере ПОД/ФТ.
В-четвертых, соблюдение требований в сфере ПОД/ФТ несет финансовую нагрузку на банк, дополнительные расходы, которые негативно сказываются на его финансовом результате. К дополнительным расходам следует отнести расходы на персонал и его обучение, на совершенствование бизнес-процессов путем внесения изменений в автоматизированные процедуры и другие. Однако соблюдение данных требований принесет банку также выгоды, такие как снижение рисков ограничения деятельности и увеличение общей стоимости банка.
В-пятых, статистика сообщений Банка России о привлечении АО «Татсоцбанк» к административной ответственности по ст.15.27 КоАП, то есть за несоблюдение законодательства в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма, дает понять, что система финансового мониторинга в АО «Татсоцбанк» не совершенна. Поэтому сделано предложение о необходимости автоматизации процесса выявления сомнительных операций банка.
В-шестых, методом функционально-стоимостного анализа (ФСА) была определена экономия от внедрения автоматизированной системы сомнительных операций. Экономия произойдет за счет повышения производительности труда сотрудников и сокращения численности персонала подразделения финансового мониторинга банка. Внедрение автоматизированной системы выявления сомнительных операций позволит снизить затраты на финансовый мониторинг платежных операций в 3,5 раза (с 280,5 рублей до 98,6 рублей за одну операцию).
В-седьмых, было предложено два сценария реализации указанного предложения, а именно: покупка автоматизированной системы мониторинга сомнительных операций и собственная ее разработка. В результате оценки сценариев внедрения автоматизированной системы выявления сомнительных операций методом ТСО и чистой приведенной стоимости инвестиционного проекта выявлено, что для АО «Татсоцбанк» выгодна собственная разработка автоматизированной системы выявления сомнительных операций.



1. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федер. закон от 07.08.2001 г. №115-ФЗ ред. от 30.12.2015. // Российская газета от 9.08.2001 г. №151.
2. О национальной платежной системе: федер. закон от 27.06.2011 г. №161-ФЗ ред. от 29.12.2014. // Российская газета от 30.06.2011 г. №139.
3. Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: полож. ЦБ РФ от 2.03.2012 г. №375-П // Вестник Банка России от 18.04.2012 г. №20.
4. Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: полож. ЦБ РФ от 15.10.2015 №499-П // Вестник Банка России от 16.12.2015 г. №115.
5. О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях: указ. ЦБ РФ от 9.08.2004 г. №1486-У // Собрание законодательства РФ. - 2005. - №50. - ст. 5302.
6. Современный словарь иностранных слов. — М.: Русский язык,
2013. - 392 с.
7. Батаев, А. В. Оценка экономической эффективности внедрения банковских смарт-карт // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 338-345.
8. Золотарев, Е.В. Совершенствование системы противодействия
легализации преступных доходов и механизмов контроля в кредитных организациях : дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Золотарев Евгений
Владимирович. - Москва, 2014. - 193 с.
9. Лопатин, В.А. Проблемы идентификации пользователей электронных средств платежа / В.А. Лопатин // Финансовая безопасность. -
2014. - №4. - С. 36-39.
10. Лопатин, В.А. Современные способы осуществления платежей в контексте ПОД/ФТ / В.А. Лопатин // Финансовая безопасность. - 2015. - №9. - С. 123-127.
11. Надёжин, В.И. Коммерческий банк в правовом механизме противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма / В.И. Надёжин // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России . - 2013. - №23. - С. 94-98.
12. Начоева, Л.А. Финансовый мониторинг в коммерческом банке : дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Начоева Ляна Алексеевна. - Санкт- Петербург, 2015. - 172 с.
13. Полищук, С.А. Национальная платежная система: экономическая эффективность и безопасность : автореф. дис. ... канд. экон. наук. 08.00.10 / Полищук Станислав Александрович. - М., 2016. - 25 с.
14. Посадская, М. Развитие финансовой инфраструктуры платежного рынка / М. Посадская // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке.
- 2012. - № 2. - С. 78-79.
15. Прошунин, М.М. К вопросу о понятии отмывания преступных доходов / М.М. Прошунин // Вестник РУДН, серия Юридические науки. - 2018.
- №3. - С. 18-20.
16. Прошунин, М.М. Кредитная организация как субъект финансового мониторинга (правовой аспект): монография / М.М. Прошунин. - Москва, 2016.
- 213 с.
17. Прошунин, М.М. Финансово-правовые вопросы организации финансового мониторинга / М.М. Прошунин // Вопросы методологии. - 2017. - №6. - С. 56-59.
18. Ревенков, П.В. Глобальный характер рисков отмывания денег при электронном банкинге / П. В. Ревенков // Менеджмент в России и за рубежом. -
2015. - № 4. - С. 24-28.
19. Тимошкин, А.В. Экономическая эффективность комплаенс- контроля / А.В. Тимошкин // Банковское дело. - 2016. - №7. - С. 67-21.
20. Торшина, О.П. Теоретические аспекты финансового мониторинга / О.П. Торшина // Международный научный журнал. - 2015. - №12. - С. 54-56.
21. Зубков, В.А. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма / В.А.Зубков, С.К. Осипов. - М.: Спецкнига, 2017. - 751 с.
22. Криворучко, С.В. Национальная платежная система: структура, технологии, регулирование. Международный опыт, российская практика / С.В. Криворучко, Лопатин В.А. - М.: Спецкнига, 2013. - 167 с.
23. Курбатов, А.Я. Правосубъектность кредитных организаций: теоретические основы формирования, содержание и проблемы реализации / А.Я. Курбатов. - М.: Юриспруденция, 2016. - 205 с.
24. Автоматизированная банковская система: стоимость. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.absoKoliKoe.ru/software/cost/.
25. Аксиненко, Н. К. Роль национальной платежной системы в обеспечении финансовой безопасности государства [Электронный ресурс] / Н. К. Аксиненко // Интернет-журнал «Науковедение». - 2015. - №2. - Режим доступа: http://№aukovede№ie.ru.
26. Орлова, Е.В. Оценка кредитного риска на основе методов многомерного анализа / Е.В. Орлова // Банковское дело. -2015. -№ 9.- С.27.
27. Тен, В.В. Проблемы анализа кредитоспособности заемщиков / В.В. Тен // Банковское дело. - 2017. - № 3.- С.49.
28. Уланов, С.В. Оценка качества и сравнение скоринговых карт / С.В. Уланов // Экономические науки. - 2013.- № 9.- С.54.
29. Черкашенко, В.Н. Этот «загадочный» скоринг / В.Н. Черкашенко //
Банковское дело. - 2017. - № 3.- С.46.
30. Чернова, М.В. Оценка платежеспособности заемщика в личном потребительском кредитовании / М.В. Чернова // Экономический анализ: теория и практика.- 2014.- № 26.- С. 34
31. Шевченко, И.В. Создание виртуальной клиентской базы для анализа кредитоспособности российских предприятий / И.В. Шевченко // Финансы и кредит. - 2014. -№ 1.- С.25.
32. Белобабченко, М.К. Взаимодействие участников платежной системы: вопросы формирования гарантийного фонда [Электронный ресурс] / М. К. Белобабченко // Информационно-аналитический портал «Предпринимательство и право». - 2014.
33. Госзакупки [Электронный ресурс] Режим доступа:
http: //www.zakupki .gov.ru.
34. Инсайдерская информация ЦБ РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cbr.ru.
35. Официальный сайт АО «Татсоцбанк» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.tatsotsbank.ru.
36. Официальный сайт Росфинмониторинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://fedsfm.ru.
37. Информация о банках и банковских продуктах / Информационный портал Banki.ru2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.banki.ru
38. Уровень жизни [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/leve
39. Общероссийский народный фронт [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://onf.ru/2018/02/15/kreditnaya-karta-rossii-v-2017-g-zadolzhennost-rossiyan-dostigla-rekorda-no-dolya-plohih/
40. Аналитический центр НАФИ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://nafi.ru/
41. Платежные и расчетные системы [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http:ZZwww.cbr.ru.
42. Правила платежной системы «Мир» [Электронный ресурс] : Режим доступа: http:ZZ http:ZZwww.№spk.ruZ.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ