Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реабилитационно-профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями

Работа №76661

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы81
Год сдачи2020
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
469
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы реабилитационно-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями 9
1.1 Несовершеннолетние правонарушители как объект научного
исследования 9
1.2 Система реабилитационно-профилактической работы с
несовершеннолетними правонарушителями 16
1.3 Особенности реабилитационно-профилактической работы в
специальных учреждениях открытого и закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей 22
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Практика реабилитационно-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в ГУ МВД «ЦВСНП» г. Ставрополя 34
2.1. Опыт реабилитационно-профилактической работы с
несовершеннолетними правонарушителями в ГУ МВД «Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей» г. Ставрополя 34
2.2. Анализ опыта реализации проекта «Вне конфликта с Законом» по
реабилитационно-профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями 40
2.3 Рекомендации по совершенствованию реабилитационно-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями 49
Вывод по второй главе 57
Заключение 59
Список использованных источников 62
Приложения


Актуальность темы исследования. Одной из самых актуальных и социально значимых проблем, стоящих перед обществом сегодня, является повышение роста правонарушений среди несовершеннолетних. Необходимость скорейшего решения этой проблемы обусловлена, прежде всего, тем, что в сферу организованной преступности втягивается все большее и большее число несовершеннолетних, а криминальными группировками, созданными подростками совершаются опасные преступления. На официальном портале правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации указано, что состояние преступности среди несовершеннолетних и при их участии остается практически неизменным во всех регионах страны. За 2019 год в России выявлено 37953 несовершеннолетних лиц, совершивших преступления, за январь - март 2020 г. выявлено уже 8110 лиц. Количество не выявленных несовершеннолетних правонарушителей и не раскрытых преступлений еще больше. Ставропольский край занимает неизменное 17 место по показателю преступлений, совершенных несовершеннолетними последние 3 года. Такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социальной стабильности и безопасности.
В своей деятельности данные государственные структуры, работающие с несовершеннолетними правонарушителями, используют чаще всего карательный, а не восстановительный подход. Поэтому повышение эффективности профилактической и реабилитационной работы в специальных учреждениях открытого и закрытого типа является основной задачей специалистов социальной сферы и добровольцев, направленной на социальную адаптацию и предотвращение рецидивного противоправного поведения детей и подростков.
Степень разработанности проблемы. Изучением социальной реабилитации и профилактики, социальных проблем несовершеннолетних правонарушителей, форм и методов работы с ними занимались такие ученые, как М. В. Фирсов, Е. И. Холостова, Л. С. Алексеева, В. А. Баженов, П. Д. Павленок, П.Я. Циткилов и др.
Кроме того, актуальность исследования обусловливается наличием противоречия между возрастающей потребностью в реабилитационно-профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями и недостаточной изученностью теоретических и практических аспектов деятельности системы учреждений ее реализующих.
Проблема исследования. Каковы особенности реабилитационно-профилактической работа с несовершеннолетними правонарушителями?
Цель исследования - изучить реабилитационно-профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями.
Объект исследования - несовершеннолетние правонарушители.
Предмет исследования - реабилитационно-профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть несовершеннолетних правонарушителей как объект научного исследования;
2. Изучить систему и особенности реабилитационно-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в специальных учреждениях открытого и закрытого типа;
3. Проанализировать опыт реализации проектов и программ реабилитационно-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в ГУ МВД «Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей» г. Ставрополя;
4. Разработать рекомендации по совершенствованию реабилитационно¬профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями.
На различных этапах исследования были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ специальной литературы и публикаций периодической печати по проблеме исследования; сравнение и обобщение научно-исследовательских работ и успешного практического опыта; анализ статистических данных.
- эмпирические: метод социального проектирования, математические методы обработки результатов исследования, методы графического и визуального представления результатов исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость:
- рассмотрение несовершеннолетних правонарушителей как объекта научного исследования;
- представление системы реабилитационно-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями;
- выявление особенностей реабилитационно-профилактической работы в специальных учреждениях открытого и закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей.
Практическая значимость исследования:
- изучение опыта реабилитационно-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в ГУ МВД «Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей» г. Ставрополя;
- создание и реализация авторского проекта «Вне конфликта с
Законом» по реабилитационно-профилактической работе с
несовершеннолетними правонарушителями;
- разработка рекомендаций по совершенствованию реабилитационно-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями.
Апробация и реализация результатов исследования. Результаты и основные выводы исследования были представлены на Хвузовской студенческой научно-практической конференции (Ставрополь 22 ноября 2017г.).
Авторский социальный проект «Вне конфликта с Законом» стал
победителем и грантополучателем на Всероссийском конкурсе молодежных проектов среди физических лиц в 2017 году от Федерального агентства по делам молодёжи. Проект реализован на базе ГУ МВД «Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей» г.Ставрополя совместно с Северо-Кавказским федеральным университетом, Институтом образования и социальных наук и некоммерческими организациями Ставропольского края.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Научные исследования доказали, что проблема правонарушений несовершеннолетних, становится глобальной для современного общества и её необходимо решать, комплексно используя все возможные ресурсы. На сегодняшний день обозначены основные категории детей и подростков, которые нуждаются в помощи, реабилитации и коррекции, а также все ведомства, службы, которые в той или иной степени занимаются реабилитацией и профилактикой различного рода отклонений в подростковой среде. Сущность системы реабилитационно-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями заключается в организованном межведомственном взаимодействии всех субъектов профилактики и оказании помощи несовершеннолетним в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию и создании условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе.
Особая роль в преодолении социальной дезадаптации несовершеннолетних отводится специальным учреждениям. Такие учреждения для несовершеннолетних правонарушителей могут быть открытого или закрытого типа. Своевременное помещение органами системы профилактики подростков в подобное учреждение является одним из эффективных способов оказания несовершеннолетним правонарушителям комплексной помощи, предупреждения совершения ими повторных правонарушений. Специальные учреждения,как и органы системы профилактики, являются субъектами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Они выполняют определенные задачи и функции, направленные на реабилитацию и профилактикунесовершеннолетних. Сеть специальных учреждений открытого и закрытого типа растет и совершенствуется, в соответствии с государственными и общественными интересами. Поэтому на современном этапе развития общества, важно правильно организовать помощь.
ГУ МВД по Ставропольскому краю «Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей» предназначен для временного содержания, профилактической и образовательной деятельности для несовершеннолетних правонарушителей. Основными целями являются осуществление профилактической работы, оказание психолого-педагогической помощи, воспитание и обучение, защита жизни, здоровья и предупреждение повторных правонарушений.
Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей г. Ставрополя в сотрудничестве с различными НКО и ВУЗами города являются платформой и практикуют разработку инновационных подходов, отрабатывают новые методики работы с проблемами детей группы риска. Основные методы работы, используемые специалистами ЦВСНП и представителями данных общественных (добровольческих) организаций: групповая и индивидуальная реабилитационно-профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. Одно из важнейших условий снижения роста правонарушений несовершеннолетних - внедрение инновационных форм и методов социальной реабилитации и профилактики.
Анализ опыта реализации социального проекта «Вне конфликта с Законом», ставшего грантополучателем в 2017 году показал, что эффективным методом реализации реабилитационно-профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в открытых и закрытых учреждениях является проектный метод, который комплексно помогает реализовать межсекторное взаимодействие.
Обобщая наше исследование, мы предложили практические рекомендации по совершенствованию инновационных форм и методов социальной реабилитации и профилактики рискованного поведения детей и подростков, разработанные автором дипломной работы в рамках проекта «Вне конфликта с Законом». Данные программы активно используются в социальных учреждениях, включая Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей г. Ставрополя. Цель программ - снижение уровня правонарушений и рецидивов среди подростков и детей, предотвращение социальной дезадаптации подростка, его вовлеченности в преступную деятельность, а также способствование формированию у подростка навыков взаимодействия с социумом. Внедрение инновационных форм и методов социальной реабилитации предполагает четкое определение целей и задач; выбор перечня скоординированных по содержанию действий, направленных на устранение причин и условий совершения противоправного поведения несовершеннолетних; сохранение, поддержание и защиту уровня жизни и здоровья детей; содействие в социальной адаптации и раскрытии внутренних потенциалов несовершеннолетних.
Для организации эффективной реабилитациооно-профилактической работы важно применять в совокупности все меры, направленные на выявление и устранение причин совершения правонарушений, которые должны осуществляться системно на всех уровнях системы профилактики, применительно к характеру причин правонарушений несовершеннолетних.
Таким образом, предложенные рекомендации позволят активизировать комплексный и межведомственный подход к решению проблем социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в закрытых и открытых специальных учреждениях, включая ГУ МВД по Ставропольскому краю «Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей».



1. Алтунина И.Р. Мотивы и мотивация социального поведения детей - (формирование и развитие). М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2015. 37 с.
2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. Журнал. 2016. № 1. Т.15. 6 с.
3. Балтуева С.В. Социокультурные методы по профилактике девиантного поведения подростков // Символ науки. 2015. № 12-2. С. 245-249.
4. Беженцев А. А. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: учеб, пособие. М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2016. С. 272.
5. Бельский А.И. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника / А.И. Бельский // Российский следователь. 2019. № 15. С. 48-50.
6. Бидова Б. Б., Егизарова С. В. Проблемы профилактики преступности в молодежной среде // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 1. С. 137-140.
7. Болдина М. А. Профилактика как ведущая технология социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению / М. А. Болдина, Ю. С. Никонов // Гаудеамус. 2016. Т. 15. № 2. С. 99-103.
8. Буркова В. Н. Насильственные компьютерные игры и проблемы агрессивного поведения детей и подростков. М.: Вопросы психологии. 2015. № 1. 138 с.
9. Бухаров М.А. Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних через их патриотическое воспитание // Научный диалог: Юриспруденция. 2017. № 4. С. 4-6
10. Валуйсков Н.В. Основания освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. №4 (21). С. 463-465.
11. Васильева О.Н. Личность несовершеннолетнего преступника как объект криминалистического исследования // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 2-7. С. 23-25.
12. Васильева О.Н. Причины и условия преступности
несовершеннолетних // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 3-7 С. 81-83.
13. Ветошкин С.А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. М.: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2015. 148 с.
14. Войтлев Р. Н. Чужих детей не бывает // Беспризорник: журнал для неравнодушных людей. М.: ИНФРА-М, 2016. №5. С.6-10.
15. Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: Юридический центр Пресс, 2014. 520 с.
16. Горячко Р.В. Групповая преступность несовершеннолетних // Проблемы науки. 2018. № 11 (24). С. 58-60.
17. Гуляева К.Ю. Особенности агрессивности в подростковом возрасте и способы ее коррекции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016. №2. С.144-153.
18. Демко О.С. Криминологические детерминанты формирования личности несовершеннолетнего преступника // Научный альманах. 2017. № 1-1 (27). С. 256-259.
19. Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних. М.: Щит- М, 2016. 132 с.
20. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Ростов н/Д: Феникс, 2015. 288 с.
21. Дидык А.Н. Особенности личности несовершеннолетнего преступника // Вестник науки и образования. 2019. Т. 2. № 12 (36). С. 76-77.
22. Дидык А.Н. Причины и условия преступности несовершеннолетних // Вопросы науки и образования. 2018. № 2 (14). С. 68-69.
23. Дровнина О.С. Проблема преступности в подростковом возрасте // Аллея науки. 2017. № 9. С. 634-637.
24. Жигулина Т. А. Профилактика дезадаптационных состояний у детей и подростков в условиях общеобразовательной школы // Молодой ученый. 2015. №22. С. 784-787
25. Жмуров Д. Криминальная агрессия несовершеннолетних. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2015. 168 c.
26. Журавлев, А.В. Назначение уголовного наказания
несовершеннолетним. М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2018. 485 c.
27. Зеков З.А. Изучение личности несовершеннолетнего обвиняемого с позиции уголовно - процессуального права и криминалистики // Сфера услуг: инновации и качество. 2017. № 28. С. 4.
28. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). М.: Академия, 2015. 288 с.
29. Информационно-аналитический портал правовой статистики
Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL:
http://crimestat.ru/analytics
30. Казалиева Э. У., Магомедова Е. Э. Профилактика девиантного поведения // Социологические исследования. 2015. №3. С. 1-7.
31. Карушева А. В., Тремаскина Е. В. Дети «группы риска» как особая социальная группа // Молодой ученый. 2016. №3. С. 1002-1004.
32. Кирова Н. Д., Данилова М. В. Особенности деятельности социального педагога с несовершеннолетними правонарушителями // Молодой ученый. 2017. № 21. С. 426-430. URL: https://www.moluch.ru/archive/155/43715/
33. Конвенция о правах ребенка 1989 г. // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М.: НОРМА - ИНФРА-М, 1998.
34. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
35. Кораблева К.А. Методы изучение личности несовершеннолетних // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2017. Т. 3. № 3. С. 68-70.
36. Косова Н.Н. Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий: уголовно-правовые аспекты // Вопросы управления. 2015. № 4. С. 265-269.
37. Куринова Я.И. К вопросу о преступности несовершеннолетних: криминологическая характеристика // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018. № 3 (94). С. 118¬120.
38. Лифанова М.В. Типология несовершеннолетних преступников // Вестник ВЭГУ. 2018. № 1 (93). С. 57-65.
39. Мигелева П.В. Содержание и методы работы социального педагога // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2015. №3. С.18-25.
40. Минин А. Я. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодёжи. М.: Прометей, 2016. 140 с.
41. Михайлова А. 7 основных причин подростковой преступности и пути их решения. URL: http://www.garant.ru/article/526482
42. Мухина В.С. Психологическое сопровождение делинквентных подростков: проект и его реализация (возможно ли преодолеть архетип делинквентности?) // Развитие личности. 2015. № 3. С. 117-137
43. Николаева, Ю. В. Дифференциация преступлений против несовершеннолетних в России. М.: Юркомпани, 2015. 268 c.
44. О совершенствовании деятельности центров временного содержания
для несовершеннолетних правонарушителей: приказ МВД России от 1 сентября 2012 г. № 839 // Информационно-правовой портал «Гарант». URL:
http: //www.garant .ru
45. Павленок П. Д. Технологии социальной работы с различными группами населениями: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М. 2015. 236 с.
46. Перешеина Н.В. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений. М.: ТЦ СФЕРА, 2016. 89 с.
47. Профилактика безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних, взаимодействие субъектов профилактики, комплексная работа управления образованием, система работы образовательного учреждения, нормативная документация / Е.П. Картушева, Т.В. Романенко. М.: Глобус, 2015. 124 с.
48. Рождественская Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. М. : Генезис, 2016. 216 с.
49. Рожней Д.А. Особенности самоотношения и жизнестойкости у старших подростков с девиантным поведением // Территория новых возможностей. 2018. №2 (41). С. 159-166.
50. Ростокинский А.В. Личность подростка с девиантным (делинквентным) поведением: учеб. метод. пособие / А.В. Ростокинский, Д.З. Зиядова, Р.С. Данелян. М., 2018. 60 с.
51. Рыженкова Е.В. Личность несовершеннолетнего преступника / Е.В. Рыженкова // Инновационная наука. 2019. № 2-2. С. 130-132.
52. Рыженкова Е.В. Особая роль семьи в формировании личности несовершеннолетних // Инновационная наука. 2017. № 10. С. 45-48.
53. Савина Н. Н. Взгляд на проблему. О профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. № 11. С. 123-127.
54. Савченко А.Е. Психология личности несовершеннолетнего преступника // Аллея науки. 2017. № 16. С. 691-694.
55. Сарычева А.Р. Вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних // Наука через призму времени. 2017. № 7 (7). С. 90-94.
56. Статистика МВД РФ. Январь-декабрь 2017 года. URL: http: //vawilon.ru/statistika-mvd/
57. Сучкова П.А. Преступность среди несовершеннолетних граждан и ее предупреждение // Academy. 2017. Т. 2. № 6 (21). С. 74-78.
58. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. (в ред. от 12.04.2020 № 63-ФЗ) ст. 14, 87, // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http:ZZwww.garant.ru
59. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18. 12. 2001г. (в ред. от 08.03.2015 №174 -ФЗ) // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http:ZZwww.garant.ru
60. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 № 761 о национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http:ZZwww.garant.ru
61. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http: ZZwww.garant .ru
62. Федеральный закон от 27 июня 2018 г. №170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ZZ Информационно¬правовая система «Гарант». URL:http:ZZbase.garant.ru
63. Федеральный закон от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2019) ZZ Информационно-правовая система «Гарант». URL: http:ZZbase.garant.ru
64. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ред. от 01.05.2019) ZZ Информационно-правовая система «Гарант». URL: http: ZZbase.garant.ru
65. Филиппова Е. О. Противодействие преступности несовершеннолетних в Российской Федерации Z Е.О. Филиппова ZZ Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - Т. 15. - С. 226-230
66. Фирсов М. В., Студёнова Е. Г. Ф62 Технология социальной работы. М.: КНОРУС. 2016. 344 с.
67. Холостова Е. И. Технология социальной работы: учебник для среднего профессионального образования. М.: Издательство Юрайт. 2016. 503с.
68. Цатурова А.Р., Доровская Ю.В. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления. Проблемы и решения // Актуальные проблемы науки и практики. 2016. № 2. С. 51-55.
69. Цахаева А. А., Сулаева Ж. А. Психология и педагогика. Учебное пособие. Махачкала: Наука ДНЦ, 2016. 312 с.
70. Циткилов П. Я. Технология социальной работы: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и К; Наука-Спектр. 2016. 448 с
71. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический Проект, Трикста, 2015. 336 с.
72. Шнейдер Л.П. Психология девиантного и аддиктивного поведения : практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / Л.Б. Шнейдер.
- 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Юрайт, 2019. - 140 с.
73. Abdullah, A. The effects of big-five personality traits on deviant behavior / A. Abdullah, S. Marican // Procedia - Social and behavioral sciences, 2016. - №219.
- р. 19-25.
74. Kamaluddin, M. Linking psychological traits with criminal behavior: a review linking psychological traits with criminal behavior: a review / M. Kamaluddin [Et. al.] // ASEAN Journal of psychiatry, 2015. - №16 (2). - Р.135-147.
75. Mededovrn, J. The profile of a criminal offender depicted by HEXACO personality traits / J. MededovR // Personality and Individual Differences, 2017. - №107. - Р.159-163.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ