Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансформация концепта "Семья" в культуре России

Работа №7429

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы172 стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1311
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3 Глава I. Теоретические основания анализа концепта как феномена культуры
1.1. Теория концепта в контексте культурфилософской парадигмы 11
1.2. Основные факторы формирования культурного концепта 27
1.3. Роль исторических преобразований в трансформации концепта культуры 47
Глава II. Особенности формирования и трансформации концепта «семья» в контексте анализа культуры России
2.1. Генезис и эволюция учений о семье в европейской и российской
науке, философии, культуре 65
2.2. Влияние культурных традиций Древней Руси на формирование концепта «семья» 90
2.3. Трансформация концепта «семья» в XVII-XIX вв.: традиции и новации 109
2.4. Модернизация традиционных представлений о семье в культуре России XX столетия 130
Заключение 154 Список использованных источников 159



Актуальность темы исследования обусловливается логикой развития представлений о семье в современной культуре, изменением образа семьи в массовом сознании. Особое значение приобретает процесс культурных трансформаций, в ходе которого одной из первоочередных задач становится поиск основания для дальнейшего развития культуры и общества. В условиях социальных трансформаций разрушается предписанный традиционной культурой набор гендерных и фамильных стереотипов поведения. Исследование происходящих изменений затруднено отсутствием четкого определения терминов «образ», «понятие», «концепт». Изучение семьи как концепта позволяет понять взаимосвязь между сознанием и реальностью.
Понятие «концепт» приобретает особое значение в рамках современной парадигмы гуманитарного знания, осуществляет взаимодействие между человеком и культурой, выступает в виде представлений о культурных конструктах. Концепты обладают большой обобщающей силой и представляют собой преломление объективной действительности через призму культуры, сознания человека. Данное понятие приобретает в настоящее время философский статус, являясь универсалией. Концепт выступает в качестве фокуса, в котором сходятся различные подходы к изучению культуры: психологический, исторический, лингвистический, культурологический, логико¬семантический.
Концепт «семья» является одним из наиболее значимых элементов культурной концептосферы России, он существует в коллективном сознании в виде совокупности представлений, образов, обусловленных спецификой национальной культуры. Интерес к данной теме исследования объясняется тем, что понятие «семья» стало объектом пристального внимания в современной культурфилософской мысли. В контексте современной социокультурной ситуации, отличающейся мировоззренческой противоречивостью,трансформация семейных ценностей является составляющей трансформации общенациональных ценностей.
Актуальность обращения к изучению концепта «семья» в отечественной культуре продиктована необходимостью поиска новых ценностных ориентиров. Таким образом, исследование концепта «семья» в контексте культуры России позволяет выявить специфику образа семьи на различных этапах развития, переосмыслить соотношение традиционного и новационного в представлениях о семье в рамках современной социокультурной ситуации.
Степень научной разработанности проблемы. В ходе исследования автор опирался на работы отечественных и зарубежных ученых в области философии культуры, истории культуры, социологии, социальной философии, лингвокультурологии.
Культурфилософский анализ концепта осуществлен в работах А.П. Бабушкина, А. Вежбицкой, В.Г. Воркачева, Ф. Гваттари, Ж. Делеза, В.В. Красных, Г. Лейбница, Д.С. Лихачева, Н.К. Рябцевой, Ю.С. Степанова, Е.Н. Сороченко, В.Н. Телии, Г. Фреге, Р.М. Фрумкиной, Л.О. Чернейко.
Исследование факторов, оказавших влияние на формирование концептов отечественной культуры, осуществлено в работах следующих авторов:
- Н.А. Бердяева, А.Я. Гуревича, Г. Гачева, И.В. Кондакова, В.В. Лысенко, рассматривающих сущность и особенности этнокультурного менталитета;
- С.А. Арутюнова, Б.М. Бернштейна, А.К. Байбурина, Я.Э. Голосовке- ра, Л.Г. Ионина, С. Лангер, А.Ф. Лосева, Е.М. Мелетинского, В.Н. Топорова, К.М. Хоруженко, Д. Фрэзера, исследующих роль мифа и ритуала в традиционной культуре;
- А.Н. Афанасьева, Н.А. Бердяева, И.В. Кондакова, А. Кузьмина, Л. Уайта, А.В. Юдина, выявляющих роль культурно-исторических модернизаций в трансформации образов культуры.
Исследования многоаспектного понятия «семья» в русле историко-социологического и культурфилософского подходов осуществлены в работах А.И. Антонова, Н.И. Андреевой, С.И. Голода, М.М. Ковалевского, А.А. Магомедова, В.М. Медкова, П.А. Сорокина, Л. Уайта, А.Г. Харчева, Л.Я. Штернберга.
Проблемы генезиса, эволюции учений о семье в европейской и российской науке, философии и культуре, находят свое решение в трудах античных и средневековых мыслителей (Фалеса, Эзопа, Аристотеля, Платона, Ф. Аквинского, Я. Шпренгера); философов Нового времени (Ф. Бэкона, Г. Гегеля, И. Канта, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Фурье, Ф. Энгельса); представителей отечественной культуры (Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, Л.Н. Толстого, Н.Г. Черны¬шевского); мыслителей XX столетия (Д. Бернарда, С. де Бовуар, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. Тернера, З. Фрейда, Б. Фридан).
Особенности формирования и трансформации концепта «семья» в контексте социокультурной динамики России находят отражение в фольклорных, летописных, эпистолярных, литературных источниках, произведениях древнерусской литературы, произведениях классической русской литературы (И.А. Бунина, И.А. Гончарова Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, И.С. Тургене¬ва, А.П. Чехова), произведениях советской литературы (А.С. Макаренко, В.Г. Распутина), произведениях современной литературы (А. Варламова, О. Павлова, Л. Улицкой).
Объектом исследования является концепт «семья» как элемент культурной концептосферы.
Предметом диссертационного исследования являются основные тенденции формирования и изменения концепта «семья» в культуре.
Цель исследования состоит в выявлении сущности и особенностей процесса трансформации концепта «семья» в контексте культурного развития России.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть исходные принципы анализа концепта в контексте культур- философской парадигмы;
- выявить факторы формирования культурного концепта;
- исследовать основные подходы к изучению понятия «семья»;
- определить сущность трансформации концепта «семья» в древнерусской культуре;
- проследить особенности трансформации концепта «семья» в XVII-XIX столетиях;
- определить специфику модернизации традиционных представлений о семье в культуре России XX- XXI столетия.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные анализу особенностей культуры России, ее исторической динамики.
Теоретико-методологической основой диссертации выступает системный подход, способствующий осуществлению многоаспектного анализа явления, позволяющий представить предмет исследования во всей полноте. В ходе проведения научного исследования были использованы возможности социокультурного подхода, на основе которого формируется представление о культуре как главной сфере формирования и функционирования концепта.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Характер философских, культурологических, лингвистических исследований последнего десятилетия позволяет констатировать возрастающее внимание ученых к понятию «концепт». Данное понятие приобретает сегодня философский статус, становится универсалией. Концепт выполняет интеграционную функцию, выступая в качестве своеобразного фокуса, в котором сходятся различные подходы к изучению культуры: психологический, исторический, культурологический, лингвистический, логико¬семантический. В ходе анализа современных научных теорий можно выде¬лить следующие типы концептов: концепты культуры; концепты мировоззрения; эмоциональные концепты; концепты текста. Особую значимость имеют концепты культуры, которые предстают как посредники, осуществляющие взаимодействие между человеком и культурой. Они обладают двойственной природой, соединяя в себе рациональное и иррациональное начало; выступают как единство индивидуального и коллективного, устойчивого и изменчивого. Концепты культуры имеют сложную «слоистую», «мозаичную» структуру. Они существуют в виде совокупности представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний. Рассматривая концепты как коллективное достояние русской духовной жизни, необходимо отметить, что сферой их существования является массовое сознание.
Концепты культуры имеют двойственную природу: в их структуре со-существуют устойчивые элементы (константы) и элементы, образовавшиеся в результате различного рода трансформаций. Обращаясь к эпохе формирования концепта «семья», необходимо отметить значение социокультурных факторов, оказавших влияние на становление семантических констант в структуре концепта. По нашему мнению, к таковым факторам можно отнести: этнокультурный менталитет, мифологическое сознание и ритуальные поведенческие установки.
Этнокультурный менталитет формируется в течение столетий, обладает слабой изменчивостью и устойчивостью структур. На основании этнокультурного менталитета, формирующего глубинную структуру культуры, под влиянием разнообразных социально-исторических факторов складывается смысловое ядро древнерусской культуры, в основании которой лежат три доминанты: мифологическое сознание, ритуальные поведенческие установки, христианская идеология. Миф и ритуал обладают внутренним единством, общей функцией, миф придает архетипический смысл ритуалу, внутренне обусловливает его, а ритуал дает возможность мифу воплотиться в человеческой реальности.
Этнокультурный менталитет, мифологическое сознание, ритуальные поведенческие установки оказывают влияние на формирование устойчивых семантических элементов, составляющих первичный пласт концепта «семья».
Исторические преобразования являются важнейшим фактором, обусловливающим трансформации культурного концепта. В рамках данного исследования особое значение приобретают Крещение Руси, реформы XVII- XVIII столетий, модернизации начала XX века, перестройка 1985 года. Крещение Руси можно рассматривать как разновидность культурно¬исторических модернизаций. Сложное взаимодействие существовавшего в течение тысячелетий язычества и принесенного извне христианства позволило исследователям говорить о феномене двоеверия, которое стало одной из доминант российской духовной культуры. Сущность его заключается в за¬креплении за язычеством и христианством самостоятельных, обособленных сфер. Петровские реформы XVIII повлекли за собой осуществление качественного исторического скачка, способствующего переходу древнерусской средневековой культуры в новую парадигму. Социокультурный раскол, начавшийся с раскола религиозного становится характерной особенностью русской культуры на протяжении всего ее развития.


1. Алефиренко Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания, и культуры. - М.: Академия, 2002. - 394с.
2. Анатомия мудрости. 106 философов. Жизнь. Судьба. Учение. - Сим-ферополь: Таврия, 1995. - Т.1. - 537с.
3. Андреева Н.И. Семья как объект социально-философских исследова¬ний: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. - 80с.
4. Античная литература: Учебное пособие для студентов педагогиче¬ских институтов / Ред. А.А. Тахо-Годи - 4-е изд.. дораб. - М.: Про¬свещение, 1986. - 464с.
5. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во Москов¬ского университета, 1996. - 587с.
6. Аристотель. Политика. / Сочинения в 4-х т. - М.: Мысль, 1984. - Т.4. - 830с.
7. Арутюнов С. А. Обычай, ритуал, традиции // Советская этнография 1981. - № 2. - С. 82-84.
8. Афанасьев А.Н. Живая вода и вещее слово. - М.: Советская Россия, 1988. - 389с.
9. Ахиезер А.С. Россия: Критика исторического опыта (Социокультур¬ная динамика России). От прошлого к будущему. - 2-е изд. - Новоси¬бирск: Сибирский хронограф, 1997. - Т.1. - 800с.
10. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно¬семантический анализ. - СПб.: Наука, 1993. - 426с.
11. Барсегян И. А. О классификации форм культурной традиции. Совет¬ская этнография. - 1981. - № 2. - С. 102-103.
12. Бердяев Н.А. Духовные основы русской революции: Опыты 1917¬1918гг. - СПб.: РХГИ, 1998. - 432с.

160
13. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М.: Наука,
1990. - 187 с.
14. Бердяев Н.А. Русская идея // Общественные науки и современность.
- 1990. - № 1, 2.
15. Бердяев Н.А. Судьба России. - М.: Изд-во МГУ, 1990.- 256с.
16. Бердяев Н.А. Эрос и личность. Философия пола и любви. - М.: Про¬метей, 1989. - 305с.
17. Бернштейн Б.М. Традиция и социокультурные структуры // Совет¬ская этнография. - 1981. - № 2. - С. 46-52.
18. Бестужев-Лада И.В. Семья вчера, сегодня, завтра... - М.: Знание, 1979.- 97с.
19. Бовуар С. де Второй пол. - М.: Прогресс, 1997. - 832с.
20. Боровский Я.Е. Мифологический мир древних киевлян. - Киев: Нау- кова думка, 1982. - 235с.
21. Босанац М. Внебрачная семья. - М.: Прогресс, 1981. - 207с.
22. Брокгауз - Эфрон Энциклопедический словарь. Т. 20.
23. Булдаков В.П. Красная смута. Природа и последствия революцион¬ного насилия. М.: РОССПЭН, 1997. - 376с.
24. Васильева Л. Кремлевские жены. - М.: Вагриус, 1993. - 544с.
25. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описания языков. - М.: Наука, 1999. - 432с.
26. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. - М.: Русские словари,
1996. - 416с.
27. Воркачев С.Г. Национально-культурная специфика концепта любви. // Филологические науки 1995. - №3. - С.55-66.
28. Воронина / Теория и методология гендерных исследований. Курс лекций. - М., 2001.
29. Воронина О. Загадка или мистификация? / Фридан Б. Загадка женст-венности. - М., 1993. - С. 3-15.

161
30. Гачев Г. Национальные образы мира. Курс лекций. - М.: Академия,
1998. - 345с.
31. Гачев Г. Российская ментальность // Вопросы философии. - 1994. - №
1.
32. Гетц Г.-В. Изучение ментальностей: взгляд из Германии // Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки во¬круг французской школы «Анналов». - М., 1993. - С. 58-63.
33. Годвин В. О собственности. - М.: Изд-во АН СССР, 1958. - 380с.
34. Голод С.И. Будущая семья: какова она? (Социально-нравственный аспект). - М.: Знание, 1990. - 64с.
35. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: Петрополис, 1998. - 272с.
36. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. - М.: Наука, 1987. - 247с.
37. Губер П.К. Дон-Жуанский список Пушкина. - М.: Политекст, 1992.
- 378 с.
38. Гуревич А.Я. От истории ментальностей к историческому синтезу // Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». - М., 1993. - С. 16-29.
39. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. - М.: Наука, 1987. - 344с.
40. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Наука, 1997. - 640с.
41. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? - М.: Алетейя, 1998.¬365с.
42. Достоевская А.Г. Воспоминания. - М.: Правда, 1987. - 544с.
43. Дубровский Д.И. Постмодернистская мода // Вопросы философии. -
2002. - № 8. - С.42-55.
44. Дурова Н. Записки кавалерист-девицы. - М.: Правда, 1987. - 257 с.
45. Дюркгейм Э. Метод социологии. - М.: Просвещение, 1993. - 378с.
46. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. - М.: Мысль, 1994. - 392с.

162
47. Жерлицына Е.А. Женщины в бизнесе // Материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ло-моносов».- М.: Студенческий союз МГУ, 2003. - Вып. 10. - С.155-156.
48.Забелин И.Е. Домашний быт русского народа в XVI и XVII столетиях. Книга первая. Государев двор, или дворец. - М.: Книга, 1990. - 198с.
49. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. - М.: Наука, 1991.¬746с.
50. Зеленин Д.К. Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1901¬1913гг. - М.: Индрик, 1994. - 324с.
51. Зиновьев А. А. Гомо советикус. Пара белум. - М.: Московский рабо¬чий, 1991. - 414с.
52. Иващенко Е.В. Концепт роза в поэтическом творчестве В. А. Жуков¬ского / Принципы и методы исследования в филологии: Конец XX ве¬ка. Сборник статей научно-методического семинара «TEXTUS». - / Под ред. д-ра филол. наук проф. К.Э. Штайн. - СПб. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - Вып. 6. - С.370-375.
53. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. - М.: Интрада, 1998. - 347с.
54. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М.: Наука, 1996.- 475с.
55. История России 1917-1995гг. в 4т. - М.: «МИК»; «Агар», 1996. - Т.1.
- 500с.
56. Кант И. Метафизика нравов / Собрание сочинений в 8т.- М.: Чоро, 1994. - т.6. - 613с.
57. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 6 т. - М.: Книж¬ный сад, 1993. - Т.1. -368с
58. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М., 2002. -264с.
59. Касьянова К. О русском национальном характере. - М.: Институт на-циональной модели, 1994. - 367с.
60. Ключевский В.О. О русской истории: Сборник. / Ред. В.И. Буганова.
- М.: Просвещение, 1993. - 576с.

163
61. Ковалевский М.М. Очерк происхождешя и развит1я семьи и собст¬венности. - СПб., 1896. - 197с.
62. Козловский П. Современность постмодерна // Вопросы философии. -
1999. - № 4. - С. 85-94.
63. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. - М.: Наука, 1980. - 276с.
64. Кондаков И.В. Архитектоника русской культуры // Общественные науки и современность. - 1999. - № 1. - С. 25-37.
65. Кондаков И.В. Культура России. Русская культура: краткий очерк истории и теории: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., испр.- М.: Книжный дом «Университет», 2000. - Ч. 1. - 360с.
66. Кондратьева О.Н. Концептуальная метафора «душа - дом» и способы ее реализации в древнерусских текстах // Материалы Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ло-моносов». - М.: Студенческий союз МГУ, 2003. - Вып. 10 - С. 240¬241.
67. Концептуализация и смысл. - Новосибирск: Наука, 1990.- 239с.
68. Коняхин А.Н. Социокультурная динамика современной России: фак¬торы, тенденции, перспективы. - Ставрополь: СГУ, 2004. - 159с.
69. Косвен М.О. Матриархат. История проблемы. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1969. - 257с.
70. Косвен М.О. Семейная община и патронимия. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 234с.
71. Кудрявцев В.Н. Положение женщины в Древней Руси в русской волшебной сказке // III Всероссийская научно-практическая конфе- пренция «Актуальные проблемы общей и адыгской филологии»: Ма¬териалы конференции. - Майкоп: изд-во АГУ, 2001. - С.96-97.
72. Кузьмин А. Падение Перуна: Становление христианства на Руси. - М.: Молодая гвардия, 1988. - 240с.
73. Культурология XX век. Словарь. - СПб., 1997. - 640с.

164
74. Лангер С. Философия в новом ключе: Исследования символики, ра¬зума, ритуала и искусства. - М., 2000. - 497с.
75. Легенина Т.Б. Трансформация роли мужчины в современной россий¬ской семье // Материалы Международной научной конференции сту¬дентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов».- М.: Студенче¬ский союз МГУ, 2003. - Вып. 10. - 155с.
76. Лейбниц Г. Сочинения в 4 т. - М.: Просвещение, 1983. - Т.2. - 345с.
77. Лисицын А.Г. К вопросу о концепте. - М.: Наука, 1972.- 105с.
78. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Серия литературы и языка. - 1993. - № 1. - Т.52. - С. 3-9.
79. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. - М.: Наука, 1970. - 254с.
80. Логический анализ языка. Культурные концепты. - М.: Наука, 1991. - 204с.
81. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М., 1992. - 378с.
82. Лотман Ю.М. Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). - СПб.: Искусство, 1994. - 532с.
83. Лысенко В.В. Военная компонента российской ментальности / Диссер¬тация на соискание ученой степени кандидата философских наук. - Ставрополь, 2001. - 167с.
84. Магомедов А.А. Семья на Северном Кавказе. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1999. - 247с.
85. Медведев Р.А. Капитализм в России? - М.: Права человека, РИА "ДАР", 1998.- 318с.
86. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М.: Восточная литература, 1995. - 408с.
87. Мифы древних славян. Велесова книга. - Саратов: Надежда, 1993. - 320с.
88. Михневич В.О. Русская женщина XVIII столетия. - М.: Панорама, 1990.
- 404с.

165
89. Мор Т. Утопия. - М.: Наука, 1978. - 233с.
90. Мордовцев Д. Руссюя историчесюя женщины. Популярные рассказы
изъ русской исторш. - СПб., 1874. - 302с.
91. О жизни, быте и нравах русского народа. - М.: Просвещение, 1996. -
576с.
92. Петров М.К. Язык. Знак. Культура. - М.: Просвещение, 1991.- 534с.
93. Пищальникова В. А. Общее языкознание. - Барнаул, 2001. - 453с.
94. Платон. Диалоги. - СПб.: Азбука, 2000. - 448с.
95. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л.: Изд-во ЛУ,
1986.
96. Прудон П.Ж. Порнократия, или женщины в настоящее время / Что
такое собственность, или Исследование о принципе права и власти; Бедность как экономический принцип; Порнократия, или Женщины в настоящее время. - М.: Республика, 1998. - 367с.
97. Пушкарев Л. С. 122-143.
98. Пушкарева Н.Л. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена.
любовница (X - начало XI^.). - М.: 1997
99. Размышления о России и русских. Штрихи к истории русского на¬
ционального характера. Далекие предки I -XVII вв.- М.: Прогресс, 1994. - 464с.
100. Ревель Ж. История ментальностей: опыт обзора // Споры о главном. Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». - М., 1993. - С. 51- 58.
101. Романов Б.А. Люди и нравы древней Руси. Историко-бытовые очерки XI - XIII вв. - М.-Л.: Наука, 1966. - 236с.
102. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключе¬вые понятия и тексты. - М.: Аграф, 2001. - 608с.
103. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения в 2т. - М.: Педагогика, 1981.
- Т.1. - 656с.
104. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.: Наука, 1987. - 386с.

166
105. Сарингулян К.С. О регулятивных аспектах культурной традиции // Советская этнография 1981. - № 2. - С. 100-101.
106. Свердлов М.Б. Семья и община в Древней Руси // История СССР 1981. - № 3. - С.23-36.
107. Седов В.В. Восточные славяне в VI - XIII вв. - М.: Наука, 1982.
108. Сергеева Е.В. Диалог русской религиозной философии и правосла¬вия: концепт «Бог» в философском и богословском дискурсе // Текст. Узоры ковра: Сб. статей научно-методического семинара «TEXTUS». - СПб.- Ставрополь, 1999. - Вып. 4. - 306с.
109. Серебренников Б.А. Роль человеческого фактора в языке: Язык и мышление. - М.: Наука, 1988. - 242с.
110. Сорокин П. А. Главные тенденции нашего времени. - М.: Наука,
1997. -351с.
111. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Мысль, 1992. - 543с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ