Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Чрезвычайное законодательство в Российском государстве

Работа №7536

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

теория государства и права

Объем работы207стр.
Год сдачи2001
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
643
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. СОЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
§ 1. Понятие чрезвычайного законодательства и его конституционно-правовые основы 12
§2. Объективная необходимость и причины принятия чрезвычайных нормативно-правовых актов в Российской Федерации: историко-правовой анализ 39
§3. Виды чрезвычайного законодательства 57
§4. Специфика правовых отношений, возникающих на основе действия чрезвычайного законодательства 79
Глава 2. МЕСТО И РОЛЬ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ.
* §1. Правовой режим в условиях введения чрезвычайного положения 93
§2. Органы исполнения чрезвычайного законодательства 122
§3. Правовой статус граждан в условиях чрезвычайного положения 143
§4. Факторы эффективной реализации чрезвычайного законодательства 162
Библиография 184


Актуальность темы диссертационного исследования. Курс на построение в России правового государства требует кардинального реформирования всех сфер общественной жизни. Проводимые преобразования во многом не дали ожидаемых результатов и породили ряд негативных явлений: примат «политической целесообразности» над правом, разбалансированность государственной системы, противостояние властных структур, тенденции сепаратизма, национализма и экстремизма, рост преступности, затяжной социально-экономический кризис и т.д. Назрела острая необходимость в создании эффективной законодательной базы в области защиты основ конституционного строя, механизма поддержания безопасности государства и населения России.
Важнейшим его элементом выступает институт чрезвычайного законодательства. Накопленный нашим государством опыт в деле восстановления конституционного порядка на своей территории, разрешения межнациональных, межконфессиональных, региональных конфликтов, преодоления последствий природно-техногенных аварий весьма богат и разносторонен.
Вопросы безопасности стали активно разрабатываться на государственном уровне с конца 80х гг., когда резко обострились многогранные негативные % процессы, ставящие под угрозу существование основополагающих социальных
ценностей - личности, общества и государства. Именно они привели к развалу СССР, экономическому кризису и межнациональной конфронтации. Сумгаит, Тбилиси, Фергана, Абхазия, Нахичевань, Баку, Душанбе - таков неполный перечень конфликтных событий за «перестроечное» время, предопределивших частое обращение органов государственной власти к институту чрезвычайного положения.
В Российской Федерации проблема чрезвычайного законодательства приобрела особое социально-политическое звучание в период 90х гг. Это связано, прежде всего, с образованием на территории Чечни криминально-террористического анклава, в котором господствовали произвол, беззаконие, попрание элементарных прав человека; вооруженным вторжением боевиков-ваххабитов в Дагестан с целью свержения там законной власти; волной страшных террористических актов в Буйнакске, Волгодонске, Москве, потрясших своею масштабностью всю мировую общественность; введением режима чрезвычайного положения в Северной Осетии и Ингушетии в 1993-94гг., Москве в октябре 1993г. Отмеченные выше, а также некоторые другие трагические события последнего десятилетия нуждаются в правовой оценке, поскольку опасность социальных потрясений еще не миновала.
Актуальность исследования средств и методов обеспечения безопасности российской государственности определяется, кроме того, тенденциями развития международных отношений и реалиями геостратегического положения России (экспансия международного терроризма, наркобизнеса и исламского экстремизма с Ближнего Востока и Средней Азии, расширение НАТО, очаги локальных войн и вооруженных конфликтов в непосредственной близости от российских границ и т.п.). Активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций Российской Федерации в политической, экономической, военной и других областях, что подрывает международную безопасность и стабильность. Оставшись экономически и социально ослабленной после распада СССР, Россия не располагает сегодня таким потенциалом, который способен гарантированно обезопасить ее интересы от всех возможных угроз и кризисных состояний. Потребовалось новое чрезвычайное законодательство, предусматривающее современные механизмы разрешения внутренних и внеш¬них социальных проблем.
К сожалению, оно оказалось бессистемным и противоречивым. В нем отсутствуют единые подходы к определению чрезвычайных ситуаций, расплывчаты меры их локализации и пресечения, нечетко сформулированы полномочия государственных органов по их предупреждению, неконкретно урегулирован порядок применения соответствующих сил и средств. В текстах чрезвычайных законов используется несогласованная терминология, имеются разночтения, и в целом не создана единая система правового регулирования в условиях чрезвычайного положения. Вот почему нужны научно обоснованные рекомендации по совершенствованию правотворческой и правоприменительной деятельности соответствующих органов, направленные на повышение роли и значения чрезвычайного законодательства.
Степень его изученности отечественным правоведением невелика. Исследования в этой области в основе своей носят узкоотраслевой характер.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. В самом общем виде к факторам, способствующим эффективной реализации чрезвычайного законодательства можно отнести соответствие содержания его правовых норм социально-экономическим и политическим условиям жизни общества. Эффективность чрезвычайного законодательства, используемые для его оценки критерии и показатели, не могут быть поняты вне связи с социальными реалиями. Иначе неизбежно возникает ситуация, когда правовая норма, являясь формально действующей, фактически бездействует. В этом случае правовая норма не способна оказывать положительного воздействия на общественные отношения, не обеспечивает необходимый результат, т.е. является неэффективной.
2. Эффективны только те результаты правового воздействия, которые содействуют социальному прогрессу, сказываются положительно на фактическом состоянии регулируемых общественных отношений и сознании их участников. Если социальная ценность нормы права мнимая, объективно не может быть и эффективности. Соотношение между социальной ценностью и эффективностью правовых норм таково, что всякая норма может быть эффективной только условии ее социальной ценности, но не каждая социально-ценная норма права непременно эффективна.
3. Эффективность закона зависит от его качества, однако, существенное различие между этими понятиями заключается в том, что проблема качества закона решается на стадии подготовки и принятия закона, а эффективность вы¬является по мере реализации, применения закона. Закон может оказаться неэффективным даже в том случае, если он качественен. Причиной подобной ситуации может быть и неправильное применение закона, и изменение условий его реализации, и изменение общественного мнения к уже принятому закону и т.д. Таким образом, «эффективность выражается в позитивных изменениях, которые возникают в общественных отношениях в результате перевода требований юридических норм в реальное поведение индивидов и социальных групп»2,то есть в процессе реализации законодательства.
4. Нормы права не могут оказывать эффективного воздействия на поведение субъектов, оставаясь при этом в неизменном виде неопределенно долгое время. Следовательно, необходимо их постоянно совершенствовать, т.е. добиваться соответствия с новым состоянием общественных отношений, что может выражаться как в принятии новых нормативных правовых актов, так и во внесении изменений в действующие. Нормотворческий орган должен добиться не только адекватности отражения в законе или ином нормативном правовом акте происходящих в обществе процессов, но и точности проецирования этих процессов на будущее, прогнозирование возможных путей развития общества и неразрывно связанного с этим выбора оптимальных путей их видоизменения в желательном направлении при помощи права.



Нормативные акты.
1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №9. Ст. 1011.
3. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994г. «О Конституцион¬ном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №13. Ст. 1447.
4. Федеральный закон от 7 апреля 2000г. «О Пограничной службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. №19. Ст.2021.
5. Федеральный закон от 25 июля 1998г. «О борьбе с терроризмом» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №31. Ст.3808.
6. Федеральный закон от 12 февраля 1998г. «О гражданской обороне» // Соб¬рание законодательства Российской Федерации. 1998. №7. Ст.799.
7. Федеральный закон от 26 февраля 1997г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №9. Ст. 1014.
8. Федеральный закон от 6 февраля 1997г. «О внутренних войсках Министер¬ства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №6. Ст.711.
9. Федеральный закон от 31 мая 1996г. «Об обороне» // Собрание законода¬тельства Российской Федерации. 1996. №23. Ст.2750.
10. Федеральный закон от 27 мая 1996г. «О государственной охране» // Собра¬ние законодательства Российской Федерации. 1996. №22. Ст.2594.
11. Федеральный закон от 10 января 1996г. «О внешней разведке»// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №3. Ст.143.

185
12. Федеральный закон от 9 января 1996г. «О радиационной безопасности» // Российская газета. 1996. 17 января.
13. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 17 ноября 1995г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №47. Ст.4472.
14. Федеральный закон от 22 августа 1995г. « Об аварийно-спасательных служ¬бах и статусе спасателей» // Собрание законодательства Российской Федера¬ции. 1995. №35. Ст. 3503.
15. Федеральный закон от 3 апреля 1995г. «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» // Собрание законодательства Рос¬сийской Федерации. 1995. №15. Ст. 1269.
16. Федеральный закон от 21 декабря 1994г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собра¬ние законодательства Российской Федерации. 1994. №35. Ст. 3648.
17.Закон РФ от 1 апреля 1993г. «О государственной границе» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. №17. Ст. 594.
18.Закон РФ от 19 февраля 1993г. «О федеральных органах правительственной связи и информации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховно¬го Совета РФ. 1993. №12. Ст.423.
19.Закон РФ от 5 марта 1992г. «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. №15. Ст.769.
20.Закон РФ от 27 декабря 1991г. «О средствах массовой информации» // Ведо¬мости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. №7. Ст.300.
21.Закон РСФСР от 19 декабря 1991г. «Об охране окружающей природной сре¬ды» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. №10. Ст. 457.

186
22.3акон РСФСР от 17 мая 1991г. «О чрезвычайном положении» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. №22. Ст.773.
23.Закон РСФСР от 18 апреля 1991г. «О милиции» // Ведомости Съезда народ¬ных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. №16. Ст.503.
24.3акон СССР от 3 апреля 1990г. «О правом режиме чрезвычайного положе¬ния» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. №12. Ст. 189.
25. Указ Президента РФ от 10 января 2000г. №24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Россий¬ской Федерации. 2000. №2. Ст. 170.
26. Указ Президента РФ от 2 августа 1999г. №949 «Об утверждении Положения о Совете Безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательст¬ва Российской Федерации. 1999. №32. Ст. 4041.
27. Указ Президента РФ от 2 августа 1999г. №953 «Вопросы Министерства Рос¬сийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуа¬циям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // Собрание законо¬дательства Российской Федерации. 1999. №32. Ст. 4042.
28. Указ Президента РФ от 6 июля 1998г. «Об утверждении Положения о Феде¬ральной службе безопасности Российской Федерации и ее структуре» // Со¬брание законодательства Российской Федерации. 1998. №28. Ст.3320.
29. Указ Президента РФ от 2 августа 1996г. №1136 (с изменениями от 2 декабря 1998г.) «Об утверждении Положения о Федеральной службе охраны Россий¬ской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.
1996. №32. Ст.3901.
30. Указ Президента РФ от 2 марта 1995г. №232 (с изменениями от 4 августа, 20 декабря 1995г., 19 июля 1997г., 14 февраля 1998г.) «Об утверждении Поло¬жения о Федеральной пограничной службе Российской Федерации» // Соб¬рание законодательства Российской Федерации. 1995. №10. Ст.863.

187
31. Указ Президента РФ от 2 ноября 1994г. №2058 «О мерах в случае возникно¬вения чрезвычайных ситуаций для деятельности загранучреждений Россий¬ской Федерации и российских граждан, находящихся за рубежом» // Собра¬ние законодательства Российской Федерации. 1994. №28. Ст. 2971.
32. Указ Президента РФ от 14 июня 1994г. №1226 «О неотложных мерах по за¬щите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступ¬ности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №8. Ст. 804.
33. Указ Президента РФ от 4 октября 1993г. №1580 «О дополнительных мерах по обеспечению режима чрезвычайного положения в городе Москве» // Рос¬сийская газета. 1993. 5 октября.
34. Указ Президента РФ от 29 мая 1993г. №788 «О введении чрезвычайного по¬ложения на территориях Моздокского района, Пригородного района и при¬легающих к нему местностях Северо-Осетинской ССР и Малгобекского и Назрановского районов Ингушской Республики» // Собрание актов Прези¬дента и Правительства Российской Федерации. 1993. №22. Ст.2027.
35. Указ Президента РФ от 29 мая 1993г. №789 «О Временной администрации на территориях Моздокского района, Пригородного района и прилегающих к нему местностях Северо-Осетинской ССР и Малгобекского и Назранов¬ского районов Ингушской Республики» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. №22. Ст.2028.
36. Указ Президента РФ от 21 сентября 1993г. №1400 «О поэтапной конститу¬ционной реформе в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. №39. Ст. 3597.
37. Указ Президента РФ от 7 октября 1993г. №1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. №41. Ст. 3919.

188
38. Указ Президента РФ от 11 ноября 1992г. «Об освещении событий в районе чрезвычайного положения средствами массовой информации»» // Россий¬ская газета. 1992. 14 ноября.
39. Указ Президента РФ от 12 ноября 1992г. «О временных границах террито¬рии действия чрезвычайного положения» // Российская газета. 1992. 17 но¬ября.
40. Указ Президента РСФСР от 20 августа 1991г. «Об управлении Вооруженны¬ми Силами СССР на территории РСФСР в условиях чрезвычайной ситуа¬ции» // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР.
1991. №34. Ст. 1138.
41. Указ Президента СССР от 22 августа 1991г. «Об отмене антиконституцион¬ных актов организаторов государственного переворота» // Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета СССР. 1991. №35. Ст.1009.
42. Постановление Правительства РФ от 23 октября 1998г. №1240 «О плане ос¬новных мероприятий Российской Федерации по вопросам гражданской обо¬роны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. №44. Ст. 5465.
43. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996г. №1094 « О класси¬фикации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №39. Ст.4563.
44. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1995г. №1113 «О единой го-сударственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуа¬ций» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №46. Ст.4459.
45. Постановление Правительства РФ от 25 марта 1993г. №246 «О создании аварийно-технических центров для ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ядерного комплекса» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №22. Ст.2759.

189
46. Постановление Совета Министров РСФСР №435 от 19 августа 1991г. «О не-законном введении чрезвычайного положения» // Российская газета. 1991. 23 августа.
47. Постановление №1 Государственного комитета по чрезвычайному положе¬нию в СССР от 19 августа 1991 года // Известия. 1991. 20 августа.
48. Постановление №2 Государственного комитета по чрезвычайному положе¬нию в СССР от 19 августа 1991 года «О выпуске центральных, московских, городских и областных газет» // Известия. 1991. 20 августа.
49. Постановление Совета Министров СССР №537 от 5 июля 1989г. «О госу-дарственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуаци¬ям»//СП СССР. 1989. №28. Ст. 102.
50. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федера¬ции // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. №7. Ст. 655.
51 .Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 августа 1991г. «О деятельности Советов народных депутатов РСФСР во время государст¬венного переворота»» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховно¬го Совета РСФСР. 1991. №35. Ст. 1150.
52. Постановление Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1991г. «О дополни¬тельных полномочиях Президента РСФСР по обеспечению законной дея¬тельности Советов народных депутатов в условиях ликвидации последствий попытки государственного переворота в СССР» // Ведомости Съезда народ¬ных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. №34. Ст. 1126.
53. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 января 1990 г. «О введе¬нии чрезвычайного положения в городе Баку» // Ведомости Съезда народ¬ных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 4. Ст.57.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ