Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовая политика российского государства в области экологии: проблемы реализации

Работа №7280

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экологическое право

Объем работы204стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
991
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы правовой политики российского государства в области экологии
1. Понятие и сущность экологической политики государства 14-44
2. Экологическая политика как составная часть правовой политики российского государства 45-69
3. Понятие организационно-правового обеспечения экологической политики российского государства 69-98
Глава 2. Организационно-правовое обеспечение экологической политики российского государства в современных условиях
1. История формирования организационно-правовой основы экологической политики государства 99-133
2. Организационно-правовое обеспечение правовой политики российского государства в области экологии в 90-е годы 133-145
3. Осуществление правовой политики в области экологии на современном этапе российского государства 145-168
Заключение 169-175
Список использованной литературы
176-202



Актуальность темы диссертационного исследования. Устойчивое развитие Российской Федерации, повышение качества жизни и здоровья ее населения, а также обеспечение национальной безопасности возможны только при условии сохранения природных систем и поддержания качества окружающей среды. Для этого необходимо формирование и последовательная реализация государственной экологической политики, внедрение принципов охраны окружающей среды и неистощительного использования природных ресурсов в национальную систему социально- экономических отношений.
Формирование экологической политики российского государства происходит под влиянием международных актов, важнейшими среди которых являются материалы Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде (1972г.) и Всемирной конференции ООН по охране окружающей среды, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в 1992 году, на которых, были провозглашены основные принципы экологического развития цивилизации.
Основой формирования новой сущности экологической политики, а также становления и развития организационного обеспечения ее реализации в России стали Конституция Российской Федерации 1993 года, Закон РСФСР 1991 года «Об охране окружающей природной среды» и Федеральный Закон России «Об охране окружающей среды» 2002 года, в которых отражены основные принципы организации и деятельности российского государства по реализации экологической политики.
Одобренная Правительством Российской Федерации 31 августа 2002 года Экологическая доктрина Российской Федерации также оказала влияние на формирование экологической политики России, направленной

на создание благоприятных условий для жизни и здоровья ее населения, обеспечения экологической безопасности.
Вместе с тем, законодательство Российской Федерации отличается противоречиями и пробелами в регулировании отдельных групп общественных отношений в сфере экологии.
В частности, принятый федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 22 августа 2004г. № 122 внес изменения и дополнения в целый ряд федеральных законов, регулирующих отношения в сфере взаимодействия общества и природы, которые существенно ограничивают конституционные права субъектов РФ, лишая их значительных полномочий в сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды. При этом органы местного самоуправления наделяются такой компетенцией, с которой они не смогут справиться в силу отсутствия правового механизма их реализации, финансовой поддержки и кадрового обеспечения. Кроме того, ряд полномочий в области охраны окружающей среды и рационального природопользования остаются вообще
неурегулированными.
Эти и другие недостатки действующего законодательства значительно затруднят реализацию мер, направленных на сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности населения.
В этой связи возникла необходимость в разработке научной концепции, способствующей современному осмыслению правовой

политики в области экологии и ее значения в жизни современного российского государства, поиску оптимальных путей достижения ее стратегических целей - создание благоприятных условий жизнедеятельности людей, рациональное использование природных ресурсов и обеспечение экологической безопасности населения.
Вышеизложенное предопределило актуальность исследования и стало основным фактором для обращения диссертанта к анализу формирования и развития правовой политики российского государства в области экологии, а также организационного обеспечения ее осуществления.
Степень научной разработанности темы и ее теоретическая основа. В отечественной научной литературе ведущее место в исследовании различных аспектов организационно-правового обеспечения экологической политики занимают работы представителей науки теории права и государства, конституционного, экологического, административного, муниципального права, политологии.
Понятия «политика государства», «правовая политика», заложены в учениях философов: Платона, Аристотеля, Цицерона, И. Канта, Дж. Локка, Ш. Монтескье.
Теоретической основой изучения проблемы стали труды: Г. Еллинека, Р. Кааса, М. Манели, Е. Попе, Р. ПЬосселера и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный в настоящем диссертационном исследовании комплексный анализ правовой политики российского государства в сфере экологии позволил определить ее роль и место в нормативно-регулятивной системе государства.
Анализ проблем, возникших при формировании и реализации экологической политики как феномена государственной жизни и ее функциональной роли в политико-правовой системе российского государства, а также системный анализ становления и развития организационно-правового обеспечения ее реализации позволяет нам сформулировать ряд выводов и предложений, которые на наш взгляд, будут способствовать не только теоретическому осмыслению исследуемого явления, но и дальнейшему его развитию.
Разделяя в той или иной мере сложившиеся в отечественном правоведении подходы к наиболее важным проблемам экологической политики, в работе проведен анализ понятий «политика государства», «экологическая политика», «правовая политика», их предметные, ценностные характеристики и социальные свойства.
Исследования показали, что политика включает в себя основные общественные проблемы, события и отношения, оказывающие существенное влияние на жизнь социальной общности в целом.
В тоже время обращает на себя внимание постоянное присутствие в политике единства деятельности, где любое политическое действие целенаправленно, а сам смысл политики заключается в достижении относительно отдаленных целей.
Начиная с середины XX века, в России происходит политизация экологических проблем и экологизация политических процессов, что позволяет говорить о таком глобальном явлении как экологизация политической сферы.

170
Изучение различных подходов к пониманию сущности экологической политики позволил определить ее как деятельность (внутреннюю и внешнюю) субъектов политики государства направленную на сохранение природных систем, улучшение качества окружающей среды и обеспечение экологической безопасности общества и государства.
Экологическая политика является составной частью правовой политики российского государства.
Формирование экологической политики российского государства активизировало деятельность по разработке и принятию необходимых нормативно-правовых актов, а также мер, обеспечивающих научно обоснованное, рациональное использование природных ресурсов их воспроизводство и улучшение окружающей среды; определение экологических прав и обязанностей граждан.
В Российской Федерации принято значительное число законодательных актов, регулирующих вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования. Однако состояние правовой основы экологической политики не в полной мере отвечает современным требованиям. Недостаточная эффективность экологической правовой системы определяется как пробелами и запутанностью, так и недостатками правоприменения. Недостатки объясняются плохим знанием законов, дублированием их нижестоящими актами, запутанностью организационно-правовой системы обеспечения экологической политики, отсутствие взаимодействия государственных органов между собой и с общественными объединениями в процессе осуществления правовой экологической политики государства.
На формировании и развитии экологической политики отражаются изменения в экономической, социальной, культурной и других сферах жизни общества. Что позволило сделать вывод о неразрывной связи экологической политики с такими видами деятельности государства как,

экономическая, социальная, культурная, образовательная, идеологическая
Суть экологической политики во многом можно понять, заглянув в историю ее развития, изучив юридические документы, с помощью которых достигались поставленные цели.
Исторический анализ развития и формирования экологической политики государства свидетельствует о том, что она сформировалась не сразу, а прошла несколько этапов.
Это объясняется историческим развитием сначала природоресурсной, затем присоединившейся к ней природоохранительной деятельности общества и государства, и, наконец, объективной необходимостью обеспечения экологической безопасности населения.
Одновременно с развитием политики, формировалась и организационно-правовая система ее реализации.
Выделяются три этапа формирования государственной правовой политики в области экологии, которые подразделяются на отдельные периоды.
I этап - дореволюционный включает два периода. В первом периоде (IX - koh.XVII вв.) имело место разрозненное законодательство, регулирующее охрану отдельных природных ресурсов и носившее, в большей степени, имущественный характер.
Во втором периоде (XVIII в. - до 1917года) в связи с развитием производительных сил, ростом народонаселения, появлением дисбаланса экосистем, возникает необходимость в совершенствовании природоресурсного законодательства и формировании организационных структур, призванных осуществлять управление в области экологии.
II этап - советский, подразделяется на три периода. Первый период (с1917г. по 1922г.) характеризуется развитием советского природоресурсного и природоохранного законодательства, связанным с

коренными изменениями отношений собственности на природные ресурсы, а также заимствованием некоторых дореволюционных норм, регулирующих указанные отношения при осуществлении правовой политики в области экологии.
Отличительной чертой второго периода (20-е - 60-е гг.) является дальнейшее развитие природоохранного и природоресурсного законодательства и создание значительного числа органов управления в этой сфере.
Третий период (70-е - 80-е гг. XX столетия) важен с точки зрения существенного обновления природоресурсного и природоохранного законодательства, начала формирования собственно экологического законодательства и создания системы специализированных государственных органов, призванных обеспечивать осуществление правовой политики в области экологии.
Ill этап - постсоветский (90-е г. XX в. - по настоящее время) характеризуется обновлением экологического законодательства, связанным с изменением и закреплением основ государственного строя в Конституции Российской Федерации 1993 года, а также, изменением внешней политики российского государства в области экологии, происходящим на фоне ухудшения качества окружающей среды в мировом масштабе.
Отсутствует четкая административная политика в формировании системы организационно-правового обеспечения осуществления правовой политики в области экологии, выразившаяся в частых реорганизациях этой системы с постоянным перераспределением функций экологического управления.
Отличительной чертой организационно-правового обеспечения является недостаточное финансирование обеспечения природоохранных мероприятий, как составного элемента правовой политики российского государства в области экологии.

173
Экологическая политика российского государства осуществляется в законодательной, исполнительной и судебной формах. Центральное место занимает исполнительная деятельность. Для этого государство должно иметь целостную, иерархическую систему государственных органов и учреждений, или, иначе говоря, организационно-правовую структуру, которая представляет собой организованную систему государственных органов, наделенных общей и специальной компетенцией в области обеспечения благоприятной окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности.



1. Конституция Российской Федерации 1993 года.
2. Конвенция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де- Жанейро, июнь 1992г).
3. Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992г).
4. Рамочная Конвенция ООН об Изменении Климата. Киотский Протокол к Рамочной Конвенции ООН об Изменении Климата. От 1-10 декабря 1997 года.
5. Конституция РСФСР 1918г. История государства и права СССР (сборник документов), ч. II. изд. «Юрид. литература». 1968. - с. 600.
6. Конституция СССР 1924г. История государства и права СССР (сборник документов), ч. II. изд. «Юрид. литература». 1968. - с. 600.
7. Конституция СССР 1936г. История государства и права СССР (сборник документов), ч. II. изд. «Юрид. литература». 1968. - с. 600.
8. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996. - №20, от 10.02.1996 №173, от 09.06.2001 - № 679, от 25.07.2003 - № 841, Федеральным конституционным законом от 25.03.2004 - №1-ФКЗ).
9. Декрет СНК РСФСР от 16 сентября 1921 года «Об охране памятников природы, садов и парков»// СУ РСФСР.- 1921. - № 65. - ст. 492.
10. Декрет о земле от 8 ноября 1917 года. Крестьянский наказ о земле. История государства и права СССР (сборник документов), ч. II. изд. «Юридическая литература». - 1968. - с. 600.

11. Декрет ВЦИК «О социализации земли» от 19 февраля 1918 года. История государства и права СССР (сборник документов), ч. II. изд. «Юридическая литература». - 1968. - с. 600.
12. Декрет СНК «Об учете буровых на воду скважин» от 14 мая 1919 года.// СУ РСФСР. - 1919. - № 19. - ст.233.
13. Декрет СНК «О главном управлении по Рыболовству и рыбопромышленности» от декабря 1918 года.// СУ РСФСР. - 1918. - №
96. - ст. 969.
14. Декрет СНК РСФСР от 30 апреля 1920 года «О недрах земли». «Положение о недрах земли и разработке их» от 7 июля 1923 года.// СУ РСФСР. - 1920.- № 36.- ст. 171; -1923,- №> 54.- ст. 532.
15. Декрет СНК «Об учете буровых на воду скважин» от 14 мая 1919г. //СУ РСФСР. - 1919.-№ 19. - ст.233.
16. Постановление Президиума ЦИК СССР от 13 июля 1923 года, распространившее на СССР действие республиканского Положения о недрах земли и их разработке.// Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР,- 1923,
- № 1,- ст. 19.
17. Постановление ЦИК и СНК СССР от 21 ноября 1924г. «Об основах организации рыбного хозяйства Союза ССР» // СЗ СССР, - 1924,- № 25,- ст. 214.
18. Постановление СЕК СССР от 2 февраля 1926г. «Об организации промысла морских котиков и морских бобров»// СЗ СССР, -1926, - №
24, - ст. 154.
19. Горное положение Союза ССР, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР от 9 ноября 1927 года.// СЗ СССР,- 1927.- № 68,- ст. 687 и 688.
20. Закон СССР «Об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых других органов государственного управления» // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1965,-№39,-ст. 558.

178
21. Закон СССР «О Совете Министров СССР»// Ведомости Верховного Совета СССР,- 1978.- № 28. - ст. 436.
22. Основы водного законодательства Союза ССР от 10 декабря 1970 года.// Ведомости Верховного Совета СССР. - 1970.- № 50.- ст. 566.
23. Основы законодательства о недрах Союза ССР от 9 июля 1975 года // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1975. - № 29. - ст. 435.
24. Основы лесного законодательства Союза ССР. 1977 год.// Ведомости Верховного Совета СССР. - 1977.- № 25.- ст. 388.
25. Закон СССР «Об использовании и охране животного мира». 1980// Ведомости Верховного Совета СССР,- 1980,- № 21 - ст. 530.
26. Закон СССР «Об охране атмосферного воздуха». 1980.// Ведомости Верховного Совета СССР. - 1980.- № 27.- ст. 528.
27. Закон СССР «Об изменении системы органов управления промышленностью и преобразовании некоторых других органов государственного управления».// Ведомости Верховного Совета СССР. -
1965, - № 39, - ст. 558.
28. Закон РСФСР «Об охране природы в РСФСР» от 24 октября 1960 года. // Ведомости Верховного Совета РСФСР, - 1960, - № 40. - ст. 586.
29. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19.12. 1991 года - № 2060-1 (в ред. Законов РФ от 21.02.1992 -№ 2397-1, от 02.06.1993 - № 5076-1, Федеральных законов от 10.07.2001- № 93-Ф3, от 10.01.2002 - № 7-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 - № 150-ФЗ, от 30.12.2001- № 194-ФЗ, от 30.12.2001 - № 196- ФЗ). Утратили силу (Федеральный закон от 10.01.2002 - № 7-ФЗ).
30. Закон РСФСР от 19 апреля 1991 г. «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» //Ведомости Верховного Совета РСФСР. -1991.- № 20.- ст. 641.
31. Закон РСФСР от 18 апреля 1991г. «О милиции»//Ведомости Верховного Совета РСФСР. -1991,- № 16 - ст. 503.

179
32. Водный кодекс РСФСР 1978 года. //Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1980.- № 30,- ст. 43.
33. Кодекс РСФСР о недрах 1976 года.// Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1979. - № 39,- ст. 643.
34. Лесной кодекс РСФСР 1978 года. // Ведомости Верховного Совета РСФСР,- 1979.- № 47,- ст. 786.
35. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 31.12.1997- № З-ФКЗ, от 19.06.2004 - № 4- ФКЗ).
36. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ.-.14.01.2002. - № 2- . ст. 133.
37. Закон РФ «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» от 5 марта 1992 года. // Ставропольская правда, от 03.04.1992 года.
38. Закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.10.2002 - №129-ФЗ).
39. Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. // СЗ РФ. - 1997.- № 23,- ст. 2691.
40. Закон РФ «О стандартизации» от 10 июня 1993 года № 5451-1 (в ред. Федеральных законов от 27.12.1995 - № 211-ФЗ, от 30.12.2001 - № 196-ФЗ, от 10.07.2002 - № 87-ФЗ, от 25.07.2002 - №> 116-Ф, от 10.01.2003- № 15-ФЗ).
41. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 года № 5151-1 (в ред. Федеральных законов от 27.12.1995 - № 211-ФЗ, от 02.03.1998 - № ЗО-ФЗ, от 31.07.1998 - № 154-ФЗ, от 25.07.2002 - № 116- ФЗ, от 10.01.2003 - № 15-ФЗ, с изм,, внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.11.2001- № 15-П).

180
42. Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» от 27 апреля 1993 года№ 4871-1 (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 - № 15-ФЗ).
43. Закон РФ «О геодезии и картографии» от 26 декабря 1995 года - № 209-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 - № 13-Ф3, от 10.01.2003 -№ 15-ФЗ).
44. Закон РФ «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 года № З-ФЗ.// СЗ РФ. - 1996. - № 3. - ст. 141.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ