Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная функция государства, формы её осуществления

Работа №42208

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

теория государства и права

Объем работы58
Год сдачи2019
Стоимость9000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
593
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА 6
1.1. Понятие функций государства 6
1.2. Классификация функций государства 12
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА 25
2.1 Понятие социальной функции государства 25
2.2. Правовые и организационные формы осуществления социальной функции государства 32
2.3. Тенденции развития социальной функции современного Российского государства 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что целью реализации функций государства является решение задач, которые объективно заданы потребностями и интересами общества, экономическими условиями, моральным и культурным уровнем населения, профессионализмом органов государственной и муниципальной власти, а также множеством иных факторов. При этом именно уточнение задач государства позволяет наиболее точно выделить его функции. Задачи и функции государства находятся в постоянном соотношении и тесном взаимодействии, но ошибкой является их отождествление, поскольку чаще они не совпадают: как правило, в рамках одной задачи необходимо использование двух и более функций. Однако и противопоставлять их тоже не следует. Задачи государства первичны относительно его функций, являются их предпосылкой. Они разрешаются государством благодаря осуществлению определенных функций, которые, таким образом, становятся способом реализации задач государства.
Впервые в научный оборот понятие функции ввел на рубеже XVII - XVIII вв. саксонский ученый Г.В. Лейбниц. Со временем оно стало применяться для выражения зависимости, когда за изменением одной переменной величины следовало изменение другой величины определенным образом.
Функция государства – это достаточно сложное по своей природе явление. Она предполагает, во-первых, то, что основой и сущностной стороной функции («должным») выступает социальное назначение государства; во-вторых, динамичным элементом функции, которым выражается ее жизнедеятельность («сущее») является практическая деятельность государства. В фактическую деятельность государства включается, в свою очередь, предметная (объектная) направленность данной деятельности, ее цели, формы, методы, способы государственной деятельности по осуществлению функции.
Теоретические проблемы, связанные с различными аспектами функций государства, традиционно выступают объектом научных исследований. Это вызвано, во-первых, тем, что именно функции являются проявлением сущности государства, его социального назначения, поэтому их анализ – это важная предпосылка познания основного и определяющего в государстве: «Функции права и функции государства - явления правовой жизни, в которых наиболее ярко отражается сущность права и государства». Во-вторых, благодаря функции государства можно определить его структуру.
Для правовой системы современной России, ориентирующейся в своем развитии на высокие гуманистические стандарты, задача формирования эффективных инструментов и технологий защиты прав и свобод личности, а также законных интересов общества и государства была и остается одной из наиболее актуальных и социально чувствительных, что и определяет актуальность исследуемой темы.
Целью настоящего исследования является концептуальный анализ функций государства в современных условиях.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
 раскрыть понятие функций государства;
 рассмотреть основные существующие классификации функций государства;
 исследовать социальную функцию государства;
 охарактеризовать правовые и организационные формы осуществления социальной функции государства;
 определить тенденции развития социальной функции современного Российского государства.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие при осуществлении функций современного российского государства.
Предметом исследования являются нормативно-правовое регулирование и организационно-правовое (институциональное) обеспечение реализации функций государства.
Методологическую основу данной работы составили всеобщие принципы научного познания (объективности, всесторонности, системный, функциональный, логический, исторический, диалектика теоретического и практического в научном познании), а также общеправовые и специально-юридические методы (формально-юридический, сравнительно-правовой и др.).
Проблематикой функций государства занимались такие ученые, как Бабаев С.В., Захаров А.В., Морозова Л. А., Палазян А. С. и иные, научные труды которых лежат в качестве теоретической основы настоящего исследования. Тем не менее, анализ юридической литературы позволяет говорить о том, что степень теоретической разработки ряда вопросов функций государства в современных условиях не отвечает потребностям современного развития правоприменительной практики.
По своей структуре выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема функций государства является одной из наиболее значимых в современной теории государства и права, вокруг которой уже не одно десятилетие не угасают дискуссии ученых. Однако проблема функций государства не является только теоретической, она имеет и свою практическую сторону, поскольку государство ежедневно в рамках своей деятельности реализует тем или иным способом присущие ему функции. Система всех функций правового государства, которая играет ведущую роль в его функционировании, придает последнему необходимую целенаправленность. Можно сказать, что поступательное развитие государства и общества предполагает последующую активизацию функций государства, повышение их эффективности, а также совершенствование механизма их действия.
Решению этих задач призвана содействовать современная концепция функций государства, которая разрабатывается с помощью совместных усилий ученых-юристов. Многие авторы, пишущие о функциях государства, неявно придерживаются такой логики: есть функция – должен быть создан соответствующий ей механизм (то есть система государственных органов) и, следовательно, должна проводиться определенная их деятельность. Данная модель затратна. Но сама история, да и просто разум могут привести нас к другой – оптимальной модели, когда функции могут передаваться уже существующим государственным органам (например, функция по задержанию преступников может вменяться сотрудникам ГИБДД – хотя они занимаются в основном безопасностью дорожного движения). Особенность проявления данной функции в правовом государстве заключается в развитии функции защиты прав и свобод человека, которая находит свое выражение в организации системы институциональных способов защиты прав человека, в которую также включается деятельность международных судов.
В настоящее время в России также необходимо улучшать работу всей системы государственных органов, что позволило бы обеспечить и соблюдать права человека. Следует отметитесь, что подобную задачу можно выполнить только, если будут взаимодействовать все органы юстиции, государственные органы в целом, а также взаимодействовать с институтами гражданского общества, которое проходит этап своего становления. Поэтому, на наш взгляд, можно говорить, что в Российском государстве происходит становление новой функции - защита прав человека.
В научной литературе предлагалось достаточно большое количество разнообразных классификаций, основными среди которых являются подразделение на:
 внешние и внутренние функции;
 классовые и общесоциальные;
 постоянные и временные;
 экономическую, политическую, социальную, экологическую, правоохранительную и идеологическую функции;
 законодательную (правотворческую), исполнительную (управленческую) и судебную функции;
 базовые (опорные), линейные (объектные) и операционные (процессуальные) функции.
Заслуживает внимания деление функций государства на основные и неосновные, где можно проследить их иерархичность и наибольшее внимание государства к определенным сферам. Деление весьма условно, так как критерии такого разграничения чётко не определены. Каждая функция государства объективно необходима для конкретного государства. Каждый вид деятельности одинаково важен, что не исключает, возможности определить на конкретных периодах приоритетные направления, которые требуют первоочередного сосредоточения внимания на них. Именно они являются основными направлениями государства.
Одно из важнейших мест в деятельности государства занимает социальная функция. Под ней подразумевается обеспечение непосредственных нужд граждан, охрана окружающей среды, бесплатная медицина и так далее. Идеи правового государства находят выражение в основных законах многих современных государств. Идеи его направлены на ограничение власти правом; установление правления закона, а не человека; обеспечение безопасности граждан.
Деятельность такого государства направлена в первую очередь на всеобщее благо, на утверждение социальной справедливости в обществе. Оно сглаживает неравенство, помогает обездоленным и слабым, заботится о предоставлении гражданам работы или другого источника существования, обеспечивает сохранение мира, формирование благополучной жизненной среды для человека.
Социальная функция государства реализуется в правовых и неправовых формах, которые тесно связаны между собой. Эта связь проявляется в следующих вариантах:
 неправовые формы предшествуют правовым, обеспечивают возможность их использования (например, сбор, обработка, анализ информации, разработка на этой основе предложений предшествуют принятию законов и иных нормативных актов);
 неправовые формы могут реализовываться посредством их закрепления в нормативных актах, приобретая правовую форму (например, финансовый план социальных обязательств государства принимает форму закона о бюджете);
 реализация правовых актов обеспечивается посредством организационных мероприятий (доведение до исполнителей, инспектирование, кадровая работа и т.д.)
Следовательно, при реализации социальной функции правовые и неправовые формы сочетаются между собой, взаимодействуют, взаимообеспечивают и дополняют друг друга.
Организационные формы осуществления функций государства, скорее, вспомогательные, акцессорные по отношению к правовым. Именно благодаря им обеспечивается деятельность властных органов, а также реализуются возложенные на них полномочия. Не стоит путать организационные формы и правоисполнительную. Если последняя напрямую реализует юридические обязанности, предписания и акты, то первая лишь обеспечивает их реализацию, а также может быть вовсе не связана с правовым полем.
Современные тенденции развития социальной функции Российского государства имеют свою специфику. С одной стороны, Россия находится в общемировой тенденции по развитию социальной функции государства, связанный со сменой главного критерия: вместо меры свободы, который обеспечивался посредством патронажа органов публичной власти, - скорость и уровень «включения» гражданина в профессиональную деятельность таких категорий как полностью или частично трудоспособные граждане. Кроме того, социальную функцию все больше осуществляют не органы публичной власти, а структуры гражданского общества, тем самым, социальная функция как бы «приватизируется». С другой стороны, Российское государство все больше уделяет внимания реализации данной функции посредством принятия и осуществления программ, направленных на модификацию содержательной стороны функции в соответствии с современными тенденциями и объективными российскими условиями. Принимаются и реализуются программы в сфере образования, пенсионного обеспечения, здравоохранения, правопорядка. Под реализацию данных программ выделяются значительные средства.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. – 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (Вместе с «Международной стандартной отраслевой классификацией всех видов экономической деятельности») (Заключена в г. Женеве 28.06.1952) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Последнее обновление 23.03.2018.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 52 (часть I). - Ст. 7007
4. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 48. - Ст. 4563.
5. Законе РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 07.03.2018, с изм. от 16.03.2018) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. - № 21. - Ст. 699.
6. Федеральный закон от 07.11.2000 № 136-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» // Собрание законодательства РФ. – 2000. - № 46. - Ст. 4538.
7. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 51. - Ст. 4831.
8. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ (ред. от 07.02.2017) «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 14. - Ст. 1649.
9. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 17. - Ст. 2059.
10. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 (ред. от 21.02.2018) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 28. - Ст. 2901.
11. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640 (ред. от 01.03.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» // Собрание законодательства РФ. – 2018. - № 1 (Часть II). - Ст. 373.
12. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 345 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» // Собрание законодательства РФ. – 2014. - № 18 (часть IV). - Ст. 2188.
13. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р (ред. от 06.12.2017) «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2012. - № 53 (ч. 2). - Ст. 8029.

II. Специальная литература:

14. Андреев А.Г. Охранительная функция государства в современных условиях / автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. - М.: 2012. –24 с. .
15. Бабаев С.В. Теория функций современного российского государства. Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород: 2011. – 20 с.
16. Барабанова С. В. Административно-правовое обеспечение конституционного права граждан на высшее профессиональное образование в Российской Федерации / автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М.: 2013. – 22 с.
17. Бекишиева С.Р. Эволюция социальной функции государства // Вестник Дагестанского государственного университета. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2014. - Вып. 2. - С. 30-39
18. Бредихин А.Л. О функциях государства // История государства и права. - 2013. - № 22. - С. 18-20.
19. Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства: дис. ... канд. юрид. наук. М, 2012. – 256 с.
20. Васильева Ю.В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы. Автореф. … докт. юрид. наук. – М.: 2013. – 30 с.
21. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Омега-Л, 2017. – 608 с.
22. Власенко Н.А. Теория государства и права. - М.: ИД «Юриспруденция», 2014. –320 с.Денисов С.А. Формирование контрольной ветви государственной власти и ограничение коррупции // Государство и право. - 2012. - № 3. - С. 9-16.
23. Жигуленков М.В. К вопросу о формах осуществления функций государства // Гражданин и право. - 2013. - № 1. - С. 68-72.
24. Захаров А.В. Функции государства и отражение в них борьбы с современными глобальными экологическими вызовами человечеству // Вестник Тамбовского университета. Сер. «Гуманитарные науки». - 2012. - Т. 105. - № 1. - С. 240-244.
25. Игнатьев Д.В. Информационная функция государства и механизм ее реализации // Право и государство: теория и практика. - 2010. - № 1. - С. 134-138.
26. Кузнецов И. А. Некоторые методологические вопросы классификации внутренних функций социалистического государства // Вопросы теории государства и права: меж- вуз. науч. сб. – Саратов: 1986. – С. 29–30.
27. Лапшина О.С. Охранительная функция права в системе функций права и государства. Дисс.… канд. юрид.наук. - Тольятти: 2011. – 180 с.
28. Мазаева Е.С. Социальная функция современного Российского государства / автореф. Дисс. Канд. Юрид. наук. – Нижний Новгород, 2001. – 20 с.
29. Малиновский А.А. Злоупотребление субъективным правом (теоретико-правовое исследование). - М.: 2010. – 244 с.
30. Морозова Л.А. Современная российская государственность: проблемы теории и практики: автореферат дис. док. юрид. наук. - М.: 1998. – 36 с.
31. Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. – 2003. – № 6. – С. 110-114.
32. Общая теория права и государства. / Под ред. Лазарева В.В. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2011. – 566 с.
33. Окриашвили Т.Г. Методологические и доктринальные аспекты теории частных правоотношений в России // В сборнике: Современные тенденции в эволюции методологии правовых исследований Материалы III всероссийского Круглого стола по общетеоретическим проблемам права. - 2015. - С. 92-102.
34. Палазян А. С. Проблема определения системообразующих функций государства // История государства и права. – 2017. – № 14. – С. 17-19.
35. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учеб. для студ. вузов / В.Д. Перевалов. - М.: Юрайт-Издат, 2013. – 379 с.
36. Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях (учебное пособие). – «Проспект», 2016. – 388 с.
37. Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов. 3-е изд. - М.: РИОР; ИНФРА-М. 2010. – 412 с.
38. Резванова Л.А. Сущность социального государства и ее проявление в сфере образования. Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. - Ростов-на-Дону: 2014. – 22 с.
39. Родионова О. В., Румянцева В. Г. Тенденции развития социальной функции в современной России // Социальное и пенсионное право. – 2007. - № 2. – С. 34-40.
40. Увачев В. А. Социально-правовое государство и гражданское общество постиндустриальной эпохи: правовые основы функционирования и взаимодействия (на примере стран Западной Европы и США): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006. – 20 с.
41. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и исправл. - М.: Интерстиль; Омега-Л. 2012. – 440 с..
42. Королев С. В. Конституционно-правовое регулирование бюджетного федерализма: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - М., 2005. – 34 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ