Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Повышение эффективности деятельности предприятий гостиничного хозяйства

Работа №7433

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы173стр.
Год сдачи2002
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
967
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ з 1. ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩИХСЯ РЫНКОВ м
1.1 ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
1.2 ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
1.3 РОЛЬ МАРКЕТИНГА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЦЕЙ 38
2. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСТИНИЧНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ 50
2.1 Эффективный менеджмент гостиницы 51
2.2 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ УСЛУГ 67
^ 2.3 ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГА 87
2.4 Управление доходами гостиничного предприятия 104
2.5 ФОРМИРОВАНИЕ СПРОСА И СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА УСЛУГ
ГОСТИНИЦЫ 114
3. СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА 140
3.1 СТРУКТУРНАЯ ТЕОРИЯ ТРЁХ СТАДИЙ РАЗВИТИЯ СПРОСА В
ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ И МЕСТО РОССИЙСКОЙ
ГОСТИНИЧНОЙ ОТРАСЛИ В ЭТОМ ПРОЦЕССЕ 141
3.2 Стратегии развития мировой гостиничной индустрии 147
3.3 ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ МОСКВЫ И
СТРАТЕГИИ ВЕДУЩИХ ГОСТИНИЦ 155
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 167 ЛИТЕРАТУРА 170




Актуальность темы исследования
Отличительная черта современного экономического состояния России - это продвижение по пути реформ к развитой рыночной экономике. Во многом определяющим сегодня развитие является эффективный менеджмент, обеспечивающий создание необходимых условий для производства товаров и услуг, представляющих ценность для потребителя. Оптимальная система управления позволяет наиболее результативно воздействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять ресурсы предприятия, и направлять усилия работников таким образом, чтобы максимально удовлетворить потребности клиентов и достичь целей организации с наивысшей эффективностью.
Актуальность выбранной темы обусловлена следующими обстоятельствами:
■ Трудности адаптирования к условиям развивающихся рынков и перехода к освоению рыночных возможностей во многом определяются недостаточно эффективным управлением предприятиями в российском гостиничном хозяйстве.
■ Вектор развития рыночных отношений в России и в странах с развитой рыночной экономикой во многом схож, поэтому обобщение и распространение лучшего зарубежного и отечественного опыта управления на основе маркетинга позволяет повысить эффективность функционирования российской гостиничной отрасли.
Цель и задачи исследования
Цель исследования заключаются в определении наиболее эффективных методов управления деятельностью гостиниц и способах их применения, позволяющих создать конкурентные преимущества и сделать продажу гостиничных услуг стабильной, а деятельность гостиничных предприятий высокодоходной.
В рамках данного исследования решается ряд взаимосвязанных задач:
■ Исследуется деятельность гостиничной отрасли Российской Федерации, и определяются основные проблемы, с которыми сегодня сталкиваются гостиничные предприятия.
■ Изучается организационная перестройка системы управления, функциональные изменения работы важнейших служб, обеспечивающих предоставление услуг,

разрабатываются практические методы повышения эффективности деятельности гостиничного предприятия.
■ Определяется роль и место маркетинга в повышении эффективности управления гостиничными предприятиями, уточняется специфика его осуществления российскими гостиницами.
■ Выявляются наиболее приемлемые для российских условий стратегии развития гостиничного бизнеса, нашедшие своё отражение в деятельности отдельных гостиничных предприятий.
■ Анализируется ценовая стратегия и рекомендуются наиболее эффективные методы увеличения доходов гостиничного предприятия.
■ Рассматриваются способы продвижения на туристский рынок гостиничных услуг и даются практические рекомендации по формированию спроса и стимулированию сбыта услуг гостиничных предприятий.
Предмет исследования
Предметом исследования является использование современных методов управления в гостиничной отрасли в условиях развивающихся рынков.
Объект исследования - гостинично-туристский комплекс Российской Федерации и Москвы, его функционирование в условиях перехода к рынку.
Материалами для работы послужили книги отечественных и зарубежных авторов Е.П. Голубкова, А.П. Дуровича, А.Л. Лесник, А.В Чернышева, И. Ансоффа, Д. Боуэна, П. Дойля, Ф. Котлера, М. Портера, Дж. Стрикленда, А. Томпсона и др., статистические материалы Госкомстата России, ГАО «Москва», публикации в периодической печати, информация из сети Интернет, данные опроса работников гостиничной отрасли.
Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили работы ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам маркетинга, ежегодные доклады Всемирной туристской организации, Международной ассоциации гостиниц и ресторанов, законодательные и нормативные акты в области туризма. В работе использованы научные подходы и результаты исследований в области маркетинга, проводимых в АНХ при Правительстве РФ, НИИ и вузах России, внутренние документы гостиниц и гостиничных объединений.

При подготовке диссертации использовались методы установления причинно- следственных связей, управленческого и логического анализа, метод экспертных оценок и другие методы маркетинговых исследований.
Научная новизна работы
Научная новизна работы заключается в следующем:
1. Обоснован механизм развития системы управления гостиничным предприятием, позволяющий оптимизировать использование всех ресурсов в управлении гостиницей, функционально разграничивать место каждой службы в системе управления и способствовать повышению эффективности их взаимодействия (стр. 51).
2. Разработана методология управления качеством услуг, включающая внедрение в деятельность гостиничного предприятия отраслевого стандарта (технические требования к гостинице, состав номерного фонда, предприятий общественного питания, гостиничного сервиса и т.д.), квалификационных требований к работникам, нормирования труда по основным рабочим профессиям (стр. 67).
3. Идентифицированы и оценены наиболее востребованные российскими гостиницами стратегии развития: завоевание рыночной доли, повышения потребительского спроса за счёт взаимодействия факторов цена-качество, продвижение торговой марки, внедрение новых форм управления, включая франчайзинг и контракты на управление, электронных каналов сбыта гостиничных услуг (стр. 135).
4. Систематизированы вопросы управления доходами гостиничного предприятия и применения метода мультипликативного эффекта для расчёта цены и прибыли в гостинице, заключающегося (стр. 87):
■ в определении основных показателей, влияющих на прибыль;
■ в расчёте различных вариантов прибыли при изменении этих показателей;
■ в оценки значимости влияния на прибыль каяодого выбранного показателя;
■ в выборе наиболее оптимального варианта прибыли.
6. Осуществлена классификация каналов сбыта услуг гостиничного предприятия на туристском рынке, которая включает: прямую и агентскую продажу через турфирмы, корпоративную загрузку номеров, электронное бронирование, в т.ч. и через Интернет. Предлагается методика выбора наиболее результативных каналов сбыта для гостиницы (стр. 95).

6
7. Разработаны рекомендации по применению системы формирования спроса и стимулирования сбыта, включающие определение % охвата рынка рекламным обращением, сопоставление затрат на проведение мероприятий с количеством клиентских обращений на рекламу и с % загрузки гостиничных номеров (стр. 114).
Наиболее существенные результаты исследования
Наиболее существенными результатами, исследования являются:
■ сформулированы предложения по преодолению основных проблем российской гостиничной отраслью в условиях развивающихся рынков;
■ разработана система управления, позволяющая структурировать процесс воздействия на все уровни управления в целях повышения эффективности, совершенствования качества обслуживания, увеличения доходности и устойчивого экономического роста гостиничного предприятия при оптимальном использовании всех имеющихся ресурсов;
■ разработана программа повышения качества услуг и технология её внедрения в деятельность гостиничного предприятия;
■ разработаны метод оценки эффективности, поэтапный метод осуществления маркетинга в гостиничном предприятии, позволяющие реально оценить и улучшить его деятельность;
■ разработан механизм определения цены продаж на гостиничные услуги, обеспечивающий получение дополнительного дохода и прибыли;
■ на основе анализа стратегий развития мирового гостиничного бизнеса выявлены подходы к формированию стратегий и предложены наиболее перспективные из них для развития российской гостиничной отрасли;
■ обоснована необходимость создания национальных гостиничных объединений из числа сетевых гостиничных предприятий, что позволит эффективнее на корпоративном уровне внедрять в их деятельность отраслевые стандарты и современные технологии управления, а также улучшить структуру гостиничной
Практическая значимость диссертации
Разработанные в диссертационном исследовании предложения, методические и
практические рекомендации способствуют повышению эффективности
деятельности предприятий российской гостиничной отрасли.

Результаты работы могут быть использованы в практической деятельности гостиничных предприятий, в системе повышения квалификации и переподготовки работников гостиничного хозяйства и в учебном процессе в вузах при подготовке специалистов для гостиничной индустрии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выводы и предложения с соответствующими обоснованиями составляют существенную часть объёма подготовленной диссертации и рассредоточены по всем её главам и разделам. Это позволяет не повторять их детально в заключительном разделе работы, что к тому же привело бы к механическому отрыву выводов от их обоснований. Тем не менее, представляется целесообразным кратко суммировать ряд принципиальных выводов, методические и практические рекомендации проведённого диссертационного исследования:
1. Гостиничная отрасль Российской Федерации функционирует в сложных условиях развивающихся рынков. Наибольшую тяжесть рыночных реформ приняли на себя гостиничные предприятия, расположенные в регионах. Тенденция сокращения числа гостиничных предприятий в большинстве районов РФ продолжает оставаться, хотя в последние два года наметилось её замедление. Исключение составляют гостиничные предприятия, расположенные в центре: в Москве и Санкт-Петербурге, которые, в целом, преодолели последствия финансового кризиса 1998 года и динамично развиваются.
2. В этих условиях усиливается значение формирования оптимальной системы управления гостиничным предприятием, позволяющей наиболее результативно воздействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять имеющиеся ресурсы, и направлять усилия работников таким образом, чтобы максимально удовлетворить потребности клиентов и достичь целей организации с наивысшей эффективностью.
3. Российские гостиничные предприятия характеризуется низким качеством предоставляемого обслуживания. Сертификацию на установленный в 1995 году стандарт качества услуг прошли только 15,1% гостиниц. Создание системы управления качеством услуг на предприятии будет способствовать повышению эффективности его деятельности.
4. Выявлены две области практического применения комплекса маркетинга в гостиничном хозяйстве, позволяющая повысить его результативность:
а) комплекс маркетинга в виде реально действующей системы целесообразно внедрять в работу предприятия на этапе его проектирования и строительства таким образом, чтобы к моменту открытия гостиница была обеспечена не только квалифицированным персоналом, технологией

управления и ресурсами, но и загрузкой - т.е. достаточным числом клиентов, обеспечивающих её доходность;
б) в действующем гостиничном предприятии предлагается поэтапная процедура реорганизации управленческих служб и наполнение их аналитическими функциями, с целью создания адаптивной поведенческой модели, приспособленной к развивающимся рынкам.
5. Для усиления воздействия системы управления на повышение эффективности функционирования гостиничного предприятия автором предлагается применение следующих технологий и методик:
■ Система управления гостиницей на основе оптимизированного использования всех имеющихся ресурсов, функционально разграничивающей место каждой службы, её задачи и взаимодействие с другими подразделениям.
* Программа создания системы качества услуг, включающая внедрение в гостиничное предприятие отраслевого стандарта качества услуг, квалификационных требований к работникам, нормирования труда по основным рабочим профессиям.
■ Методика оценки эффективности гостиничного объекта для последующего использования в бизнес-плане и расчёте ТЭО проекта и технология пуска гостиницы в эксплуатацию.
■ Метод поэтапного расчёта цены продаж, полнее учитывающий спрос на гостиничные услуги;
* Методика оценки эффективности мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта;
6. Наиболее перспективными для российской гостиничной отрасли будут являться стратегии, направленные на завоевание рыночной доли, совершенствование гостиничного продукта, повышение потребительского спроса за счёт взаимодействия факторов цена-качество, продвижения торговой марки, внедрения новых форм управления, включая франчайзинг и контракты на управление, электронных каналов сбыта гостиничных услуг.
7. Создание национальных гостиничных сетей (корпораций) даст необходимый импульс для повышения эффективности управления и дальнейшего развития гостиничного хозяйства. Во-первых, появление гостиничных операторов позволит применить и распространить высокие стандарты и технологии

169
функционирования гостиниц на корпоративном уровне, и, тем самым, добиться повышения производительности и эффективности их деятельности. Во-вторых, расширение числа сетевых гостиниц позволит улучшить структуру гостиничной отрасли.
*




При разработке диссертационного исследования использована следующая
литература:
1. Амблер Т. Практический маркетинг / Пер. с англ. под общей ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 1999.
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб.: Питер, 1999.
3. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн. X. Маркетинг: Учебник. - М.: Экономика, 1999.
4. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: Герда, 2000.
5. Биржаков М.Б. К вопросу доходности туристской отрасли // Туристские фирмы
2001 №23.
6. Кортлэнд Л. Бове, Уилльям Ф. Арнес Современная реклама: пер. с англ. - Тольятти: «Издательский Дом Довгань», 1995.
7. Волошин Н.И. Правовое регулирование туристской деятельности: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1998.
8. Н.И. Волошин Н.И. Туризм: нормативные правовые акты: Сборник актов / М.: Финансы и статистика, 1998.
9. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Финпресс, 2000.
10. Голубков Е.П. Маркетинг. Словарь-справочник. - М.: Дело, 2000.
11. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - М.: Финпресс, 1999.
12. Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. - М.: Приор, 1998.
13. Гуляев В.Г. Контракты, договоры, соглашения и формуляры в туристской деятельности: Учебно-практическое пособие. - М.: Приор, 1998.
14. Гольман И.А., Добробабенко Н.С. Практика рекламы. Десять уроков для советского бизнесмена: Учебник. - Новосибирск: Филиал С/П «Интербрук», 1991.
15. Денни Р. Продажа ради успеха. Искусство завершения сделки. - М.: Лори, 1998.
16. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - СПб.: Питер, 1999.
17. Дурович А.П., Копанёв А.С. Маркетинг в туризме. Учебное пособие / Под общей ред. З.М. Горбылёвой. - Мн.: Экономпресс, 1998.
18. Дурович А.П. Реклама в туризме. Учебное пособие - Мн.: БГУЭ, 2000.
19. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса. Учебное пособие/ - М.: Ось-89, 1999.

20. Иванов В.В. и Волов А.Б. Использование маркетинговых инструментов для управления гостиничным продуктом // Пять Звёзд. 2000 №3.
21. Исмаев Д.К. Маркетинг гостиничных услуг в России: Учебное пособие/ - М.: ВШТГ, 1999.
22. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие. - Мн.: БГЭУ, 1999.
23. Карпова Г.А. и коллектив авторов. Экономика современного туризма. - СПб.: Герда, 1998.
24. Квартальное В.А. Иностранный туризм. - М.: Финансы и статистика, 1999.
25. Квартальное В.А., Романов А.А. Международный туризм: политика развития: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 1998.
26. Квартальное В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. - М.: Финансы и статистика, 1999.
27. Козырев В.М. Туристская рента: Методические рекомендации. - М.: Финансы и статистика, 1998.
28. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 1998.
29. Кон B.J1. Услуги и их социально-экономическая роль. - М.: Прогресс, 1967.
30. Карнеги Д. Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей. - М.: Прогресс, 1989.
31. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент /Пер. с англ. под ред. О.А. Третьяк, Л.А. Волковой, Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 1999.
32. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг: Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Р.Б. Ноздрёвой. - М.: Юнити, 1998.
33. Кох Р. Менеджмент и финансы от А до Я. - СПб: Издательство «Питер», 1999. с.188.
34. Лесник А.Л., Чернышев А.В. Корпоративное бизнес-планирование в гостиничной индустрии. - М.: «Интел универсал», 2000.
35. Лесник А.Л., Чернышев А.В. Практика маркетинга в гостиничном и ресторанном бизнесе. - М.: ООО «Агентство рекламы «Товарищ», 2000.
36. Лесник А.Л., Смирнова М.Н. Рынок гостиничных услуг Москвы // Отель. 1999 №6.
37. Лесник А.Л., Смирнова М.Н. Перспективы российской гостиничной индустрии: Москва на острие прорыва // Пять звёзд 2000 № 2.
38. Макаревич Л.М. Бизнес - план для иностранного инвестора. Методическое пособие для практического применения. - М.; Финпресс, 1998.

172
39. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу/ ^ Р.Б. Ноздрёва, Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков. - М.: Юрисгь, 2000.
40. Моисеева Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой. Учебник/- М.: Финансы и статистика, 2000.
41.0.Ю. Огвоздин Управление качеством. Учебное пособие/ - М.: Дело и сервис, 1999.
42. Организационно-правовые основы туристского и гостиничного бизнеса. Под ред. В.Н. Акишина, И.В. Гончаровой, А.И. Клебанова, М.Д. Малахаткиной. - М.: Финстатинформ, 1998.
43. Организация и управление гостиничным бизнесом. Под ред. А.Л. Лесника, И.П. Мацицкого, А.В. Чернышова, авторский коллектив А.А. Бобылёв, Н.Ю. Володоманова, К.В. Георгиев, И.В. Гончарова и др. Учебник/- М.: Интел универсал, 2000.
44. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2000.
45. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. -
ф.
М.: Финансы и статистика, 1998.
46. Парций Я.Е. Научно-практический комментарий закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». - М.: Правовая культура, 1998.
47. Портер М. Международная конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993.
48. Пузакова Е.П., Честникова В.А. Международный туристический бизнес. - М.: Экспертное бюро, 1997.
49. Российский туристский бюллетень №4(18). Туризм: информация, статистика, анализ. - М.: Аделиз, 1998.
50. Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. - М.: Ось-89, 1998.
51. Семененко А.И. Предпринимательская логистика. - СПб.: Политехника, 1997.
52. Сидоров М.Н. Туризм в России Статистический сборник / Госкомстат России. - М., 2000.
53. Синяева И.М. Паблик рилейшенз в коммерческой деятельности: Учебник / Под ред. Г.А. Васильева. - М.: Юнити, 1998.
54. Скобкин С.С. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе. Учебное пособие/ - М.: Юристъ, 2001.
^ 55.Скобкин С.С. Ах, эти цены // Парад отелей 1999 № 1.

173
56. Скобкин С.С. Стоит ли инвестировать в туристское дело в России? // Парад отелей 1999 № 1.
57. Скобкин С.С. Опять о качестве // Парад отелей 2000 № 2.
58. Скобкин С.С. Есть ли у нас индустрия гостеприимства?// Парад отелей 2000 №4.
59. Скобкин С.С. Подготовка ситуаций и деловых игр при изучении курса «Маркетинг в туризме».// Современные интерактивные методы преподавания/ Тезисы докладов на всероссийской конференции - М: МАТГР 2001. - 0,5 п.л.
60. Токарев Б.Е. Методика, сбор и использование маркетинговой информации. Учебно-практическое пособие/ - М.: Юристъ, 2001.
61. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, Юнити, 1998.
62. Tourism market trends. Madrid. WTO, 1996.
63. The Tourism barometer. Madrid. WTO, 1998.
64. Уокер Дж. P. Введение в гостеприимство: Учебник / Перевод с англ. - М.: Юнити, 1999.
65. В.Г. Федцов Культура сервиса. Учебное пособие/ - М.: Приор, 2000.
66. Г. Харрис, К. М. Кац Стимулирование международного туризма в XXI веке: Пер. с англ. Е.В. Мошняга - М.: Финансы и статистика, 2000.
67. Чармэссон Г. Торговая марка: как создать имя, которое принесёт миллионы. - СПб.: Питер, 1999.
68. Чудновский А.Д., Агеева О.А., Кормишова А.В., Расихина Л.Ф., Жукова М.А. Гостиничный и туристический бизнес. Учебник / - М.: Экмос, 1998.
69. Чудновский А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебник /- М.: Экмос, 2000.
70. Шмидт Р.А., Райт X. Финансовые аспекты маркетинга: Учебное пособие для вузов / Перевод с англ. - М.: Юнити-Дана, 2000.
71. Шпилько С.П. Время отдыхать в России // Отель. 1999 №6.
72. Уэллс У., Бернет Дж., Морнарти С. Реклама: принципы и практика: Пер. с англ. - СПб.: Питер, 1999.
73. Экономика России: рост возможен. Исследование производительности ключевых отраслей- М.: МакКинзи Глобал Инститьют, 1999.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ