Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая компетентность родителей подростков (Алтайский государственный педагогический университет)

Работа №73241

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы137
Год сдачи2021
Стоимость2500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
230
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: КГБУ «Барнаульские центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей», КГБУ Алтайский краевой центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Выборка: Выборку эмпирического исследования составили 50 родителей, воспитывающих подростков в родной семье, 50 родителей, воспитывающих подростков в замещающей семье.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде и методические материалы).
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.

Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования психологической компетентности родителей подростков в родной и замещающей семье 8
1.1 Характеристика психологической компетентности родителей современных подростков 8
1.2 Психолого-педагогические подходы к определению понятия психологическая компетентность 15
1.3 Психологические особенности компетентности родителей подростков в родной и замещающей семье 21
1.4 Психолого-педагогические возможности развития психологической компетентности родителей подростков 28
Выводы по первой главе 39
Глава 2 Эмпирическое исследование психологической компетентности родителей подростков в родной и замещающей семье 41
2.1 Организация и методы исследования 41
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 44
2.3 Программа развития психологических компетенций родителей подростков 56
Выводы по второй главе 72
Заключение 75
Список использованных источников 78
Приложения 85

Фундаментальным социальным институтом, обеспечивающим устойчивость человеческого общества, его воспроизводства и развития на протяжении многих столетий является семья. И это не случайно, так как семья – главный фактор развития и формирования человека. В связи с социально-демографическими преобразованиями семьи и развитием различных форм семейного устройства детей, интерес ученых и практиков к проблемам семейного воспитания возрастает. Об этом свидетельствует увеличивающееся количество публикаций на тему семьи, расширение научно-исследовательской тематики, появление новых образовательных программ. В настоящее время проблема уровня психологической родительской компетентности как фактора психосоциального благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. Особенно это характерно для замещающих семей.
Степень изученности проблемы. Понятие «психологическая компетентность» рассматривается в работах А. И. Зимней, А. В. Хуторского, Е. В. Чуб и др. Проблема формирования психологической компетентности у родителей раскрыта в научных исследованиях Л. Г. Сагатовской, Ю. В. Терентьевой, В. Д. Ширшова и др. Вопросами формирования психологической компетентности родителей, воспитывающих детей подросткового возраста, занимались такие ученые, как А. Я. Варга, С. Л. Новоселова, А. А. Остапенко, А. И. Подольский, В. В. Столин, и др. Р. В. Овчарова, А. Я. Варга, В. В. Столин, Н. И. Мизина, Л. Петрановская и др. проанализировали проблему воспитания детей подросткового возраста в замещающих семьях.
Несмотря на большое количество исследования, раскрывающих вопросы формирования психологической компетентности родителей, воспитывающих детей подросткового возраста, эта проблема остается малоизученной и требует дополнительных исследований.
Цель исследования – изучить теоретически и обосновать эмпирическим путем специфику формирования психологической компетентности родителей воспитывающих детей подросткового возраста проходивших и не проходивших «Школу приемных родителей».
Объект исследования – психологическая компетентности родителей, воспитывающих детей подросткового возраста.
Предмет исследования – специфика формирования психологической компетентности родителей, воспитывающих детей подросткового возраста в родной и замещающих семьях.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологическая компетентность родителей, воспитывающих детей подросткового возраста в замещающих семьях, отличается от психологической компетентности родителей, воспитывающих детей подросткового возраста в родных семьях.
Задачи исследования:
1. Раскрыть психолого-педагогические подходы к определению понятия психологическая компетентность.
2. Охарактеризовать психологическую компетентность родителей современных подростков.
3. Определить психологические особенности компетентности родителей подростков в родной и замещающей семье.
4. Описать психолого-педагогические возможности развития психологической компетентности родителей подростков.
5. Выявить в эмпирическом исследовании специфику формирования психологической компетентности родителей, воспитывающих детей подросткового возраста в замещающих семьях.
6. Разработать программу по формированию психологической компетентности родителей, воспитывающих детей подросткового возраста в замещающих семьях.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован следующий комплекс методов исследования: теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической, научно-методической литературы по теме исследования, обобщение, сравнение и систематизация; эмпирические: констатирующий эксперимент; статистические: математическая обработка данных исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Семья не может быть заменена ни одним воспитательным институтом. Она – главный воспитатель. Более влиятельной силы на развитие и становление личности ребенка не существует. Именно в здесь закладываются основы социального «Я», фундамент будущей жизни человека. В современных условиях социально-экономического и нравственного кризиса семья переживает серьезные трудности: наметилась тенденция к увеличению количества неблагополучных семей, наблюдается смещение моральных ценностей и ориентации, рост бездуховности; снижается уровень психолого-педагогической подготовки родителей к воспитанию детей в семье, ответственность за них, за их будущее. Острота ситуации определяется тем, что материальные и психологические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению новых проблем, касающихся семейного воспитания, нарушения детско-родительских отношений.
В современном мире, чтобы считаться грамотным родителем, достаточно следить за своим ребенком, контролировать как он одет, что кушает и иногда играть с ним. Так думает достаточно приличная часть родителей. Такое мнение ошибочно, и часто может приводить к неблагоприятным последствиям. Выявляя причины неблагополучия подростков, можно столкнуться с тем, что у родителей и других членов семейного окружения низкий уровень, во-первых, информированности о возрастных особенностях детей, во-вторых, сформированности психологических компетенций, необходимых для полноценного понимания развития и формирования личности ребенка.
В настоящее время отмечается еще одна тенденция – увеличения количества замещающих семей, воспитывающих подростков. В этой связи возникает проблема: существуют ли различия в психологической компетенции родителей, воспитывающих подростков в родных и замещающих семьях.
С целью определения специфики психологических компетенций родителей подростков в родной и замещающей семье, было организовано и проведено эмпирическое исследование.
В ходе эмпирического исследования было установлено, что наиболее значимые различия в результатах между эмпирическими группами (родители, воспитывающих детей в родных семьях, и родители, воспитывающие детей в замещающих семьях) по методике PARI. Тест-опросник изучения родительских установок, Е.С. Шефер и Р.К. Белл были получены: по шкале «Оберегание ребенка от трудностей»; по шкале «Подавление агрессивности ребенка»; по шкале «Подавление сексуальности ребенка»; по шкале «Чрезмерное вмешательство в жизнь ребенка». Отметим, что значимые различия показывают, что родители, воспитывающие детей в родных семьях, более оберегают детей от трудностей, чем родители, воспитывающие детей в замещающих семьях. При этом, родителям, воспитывающих детей в замещающих семьях, более, чем родителям, воспитывающих детей в родных семьях, характерны: зависимость ребенка от семьи, подавление агрессивности ребенка, подавление сексуальности ребенка.
По методике Р.Г. Овчаровой «Представления об идеальном родителе»


1. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Т. П. Авдулова. – Москва : Издательский центр «Академия», 2017. – 240 с.
2. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю. П. Азаров. – Москва : Эксмо, 2015. – 496 c.
3. Алексеева, Д. Л. Дети и родители : территория соприкосновения / Д. Л. Алексеева // Мир психологии. – 2016. – №2. – С. 45-51.
4. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения : Дисс. канд. психол. наук / А. Я. Варга. – Москва : МГУ, 2016. – 80 с.
5. Васягина, Н. Н. Специфика и условия эффективности воспитательной деятельности родителей / Н. Н. Васягина // Педагогическое образование в России. – 2017. – №2. – С. 56-58.
6. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. – Москва : Академия, 2017. – Т.4. – 268 с.
7. Генгер, М. А. Классификация детско-родительских отношений / М. А. Генгер // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество» Москва, 14–18 февраля 2018 года Научные материалы Том III. – Москва, 2018. – С. 132 – 133.
8. Герасимович, Е. Н. Педагогическая компетентность родителей как составляющая воспитательного потенциала семьи / Е. Н. Герасимович // Образование и наука в Беларуси: актуальные проблемы и перспективы развития в XХI в. : сб. науч. ст. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка ; редкол. : А. В. Торхова (отв. ред.) [и др.]. – Минск : БГПУ, 2017. – С. 11–15.
9. Грейданус, Д. И. Здоровье и воспитание подростка : Полное практическое руководство для родителей / Д. И. Грейданус, Ф. Бэш; Пер. с англ. О.В. Полей [и др.]. – Москва : Мартин, 2016. – 592 c.
10. Гуриева, С. Б. Методологические подходы к проблеме формирования семейных духовно-нравственных ценностей / С. Б. Гуриева // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. – 2018. – № 1. – С. 73-76.
11. Данилова, М. В. Особенности воспитания в неполных семьях / М. В. Данилова, Д. В. Наумова // Проблемы современной науки и образования. – 2017. – № 4 (18).- С. 75 – 77.
12. Дементьева, И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в замещающей семье / И. Ф. Дементьева. – Москва : Педагогика, 2019. – 258 с.
13. Егорова И. А. Структура и факторы психологической компетентности / И. А. Егорова // Вестник ТИУиЭ. – 2014. – № 1(19). – С. 58-62.
14. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи / Н. С. Ежкова // Концепт. – 2016. – №3. – С. 54-56.
15. Закратов, В. Девиантно-деликвентное поведение детей и подростков / В. Закратов // Социальная педагогика. – 2016. – №1. – С. 45-48.
16. Захаров, А. И. Критерии эффективности семейных отношений / А. И. Захаров // Психологические исследования. – 2019. – №2. – С. 33-36.
17. Звенькова, Н. Г. Оптимизация детско-родительских отношений в семье / Н. Г. Звенькова // Педагогика. – 2018. – №2. – С. 45-53.
18. Зимняя, И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя // Иностранные языки в школе. – 2018. – №6. – С. 85-88.
19. Калинина, Р. Р. Введение в психологию семейных отношений / Р Р. Калинина. – Москва : Речь, 2018. – 352 c.
20. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – Москва : Гардарики, 2015. – 320 с.
21. Ковалев, С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 269 с.
22. Коннер, О. Психология семьи / О. Коннер. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 487 с.
23. Конина, М. М. Влияние воспитания в замещающей семье на развитие личности ребенка / М. М. Конина // Педагогика. – 2016. – №4. – С. 50-54.
24. Кудинов, С. И. Психологическая устойчивость личности как основа самореализации субъекта / С. И. Кудинов, С. М. Хаммад // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Психология и педагогика. – 2015. – № 1. – С. 26‒31.
25. Кудрявцева, Т. В. Особенности воспитания в замещающей семье / Т. В. Кудрявцева // Сборники конференции НИЦ Социосфера. – 2018. – № 3. – С. 36 – 41.
26. Кучмаева О. В. Трансформация института семьи и семейные ценности / О. В. Кучмаева, М. Г. Кучмаев, О. Л. Петрякова // Вестник славянских культур. – 2016. – Т. XIII. – № 3. – С. 20–29.
27. Липский, И. А. Социальная педагогика : Учебник для бакалавров / И. А. Липский, Л. Е. Сикорская. – Москва : Дашков и К, 2014. –280 c.
28. Лукьянова, И. И. Базовые потребности возраста как основа развития социальной компетентности у подростков / И. И. Лукьянова // Психологическая наука и образование. 2018. – №4. – С. 41 - 47.
29. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика : Учебник для бакалавров / Л. В. Мардахаев. – Люберцы : Юрайт, 2016. – 817 c.
30. Мизина, Н. Н. Психологическая поддержка родителей как фактор оптимизации семейного воспитания подростков, склонных к домашнему воровству / Н. Н. Мизина. – Ставрополь, 2004. – 189 с.
31. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А. В. Мудрик. – Москва : ИЦ Академия, 2013. – 240 c.
32. Насырова, Р. С. Семья в современном обществе / Р. С. Насырова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2019. – № 31. – С. 49 – 53.
33. Новоселова, С. Л. Особенности семейного воспитания / С. Л. Новоселова // Педагогика. – 2017. – №3. – С. 48-51.
34. Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен : учебное пособие / Р. В. Овчарова. – Москва : Московский психолого-социальный институт, 2016. – 496 с.
35. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – Москва : Академия, 2016. – 1002 с.
36. Остапенко, А. А. Взросление подростков : нарушения и их преодоление / А. А. Остапенко // Народное образование. – 2016. – № 5. – С. 225–232.
37. Осухова, Н. Г. Социально-психологическое сопровождение. Семья и личность в кризисной ситуации / Н. Г. Осухова // Психологический журнал. – 2017. – № 31. – С. 2 - 17.
38. Петрановская, Л. Минус один? Плюс один! Приемный ребенок в семье / Л. Патроновская. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 225 с.
39. Петровский, А. В. Дети и тактика семейного воспитания / А. В. Петровский. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 93 с.
40. Подольский, А. И. Анализ феномена психологического давления во внутрисемейных отношениях как основа типологии семейных конфликтов / А. И. Подольский, И. Н. Погожина // Образование личности. – 2017. – №4. – С. 123-129.
41. Психолого-педагогические особенности семьи XXI века : коллективная научная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. – Ульяновск : Зебра, 2016. – 424 с.
42. Раис, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Раис. – Санкт-Петербург: Питер, 2012. – 502 с.
43. Ремшид, Х. Подростковый и юношеский возраст : Проблемы социализации личности / Х. Ремшид. – Н.Новгород : ООО «Цветной бульвар», 2012. – 532 с.
44. Рожков, М. И. Социально-педагогическое сопровождение : концептуальное осмысление процесса / М. И. Рожков // Психология и педагогика социального воспитания : материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения А. Н. Лутошкина. – Кострома : КГУ, 2015. – С. 322–329.
45. Руденский, Е. В. Психология отклоняющегося развития личности подростка / Е. В. Руденский. – Москва : АСТ, 2015. – 471 с.
46. Саготовская, Л. Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива / Л. Г. Сагатовская. – Томск, 2016. – 225 с.
47. Сараева, Е. В. Самопрогназирование как механизм саморазвития / Е. В. Сараева // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2017. – Выпуск № 15. – С. 177-181.
48. Сергеева, В. П. Основы семейного воспитания : Учебник для студ. среднего профессионального образования / В. П. Сергеева, Э. К. Никитина, М. Н. Недвецкая. – Москва : ИЦ Академия, 2018. – 192 c
49. Соколова, Г. Ш. Деструктивные детско-родительские отношения / Г. Ш. Соколова // Воспитание школьников. – 2015. – №1. – С. 19-25.
50. Соколова, М. Б. Служба сопровождения семьи и ребенка : инновационный опыт : методический сборник / М. Б. Соколова. – Владимир : Издательство «Транзит-ИКС», 2017. – 132 с.
51. Спиридонова, И. А. Социально-адаптивная программа «Школа для мам» / И.А. Спиридонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». − 2018, Т. 1. − С. 364-365.
52. Струмилин, С. Г. Семейная педагогика и домашнее воспитание / С. Г. Струмилин, Е. А. Савина. – Москва : Инфра-М, 2019. – 526 с.
53. Терентьева, Ю. В. Детско-родительские отношения как объект работы психолога / Ю. В. Терентьева // Мир психологии. – 2019. – №4. – С. 24-31.
54. Шаваева, О. А. Семья как объект социально-педагогической деятельности / О. А. Шаваева // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая 2016 г. – Тамбов, 2016. – С. 175-177.
55. Шилова, Т. А. Родительские установки и их влияние на развитие личности учащихся. / Т. А. Шилова, Л. И. Костерева / В сборнике : Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы Материалы XI Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Научный редактор В. И. Казаренков. – Москва, 2018. – С. 282–285.
56. Ширшов, В. Д. Факторы социальных выпадений / В. Д. Ширшов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 4651– 4655.
57. Черныш, Н. Г. Социализация подростков в условиях семейного воспитания / Н. Г. Черныш // Мир психологии. – 2019. – №5. – С. 42-46.
58. Чеснокова, И. Г. Межличностные отношения в семье как фактор формирования эмоционально-ценностного самоотношения подростка : Ав-тореф. дисс. канд. психол. наук / И. Г. Чеснокова. – Москва : АНСССР, 1987 – 23 с.
59. Чуб, Е. В. Компетентностный подход в образовании / Е. В. Чуб // Инновации в образовании. – 2018. – №3. – С. 21-29.
60. Хуторский, А. Компетентностный подход к образованию / А. Хуторский // Педагогические исследования. – 2018. – №3. – С. 85-88.
61. Целуйко, В. М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко. – Москва : Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2016.– 288 с.
62. Федоренко, Л. В. Изучение представлений о семье как один из аспектов деятельности образовательного учреждения по формированию нравственности и семейных ценностей у старшеклассников / Л. В. Федоренко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. − 2017. − № 41. − С. 146-151.
63. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 656 с.
64. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – Санкт-Петербург : Речь, 2018. – 654 с.
65. Юрчик, Р. О. Взаимосвязь типа родительского отношения и успешности социализации подростка / Р .О. Юрчик // Мир психологии. – 2015. – №4. – С. 74-77.
66. Яковлева, Н. Г. Педагогика и психология семейного воспитания / Н. Г. Яковлева. – Н.Новогород : ООО «Цветной бульвар», 2015. – 412 с.
67. Яркова, Ю. Р. Эмоциональный стресс в ситуации противоправного поведения на примере детей, воспитывающихся в замещающихся семьях / Ю. Р. Яркова // Психологические исследования. – 2017. – №6. – С. 51-55.
68. PARI. Тест-опросник изучения родительских установок, Е.С. Шефер и Р.К. Белл. [Электронный ресурс]. Режим доступа : https://psycabi.net/testy/599-metodika-pari-test-oprosnik-izucheniya-roditelskikh-ustanovok (Дата обращения: 15.03.2021 г.).
69. Baumrind, D. Current patterns of parental authority / D. Baumrind // Developmental Psychology. 1971. Vol. 4, № 1, pt. 2. – P. 1-103.
70. Knapp L.G., Stark L.J., Kurkjian J.A, Spirito A. Assessing coping in children and adolescents: Research and practice // Educational Psychology Review. – 1991. – Vol 3. – No. 4. – P. 309–334.
71. Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process. – New York, 1966. – 225 р.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ