Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-педагогическая деятельность по развитию социальной компетентности молодежи (Педагогика, психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №43672

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы41
Год сдачи2019
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
346
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБОУ СОШ №22 г. Бийска.
Если в данной работе поменять название базы исследования, то она (работа) подойдет для любого города и вуза.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы развития социальной компетентности у молодежи 5
1.1 Понятие и сущность социальной компетентности 5
1.2 Особенности развития социальной компетентности молодежи 12
Глава 2 Анализ особенностей развития социальной компетентности у молодежи 23
2.1 База исследования и основные программы по развитию социальной компетентности молодежи 23
2.2 Практические рекомендации по развитию социальной компетентности молодежи 29
Заключение 36
Список использованных источников 38


Актуальность исследования. Сегодня социокультурная ситуация в России находится в условиях радикальных и стремительных преобразований. В жизни молодежи активно встает вопрос развития социальной компетентности, обусловленный множеством проблем. Так как развитие социальной компетентности – сложный и многоуровневый процесс вхождения личности в социальную среду, усвоения, использования и последующей трансляции социальной информации в виде установок, ценностей, социальных ролей, свойств и качеств личности, методы ее проведения приобретают особую важность. Перед отечественной системой образования как никогда остро стоит задача подготовки подрастающего поколения к взаимодействию с усложнившейся нестабильной средой, формированием у учащихся способностей решать возникающие социальные проблемы. Развитие личности – непрерывный и сложный процесс, построенный на многогранном взаимодействии различных факторов развития социальной компетенции. Как известно, социализация может быть как стихийной, так и относительно социально-контролируемой обществом, социальными институтами, осуществляемой через воспитание. Эффективность системы воспитания заключается в нахождении возможностей осуществления целенаправленных педагогических воздействий, усиливающих влияние положительных факторов социализации и ослабляющих негативные. Поэтому развитие теории и практики социальной педагогики связано с поиском новых знаний междисциплинарного характера, которые способствовали бы расширению и углублению парадигмального поля науки и стимулировали бы развитие прикладных компетенций социальных педагогов-практиков. Одним из таких важных направлений является поиск путей формирования социальной компетентности подрастающего человека.
Актуальность исследования заключается в необходимости создания новых подходов к определению понятия «социальная компетентность», а также разработке технологий ее развития у молодежи на примере подростков и старшеклассников г. Бийска.
Цель исследования – изучить особенности развития социальной компетентности у молодежи.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и сущность социальной компетентности.
2. Дать характеристику особенностей развития социальной компетентности молодежи.
3. Проанализировать основные программы по развитию социальной компетентности молодежи на примере МБОУ СОШ №22 г. Бийска.
4. Разработать практические рекомендации по развитию социальной компетентности молодежи.
Объект исследования – социальная компетентность.
Предмет исследования – особенности развития социальной компетентности у молодежи.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, анализ опыта практикующих педагогов, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение.
Методологическую основу исследования составили научные труды М.Ю. Валентрова, Ф.И. Иващенко, А.В. Мудрик и др. Проблема социальной компетентности активно стала привлекать внимание российских ученых с начала девяностых годов XX-го века, изучается она и в настоящее время (Г.Э. Белицкая, Н.Н. Беденко, И.А. Зимняя, А.А. Гусев, Е.В. Коблянская, С.Н. Краснокутская, и др.). В исследованиях Н.В. Калининой, Т.С. Кондратовой, М.Г. Сергеевой и др. раскрыты особенности развития социальной компетентности у молодежи (на примере подростков и старшеклассников).
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ структуры, функций и механизмов формирования социальной компетентности показал, что социальная компетентность рассматривается многими учеными как неотъемлемая составляющая процесса социализации личности. Такой вывод связывается с тем, что сущность социализации заключается в усвоении индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, общественным опытом в целом, позволяющих ему становится личностью, способной функционировать в данном обществе. Социализация представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Социальная компетентность помогает человеку в освоении социальных ролей, вырабатывает готовность к социальной ответственности за последствия своих поступков, самоопределению
Социальная компетентность – это способность и готовность индивида, благодаря приобретенному опыту, самосознанию и саморегуляции, успешно решать задачи социальной ориентации, адаптации, интеграции через продуктивное выполнение им различных социальных ролей.
Анализ научных источников позволяет сделать вывод о том, что в структуру социальной компетентности входят следующие компоненты: социальный опыт, включающий в себя знания, умения и навыки социального поведения, способы деятельности и опыт поведения человека в обществе (личностные качества), самосознание и саморегуляция, способность и готовность личности к деятельности, отношения, выраженные через мотивы и ценности.
Благодаря формированию социальной компетентности у подростков и старшеклассников развивается способность прогнозировать и оценивать последствия своих поступков, ответственность за свои действия, вырабатываются поведенческие сценарии, которые отвечают социальной действительности и ожиданиям партнеров по взаимодействию. Формирование социальной компетентности подростка способствует обогащению его знаний и умений по выходу из затруднительных ситуаций, обретению устойчивости в духовных позициях, способствует повышению самооценки и адекватному самовосприятию.
В ходе проведенного исследования был сделан анализ Программы развития социальной компетентности у подростков и старшеклассников МБОУ СОШ №22 г. Бийска. Основные методы работы – игровая терапия, моделирование ситуаций, групповая дискуссия, тренинг поведения. Игровая терапия способствует изменению отношения каждого ребенка к себе, формированию системы межличностных отношений, коррекции способов общения с другими людьми, улучшению психологического климата детского коллектива и т.д. Метод тренинга помогает подростку увидеть возможные линии поведения в трудных ситуациях и дает возможность «проиграть» их, проверить верность выбранного стиля поведения, сопоставит его с поведением других. Метод групповой дискуссии учит обмениваться мнениями и идеями, говорить от себя и о себе, активно слушать, оценивать предлагаемые решения. Если рассматривать значимые проблемы, если помочь детям в понимании того, что для них важно в жизни, то т.о. они окажутся вовлеченными в процесс решения собственных проблем.
Перспективы исследований в направлении формирования социальной компетентности заключаются в поиске инновационных форм и технологий осуществления эффективного взаимодействия социальных институтов воспитания в процессе развития социальной компетентности обучающихся; в выявлении влияния стихийной социализации, наличия педагогических рисков в процессе развития социальной компетентности личности
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.



1. Беденко, Н.Н. Социальная компетентность личности в современной урбанистической культуре: дис. … канд. филос. наук: 09.00.11 / Н.Н. Беденко. – Тверь, 2014. – 144 с.
2. Белицкая, Г.Э. Социальная компетентность личности / Г.Э. Белицкая. – Москва: ИП РАН,1995. – 245 с.
3. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2013. – №10. – С. 8–14.
4. Валентиров, М.Ю. Подходы к исследованию социализации личности в зарубежной и отечественной психологии / М.Ю. Валентиров // Молодой ученый. – 2013. – №12. – С. 112-115.
5. Гусев, А.А. Воспитание социальной компетентности у детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / А.А. Гусев. – Екатеринбург, 2013. – 152 с.
6. Дубровина, И.В. Формирование личности старшеклассника / И.В. Дубровина; под ред. И. В. Дубровиной. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 592 с
7. Зарипова, Е.И. Становление социальной компетентности школьника в условиях региональной образовательной среды: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.И. Зарипова. – Омск, 2015. – 215 с.
8. Зимняя, И.А. Современное состояние проблемы концепций воспитания / И.А. Зимняя. – Ярославль, 2017. – 225 с.
9. Журавлёв, А.Л. Социально-психологическое пространство как частный случай психологического развития субъекта / А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко // Вопросы психологии. – 2012. – №2. – С. 45-49.
10. Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников: учеб. пособие / Ф.И. Иващенко. – 2-е изд. – Москва: Инфра-М, 2009. – 136 с.
11. Калинина, И.В. Психологическое сопровождение развития социальной компетентности школьников: афтореферат дис. на соискание уч. ст. док. психол. наук: 19.00.07: защищена 06.12.2006 / Калинина Наталья Валентиновна. – Самара, 2006. – 421 с.
12. Калинина, Н.В. Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде: психолого-педагогическое сопровождение / Н.В. Калинина. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2014. – 228 с.
13. Келасьев, В.Н. Социальная компетентность: теоретикометодологический анализ / В.Н. Келасьев, И.Л. Первова // Инновационные практики социальной работы в Санкт-Петербурге: сборник научных статей / Под ред. Н.Г. Скворцова, А.Н. Воронова. – Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2012. – 336 с.
14. Коблянская, Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности / Е.В. Коблянская. – Санкт-Петербург: СПбГУ, 1995. – 210 с.
15. Кондратова, Т.С. Социальное проектирование в контексте педагогического сопровождения развития социальной компетентности подростков в общеобразовательной школе / Т.С. Кондратова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 94. – С. 119–123.
16. Коротина, Ю.В. Формирование социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов: Дис. ... канд. пед. наук / Коротина Юлия Викторовна – Тамбов, 2011. – 210 c.
17. Краснокутская, С.Н. Формирование социальной компетентности студентов вуза: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / С.Н.Краснокутская. – Ставрополь, 2006. – 178 с.
18. Лукьянова, М.И. Социальная компетентность как компонент управленческой культуры руководителя / М.И. Лукьянова // Психология инновационного управления социальными группами и организациями. – Кострома. – 2011. – С. 240-242.
19. Ломакина, Т.Ю. Поисково-творческое самообразование преподавателя профессиональной школы: Монография / Т.Ю. Ломакина, А.В. Коржуев, М.Г. Сергеева. – М.: Academia, 2011. – 272 с.
20. Мачехина, О.Н. Формирование социальной компетентности старшеклассников на основе проектно-контекстного подхода в современном образовательном процессе / О.Н. Мачехина // Преподавание истории в школе. Спецвыпуск. – 2007. – № 5. – С. 15–19.
21. Мель, Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблемы образа Я в ситуации социального перелома / Ю. Мель. // Вопросы психологии. – 2015. – № 5. – С. 61-68
22. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб.пособие/ А.В. Мудрик. – Москва: Академия, 2015. – 184 с.
23. Равен, Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Д. Равен; пер. с англ.; под общ. ред. В.И. Белопольского. – Москва: Когито-центр, 2012. – 395 с.
24. Сергеев, А.А. Модель специалиста в условиях непрерывного профессионального образования: Монография / А.А. Сергеев, М.Г. Сергеева. – Тверь: ВА ВКО, 2008. – 225 с.
25. Сергеева, М.Г. Взаимодействие региональных рынка труда и рынка образовательных услуг с учетом механизма социального партнерства / М.Г. Сергеева // Alma mater. – 2013. – № 1. – С. 48–55.
26. Сергеева, М.Г. Имитационные методы профессионального обучения: Монография / М.Г. Сергеева. – М.: ИТИП РАО, 2007. – 188 с.
27. Сергеева, М.Г. Перспективные технологии обучения в профессиональном образовании / М.Г. Сергеева // Специалист. – 2009. – № 1. – С. 26–31.
28. Сергеева, М.Г. Принципы развития непрерывного образования в условиях рынка / М.Г. Сергеева // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». – 2012. – № 3. – С. 3–15.
29. Смелзер, Н. Социализация: основные проблемы и направления исследований / Н. Смелзер. – Санкт-Петербург.: Питер, 2016. – 745 с.
30. Социальная психология: хрестоматия / сост. E.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – Москва: Аспект Пресс, 2016. – 456 с.
31. Учурова, С.А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе / С.А. Учурова // Известия Уральского государственного университета. – 2017. – № 50. – С. 47-51.
32. Чепиков, В.Т. Педагогика. Краткий учебный курс / В.Т. Чепиков. – Москва: Новое знание, 2013. – 173 с.
33. Хинш, Р. Социальная компетенция / Р. Хинш, С. Виттман. / Пер. с нем. – Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2015. – 192 с.
34. Хуторской, А.В. Технология конструирования компетентностного обучения / А.В. Хуторской // Вестник Института образования человека. – 2011. – №2. – С. 40–41.
35. Юрчик, Р.О. Готовность к саморазвитию современной молодежи / Р.О. Юрчик // Социус. – 2014. – №4. – С. 58-61.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ