Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ В СЕМЬЯХ ГРУППЫ РИСКА

Работа №96060

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
115
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования психологического неблагополучия подростков в семьях группы риска 8
1.1. Сущность и структура психологического неблагополучия 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика развития личности
в подростковом возрасте 18
1.3. Влияние семей группы риска на психологическое неблагополучие
подростков 29
Глава 2. Поисковое исследование факторов психологического неблагополучия подростков в семьях группы риска 50
2.1. Организация и методы исследования 50
2.2. Количественный анализ результатов 55
2.3. Интерпретация результатов 75
Заключение 80
Список литературы 83
Приложения

В настоящее время одной из приоритетных задач государства является поддержка института семьи. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации, принятая от 25 августа 2014 года на период до 2025 года, направлена на укрепление, защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни.
Данная концепция была разработана в связи с тем, что современная семья находится в кризисном состоянии. Это обусловлено переходом традиционной модели семьи к новой, изменением видов семейных отношений, становлением иной системы власти и подчинения, ролей и функциональной зависимости супругов, положением детей. Кроме того возрастает число семей групп риска с несовершеннолетними детьми.
Под семьей группы риска понимают семью, в которой по объективным или субъективным условиям социальное функционирование затруднено, и они практически неизбежно находятся в состоянии жизненного затруднения.
Данную проблему рассматривали в контексте изучения понятия семьи группы риска (В.М. Целуйко, Т.И. Шульга), специфических особенностей данной категории (А.Н. Елизаров), описания классификаций по разным основаниям (А.О. Иванцова, М.А. Галагузова, Т.С. Зубкова, В.П. Кащенко), влияния особенностей функционирования семьи группы риска на развитие детей и подростков (О.А. Карабанова, Ю.А. Агафонов, З.Г. Ишембитова, Р.Г. Илешева, Е.Г. Силяева, Н.Е. Харламенкова).
Практически все дети, проживающие в семьях группы риска, отличаются определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. Их психологическое благополучие находится под угрозой.
Изучением феномена психологического благополучия занимались разные исследователи зарубежной и отечественной психологии. Ими были рассмотрены факторы психологического благополучия личности (М. Аргайл, Н. Бредбёрн, И. Бонивелл, И.А. Джидарьян, Л.В. Куликов, М. Селигман), предложена его модель (К. Рифф), структура (К. Рифф, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова, О.С. Ширяева), обнаружены его связи с осмысленностью жизни (П.П. Фесенко), ценностно-смысловыми образованиями (Д.А. Леонтьев, Р.М. Шамионов), суверенностью психологического пространства (Е.Н. Панина), толерантностью (Н.К. Бахарева), средовыми условиями (О.С. Ширяева), профессиональной деятельностью (И.В. Заусенко, Р.М. Шамионов), определена его специфика в пожилом возрасте (Ю.Б. Дубовик), предложена психолого-педагогическая модель его формирования (О.А. Идобаева).
Стоит отметить, что феномен психологического неблагополучия по сравнению с психологическим благополучием имеет наименьшую степень разработанности. Изучением данной проблемы занимались К.Г. Юнг, Э. Эриксон, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, которые раскрыли параметры психологического неблагополучия и его особенности.
В основном психологическое неблагополучие рассматривается относительно человека, достигшего подросткового и зрелого возраста. Первый из них традиционно считается переходным, критическим периодом, поскольку этому способствуют как внешние, так и внутренние предпосылки. Подростковый возраст является самым трудным в воспитательном плане, это стадия проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Особенно психологически трудно приходится подросткам в семьях группы риска, поскольку здесь нарушена структура, «размыты» внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается благоприятный климат.
Необходимо определить факторы, влияющие на психологическое неблагополучие подростков в семьях группы риска.
Объект исследования: психологическое неблагополучие подростков.
Предмет исследования: факторы психологического неблагополучия подростков в семьях группы риска.
Цель исследования: определить факторы психологического неблагополучия подростков в семьях группы риска.
В соответствие с намеченной целью были поставлены следующие задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа охарактеризовать сущность и структуру психологического неблагополучия.
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности развития личности в подростковом возрасте.
3. Выявить особенности функционирования семей группы риска и их влияние на психологическое неблагополучие подростков.
4. Провести сравнительный анализ особенностей психологически неблагополучных и психологически благополучных подростков в семьях группы риска, определить сходства и различия, выявить детерминанты психологического неблагополучия.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что факторами психологического неблагополучия подростков в семьях группы риска выступают негармоничные детско-родительские отношения, отсутствие одного из родителей, наличие алкогольной или иного вида зависимости у одного из родителей, неудовлетворенность браком.
Теоретической и методологической основой исследования являются основополагающие принципы психологии: системности, единства сознания и деятельности, развития и психического Рубинштейн и др.), концепция психологического благополучия Н. Бредберна, К. Рифф; представление о структуре психологического благополучия К. Рифф, А.В. Ворониной, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой.
Особенности развития подросткового возраста были рассмотрены в исследованиях Ж.Ж. Руссо, С. Холл, Д.Б. Эльконина, Д.И. Фельдштейна, Л.И. Бажовича, Л.С. Выготского и др.
В работах В.М. Целуйко, Е.Г. Силяевой, О.А. Карабановой, Н.Е. Харламенковой, З.Г. Ишембитовой, Р.Г. Илешевой, К.Б. Зуева и др. подчеркивается негативное влияние особенностей семей группы риска на гармоничное развитие подростка.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы используется комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
• обзорно-аналитические и теоретические (изучение психологической, педагогической, социологической литературы по исследуемой проблеме для выяснения ее разработанности и определения дальнейших путей исследования);
• психологические (психодиагностические и психолого-педагогические методики: опросник «Шкала психологического благополучия К. Рифф, адаптированная Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко, анкета для родителей, опросник «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкис, опросник «Родителей оценивают дети» И.А. Фурманова и А.А. Аладьина, тест-опросник удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко);
• математико-статистические методы (факторный анализ, который позволит сократить большое количество переменных, включенных в исследование и определить структуру взаимосвязей между ними).
Экспериментальной базой исследования явилось муниципальное бюджетное учреждение центр социально-психологической помощи детям и молодежи «Форпост» г. Екатеринбург.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, содержит библиографию из 63 наименований, 5 приложений. Объем работы составляет 94 страницы. Результаты проведенного нами исследования отражены в 1 диаграмме, 13 гистограммах, 8 таблицах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема поддержки семьи как главного института воспитания является актуальной и одной и приоритетных задач государства и общества.
Семья имеет огромное значение в формировании эмоциональных чувств ребенка, его самосознания и нравственных оценок.
Семья группы риска - это семья, где по объективным или субъективным условиям социальное функционирование затруднено, и они практически неизбежно находятся в состоянии жизненного затруднения. Родители таких семей, как правило, не справляются с воспитательными функциями из-за существенно сниженных адаптивных способностей.
Семья группы риска, так или иначе, оказывает влияние на возникновения психологических трудностей у детей, проживающих в неблагоприятной атмосфере, а особенно это отражается на подростках, так как именно в этом возрасте для них семья приобретает специфическую значимость.
Подростковый возраст - это период периода «бури и натиска». Для данного этапа онтогенеза характерна трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональная неустойчивость. Психологическое благополучие в данный период находится под угрозой.
Выделяют следующие компоненты психологического благополучия:
1) самопринятие (осознание и принятие всех сторон своей личности, позитивная оценка и своей жизни в целом),
2) личностный рост (стремление развиваться, учиться новому, ощущение собственного прогресса);
3) автономия (способность противостоять социальному давлению, независимость в оценках себя и своего поведения, способность к саморегуляции),
4) управление средой (способность добиваться желаемого, умение преодолевать трудности на пути реализации своих целей);
5) позитивные отношения с окружающими (умение устанавливать длительные доверительные отношения, способность к эмпатии, гибкость во взаимоотношениях с окружающими),
6) наличие жизненных целей (переживание осмысленности своей жизни, ценности прошлого, настоящего и будущего).
Стоит отметить, что феномен психологического неблагополучия по сравнению с психологическим благополучием имеет наименьшую степень разработанности.
Под психологическим неблагополучием понимается - промежуточный конструкт в дихотомии «здоровье-болезнь». Оно проявляется в состоянии неудовлетворенности, негативных эмоциях, низкой интегрированности различных элементов личности, неспособностью индивида преодолевать трудности психосоциального характера.
Теоретический анализ проблемы психологического неблагополучия подростков, позволил нам организовать и провести эмпирическое исследование в соответствии с поставленными задачами и сформулированной гипотезой.
В ходе нашего исследования были получены результаты, позволившие сформулировать следующие выводы:
1. Семейное воспитание является значимым в развитии и поддержании психологического благополучия подростка.
2. Психологическое неблагополучие подростков детерминировано следующими факторами: неразвитость родительских чувств, воспитательная неуверенность родителя, эмоциональное отвержение, проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, недостаточность требований-запретов, симбиотические отношения, воспитательное игнорирование взросления подростка, семейные конфликты, связанные с неудовлетворенностью браком, противоречивое воспитание.
Таким образом, на основании полученных результатов можно считать, что проведенное исследование позволило нам решить поставленные перед нами задачи.



1. Аверин В.А. Психология детей и подростков [Текст] : учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. - 379 с.
2. Агафонов Ю.А. Факторы семейного неблагополучия в генезисе преступного поведения несовершеннолетних [Текст] / Общество и право.- 2007. № 3 (17). - С. 11-16.
3. Агулина С.В., Рогова Ю.А. Семьи «группы риска» как социальная и психолого-педагогическая проблема [Текст] / Северо¬Кавказский федеральный университет Ставрополь, Россия.
4. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья [Текст] / В.А. Ананьев // Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб.: Речь, 2006.
- С. 126 - 143.
5. Андронникова О.О., Ветерок Е.В. Психологическое благополучие и здоровье как актуальная потребность современного человека в рамках девиктимизации [Текст] / Вестник Кемеровского государственного университета. - 2016. - C. 72-76.
6. Аптикиева Л.Р., Аптикиев А.Х., Бурсакова М.С. Семья как фактор личностного развития ребёнка [Текст] / Вестник Оренбургскогогосударственного университета. - 2014. - С. 185-190.
7. Артюхова Т.Ю. Адаптационные возможности как показатель психологического здоровья участников образовательного процесса [Текст] / Т.Ю. Артюхова // Сибирский психологический журнал. - 2005. - № 22. - С. 174-179.
8. Ахрямкина Т.А., Чаус И.Н. Психологическое благополучие
учащихся в образовательной среде [Текст] : монография / Т.А. Ахрямкина, И. Н. Чаус. - Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2012. - 104 с. - (Серия
«Международное академическое сотрудничество»).
9. Байбородова Л.В., Лебедева Т.С., Тарханова И.Ю. Социально-педагогическое сопровождение проблемных семей [Текст]: учебное пособие.
- Ярославль: РИО ЯГПУ, Изд-во «Канцлер», 2015. - 183 с.
10. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович // Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М. - Воронеж: Международная пед. академия, 1995. - 264 с.
11. Болдина М.А. Социально-педагогическая деятельность с семьями разного типа [Текст] / Гаудеамус. - 2017. - С 27-32.
12. Бонивелл, И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология [Текст] / Пер. с англ.М. Бабичевой.-М.: Время, 2009. - 192 с.
13. Выготский А.С. Педология подростка [Текст] // Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. С. 6.
14. Грицай А.Г. Семьи группы риска в структуре типологии неблагополучных семей [Текст] / Вестник Адыгейского государственного университета. - 2009. № 3.
15. Гуляева К.Ю. Агрессивность в подростковом возрасте и ее коррекция [Текст] / Омский научный вестник. - 2007. - С. 107-110.
16. Дарвиш О.Б. Возрастная психология [Текст]: учеб. пособие для высш. учеб, заведений. / Под ред. В.Е. Клочко. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.: ил.
17. Демина Л.Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности [Текст] / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова - Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2000. - 123 с.
18. Драгунова Т.В. Подросток. [Текст] М.: Знание, 1976.
19. Дружинин В.Н. Психология семьи [Текст] : 3-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с: ил.
20. Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы [Текст] / И.В.Дубровина. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 176 с.
21. Елизаров А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска [Текст] // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества» 13-15 апреля 2004 года. - М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2004. - С. 114¬115.
22. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 224 с.
23. Зуев К.Б. Психологические особенности подростков из неполных семей [Текст] / Вестник Томского государственного университета. - 2009. - С. 329-330.
24. Иванцова А.О работе с проблемными семьями. [Текст] / А.О. Иванцова // Воспитание школьников. - 2000 - №10. - С. 18-20.
25. Ишембитова З.Г. Проблемы воспитания детей в семье в условиях глобализации общества [Текст] / Вестник башкирского университета. - 2014.
- С. 682-702.
26. Карабанова О.А. Возрастная психология. [Текст] М.: Айрис- пресс, 2005. - 240 с. - (Серия "Высшее образование").
27. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] : Учебное пособие. / О.А. Карабанова.
- М.: Гардарики, 2005. - 320 с.
28. Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Психологическое благополучие семьи, воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Образование и наука. - 2017. - С. 142-159.
29. Кобазева Ю.А. Динамика процесса социализации при переходе от младшего школьного к старшему подростковому возрасту [Текст] : Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000. - 24 с.
30. Козьмина Л.Б. Динамика психологического благополучия личности студентов-психологов [Текст] : дис. канд. психол. Сибирская академия права, экономики и управления, Иркутск, 2014.
31. Колодина А.В. Психологический портрет подростка, совершающего самовольные уходы из дома [Текст] / Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2014. № 1. С. 32-42.
32. Курманова Н.Г. Психологическая коррекция детско- родительских отношений социально и педагогически запущенных подростков [Текст] : дис. канд. психол. наук. Шадринский гос. пед. институт, Казань, 2003.
33. Левко А. И. Социальная педагогика [Текст] / А.И. Левко. - Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2003. - 341 с.
34. Личко А.Е. «Подростковая психиатрия», [Текст] Л, 1979. ...
35. Лопатин А.В. Подросток как субъект социальной активности [Текст] / Труды Санкт-Петербургского государственного институтакультуры. - 2013. - C. 204-207.
36. Марковская И.М. Психология детско-родительских отношений [Текст]: Монография / И.М. Марковская. М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Юж. Урал. гос. ун-т, Фак. психологии. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 91 с.
37. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность [Текст] / А.Г. Маслоу. - СПб.: Евразия, 1999. - 105 с].
38. Медникова А.А. Особенности структуры коммуникативных способностей старших подростков [Текст] // Вестник Томского гос. пед. ун¬та (TomskStatePadagogicalUniversityBulletin). 2009. Вып. 2 (80). С. 120-123.
39. Методика и технологии работы социального педагога [Текст] / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М., 2008.
40. Морозюк С.Н., Смолева Т.О. Детско-родительский тренинг как интегративный метод преодоления психологического неблагополучия ребенка [Текст] / Преподаватель XXI век. - 2011. - С. 185-192.
41. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / Ф.А.
Мустаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2001. - 416 с.
42. Общая и прикладная акмеология [Текст]: учеб. пособие. / Под ред. А.А. Деркача. - М., 2001.
43. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. [Текст] - 2 изд. - М.: Просвещение, 2012. - С. 32.
44. Поликаркина М.С. К проблеме специфики проявления агрессивности и становления «образа я» в подростковом возрасте [Текст] / Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - С. 296-301.
45. Психологическая диагностика семейных отношений [Текст]: / В.И. Слепкова, Т.А. Заенко. - Мозырь: Содействие, 2006. - 196 с.
46. Психологическое благополучие личности в современном образовательном пространстве [Текст]: сб. статей / Составитель: Ю.В. Братчикова. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2013 - 146 с.
47. Психология человека от рождения до смерти. [Текст] - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
48. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. [Текст] / Ф. Райс, К. Долджин. 12-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 816 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
49. Свободное время подростков: социализация или девиация. Учебно-методические материалы [Текст] / под ред. Л.Г. Борисовой. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2004. 212 с.
50. Силяева Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. [Текст] - М.: Академия, 2010. - С. 21.
51. Смолева Т.О. Системный анализ проявления психологического неблагополучия ребенка в продуктивных видах деятельности [Текст] / Наука и школа. - 2011. - C. 116-120.
52. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности [Текст]. дис... канд. психол. наук. - М., 2005. - 206 с.
53. Фомина О.О. Факторы и возможные типы психологического благополучия личности [Текст] / Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2016. - C. 168-173.
54. Фромм Э. Искусство любить. [Текст] - СПб.: Азбука, 2002. - 221 с.
55. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. [Текст] Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. 283 с.
56. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. [Текст] - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004 - 272 с.
57. Чумакова М.И. Развитие профессиональной компетентности педагогов: программы и конспекты занятий с педагогами [Текст] / М.И. Чумакова, З.В. Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 135 с.
58. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005.
- 349 с.
59. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) [Текст] // Психологическая диагностика. - 2005. - № 3. - С. 95-129.
60. Шульга Т.И. Работа с неблагополучной семьей [Текст]: учеб. пособие / Т.И. Шульга. - М.: Дрофа, 2005. - 254, |2| с.: ил.
61. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи [Текст]: 4-е изд. /Э.Г Эйдемиллер, В.В. Юстицких. СПб.: Питер, 2008.
- 672 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
62. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. [Текст] С. 72¬75.
63. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. [Текст] - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ