Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Политико-правовые проблемы взаимодействия органов государственной власти РФ и ее субъектов в условиях административной реформы

Работа №7320

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

политология

Объем работы199стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
851
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Административная реформа как политико-правовая основа совершенствования государственного строительства в Российской Федерации
Сущность, приоритеты и особенности административной реформы в Российской Федерации: политико-правовой аспект Совершенствование современной системы и структуры органов государственной власти Российской Федерации
Взаимодействие федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ - системообразующий фактор административной реформы.
Модель взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти: характерные черты и особенности Роль и место парламентского контроля в механизме взаимодействия органов государственной власти
Оптимизация политико-правового регулирования взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ в процессе административной реформы
Основные проблемы и некоторые противоречия взаимодействия органов государственной власти в Российской Федерации в некоторых направлениях, формах и методах совершенствования законодательства в области взаимодействия органов государственной власти
Заключение
Список используемых источников и литературы
Приложения




Актуальность темы исследования. В Российской Федерации происходит активный процесс административной реформы, направленный на демократизацию государства, укрепление динамичной рыночной экономики, усиление роли гражданского общества. Административная реформа понимается как социальное, политико-правовое явление, обуславливающее модернизацию всей системы управления государством, включая муниципальное управление и административно-территориальное устройство. В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства» от 16 мая 2003 года отмечается, что административная реформа слишком затянулась и требует дополнительного политического импульса.
Именно в этой связи становится важным изучение теоретико-методологических аспектов административной реформы и обобщение практики ее реализации в отношении одной из наиболее актуальных проблем, касающейся взаимодействия органов государственной власти РФ и субъектов РФ. В большей степени органы власти призваны обеспечивать эффективность реализации функций государства, достижение стратегических и тактических задач и этапов административного реформирования. Актуальность темы диссертационного исследования определяется и рядом других обстоятельств:
во-первых, изменение объектов публичного управления порождает необходимость создания новых органов управления и управляемых систем. В настоящее время приходится констатировать, что сложившаяся система административного управления не справляется должным образом с возложенными на неё функциями;
во-вторых, складываются новые функции государственного управления, многие из имеющихся либо не отвечают первоочередным задачам государственного строительства, либо существенно изменяются;
в-третьих, в последнее время предпринята новая попытка политико-правового реформирования (Указ Президента РФ от 23.07.03 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах», поправки к Федеральному закону РФ от 04.07.2003 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и т.д.), что актуализирует задачу исследования проблемы взаимодействия федеральной государственной власти и органов власти субъектов РФ в современных условиях. Сужение договорной практики между Федерацией и её субъектами, расширение региональных и межрегиональных договорных отношений, предоставление большей инициативы местным сообществам - это позитивные элементы реформы. Они должны способствовать экономическому подъёму субъектов РФ, раскрепощению их внутренних сил. «Региональный» фактор будет одним из определяющих в решении социально- экономических проблем. С другой стороны, процесс административного ре¬формирования носит не стихийный, а целенаправленный характер, происходящий на фоне возрастания уровня и значения Федерации в плане определения общей стратегии и тактики, общего направления реформ, взаимодействия различных ветвей и уровней власти;
в-четвертых, отсутствие эффективного механизма разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами, ответственности, порядка осуществления полномочий, их финансовой обеспеченности порождает проблему сбалансированности развития двух тенденций: стремления субъектов РФ к самостоятельности, самоуправлению при укреплении федерального центра, его ведущих позиций в государственном регулировании.
Перечисленные проблемы являются весьма актуальными и поэтому заслуживают всестороннего исследования в контексте реализации общегосударственной стратегии модернизации российского общества.
Степень разработанности проблемы. Специфика взаимодействия органов государственной власти в рамках федеративного государства, выражающаяся в сотрудничестве, подчинении, взаимодействии, а также субсидиарности
(особенно на уровне вертикального разделения властей) исследуется в российской и зарубежной науке, но пока детально не изучена. Это связано с много¬плановостью и сложностью поставленной проблемы. Комплексное политико-правовое исследование по заявленной тематике отсутствует, хотя издано значительное количество научных трудов, затрагивающих отдельные аспекты.
Освещение отдельных вопросов исследуемой темы нашло отражение в дореволюционных работах российских учёных-правоведов Н.И. Лазаревского, П.И. Новгородцева1, а также в трудах современных отечественных авторов С.А. Авакьяна, Ю.А. Тихомирова, В.Е. Чиркина.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современный этап проведения административной реформы начался с января 2000 года и продолжается по настоящее время. Указанная датировка связана с досрочным прекращением полномочий Президентом РФ Б.Н. Ельциным и временным исполнением, а затем, после выборов 26 марта 2000 года — выполнением в полном объеме полномочий Президента РФ В.В. Путиным. Стоит от-метить, что Президент РФ не объявляет в своих Посланиях Федеральному Собранию РФ, телевизионных выступлениях иных официальных документах об осуществлении полномасштабной модернизации государственного управления, а лишь о смысле, некоторых направлениях реформирования. Таким образом, сущность административной реформы в целом проявляется в изменении базовых принципов функционирования властных институтов, которые направлены на трансформацию вертикальных административных структур в горизонтальную сеть автономных государственных и негосударственных организаций, выполняющих определенные государственные задачи; на усиление информационной прозрачности власти, подконтрольности и подотчетности гражданскому обществу.
Административное реформирование должно выработать такие принципы принятия наиболее важных решений для общества, чтобы была сформирована мировоззренческая внятность власти и структурирована политическая система, обеспечивающая доминирующую роль граждан в государстве. Целью современного этапа административной реформы является реализация мероприятий, направленных на усиление эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ путем исключения дублирования функций, их организационного разделения в сфере надзора, контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам, завершения процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнитель¬ной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.
Основными задачами, подлежащими исполнению в ходе реформы, являются формирование законодательства согласно принципу открытости информации, создание института независимой экспертизы законопроектов, разработка стандартов предоставления услуги гражданину государственными органами, разработка предложений по изменению функций органов исполнительной власти, их перераспределению в соответствие с принятой классификацией и пере¬даче части функций учреждениям и организациям; выявление избыточных и дублирующих функций федеральных органов исполнительной власти, подготовка предложений по их прекращению или уточнению; подготовка предложений о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти; подготовка рекомендаций субъектам РФ по проведению изменений в системе и структуре исполнительной власти регионов; подготовка предложений по внесению уточнений и дополнений в связи с формированием новой системы и структуры органов исполнительной власти на региональном и федеральном уровнях, изменением их функций и полномочий; проведение экспериментов по ресурсному обеспечению федеральных органов исполнительной власти, увязанных с их новыми функциями.
Совершенствование государственного управления затрагивает сферу взаимодействия. федеральных органов государственной власти и органов государственной ' власти субъектов РФ, так как конституционно — правовой институт совместного ведения Российской Федерации и субъектов неоднозначно определен и в статьях 72, 73 Конституции РФ, и в издаваемых в развитие конституционных положений законодательных и иных нормативных правовых актах. В связи с этим изменяется модель взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ. На наш взгляд, «модель взаимодействия федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ» представляет собой социально-правовую конструкцию организации и функционирования органов государственной власти, основанную на принципе разграничения предметов ведения между РФ и её субъектами, полномочий и ответственности государственных органов и должностных лиц. Их деятельность должна быть направлена на эффективное выполнение функций государства с учётом экономических, социальных, политических, этнических, географических условий и структурно-функциональных юридических характеристик. Любая модель общественно - социальных отношений облекается в политике - правовую форму, поэтому «политико - правовая модель взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов РФ» понимается как совокупность юридических процедур, регламентирующих процесс реализации отношений сотрудничества и подчинения при вертикаль¬ном разделении государственной власти.
В соответствии с действующим законодательством модель взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной* власти субъектов РФ строится на определенных принципах: верховенства федерального законодательства, разграничения предметов ведения и полномочий, неукоснительного соблюдения предметов совместного ведения, ответственности органов государственной власти субъектов РФ за нарушение Конституции РФ и федерального законодательства.


1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. — СПб.: Литера, 1998.— 48 с.
2. Бюджетный кодекс РФ. - М.: Кодекс, 2003.
3. О федеральном бюджете на 2003 год: Федерал, закон РФ от 24 декабря
2002 г. (в ред. от 7 июля 2003 г.) // Собр. Законодательства РФ. — 2002. -№52. -Ст. 5132.
4. Налоговый кодекс РФ. - М.: Кодекс, 2003.
5. Гражданский процессуальный кодекс РФ — М.: Юрид. лит, 2003.
6. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка принят на 34-й сессии Генерал. Ассамблеи ООН 17 дек. 1979 г. // Сов. юстиция. — 1991. — №17. — С. 22..
7. Кодекс чести судьи Российской Федерации: Утв. Постановлением Совета судей РФ от 21 окт. 1993 г. // Сов. юстиция. —1993. — № 23. — С. 31.
8. О конституционном суде Российской Федерации: Федерал, закон РФ от 21 июля 1994 г. (в ред. от 15 декабря 2001 г.) // Собр. законодатель¬ства РФ. - 1994. - № 13. — Ст. 1447.
9. О Прокуратуре Российской Федерации: Федерал, закон РФ от 17 янв.1992 г.(в ред. от 18 июля 2003 г.) // Собр. законодательства РФ.— 1995.— № 47.— Ст. 4472.
10. О воинской обязанности и военной службе: Федерал, закон РФ от 28 марта 1998 г. (в ред. от 30 июня 2003 г.) // Собр. законодательства РФ.—1998. —№ 13. —Ст. 1475.

163
11. О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников ап-паратов судов Российской Федерации: Федерал, закон РФ от 10 янв. 1996 г. (в ред. от 21 июля 1997 г.) // Собр. законодательства РФ. — 1997. — № 30.
— Ст. 3583.
12. О Правительстве Российской Федерации: Федерал, конституц. закон РФ от 17 дек. 1997 г. (в ред. от 31 декабря 1997 г.) // Собр. законодательства РФ. - 1997. — № 51. — Ст. 5712.
13. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: Федерал, закон РФ от 6 окт. 1999 г. (в ред. от 11 декабря 2002 г.) // Собр. законодательства РФ. — 1999. — № 42. —Ст. 5005.
14. О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федерал, закон РФ от 8 мая 1994 г. (в ред. от 30 июня 2003 г.) // Собр. законодательства РФ. — 1999.—№28. —Ст. 3466.
15. О судебной системе Российской Федерации: Федерал, конституц. закон от 31 дек. 1996 г. (в ред. от 4 июля 2003 г.) // Рос. газ. — 1997. — 6 янв.
16. О Счетной палате Российской Федерации: Федерал, закон РФ от 11 января 1995г. (вред.ог 30июня2003г.)// Рос. газ.— 1995. — 14 янв.
17. Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свобо¬ды граждан: Закон РФ от 27 апр. 1993 г. (в ред от 14 дек. 1995г.) // Ведомо¬сти СНД и ВС РФ.— 1993 — № 19. — Ст. 685; Рос. газ. — 1995. — 26 дек.
18. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федерал, закон РФ от 28 авг. 1995 г. (в ред. от 6 октября 2003 г.) // Собр. законодательства РФ. — 1995. — № 35. — Ст. 35506.
19. О системе государственной службы в Российской Федерации: Федерал, за¬кон от 27 мая 2003 г. // Собр. законодательства РФ. — 1999. — № 8. — Ст. 974.

164
20. Об основах муниципальной службы в Российской Федерации: Федерал, за¬кон РФ от 8 янв. 1998 г. (в ред. от 25 июля 2002 г.) // Собр. законодатель¬ства РФ. — 1998. — № 2. — Ст.224.
21. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федеральный закон от 11 августа 1995 г. // Собрание законодательства РФ.- 1995.-№52.-Ст. 5110.
22. О занятости населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 20 мая 1996 г. // Собр. законодательства РФ. - 1996. - № 17. - Ст. 1915.
23. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. // Рос. газ. 1995. 2 дек.
24. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 2 августа 1995 г. // Собр. законодательства РФ. -
1995. -№32.-Ст. 3198.
25. Об основах социального обслуживания населения в Российской Федера¬ции: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. II Собр. законодательства РФ. - 1995. - № 50. - Ст. 4872.
26. О некоммерческих организациях: Федеральный закон РФ от 12 января 1996 г. (в ред. от 8 июля 1999г.) // Собр. законодательства РФ.- 1996. - №
3. - Ст. 145; 1999. - № 28. - Ст. 3473.
27. Об основах обязательного социального страхования в Российской Феде¬рации: Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 г. // Собр. законодатель¬ства РФ. - 1995. - № 50. - Ст. 4872.
28. Об общих принципах и порядке разграничения предметов ведения и пол-номочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: Федерал, закон РФ от 24 июня 1999 г. // Собр. законодательства РФ. -
1999. -№26.-Ст. 3176.
29. О судебной системе Российской Федерации: Федерал, конституц. закон от 31 дек. 1996 г. // Рос. газ. - 1997. - 6 янв.

165
30. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федерал, закон РФ от 28 авг. 1995 г. (в ред. от 4 августа 2000 г.) // Собр. законодательства РФ. - 1995. - № 35. - Ст. 35506; Рос. газ. -
2000. — 8 авг.
31. Об основах государственной службы Российской Федерации: Федерал, закон от 31 июля 1995 г. (в ред. от 18 февр. 1999 г.) // Собр. законодатель¬ства РФ. - 1995.- №31.- Ст. 614; 1999. - № 8. - Ст. 974.
32. Об основах муниципальной службы в Российской Федерации: Федерал, закон РФ от 8 янв. 1998 г. // Собр. законодательства РФ. - 1998. - № 2. - Ст. 224.
33. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Феде¬рал. конституц. закон РФ от 26 февр. 1997г. // Собр. законодательства РФ.
- 1997.-№9.-Ст. 1011.
34. О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно¬исполнительной системы, и их семей: Федеральный закон РФ от 12 февра¬ля 1993 г. (в ред. от 6 декабря 2000 г.) // Ведомости и СНД и ВС РФ. - 1993. - № 9 - Ст. 328; Рос. газ. - 2000. - 8 дек.
35. О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации: Федеральный закон от 8 января 1998 г. // Собр. законодательства РФ. -
1998. -№2.-Ст. 223.
36. Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Феде¬рал. конституц. закон РФ от 26 февр. 1997г. // Собр. законодательства РФ.
— 1997. —№ 9. — Ст. 1011.

166
Указы Президента Российской Федерации
37. Вопросы федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 6 сент. 1996 г. № 456 (в ред. от 12 апр. 1999 г.). // Рос. газ.—
1996. — 11сен.; Собр. законодательства РФ. — 1999. — № 16. — Ст. 1967.
38. О борьбе с коррупцией в системе государственной службы: Указ Президен¬та РФ от 4 апр. 1992 г. № 361 // Ведомости СНД и ВСРФ. — 1992. — №
17. — Ст. 923.
39. О государственных должностях Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11 янв. 1995г. № 32 (в ред. от 23 окт.1998г.) // Вести. Высш. Арбитр. Суда РФ.- 1995.— № 3. - С. 29; Собр. законодательства РФ. —
1998. —№5337.
40. О квалификационных требованиях по государственным должностям феде-ральной государственной службы: Указ Президента РФ от 30 янв. 1996 г. № 123 // Рос. газ. — 1996. — 3 февраля.
41. О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 27 сентяб¬ря 2000 года.
42. О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы: Указ Президента РФ от 6 июня 1996 г. № 80 // Рос. газ. —1996. — 11 ию¬ня.
43. О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государст-венных служащих: Указ Президента РФ от 16 авг. 1995 г. № 854 // Рос. газ.— 1995. — 24 авг.
44. О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государ-ственных нужд: Указ Президента РФ от 8 апр. 1997 г. № 305 // Рос. газ. —
1997. —15 апр.

167
45. О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти — порядок в стране»: Указ Президента РФ от 3 апр.1997 г. № 2787/ Рос. газ. — 1997. — 10 апр.
46. О первоочередных мерах по улучшению работы с кадрами в системе госу-дарственной службы и реализации Федерального закона «Об основах госу-дарственной службы в Российской Федерации»: Указ Президента РФ от 6 сент. 1995 г. № 901 // Собр. законодательства РФ. — 1995. — № 37. — Ст. 3588.
47. О квалификационных требованиях по государственным должностям феде-ральной государственной службы: Указ Президента РФ от 30 янв. 1996 г. №123 // Собр. законодательства РФ. - 1996. — № 6. — Ст. 533.
48. О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих: Указ Президента РФ от 11 янв. 1995 г.№33 (в ред. от 13 ию- ня1995г.; 9 авг. 1995г.; 25 янв. 2000г.) // Собр. законодательства РФ. — 1995. — № 3. — Ст. 174; № 25. - Ст. 2378;№ 33. — Ст. 3358; Рос. газ. — 1995. — 17 янв.; Собр. законодательства РФ. — 2000. — № 4. Ст. 369.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ