Введение 3
I. 1. Психолого-педагогические особенности формирования лексических навыков у учащихся основной школы 8
I. 2. Типология лексических навыков, подлежащих овладению учащимися основной школы 16
I. 3. Роль и место Google-инструментов в процессе формирования
лексических навыков у учащихся основной школы 25
Выводы по первой главе 34
Глава II. Методика формирования лексических навыков у учащихся основной школы с использованием Google-инструментов 37
II. 1. Отбор содержания обучения лексической стороне иноязычной речи у
учащихся основной школы с использованием Google-инструментов 37
II. 2. Комплекс упражнений, направленный на формирование лексических навыков у учащихся основной школы с использованием Google- инструментов 44
II. 3. Практическая разработка для обучения лексике на основе Google- инструментов 57
Выводы по второй главе 67
Заключение 69
Список литературы
Иностранный язык как предмет, способствующий развитию коммуникативной культуры и расширяющий познавательные возможности учащихся, предполагается изучать на всех ступенях обучения в школе, но наиболее интенсивное формирование навыков и развитие умений приходится на среднее звено.
В современном образовательном пространстве обучение иностранному языку опирается на подходы, которые предусматривают широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеклассной работой. Анализ психолого¬педагогической литературы показал, что внедрение информационных и телекоммуникационных технологий развивает личность учащихся, подготавливает их к самостоятельной продуктивной деятельности, развивает системное, алгоритмическое и творческое мышление.
Компетентностная ориентация процесса обучения, где все большее значение придается практическим навыкам, наравне с повышением динамики образовательного процесса и глобальным переходом информационных ресурсов в виртуальную среду, побуждает учебные заведения утверждать инновационные модели деятельности, которые можно создавать и поддерживать средствами информационных технологий. Одним из новых направлений в образовании является использование сетевых сервисов: Google-инструменты обладают большим методическим потенциалом и могут быть логично введены в процесс обучения.
Овладение иноязычной речью напрямую зависит от эффективности выбранной методики. Современная методика обучения иностранным языкам предполагает, что для полноценного речевого общения на иностранном языке необходимо овладеть средствами и деятельностью общения. Среди средств общения особое место занимают лексические навыки. В основной школе увеличивается необходимость расширения словаря учащихся, более качественного запоминания и сохранения лексических единиц в памяти каждого ученика и организации более интенсивной тренировки в их употреблении для создания учащимися самостоятельных речевых произведений. Лексические навыки являются частью речевых умений, их недостаточная сформированность может привести к коммуникативной неудаче.
Именно в основной школе происходит формирование значительного объема активного лексического словаря учащихся, который затем расширяется и дорабатывается в старших классах. Если данном этапе не уделять должного внимания формированию лексических навыков, то впоследствии могут появиться как ошибки в употреблении и словообразовании, так и проблемы с развитием речевых умений, исправить которые будет очень трудно в дальнейшем. Следует учитывать, что обучение лексическим навыкам не является самоцелью, а развивается в тесной связи с другими навыками (грамматическими и фонетическими) и речевыми умениями (аудирование, говорение, чтение, письмо).
Помимо этого, при обучении лексической стороне языка следует учитывать психолого-педагогические характеристики учащихся основной школы. Подростковый возраст — это период становления мировоззрения личности, формирования социальных установок, ценностей и убеждений. Стремление добиться признания сверстников, занять определенное положение в классе могут быть важными стимулами к учению, как в младшем, так и в старшем подростковом возрасте. Важную роль при формировании лексических навыков играет внутренняя мотивация, которая начинает проявляться в среднем звене и характеризуется интересом к самому процессу обучения и его результату, а также стремлением овладеть какими - либо умениями или навыками. По этой причине, очень важно найти способы привлечения и концентрации внимания учащихся путем введения актуальной
лексики и создания таких речевых ситуаций, которые бы соответствовали коммуникативным потребностям учеников.
Проблемами обучения лексике занимались такие методисты как Рогова Г. В., Миньяр-Белоручев Р. К., Шатилов С. Ф., Бим И. Л. и другие исследователи, благодаря чему были достигнуты значительные успехи на пути решения проблем овладения иностранным языком и достижения большей эффективности процесса обучения. Однако существует мало исследований об использовании Google-инструментов на уроках иностранного языка в основной школе и о том, как с помощью них правильно и наиболее эффективно обучать лексике иностранного языка.
Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных способов введения Google- инструментов в процесс формирования лексических навыков у учащихся основной школы, так как эффективность процесса на данном этапе напрямую связана с выбором средств для поддержания интереса учащихся к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия.
Целью данного исследования является теоретическое обоснование и практическая разработка методики формирования лексических навыков учащихся основной школы с использованием Google-инструментов.
В соответствии с намеченной целью в работе решаются следующие задачи:
1) выявить психолого-педагогические особенности формирования лексических навыков у учащихся основной школы;
2) проанализировать лексический материал, подлежащий овладению в основной школе;
3) определить роль и место Google-инструментов в процессе формирования лексических навыков у учащихся основной школы;
4) определить содержание комплекса упражнений по овладению лексической стороной речи;
5) разработать комплекс упражнений, направленных на поддержание и совершенствование лексических навыков с использованием Google- инструментов;
6) представить практическую разработку для учащихся 6 и 7 класса на основе Google-инструментов по темам «Winterfeste in Deutschland und Russland» и «Meine Stadt».
Объект исследования - формирование лексических навыков учащихся основной школы.
Предмет исследования - методика формирования лексических навыков в средней школе с использованием Google-инструментов.
Материалом исследования послужил материал для обучения лексической стороне языка в учебно-методическом комплексе по немецкому языку для 6 и 7 класса.
Методологической основой исследования явились теоретические и методологические принципы педагогической психологии, разработанные в трудах И. А. Зимней, Д. Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Г. С. Абрамова, В. С. Мухиной, Д. И. Фельдштейна и др., а так же теоретические положения процесса формирования лексических навыков в методике преподавания иностранных языков, разработанные в исследованиях Р. К. Миньяр- Белоручева, Г. В. Роговой, Е. Н: Солововой, С. Ф. Шатилова, А. Н. Щукина, В. А. Бухбиндера и др.
В работе использованы следующие методы исследования: описательно - аналитический, классификационный и дефиниционный анализ.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в разработке методики формирования лексических навыков у учащихся основной школы с использованием Google-инструментов, выявлении типологии лексических навыков, подлежащих овладению в основной школе, разработке принципов отбора содержания обучения лексической стороне речи с использованием Google-инструментов.
Практическая ценность работы состоит в том, что практическая разработка с использованием Google-инструментов может применяться в учебном процессе в общеобразовательных школах. Разработанные упражнения помогут эффективному формированию и совершенствованию лексических навыков при минимальных затратах времени.
Данное исследование позволило обратиться к актуальной проблеме формирования лексических навыков учащихся основной школы с использованием Google-инструментов. В процессе исследования были решены поставленные задачи и получены следующие результаты:
1) рассмотрены и выявлены психолого-педагогические особенности формирования лексических навыков учащихся основной школы;
2) выявлена типология лексических навыков, подлежащих усвоению учащимися основной школы;
3) определены роль и место Google-инструментов в процессе
формирования лексических навыков у учащихся основной школы;
4) рассмотрены способы отбора содержания обучения лексической
стороне иноязычной речи у учащихся основной школы с
использованием Google-инструментов;
5) определено содержание комплекса упражнений по овладению лексической стороной речи;
6) представлена практическая разработка, для учащихся 6 и 7 классов на основе УМК «Вундеркинды» по темам «Winterfeste in Deutschland und Russland» и «Meine Stadt».
Для решения поставленных задач были проанализированы научные исследования в области психологии и методики преподавания иностранных языков, связанные с темой исследования.
Результаты данного исследования подтвердили предположение о том, что использование Google-инструментов качестве средства формирования лексических навыков учащихся основной школы целесообразно и эффективно. В процессе исследования были разработаны методические основы использования Google-инструментов в обучении лексике в основной школе: определение места и роли Google-инструментов в процессе обучения, их типы, принципы отбора содержания обучения.
В работе было показано, что использование Google-инструментов обладает большим потенциалом для формирования лексических навыков учеников основной школы и помогает дифференцировать и индивидуализировать процесс овладения основами иноязычной коммуникативной компетенции, автоматизировать контроль и сократить время на его проведение, повысить объективность оценки качества усвоения лексического материала, интенсифицировать процесс овладения основами иноязычной коммуникативной компетенции, создать у учащихся дополнительную мотивацию к изучению иностранного языка.
Практическая разработка комплекса упражнений в рамках данного исследования позволяет говорить о возможности легко ввести Google- инструменты в процесс обучения, тем самым внося разнообразие в работу учащихся как на уроке, так и вне его.
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
2. Баранова Н. А., Дубинина А.С. Преимущества использования Интернет-ресурсов при обучении иностранным языкам // Концепт, 2015. №7. С. 1-6.
3. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1988. 256 с.
4. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. 96 с.
5. Бухбиндер В. А. Вопросы обучения лексике // Иностранные языки в школе. 1972. № 6. С. 39-47.
6. Бухбиндер В. А. О системе упражнений / В. А. Бухбиндер // Общая методика обучения иностранным языкам; сост. А. А. Леонтьев. М.: Русский язык, 1991. С. 92-98.
7. Бухбиндер В. А. Основы обучения лексике в средней школе (На материале немецкого языка): Дис. д-ра пед. наук. Киев, 1971. 558 с.
8. Галкина Л. С. Применение сетевых сервисов Google в учебном процессе // Сибирский педагогический журнал, 2012. №3. С. 257-261.
9. Головцова И. Г. Проблемы внедрения интерактивных форм обучения в рамках компетентностного подхода / И. Г. Головцова, Л. В. Рудакова // Вестник Адыгейского гос. Ун-та. 2015. № 2 (159). С. 99-106.
10. Гуревич П. С. Психология и педагогика. М.: Проект, 2004. 352 с.
11. Зимняя И. А. Индивидуально-психологические факторы
и успешность научения речи на иностранном языке // Иностранные языки в школе, 1970. № 1. С. 37-46.
12. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.
13. Калинина С. В. Обучение лексике французского языка в старших классах: Дис. канд. пед. наук. М., 1960. 225 с.
14. Карамышева Т. В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. СПб.: Изд-во Союз, 2001. 192 с.
15. Краснова Т. И. Видео Интернет ресурсы в учебном процессе // Молодой ученый, 2012. № 9. С. 281-283.
16. Лазутова Л. А. Ресурс Google YouTube как средство формирования
лексических навыков при обучении иностранному языку // Новая наука: проблемы и перспективы: Международное научное
периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции в 2 ч. Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. 217 с.
17. Логинова А. В. Преимущества использования приложения Google Docs в обучении иностранному языку // Молодой ученый, 2015, №8. С. 976¬979.
18. Лурия А. Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1998. 336 с.
19. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку. М: Просвещение, 1990. 224 с.
20. Морозова М. А., Климова С. А. Использование видео сервиса YouTube на занятиях по иностранному языку // Молодой ученый, 2015, №3. C. 819-821.
21. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 1999. 456 с.
22. Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения
иноязычному общению. М.: Русский язык,1989. 276 с.
23. Толат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе, 2005. №3. C.54-59.
24. Полат Е. С. Интернет в гуманитарном образовании. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 272 с.
25. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования. Одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол заседания от 28 июня 2016 г. № 2/16-з, 569 с.
26. Радченко О. А. Немецкий язык. Рабочие программы. 5—9 классы. Предметная линия учебников «Вундеркинды» : пособие для учителей общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2012. 140 с.
27. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. 167 с.
28. Рогова Г. В. И др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991. 287 с.
29. Семенчук Ю. А. Интерактивное обучение студентов английской экономической лексике. Тернополь: Вектор, 2017. - 212 с.
30. Серова Т. С., Чайникова Г. Р. Система упражнений для развития лексической компетенции // Педагогическое образование в России, 2013. № 6. С. 91-97.
31. Сидорова Е. В. Используем сервисы Google: электронный кабинет преподавателя. СПб.: БХВ-Петербург, 2013. 288 с.
32. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс
лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. М.:
Просвещение, 2002. 239 с.
33. Стародубцева О. Г. Типы упражнений для формирования лексических навыков устной речи в неязыковом вузе // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review), 2013. № 2(2). С. 45-48
34. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Использование современных учебных интернет-ресурсов в обучении иностранному языку и культуре // Язык и культура, 2008, №2. С. 100-110.
35. Туйгунова И. Р. Межличностное взаимодействие как условие успешного обучения взрослых иностранному языку: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Астрахань, 2007. 22 c.
36. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в
подростковом возрасте // Вопросы психологии, 1988. №6. С. 31-41.
37. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М: Просвещение, 1986. 223 с.
38. Щукин А. Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. М: Издательство Икар, 2011. 454 с.
39. Щукин А. Н., Фролова Г. М. Методика преподавания иностранных языков. М: Издательский центр «Академия», 2015. 228 с.
40. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
41. Jacobs G. Cooperative Learning Principles Enhance Online Interaction / G. Jacobs & P. Seow // Journal of International and Comparative Education, 2015. Volume 4. Issue 1. P. 28-38.
42. Richards C. J. Approaches and Methods in Language Teaching. Cambridge: CUP, 1994. 171 p.