Заказать работу


Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Работа №35252
Тип работыДипломные работы
Предметанглийский язык
Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено 72
Не подходит работа?

Узнай цену на написание
Введение 2
Глава I. Теоретические основы формирования лексических навыков английского языка посредством интернет-ресурсов в средней школе 6
1.1 Особенности формирования лексических навыков на среднем этапе
обучения в СОШ 6
1.2 Способы формирования лексических навыков в средней школе 12
1.3 Использование интернет-ресурсов при обучении лексике 18
Выводы к главе 1 26
Глава II. Методические основы обучения учащихся с использованием
интернет-ресурсов 28
2.1 Анализ аутентичного УМК “Spotlight “ для 9 класса 28
2.2 Исследование функционала интернет-платформ при формировании
лексических навыков “Learning Apps” и “Google Class” 33
2.3 Методические рекомендации при проведении уроков в 9 классе на основе
УМК с использованием интернет-ресурсов 39
Выводы к главе II 50
Заключение 53
Список литературы 57
Приложение
К завершению второго десятилетия XXI века сложно представить функционирование современного общества без цифровых интернет-сервисов и лежащих в их основе информационно-компьютерных технологий (ИКТ). Стремительное развитие, распространение ИКТ повлияло на осуществление образовательного процесса, изменив общую парадигму преподавания иностранных языков. Одним из условий проведения интересного урока в средней школе становится использование технологий, в частности, обладающих богатым функционалом интернет-сайтов. Многообразие интернет-сервисов ставит вопрос о целесообразности поиска наиболее функциональных ресурсов и выработке рекомендаций по их использованию в преподавании иностранных языков.
Несмотря на технологический прогресс, определенные вопросы обучения иностранным языкам по сей день представляют собой серьёзные вызовы для преподавателя. Сохраняется необходимость обеспечения активного вовлечения и повышении мотивации учащихся в процессе обучения, развитие у них интереса к самообразованию и иностранному языку, в целом, а также усовершенствование способов достижения дидактических целей обучения. Отечественными и западными методистами отмечается, в частности, что формирование лексических навыков до сих пор остаётся одним из самых сложных и комплексных вопросов обучения ИЯ.
В этой связи, представляется целесообразным рассмотреть, каким образом интернет-ресурсы и смежные с ними технологии (блоги, подкасты), могут быть использованы для формирования лексических навыков у учащихся средней школы.
Актуальность данной работы обусловлена перспективностью объекта данного исследования, а также необходимостью выработки практических
методико-дидактических рекомендаций по вопросу формирования лексических навыков у обучающихся на среднем этапе.
Научная новизна данного исследования заключается в практическом анализе таких интернет-ресурсов, как “Learning Apps” и “Google Class”, а также в применении западных и отечественных научных исследований по вопросам использования ИКТ и интернет-ресурсов в обучении иностранных языков.
Исследование имеет целью проанализировать специфику формирования лексических навыков с использованием интернет-ресурсов в рамках средней школы, на примере учащихся 9 класса.
Цель исследования предопределила необходимость постановки и последовательного решения следующих задач:
1. Изучить теоретические и практические аспекты формирования лексических навыков в рамках средней школы;
2. Рассмотреть теоретические и практические аспекты использования информационно-компьютерных технологий в обучении иностранному языку;
3. Проанализировать учебно-методический комплекс для 9 класса “Spotlight” с точки зрения типов лексических упражнений;
4. Осуществить разбор функционала интернет-платформ с точки зрения их применимости к формированию лексических навыков;
5. Выработать методические рекомендации по использованию интернетплатформ “Google Class” и “LearningApps” на уроках 9 класса.
Объектом данного исследования является процесс формирования лексических навыков иностранного языка.
Предметом исследования являются особенности формирования лексических навыков английского языка с применением интернет-платформ у учащихся 9 класса.
В качестве материала для данного исследования были выбраны интернет-платформы “Google Class” и “LearningApps”, обладающие функционалом для построения упражнений на формирование лексических навыков, а также стандартизированный учебно-методический комплекс коллектива авторов под руководством Ю.Е. Ваулиной «Spotlight. Английский в фокусе. 9 класс», применяемый в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
Теоретическая база данного исследования включает научные работы по формированию языковых компетенций и лексических навыков, отечественных исследователей Н.Д. Гальскововой, Н.И. Гез, Е.И. Пассова, Е.Н. Солововы, А.Н. Щукина., А.Н. Шамова и других, а также зарубежных авторов V. Cook , S. Graham, G. Harmer. E. Hiebert, M.Kamil. Исследованием информационно-компьютерных технологий, а также интернет-ресурсов, в преподавании языка занимались такие отечественные исследователи как Л.Ю. Щипицина, А.В. Зубов, И.И. Зубова, П.В. Сысоев, М.Ю. Бухаркина, Е.С. Потёхина, И.Ю. Щемелева, а также зарубежные эксперты G. Dudeney, N. Hockly, G.Brown, A.Navarre, G.Stanley.
Методы исследования включали следующие.
1) Общенаучные (анализ, синтез, умозаключение, категоризация). С их помощью происходит анализ литературы и интернет-ресурсов, выявление неисследованных областей и потенциала дидактического использования, формулирование выводов и результатов исследования;
2) Частнолингвистические. Комбинация описательного и сопоставительного метода. В работе также применялся дефиниционный анализ словарных определений с целью выявления значения слова и различий в значениях нескольких слов.
Теоретическая значимость усматривается в систематизации научного знаний по использованию информационно-компьютерных технологий при обучении иностранному языку и формированию лексических навыков.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что проведенный анализ интернет-платформы для формирования лексических навыков в рамках учебно-методического комплекса, а также выработанные
методические рекомендации могут быть использованы в процессе преподавания английского языка в 9 классе.
Поставленные цель и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка цитируемой и использованной литературы. Во введении отражается актуальность и новизна выбранной темы, формулируются цели и задачи исследования, описываются теоретические и методологические основы, определяется практическая ценность работы и её структура. Первая глава посвящена теоретическому рассмотрению вопросов формирования лексических навыков в средней школе с применением интернет-платформ. Во второй главе представлены анализ учебно-методического комплекса и интернет-платформ с позиции формирования лексических навыков, а также выработаны методические рекомендации. В заключении работы описаны основные результаты работы, указана проблематика данного исследования, а также отражены потенциальные направления работы прикладного и исследовательского характера по вопросам использования компьютерноинформационных технологии в преподавании иностранного языка.
Современное общество характеризуется интенсивным процессами информатизации и компьютеризации. Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемым элементом многих отраслей общественной жизни, включая образовательный сектор. Данные технологии представляют новые возможности для осуществления преподавательской деятельности, в том числе в процессе формирования речевых и языковых навыков иностранного языка. Есть все основания полагать, что по объективным причинам роль информационных технологий в процессе обучения будет только возрастать. Количество интернет-ресурсов, их функционал и удобство, возрастает с каждым годом. С учётом того, насколько важным является изучение лексического компонента языка в контексте формирования общей коммуникативной компетенции, и принимая во внимание те сложностей, с которыми сталкиваются учащиеся общеобразовательных учреждений в процессе изучения лексики, вопрос использования данного вида технологий не только сохраняет свою актуальность, но и становится всё более значимым.
Данная исследовательская работа затрагивает проблематику использования интернет-ресурсов для формирования лексических навыков у учащихся средней школы (9 класса). В рамках исследования была реализованы поставленная цель и задачи. В теоретической части были рассмотрены основные аспекты формирования лексических навыков, а также представлена концептуализация использования информационнокоммуникационных технологий в преподавательской деятельности. С опорой на данную теоретическую основу, был проведен анализ учебно-методического комплекса “Spotlight” для 9 класса, интернет-ресурсов “LearningApps” и “Google Class” в контексте формирования лексических навыков, а также выработаны общие методические рекомендации к двум типам уроков, в которых представлены основные типы упражнений на формирование лексических навыков в данном УМК.
Анализ теоретических источников в первой главе показал, что процесс формирования лексических навыков, как и сами навыки, является комплексным явлением. Понятие лексического навыка многоаспектно по своей структуре и включает многие элементы языка и речи. В свою очередь, подобная комплексность находит отражение в тех подходах и упражнениях, которые используются в методической практике. При этом основные этапы формирования навыка указывают то, что овладение данными навыками с использованием информационных средств, предполагающих большую эмоционально-семантическую нагрузку и наглядность, представляется не только возможным, но и оправданным.
Рассмотрение основных вопросов, связанных с использованием интернет-ресурсов в процессе обучения ИЯ, отразили тот факт, что их использование, вероятно, будет способствовать повышению эффективности реализации многих лингводидактических задач. Кроме того, изучение трудов отечественных и западных исследователей позволило выявить многообразие вариантов использования ИКТ, включая интернет-ресурсы, что стало существенно помогло при выполнении практической части исследования.
В рамках второй главы был осуществлен анализ возможности использования определённых интернет-ресурсов для формирования лексических навыков у учащихся средней школы (9 класса) с опорой на используемые в общеобразовательных учебных заведениях УМК. Практическая часть исследования преследовала три основные задачи, связанные с анализом учебно-методического комплекса и предварительно отобранных интернет-ресурсов, а также с выработкой конкретных методических по использованию данных интернет-ресурсов на уроках 9 класса.
Анализ учебно-методического комплекса продемонстрировал, насколько важную роль в процессе обучения занимает формирование лексического навыка у учащихся 9 класса, и насколько актуальным остается вопрос повышения мотивированности учащихся, а также реализации большей наглядности и интерактивности обучения. С другой стороны, разбор интернет-ресурсов выявил как основные инструменты, так и недостатки в их функционале, которые влияют на процесс формирование лексических навыков и должны быть учтены в методических рекомендациях.
Показательный чертой выработанных методических рекомендаций стал их достаточно унифицированный характер. Многие из данных рекомендаций могут быть распространены как на другие технические средства, такие как мультимедиа-презентация, или на созданные авторские упражнения. При этом, в ходе выработки рекомендаций особенно ощущался вопрос использования технических средств на практике, а именно того, как интернет-ресурсы могут быть имплементировать в ходе урока, а также их потенциальная взаимозаменяемости другими технологиями, не требующими интернет соединения. Также требующим внимания оказался вопрос того, какое место интернет-ресурсы должны занимать в ходе урока, а именно, на каком этапе целесообразно использование данных технологии. Общее заключение касательно использования данных ресурсов заключается в том, что они преимущественно должны выступать в роли вспомогательных инструментов в классной работе, а также широко использоваться в качестве инструмента самообразования (фактически дистанционного образования).
Результаты данного исследования представляются значимым как теоретическом, так и в практическом плане. С одной стороны, проблематики формирования лексических навыков и роли ИКТ в преподавании, осуществленный с применением достаточно широкого перечня зарубежных и отечественных авторов, может быть использован изучающими методику преподавания ИЯ в качестве ознакомительного материалы. Результаты второй главы могут послужить в качестве основы для выработки полноценного плана использования интернета-ресурсов для УМК “Spotlight” в рамках преподавание английского языка в восьмом-девятого класса. Кроме того, данное исследование может быть развито в работы схожей направленности, но с упором на формирование других языковых или речевых.
В более глобальном концептуально-теоретическом плане, данное исследование поднимает ряд вопросов дидактического, прикладного и исследовательского характера. Во-первых, встаёт вопрос относительно возможности будущего увеличения доли заданий, выполняемых с применением технических средств (телефонов, компьютеров, планшетов) вместо классического сочетания тетради и ручки. Интерес представляет то, как может повлиять изменение соотношения формата работы на эффективность освоения материала, а также общее когнитивное и социальнопсихологическое развития учащихся. Исследование подобного характера потребует использование междисциплинарного подхода, а также проведения широкомасштабных прикладных исследований в учебных заведениях.
Второй вопрос, более прикладного характера, касается возможности создания новых национальных интернет-ресурсов для использования в школьных учреждениях, либо обновления существующих платформ с целью расширения их функционала, который будет отвечать запросам преподавателей и учеников. В условиях курса на построение автономного интернет-пространства на территории Российской Федерации, данный вопрос представляется целесообразным для рассмотрения.
Третий вопрос может быть связанным с перспективой использования других ИКТ, а именно мобильных телефонов и планшетов, учащимися средней и старше ступени в ходе уроков. Представляется актуальным исследовать способы использования на уроке технологии, которая дуалистична по своей природе, то есть способствует с одной стороны отвлечение учащихся от учебного процесса (на другие сайты, например), а с другой стороны способствует их вовлечение в учебный процесс интересным материалом.
1. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 19.10.2009) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" // "Вестник образования России", №12-14, 2004.
2. Брезгина О.В. Об использовании информационно
коммуникационных технологий при обучении иностранному языку / О.В. Брезгина // Вестник НВГУ. 2014. - №4. - С. 77-80. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ob-ispolzovanii-informatsionno- kommunikatsionnyh-tehnologiy-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата
обращения: 10.06.2019).
3. Бухаркина М.Ю. Открытые сетевые ресурсы в обучении иностранным языкам (на примере английского языка) / М.Ю.Бухаркина. - Москва: Lambert Academic Publishing, 2015. - 118с.
4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2004. - 512 с.
5. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов лингвист.ун-тов и фак. ин. яз. высш. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Издат. Центр «Академия», 2004. - 336 с
6. Гальскова Н.Д. Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учебник - 3-е изд. / Гальскова Н.Д. Гез Н.И. . - М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с.
7. Г ерасименко Т.Л., Г рубин И.В. и др. Лингводидактический аспект обучения иностранным языкам с применением современных Интернеттехнологий. Коллективная монография. — М.: МЭСИ, 2013. — 119 с.
8. Донецкая О.И. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам: учебно-методическое пособие / О.И. Донецкая, А. Зорге, Т.К. Иванов.,
Р. Квирин, В.С. Макаров, А.Хафенштайн. - Казань: КГУ, 2009. - URL: http://old.kpfu.ru/f21/k2/posob/index1.htm (дата обращения: 10.06.2019).
9. Зарубина Ю.И., Бодулева А.Р. Технология формирования лексических навыков на уроках иностранного языка / Ю.И. Зарубина Ю.И.,
А.Р. Бодулева // Инновационная наука. - 2017. - №3-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article /n/tehnologiya-formirovaniya-leksicheskih-navykov- na-urokah-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 10.06.2019).
10. Зубов А.В., Зубова И.И. Информационные технологии в лингвистике: Учеб. пособие для студ. лингв. фак-тов высш. учеб. заведений. /
А.В. Зубов И.И. Зубова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.
11. Иванова Т.В., Сухова И.А. Теория и методика обучения иностранному языку. Базовый курс лекций. Часть 3. / Т.В. Иванова, И.А, Сухова. - Уфа: Издательство БГПУ, 2008. - 95 с.
12. Кожевников Д. Н. Использование игрового конструирования и моделирования для развития познавательных способностей детей / Д. Н. Кожевников // Начальное образование. - 2011. - №6. - С. 36-43.
13. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку /
А.В. Конышева. - СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006. - 192 с.
14. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - М.: 2007. - 352 с.
15. Куприянова М.Е. К вопросу о компетентностном подходе в преподавании английского языка: традиции и современное состояние / М.Е. Куприянова // Pedagogical Journal. - 2018. - Vol. 8. - Is. 5A. - URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2018-5/52-kuprivanova.pdf (дата обращения: 10.06.2019).
16. Лапидус Б. А. К вопросу о сущности процесса обучения иноязычной устной речи и типологии упражнений / Б.А. Лапидус // ИЯШ. -
2006. - № 4. -С. 112-122.
17. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: учеб. пособие / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1988. - 240 с.
18. Маханькова Н.В., Мокрушина Л.В. Мультимедийная презентация в иноязычном образовании. Учебное пособие. / Н.В. Маханькова, Л.В. Мокрушина - Ижевск: Изд-во "Удмуртский университет", 2012. - 125 с.
19. Мизюрова Э. Ю. Компетентностный подход в обучении
иностранным языкам / Э.Ю. Мизюрова // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - №2-5. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy- podhod-v-obuchenii-
inostrannym-yazykam (дата обращения: 10.06.2019).
20. Мюллер Ю.Э. Принципы разработки контрольно-измерительных материалов по немецкому языку как иностранному в вузах ФРГ (на примере университета Дуйсбург-Эссен) / Э.Ю. Мюллер // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 11-2 (77). - С. 202-206.
21. Пассов Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии
иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей
русского языка как иностранного / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. - М.: Русский язык. Курсы, 2010. - 567 с.
22. Потехина Е. С. Интернет в процессе формирования лексического навыка при обучении иностранному языку / Е.С. Потехина // Альманах современной науки и образования - Тамбов: Грамота, 2010. - № 1 (32): в 2-х
ч. Ч. II. - C. 162-163.
23. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном эта пе в средней школе: Пособие для учителя. / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
24. Сакаева Л.Р., Баранова А.Р. Методика обучения иностранным языкам. / Л.Р. Сакаева, А.Р. Баранова - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), 2016. - 189 с.
25. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс лекций : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2006. - 242 с.
26. Солонцова Л.П. Современная методика обучения иностранным
языкам (общие вопросы, базовый курс): Учебник для студентов
педагогической специальности и преподавателей иностранных языков разных типов образовательных учреждений / Л.П. Солонцова - Алматы Эверо, 2015. - 373 с.
27. Стародубцева О. Г. Типы упражнений для формирования лексических навыков устной речи в неязыковом вузе / О.Г. Стародубцева // Науч. пед. обозрение. - 2013. - Вып. 2 (2). - С. 45-48. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/tipy-uprazhneniv-dlya-formirovaniya-leksicheskih- navykov-ustnoy-rechi-v-neyazykovom-vuze (дата обращения: 10.06.2019).
28. Сысоев П.В. Основные направления информатизации языкового образования / П.В. Сысоев // Rhema. Рема. - 2013. - №4. - С.87-95. - URL:
https://cyberleninka.m/article/n/osnovnye-napravleniya-informatizatsii-
yazykovogo-obrazovaniya (дата обращения: 10.06.2019).
29. Тимофеева Е.В., Кайль Ю.А. Использование информационнокоммуникационных технологий при обучении иностранному языку / Е.В. Тимофеева, Ю.А. Кайль // Известия АлтГУ. - 2014. - №2 (82). -URL: https://cyberlemnka.ru/article/n/ispolzovame-informatsionno-kommumkatsionnyh- tehnologiy-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 10.06.2019).
30. Шамов А.Н. (ред.). Методика преподавания иностранных языков: общий курс. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / А.Н. Шамов. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2008. - 253 с.
31. Шатилов С. Ф. Методика обучения иностранным языкам на начальном этапе в школе и вузе. / С.Ф. Шатилов - СПб: Образование, 1991. - 156 с.
32. Щемелева, И. Ю. Применение инновационных методов обучения иностранным языкам в школе : учебно-методическое пособие / И. Ю.
Щемелева, Ю. С. Васильева, А. О. Наследова, И. В. Нужа. - Орск : Издательство ОГТИ, 2009. - 118 с.
33. Щипицина Л.Ю. Информационные технологии в лингвистике : учеб. пособие. / Л.Ю. Щипицина - М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. - 128 с.
34. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. / А.Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2004. - 416 с.
35. Языкова Н.В. Практикум по методике обучения иностранным языкам. / Н.В. Языкова - М.: Просвещение, 2012. - 240 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!



К завершению второго десятилетия XXI века сложно представить функционирование современного общества без цифровых интернет-сервисов и лежащих в их основе информационно-компьютерных технологий (ИКТ). Стремительное развитие, распространение ИКТ повлияло на осуществление образовательного процесса, изменив общую парадигму преподавания иностранных языков. Одним из условий проведения интересного урока в средней школе становится использование технологий, в частности, обладающих богатым функционалом интернет-сайтов. Многообразие интернет-сервисов ставит вопрос о целесообразности поиска наиболее функциональных ресурсов и выработке рекомендаций по их использованию в преподавании иностранных языков.
Несмотря на технологический прогресс, определенные вопросы обучения иностранным языкам по сей день представляют собой серьёзные вызовы для преподавателя. Сохраняется необходимость обеспечения активного вовлечения и повышении мотивации учащихся в процессе обучения, развитие у них интереса к самообразованию и иностранному языку, в целом, а также усовершенствование способов достижения дидактических целей обучения. Отечественными и западными методистами отмечается, в частности, что формирование лексических навыков до сих пор остаётся одним из самых сложных и комплексных вопросов обучения ИЯ.
В этой связи, представляется целесообразным рассмотреть, каким образом интернет-ресурсы и смежные с ними технологии (блоги, подкасты), могут быть использованы для формирования лексических навыков у учащихся средней школы.
Актуальность данной работы обусловлена перспективностью объекта данного исследования, а также необходимостью выработки практических
методико-дидактических рекомендаций по вопросу формирования лексических навыков у обучающихся на среднем этапе.
Научная новизна данного исследования заключается в практическом анализе таких интернет-ресурсов, как “Learning Apps” и “Google Class”, а также в применении западных и отечественных научных исследований по вопросам использования ИКТ и интернет-ресурсов в обучении иностранных языков.
Исследование имеет целью проанализировать специфику формирования лексических навыков с использованием интернет-ресурсов в рамках средней школы, на примере учащихся 9 класса.
Цель исследования предопределила необходимость постановки и последовательного решения следующих задач:
1. Изучить теоретические и практические аспекты формирования лексических навыков в рамках средней школы;
2. Рассмотреть теоретические и практические аспекты использования информационно-компьютерных технологий в обучении иностранному языку;
3. Проанализировать учебно-методический комплекс для 9 класса “Spotlight” с точки зрения типов лексических упражнений;
4. Осуществить разбор функционала интернет-платформ с точки зрения их применимости к формированию лексических навыков;
5. Выработать методические рекомендации по использованию интернетплатформ “Google Class” и “LearningApps” на уроках 9 класса.
Объектом данного исследования является процесс формирования лексических навыков иностранного языка.
Предметом исследования являются особенности формирования лексических навыков английского языка с применением интернет-платформ у учащихся 9 класса.
В качестве материала для данного исследования были выбраны интернет-платформы “Google Class” и “LearningApps”, обладающие функционалом для построения упражнений на формирование лексических навыков, а также стандартизированный учебно-методический комплекс коллектива авторов под руководством Ю.Е. Ваулиной «Spotlight. Английский в фокусе. 9 класс», применяемый в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
Теоретическая база данного исследования включает научные работы по формированию языковых компетенций и лексических навыков, отечественных исследователей Н.Д. Гальскововой, Н.И. Гез, Е.И. Пассова, Е.Н. Солововы, А.Н. Щукина., А.Н. Шамова и других, а также зарубежных авторов V. Cook , S. Graham, G. Harmer. E. Hiebert, M.Kamil. Исследованием информационно-компьютерных технологий, а также интернет-ресурсов, в преподавании языка занимались такие отечественные исследователи как Л.Ю. Щипицина, А.В. Зубов, И.И. Зубова, П.В. Сысоев, М.Ю. Бухаркина, Е.С. Потёхина, И.Ю. Щемелева, а также зарубежные эксперты G. Dudeney, N. Hockly, G.Brown, A.Navarre, G.Stanley.
Методы исследования включали следующие.
1) Общенаучные (анализ, синтез, умозаключение, категоризация). С их помощью происходит анализ литературы и интернет-ресурсов, выявление неисследованных областей и потенциала дидактического использования, формулирование выводов и результатов исследования;
2) Частнолингвистические. Комбинация описательного и сопоставительного метода. В работе также применялся дефиниционный анализ словарных определений с целью выявления значения слова и различий в значениях нескольких слов.
Теоретическая значимость усматривается в систематизации научного знаний по использованию информационно-компьютерных технологий при обучении иностранному языку и формированию лексических навыков.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что проведенный анализ интернет-платформы для формирования лексических навыков в рамках учебно-методического комплекса, а также выработанные
методические рекомендации могут быть использованы в процессе преподавания английского языка в 9 классе.
Поставленные цель и задачи исследования определили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка цитируемой и использованной литературы. Во введении отражается актуальность и новизна выбранной темы, формулируются цели и задачи исследования, описываются теоретические и методологические основы, определяется практическая ценность работы и её структура. Первая глава посвящена теоретическому рассмотрению вопросов формирования лексических навыков в средней школе с применением интернет-платформ. Во второй главе представлены анализ учебно-методического комплекса и интернет-платформ с позиции формирования лексических навыков, а также выработаны методические рекомендации. В заключении работы описаны основные результаты работы, указана проблематика данного исследования, а также отражены потенциальные направления работы прикладного и исследовательского характера по вопросам использования компьютерноинформационных технологии в преподавании иностранного языка.


Современное общество характеризуется интенсивным процессами информатизации и компьютеризации. Информационно-коммуникационные технологии стали неотъемлемым элементом многих отраслей общественной жизни, включая образовательный сектор. Данные технологии представляют новые возможности для осуществления преподавательской деятельности, в том числе в процессе формирования речевых и языковых навыков иностранного языка. Есть все основания полагать, что по объективным причинам роль информационных технологий в процессе обучения будет только возрастать. Количество интернет-ресурсов, их функционал и удобство, возрастает с каждым годом. С учётом того, насколько важным является изучение лексического компонента языка в контексте формирования общей коммуникативной компетенции, и принимая во внимание те сложностей, с которыми сталкиваются учащиеся общеобразовательных учреждений в процессе изучения лексики, вопрос использования данного вида технологий не только сохраняет свою актуальность, но и становится всё более значимым.
Данная исследовательская работа затрагивает проблематику использования интернет-ресурсов для формирования лексических навыков у учащихся средней школы (9 класса). В рамках исследования была реализованы поставленная цель и задачи. В теоретической части были рассмотрены основные аспекты формирования лексических навыков, а также представлена концептуализация использования информационнокоммуникационных технологий в преподавательской деятельности. С опорой на данную теоретическую основу, был проведен анализ учебно-методического комплекса “Spotlight” для 9 класса, интернет-ресурсов “LearningApps” и “Google Class” в контексте формирования лексических навыков, а также выработаны общие методические рекомендации к двум типам уроков, в которых представлены основные типы упражнений на формирование лексических навыков в данном УМК.
Анализ теоретических источников в первой главе показал, что процесс формирования лексических навыков, как и сами навыки, является комплексным явлением. Понятие лексического навыка многоаспектно по своей структуре и включает многие элементы языка и речи. В свою очередь, подобная комплексность находит отражение в тех подходах и упражнениях, которые используются в методической практике. При этом основные этапы формирования навыка указывают то, что овладение данными навыками с использованием информационных средств, предполагающих большую эмоционально-семантическую нагрузку и наглядность, представляется не только возможным, но и оправданным.
Рассмотрение основных вопросов, связанных с использованием интернет-ресурсов в процессе обучения ИЯ, отразили тот факт, что их использование, вероятно, будет способствовать повышению эффективности реализации многих лингводидактических задач. Кроме того, изучение трудов отечественных и западных исследователей позволило выявить многообразие вариантов использования ИКТ, включая интернет-ресурсы, что стало существенно помогло при выполнении практической части исследования.
В рамках второй главы был осуществлен анализ возможности использования определённых интернет-ресурсов для формирования лексических навыков у учащихся средней школы (9 класса) с опорой на используемые в общеобразовательных учебных заведениях УМК. Практическая часть исследования преследовала три основные задачи, связанные с анализом учебно-методического комплекса и предварительно отобранных интернет-ресурсов, а также с выработкой конкретных методических по использованию данных интернет-ресурсов на уроках 9 класса.
Анализ учебно-методического комплекса продемонстрировал, насколько важную роль в процессе обучения занимает формирование лексического навыка у учащихся 9 класса, и насколько актуальным остается вопрос повышения мотивированности учащихся, а также реализации большей наглядности и интерактивности обучения. С другой стороны, разбор интернет-ресурсов выявил как основные инструменты, так и недостатки в их функционале, которые влияют на процесс формирование лексических навыков и должны быть учтены в методических рекомендациях.
Показательный чертой выработанных методических рекомендаций стал их достаточно унифицированный характер. Многие из данных рекомендаций могут быть распространены как на другие технические средства, такие как мультимедиа-презентация, или на созданные авторские упражнения. При этом, в ходе выработки рекомендаций особенно ощущался вопрос использования технических средств на практике, а именно того, как интернет-ресурсы могут быть имплементировать в ходе урока, а также их потенциальная взаимозаменяемости другими технологиями, не требующими интернет соединения. Также требующим внимания оказался вопрос того, какое место интернет-ресурсы должны занимать в ходе урока, а именно, на каком этапе целесообразно использование данных технологии. Общее заключение касательно использования данных ресурсов заключается в том, что они преимущественно должны выступать в роли вспомогательных инструментов в классной работе, а также широко использоваться в качестве инструмента самообразования (фактически дистанционного образования).
Результаты данного исследования представляются значимым как теоретическом, так и в практическом плане. С одной стороны, проблематики формирования лексических навыков и роли ИКТ в преподавании, осуществленный с применением достаточно широкого перечня зарубежных и отечественных авторов, может быть использован изучающими методику преподавания ИЯ в качестве ознакомительного материалы. Результаты второй главы могут послужить в качестве основы для выработки полноценного плана использования интернета-ресурсов для УМК “Spotlight” в рамках преподавание английского языка в восьмом-девятого класса. Кроме того, данное исследование может быть развито в работы схожей направленности, но с упором на формирование других языковых или речевых.
В более глобальном концептуально-теоретическом плане, данное исследование поднимает ряд вопросов дидактического, прикладного и исследовательского характера. Во-первых, встаёт вопрос относительно возможности будущего увеличения доли заданий, выполняемых с применением технических средств (телефонов, компьютеров, планшетов) вместо классического сочетания тетради и ручки. Интерес представляет то, как может повлиять изменение соотношения формата работы на эффективность освоения материала, а также общее когнитивное и социальнопсихологическое развития учащихся. Исследование подобного характера потребует использование междисциплинарного подхода, а также проведения широкомасштабных прикладных исследований в учебных заведениях.
Второй вопрос, более прикладного характера, касается возможности создания новых национальных интернет-ресурсов для использования в школьных учреждениях, либо обновления существующих платформ с целью расширения их функционала, который будет отвечать запросам преподавателей и учеников. В условиях курса на построение автономного интернет-пространства на территории Российской Федерации, данный вопрос представляется целесообразным для рассмотрения.
Третий вопрос может быть связанным с перспективой использования других ИКТ, а именно мобильных телефонов и планшетов, учащимися средней и старше ступени в ходе уроков. Представляется актуальным исследовать способы использования на уроке технологии, которая дуалистична по своей природе, то есть способствует с одной стороны отвлечение учащихся от учебного процесса (на другие сайты, например), а с другой стороны способствует их вовлечение в учебный процесс интересным материалом.



1. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 19.10.2009) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" // "Вестник образования России", №12-14, 2004.
2. Брезгина О.В. Об использовании информационно
коммуникационных технологий при обучении иностранному языку / О.В. Брезгина // Вестник НВГУ. 2014. - №4. - С. 77-80. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/ob-ispolzovanii-informatsionno- kommunikatsionnyh-tehnologiy-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата
обращения: 10.06.2019).
3. Бухаркина М.Ю. Открытые сетевые ресурсы в обучении иностранным языкам (на примере английского языка) / М.Ю.Бухаркина. - Москва: Lambert Academic Publishing, 2015. - 118с.
4. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2004. - 512 с.
5. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студентов лингвист.ун-тов и фак. ин. яз. высш. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Издат. Центр «Академия», 2004. - 336 с
6. Гальскова Н.Д. Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учебник - 3-е изд. / Гальскова Н.Д. Гез Н.И. . - М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 336 с.
7. Г ерасименко Т.Л., Г рубин И.В. и др. Лингводидактический аспект обучения иностранным языкам с применением современных Интернеттехнологий. Коллективная монография. — М.: МЭСИ, 2013. — 119 с.
8. Донецкая О.И. Интернет-технологии в обучении иностранным языкам: учебно-методическое пособие / О.И. Донецкая, А. Зорге, Т.К. Иванов.,
Р. Квирин, В.С. Макаров, А.Хафенштайн. - Казань: КГУ, 2009. - URL: http://old.kpfu.ru/f21/k2/posob/index1.htm (дата обращения: 10.06.2019).
9. Зарубина Ю.И., Бодулева А.Р. Технология формирования лексических навыков на уроках иностранного языка / Ю.И. Зарубина Ю.И.,
А.Р. Бодулева // Инновационная наука. - 2017. - №3-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article /n/tehnologiya-formirovaniya-leksicheskih-navykov- na-urokah-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 10.06.2019).
10. Зубов А.В., Зубова И.И. Информационные технологии в лингвистике: Учеб. пособие для студ. лингв. фак-тов высш. учеб. заведений. /
А.В. Зубов И.И. Зубова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.
11. Иванова Т.В., Сухова И.А. Теория и методика обучения иностранному языку. Базовый курс лекций. Часть 3. / Т.В. Иванова, И.А, Сухова. - Уфа: Издательство БГПУ, 2008. - 95 с.
12. Кожевников Д. Н. Использование игрового конструирования и моделирования для развития познавательных способностей детей / Д. Н. Кожевников // Начальное образование. - 2011. - №6. - С. 36-43.
13. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку /
А.В. Конышева. - СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006. - 192 с.
14. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - М.: 2007. - 352 с.
15. Куприянова М.Е. К вопросу о компетентностном подходе в преподавании английского языка: традиции и современное состояние / М.Е. Куприянова // Pedagogical Journal. - 2018. - Vol. 8. - Is. 5A. - URL: http://publishing-vak.ru/file/archive-pedagogy-2018-5/52-kuprivanova.pdf (дата обращения: 10.06.2019).
16. Лапидус Б. А. К вопросу о сущности процесса обучения иноязычной устной речи и типологии упражнений / Б.А. Лапидус // ИЯШ. -
2006. - № 4. -С. 112-122.
17. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: учеб. пособие / М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1988. - 240 с.
18. Маханькова Н.В., Мокрушина Л.В. Мультимедийная презентация в иноязычном образовании. Учебное пособие. / Н.В. Маханькова, Л.В. Мокрушина - Ижевск: Изд-во "Удмуртский университет", 2012. - 125 с.
19. Мизюрова Э. Ю. Компетентностный подход в обучении
иностранным языкам / Э.Ю. Мизюрова // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - №2-5. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy- podhod-v-obuchenii-
inostrannym-yazykam (дата обращения: 10.06.2019).
20. Мюллер Ю.Э. Принципы разработки контрольно-измерительных материалов по немецкому языку как иностранному в вузах ФРГ (на примере университета Дуйсбург-Эссен) / Э.Ю. Мюллер // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 11-2 (77). - С. 202-206.
21. Пассов Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии
иноязычного образования: методическое пособие для преподавателей
русского языка как иностранного / Е.И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. - М.: Русский язык. Курсы, 2010. - 567 с.
22. Потехина Е. С. Интернет в процессе формирования лексического навыка при обучении иностранному языку / Е.С. Потехина // Альманах современной науки и образования - Тамбов: Грамота, 2010. - № 1 (32): в 2-х
ч. Ч. II. - C. 162-163.
23. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном эта пе в средней школе: Пособие для учителя. / Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
24. Сакаева Л.Р., Баранова А.Р. Методика обучения иностранным языкам. / Л.Р. Сакаева, А.Р. Баранова - Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), 2016. - 189 с.
25. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам : базовый курс лекций : пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е. Н. Соловова. - 4-е изд. - М. : Просвещение, 2006. - 242 с.
26. Солонцова Л.П. Современная методика обучения иностранным
языкам (общие вопросы, базовый курс): Учебник для студентов
педагогической специальности и преподавателей иностранных языков разных типов образовательных учреждений / Л.П. Солонцова - Алматы Эверо, 2015. - 373 с.
27. Стародубцева О. Г. Типы упражнений для формирования лексических навыков устной речи в неязыковом вузе / О.Г. Стародубцева // Науч. пед. обозрение. - 2013. - Вып. 2 (2). - С. 45-48. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/tipy-uprazhneniv-dlya-formirovaniya-leksicheskih- navykov-ustnoy-rechi-v-neyazykovom-vuze (дата обращения: 10.06.2019).
28. Сысоев П.В. Основные направления информатизации языкового образования / П.В. Сысоев // Rhema. Рема. - 2013. - №4. - С.87-95. - URL:
https://cyberleninka.m/article/n/osnovnye-napravleniya-informatizatsii-
yazykovogo-obrazovaniya (дата обращения: 10.06.2019).
29. Тимофеева Е.В., Кайль Ю.А. Использование информационнокоммуникационных технологий при обучении иностранному языку / Е.В. Тимофеева, Ю.А. Кайль // Известия АлтГУ. - 2014. - №2 (82). -URL: https://cyberlemnka.ru/article/n/ispolzovame-informatsionno-kommumkatsionnyh- tehnologiy-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 10.06.2019).
30. Шамов А.Н. (ред.). Методика преподавания иностранных языков: общий курс. Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / А.Н. Шамов. - М.: АСТ: Восток-Запад, 2008. - 253 с.
31. Шатилов С. Ф. Методика обучения иностранным языкам на начальном этапе в школе и вузе. / С.Ф. Шатилов - СПб: Образование, 1991. - 156 с.
32. Щемелева, И. Ю. Применение инновационных методов обучения иностранным языкам в школе : учебно-методическое пособие / И. Ю.
Щемелева, Ю. С. Васильева, А. О. Наследова, И. В. Нужа. - Орск : Издательство ОГТИ, 2009. - 118 с.
33. Щипицина Л.Ю. Информационные технологии в лингвистике : учеб. пособие. / Л.Ю. Щипицина - М.: ФЛИНТА: Наука, 2013. - 128 с.
34. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. / А.Н. Щукин. - М.: Филоматис, 2004. - 416 с.
35. Языкова Н.В. Практикум по методике обучения иностранным языкам. / Н.В. Языкова - М.: Просвещение, 2012. - 240 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.

Пожалуйста, укажите откуда вы узнали о сайте!


Подобные работы


© 2008-2020 Cервис продажи образцов готовых курсовых работ, дипломных проектов, рефератов, контрольных и прочих студенческих работ.