ВВЕДЕНИЕ 6
1 Человеческий фактор в безопасности дорожного движения 9
1.1 Надёжность водителя в системе ВАДС 9
1.2 Анализ дорожно-транспортной аварийности и безопасности движения 14
1.3 Анализ дорожного поведения водителей 18
1.3.1 Психологические факторы, влияющие на поведение водителей 18
1.3.2 Факторы, характерные для поведения водителей 19
1.3.3 Дорожное поведение как модель регулирования 22
1.4 Оценка подготовленности водителей ООО ХК «Мебель Черноземья» 27
Выводы 28
2 Психологическое и физиологическое состояние водителя при управлении транспортным средством 29
2.1 Психологические особенности управления автомобилем в сложных
условиях 29
2.1.1 Восприятие элементов автомобильной дороги 29
2.1.2 Восприятие водителем уровня обустройства дороги 37
2.1.3 Восприятие информации при управлении транспортным средством 40
2.2 Прогнозирование поведения участников дорожного движения 44
2.3 Предвидение и самооценка 45
Выводы 47
3. Психологические исследования водителей 48
3.1 Выявление зависимости между психофизиологическим
особенностями личности водителя и безопасностью дорожного движения 48
3.2 Психофизиологическое обследование водительского состава на
предприятии ООО ХК «Мебель Черноземья» 52
3.2.1 Определение уровня развития психофизиологических
профессионально важных качеств водителей 52
3.2.2 Выводы по результатам психофизиологического обследования водителей ООО ХК «Мебель Черноземья» 54
3.3 Рекомендуемые мероприятия, направленные на обеспечение БДД водителей предприятия ООО ХК «Мебель Черноземья» 58
3.3.1 Повышение работоспособности водителей 59
3.3.2 Снижение утомляемости водителей 60
3.3.3 Организация контроля направленного на коррекцию психофизиологического состояния водителей 61
Выводы 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты тестирования 70
Концепция транспортной безопасности Российской Федерации включает в себя: определения национальной безопасности в сфере транспортной инфраструктуры; исследование и выявление причин, создающих угрозу интересам безопасности движения; создание системы, направленной на исключение влияние негативных факторам в дорожной среде; разработку комплекса мер, направленных на повышение уровня транспортной безопасности России, в соответствие с мировыми стандартами.
Система транспортной безопасности России является частью системы национальной безопасности страны. Основные элементы ее организационной основы - вся вертикаль власти от президента до гражданина, принимающего участие в обеспечении транспортной безопасности РФ в соответствии с действующим законодательством.
Несмотря на все усилия государства, направленные на сохранение жизни и здоровья граждан, число погибших на дорогах России снижается, но в сравнении со странами Европы остается на высоком уровне. По показателям аварийности в России число погибших на 100 тыс. жителей в три раза выше, чем в Великобритании и Швеции, в два раза, чем в Германии, Дании и Канаде. Тяжесть последствий от ДТП в 5-6 раз превышает основные показатели дорожно-транспортных происшествий в сравнении со странами, как Великобритания, Германия, США [7]. Очевидно, что комплекс мер в сфере безопасности дорожного движения, позволяющий остановить разрушительные процессы подрыва демографического потенциала страны - необходим.
В настоящее время в России стремительно растет число автомобилей, возрос объем перевозок, повышается интенсивность транспортных потоков, мобильность человека, изменяется понятие о транспортной доступности территорий. Соответственно, это приводит к массовому включению в дорожное движение возрастающего количества водителей и перевозчиков, что повлияло на состояние аварийности. В последние 10 лет в дорожных авариях погибло 300,98 тыс. человек и около 2 млн. человек получили увечья. В 2017 году произошло свыше 183 тыс. дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП), в которых погибли 20,3 тыс. человек (одна четверть погибших в ДТП - люди активного трудоспособного возраста от 26 до 40 лет).
Анализ причин техногенных аварий и ДТП с особо тяжкими последствиями показывает, что большая часть из них происходит по причине человеческого фактора.
Причины сохраняющейся сложной обстановки с дорожной
безопасностью объясняются: постоянно возрастающей мобильностью
населения; возрастающей диспропорцией между числом автомобильного парка и протяженностью улично-дорожной сети (далее УДС), не рассчитанной на современную интенсивность транспортных потоков. Как следствие; ухудшение условий движения, заторы, увеличение расхода топлива, ухудшение экологической обстановки и рост количества аварийных ситуаций.
Анализ основных причин большинства аварийных ситуаций показывает, что участники дорожного движения сознательно нарушают правила дорожного движения, например превышение скорости, несоответствующее конкретным условиям. Это отражает крайне низкий уровень культуры поведения на дорогах и о безответственности участников на дорогах.
Деятельность, направленная на повышение БДД, решает важные задачи: защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав человека и гражданина на жизнь, на охрану здоровья, на условия труда, отвечающие требованиям безопасности. И здесь решающее значение приобретает Разработка, и реализация комплекса мер в сфере экономики, права, организации технического совершенствования, медицинского обслуживания, должна учесть и максимально использовать возможности государства и общества для преодоления отрицательных последствий автомобилизации.
В России по прогнозам экспертов рост автомобилизации будет продолжаться, поэтому, сегодня приоритетным направлением государственной политики на всех уровнях (муниципальном, региональном, федеральном), является повышение безопасности дорожного движения. Для снижения ущерба от дорожной аварийности в социальной и экономической структуре, необходимо постоянное развитие государственной системы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Отсутствие должной системности в решении задач обеспечения БДД, снижает эффективность всего процесса БДД. По существу важнейшим критерием становится проблема безопасности - защита человека и общества в целом. Именно с этим и должна связываться сущность безопасности дорожного движения.
Целью магистерской диссертации является исследование
психологических особенностей водителя и определение основных факторов, влияющих на «аварийность» водителя и соответственно на обеспечение безопасности дорожного движения.
Решаемые задачи:
1 Определить основные факторы, влияющие на аварийность водителя.
2 На основе системного анализа факторов, влияющих на адаптационные возможности, скорость ориентировочных реакций и принятие решения, разработать систему тестирования для определения профессиональной пригодности и надежности водителей, где основным критерием является его психофизиологическое состояние
3 Исследовать индивидуальные характеристики личности водителя и дать объективную оценку надежности водителей в различных дорожно-транспортных происшествий.
4 Выявить взаимосвязь между психофизиологическими особенностями водителей с показателями их профессиональной успешности или не успешности, а именно со статистикой ДТП.
Объект исследования : психологическая компетентность водителей.
Предмет исследования: взаимосвязь психофизиологических особенностей личности водителя и их влияния на предрасположенность к аварийным ситуациям.
1. На основе системного анализа состояния дорожно-транспортной дисциплины водительского состава ООО ХК «Мебель Черноземья» за 3 года выявлена тенденция к повышению основных аварийных показателей, что доказывает необходимость проведения исследований по снижению ДТП, где существенную роль играет психофизиологическое состояние водителей.
2. На основе системного анализа факторов, влияющих на адаптационные возможности, скорость ориентировочных реакций и принятие решения, разработана система тестирования для определения профессиональной пригодности и надежности водителей, где основным критерием является его психофизиологическое состояние.
3. С помощью разработанных критериев оценены факторы предрасположенности водителей автотранспорта к созданию аварийных ситуаций, выявлена взаимосвязь между этими факторами и основными психофизиологическими показателями. В ходе проведенной оценки психофизиологических характеристик водителей предприятия у 14 % из них выявлены низкие психофизиологические качества, которые оказывают неблагоприятные воздействие на водительскую деятельность. Низкие психофизиологические показатели водителей поддаются коррекции в результате обучения и тренировок.
4. Разработанная нами система тестирования позволила улучшить состояние дорожно-транспортной аварийности, на примере автотранспортного предприятия ООО ХК «Мебель Черноземья» г. Воронежа, что позволяет рекомендовать предложенную систему для всех предприятий эксплуатирующий пассажирский транспорт.
1 Автомобильная промышленность [Текст] : ежемес. науч-техн. журн. / М-во автомоб. пром-сти. - М. : Машиностроение, 1930 -.
2 Автотранспортное предприятие [Текст] : отраслевой ежемес. науч.- произв. журнал для работников автотранспорта / Минтранс России. - М. : Н1П1 «Транснавигация» Минтранс России, 2002-.
3 Аникеев, Е. А. Информационные технологии на транспорте: учебное пособие / Е. А. Аникеев; ВГЛТУ. - Воронеж, 2017. - 151 с. - ЭБС ВГЛТУ.
4 Белокуров В. П.,Транспортная психология: учебное пособие / В. П. Белокуров, С. В. Дорохин, Г.Н.Климова, А. В. Скрыпников; ВГЛТУ. - Воронеж, 2016. - 329 с. - ЭБС ВГЛТУ
5 ЗАО «Нейроком» (сайт в интернете neurocom.ru)
6 Климова Г. Н. Транспортная психология [Электронный ресурс] : методические указания для самостоятельной работы студентов по направлению подготовки 23.03.01 - Технология транспортных процессов / Г. Н. Климова, В. П. Белокуров, А. А. Штепа; ВГЛТУ. - Воронеж, 2016. - 160 с. - ЭБС ВГЛТУ.
7 Климова Г.Н., Повышение работоспособности водителей автобусов в
условиях города [Текст] / Г.Н. Климова, Э.Н. Бусарин, А.В. Старкова // Научно¬электронный журнал «Концепт» том № 35 стр. 71-75 Сб. науч. тр.
«Прогрессивные технологии транспорта и БДД» по мат. Межд.науч. практ. конф.- Саратов
8 Официальный сайт ГИБДД Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gibdd.ru
9 Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденными постановлением Минтруда от 12.05.2003 № 28.
10 Психология познавательных процессов: учеб. Пособие /З.А. Киреева - М. РИОР ИНФРА - М, 2017 - 137 с. - (Высшее образование). Режим доступа: http // znanium.com / catalog/product/752140.
11 Психология высших достижений личности (псиакмеология).
Монография /Базылевич Т.Ф. - М.НИИ Инфа - М.2018. - 330 с. Режим доступа: http // znanium.com / catalog/product/560598.
12 Психология творческого мышления: учеб. Пособие / М.М. Кашалов - М. ИНФРА.М. 2017 - 436 с. + Доп. Материалы [Электронный ресурс: Режим доступа: http // znanium. com/] (Высшее образование бакалавриат).
13 Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах [Электронный ресурс]: Целевые показатели и индикаторы ФЦП. - Режим доступа: http://www.fcp-pbdd.ru/program/celevie.php.
14. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15. Данное положение устанавливает особенности режима
рабочего времени и времени отдыха водителей.
15 Уральское научно-производственное предприятие «Альтаим» (сайт в интернете rofes.ru)
16 Сараев А. В. Современные подходы в исследовании обстоятельств дорожно-транспортных происшествий [Электронный ресурс]: Монография / Сараев А.В., Новописный Е.А. - Воронеж:ВГЛТУ им. Г.Ф. Морозова, 2016. - 105 с. - ЭБС "Знаниум".
17 Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности
дорожного движения» (с изменениями на 27 декабря 2018 года) (редакция действующая с 30 декабря 2018 года).