Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВНЕУРОЧНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ

Работа №70638

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
283
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения истории математики как средство формирования общей культуры учащихся 7
1.1. Внеурочная деятельность учащихся по математике как фактор повышения эффективности образовательного процесса 7
1.2. Внеурочные занятия по математике как фактор становления ценностной
сферы личности 12
1.3. Элементы историзма на уроках математики 23
1.4. Формы внеклассной работы по математике 28
Глава 2. Методика организации внеурочной работы по математике 31
2.1 Анализ работы средней школы по организации внеурочной деятельности 31
2.2. Разработка программы внеурочной деятельности по математике 35
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложения

Внеурочные занятия по математике призваны решить целый комплекс задач по углубленному математическому образованию, всестороннему раз-витию индивидуальных способностей школьников и максимальному удовлетворению их интересов и потребностей. Для непрерывного обучения и само-образования особо важное значение имеют развитие самостоятельности и творческой активности учащихся и воспитание навыков самообучения по математике. В психолого-педагогической литературе самостоятельность обычно понимается как способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Самостоятельность личности не выступает как изолированное качество личности, она тесно связана с независимостью, инициативностью, активностью, настойчивостью, самокритичностью и самоконтролем, уверенностью в себе. Важной составной частью самостоятельности как черты личности школьника является познавательная самостоятельность, которая трактуется как его готовность (способность и стремление) своими силами вести целенаправленную познавательно-поисковую деятельность.
Самостоятельная познавательная деятельность учеников может носить как характер простого воспроизведения, так и преобразовательный, творческий. При этом в применении к учащимся под творческой подразумевается такая деятельность, в результате которой самостоятельно открывается нечто новое, оригинальное, отражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт школьника. Философское определение творческой деятельности как деятельности, результатом которой является открытие нового оригинального продукта, имеющего общественную ценность, по отношению к учащемуся неприемлемо. Хотя бывают случаи, когда деятельность учеников выходит за рамки выполнения обычных учебных заданий и носит творческий характер, а ее результатом становится продукт, имеющий общественную ценность: оригинальное доказательство известной теоремы, доказательство новой теоремы, составление новой программы для электронно-вычислительных машин и т. п., как правило, в учебной деятельности творчество проявляется в субъективном плане, как открытие нового для себя, нового в своем умственном развитии, имеющего лишь субъективную новизну, но не имеющего общественной ценности.
Актуальность темы исследования. Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность школьников должна быть направлена на их культурно - творческую деятельность и духовно-нравственный потенциал, высокий уровень самосознания, дисциплины, способность сделать правильный нравственный выбор.
Урок, даже самый удачный имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа остро интересуется каким-либо вопросом. Другое дело - внеурочная деятельность, в котором педагог не связан жесткими временными и плановыми мерками. В обязанности учителя технологии могут быть включены: руководство кружками, клубом по интересам, факультативом и т.п. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы на уроках и способностей школьника, формированию его личности.
Тема моего дипломного проекта - «Внеурочная работа учащихся по изучению истории математики как средство формирования их общей культуры».
Будучи неразрывно связанной с учебной деятельностью, внеурочная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее содержание должно отвечать личным интересам школьника.
Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся
во внеурочной работе больше, чем на уроках то технологии, нельзя исходить только из их желаний. Учитель должен выполнять свою направляющую роль потому, что лучше знает, что понадобится детям в самостоятельной жизни.
Педагог, именно во внеурочной работе, можно успешно культивировать у них те качества, без которых творческая личность может не состояться.
Трудно переоценивать в этой связи роль таких проверенных многолетней практикой форм внеурочной работы, как кружки, секции, клубы, мастерские и т. д.
В процессе внеурочной деятельности педагог вместе с детьми размышляет о тех проблемах, с которыми сталкиваются дети, ищет пути их разрешения, обеспечивая развитие нравственного и этического мышления учащихся, всестороннюю ориентировку в окружающем мире.
Организация внеурочной деятельности - сложный и динамичный процесс, требующий владения умениями организовывать взаимодействие с учениками применительно к конкретным условиям и особенностям коллектива школьников. На основе доброжелательности и искренности педагога дети постепенно, с помощью различных форм деятельности строят свои взаимоотношения.
Объектом исследования является внеурочная деятельность учащихся в современной школе.
Предмет исследования - общая культура учащихся среднего звена.
Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: определение путей организации внеурочной деятельности школьников по изучению истории математики будет способствовать повышению их общей культуры.
Цель исследования - изучить внеурочную работу учащихся по изучению истории математики как средство формирования их общей культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть формы внеклассной работы по математике;
— дать анализ работы средней школы по организации внеурочной деятельности;
— выявить основные элементы историзма с целью их использования на уроках математики;
— рассмотреть внеурочные занятия по истории математики как фактор формирования их общей культуры;
— провести разработку программы внеурочной деятельности учащихся по истории математики.
Структура дипломной работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Мы пришли к выводу, что внеурочная деятельность с учащимися заключается в целенаправленном взаимодействии педагога с каждым учащимся, детским коллективом в целом, направленное на решение поставленных задач, сочетающее цели, задачи, содержание, методы, средства и приемы.
В процессе данной деятельности создаются новые воспитательные ситуации, воздействующие на личность учащегося.
В организации внеурочной деятельности ведущая роль принадлежит педагогу, которому необходимо создать атмосферу взаимопонимания, искренности, доброжелательности; обеспечить возможности самовыражения личности; стимулировать творческие формы общения детей.
При организации воспитательного мероприятия педагог учитывает комплекс стержневых операций, которые позволяют сочетать постоянные и переменные компоненты в воспитательном процессе и открывают простор для творчества педагога. В структуре организации мероприятий каждое действие содержит определенные воспитательные возможности.
Под внеурочной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей.
В процессе организации внеурочной деятельности у учащихся формируются предусмотренные новообразования или развиваются ранее приобретенные. В процессе их коллективного планирования, подготовки и проведения, создается обстановка сотворчества, продумывание совместного коллективного дела, радостного ожидания и переживания.
Это способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений.
Результаты анкетирования учителей показали, что учителя средних классов практически не проводят внеклассных занятий по математике, не уделяют им должного внимания. Проводя устные беседы, мы выяснили, что причина тому — недостаток времени. Программы насыщенные, предметов становится все больше, а число учебных часов не увеличивается. Многие учителя не видят возможности проводить внеклассные занятия из-за высокой загруженности учеников и их повышенной утомляемости к концу учебного дня. Эти причины объективны, проблема перезагруженности учеников действительно существует в современной средней школе, но и проблема развития математических способностей не исчезает.
Большинство детей любят математику, им нравится заниматься ею, в этом они находят удовольствие. Так же большинство вовсе не считают этот предмет трудным, а, напротив, относят его к числу наиболее легко дающихся. Это все говорит о том, что интерес к математике у детей в этом возрасте достаточно высок, и учителю важно, чтобы ребенок не утратил его в процессе школьного обучения, а преувеличил, чтобы интерес перерос в страстную увлеченность, в потребность заниматься математикой. А для плодотворных занятий должна быть создаю плодотворная почта, то есть ребенок должен обладать определенным набором знаний, умений и навыков, а для этого и необходимо развивать его математические способности.
В ходе работы нами предложена разработка кружка как одной из формы организации внеурочной деятельности. Программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей школьников, развитию логического мышления, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.



1. Актуальные проблемы воспитания школьников. - Казань, 2006.
2. Антипов И.Н., Шварцбурд Л.М. Символы, обозначения, понятия
школьного курса математики. Пособие для учителей. -
М.Просвещение, 1978.
3. Асланов Р.М. Женщины-математики/Историко-математические очерки под общ.ред. В.Л.Матросова, - М., 2006.
4. Баврин И.И. Старинные задачи. - М. Просвещение, 2014.
5. Волошинов А.В.Пифагор: союз истины, добра и красоты. -
М.Просвещение, 2013.
6. Выгодский М.Я. Арифметика и алгебр! в древнем мире. - М.: Наука, 1967.
7. Глейзер Г.И. история математики в школе: 5-6 кл. Пособие для учителей. - М.Просвещение, 1981.
8. Депман И.Я. Рассказы о математике. -Л.: Дектиз, 1954.
9. Депман И.Я. История арифметики. - М.Просвещение, 1965
10. Детская энциклопедия. Мир небесных тел. Чиста и фигуры., -М.1978.
11. Балк М.Б. и Балк Г.Д. Математика после уроков: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010, перераб. - 462 с.
12. Балк М.Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике. - М.: Просвещение, 2006. - 186 с.
13. Бруднев Н. Некоторые вопросы перестройки внеурочной
воспитательной работы// Воспитание школьников. 2008. № 1. - С. 2-6.
14. Воловик А.Ф. Педагогика досуга. - М.: Моск. Психол.-соц. Ин-т: Флинта, 2014.
15. Ермоченкова С., Лакомова Н. Уроки окончены. Что же дальше?// Народное образование. - 2012. - № 2. - С. 149-151.
16. Жилина Л.И., Ахмедова Е.В., Дмитринова А.М., Терехова Л.П., Фомичева В.В. Веселая математика на каникулах // Математика в школе. - 2009. - № 6. - С. 54.
17.Загвязинский В.И., Атаханов Р., Методология и методы психолого-педагогического исследования.: Учеб. Пед. Учеб. Заведений - 2-е изд., - М.: Издательский центр « Академия», 2015.
18. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 2011.
19. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М., 2015.
20. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. - 9-е изд., стер. - М.: Наука, 2010. - 574 с.
21. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой: Материал для классных и внеклассных занятий. - М.: Просвещение, 2009. - 112 с.
22. Матвеев В., Попов А.В. В мире вежливости. - М., 2010.
23. Математические вечера, конкурсы, игры // Математика в школе. - 2007. - № 3. - С. 56.
24. Математический бой двух команд // Математика в школе. - 2010. - № 4. - С. 56.
25. Мусакаев М.Б., Ермолаев А.П. и др. Направления и формы внеклассной работы// Специалист. - 2014. - №. 8. - С. 14-15.
26. Нам слово «скука» незнакома / Сост. Н.Б. Островская, Р.Б. Демьяненко. - Благовещенск, 2009. - 72 с.
27. Новое в воспитательной работе школы/ Сост. Щуркова Н.Е. - М., 2013
28. «Педагогический энциклопедический словарь» Гл. ред. П 24 Б.М. Бим-Бад, Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Балашов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2012- 36 С.
29. Педагогика: Уч. Пособие/ Под ред. П.И.Пидкасистого. - М.: Росс. Пед. Агентство, 2015.
30. Педагогика: Учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 2008. - 512 с.
31. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2-х кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 576 с.
32. Предметные недели в школе / Сост. Л.В. Гончарова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 136с.
33. Савин А.П. Математический КВН на празднике юных математиков // Математика в школе. - 2008. - № 6. - С. 48.
34. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 2014.
35. Фахрутдинова Р.К. «Кто хочет стать отличником?» // Математика в школе. - 2011. - № 5. - С. 69.
36. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Высш. шк., 2012.
37. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2010. - 519 с.
38. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. - М., 2010
39. Шустеф Ф.М. Материал для внеклассной работы па математике: Книга для учителя. - 2-е изд., перераб. - Минск: Нар. асвета, 2010. - 224 с.
40. Клейн Ф. Лекции о развитии математики в XIX столетии. - М.1989.
41. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. математическая шкатулка: пособие для учащихся 4-8 кл. сред.шк. - М.Просвещение, 1988.
42. Рыбников К.А. История математики 1917 г. - М.1974.
43.Орлова С.Л. «Программа внеурочной деятельности «Знакомимся с историей, культурой и языком математики». ИРО ОО, 2012
44.Энциклопедический словарь юного математика/Сост. Савин А.П. - М.Педагогика, 1986.
45. Юшкевич А.П. История математики до 1917 г. - М., 1968.
46. Юшкевич А.П. История математики в средние века. - М., 1961.
47. Юшкевич А.П. История математики в России. - М., 1968.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ