Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование исследовательских умений у младших школьников по математике

Работа №17121

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2015
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1113
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследовательской деятельности младших школьников 9
1.1 Психолого-педагогические основы обучения детей в начальных классах 9
1. 2 Понятие исследовательской деятельности, ее особенности в младшем
школьном возрасте 23
1.3 Исследовательские умения младших школьников по математике 28
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию исследовательских умений у младших школьников по математике 33
2 .1 Выявление сформированности исследовательских умений у учащихся 36
2.2 Развитие сформированности исследовательских умений учащихся по
математике 41
2.3 Анализ сформированности исследовательских умений у
учащихся 66
Заключение 66
Список литературы 69


Модернизация российского образования способствует развитию инновационных процессов в школах, внедрение новых методов обучения, отличающихся от традиционных, которые основаны на изложении нового материала учителем. Исследовательская деятельность учащихся по математике прописана в ФГОС второго поколения образования, поэтому каждый учащийся должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. И математика не исключение. Таким образом, исследовательская деятельность учащихся становится все более актуальной. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над исследовательской деятельностью лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным.
Согласно ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет исследовательская деятельность. В то же время через исследовательскую деятельность формируются абсолютно
все универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.
Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования включает в себя формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий и исследовательской деятельности.
Актуальным в педагогическом процессе сегодня становится использование методов и методических приемов, которые сформируют у школьников навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать вывод и строить умозаключения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их будущей
Учителя ищут эффективные пути и средства развития потенциальных возможностей школьников. Сейчас в школьной практике активно используются технологии развивающего обучения, согласно которым учитель не преподносит истину, а учит ее находить.
Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся.
История исследовательских умений связана с именами Д. Дьюи, В. Килпатрика, Э.Коллингса, а в отечественной педагогике - с именами С. Т. Шацкого, И. Ф. Свадковского. Обоснование современного метода исследовательских умений базируется на научных идеях В. В. Гузеева, М. Кноль, М. А. Петухова, Г. К. Селевко, И. С. Якиманской и др. Теоретические положения педагогического исследования разрабатывали Е. С. Заир-Бек, И: А. Зимняя, Т. М. Кауда, Н.В.Матяш, И. Д. Чечель.
Структура и содержание исследовательской деятельности младших школьников А.И. Савенков, В. А. Кальней, Т. М. Матвеева, Е. А. Мищенко, С. Е. Шишов; Кравцова, Н. Б. Крылова, А. М. Новиков, Н. Ю. Пахомова, И. Д. Чечель); исследовательская деятельность как средство интеграции и дифференциации образования В. Д. Симоненко, Н. В. Матяш, Е. С. Полат, Б. Павлова.
Говорят: «Новое - хорошо забытое старое». Одним из самых первых сторонников метода открытия или исследования как основы обучения считают Яна Амоса Коменского. Но, пожалуй, самыми пламенными защитниками этого метода были российские педагоги и психологи начала XX века В.П. Вахтеров и Л.С. Выготский.
Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя.
Закладка основных, содержательных линий математического образования, включающего в себя, в том числе и общие исследовательские умения, происходит также на начальном этапе обучения. Уже на начальном этапе изучения математики возможно использование элементов учебных математических исследований, организованных как задания исследовательского характера.
Основная педагогическая задача при формировании исследовательской деятельности - научить младших школьников самостоятельно решать нестандартные задачи, возникающие в учебной деятельности, требует внести изменения в сложившуюся практику преподавания математик», нацеленной в основном на механическое запоминание основных понятий и отработку отдельных навыков. Поэтому проблему формирования исследовательских умении у младших школьников мы рассматриваем во взаимосвязи с познавательным интересом, мыслительными операциями, методами проблемного обучения.
Объект исследования: процесс обучения математике младших школьников.
Предмет исследования: формирование исследовательских умений у младших школьников по математике.
Гипотеза: мы предполагаем, что исследовательские умения у младших школьников будут успешно сформулированы, если будут соблюдены следующие условия:
- целенаправленность и систематичность работы;
- мотивированность работы;
- если будет создана творческая среда для учащихся;
- если будет создан психологический комфорт для учащихся.
Исходя, из цели, объекта, предмета выпускной квалификационной работы мы выделили следующие задачи:
- анализ психолого-педагогической и математической литературы;
- изучить организацию исследовательской деятельности учащихся по математике;
-выявить исследовательские умения младших школьников по
математике;
-разработать рекомендации по развитию исследовательской деятельности по математике в начальной школе;
Методы исследования:
-теоретические: анализ психолого-педагогической и математической литературы;
-эмпирические: педагогическое наблюдение; ііелаі'оітиіеский
эксперимент.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность, которая организуется по направлениям развития личности.
В ходе данной работы нами было проведено исследование, целью кото¬рого стала изучение формирования исследовательских умений младших школьников по математике.
Анализ педагогической и методической литературы, исследование заданий исследовательского характера в практической деятельности позволяют сделать выводы и обобщения по теме исследования.
Исследовательская деятельность, способствует выработке следующих знаний и умений::
- самостоятельно объяснять и доказывать новые факты, явления закономерности;
- классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать ранее изученные явления, закономерности;
- проводить эксперименты, выдвигать и обосновывать гипотезы;
- устанавливать причинно-следственные связи и отношения;
- рассматривать одни и те же факты, явления, закономерности под новым углом зрения;
- находить несколько вариантов решения, выбирать и обосновывать наиболее рациональный способ;
- рецензировать и оценивать собственную работу исследовательского характера, а также работы товарищей.
деятельности, характеризующуюся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие учащимися субъективного знания с использованием доступных для детей методов исследования. Ее результатом является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для учащегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика.
При выявлении исследовательских умений младших школьников по математике мы использовали развивающие упражнения на уроках математики, как средства развития исследовательских умений у младших школьников.
Рекомендации по развитию исследовательской деятельности по математике в начальной школе:
Особенностью профессиональной подготовки учителя к организации исследовательской деятельности младших школьников состоит в том, что он не только должен уметь организовывать исследовательскую деятельность учащихся, но и сам в совершенстве владеть методами научного исследования: (уметь формулировать проблему, задачу, вопрос; разработать гипотезу, определить схему эксперимента, найти факторы, пути и средства научного анализа и т.д.).
Работа над методическими рекомендациями позволили сделать следующие выводы: одна из главных задач школы и учителя состоит в том, чтобы привить учащимся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, содействовать формированию и развитию исследовательских навыков и умений у младших школьников.
Необходимо использовать в своей работе современные методические материалы, в том числе мультимедийные сопровождения к внеурочным
занятиям.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута. Мы рассмотрели само понятие исследовательской деятельности младших школьников, а так же её особенности и организацию. Рассмотрели использование задач исследовательского характера на уроках математики. Систематизировали исследовательские задания и методические рекомендации по их использованию.
В процессе включения младших школьников в учебно¬исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в которых ученики смогли бы проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский опыт.
Таким образом, исследовательская деятельность младших школьников может быть очень разнообразной. Часто при её проведении используются информационно-коммуникационные технологии. Это и поиск информации в Интернете, и оформление результатов работы в виде мультимедийной презентации. Несомненно, овладение учащимися ИКТ соответствует современным задачам обучения. Но следует отметить ещё один момент: для организации исследовательской деятельности учащихся учитель сам должен быть исследователем и включать темы, связанные с региональным компонентом которые более близки ученикам и их родителям вызывающие особый интерес.



1. Антоненко, Т.Е. Приемы занимательности на уроках математики [Текст] / Т. Е. Антоненко // Начальная школа. 2008. №4. С 45-47 с. 22-30.
2. Антонов, Д.А. Развитие творческой активности учащихся при работе над математическим текстом. [Текст] / Д.А. Антонов // Математика в школе. 1980. №3. С. 176 с.7-10.
3. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст]: учеб, пособие для учащихся школ. отд. пед. уч-щ / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение,1984. - 338 с.,
ил.
4. Белошистая, А.В. Обучение решению задач в начальной школе [Текст]: книга для учителя.- М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2003. -288с.
5. Белошистая, А.В. Методика начального обучения математике [Текст]: книга для учителя.- М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2011. - 288с.
6. Блонский, П.П. Память и мышление. [Текст] / П.П. Блонский // Санкт-Петербург // 2001. 400 с.
7. Братанова, Т.А. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками [Текст] / Т.А. Братанова // Начальная Школа. 2008. №5. 2-7 с.
8. Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся. [Текст] / В.К. Буряк // М., 1984. 360 с.
9. Гельфман Э. Г., Подстригич А. Г. Формирование универсальных учебных действий в процессе создания учебного проекта на уроках математики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. вып. 8 (123). С. 163.
10. Гельфман Э. Г., Подстригич А. Г. Формирование универсальных учебных действий в процессе создания учебного проекта на уроках математики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. вып. 8 (123). С. 163.
11. Горшкова, О.Д. Начальная школа: математика: нестандартные задания. 1-4 классы. [Текст] / О. Д. Горшкова // 2005.43-54 с.
12. Дебашина, Е.Ю. Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения [Текст] / Е.В. Дебашина // Начальная школа. 2003. №7. 76 с.
13. Дзанагова, Р.М. Раскрытие творческих способностей учеников. [Текст] /Р. М. Дзанагова // Начальная школа. 2007. №6. 91-100 с.
14. Ивашова, О.А. Роль исследовательской деятельности младших школьников в овладении математической культурой [Текст] // «Культ¬Информ-Пресс», 2003. 93-118 с.
15. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах [Текст] : учеб, пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб, заведений. - 4-е изд., стереотип. / Н.Б. Истомина. -М.: Издательский центр «Академия», 2001-288 с.
16. Комарова, И.В. Организация учебно-исследовательской деятельности в начальной школе (доклад, Региональная конференция пединициатив 2007) [Текст] // Петрозаводск, 2007
17. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. [Текст]: / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 года. подписана Председателем Правительства Российской Федерации. Д.А.Медведевым.
18. Кордемский, Б.А. Математическая смекалка. [Текст] М., 1955.
120с.
19. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М., 1968.
20. Крутецкий, В.А. Психология математических способностей школьников. / В.А. Крутецкий // [Текст] М.; Воронеж. 1998. 210 с.
21. Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. № 1. С. 7-17. 5. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. 144 с.
22. Леонтьев А. Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. № 1. С. 7-17. 5. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. 144 с.
23. Математика . 4 класс. [Текст]: часть 1. / Л. Г. Петерсон.- М.: Ювента, 2013. - 96 с.: ил.
24. Математика . 4 класс. [Текст]: часть 3. / Л. Г. Петерсон.- М.: Ювента, 2013. - 96 с.: ил.
25. Математика «Учусь учиться». 2 класс. [Текст]: часть 1. - Изд. 4-е, перераб. / Л. Г. Петерсон. - М.: Ювента, 2012. - 80 с.: ил.
26. Математика «Учусь учиться». 2 класс. [Текст]: часть 2. - Изд. 4-е, перераб. / Л. Г. Петерсон.- М.: Ювента, 2012. - 112 с.: ил.
27. Математика «Учусь учиться». 2 класс. [Текст]: часть 3. - Изд. 4-е, перераб. / Л. Г. Петерсон.- М.: Ювента, 2012. - 112 с.: ил.
28. Математика. 4 класс. [Текст]: часть 2. / Л. Г. Петерсон.- М.: Ювента, 2013. - 128 с.: ил.
29. Мааемааика. 1 юіасс. [Текст]: учеб, ддя общеобразоват. учреждений с прил. на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1 / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. -3-е изд.-М.: Просвещение, 2012.- 128 с.:ил. - (Школа России).
30. Mааемааика. 1 юласс. учеб, дли общеобразоват.
учреждений с прил. на электронном носителе. В 2 ч. Ч.2 / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. -3-е изд.-М.: Просвещение, 2012.- 120 с.:ил. - (Школа России).
31. Mааемааика. 2 юласс. учеб, дли общеобразоват.
организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.]. - 4-е изд.- М.: Просвещение, 2013. -96 с.: ил.- (Школа России).
32. Mааемааика. 2 юласс. учеб, дли общеобразоват.
33. Математика. 3 класс. [Текст]: учеб, для общеобразоват.
учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.]. - 2-е изд.- М.: Просвещение, 2012. -112 с.: ил.- (Школа России).
34. Математика. 3 класс. [Текст]: учеб, для общеобразоват.
учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.].- М.: Просвещение, 2012. -112 с.: ил.
35. Математика. 3 класс. [Текст]: часть 1. /Л. Г. Петерсон. - М.
Ювента, 2012. -112 с.: ил.
36. Математика. 3 класс. [Текст]: часть 2. / Л. Г. Петерсон. - М.
Ювента, 2012.- 96 с.: ил.
37. Математика. 3 класс. [Текст]: часть 3. / Л. Г. Петерсон. - М.

Ювента, 2013. - 80 с.: ил.
38. Математика. 4 класс. [Текст] : учеб, для oбIцeoб[аlзoвa'a. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и дд.]. - М. Пpаияeщeнии, 2013,- (ІШкола России).
- 128 с.: ил.
39. Математика. 4 класс. [Текст] . ууее. для oбIцeoб[аlзoIBl'a.
учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / [М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др.]. - М.: Просвещение , 2013.- (Школа России).
- 112 с.: ил.
40. Методика преподавания математики в начальной школе [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. Образования / С. Е. Царева. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 469 с. - (Сер. Бакалавриат).
41. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2012. - 256 с. - (Качество обучения).
42. Осттнниа Е.Е . Обучение младших школьников решению
нестандартных арифметических задач // Начальная школа. 2004. № 7.
43. Осстаниа Е.Е . Обучение младших школьников решению
нестандартных арифметических задач // Начальная школа. 2004. № 7.
44. Пержинская, Е.В. Как организовать исследовательскую работу в 1 классе. [Текст] / Е.В. Пержинская // Начальная школа. 2008. № 5. 55-57с.
45. Пичугин, С.С. Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках математики [Текст] / С.С. Пичугин //Начальная школа. 2008. №6. 43-47с.
46. Поддьяков А. Н. Исследовательское поведение: стратегии, познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: Эребус, 2006. 264 с.
47. Савенков А. И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исслед. работа школьников. 2004. Вып. 7 (1). С. 22-31.
48. Савенков, А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. [Текст] /А.И. Савенков // М.: Изд. дом «Федоров». 2006. 540с.
49. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. [Текст] / А.И. Савенков // М., 2006. 512 с.
50. Савенков, А.И. Психология исследовательского обучения. [Текст] / А.И. Савенков // Москва, Академия развития. 2005 г. 450 с.
51. Савенков, А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников [Текст] /А.И. Савенков. - М.: «Сентябрь», 2003. 204 с.
52. Семёнова, Н. А. Исследовательская деятельность учащихся. [Текст] / Н.А. Семенов // Начальная школа. 2006. №2. 21-26с.
53. Сергеева Д.А. Нестандартные арифметические задачи — одно из средств формирования исследовательских умений учитель начальных классов, школа № 149, Москва


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ