Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирования информационной компетенции учащихся 8-х классов на уроках истории средствами информационно-коммуникативных технологий

Работа №34493

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы109
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
568
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Формирование информационной компетенции учащихся как педагогическая проблема 8
1.1. Компетентностный подход в современном образовании 8
1.2 Сущность и структурные компоненты информационной
компетенции личности 16
1.3 Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования информационной компетенции учащихся основной школы. . 28
Вывод по I главе 33
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование по формированию информационной компетенции учащихся 8-х классов на уроках истории средствами ИКТ 35
1.1 Описание методов и методик исследования. Результаты
констатирующего этапа эксперимента 35
1.2 Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории как средства формирования информационной компетенции учащихся 8-х классов 53
1.3 Результаты контрольного этапа эксперимента 59
Вывод по II главе 75
Заключение 77
Список использованной литературы 80
Приложение 1 Тест-опросник «Мотивация информационной
деятельности» 86
Приложение 2 Критерии оценивания доклада 88
Приложение 3 Критерии оценивания презентации 89
Приложение 4 Диагностика коммуникативных склонностей 90
Приложение 5 Программа «Занимательная история и ИКТ»

В современных условиях, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания — предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование — это непрерывно изменяющийся процесс. В условиях информационного общества главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения этих знаний.
В информационном обществе, где особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры личности, мы на практике сталкиваемся с недостаточным уровнем компьютерной грамотности, неумением работать с информацией и самостоятельно приобретать знания.
Внедрение компетентностного подхода в систему образования может оказать неоценимую помощь в решении возникшей проблемной ситуации, поскольку формирование ключевых компетенций способствует всестороннему развитию личности.
Вопрос о формировании и развитии ключевых компетенций достаточно широко представлен в современной научной литературе. Так, решением этой проблемы занимались такие ученые, как Зимняя И.Я., Иванова Д.А., Митрофанова К.Г., Хуторский А.В., которым удалось раскрыть сущность компетентностного подхода и выделить ключевые компетенции. Однако в педагогике важным остается вопрос формирования и развития информационной компетенции. Особенно необходимы разработки в аспекте становления информационной компетенции на уроках истории.
В Федеральных государственных образовательных стандартах одним из требований к образовательным результатам является информационная компетенция. Формирование информационной компетенции - это одна из главных задач Концепции информатизации образования. Сегодня в школу активно внедряются информационно - коммуникативные технологии, с которыми должен уметь работать не только учитель, но и ученик.
Все это подтолкнуло меня к изучению проблемы формирования информационной компетенции учащихся. Поэтому тему выпускной квалификационной работы я сформулировала следующим образом: «Формирование информационной компетенции учащихся 8-х классов на уроках истории средствами информационно-коммуникативных технологий».
Актуальность данной темы заключается в том, что информационная компетенция - это не просто требование времени, это залог успешной социализации человека, живущего в условиях информационного общества.
Проблема исследования каковы педагогические условия формирования информационной компетенции учащихся на уроках истории.
Объект исследования -формирование информационной компетенции учащихся 8- х классов на уроках истории.
Предмет исследования - педагогические условия эффективности формирования информационной компетенции учащихся 8-х классов на уроках истории.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование информационной компетенции учащихся 8-х классов на уроках истории будет эффективна, при следующих педагогических условиях:
> Выявление и обоснования дидактические возможности ИКТ как средства формирования информационной компетенции учащихся;
> Разработать и реализовать программу формирования информационной компетенции учащихся 8-х классов на уроках истории , обеспечивающую единство и целостность целей, содержания и технологий обучения учащихся.
Целью исследования выявить и экспериментальное апробировать педагогические условия эффективности формирования информационной компетенции учащихся 8-х классов на уроках истории средствами ИКТ.
Исходя из поставленной цели исследования и для успешного её достижения, необходимо решить следующие задачи:
> провести анализ пeдагoгичecкoй литeратуры по прoблeмe
формирования информационной компетенции;
> изучить особенности формирования информационной компетенции учащихся 8-х классов на уроках истории;
> выявить педагогические условия эффективности формирования информационной компетенции учащихся 8-х классов на уроках истории средствами ИКТ
> экспериментально апробировать педагогические условия эффективности формирования информационной компетенции учащихся 8-х классов на уроках истории
Методы и методики исследования. В выпускной квалификационной работе использовались следующие методы исследования:
• теоретический анализ педагогической литературы по проблеме исследования;
• педагогический эксперимент;
• методики математической обработки результатов исследования.
• Тест-опросник «Мотивация информационной деятельности» (автор Горчякова В.И.)
• Тестирование по истории
• Анализ результатов информационной деятельности Метод экспертных оценок (эксперты - учителя информатики)
• Методика «Диагностика коммуникативных склонностей» («КОС-2»)
Опытно-экспериментальная база исследования - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 10»
Авиастроительного района города Казани.
Научная новизна данного исследования заключается в следующем:
1. Определены педагогические условия, направленные на формировании информационной компетенции учащихся 8-х классов на уроках истории средствами ИКТ (формирование положительной учебной мотивации за счет разнообразия ИКТ их познавательных возможностей; учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе разработки и использования ИКТ; стимулирование творческой активности учащихся путем использования различных видов ИКТ).
2. Определены критерии динамики качества знаний в учебном процессе школы с использованием ИКТ.
Теоретическая значимость исследования. Теоретически обосновано положение о возможности и целесообразности использования ИКТ в процессе формирования информационных компетенций учащихся 8-х классов на уроках истории. Уточнены сущностные характеристики и дидактические возможности ИКТ как средства формирования информационных компетенций учащихся 8-х классов на уроках истории. Разработанная программа формирования информационных компетенций учащихся на уроках истории средствами ИКТ обогащает дидактику средней школы новыми знаниями о сущности и особенностях повышения качества образования в условиях его информатизации.
Практическая значимость исследования. Разработанная программа формирования информационных компетенций учащихся на уроках истории средствами ИКТ обогащает дидактику средней школы новыми знаниями о сущности и особенностях повышения качества образования в условиях его информатизации.
Достоверность результатов исследования обусловлена:
• опорой на методологические принципы научно-педагогического исследования, современные психолого-педагогические концепции;
• комплексным использованием разнообразных методов, соответствующих задачам исследования;
• сочетанием количественного и качественного анализа результатов опытно - экспериментальной работы.
Апробация результатов исследования: основные положения и результаты исследования докладывались на заседании методического объединения учителей истории в МБОУ «Гимназии № 10»
Авиастроительного района г. Казани.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 2-х глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 104 страниц. В работе представлено 5 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Глобальные изменения всех сфер жизнедеятельности человека в нашей стране актуализировали поиск путей обеспечения достижения новых результатов образования. Одним их таких путей является компетентностый подход, который в качестве результатов образования предполагает получение компетенций.
В настоящее время нет однозначного решения вопросов об определении, структуре и содержании компетенций как результата получения образования. Однако, не вызывает сомнения тот факт, что начальное общее образование является наиболее сенситивным этапом для формирования всех ключевых компетенций, одной из которых является информационная компетенция.
Проведя тщательный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме информационной компетенции, а также определения особенностей в формировании информационной компетенции мы определили, что ключевой компетенцией является объективная категория, фиксирующая общественно значимый комплекс определенного уровня знаний, умений и навыков, а также отношений, которые возможно применить в широкой сфере деятельности человека. Вслед за доктором педагогических наук Хуторским А.В. мы выделили семь основных ключевых компетенций: ценностно - смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, личностная компетенция или компетенция личностного совершенствования.
Кроме того, было установлено, что понятие «информационная компетенция» неоднозначно трактуется в современной научной литературе. Но, несмотря на многообразие определений понятия информационной компетенции, можно констатировать, что всех их объединяет связь информационной компетенции со знаниями и умениями работы с информацией посредством новых информационных технологий, а также умения и навыки решения повседневных учебных задач с помощью новых информационных средств.
Однако, мы предложили под информационной компетенцией понимать способность к самостоятельному поиску, анализу, отбору, обработке и передаче необходимой информации посредством новых информационных технологий, которая включает способность к групповой деятельности и сотрудничеству с использованием современных коммуникационных технологий; а также готовность к саморазвитию в сфере информационных технологий.
Говоря о компонентном составе информационных компетенций, было предложено выделить следующие виды информационных компетенций: компетенция в сфере познавательной деятельности, компетенция в сфере коммуникативной деятельности, технологическая компетенция, компетенция в сфере социальной деятельности.
С целью определения уровня сформированности информационной компетенции учащихся 8-х классов была проведена экспериментальная работа на базе МБОУ "Гимназия № 10" Авиастроительного района г.Казани, в результате которой было выявлено, что большинство детей имеют низкий уровень сформированности информационной компетенции, а, следовательно, имеется острая необходимость в проведении специальной работы по повышению уровня информационной компетенции учащихся. С этой целью были составлены методические рекомендации по формированию информационной компетенции учащихся 8-х классов на уроках истории.
В мониторинге приняли участие 40 обучающихся 8-х классов гимназии, что составило 89 % от общего количества восьмиклассников. Диагностика исходного уровня информационной компетенции обучающихся 8-х классов базировалось на изучении ценностно-мотивационного, учебно-познавательного, информационного и коммуникативного компонентов.
Результаты сравнения экспериментальной и контрольной групп по 4 критериям информационной компетенции свидетельствуют о том, что обучающиеся экспериментальной группы показали более высокие результаты по всем 4 критериям.
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно констатировать, что цель исследования, заключавшаяся в определении уровня сформированности информационной компетенции учащихся 8-х классов и составлении методических рекомендаций по ее формированию на уроках истории, достигнута, все задачи решены.
Современный образовательный процесс предполагает развитие у обучающихся творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, становятся эффективным инструментом в руках учащихся.
Информационно-коммуникационные технологии способны: вовлекать учащихся в процесс обучения, делать из пассивных слушателей активных деятелей, стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предмета история, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников. Повышается интенсивность учебного процесса, уровень развития психологических механизмов (воображения, памяти, внимания), активизируются мыслительные процессы.
Я надеюсь, что материалы работы будут полезны и интересны, как практикующим педагогам, так и студентам для подготовки к практическим и семинарским занятиям, и на практике.



1. Антонова, Т.С. Первый компьютерный учебник «История России. ХХ век» Т.С. Антонова, Т.В. Батаева // Преподавание истории в школе. - 2017. - № 4. - С.57-60.
2. Архангельский СИ. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно-методическое пособие. - М., 2003. - 368с. - С.4.
3. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли / А.Г. Асмолов. - М. : Просвещение,2011.
4. Берельковский И.В., Павлов Л.С. История. Методика преподавания. - М., 2016.
5. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2003. - №10 - C. 8 - 14.
6. Болотова, О. Д. Развитие информационной компетентности на уроках и во внеурочной деятельности. Статья на сайте кйр://шро11:а1.ги/.
7. Булин-Соколова, Е.И. Формирование ИКТ компетентности: пос. для учителей общеобразоват. учреждений / Е.И. Булин -Соколова [и др.]. - М. : Просвещение, 2011. - (Серия «Работаем по новым стандартам»).
8. Ванина Э.В. Диагностика результатов обучения истории в школе // Преподавание истории и обществоведения в школе. - 2011. - № 4. - С. 22- 27. Компакт-диск по истории древнего мира // Преподавание истории и обществоведения в школе. - 2011. - № 6. - С. 43-45.
9. Воровщиков, С.Г. Внутришкольная система развития учебнопознавательной компетентности учащихся. - М.: УЦ «Перспектива», 2011. - С. 29.
10. Гаибова, В.Е. К определению общих учебных компетентностей старшеклассников / В.Е. Гаибова, А. П. Чернявская // Инновации в образовании. - 2006. - № 5. - С. 28 - 39.
11. Гетманская, А. А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004.
12. Гутник, И.Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005. - 128 с.
13. Диагностика учебной успешности в начальной школе / под ред. П.Г. Нежнова, И.Д. Фрумина, Б.И.Хасана, Б.Д. Эльконина. М. : Открытый институт «Развивающее образование». 2009.. 168 с.
14. Ефремова, Н.Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: моногр. - Ростов н/Д: Аркол, 2010. 386 с.
15. Зеер, Э.Ф. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем / Э.Ф. Зеер // Высшее образование в России. -
2007. - № 11. - С. 39-46.
16. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / Высшее образование сегодня. 2003. № 5.
17. Зимняя, И.А.Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // высшее образование сегодня. 2003. №5. с.35-41
18. Зуева Т. М., Лузан Е. Ю., Судак И. Г. Информационные компетенции на уроках математики и возможности овладения ими с помощью средств ИКТ [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 183-188
19. Иванова, Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с. - (Работаем по новым стандартам).
20. Извозчиков В.В., Соколова Г.Ю., Тумалева Е.А. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационнообразовательного пространства // Наука и школа. - 2010. - №4.
21. Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя. В сб.: Труды международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сб.4. Ростов-н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, -
2007. - С. 264.
22. Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учебная техника // Высшее образование в России. - 2016. - №1.
23. Кершан Б., Новембер А., Стоун Дж. Основы компьютерной грамотности: Пер.с англ.-М.: Мир, 2009.
24. Коул М. Новые информационные технологии, основные навыки и изнанка образования: что следует делать? // Социально- исторический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула. - М.: Педагогика, 2009.
25. Ковалева, Л. С. Применение системно-деятельностного подхода в обучении, моделирование современного урока [Электрон. ресурс] / Л. С. Ковалева // Современные научные исследования. - Вып. 1. - Концепт, 2013. - Режим доступа : http://e-koncept.ru
26. Конышева, Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: Учебное пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Н.М.Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007.
27. Котенко В.В., Сурменко С.Л. Информационно-компьютерная компетентность как компонент профессиональной подготовки будущего учителя информатики // Электронный научный журнал «Вестник Омского гос. пед. ун-та». 2006. http://www.omsk.edu (Дата обращения: 06.05.2014).
28. Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика/ В.В. Краевский, А. В. Хуторской. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - с. 140.
29. Кузнецова, М.И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений: пособие для учителя / М.И.Кузнецова. - М. Вентна-Граф, 2014. - 432 с.
30. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии .-2004. -№5. -С.3 -12
31. Лебедев, О.Е. Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12.
32. Макарова Н. Н. Коммуникативная игра в младших классах / Н. Н. Макарова // Начальная школа. - 2008. - №7. - С. 24-27. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. - СПб. : Питер,
2009. - 320 с.
33. Методические рекомендации по использованию информационно - коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. - Пермь: ПРИПИТ, 2014. - С. 14.
34. Мошнина С.Г.Батырева. Р.Ш.Оценка эффективности организации внеурочной деятельности младших школьников// Научно-методический журнал «Начальное образование», 2013. - №5., с.23-30
35. Осмоловская, И. Ключевые компетенции в образовании: их смысл, значение и способы формирования / И. Осмоловская // Директор школы. - 2006. - № 8. - С. 64 - 69.
36. Оценка достижения планируемых результатов учащихся. Система знаний : в 2 ч./ М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - 3-е изд. - Ч. 1. - М. : Просвещение, 2009. - 215 с.
37. Оценка качества знаний обучающихся / Н.Ф.Виноградова и др. М. : Дрофа. 2000. 128 с.
38. Педагогика: учеб./ Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 432 с., С.284
39. Перелыгина Е.А., Фишман И.С. Методические рекомендации по формированию ключевых компетентностей учащихся. - Самара: Издательский дом «Федоров». - 2007.
40. Планируемые результаты общего образования : стандарты второго поколения / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с.
41. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. - 4-е изд., испр. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2005. - 320 с
42. Румянце, В.Б. Всемирная истории в Интернете / В.Б. Румянцев // Преподавание истории в школе. - 2012. - № 8. - С.75.
43. Рыжкова Н.Г. Использование компьютерного учебника на занятиях по истории // Преподавание истории и обществоведения в школе. - 2010. - № 3. - С. 52.
44. Рылова Н.Т. Организационно-педагогические условия создания здоровье сберегающей среды образовательных учреждений. Автореферат кандидатской дис. Кемерово: КГУ.-2007.-С 21.
45. Селевко Г Компетентности и их классификации./Народное образование № 4, 2004.-С.138-143
46. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - Т.1. - М., 2006., С. 21-24.
47. Семёнов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. М., 2000. - С.32.
48. Семенов, А.Л. ИКТ-компетентности учащихся : ИКТ как
инструментарий универсальных учебных действий : подпрограмма формирования [Электронный ресурс]. / А.Л. Семенов -
http: //ito .edu.ru/sp/publi/publi/0/Semenov.html
49. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 с.
50. Стратегия модернизации общего образования: Материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования. - М.: ООО «Мир книги», 2001
51. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Развитие информационной компетенции специалистов в области обучения иностранному языку // Режим до-ступа: http://www.lib.tsu.m/mminfo/021044960/04/imаge/04-096.pdf - С.4.
52. Сюсюкина И. Е. Содержательно-методическое обеспечение процесса формирования универсальных учебных действий школьников в оценочной деятельности / И. Е. Сюсюкина // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - С. 10-13.
53. Тарасова Н.В. Стратегия реализации компетентностного подхода в образовании: историко-педагогический аспект / Н.В. Тарасова. - М.: ФИРО, 2007. - 51 с.
54. Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сент. // Режим доступа: ЬОр:/А№№^е1ёо8.ги/]оита1/2005/0910-11 .htm.
55. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования / Министерство образования науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
56. Хиленко Т.П. Типовые задачи по формированию универсальных
учебных действий. Работа с информацией: пособие для учащихся
общеобразоват. организаций. - М.: Просвещение, 2014. - 96с. - С. 72-73
57. Хиленко, Т. П. «Педагогические условия формирования информационной компетентности». - 2013. - № 3. - С. 87-91.
58. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. - М.,2007.
59. Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания / Чернов А.В. // Преподавание истории в школе. - 2011. - № 8.- С. 40-46.
60. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в школе. - М.: Академкнига/учебник, 2009. - 112 с.
61. Gutierrez Perez R. The development of а metаphoric competence. А ^ёа^ю proposа1 of educаtionа1 innovаtionInnovаtion in Lаnguаge Leаming end Teаchingс. - 2018. PP. 1-27.
62. /агобпуик G.V., РакКо1к^а N.V., Selyukin D.B. Prognostic progress of аcаdemic phys^l educаtion system in RussiаTeoriyа i Ргакзка Fizicheskoy Kultury (4). 2018. - PP. 11-13
63. Nikou S.A., Economides А.А. Mobi1e-Bаsed тют^ат^ end Assessment: ^ра^ on ^ming performаnce end motivаtion of high school studentsJournа1 of Computer Assisted Leаrning 34(3), 2018. - с. 269-278


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ