Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей

Работа №70584

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юридическая психология

Объем работы75
Год сдачи2021
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
342
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Период изготовления: июнь 2021 года.
ВУЗ: неизвестен.
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка. В исследовании приняло участие 70 респондентов в возрасте от 11 до 17 лет. 35 респондентов совершили разные правонарушения, 35 подростков – правонарушений не совершали.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название , то работа подойдет для любого вуза.

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей 7
1.1 Научно-психологические подходы к изучению образа семьи 7
1.2 Социальные изменения как фактор трансформации образа семьи в представлениях подростков 15
1.3 Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей 23
Глава 2. Эмпирическое исследование образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей 36
2.1 Программа и методы исследования 36
2.2 Результаты эмпирического исследования образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей 40
2.3 Тренинг по формированию у несовершеннолетних правонарушителей представлений о семье 51
Заключение 60
Список использованной литературы 62
Приложения 69


Сегодня существуют отдельные исследования психологических механизмов формирования у подростков образа будущего брачного партнера, особенности формирования представлений о будущей семье у подростков, развитие психологической готовности подростков к созданию семьи. Однако анализ научной литературы показывает, что в прямой постановке проблема представлений о семье в аспекте картины мира человека почти не разрабатывалась.
Сегодняшняя реальность обостряет актуальность обсуждения обозначенной темы. Проблему формирования образа семьи у подростков приходится решать в новых экономических, политических и социальных условиях. Поэтому любое исследование, касающееся института семьи, брака и преодоления семейных конфликтов, является актуальным, так как полученные данные могут обогатить теоретические знания и методологический инструментарий практикующих специалистов. Особенно важной для изучения, является проблема формирования образа семьи применительно к несовершеннолетним правонарушителям.
Степень изученности проблемы исследования. Сущность понятия «образ», «картина мира», «представления» и их виды раскрыто в научных трудах таких ученых, как А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, З. Фрейд, К.Г. Юнг и др. Проблема формирования образа семьи в представлениях личности подрастающего поколения стала предметом исследования А.А. Карпенко, В.М. Карповой, А.А. Писаревой, М.В. Сапоровской и др. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей раскрыты в работах А.В. Микляевой, Е.В. Руденского, Ю.В. Терентьевой и др.
В рамках выше указанного важным представляется изучение специфики образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей.
Объект выпускной квалификационной работы − образ семьи.
Предмет выпускной квалификационной работы − образ семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей.
Цель − выявление специфики содержания образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретико-методологическую основу изучения образа семьи;
2. Описать специфику образа семьи в представлении подростков.
3. Дать психологическую характеристику несовершеннолетним правонарушителям.
4. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей.
5. Проанализировать специфику образа семьи в представлении несовершеннолетних правонарушителей по результатам проведенного эмпирического исследования.
6. Осуществить практическое применение результатов эмпирического исследования.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, специфика содержания образа семьи несовершеннолетних правонарушителей заключается в наполнении его негативными характеристиками своей семьи, а также большим расхождением в содержании образов реальной и идеальной семьи.
2. Скорее всего, существует взаимосвязь содержания образа семьи и степени удовлетворенности семейной жизнью у несовершеннолетних правонарушителей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: подходы к понятию «образ», «картина мира», «социальные представления» –К.Г. Юнга и др.; подходы к понятию «образ семьи» – Е.Н. Васильевой и др.; подходы к формированию образа семьи у детей подросткового возраста – А.А. Карпенко; подходы к психологическим особенностям несовершеннолетних правонарушителей – А.И. Палей и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный краткий обзор основных направлений в изучении образа семьи, дает возможность заключить, что каждое из рассмотренных направлений вносит свой вклад в развитие теории социальных представлений, а также в каждом направлении понимание механизмов формирования и функционирования образа семьи имеет индивидуальный характер. В этой связи необходимо отметить, что образ семьи структурно представлен элементами общественного сознания, которое возникло под влияние коллективных отношений и индивидуального сознания членов группы. Особенностью образа семьи является его относительная динамичность и устойчивость, способность трансформироваться, доказательством чего является сложная, имеющая несколько уровней, организация структуры данного феномена.
Образ семьи определялся в данном исследовании как синоним понятий «представлений о семье», «представлений о семейных отношений». Образ семьи выступает как субъективное представление, включающее самого субъекта и других членов семьи, его представления о супружеском союзе и родственных связях – отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство.
Было отмечено, что в настоящее время образ семьи трансформировался. На это оказало влияние смена общественных отношений, которая изменила традиционные представления о семье и семейных отношениях. Еще десятилетие назад традиционная семья – это социальная мини-организация, которая выполняла репродуктивную и воспитательную функцию. В настоящее время взгляды на семью и семейные отношения изменились, значительно расширились семенные функции.
Представления подростков о семье, с одной стороны, отражают типичное, то, что свойственно именно этому возрасту: поиск себя, напряженная внутренняя жизнь, рефлексия, а с другой – несут определенный индивидуальный опыт проживания в конкретной семье с ее ценностными ориентирами и приоритетами
Для подтверждения выдвинутых гипотез было организовано и проведено эмпирическое исследование.
Статистически значимые различия по методике FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона подтверждают, что представления о семье у несовершеннолетних, не совершавших правонарушений, шире, чем у несовершеннолетних правонарушителей. Несовершеннолетние правонарушители имеют фрагментарные преставления об эмоциональной привязанности к семье; о семейных границах; о том, что в условиях семьи всеми членами принимаются согласованно особо значимые решения; о том, что в условиях семьи человек проводит значительное количество времени; о том, что в семье по отношению ко всем членам существуют определенные правила и должна быть (в пределах разумного) дисциплина. Примечательно, что представления о семье по таким параметрам, как контроль, развлечения и отдых в условиях семьи в эмпирических группах имеют примерно равные значения – статистически не значимы.
Статистически значимые различия по методике субъективного шкалирования позволили подтверждают, что представления о семье у несовершеннолетних, не совершавших правонарушений, шире, чем у несовершеннолетних правонарушителей.
По результатам эмпирического исследования был разработан тренинг по формированию образа семьи у несовершеннолетних подростков и тренинг для родителей несовершеннолетних правонарушителей. Полученные в эмпирическом исследовании результаты можно использовать для подготовки несовершеннолетних правонарушителей к дальнейшей жизни, в том числе и семейной. Исследование обозначает темы, которые необходимо обсуждать в этом возрасте с целью развития (коррекции) представлений и поведения.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотезы подтверждены.



1. Алексеева, Е. Н. Развитие представлений о семье и образе родителя в системе детско-родительских отношений / Е. Н. Алексеева // Теория и практика общественного развития. – 2019. – № 12. – С. 173-176.
2. Алексеева, Д. Л. Дети и родители: территория соприкосновения / Д. Л. Алексеева // Мир психологии. – 2016. – №2. – С. 45-51.
3. Аргентова, Л. В. Психологические проблемы неполных семей разного типа и их психологопедагогическое сопровождение / Л. В. Аргентова, Т. Е. Аргентова. – Кемерово : Кемеровский гос. университет, 2017. – 144 с.
4. Белинская, Е. П. Социальная психология личности / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – Москва : Аспект пресс, 2015. – 301 с.
5. Бобкова, Т. С. Социокультурные представления о семье и браке подростков в разных социально-педагогических ситуациях развития / Т. С. Бобкова // Казанский педагогический журнал. – 2013. – № 5. – С. 156-163.
6. Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г. М. Бреслав // Психологические исследования. – 2017. – №2. – С. 63-69.
7. Буровихина, И. А. Субъективная картина жизненного пути современных подростков / И. А. Буровихина // Вестник Московского университета. Сер.14: Психология. – 2016. – № 4. – С. 148-160.
8. Васильева, Е. Н. Изучение отношения подростков, юношества и молодежи к своим будущим родительским ролям / Е. Н. Васильева, А. В. Щербакова // В мире научных открытий. – 2016. – № 9(45). – С. 214-239.
9. Василенко, А. А. Представление юношей и девушек о будущей семье в зависимости от типа родительской семьи / А. А. Василенко, Т. Г. Яничева // Научные исследования выпускников факультета психологии СПБГУ. – 2015. – Т. 2. – С. 63-71.
10. Василюк, Ф. Е. Структура образа / Ф. Е. Василюк // Вопросы психологии. – 2003. – № 5. – С. 5-20.
11. Векилова, С. А. Психология семьи : учеб. и практикум для вузов / С. А. Векилова. – Москва : Юрайт, 2020. – 308 с.
12. Вербицкий, Р. Ю. Социальные представления как предмет социальной психологии / Р. Ю. Вербицкий // Вестник Университета ГУУ. – 2015. – №11. – С. 311-315.
13. Гуриева, С. Б. Педагогические условия формирования у подростков представлений о семье / С. Б. Гуриева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер. : Педагогика, психология. – 2017. – № 4(11). – С. 83-86.
14. Данилова, М. В. Особенности воспитания в неполных семьях / М. В. Данилова, Д. В. Наумова // Проблемы современной науки и образования. – 2018. – № 4 (18).- С. 75 – 77.
15. Девятых, С. Ю. Образ семьи в оценочных эталонах юношей и девушек / С. Ю. Девятых // Вестник Витебского государственного медицинского университета. – 2016. – Т. 2, № 4. – С. 112-115.
16. Дьяченко, М. И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости подростков с асоциальным поведением / М. И. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2017. – №2. – С. 52-55.
17. Зеленина, М. М. Психологические особенности агрессивных проявлений условно осужденных / М. М. Зеленина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyjournals.ru. (Дата обращения: 22.03.2021 г.).
18. Игебаева, Ф. А. Семья в трансформирующемся российском обществе / Ф. А. Игебаева. // Социологические исследования. – 2014. – № 9. – С.73-76.
19. Иконникова, Д. А. Представление о любви, семье и браке у современных юношей и девушек / Д. А. Иконникова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2018. – Т. 4, № 5. – С. 887-889.
20. Истратова, О. Н. Влияние условий воспитания на формирование представлений о семейных ролях в подростковом возрасте / О. Н. Истратова, А. А. Карпенко // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2018. – № 10 (111). – С. 174-180.
21. Каменская, Е. Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Е. Н. Каменская – Ростов на Дону : Феникс, 2013. – 328 с.
22. Карпенко, А. А. Влияние условий воспитания на формирование образа семьи в подростковом возрасте / А. А. Карпенко, О. Н. Истратова // Известия Южного федерального университета. Технические науки. – 2011. – № 10(123). – С. 205-211.
23. Карпова, В. М. Представления о родительской и будущей семье в подростковом и юношеском возрасте / В. М. Карпова, Е. В. Филиппова // Психологическая наука и образование. – 2017. – № 4. – С. 84-96.
24. Ковалев, С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 269 с.
25. Козубовский, В. М. Самооценка личности. Общая психология : личность: Учеб пособие / В. М Козубовский. – Минск : Амалфея, 2018. – 506 с.
26. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2016. – 521 с.
27. Коннер, О. Психология семьи / О. Коннер. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 487 с.
28. Коряковцева, О. А. Социально-педагогическое сопровождение семей с детьми : учеб. пособие для вузов / О.А. Коряковцева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 225 с.
29. Кудрявцева, Т. В. Особенности воспитания в неполной семье / Т. В. Кудрявцева // Сборники конференции НИЦ Социосфера. – 2017. – № 3. – С. 36 – 41.
30. Кулиш, О. Г. Взаимосвязь образа семьи и развития самосознания у детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов : Дис. канд. психол. наук: 19.00.01 / О. Г. Кулиш. – Москва, 2005. – 213 с.
31. Кучмаева, О. В. Трансформация института семьи и семейные ценности / О. В. Кучмаева, М. Г. Кучмаев, О. Л. Петрякова // Вестник славянских культур. – 2019. – Т. XIII. – № 3. – С. 20–29.
32. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 745 с.
33. Леотьев, Д. А. Психология смысла / Д. А. леонтьев. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 345 с.
34. Матвеева, Т. М. Психологические аспекты формирования психологической готовности к браку у современной молодежи / Т. М. Матвеева // Гуманитарные и социальные науки. – 2013. – № 6. – С. 302-311.
35. Микляева, А. В. Социальная идентичность личности : содержание, структура, механизмы формирования : монография / А. В. Микляева [и др.]. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – С. 8-47.
36. Нестерова, А. А. Проблема изучения семейного мифа / А. А. Нестерова // Аспирантский сборник № 1 (12). – М.: Изд-во МГСУ, 2003. – 369 с.
37. Образ партнера противоположного пола у современной молодежи / И. Л. Шелехов, Е. В. Гребенникова, М. Ю. Слободчикова; рец. : А. Н. Корнетов, Л. Ф. Алексеева; Томский педагогический университет (Томск). – Томск : ТГПУ, 2013. – 232 с.
38. Палей, А. И. Модальностная структура эмоциональности и когнитивный стиль поведения подростков, совершивших правонарушения / А. И. Палей // Вопросы психологии. – 2019. – № 1. – С. 118-126.
39. Писарева, А. А. Образ родителей у подростков с нарушениями адаптации / А. А. Писарева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2019. – № 98. –С. 291-295.
40. Подольский, А. И. Анализ феномена психологического давления во внутрисемейных отношениях как основа типологии семейных конфликтов / А. И. Подольский, И. Н. Погожина // Образование личности. – 2018. – №4. – С. 123-129.
41. Прохорова, О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учеб. пособие для вузов / О.Г. Прохорова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 234 с.
42. Психолого-педагогические особенности семьи XXI века : коллективная научная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. – Ульяновск : Зебра, 2016. – 424 с.
43. Рубинштейн, С. Л. Общая психология / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2016. – 746 с.
44. Руденский, Е. В. Психология отклоняющегося развития личности подростка / Е. В. Руденский. – Москва : АСТ, 2015. – 471 с.
45. Сатир, В. Психотерапия семьи / В. Сатир. – Санкт-Петербург : Ювента, 2013. – 284 с.
46. Сапоровская, М. В. Межпоколенная связь и трансгенерация паттернов совладающего поведения / М. В. Сапоровская // Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / под. ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. – Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2011. – 369 с.
47. Савенкова, И. В. Представления о семье и особенностях воспитания у подростков из разных социальных слоев / И. В. Савенкова // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Сер. : Общественные науки. – 2018. – № 6 (178). – С. 106-112.
48. Сапоровская, М. В. Родители и дети: развитие совладающего поведения в семье / М. В. Сапоровская // Психология совладающего поведения / под ред. Т.Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. – Москва: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 369 с.
49. Семенова, Л. Э. Источники становления представлений старших подростков о семье: психологический анализ / Л. Э. Семенова, Е. А. Урусова // Вестник Мининского университета. – 2018. – № 3 (11). – С. 8.
50. Семья и брак в современном изменяющемся мире: конструирование социальных представлений : под общ. ред. Е.А. Ипполитовой / Е. А. Ипполитова, О. С. Гурова, И. В. Михеева [и др.]. – Барнаул : АЗБУКА, 2012. – 256 с.
51. Соколова, Е. К. Подходы к проблеме отклоняющегося поведения / Е. К. Соколова // Вопросы психологии. – 2017. – №4. – С. 113-116.
52. Соловьева, Е. А. Психология семьи и семейное воспитание : учеб. пособие для вузов / Е. А. Соловьева. – Москва : Юрайт, 2020. – 255 с.
53. Сухов, А. Н. Социальная психология : Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А. Н. Сухов. – Москва : ИЦ Академия, 2018. – 240 c
54. Табейкина, Е. К. Образ семьи в представлениях современной молодежи / Е. К. Табейкина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2015. − № 6. – С. 26-30.
55. Терентьева, Ю. В. Психология противоправного поведения / Ю. В. Терентьева. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 455 с.
56. Терехин, В. А. Психологические аспекты качества семейно-брачных отношений / В. А. Терехин, Е. В. Криченко // РЭГ. – 2015. – №12 (42). – С. 23-29.
57. Тигунцева, Г. Н. Подросток-правонарушитель: социальные и психолого-педагогические аспекты / Г. Н. Тигунцева. – Иркутск, 2017. – 288 с.
58. Целуйко, В. М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко. – Москва : Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2016.– 288 с.
59. Шаваева, О. А. Семья как объект социально-педагогической деятельности / О. А. Шаваева // Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 мая 2014 г. – Тамбов, 2014 – С. 175-177.
60. Шутценбергер, А. А. Синдром предков / А. А. Шутценбергер. – Москва : Изд-во «Психотерапия», 2007. – 253 с.
61. Шуман, С. Г. Семейные конфликты : причины, пути устранения / С. Г. Шуман. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 392 с.
62. Филинова, Н. В. Современный образ российской семьи в информационном пространстве / Н. В. Филинова, Н. В. Федюкина // Годичные научные чтения филиала РГСУ в г. Клину. – 2018. – № 2 (12). – С. 5-14.
63. Фомина, О. И. Личностные особенности подростков с отклоняющимся противоправным поведением и с поведением в норме / О. И. Фомина // Мир психологии. – 2018. – №1. – С. 87-89.
64. Фрейд, З. Психоанализ / З. Фрейд. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 745 с.
65. Фурманов, И. А. Социально-психологические проблемы поведения. Курс лекций для студентов отделения психологии / И. А. Фурманов. – Минск : БГУ, 2018. – 91 с.
66. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 656 с.
67. Юнг, К. Г. Структура психики и процесс индивидуализации / К. Г. Юнг. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 698 с.
68. Ярмольник, И. М. Нейропсихологические механизмы регуляции эмоционального состояния подростков-правонарушителей в ситуации кризиса : теоретический и практический аспекты эмпирического исследования / И. М. Ярмольник // Вопросы психологии. – 2018. – №2. – С. 74-75.
69. Basimov M.M. Multiple comparison in sociology of family // The 11th Conference of the European Sociologcal Association (Torino, 28-31 August 2013) / Abstract Book: Torino, 2013. – P. 684.
70. Petrenko E.N. Loyal'nost' k semeynomu naslediyu // Vestnik integrativnoy psikhologii. Yaroslavl'; - M., 2008. – S. 148-151.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ