Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования и развития рынка услуг общественного питания 7
1.1 Понятие и сущность услуг общественного питания 7
1.2 Классификация услуг общественного питания 13
1.3 Особенности формирования и развития рынка услуг общественного
питания 21
2. Анализ формирования и развития рынка услуг общественного питания г.
Белгород 28
2.1 Тенденции регионального рынка общественного питания за 2015 - 2017
год 28
2.2 Анализ рынка услуг общественного питания в г. Белгород 34
2.3 Оценка качества рынка услуг общественного питания в г. Белгород ... 41
3. Проблемы и пути улучшения рынка услуг общественного питания в г. Белгород 52
3.1 Анализ проблем регионального рынка услуг общественного питания . 52
3.2 Основные направления улучшения рынка услуг общественного питания
в г. Белгород 58
3.3 Внедрение системы стандартизации качества на предприятиях г. Белгород по улучшению качества услуг общественного питания 68
Заключение 81
Список литературы 84
Приложения
Актуальность диссертационного исследования. Одной из наиболее перспективных отраслей экономики современной России, является сфера общественного питания. Неуклонно растет количество заведений общественного питания происходят значительные качественные изменения, внедряются новые технологии производства и сервиса.
Положительная динамика роста заведений отрасли ведет к ожесточен-ному усилению конкуренции на площадке этого бизнеса. Исследование конкурентоспособности российских компаний общепита приобретает особую актуальность в условиях продуктового эмбарго.
В процессе этого на российском рынке общественного питания будут необходимые условия для поддержания здоровой конкурентной борьбы между отечественными и зарубежными компаниями. Если российские компании общественного питания не смогут приспособиться к усиленно развивающейся современной экономике, то они будут вытиснены транснациональными компаниями, которые стремительно проникают на площадку российского рынка общественного питания.
При наличии большого интереса ученых и практиков к изучению вопроса о конкурентоспособности компаний, нет единого подхода к комплексной оценке. Итог анализируются отдельные экономические показатели, без учета сложных внутренних связей. Компании общепита концентрируют внимание на отдельных показателях конкурирующих фирм приводит к тому, что снижается способность вовремя принимать решения в условиях конкурентной борьбы.
Процветание отрасли общественного питания и рынка потребительских услуг, можно отнести к общественно значимым, развитый сектор услуг залог здоровой экономической системы в целом. Пища является основой для населения, без первой ступени пирамиды Абрахама Маслоу не может быть дальнейшего развития у человека. От того, как человек питается, зависит его здоровье, трудоспособность и стремление развиваться.
Питание человека - это не только его личное, но и общественное дело. Развитие общественного питания тесно связанно с социально-экономическим развитием региона и экономики государства.
Таким образом, тема данного диссертационного исследования «Формирование и развитие рынка услуг общественного питания» является весьма актуальной.
Степень разработанности темы исследования. Формирование и развитие рынка услуг общественного питания является сравнительно новым направлением в российской науке, требующим внимательного и подробного научного исследования. Поэтому были изучены и проанализированы работы ведущих отечественных ученых по проблематике данного исследования.
Исследованию рынка общественного питания посвящено достаточно много работ, таких авторов, как Алексеев Г.В., Алексеева Д. А., Алехина Е.С., Ахмадеева О. А., Идрисова А. И., Барановский В. А., Баталова О. Э., Богатова Н., Бокая Ю. О., Быстров С. А., Василенко З.В., Васильева И.В.
Тематике управления качеством услуг общественного питания уделяли внимание такие авторы, как Васюкова, А. Т., Гембрис, С., Геррман, Й., Герчикова, И. Н., Горбашко, Е. А., Горбунов С.,Бочкарев С. В., Петроченков А. Б., Схиртладзе А. Г., Дёмина Л.А.
Проблемам экономики общественного питания уделяли внимание следующие авторы Елхина, В. Д., Емельянова Т. В., Ефимова О. П., Жабина, С. Б., Илинзер, Д.И., Дафт Р.
Основные аспекты общественного питания на российском рынке исследованы такими авторами, как Исаенко А.В., Ильсахан И.А., Иглесиас Л.Ф., Иванова Э.А., Иванов А.А., Захарова И.И., Шавандина И.В., Дубиновский М.З.
Целью данного исследования является совершенствование рынка услуг общественного питания г. Белгорода.
Задачами данного исследования являются:
1. изучить понятие и сущность услуг общественного питания;
2. привести классификацию услуг общественного питания;
3. выявить особенности формирования и развития рынка услуг общественного питания;
4. проанализировать тенденции регионального рынка общественного питания за 2015 - 2017 год;
5. провести анализ рынка услуг общественного питания в г. Белгород;
6. оценить качество рынка услуг общественного питания в г. Белгород;
7. произвести анализ проблем регионального рынка услуг общественного питания;
8. предложить основные направления улучшения рынка услуг общественного питания в г. Белгород;
9. разработать внедрение системы стандартизации качества на предприятиях г. Белгород по улучшению качества услуг общественного питания.
Объектом исследования является рынок общественного питания в г. Белгород.
Предметом исследования является формирование и развитие рынка услуг общественного питания в г. Белгород.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- проанализированы теоретические аспекты формирования и развития рынка услуг общественного питания, а именно понятие и сущность услуг общественного питания, систематизирована классификация услуг общественного питания, определены особенности формирования и развития рынка услуг общественного питания;
- проведена комплексная оценка анализа формирования и развития рынка услуг общественного питания на примере г. Белгород, а именно: выявлены тенденции регионального рынка общественного питания за 2015 - 2017 год, проведен комплексный анализ рынка услуг общественного питания в г. Белгород;
- проведена оценка качества рынка услуг общественного питания в г. Белгород.
- предложены основные направления улучшения рынка услуг общественного питания в г. Белгород, предложена система стандартизации качества на предприятиях г. Белгород по улучшению качества услуг общественного питания.
Методологическая основа исследования. Основными методами данного исследования являются методы наблюдения, метод качественной и количественной обработки данных, методы анализа и синтеза, методы сравнения и обобщения, анализ, методы аналогии, индукции и дедукции, методы группировки, табличный и экономико-статистический метод.
Практическая значимость исследования заключается в применении предложенных мероприятий по улучшению услуг предприятий общественного питания г. Белгород.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, 78 источников литературы, приложения, 97 страниц.
Общественное питание - отрасль экономики, выполняющая функции производства и реализации услуг питания, организации потребления и досуга. В настоящий момент предприятия общественного питания имеют следующие типы организаций: рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные. Нормативные источники, регулирующие сферу общественного питания, не дают чёткого разделения услуг предприятий общественного питания на основные и дополнительные. Однако на основании проведённых исследований можно сделать вывод, что услуга питания является основной в деятельности предприятий общественного питания. Все остальные услуги, оказываемые данными предприятиями, считаются дополнительными и организуются для удобства гостей, для повышения конкурентоспособности и престижности предприятия.
Классификация оказания услуг имеет достаточно большой перечень. Услуги общественного питания подразделяются на производственные - все то, что начинается закупкой продукции и заканчивается полной готовностью блюда (изделия); обслуживание, включающее подготовительные, основные и завершающие операции.
Услуги общественного питания в России на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных и быстроразвивающихся направлений пищевой отрасли. Процветание данного рынка относится к социально значимым задачам, так как развитый сектор услуг на макроуровне показывает развитость экономической системы страны в целом, а на микроуровне является основой жизни человека. От того, как питается человек, напрямую зависит его здоровье, трудоспособность и настроение. Следовательно, развитие услуг общественного питания является важнейшей задачей социально - экономического развития экономики страны.
По проведенному исследованию рынка услуг общественного питания в г. Белгород было установлено, что оборот услуг общественного питания в 2017 году увеличился на 1018,7 млн. руб. Услуги питания в 2017 году увеличились на 509,35 млн. руб. по сравнению с 2016 годом. Услуги по организации потребления обслуживания в 2017 году увеличились на 305,61 млн. руб. по сравнению с 2015 годом. Услуги по изготовлению и реализации кулинарной продукции, в том числе кондитерской продукции увеличились в 2017 году на 122,24 млн. руб. по сравнению с 2015 годом. Услуги по организации досуга увеличились незначительно в 2017 году на 50,95 млн. руб., в сравнении с 2015 годом. Прочие услуги увеличились в 2017 году на 30,56 млн. руб. В целом идет положительная динамика роста услуг общественного питания в г. Белгород.
В ходе оценки качества услуг предприятий общественного питания в г. Белгород было установлено, что обобщение высказанных в ходе анкетирования пожеланий потребителей подтвердило целесообразность совершенствования системы ценообразования, повышения качества блюд и обслуживания, разнообразия ассортимента за счет включения в меню блюд рационального питания, пропаганды здорового питания, в том числе в СМИ, развития столовых как низкоценового сегмента рынка. Особую озабоченность потребители высказали в связи с данными ими оценками санитарного состояния пред-приятий общественного питания и профессионализма персонала. По нашему мнению, на эти проблемы должно быть обращено внимание бизнес-структур.
Проблемы предприятий общественного питания г. Белгород вытекают из специфики деятельности и являются крайне сложными, так как сочетают в себе практически все управленческие функции. Для решения проблем пред-приятий общественного питания г. Белгород крайне важно в деятельности предприятий использовать современные подходы к управлению, основанные на принципах стратегического менеджмента и маркетинга. Наиболее актуальными проблемами и требующими постоянного решения являются: отсутствие стандартов обслуживания, слабое регулирования качества предприятий общественного питания.
Для обеспечения эффективности предприятий общественного питания и его развития необходимо обеспечить современный технологический уровень производства пищевой продукции и сформировать систему контроля и управления качеством на основе факторообразующих элементов для развития сферы общественного питания в условиях г. Белгород. Управление качеством товаров и услуг - это управление знаниями, что обеспечивает новые технико-технологические и организационно- экономические решения, и на их основе возможности роста конкурентоспособности предприятия общественного питания. Концептуализация, как определение понятий, отношений и механизмов управления для решения задач ИД, рассматривает процесс создания концептуальной модели объекта исследования.
Таким образом, для улучшения качества услуг предприятий общественного питания в г. Белгород нами была разработана система стандартизации качества услуг предприятий общественного питания, которая включает в себя разработку системы ХАССП, внедрение мобильного приложения «Ревизона» на территории г. Белгород и разработку стандартов обслуживания. Поэтому подходы к совершенствованию процесса обслуживания, применяемые для конкретного предприятия общественного питания, позволяют перевести их в практическую плоскость, ориентированную на установление стандартов обслуживания, анализ текущей ситуации, принятие решений о необходимости изменения процесса обслуживания, определение стратегических действий, разработку и реализацию плана совершенствования процесса обслуживания.
1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» [Текст] // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
2. Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»[Текст] // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
3. Указ Президента РФ от 04.04.1996 N 491 (ред. от 06.01.1999) «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» [Текст] // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
4. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.08.2016) [Текст] // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
5. ГОСТ Р 50763-2007. Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия [Текст] // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
6. ГОСТ Р 52113-2003. Услуги населению. Номенклатура показателей качества[Текст] // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
7. ГОСТ 30602-97 / ГОСТ Р 50647-94. Общественное питание. Термины и определения. [Текст] // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
8. ГОСТ Р 50764 - 95 Услуги общественного питания: общие требования[Текст] // Справочная правовая система «Консультант Плюс»
9. Алексеев, Г.В. Системный подход в пищевой инженерии. Общие определения и некоторые приложения [Текст]: учебное пособие для бакалавров / Г. В. Алексеев, С. А. Бредихин, И. И. Холявин, 2017. - 157 с.
10. Алексеева, Д. А. Состояние и тенденции развития общественного питания в России [Текст] / Д.А. Алексеева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 6. - С. 151-155
11. Алехина, Е.С. Корпоративное питание на предприятиях как форма сервисного обслуживания потребителей [Текст]/ Е.С.Алехина, Ж.В.Горностаева// Гуманитарные и социальные науки. -2014. -№ 2. -С. 692¬695.
12. Ачилова, К.Г. Повышение качества услуг на предприятиях общественного питания [Электронный ресурс]/ К.Г. Ачилова// Научное сообщество студентов: сб. ст. по мат. XLVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(46). - Режим доступа: https://sibac.info/archive/meghdis/11(46).pdf
13. Ахмадеева, О. А. Тенденции развития рынка общественного питания в России [Текст]/ О.А. Ахмадеева, А.И. Идрисова // Молодой ученый. - 2016. - №8. - С. 483-486.
14. Барановский, В. А. Организация обслуживания на предприятиях общественного питания [Текст]/ В.А. Барановский. - М.: Феникс, 2016. - 352 c.
15. Баталова, О. Э. Особенности, проблемы и тенденции развития рынка общественного питания в современных условиях [Текст] : сборник трудов по материалам молодежной конференции / О. Э. Баталова / Современные проблемы теории и практики сервисной деятельности. - СПб., 2017.- С. 109-113.
16. Богатова, Н. Современный ресторан. Книга успешного управляющего : учебник [Текст]/ Н. Богатова. - М.: Ресторанные ведомости, 2012.-216 с.
17. Бокая, Ю. О. Расширение перечня услуг общественного питания как фактор конкурентоспособности [Текст] / Ю.О. Бокая// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 7 (июль). - С. 116-120.
18. Бочкарев, С. В. Управление качеством : учеб.пособие [Текст]/ С.
В. Бочкарев, А. Б. Петроченков, А. Г. Схиртладзе и др. - М.: ООО «ТНТ», 2014. - 456 с.
19. Быстров, С. А. Экономик а и организация ресторанного бизнеса : учеб.пособие [Текст]/ С. А. Быстров. - М.: Форум, 2016. - 464 с.
20. Василенко, З.В. Технология производства продукции общественного питания. Теоретические основы [Текст]: учебное пособие для вузов по специальности «Производство продукции и организация общественного питания» / З. В. Василенко, О. В. Мацикова, Т. Н. Болашенко, - М.: Феникс, 2016. - 300 с.
21. Васильева, И.В. Технология продукции общественного питания [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Васильева, Е. Н. Мясникова, А. С. Безряднова. - М.: Юрайт, 2017. - 414 с.
22. Васюкова, А. Т. Организация производства и управление качеством продукции в общественном питании [Текст]/ А.Т. Васюкова, В.И. Пиво-варов, К.В. Пивоваров Пивоваров. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 296 с.
23. Гембрис, С. Управление качеством :практ. пособие [Текст]/ С. Гембрис, Й. Геррман. - 3-е изд. - Спб. - SmartBook, 2014. - 128 с.
24. Герчикова, И. Н. Менеджмент : учебник для вузов [Текст]/ И.Н. Герчикова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2017. - 512 с.
25. Горбашко, Е. А. Управление качеством : учебник для вузов [Текст]/ Е. А. Горбашко. - М.: Юрайт, 2015. - 464 с.
26. Горбунов, С. Ресторан. От одного до сети. Опыт построения и управления :практ. пособие [Текст]/ С. Горбунов. - М.: Ресторанные ведомости, 2015. - 184 с.
27. Дафт, Р. Менеджмент : учебник [Текст]/ Ричард Д. - 2-изд. - М.: Питер, 2012. - 656 с.
28. Дёмина, Л.А. Экологически здоровое питание как важный компонент в специальности «Технология продукции общественного питания»[Текст]/ Л.А. Дёмина, О.В. Федяшова // Приоритетные направления раз-вития науки и образования : материалы III междунар. науч.-практ. конф.-Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. - С. 13-14.
29. Елхина, В. Д. Механическое оборудование предприятий общественного питания [Текст]/ В.Д. Елхина. - М.: Академия, 2017. - 336 с.
30. Емельянова, Т. В. Экономика общественного питания: учебное пособие [Текст]/ Т. В. Емельянова, В. П. Кравченко. - Минск: Высшая школа, 2015. - 286 с.
31. Ефимова, О. П. Экономика общественного питания [Текст]/ Под ред. Н. И. Кабушкина: Учеб. Пособие. - 3-е изд., испр. И доп. - Мн.: Новое знание, 2013. - 208 с.
32. Жабина, С. Б. Маркетинг продукции и услуг. Общественное питание : учеб.пособие для академического бакалавриата[Текст]/ С. Б. Жабина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 264 с.
33. Захарова, И.И. Эффективность предприятий общественного питания в условиях развития экономики страны [Текст] / И.И. Захарова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12-9. - С. 1962-1967
34. Иванов, А. А. Общественное питание в России. Современное состояние. Гигиенические проблемы. Информационный сборник статистических и аналитических материалов [Текст]/под ред. д.м.н., профессора Беляева Е. Н. - М. - ФЦГСЭН. 2015. - 24с.
35. Иванова, Э.А. Использование потенциала общественного питания в развитии туризма в г. Хабаровске [Текст]/ Э.А. Иванова, А. Егель, Е. Пшеничникова, Т.В. Мазанкова // Концепт. - 2016. - Т. 15. - С. 1656-1660.
36. Иглесиас Л.Ф. Обзор сетевого рынка общественного питания «фаст-фуд»[Текст] / Л.Ф. Иглесиас// Научное сообщество студентов : материалы VI Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 179-182.
37. Илинзер, Д.И. Анализ хозяйственной деятельности в общественном питании [Текст]/ Д.И. Илинзер. - М.: Экономика, 2017. - 144 с.
38. Ильхасан, И.А. Роль отрасли общественного питания в экономике региона [Текст] / И.А. Ильхасан// Научные исследования: векторы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 24 июня 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017.-С. 179-180
39. Ильхасан, И.А. Состояние и тенденции развития общественного питания в современной экономике России [Текст] / И.А. Ильхасан// Научные исследования: векторы развития : материалы Междунар. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 24 июня 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 181-182
40. Исаенко, А. В. Генезис рынка услуг общественного питания в России [Текст] / А. В. Исаенко, А. В. Королев // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2014. - № 3(51). - С. 91-97.
41. Исаенко, А. В. Исследование спроса на продукцию и услуги общественного питания [Текст] / А.В. Исаенко, Е.В. Чурсина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2014. - № 4(52). - С. 78-84.
42. Исаенко, А.В. Тенденции развития оборота общественного питания России [Текст] / А.В. Исаенко // Современные научные исследования в развитии общественного питания и пищевой промышленности : материалы международной научно-практической и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. - Белгород : Издательство БУКЭП, 2016. - С. 258-265.
43. Карпенко Е.М. Повышение эффективности системы управления качеством [Электронный ресурс] / Е.М. Карпенко // Вестник Гомельского государственного технического университета им. П.О. Сухого. - 2017. - №2 (41). -Режим доступа: [http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/povyshenie-effektivnosti- sistemy-upravleniya-kachestvom].
44. Кащенко, В. Ф. Оборудование предприятий общественного питания [Текст] / В.Ф. Кащенко, Р.В. Кащенко. - М.: Альфа-М, Инфра-М, 2017.-416 с.
45. Корнюшко, Л. М. Механическое оборудование предприятий общественного питания [Текст] / Л.М. Корнюшко. - М.: Гиорд, 2016. - 288 с.
46. Кубина, Н.Е. Исследование проблем и перспектив развития регионального рынка общественного питания [Текст] / Н.Е. Кубина// Вопросы экономики и управления. - 2016. - №3.1. - С. 107-109.
47. Кулькушева, А.А. Анализ и перспективы развития рынка общественного питания в региональных условиях [Текст] / А.А. Кульбышева// Молодой ученый. - 2016. - №27. - С. 433-436.
48. Куприянов, А.В. Система обеспечения качества и безопасности пищевой продукции [Текст] / А.В. Куприянов // Вестник ОГУ. Сер. Технические науки. - 2014. - №3 (164). - С. 164 - 167.
49. Кутаева, Т.Н. Общественное питание в сфере потребительских услуг [Текст] / Т.Н. Кутаева, Е.А. Кутаева // Вестник НГИЭИ - 2013. - № 3 (22) - С. 114-125.
50. Лазерсон, И. Как привлечь гостей в ресторан : учебник [Текст] / И. Лазерсон, Ф. Сокирянский. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2013. - 288 с.
51. Мониторинг качества пищевых продуктов: Методические рекомендации [Текст] / сост. Д. К. Магзанова. - Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2013. - 21 с.
52. Мрыхина, Е. Б. Организация производства на предприятиях общественного питания [Текст] / Е.Б. Мрыхина. - М.: Форум, Инфра-М, 2016. - 176 с.
53. Организация общественного питания: Справочник [Текст] / ред. П.А. Андрианов. - М.: Россельхозиздат, 2016. - 255 с.
54. Организация работы предприятий общественного питания [Текст]- М.: Экономика, 2017. - 271 с.
55. Орлова, А.И. Формирование и развитие рынка услуг общественного питания : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 [Текст] / А.И. Орлова; [Место защиты: Нижегор. гос. инженер.-эконом. ин-т]. -Княгинино, 2015. - 24 с.
56. Орлова, А.И. Классификация предприятий общественного питания и факторы, влияющие на их развитие (на примере детского кафе) [Электронный ресурс] / А.И. Орлова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1.; - Режим доступа: http://science-
education.ru/ru/article/view?id=17833
57. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http: //www.gks .ru.
58. Пасько, О.В. Организация обслуживания на предприятиях общественного питания: учебное пособие [Текст] / Пасько О.В., Бураковская Н.В., Кулагина Е.В. - Омск: Омский государственный институт сервиса, 2014.¬211 c.
59. Платонов, В.Н. Организация и технология торговли [Текст]: учебник для студентов учреждений высшего образования / В. Н. Платонов, Л. С. Климченя. - Минск: БГЭУ, 2017. - 426 с.
60. Попович, О.Б. Постановка задачи проектирования информационной системы для предприятия общественного питания (ресторана) [Текст] / О.Б. Попович, В.Н. Богатиков, А.Ю. Клюшин [и др.] // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : материалы III Междунар. на- уч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2016 г.). В 2 т. Т. 2 / редкол.: О.Н. Ши-роков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 77-81
61. Русакова, О. В. Функции и особенности системы общественного питания [Текст] / О.В. Русакова// Молодой ученый. - 2012. - №7. - С. 121¬123.
62. Рясский, А.В. Формирование методики управления качеством продукции на производственном предприятии в условиях рыночной экономики [Текст] / А.В. Рясский// Вестник СевНТУ. Сер. Экономика и финансы. - 2013. - №138. - С. 97 - 101.
63. Сала, Ю. Маркетинг в общественном питании [Текст] / Ю. Сала. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 240 с.
64. Смагина, И. Н. Организация коммерческой деятельности в общественном питании [Текст] / И.Н. Смагина, Д.А. Смагин. - М.: Эксмо, 2017. - 336 с.
65. Сухорукова, Д.С. Состояние и тенденции развития рынка предприятий питания [Текст] / Д.С. Сухорукова // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLVII между- нар. студ. науч.-практ. конф. №7(47). - Режим доступа:
https: //nauchforum.ru/archive/MNF_social/7 (47).pdf
66. Тарасова, Е.Е. Оценка качества услуг предприятий общественного питания на основе маркетинговых коммуникаций [Текст] / Е.Е. Тарасова // Актуальные проблемы экономики. 2015. - С. 12-19
67. Тарасова, Т. Ф. Исследование экономической конъюнктуры макрорегиона (на примере Центрального федерального округа Российской Феде-рации) [Текст] / Т. Ф. Тарасова, С. А. Кучерявенко, Н. И. Быканова, Л. Н. Матвейчук // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2016. - № 4(60). - С. 123-135.
68. Тедеева, Р. А. Оценка влияния отдельных факторов на результаты функционирования рынка общественного питания Белгородской области [Текст] / Р. А. Тедеева, А. Н. Ковалев // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2016. - № 4(60). - С. 123-135.
69. Тедеева, Р. А. Тенденции и особенности развития общественного питания в республике Дагестан [Текст] / Р. А. Тедеева, Н. Б. Ичакаев // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2015. - № 1(53). - С. 138-142.
70. Теплов, В. И. Детерминанты рыночной политики предприятия общественного питания [Текст] / В. И Теплов, Н. В. Садовникова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2014. - № 3(51). - С. 5-14.
71. Технология продукции общественного питания [Текст]: учебник для вузов по направлению «Технология продукции и организация общественного питания» / под ред. А.С. Ратушного, 2016. - 239 с.
72. Толстова, Е. Г. Безопасность как основа качества услуг общественного питания [Текст] / Е.Г. Толстова // Вопросы экономики и управления. - 2016. - №1. - С. 54-56.
73. Услуги социально-культурной сферы: теоретические и практические проблемы правового регулирования и судебной практики [Текст]: Монография. - М.: Галлея Принт, 2016. - 270 с.
74. Федорова, А.С. Анализ структура рынка общественного питания [Электронный ресурс] / А.С. Федорова // Научное сообщество студентов XXI столетия. сб. ст. по мат. XXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(38). - Режим доступа: http://sibac.info/archive/economy/1(38).pdf
75. Фомина, О.Н. Пищевые продукты. Требования к качеству и контроль безопасности по международным и европейским стандартам [Текст] / О. Н. Фомина, Г. С. Фомин, 2017. - 811 с.
76. Функциональные продукты питания [Текст]: учебное пособие ля бакалавриата- М., 2017. - 303 с
77. Шелудько, Е.Б. Экономика и управление качеством[Текст]/ Е.Б. Шулудько // III Международная научно-практическая конференция «Проблемы современной экономики». Часть 2. - 2014. - С. 24 - 28.
78. Экономика фирмы (организации, предприятия) [Текст]: учебник / под ред. В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк, Б. Н. Чернышева. - 2-е изд. - М.: Вузовский учебник, 2017. - 295 с.