Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Творческие задания и их роль в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.

Работа №33058

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2020
Стоимость3500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
620
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Понятие «познавательный интерес» в психолого - педагогической литературе 6
1.2 Критерии и уровни развития познавательного интереса младших школьников 17
1.3 Особенности формирования познавательного интереса у младших школьников 21
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………….........30
2.1 Виды творческих заданий по русскому языку и их использование на разных этапах урока в начальной школе 30
2.2 Анализ экспериментальной работы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 70


Актуальность. Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества.
Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет - это учебный предмет, ставший «сферой целей» обучающихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом. Можно выдвинуть следующее предположение, если учитель правильно подберет формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным и полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников.
В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными - не аномалия, а норма. Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, наконец, использовать те богатейшие возможности, которые дала ему природа, и о существовании которых многие подчас и не подозревают.
Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Именно на это должны быть направлены усилия педагогов.
Тяга к творчеству, которая (как и всякая чисто человеческая потребность) является не врождённым качеством, не природным даром, а результатом воспитания (стихийного, незаметного или организованного, очевидного), - эта тяга к творчеству может быть сама обращена в средство педагогического воздействия, в частности, в средство формирования познавательных интересов младших школьников, в средство формирования потребности учиться, получать знания.
Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема квалификационной работы «Творческие задания и их роль в формировании познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка».
Цель исследования: выявление и обоснование эффективности использования творческих заданий по русскому языку для формирования познавательных интересов младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования познавательных интересов младших школьников.
Предмет исследования: творческие задания по русскому языку, способствующие формированию познавательных интересов младших школьников.
Задачи работы:
1. раскрыть психолого-педагогическую сущность познавательных интересов учащихся;
2. определить критерии и уровни сформированности познавательных интересов;
3.выявить особенности формирования познавательного интереса у младших школьников;
4. исследовать проблему формирования познавательного интереса младшего школьника через использование различных форм и видов творческих заданий.
Гипотеза исследования: использование творческих заданий по русскому языку для формирования познавательного интереса младших школьников будет эффективным, если:
- учитываются индивидуальные особенности младших школьников;
- творческие работы используются на разных этапах урока русского языка;
- применяются различные формы работы при проведении творческих заданий на уроках русского языка.
Использовался следующий комплекс методов:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- обобщение и систематизация материала по теме исследования;
- экспериментальный и статистический метод (количественная обработка результатов экспериментальных исследований).
Теоретическая значимость: систематизация материала по данной теме. Работая над проблемой формирования познавательных интересов младших школьников в процессе обучения русскому языку, мы опирались на идеи и опыт тех педагогов и психологов, которые занимались исследованием этой проблемы: С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготский, В.В. Давыдова, В.А. Крутецкий, Г.И. Щукиной, Н.Л. Погореловой, Н.Г.Морозовой, А.Г. Ковалев, Л.И. Божович и др.
Практическая значимость квалификационной работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы учителями и студентами.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 8 имени Героя Советского Союза Семёна Григорьевича Хребто станицы Новопашковской, Крыловского района Краснодарского края.
Структура работы: квалификационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При подготовке квалификационной работы была определена цель исследования: выявление и обоснование эффективности использования творческих заданий по русскому языку для формирования познавательных интересов младших школьников.
Для достижения цели были решены ряд задач:
- раскрыта психолого-педагогическая сущность познавательных интересов учащихся;
- определены критерии и уровни сформированности познавательных интересов;
- выявлены особенности формирования познавательного интереса у младших школьников;
- исследована проблема формирования познавательного интереса младшего школьника через использование различных форм и видов творческих заданий.
Таким образом, мы убедились, что одной из серьезнейших проблем школы является резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Поэтому обучению русскому языку в начальной школе уделяется большое внимание.
Очень важно в начальных классах большое внимание уделять творческим заданиям, для более осознанного восприятия учебной программы, в силу возрастных особенностей учащихся.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что для более глубокого усвоения учебного материала творческие задания должны использоваться систематически и на разных этапах урока. Но обязательно, учитель должен правильно понимать творческие задания, как фактор, влияющий на психические процессы, ясно осознать цель использования, и применять на уроке с другими дидактическими средствами. Только тогда это будет способствовать приближению научных истин к пониманию учеников, и способствовать лучшему протеканию познавательных процессов.
Урок русского языка таит в себе неограниченные возможности для развития познавательного интереса. Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы;
Именно от учителя зависит формирование познавательного интереса учащихся.
В учебное занятие можно привнести не только стандартные формы работы, но и реализовывать творческие идеи, применять современные технологии обучения.
В результате квалификационного исследования определены и проверены на практике психолого-педагогические условия, необходимые для формирования познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.
Педагогический эксперимент подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что использование творческих заданий по русскому языку для формирования познавательного интереса младших школьников будет эффективным, если реализуются следующие условия:
- учитываются индивидуальные особенности младших школьников;
- творческие работы используются на разных этапах урока русского языка;
- применяются различные формы работы при проведении творческих заданий на уроках русского языка.
Экперимент позволил убедиться в эффективности творческих заданий для формирования познавательного интереса младших школьников, о чем свидетельствует динамика повышения уровня сформированности познавательного интереса экспериментального класса по сравнению с контрольным.
Поэтому еще раз подчеркнем то, что использование творческих заданий различного характера на уроках русского языка, формирует правильное понимание изучаемого предмета, познавательный интерес, желание узнать много нового.




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Актуальные вопросы формирования интереса в обучении [Текст]/Под ред. Г.И. Щукиной. - М.: Просвещение, 1999. – 254 c.
2.Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию [Текст]/ В.Б. Бондаревский. - М.: Дрофа,1996. – 123 с.
3.Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д. И. Фельдштейна/ - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.- 352с.
4.Бондаревская, Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебн. пособие для студентов средних и высших пед. учебных заведений, слушателей ИПК и ФПК. – Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. – 560с.
4. Брель, О. А. Развитие профессиональных интересов старшеклассников в условиях естественнонаучного образования. - Кемерово, 2002. – 190с.
5. Бондаревский, В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 1985.- 143с.
6.Виноградова М.Д. Коллективная познавательная деятельность и
воспитание школьников [Текст]/ М.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1977. – 241 с.
7.Гетманова А.Д. Учебник по логике [Текст]/ А.Д. Гетманова. - М.: Просвещение,1994. – 123 с.
8.Гинзбуpг, М.Р. Неинтеллектуальные фактоpы интеллектуальной активности [Текст]/ О. К. Тихомиpова. - М., 1979. - С.161-167.
9.Дусавицкий, А.К. Формирование мотивов учения младших школьников в зависимости от способа обучения [Текст]/ А. К. Дусавицкий. - М.: Педагогика, 1975. – 243с.
10.Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст]/ Б.П Есипов.М.: Academa, 1961. – 252 с.
11.Ивин А.А. Искусство правильно мыслить [Текст]/ А.А. Ивин. - М.: Просвещение, 1990. - 256 с.
12.Капинос В.И. Изложения: тексты с лингвистическим анализом [Текст]/ В.И. Капинос. - М.: Просвещение, 1994. – 287 с.
13. Киpгинцева, Е.И. Пути фоpмиpования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности [Текст]/ Е. И. Киргинцева. – М.: Просвещение, 1992. – 191с.
14.Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология [Текст]/ Н.Д. Левитов. - М.: Academa,1960. – 354 с.
15.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном воз Немов, Р. С. Психология [Текст]/ Р. С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 331с.расте[Текст]/ А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. – 245 с.
16.Матюшкин, А.М. Исследование интеллектуальной активности детей в условиях учебного и игpового общения [Текст]/ А. М. Матюшкин. - М.: Мысль, 1980. -С.104-113.
17.Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний [Текст]/Под ред. Н.В.Зверевой. М.: Педагогика, 1983. – 156 с.
18.Развитие творческой активности школьника [Текст]/Под ред. А.Н. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. – 254 с.
19.Рациональное сочетание методов развития деятельности школьников [Текст]/Под ред.Н.П. Пальянова. – М.: Томск, 1979. – 189 с.
20.Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения[Текст]/Под ред. М.С.Соловейчик. М.: Просвещение, 1993. – 196 с.
21.Смирнова З.А. Воспроизводящие и творческие работы учащихся при закреплении материала по русскому языку [Текст]/ Под ред. И.Т. Огородникова. - М., 1976. – 267 с.
22.Трегубова Г.В. Развитие творческого мышления на уроках русского языка//Начальная школа, 1995. № 6.
23.Талызина, Н.Ф. Фоpмиpование познавательной деятельности младших школьников [Текст]/ Н.Ф. Талызина. - М.: Педагогика, 1988. – 177с.
24.Тихомирова, О. К. Психологические исcледования интеллектуальной деятельности. [Текст]/ О. К. Тихомиpова. - М.: Наука, 1979. - С.155-161.
25.Формирование интереса к изучению у школьников [Текст]/Под ред. Марковой О.К. - М.: Педагогика, 1986. – 321 с.
26.Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся [Текст]/ Р.А. Хабиб. - М.: Педагогика, 1979. – 234 с.
27.Цукерман Г.А. Зачем детям учиться вместе? Знание, серия «Педагогика и психология», 1985. № 11.
28.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст]/ Г.И. Щукина . - М.: Просвещение, 1979. – 256 с.
29.Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе[Текст]/ Г.И. Щукина - М.: Просвещение, 1986. – 245 с.
30.Бершанская О.Н., Дегтерёва Г.Д.1 Читая – думаю.1 кл.: тетрадь по литературному чтению.–2-е изд.[Текст]/Киров: ООО «Кировская областная типография», 2010. -76с.: илл.
31.Бершанская О.Н., Дегтерёва Г.Д., Кузнецова М.В., Читая – думаю.2 кл., ч.1: тетрадь по литературному чтению.–2-е изд.,[Текст]/ Киров: ООО “Кировская областная типография”, 2009. -76 с.: илл.
32.Капинос В.И. и др. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. М., 1998. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. М.: Педагогика.
33. Юркевич, В.С. Развитие начальных уровней познавательных потребностей у школьников [Текст]/ В. С. Юркевич. – М.: Просвещение, 1980. - N2. –


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ